Административное право зарубежных стран

Административное право зарубежных стран – это отрасль публичного права, регулирующая административную деятельность, осуществляемую вне административного учреждения, ограничивающая администрацию нормами права, и контролирующая их соблюдение

Характерные черты административного права зарубежных стран.

Во-первых, административное право зарубежных стран относится к отраслям публичного права, поскольку регулирует публичную сферу.

Во-вторых, административное право зарубежных стран регулирует прежде всего административную деятельность, а не структуры управления.

В-третьих, административная деятельность как предмет правового регулирования определенными существенными признаками и предполагает выполнение специальных функций:

– программирования – выработка конкретных программных действий;

– организации – определения структур и кадров для выполнения поставленных задач;

– распорядительство – выдача конкретных властных предписаний;

– координация – гармонизация всех действий и усилий в целях выполнения поставленных задач;

– контроль – проверка соответствия результатов поставленным целям и задачам.

В-четвертых, административное право зарубежных стран регулирует управленческую структуру или административную деятельность. Но регулирование управленческой структурой или административной деятельности не является самоцелью. Так, как в ряде стран, например, Великобритании, Франции, Германии, внутриучрежденские правила, регулирующие управленческую деятельность, не считаются правовыми и не могут быть применены в суде. Правовому регулированию подвергается административная деятельность вне административного учреждения. Следовательно, административная деятельность не наделяется полномочиями, а ограничивается нормами права и контролирует их соблюдение – вот главное предназначение административного права зарубежных стран.

Цели административного права зарубежных стран.

Цели административного права зарубежных стран определяются в основном на развитие всей отрасли, так и отдельных ее институтов.

Цели административного права зарубежных стран определяются в каждом государстве, но, как правило, они отличаются в странах континентальной и англосаксонской правовых семей.

В англосаксонских странах основной целью административного права провозглашается защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации.

В континентальной правовой семье целями административного права является не только защита индивида от неправомерных действий или бездействий администрации, но также обеспечение эффективной деятельности публичной администрации и участия общества в процессе принятия административных решений.

УДК 342.9(100)

Болотин В.С.,

доцент кафедры административного и финансового права Орловского филиала

РАНХиГС, к.ю.н., доцент

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В статье рассматриваются основные модели административного права зарубежных стран, особенности предмета правового регулирования и система их источников.

Ключевые слова: административное право, модель, правовая семья, предмет регулирования, источники, конституция, закон, прецедент, договор, норма.

Исследование опыта зарубежных стран в области правового регулирования тех или иных общественных отношений и сделанные на его основе выводы могут быть продуктивно применены в отношении аналогичных сфер человеческой деятельности, возникающих на территории РФ.

По мнению В.Я. Кикотя, Н. В. Румянцева и Г.А. Василевича, общий подход к определению административного права зарубежных стран сводится к совокупности правовых норм, регулирующих публичную администрацию (административную деятельность) и контроль над ней.

Административное право права зарубежных стран рассматривает в качестве основных институтов: публичную администрацию и административную деятельность; административные процедуры; государственную службу; полицию как правоохранительный орган механизма реализации государственного управления; контроль над законностью управленческой деятельности и административную юстицию.

Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. отмечают, что существует мнение, что страны, внедрившие у себя административное право, подразделяются на два типа: 1) Франция и страны, заимствовавшие ее

правовую систему; 2) страны, в которых преобладает влияние германского права. Этим двум типам государств противостоят страны, игнорирующие автономию административного законодательства (например, США, Великобритания, другие страны с англосаксонскими правовыми традициями).

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран.

Определение предмета административного права зависит от принадлежности конкретной страны к определенной правовой системе.

Ю.А. Тихомиров в качестве объектов сравнения выделяет континентальную систему права, систему общего права, социалистическое право и его возможные современные альтернативы — славянское или евразийское право, правовые семьи религиозно-нравственной ориентации, систему североевропейского права, латиноамериканскую правовую семью.

Различия в национальных законодательствах обусловлены как природой «правовых семей», к которым относятся эти законодательства (континентальная, общего права, мусульманская и др.), так и особенностями традиций, исторического развития государств и этапами проведения административных реформ. На законодательство влияют политический фактор и внешняя политика того или иного государства — сотрудничество, союзнические отношения, нейтралитет, конфронтация.

Для романо-германской правовой системы характерны следующие свойства:

а) закон и право не отождествляются, право тесно связано с нравственностью; б) крайняя общность правовых норм, т.е. нормы формируются в некотором роде как сложные правила поведения, они не отражают конкретный прецедент и адресованы кругу неопределенных личностей; в) разбиение права на независимые ветви-отрасли; г) существование хорошо разработанного законодательства и иерархия нормативных актов; д) главную роль в иерархии законов занимает Конституция государства; е) осуществляется кодификация и систематизация нормативных актов; ж) играют определенную роль толкования, данные судами, ввиду не отождествления права и закона; з) роль правового правила среди источников.

В странах континентальной правовой семьи предмет административного права определен достаточно четко. В него включаются все вопросы публичного управления: создание, структура, функции, организация деятельности административных органов и учреждений; административные акты; административные процедуры; публичная служба; контроль за административной деятельностью, в том числе организация административных судов и административное судопроизводство.

В странах англосаксонской правовой семьи предмет административного права понимается иначе. В Великобритании наука административного права изучает деятельность исполнительной власти и контроль над ней, при этом главное внимание уделяется формам, методам, средствам судебного контроля над администрацией. Предмет административного права в США определяется как административное нормотворчество, административная квазисудебная деятельность, контроль над административными учреждениями.

Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего, организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

Родиной административного права справедливо считают Францию. Современное французское административное право — продукт двухсотлетнего развития системы органов государственного управления. Для него характерны традиционно сильная централизация и наличие обособленных административных судов, сыгравших решающую роль в формулировании норм административного права. Администрация в своей деятельности связана законом и несет ответственность за превышение власти и другие незаконные действия, за причиненный ею ущерб.

К источникам административного права современной Франции относятся международные договоры, роль которых значительно возросла в связи с вхождением страны в Европейский союз, Конституция Франции и другие законы, нормативные акты административных органов, решения судов (в основном административных).

Особенностью правовой системы Италии является наличие специального нормативного акта, устанавливающего четкую иерархию источников права. В соответствии с Общими положениями о законе, принятыми вместе с Гражданским кодексом, источниками права признаются законы, регламенты, корпоративные нормы и обычаи. В новейших итальянских курсах публичного права дается более детальная классификация: источники права, обладающие верховенством (Конституция и конституционные законы); первичные источники (законы и акты, имеющие силу закона); вторичные или производные источники (регламенты и приравненные к ним акты); иные источники (конституционные соглашения, обычаи, акты Европейского союза).

Понятие административного права ФРГ неразрывно связывают с публичным управлением. В ФРГ подразделяют административное право на общее и особенное. Общее административное право направлено на регулирование многих областей организации и деятельности государственной администрации, особенное административное право регулирует отдельные области.

В состав особенного административного права включают следующие правовые подотрасли: коммунальное, полицейское и право охраны общественного порядка, публичной службы (чиновничье право), строительное право, право уличного и дорожного движения, регионального и земельного планирования, хозяйственного управления, экологическое право.

Источники административного права ФРГ как в формальном, так и в материальном значении можно представить в виде определенной системы, «вершину» которой образуют Основной закон (Конституция) и акты высших представительных органов (бундестага и бундесрата) и нормотворчество органов публичной администрации, включая правительственные органы управления. Особое место в системе источников права ФРГ занимают решения Федерального административного суда по некоторым вопросам и нормы международных соглашений.

Систему скандинавского права составляют датское, шведское и норвежское право. В списке юридических источников первое место занимают Конституция и конституционные обычаи; второе — формальные законы (или традиции); третье — судебная практика Верховного Суда;

четвертое — материалы, обосновывающие законопроекты (помогают выяснить замысел и цели закона). Указанные четыре вида источников самые важные. На пятом месте в списке так называемые разумные оценки и правительственные акты, деловые обычаи и др.

Англо-американская правовая семья — это семья, опирающаяся на общее право. Отличия английского права от романо-гер-манской семьи заключается в следующем: а) отсутствие разбиения в английском праве на общее и частное право; б) источником английского права является судебная практика; суды не только применяют правовые нормы, но и создают их; в) в настоящее время закон, т.е. парламентский акт также выступает важным источником английского права.

В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административное право Великобритании и США не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений между частными лицами и административными органами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В англосаксонских странах административное право позднее развилось в самостоятельную отрасль. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права. С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивалась административная деятельность и укреплялся аппарат административной власти. Этот процесс сопровождался появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Многие авторы отмечают, что административистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов.

Источниками административного права

США являются: — Конституции (федеральная и штатов); — законы федерации и штатов; — судебные решения; — акты административных учреждений.

Характерным для источников британского права является отсутствие конституции как единого документа и большая роль освященных веками обычаев: обычного и общего права. С учетом этого источниками административного права Великобритании являются: — законы (конституционные и обычные); обычаи; решения судов по конкретным делам; административные нормативные акты.

Страны Содружества, возглавляемого Великобританией, придерживаются соответствующих подходов к административно-правовому регулированию, однако в настоящее время на них оказывают некоторое влияние страны, относящиеся к континентальному праву, например к французскому или германскому толкованию. Возможно, это объясняется развитием европейской интеграции — Европейского союза — и политической активностью входящих в него государств.

Право в Европейском союзе — это особый вид законодательства, розданный на основе сочетания принципов, содержащихся в юридических системах стран-участниц, и новых принципов, характерных для правопорядка Сообщества. Хотя в последние годы наблюдается тенденция к гармонизации административного права, как в странах Западной Европы, так и за ее пределами, все еще существуют различные подходы к нему.

Основным источником правовых норм ЕЭС являются учредительные договоры и законы, принятые в целях их реализации. Договоры являются первичными правовыми документами, законы — вторичными. И те и другие дополняются юрисдикцией Европейского Суда справедливости.

Действующее в настоящее время в странах Восточной Европы административное право является продуктом перестроечных процессов начала 90-х годов. Отказ от социалистического пути развития, стремление обрести самостоятельность привели к изменению политической системы этой страны и преобразованию административного права.

Среди нормативного массива СНГ особый интерес представляет модельное законодательство, служащего средством унификации и гармонизации национального

законодательства рекомендательного характера, не исключающего императивных норм, признаваемых в порядке добровольных самообязательств.

Однако в рамках Содружества Независимых Государств, не объединенных единой территорией, практика применения модельного законодательства оказалась плачевной.

Вместе с тем сегодня СНГ по-прежнему остается единственным содружеством после распада Советского Союза, которое, при всех своих недостатках, объединило все постсоветское пространство, за исключением стран Балтии, по многим интеграционным направлениям. Несмотря на непростые взаимоотношения, которые складываются между постсоветскими государствами, для нас очевидно — потенциал постсоветской интеграции еще не исчерпан, и выносить политический «вердикт» еще рано.

Так, например, в настоящее время Евр-АзЭС, Таможенный союз, ОДКБ представляют собой международную площадку, обладающую функциями по формированию общей экономической интеграционной политики и коллективной безопасности.

Самым интегрированным сообществом на постсоветском пространстве является Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ).

В результате трансформации национальные правовые системы постсоветских государств можно отнести к нескольким обособленным группировкам:

— Евразийское объединение правовых систем, ориентирующихся на романо-гер-манское право, которое характеризует тяготение права в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Казахстана, Азербайджана, Беларуси и др.;

— объединение правовых систем постсоветских государств с преобладающим мусульманским населением ориентирующееся к евразийскому объединению правовых систем, при внешнем заимствовании некоторых положений у романо-германского права, которым присущи отдельные черты, отражающие национальные и общеисламские правовые традиции, например Узбекистана;

— объединение правовых систем стран Балтии с тяготением к северной, скандинавской правовой семье.

Принципы и нормы мусульманского права, скорее всего, являются своеобраз-

ными критериями духовно-нравственного состояния общества в силу определенных геокультурных и исторических факторов, однако они не являются определяющими для формирования структуры источников правовой системы, например в Азербайджане. В Грузии активно заимствуются достижения основных правовых семей, в частности романо-германского и общего (англо-саксонского) права.

Как мы уже отмечали ранее, постсоветское правовое пространство в очередной раз претерпевает изменение своей конфигурации, образованное двумя полюсами притяжения: Таможенный союз и инициатива «Восточного партнерства», предлагаемое Европейским союзом. Данный выбор обусловлен как сложившимся политическим режимом в странах — лидерах региона (Россия, Белоруссия, Казахстан), так и поиском собственной идентичности в странах «цветной революции» (Украина, Грузия и примкнувшая к ним Молдова).

В соответствии с проектом договора об учреждении Евразийского экономического союза (далее — Союз, ЕАЭС) предусматривается «гармонизация законодательства»

— сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах.

Еще одним интеграционным формированием на постсоветском пространстве, затрагивающим область безопасности, является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Решения, принимаемые в области безопасности на уровне СНГ, реализуются в национальных административных законодательствах и в деятельности уполномоченных субъектов, которая во многом носит административно-правовой характер.

Ядром источников административно-правовой системы Евразийского содружества являются заключаемые договоры и соглашения при главенствующей основе Конституций государств — участников содружества.

В частности Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений — на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, в соответствии с законодательством государств

— членов Таможенного союза25.

В основе системы источников административного права на постсоветском пространстве лежит нормативно-правовой акт. В нее входят:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конституционные положения и нормы национального административного законодательства;

общепризнанные принципы и нормы международного права;

нормы ратифицированных договоров и соглашений;

модельные законы СНГ; административно-правовые доктрины; административно-правовые обычаи; а также административно-правовые прецеденты.

Таким образом, систему источников административного права зарубежных стран составляют:

нормативно-правовые акты, при этом базовым нормативным актом, высшей юридической силой и косвенно регулирующим административно-правовые институты и отношения выступает конституция страны;

судебные прецеденты и судебная практика (наиболее важные роль прецеденты-толкования судей, применяющие закон на основе его анализа и инерпретации);

нормативные договоры (включая международные);

акты управления, регулирующие внутриучрежденческие вопросы, не затрагивающих интересы частных лиц;

правовые обычаи (возведенные в ранг нормы права, либо окончательно разрешение на их основе административных дел).

Административное право зарубежных стран строится на нормах и принципах законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, целесообразности и необходимости, эффективности, правовой стабильности, экономичности, профессиональности.

Библиографический список

Абдуллаев Э. И. Сравнительное административное право: Дис. … д-ра юрид. наук. — Баку, 2000. — 450 с.

Административное право: Часть первая. Учебник. — М.: ЦОКР МВД России, 2005. -428 с.

Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. — М.: Издательство «СПАРК», 1996. — 229 с.

Административное право зарубежный стран: Учебник / Под ред.: А.Н. Козырина,

М.А. Штатиной. — М.: Спарк, 2003.- 464 с.

— 431 с.

Иванов А.А. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. — М., 2007. — 60 с.

Копытов Ю.А. Административное право: Учебник для бакалавров / Ю.А. Копы-тов. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 645 с.

Полюбин Д.В. Конституционно-правовые основы осуществления административного контроля за органами местного самоуправления за рубежом // Административное и муниципальное право.

— 2011. — № 8. — С. 20 — 26.

Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Автореф. дис … доктора юрид. наук. — Москва, 2011.

— 46 с.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс, 2 издание. Москва: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. — 697 с.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Издательство НОРМА, 1996. — 432 с.

Хели Й. Краткий очерк о скандинавских источниках права и юридическая методика с позиций норвежского права. // Труды молодых исследователей по сравнительному праву. — М.: Издательская группа «Юрист».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 2010. — №3 (8). — С. 3 — 7.

1 Полюбин Д.В. Конституционно-правовые основы осуществления административного контроля за органами местного самоуправления за рубежом // Административное и муниципальное право.

— 2011. — № 8. — С. 20.

4 Бачило А.Л., Сокол Н.Е. Сравнительное административное право (краткий курс лекций): Учебн. пособие. — Мн.: НО ООО «БИП-С», — 2003. — С. 3.

5 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Издательство НОРМА, 1996. — С. 415.

6 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. — М., — 2005. — С. 110.

7 Абдуллаев Э.И. Сравнительное административное право: дис. … д-ра юрид. наук.

— Баку, — 2000. — С. 27-28.

8 В.Я. Кикоть, Н. В. Румянцев, Г.А. Василевич. Указ труд. — С.8.

9 Копытов Ю. А. Административное право: учебник для бакалавров / Ю. А. Копытов. — М.: Издательство Юрайт, — 2013.-С.563.

10 Италия. Конституция и законодательные акты. — М.: Прогресс, 1988. С.61 — 65.

11 Цит. по: Копытов Ю.А. Административное право: учебник для бакалавров / Ю.А. Копытов. — М.: Издательство Юрайт,

— 2013. — С. 563-569.

13 Административное право зарубежный стран: Учебник / Под ред.: А.Н. Козы-рина, М.А. Штатиной. — М.: Спарк, — 2003.

— С. 5.

14 Цит. по: Иванов А.А. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М., — 2007. — С.3.

16 Иванов А.А. Административное право зарубежных стран. — М., 2007. С. 18.

17 В.Я. Кикоть, Н. В. Румянцев, Г.А. Василевич. Указ труд . — С.8.

20 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 7. — Ст. 786.

24 Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: автореф. дис. … доктора юрид. наук. — Москва, — 2011.— С.3.

25 Статья 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. — 2010. — № 50. — Ст. 6615.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abdullayev EI Comparative administrative law: Dis. Dr. … jurid. Sciences. — Baku, 2000 — 450 p.

2. Administrative Law: Part One. Textbook. — M.: TSOKR Ministry of Russia, 2005 — 428p.

3. Administrative law of foreign countries. Textbook. — M: Publisher» SPARK «, 1996 — 229 p.

4. Administrative Law Foreign Countries / Ed.: AN Kozyrin, MA Shtatinoy.- M .: Spark, 2003.- 464 p.

8. Ivanov A.A. Administrative law of foreign countries. Textbook. — M., 2007 — 60.

9. Kopitov Y.A. Administrative law: a textbook for undergraduate / YA hooves. — M.: Publishing Yurait, 2013 — 645 p.

13. Tikhomirov Y.A. Rate of Comparative Law. — M .: Publisher RATE, 1996 — 432 p.

Понятие административного права США. Это отрасль права регулирует специфические общественные отношения, возникающие в результате осуществления полномочий государственными учреждениями, порядок их деятельности, а также отношения, возникающие в процессе судебного контроля над администрацией. То есть нормы административного права регулируют полномочия и структуру административных учреждений, а также включаются в административное право и нормы, регулирующие надзор как вид государственного контроля судебными органами за деятельностью администраций. В США особое внимание уделяется так называемому «внешнему административному праву», то есть правовому регулированию осуществления внешних функций государственного управления, а не внутриорганизационному аспекту управления.

Главный акцент действия норм административного права в США сводится не к тому, что это право создано администрацией (так называемое у нас исполнительно-распорядительная деятельность), а основной смысл в том, что с помощью этих норм права контролируется сама администрация, так как все ее полномочия и порядок осуществления регламентирован административными нормами.

Источниками норм административного права являются: конституции, законы, судебные решения и акты административных учреждений (здесь по тексту слова административный и государственный равнозначны).

Нормами административного права регулируются отношения о прохождении гражданской службы и службы в органах МСУ.

Например, с 1946 г. федеральными законами и нормами административного права была установлена ответственность федеральной казны за вред, причиненный государственным и муниципальным служащим. Начиная с 1960 г. в США шире стали обжаловать решения административных учреждений в суд.

Администрация в США классифицируется как организация администрации (то есть учреждение, осуществляющее внутреннее организационное управление). Это прежде всего: 1) федеральные административные учреждения; 2) административные учреждения штатов и учреждений МСУ. Каждый штат разделен по административно-территориальному принципу примерно на 3 тысячи графств и примерно 19 тыс. муниципалитетов (учреждений МСУ).

Гражданская служба в США (федеральная) имеет свою правовую историю с 1883 г., когда был принят закон «О гражданской службе».

Регулирование административной деятельности осуществляется в двух формах:

• разработка и принятие нормативных актов;

• рассмотрение отдельных дел конкретных лиц и вынесение решений (индивидуальных актов).

Согласно поправке № 1 к Конституции США граждане имеют право официально обращаться к Правительству США с петицией о прекращении злоупотреблений в административных учреждениях. В течение 30 дней Правительство США должно ответить по существу, либо отклонить петицию, либо принять к слушанию, то есть определить время, место и характер нормативной процедуры рассмотрения петиции, ссылки на акт и его цель.

С 1872 г. административно-правовые акты в США стали опубликовываться. С этого времени появилась самостоятельная административная юстиция, так называемая квазисудебная деятельность, то есть многофункциональная внесудебная (то есть административная) деятельность.

Особую роль в организации управленческой деятельности американских учреждений играет административная процедура. Как сказал член Верховного Суда США Ф. Франкфуртер (1943 г.), «История свободы была обязана во многом истории соблюдения процедурных гарантий». Большую роль в этом процессе сыграли принципы гласности и доступности административного процесса. Административно-процессуальными нормами был четко установлен порядок ответа на запрос частного лица в учреждение и выдача ему документов в течение 10 рабочих дней. Отказ может быть обжалован в суде в течение 20 рабочих дней. Строгое соблюдение сроков и разрешение по существу самого дела, в результате которого виновному должностному лицу учреждения может быть вынесен штраф до 5 тысяч долларов. Широко используются досудебные совещания или консультации, например, с целью упрощения рассмотрения вопросов для суда; изменения текста в заявлении; возможность признания предоставленных фактов и документов; ограничение числа экспертов и сроков экспертиз — все это вместе гарантирует надежную защиту прав и законных интересов граждан, обращающихся в суд.

До 1946 г. административные решения принимались различными должностными лицами, после же только специалистами по этим вопросам или жалобам.

Особое значение имеет судебный контроль над решениями и действиями администраций учреждений. Например, в 1980 г. из 10 тыс. поданых гражданами жалоб примерно 20% было удовлетворено по существу.

Суды осуществляют контроль в двух формах: 1) статутный (законный); 2) нестатутный — в основном, неправомерные приказы администрации.

Основной акцент в административном праве США делается на вопросах административно-правового регулирования статуса учреждений и их должностных лиц в осуществлении своих управленческих функций и задач и осуществление судебного и общественного контроля за деятельностью администраций учреждений.

До конца XIX века административное право Великобритании не являлось самостоятельной отраслью права из-за того, что государство не влияло на общественность (или влияние было незначительным), а сам аппарат был небольшим. В начале ХХ века гос. аппарат существенно вырос в размера, равно как и объем выполняемой им деятельности. Благодаря этому и было введено в действие административное право.

Британская государственно-правовая система является особенной по той причине, что в ней до сих пор большой вес имеет монархия, основная работа проделывается парламентом, а на практике реализуется принцип разделения власти. Также в Великобритании отсутствует Конституция (в качестве единого документа) и действует прецедентное право. Под влиянием данных отличительных черт и было сформировано административное право Великобритании.

Замечание 1

Одна из основных проблем в административно-правовом регулирование — это то, как организуется и осуществляется судебный и внесудебный контроль деятельности органов исполнительной власти.

Источники административного права

Источниками административного права Великобритании являются:

  1. Законы (Конституция и другие).
  2. Обычаи.
  3. Заключения различных судов в отношении конкретных дел.
  4. Административные нормативно-правовые акты.

Среди конституционных законов особого внимания заслуживают так называемые исторические документы: Великая хартия вольностей (1215); Петиция о правах (1628); Акт Хабеас корпус (1679); Билль о правах (1689). Перечисленными законами, которые также иногда называют «библией английской конституции», на исполнительную власть возложена обязанность уважения и соблюдения права граждан Великобритании на жизнь, свободу, собственность. Благодаря этому и были установлены правила, на основании которых граждане привлекаются к суду. К обычным законам принадлежат:

  • Законы о Парламенте (1911, 1949);
  • Закон о народном представительстве (1989);
  • Законы о чрезвычайном положении (1920, 1964);
  • Законы о местном самоуправлении (1972, 1974, 1985);
  • Закон о гражданстве (1981);
  • Закон об актах делегированного законодательства (1946), установивший порядок принятия и публикации административных нормативных актов, издаваемых по полномочиям парламента;
  • Закон о трибуналах и расследованиях (1971), который регулирует организацию и деятельность британской административной юстиции (административных трибуналов и министерских расследований);
  • Закон об исках к короне (1947), в котором обобщается практика судов относительно дел об ответственности администрации за вред, который был причинен их служащими.

Замечание 2

Большое влияние на административное право оказывают обычаи. К примеру, обычаем обусловлено право короны, другими словами владение высшей государственной властью, регулирование вопросов относительно гос. службы или право суда на окончательное решение споров, возникающих на почве права.

Судебное прецедентное право, а именно его нормы, действительны относительно контроля суда над администрацией. Они относятся к обращениям граждан в суд, какой должна быть форма данного обращения и того, насколько глубокой должна быть проверка административных действий судом.

Источниками административного права также являются некоторые административные нормативно-правовые акты:

  • приказ Короны в совете;
  • циркуляр, инструкция, приказ министерства или ведомства, акты органов местных самоуправлений;
  • вынесенные администрацией решения относительно определенных дел, которые действуют как административные прецеденты.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Организация правления

Система органов исполнительной власти возглавляется Короной — совокупностью полномочий органов правления. Корону также можно рассматривать в качестве исполнительной власти.

Система органов ИВ включает в себя основные органы исполнительной власти и местные самоуправления. Центральные административные органы включают: премьер-министра, кабинет, правительство, Тайный совет, министерства и ведомства.

Замечание 3

Кроме отраслевых и функциональных министерств, существуют также министерства по территориальному разделению, которые занимаются делами Ирландии, Уэльса и Шотландии.

Премьер-министр является главным советником короны. Он стоит во главе правительства, а в его обязанности входит управление работой кабинета, различных министерств и центрального ведомства. Им назначаются высшие должностные лица и высшие судьи.

Возникновение Кабинета датировано концом XVII века в качестве органа при Короне, который включал в себя министров, возглавлявших основные министерства. На сегодняшний день в него входят около 20 участников. Основные функции кабинета:

  • представляет парламенту окончательные варианты политики;
  • контролирует действия органов ИВ на предмет того, соответствуют ли они политическим курсам, которые утверждены в парламенте;
  • разграничивает сферы и координирует деятельность министерств и ведомств.

На основании закона, максимальное число членов, которые могут входить в правительство, составляет 95. Это министры, возглавляющие министерства, а также их заместители; министры без портфеля; парламентские секретари министерств; лица, занимающие некоторые традиционные должности (лорд-канцлер, лорд казначейства, лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лорд-хранитель печати, главный почтмейстер). Полный состав правительства невозможно одновременно встретить на заседании и им не принимаются никакие решения.

Определение 1

Правительство является группой лиц, несущих коллективную ответственность на политическом уровне перед правительством и все они должны уйти в отставку, когда в нее уходит премьер-министр.

Определение 2

Тайный совет при Короне — это орган, который занимается принятием основных решений.

Обычно он включает в себя от 300 до 400 членов и является правительственным органом. Его членами являются: все министры кабинета и некоторые другие министры; судьи Апелляционного суда; архиепископы англиканской церкви; почетные члены. Во время заседаний Тайного совета происходит оформление решений кабинета как приказов Короны в Совете. С 1998 по 2000 год была совершена реформа региональных администраций таких частей Великобритании, как Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Великобритания включает в себя местные самоуправления, которые являются независимыми от центральной власти. Перечислим их основные характеристики:

  • данные органы имеют статус юридического лица;
  • реализуют административные полномочия на территориях, являющихся подведомственными;
  • обладают финансовой самостоятельностью (в индивидуальном порядке устанавливают местные налоги, избирают руководителей в местные органы).

Административная деятельность и гражданская служба

В XIX веке ввели открытый конкурсный экзамен, с помощью которого можно было поступить на гос. службу, и также ввели Комиссию гражданской службы, в качестве руководящего органа системы, по которой набирали служащих. Основой для этого являлся принцип отделения управления от политической деятельности. По этой причине должностные лица администрации были разделены на политиков, которые регулярно должны были сменяться (примерно 100 человек) и тех, которые на постоянной основе оставались в администрации. Первая группа регулярно покидает свои должности, когда премьер-министр уходит в отставку. Вторая группа — профессиональные служащие, которые продолжают занимать свои должности вне зависимости от смены премьер-министра.

Замечание 4

На сегодняшний день гражданская служба управляется Министерством финансов и Управлением министра гражданской службы, должность которого занимает премьер-министр. Гражданскую службу регулируют актами от 1990-х годов.

В Великобритании выделяется несколько основных видов того, как осуществляют деятельность администрации:

  • нормотворчество, которое носит название делегированного законодательства;
  • административная юстиция.

У первого данное название обусловлено тем, что его осуществление происходит посредством основного пути реализации полномочий администрации, которые делегируются на основании особых законов парламента. У администрации нет полномочий на то, чтобы издавать нормативные акты, за исключением случаев, когда их действия производятся на основании королевской прерогативы. Контролирование административного нормотворчества осуществляется парламентом и судами.

Замечание 5

Когда администрация разрабатывает проекты нормативно-правовых актов, используются консультации с лицами и компаниями, заинтересованными в данном вопросе.

Осуществление административной юстиции производится трибуналами, которые не зависят от других учреждений (административные суды), а также посредством министерских расследований. Трибунал действует в случае, если назначаются социальные пособия или оказываются другие социальные услуги. Министерское расследование проводится непосредственно министрами во время решений политических вопросов (в случае необходимости). Также перед тем, как решение будет принято, есть норма выслушать общественное мнение, особенно тех граждан, которые заинтересованы в данном вопросе. То, как организовываются трибуналы и расследования, урегулировано на основании Закона о трибуналах и расследованиях от 1971 года.

Контроль суда над администрациями осуществляется парламентом и судами. Другие органы к данному контролю не имеют практически никакого отношения. В британских судах в последнюю очередь разрешаются споры относительно права, включая споры, в которых участвуют должностные лица государства. Контролирование администрации судами является практическим воплощением принципа господства права.

У любого заинтересованного лица есть право на обращение в суд с жалобой на действия, осуществляемые администрацией. Суд обязан принять поступившие жалобы к рассмотрению в случае, если администрацией превышен предел правомочий, которые предусмотрены на основании закона (или же неправильно применяются нормы права).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий