Административное судопроизводство в арбитражном процессе

Особенности рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Согласно Конституции РФ арбитражные суды наряду с конституционными судами и судами общей юрисдикции осуществляют правосудие. Хотя ст. 118 не содержит в перечне видов судопроизводств арбитражного, нормы ст. 125, 127, 128 Конституции РФ подтверждают конституционность судопроизводства в арбитражных судах.

Нормативной правовой базой деятельности арбитражного суда в сфере административного судопроизводства являются:

  • • Конституция РФ;
  • • международные договоры и конвенции;
  • • Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 «О судебной системе Российской Федерации»;
  • • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № ФКЗ-1 «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
  • • АПК РФ;
  • • Федеральный закон от 24.07.2002 № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • • НК РФ и др.

При единстве основных свойств административного судопроизводства закон предусматривает его дифференциацию в зависимости от ряда причин, включая распределение подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В арбитражных процессуальных кодексах Российской Федерации 1992 и 1995 гг. отдельные категории дел, вытекающих из административных правоотношений, лишь перечислялись как подведомственные арбитражному суду и рассматривались по правилам искового производства. В АПК РФ 2002 г. производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, выделено в самостоятельный раздел; расширен круг рассматриваемых арбитражными судами дел, возникающих из административных и публичных правоотношений. Если до 2002 г. производство в арбитражных судах велось только по административно-правовым спорам, то после вступления в действие новых КоАП РФ и АПК РФ арбитражные суды начали рассматривать и дела об административных правонарушениях.

Увеличение количества дел данной категории побудило создать в арбитражных судах две коллегии: гражданско-правовую и административную. При этом по данным статистики количество дел, возникающих из административных конфликтов, превалирует над гражданско-правовыми спорами.

В настоящее время арбитражные суды рассматривают следующие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые арбитражным судом

  • • об оспаривании нормативных правовых актов , затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 23 АПК РФ);
  • • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственной органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, если затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 24 АПК РФ);
  • • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ);
  • • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ);
  • • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение не отнесено к компетенции арбитражного суда.

Всем видам административного производства свойственны общие процессуальные особенности (рис. 4.9):

  • • формой обращения заинтересованного лица за защитой своих прав является заявление;
  • • объектом судебного рассмотрения являются публично-правовые отношения, которым присуще следующее:
    • – императивный характер;
    • – стороной в споре являются органы публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления или иные органы, имеющие публичные полномочия, их должностные лица);
  • • судом разрешается конфликт административного (публичного) характера, основанный на реализации властных полномочий органов или должностных лиц;
  • • в данном производстве не могут использоваться такие характерные для гражданского спора институты арбитражного процессуального права, как иск, встречный иск, третьи лица, договорная подсудность; дело не может быть передано на разрешение третейского суда;
  • • отказ от заявленных требований не обязателен для суда, а мировое соглашение возможно только по определенной категории дел, что свидетельствует об особенностях применения принципа диспозитивности;
  • • бремя доказывания возложено законом на административный орган, что свидетельствует об изменении содержания принципа состязательности;
  • • активная роль суда в процессе, т.е. право суда самостоятельно обеспечить доказательства, обязать явиться в судебное заседание.

Рис. 4.9. Общие процессуальные особенности, присущие административному производству

Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, как и иных экономических споров, определяется нормами ст. 29 АПК РФ.

Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, зависит от субъектного состава конфликта и допускается лишь в случае, когда это прямо определено федеральным законом.

Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, установлен в ст. 189 АПК РФ, где указано, что он подчиняется общим правилам искового производства (т.е. требованиям ст. 125, 128, 129, гл. 14–21 АПК РФ), но с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Несмотря на то что есть общие черты, присущие порядку рассмотрения всех дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, производство по каждому виду дел характеризуется специфическими особенностями, отраженными в гл. 22–26 АПК РФ (см. ст. 17, 29, 34, 52, 53 и др.).

  • 15 апреля 2014 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона № 466670-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», который предусматривает изъятие из подведомственности арбитражных судов, за исключением Суда по интеллектуальным правам, дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Понятие и сущность административного судопроизводства в арбитражном процессе

Согласно ст. 118 К РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции также системой арбитражных судов РФ. Например, рассмотрению арбитражными судами подлежат следующие категории дел: дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; дела об оспаривании нормативных правовых актов; дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления; дела об административных правонарушениях; дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Рассмотрение указанных дел является формой осуществления административного судопроизводства.

Такая четкая структуризация и выделение видов судопроизводств в арбитражном процессе появилась с принятием АПК РФ 2002 г.

Административное судопроизводство в арбитражном процессе находится в тесной взаимосвязи с нормами КоАП, которые определяют порядок рассмотрения дел при привлечении виновных лиц к ответственности за административные правонарушения, основания для привлечения к ответственности, санкции за совершенное правонарушение.

Структура административного судопроизводства в арбитражном процессе характеризуется тем, что АПК РФ содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных и налоговых, таможенных, бюджетных и иных отношений.

В российском законодательстве долго не был четко определен порядок административного судопроизводства. Ни в К РФ, ни в иных нормативно-правовых актах не была определена форма обращения в суд по делам, вытекающим из административных правоотношений. Правоведы советского периода неоднократно предлагали выделить административное судопроизводство в самостоятельный вид, поскольку возникающие в данной сфере отношения характеризуются неравным процессуальным положением сторон; особенностями форм защиты нарушенного права; особыми последствиями нарушенного права; особенностями судебного решения и его исполнения.

Разработчики АПК РФ 2002 г. постарались учесть подобные дискуссии и по-максимуму воплотили в современном кодексе большинство предложений правоведов того периода времени.

В современной литературе высказывается мнение о том, что по делам административного судопроизводства разрешается спор о праве.

Кроме того, заслуживает внимания мнение о необходимости сознания административных судов для разрешения споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, поскольку на сегодняшний день примерно одну треть всех дел, рассматриваемых в арбитражных судах первой инстанции, составляют дела, вытекающие из административных правоотношений.

Итак, административное судопроизводство в современном арбитражном процессе представляет собой форму осуществления судебной власти, урегулированную нормами арбитражного процессуального права, направленную на установление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Рассмотрение дел, вытекающих из административных правоотношений, об административных правонарушениях и о привлечении к административной ответственности

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом (ст. 189 АПК РФ).

Важной особенностью арбитражного законодательства является то, что вышеуказанная категория дел должна вытекать из экономических правоотношений или иной предпринимательской деятельности.

Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если иное не установлено законом.

Необходимо отметить, что при рассмотрении данной категории дел немаловажным моментом является субъект, обязанный доказывать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Такая обязанность возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Несмотря на публичный и централизованный характер административных правоотношений, законодатель допускает урегулирование спора, возникающего в подобных отношениях, путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур (ст. 190 АПК РФ).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, также рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. По общему правилу данные заявления подаются в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанные заявления могут быть поданы в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения. Помимо общих требований, установленным в ст. 125, 126 АПК РФ, предъявляемых к заявлениям, законодатель устанавливает дополнительные требования к заявлениям о привлечении к административной ответственности. В заявлении должны быть также указаны сведения, перечисленные в ст. 204 АПК РФ.

Кроме того, к заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, составляет не более двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Однако по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен не более чем на один месяц. Подобные дела рассматриваются судьей единолично.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ст. 205 АПК РФ).

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

  1. наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  2. нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;
  3. вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности (ст. 206 АПК РФ).

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Еще одной особенностью рассмотрения данной категории дел является то, что исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта (ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ).

Кроме того, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, которые также рассматриваются по общим правилам искового производства (ст. 207 АПК РФ).

Возбуждается данное производство на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Заявление по общему правилу может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).

Характерной чертой данной категории заявлений является то, что они не облагаются госпошлиной.

К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Срок рассмотрения дела об оспаривании решений административных органов составляет не более двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления; рассматривается судьей единолично (ст. 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме, его законность и обоснованность.

Порядок принятия решения и выдачи исполнительного при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов схож с порядком рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 23 АПК РФ (ст. 191 АПК РФ).

Как уже было отмечено выше, впервые дела об оспаривании нормативных правовых актов стали подведомственны арбитражным судам с принятием нового АПК РФ 2002 г.

В настоящее время арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов, таможенных органов, органов местного самоуправления, органов по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию и др.

В качестве исключения при рассмотрении особой категории нормативных правовых актов в ст. 34 АПК РФ предусмотрено, что ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением дел, указанных в ч. 4 ст. 34 АПК РФ.

С заявлением об оспаривании нормативного правового акта и признанием его недействительным в арбитражный суд вправе обратиться:

  • граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • иные заинтересованные лица (ст. 192 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны сведения, перечисленные в ст. 193 АПК РФ.

Кроме того, к заявлению должны быть приложены все документы, перечисленные в общей ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

Важно отметить, что подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Учитывая положения, содержащиеся в гл. 23 АПК РФ, можно выделить следующие характерные черты данной категории дел:

  • оспариваемый нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован;
  • оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения нарушают права и законные интересы в экономической сфере и иной предпринимательской деятельности;
  • оспаривание данного нормативного правового акта должно быть отнесено к подведомственности арбитражного суда федеральным законом;
  • оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
  • дела данной категории возбуждаются на основании заявления;
  • с заявлением об оспаривании нормативного правового акта вправе обратиться специальный субъект.

Срок рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта составляет не более трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Учитывая значительный круг лиц, чьи интересы могут быть затронуты оспариваемым нормативным правовым актом, а также последствия в случае признания его недействительным, законодателем определено, что данные дела подлежат рассмотрению коллегиальным составом (ст. 194 АПК РФ).

При рассмотрении материалов дела суд в первую очередь, согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ, осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Обязанность доказывания, как уже отмечалось выше, также возлагается на органы или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт (ч. 6 ст. 194 АПК РФ).

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, установленных АПК РФ и не является препятствием для рассмотрения дела.

По общим правилам рассмотрения дел в арбитражном суде отказ заявителя от искового заявления или заявления приводит к прекращению производства по делу. Однако при рассмотрении данной категории дел, отказ заявителя не является основанием для прекращения производства по делу и не препятствует дальнейшему рассмотрению арбитражным судом дела по существу (ч. 8 ст. 194 АПК РФ).

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

  1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
  2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части, которое вступает в силу немедленно после его принятия (ст. 195 АПК РФ).

Данное решение суда первой инстанции подлежит обжалованию в суд кассационной инстанции.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, иных органов, наделенных публичными полномочиями, и должностных лиц

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства (ст. 197 АПК РФ).

Законодатель также выделяет отдельные категории ненормативных правовых актов, которые подлежат рассмотрению ВАС РФ в качестве суда первой инстанции. К ним относятся: дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в арбитражный суд вправе обратиться:

  • граждане, организации и иные лица с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие- либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • заинтересованные лица (ст. 198 АПК РФ).

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В заявлении должны быть также указаны сведения, перечисленные в ст. 199 АПК РФ.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов, кроме того, прилагаются уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.

При рассмотрении заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными судья должен удостовериться, не отнесено ли рассмотрение данного заявления к компетенции других судов.

Законодателем установлены разные сроки рассмотрения дел о признании ненормативных правовых актов недействительными.

Срок рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц составляет три месяца со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, однако, в отличие от рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, данная категория дел рассматривается единолично судьей.

Срок рассмотрения дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов не должен превышать десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу и также рассматривается судьей единолично (ст. 200 АПК РФ).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания, так же как и при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, возлагается на органы, должностные лица, принявшие оспариваемый ненормативный акт, совершивших действие (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

По ходатайству заявителя действие оспариваемого ненормативного акта может быть приостановлено.

По результатам рассмотрения дела, арбитражный суд может принять одно из следующих решений:

  • о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, в случае если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования, в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя (ст. 201 АПК РФ).

Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению.

Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства (ст. 212 АПК РФ).

Правоотношения, связанные с взысканием обязательных платежей и санкций, регулируются достаточно большим количеством нормативных правовых актов, среди которых, в частности, можно выделить НК РФ, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

С заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в арбитражный суд вправе обратиться:

  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее по тексту — уполномоченные органы) (ст. 213 АПК РФ).

Однако законом установлены определенные условия обращения с подобным заявление в арбитражный суд: уполномоченными органами должны быть предприняты все меры для принудительного взыскания недоимки, т. е. требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы не исполнено должником в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В заявлении должны быть также указаны сведения, перечисленные в ст. 214 АПК РФ.

К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, как и во всех предыдущих случаях, должны быть приложены документы, указанные в п. 1—5 ст. 126 АПК РФ, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Следует отметить, что взыскание обязательных платежей и санкций, возникающих в результате осуществления предпринимательской деятельности, могут быть взысканы двумя способами:

1) путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций;

2) путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным в результате неуплаты обязательных платежей: для юридических лиц — более 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей — более 10 000 рублей, с условием, что срок неисполнения составляет более 3 месяцев подряд.

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ст. 215 АПК РФ).

Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, как в большинстве правоотношений с участием государственных органов, возлагается на заявителя (ч. 4 ст. 215 АПК РФ).

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд вправе принять одно из следующих решений:

  • об удовлетворении требования заявителя в полном или частичном объеме и взыскании с ответчика обязательных платежей и санкций;
  • об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, рассмотрение дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, в арбитражном суде является дополнительной гарантией для предпринимателей и иной заинтересованной категории лиц, как слабой стороны экономических правоотношений, в защите своих нарушенных прав.

Статьей 118 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционное выделение административного судопроизводства в качестве самостоятельной формы правосудия позволяет констатировать необходимость законодательного регулирования такого важнейшего процессуального института. В связи с чем в юридической литературе учеными-административистами (В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, И.В. Панова, Ю.Н. Старилов, В.В. Бойцова, Д.Д. Чечот, С.С. Студеникина, М.Я. Масленников, В.В. Скитович и др.) акцентируется внимание на проблемах судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий и решений государственной администрации и ее должностных лиц.

В настоящий период в России, несмотря на все имеющиеся юридические предпосылки, административное судопроизводство не выделено в самостоятельную ветвь, административные суды не созданы, хотя в юридической литературе научно обоснованы весьма веские причины их формирования. Идея административного судопроизводства весьма далека не только от правового, но и от своего логического завершения Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях: Комментарии законодательства. Обзор практики. Рекомендации. / Под общ. Ред. Э.Н. Ренова. М. 2003. С. 10.. Как верно заметил В.В. Скитович: «Говорить о завершении процесса создания административной юстиции (административного судопроизводства) можно только тогда, когда новый институт будет обладать всеми существенными элементами системной организации: структурой судов, предметом ведения и процедурой рассмотрения дел» Фоков А. Административные суды повысят доступность правосудия. / Российская юстиция. 2001. № 6..

В рамках действующей судебной системы административное судопроизводство осуществляется помимо судов общей юрисдикции и системой арбитражных судов. Ряд ученых высказывает мнение, что административное судопроизводство также осуществляется Конституционным Судом РФ при рассмотрении им дел о признании нормативных правовых актов несоответствующими Конституции Российской Федерации.

По действующему законодательству рассмотрение споров, связанных с административной ответственностью организаций и граждан-предпринимателей, производится в рамках арбитражного судопроизводства. Кроме того, в арбитражный суд могут быть обжалованы акты органов исполнительной власти. Рассмотрение указанных дел также является формой осуществления административного судопроизводства.

Таким образом, в арбитражном процессуальном законодательстве административное судопроизводство, также как и в гражданском процессе, предусмотрено по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; и включает два обязательных момента: 1) рассмотрение в судебном порядке дел об административных правонарушениях (деликтные дела); 2) судебный контроль за действиями органов исполнительной власти, их должностных лиц (тяжебные дела).

Структура административного судопроизводства в арбитражном процессе характеризуется тем, что АПК РФ содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающих из административных, налоговых, таможенных, бюджетных и прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этих категорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны.

Применительно к арбитражному процессу В.В. Ярковым дается следующее определение административного судопроизводства — это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами арбитражного процессуального права, направленными на установление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений Арбитражный процесс: Учебник. / Отв. Ред. Проф. В.В. Ярков. М. 2003. С. 373..

С данным определением не могу согласиться в силу следующих обстоятельств.

Административное судопроизводство — это рассмотрение судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений на основе административно-процессуальных норм. Именно этот признак позволяет различать административное и гражданское судопроизводство.

Существование административно-процессуального права как отдельной самостоятельной отрасли, со свойственными ему специфическими административно-процессуальными нормами в науке является дискуссионным. Некоторые авторы утверждают, что это самостоятельная отрасль системы национального права Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М. 1972.. Есть мнение, что это подотрасль административного права. Д.Н. Бахрах называет административно-процессуальное право большой группой норм, регулирующих процедуры властной деятельности и находящихся в системе административного права Бахрах Д.Н. Административное право России. М. 2000. С. 309..

Таким образом, несмотря на то, что ученые-административисты не пришли к единому мнению по поводу выделения административно-процессуального права в самостоятельную отрасль права, однако, признание за административно-процессуальным правом права на существование, среди ученых-административистов, было достигнуто. Становление теоретической концепции административно-процессуального права требует обсуждения и своего окончательного оформления. Проблема административно-процессуального права, как правового образования может быть успешно разрешена только тогда, когда представителям различных точек зрения удастся согласовать свои позиции в данном направлении.

В связи с тем, что административно-процессуальное право не оформлено в российской правовой системе в качестве самостоятельной отрасли права, нормы его составляющие (административно-процессуальные нормы) находятся в разрозненном состоянии, они не сосредоточены в едином кодифицированном акте, а систематизированы в рамках отдельных институтов, отраслей российского права. Административно-процессуальные нормы представляют собой разновидность действующих в обществе юридических правил поведения людей и организаций, установленных государством, регулирующие правовые отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий органов государственной администрации.

Н.Г. Салищева к административно-процессуальным нормам отнесла: 1) нормы, определяющие или закрепляющие общие принципы рассмотрения административных дел при решении вопросов о применении мер административного принуждения; 2) нормы, устанавливающие гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности; 3) нормы, определяющие порядок составления документов, оформляющих процессуальные действия исполнительных и распорядительных органов; 4) нормы, предусматривающие процессуальные условия ведения дела, в том числе сроки и порядок рассмотрения, порядок принятия решения и т.п.; 5) нормы, определяющие порядок обжалования принятого решения в соответствующие органы управления или в суд Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М. 1964. С. 36-37..

Рассматривая специфику административного судопроизводства в арбитражном процессе, стоит обратить внимание на точку зрения, высказанную еще в 70-х гг. ХХ в. А.Е. Луневым и другими учеными-административистами, — нормы, регламентирующие порядок разбирательства и разрешения дел, возникающих из административно-правовых отношений, являются административно-процессуальными.

Кроме того, как верно заметил В.Д. Сорокин, регулирование гражданского и уголовного процессов на протяжении многих десятилетий обеспечивается на самом высоком правовом уровне — с помощью соответственно Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, а нормы, регулирующие названные виды процессов, образуют две общепризнанные процессуальные отрасли российского права. Из сказанного вовсе не следует, что наличие АПК РФ автоматически должно влечь за собой признание одноименной процессуальной отрасли права — арбитражно-процессуального права. Для этого необходимы как минимум два одновременно действующих существенных условия: во-первых, наличие одноименной материальной отрасли российского права и, во-вторых, способность данной группы процессуальных норм «обслуживать» потребности нескольких материальных отраслей. Если второе условие еще может быть в известной степени признано, то в отношении первого условия — существования материального арбитражного права в литературе речь не идет Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб. 2002..

Выступая на совещании судей арбитражных судов Дальневосточного федерального округа в июне 2002 г., первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации М.К. Юков отметил: «Несмотря на то, что дела, рассматриваемые арбитражными судами, в основном связаны с экономической, предпринимательской деятельностью, их рассмотрение и разрешение подчиняется веками установленным правилам гражданского судопроизводства» Грось Л.А., Грось А.А. Арбитражный процесс. Хабаровск. 2003. С.5.. Данной позиции придерживается широкий круг ученых (Н.Б. Зейдер, В.М. Щеглов, И.М. Зайцев, М.С. Шакарян, В.М. Жуйков) и практикующих юристов.

Таким образом, возвращаясь к определению административного судопроизводства, данного В.В. Ярковым, можно сделать следующий вывод: в связи с тем, что вопрос об отраслевой принадлежности норм, регламентирующих процессуальные отношения между арбитражными судами и участниками арбитражного процесса, в науке остается дискуссионным, а также наличия безусловного факта существования административно-процессуальных норм, регулирующих отношения между властвующими и невластвующими субъектами, следовательно, нормы АПК РФ, устанавливающие процедуру разбирательства и разрешения дел, возникающих из публичных (административных) правоотношений, относятся к административно-процессуальным нормам. Поэтому, учитывая вышесказанное, по моему мнению, под административным судопроизводством следует понимать конституционно установленную форму осуществления правосудия, урегулированную административно-процессуальными нормами, определяющими порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.

Своеобразную трактовку административного судопроизводства, его соотношения с административной юстицией, дает И.В. Панова. Административное судопроизводство рассматривается как вид судопроизводства в Российской Федерации, осуществляемый судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в порядке, установленном нормами административно-процессуального права, по привлечению к административной ответственности граждан и организаций. Процедура административного судопроизводства отличается своей специфичностью — суды являются карающими органами, а не защищающими.

В качестве органа защиты прав и законных интересов граждан и организаций от государственных структур, наделенных властными полномочиями, суд выступает как орган административной юстиции. Административная юстиция — это рассмотрение судами жалоб граждан и организаций на акты государственной администрации и ее должностных лиц. Помимо судов общей юрисдикции и арбитражных судов, к административной юстиции относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с точки зрения И.В. Пановой, административное судопроизводство рассматривается не как комплексное понятие, сочетающее в себе рассмотрение как административно-деликтных, так административно-тяжебных дел, а только как деятельность судов по привлечению к административной ответственности виновных лиц.

По моему мнению, данная позиция не раскрывает всей сущности административного судопроизводства, сужает его рамки, акцентируя внимание только на одном из его направлений — привлечение к административной ответственности. Вторая же составляющая административного судопроизводства — обжалование действий государственной администрации, вообще исключается из административного судопроизводства, и, отнесена к административной юстиции, что является не совсем корректным. Современные представления об административном судопроизводстве и характер рассматриваемых судами споров диктуют включение в содержание этого института как административно-тяжебных, так и административно-деликтных дел. Конституционный термин «административное судопроизводство» по своему смыслу охватывает традиционное понимание содержания института административной юстиции, которая не может рассматриваться как отдельный процессуально-правовой институт.

Д.Н. Бахрах под административным судопроизводством признает осуществляемое судами общей юрисдикции и арбитражными судами рассмотрение административно-правовых конфликтов (дел об административных правонарушениях и административно-правовых споров) Бахрах Д. Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 6-17.. По его мнению, административное судопроизводство характеризуется тремя основными признаками — это правосудие (1) по административным делам (2), регламентируемое административно-процессуальными нормами (3) Бахрах Д.Н. Нужна специализация судей, а не судов. / Российская юстиция. 2003. № 2..

А.Б. Зеленцов, обсуждая проблему административно-правового спора, приходит к выводу о целесообразности выделения двух форм административного судопроизводства: 1) административно-тяжебная юрисдикция (административно-тяжебное судопроизводство или административная юстиция), т. е. это форма защиты прав физических и юридических лиц в области действия исполнительной власти; 2) административно-деликтная юрисдикция, т. е. форма реализации административной ответственности Зеленцов А. Б. Административно-правовой спор (теоретико-методологические подходы к исследованию) // Правоведение. 2000. № 1. С. 68-79..

С позиции Ю.Н. Старилова, административная юстиция (для Ю.Н. Старилова термины «административная юстиция» и «административное судопроизводство» равнозначны) — это самостоятельная ветвь судопроизводства (правосудия), занимающаяся рассмотрением возникающих в сфере управления правовых споров и направленная на обеспечение субъективных публичных прав граждан, а также других субъектов права. Становление теории административной юстиции (административного судопроизводства) явилось основной предпосылкой для формирования сложной концепции административного процесса — системы административно-правовых процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения судом (судьями) административных дел и споров, возникающих из административно-правовых отношений Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции. / Государство и право. 2004 № 6. С. 5-13..

Таким образом, исходя из приведенных точек зрения по определению понятия «административное судопроизводство», по моему мнению, наиболее приемлемым в рамках арбитражного процесса представляется следующее определение. Административное судопроизводство — это установленная Конституцией Российской Федерации форма осуществления правосудия, урегулированная нормами административно-процессуального права, регламентирующая порядок разбирательства и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, арбитражными судами.

Добавить комментарий