Административные принуждения

Административное принуждение означает организационное, физическое и психологическое воздействие органов государственного управления на определенных лиц с целью заставить их силой соблюдать предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушений налагать на них административные взыскания.

Административное принуждение – это особый вид государственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется только государственными органами. Круг их определяется законом. Н-р, директор СШ не располагает полномочиями осуществлять административное принуждение в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а работники милиции располагают.

Административное принуждение – не бесконтрольное насилие, а основанная на законе и обусловленная им деятельность органов государственного управления, направленная на охрану общественного порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.

Законодательство выделяет 4 вида административного принуждения:

1) административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, стихийных бедствиях. Чаще всего они используются для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан. Это такие ситуации, когда правонарушение или преступление отсутствует, но может наступить.

Административно-предупредительные меры разнообразны: прекращение движения транспорта и пешеходов, при возникновении угрозы безопасности, движения (н-р, обрыв электропроводов); таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переходе через государственную границу в целях предупреждения контрабанды; изъятие санитарными органами зараженных продуктов питания и т.д.

2) меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить, т.е. пресечь, противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Иначе говоря, меры административного пресечения применяются для того, чтобы противоправное деяние (н-р, курение возле бензоколонки) не перешло в преступление.

Система мер пресечения чрезвычайно многообразна. В нее входят: краткосрочное задержание органами милиции гражданина для составления протокола о правонарушении; запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения техники безопасности; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих и т.п.

3) административно-восстановительные меры применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба.

К ним относятся: снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение лиц из самовольно занятых жилых помещений, и т.д.

4) меры административной ответственности, применение которых выражается в наложении административных (наказаний) на лиц, совершивших административные правонарушения.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 28

Принуждение в административной деятельности полиции является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия или отказаться от их совершения вопреки его желанию.

Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения – это метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.

Административное принуждение характеризуется следующими основными признаками:

1. Административное принуждение применяется как реакция соответствующих органов и должностных лиц полиции на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в административной деятельности полиции являются: а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности; б) совершение лицом административного правонарушения; в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния.

2. Содержание административного принуждения заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей. Суть мер административного принуждения сводится к правовым лишениям (к примеру, лишение специального права), материальному урону (уплата штрафа), причинению вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера.

3. Административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения.

4. Административное принуждение имеет исключительно правовой характер, то есть основания и порядок применения мер административного принуждения установлены административным и административно-процессуальным законодательством.

5. Административно-принудительному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и коллективные субъекты (физические и юридические лица).

6. Административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно. Поэтому его реализация возможна без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения (например, назначение административных наказаний сотрудниками полиции).

7. Основной объем административного принуждения, применяемого полицией, реализуется сотрудниками подразделений полиции по обеспечению общественного порядка при осуществлении административной деятельности. Определенный объем административного принуждения реализуется сотрудниками оперативно-розыскных подразделений полиции, как правило, для пресечения преступлений и задержания лиц, их совершивших.

8. Административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами полиции в рамках внеслужебной подчиненности. Субъект административной власти (сотрудник полиции) и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены. Должностное лицо полиции является субъектом функциональной власти по отношению к нарушителю или обязанному лицу.

9. С точки зрения содержания административного принуждения, применяемого полицией, отличительной его особенностью является наличие в арсенале полиции таких мер принуждения, как применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

На основании вышеуказанных признаков под административным принуждением, применяемым полицией, следует понимать метод воздействия на сознание и поведение людей, выражающийся в применении сотрудниками полиции установленных нормами права принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением противоправных деяний в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, меры административного принуждения подразделяются на четыре группы:

— меры административного предупреждения;

— меры административного пресечения;

— меры административно-процессуального обеспечения;

— меры административной ответственности (административные наказания).

22. Категории лиц, которых полиция имеет право задерживать, порядок обращения с задержанными лицами и их содержание.

Комментарий к статье 14 Закона «О полиции»

1. Комментируемая глава регламентирует применение полицией следующих мер государственного принуждения: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. Закон 1991 г. о полиции не содержал подобных самостоятельных статей, но сами меры государственного принуждения предусматривал (за исключением ведения банков данных о гражданах) с менее детальным регулированием в его ст. 11, посвященной правам полиции. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 13 Закона), права полиции заметно расширены, а часть их выделена в отдельные статьи (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки), которые, по сути, представляют собой выдержки из УПК РФ, КоАП РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В комментируемой статье регламентирована, соответственно, первая из названных мер государственного принуждения — задержание. При этом необходимо иметь в виду, что в данной статье понятием «задержание» охватываются также задержание подозреваемого, представляющее собой меру уголовно-процессуального принуждения, и административное задержание, представляющее собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Как определено в п. 11 ст. 5 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ), задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. В части 1 ст. 27.3 КоАП РФ предусмотрено, что административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Комментируемую статью открывают положения, в соответствии с которыми полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность; до судебного решения в случаях, установленных комментируемым Законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Эти положения воспроизводят и детализируют нормы ст. 22 Конституции РФ. Согласно части 1 указанной статьи каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Изложенные конституционные нормы воспроизведены и в соответствующих процессуальных нормах. Так, исходя из этих норм в ст. 10 УПК РФ закреплены следующие положения о неприкосновенности личности:

никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных данным Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 1);

суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного данным Кодексом (ч. 2);

лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью (ч. 3).

Статья 27.5 КоАП РФ исходя из приведенных выше конституционных норм в отношении сроков административного задержания указывает следующее:

срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 данной статьи (ч. 1);

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 2);

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 3).

2. В части 2 комментируемой статьи определены исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых полиция может применять задержание, а также основания такого задержания. Данный перечень является нововведением, поскольку в Законе 1991 г. о полиции говорилось, во-первых, не обо всех таких отдельных категориях лиц и, во-вторых, только в рамках регламентации прав полиции (в ч. 1 его ст. 11).

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Ранее в п. 7 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о полиции (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) указывалось право полиции задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу.

Задержание подозреваемого, представляющее собой меру уголовно-процессуального принуждения, регламентировано нормами гл. 12 «Задержание подозреваемого» разд. IV «Меры процессуального принуждения» УПК РФ;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

Ранее п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о полиции предусматривал право полиции задерживать и содержать в полиции на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 12 Закона), соответствующими нормами УИК РФ предусмотрено задержание осужденного: злостно уклоняющегося от отбывания обязательных работ (ч. 2 ст. 30); злостно уклоняющегося от уплаты штрафа (ч. 4 ст. 32); местонахождение которого неизвестно, скрывшегося с места жительства при отбывании исправительных работ (ч. 4 ст. 46); место нахождения которого неизвестно при отбывании ограничения свободы (ч. 6 ст. 58); уклоняющегося от получения предписания о направлении к месту отбывания лишения свободы в колонии-поселении (ч. 6 ст. 75.1); уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение при отбытии лишения свободы (ч. 11 ст. 97);

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста.

Ранее в п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о полиции указывалось право полиции задерживать и содержать в полиции на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

В Законе 1991 г. о полиции соответствующее право полиции прописано не было. Розыск подозреваемого, обвиняемого регламентирован ст. 210 УПК РФ, согласно ч. 3 которой (в ред. ФЗ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ <1>) в случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 данного Кодекса;

———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. I. Ст. 2706.

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

Ранее в п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о полиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось право полиции осуществлять административное задержание. В пунктах 1 и 4 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) предусмотрено, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе осуществлять административное задержание: при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 данного Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 данного Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам о соответствующих административных правонарушениях (п. 1); при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ (п. 4).

Согласно части 2 ст. 27.3 КоАП РФ перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 данной статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим актом является Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», которым наряду с прочим утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных осуществлять административное задержание.

О сроках административного задержания говорилось выше;

6) военнослужащих и граждан РФ, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Ранее п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о полиции предусматривал право полиции задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Задержание военнослужащих и граждан РФ, призванных на военные сборы, регламентировано наряду с процессуальными нормами также нормами п. 3 ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ) <1>. Согласно указанному пункту задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения;

<1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2006. N 50. Ст. 5281.

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер.

Ранее в п. 9 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о полиции указывалось право полиции задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера.

Принудительные меры медицинского характера регламентированы гл. 15 УК РФ, а принудительные меры воспитательного воздействия — гл. 14 данного Кодекса. Как предусмотрено в ч. 4 ст. 90 УК РФ, в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом.

Закон 1991 г. о полиции не указывал на соответствующее право полиции, но его можно было вывести из изложенного выше п. 9 ч. 1 ст. 11 названного Закона. Как говорилось выше, принудительные меры медицинского характера регламентированы гл. 15 УК РФ;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом.

В Законе 1991 г. о полиции соответствующее право полиции прописано не было. Задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа (т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан), регламентировано ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»: граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии с п. «а» ст. 12 названного Закона, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя; по решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру (ч. 1); решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд (ч. 2); в случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы в соответствии с п. «е» ст. 12 названного Закона, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами (ч. 3);

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов.

Ранее в п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о полиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось право полиции задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание вправе осуществлять старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства.

Закон 1991 г. о полиции такого права полиции не предусматривал. Ранее в п. 22 ст. 10 названного Закона (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось на обязанность полиции осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Это положение воспроизведено с изменениями в п. 35 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней);

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение.

В отношении данного пункта справедливо сказанное выше в отношении предыдущего пункта;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством РФ или международным договором РФ.

В Законе 1991 г. о полиции соответствующее право полиции прописано не было. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора регламентирована гл. 54 УПК РФ. Согласно части 4 ст. 462 данного Кодекса решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Указанием Генпрокуратуры России от 18 октября 2008 г. N 212/35 <1> определен порядок работы органов прокуратуры РФ по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения.

ТЕМА 5: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ.

1. Понятие, цели и основание административного принуждения, его отличие от других видов государственного принуждения.

2. Виды мер административного принуждения, их классификация и содержание.

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Административное принуждение — разновидность государ­ственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяет­ся и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.

Административное принуждение характеризуется рядом спе­цифических черт.

1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регу­лируемых, как правило, нормами административного права.

2. Применение административного принуждения — резуль­тат реализации государственно-властных полномочий. Оно яв­ляется исключительной прерогативой государственного управ­ления, и только в отдельных, строго установленных в законе случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями). Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведом­ственной системы управления. Оно должно обладать соответ­ствующими полномочиями вне своего органа управления, в от­ношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не под­чиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права.

3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и дол­жностными лицами установленных правовыми нормами юриди­ческих обязанностей.

4. Применяется с целью:

а) прекращения противоправных действий;

б) наказания нарушителей в административном порядке;

в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость при­нудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

5. Характерная черта административного принуждения — специфическая юридическая природа оснований его примене­ния.

Основание применения административного принуждения:

1) совершение административного правонарушения;

2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нор­мой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).

6. Административное принуждение осуществляется, как пра­вило, в рамках административно-процессуальных норм.

Таким образом, административное принуждение представ­ляет собой средство психологического, физического, материаль­ного или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномо­ченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Психическое принуждение воздействует на психику лично­сти путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требова­ние прекратить противоправные деяния). Физическое принуж­дение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физи­ческой силы и специальных средств, задержание правонаруши­теля). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).

2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ КЛАСИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и поряд­ку применения.

Виды мер административного принужденияделятся на три группы:

• административно-предупредительные меры;

• меры административного пресечения;

• меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Отдельные авторы выделяют административно-восстанови­тельные меры, применяемые с целью восстановления нарушен­ного права.

Административно-предупредительные меры — способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безо­пасности граждан или нормальной деятельности государствен­ных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не свя­занных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

Несмотря на ярко выраженный профилактический харак­тер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они в виде определенных ог­раничений и запретов, что и характеризует их принудительную природу.

Можно выделить четыре группы административно-предуп­редительных мер:

1)меры, применяемые в целях предотвращения угрозы на­ступления возможных вредных, опасных, а также тяжких по­следствий (введение карантина и т.д.);

2)меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступ­лений (таможенный досмотр и т.д.);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на спе­циальный учет и т.д.);

4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).

Наиболее типичные административно-предупредительные меры:

1) проверка документов;

2) прекращение движения транспорта и пешеходов при возник­новении угрозы общественной безопасности;

3) регистрация транспортных средств, регистрация и перерегис­трация оружия;

4) надзор за техническим состоянием транспортных средств;

5) досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажи­ров гражданских воздушных судов;

6) постановка на специальный учет;

7) надзор за соблюдением правил дорожного движения;

8) надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;

9) вызов для регистрации и официального предостережения;

10) посещение и осмотр подконтрольных объектов;

11) выселение из домов, грозящих обвалом;

12) введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

13) реквизиция имущества;

14) закрытие участков государственной границы и т.д.

Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных тре­бований, предъявляемых при проведении названных мер адми­нистративного принуждения, влечет различные правовые послед­ствия.

Меры административного пресечения — способы и сред­ства принудительного воздействия, применяемые в целях пре­кращения противоправных действий и предотвращения наступ­ления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер — в принудительном прекращении про­тивоправных действий (деятельности) граждан, должност­ных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Среди средств административного принуждения меры адми­нистративного пресечения наиболее многочисленны и разнооб­разны, их можно сгруппировать в несколько видов:

• меры, применяемые непосредственно к личности правонару­шителя;

• меры имущественного характера;

• меры технического характера;

• меры финансово-юридического характера;

• меры медико-санитарного характера;

• меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

• меры специального или исключительного назначения.

В зависимости от цели и способа воздействия все меры пре­сечения делятся на обычные и специальные.

Обычные меры пресечения:

• требование прекратить противоправное деяние;

• превентивное задержание: помещение в медицинский вы­трезвитель, приемник-распределитель; неотложная принуди­тельная госпитализация лица, нуждающегося в психиатри­ческом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;

• принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опас­ными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;

• запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

• запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;

• приостановление работы объектов разрешительной системы;

• снос самовольно возведенных строений;

• изъятие в доход государства сумм, полученных предприяти­ем, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;

• запрещение эксплуатации предприятий торговли или обще­ственного питания из-за их антисанитарного состояния и др.

Специальные меры пресечения:

• меры административно-процессуального пресечения заключа­ются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения на­рушения и обеспечения выполнения им и лицом, осуществ­ляющим меру пресечения, процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод);

• меры, направленные на получение доказательств, создающие условия для установления факта правонарушения и личнос­ти нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного вы­яснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, на­ходящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помеще­ний; медицинское освидетельствование водителей, находящих­ся в состоянии алкогольного опьянения, лиц, допустивших немедикаментозное потребление наркотических или других средств, лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилакто­рии, граждан, в отношении которых имеются достаточные ос­нования считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);

• процессуальные меры исполнения административных взыс­каний выполняются органами, осуществляющими исполне­ние вынесенных ими постановлений по делам об админист­ративных правонарушениях, а также постановлений судей, наделенными правом совершения принудительных действий
по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, приуклонении лица, привлеченного к административной ответ­ственности, от исполнения взыскания.

Специальными мерами административного пресечения яв­ляется применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их в основном регламен­тировано Законом Республики Беларусь «Об органах внутрен­них дел Республики Беларусь».

При применении специальных мер пресечения могут исполь­зоваться:

• средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

• технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуко­вые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транс­порта, водометы, бронемашины и другие специальные и транс­портные средства);

• огнестрельное оружие.

Применению специальных мер административного пресече­ния, когда это возможно, должны предшествовать предупрежде­ния о намерении их использовать либо применить (огнестрель­ное оружие). Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беремен­ности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими воору­женного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здо­ровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспе­чить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресече­ния в случаях и порядке, противоречащих Закону «Об органах внутренних дел», влечет ответственность, установленную действу­ющим законодательством.

Меры административной ответственности (взыскания) ана­лизируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административ­ного правонарушения.

Применение мер административного принуждения во всех вариантах усиливается в условиях специальных администра­тивно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опас­ных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комен­дантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; при­остановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и орга­низаций для предотвращения и ликвидации последствий чрез­вычайных обстоятельств и т.д.

Понятие административного принуждения знакомо юристам-теоретикам, практикам и даже обыкновенным гражданам, трудовая деятельность которых не связана с данной специализацией. Что это такое? Рассмотрим более детально понятие и виды административного принуждения, которые могут быть применены на практике.

Общее понятие

Прежде чем характеризовать виды, следует разобраться в самом понятии. Итак, что же такое административное принуждение?

Данными словами характеризуется особенный метод государственного управления. Его суть состоит в том, что определенные специализированные органы в лице своих уполномоченных представителей производят действия относительно осуществления мер принудительного характера, которые обозначены нормами, представленными в административном законодательстве, за конкретные предписанные проступки и правонарушения. Как правило, они направлены на то, чтобы заставить объект сделать определенное действие или, наоборот, отказаться от его выполнения.

В отношении кого может быть применено принуждение

Круг лиц, в отношении которых может быть применено административное принуждение, довольно широк и обозначен в законодательных источниках. Его применение возможно в отношении как частных, так и юридических лиц, в качестве которых могут выступать организации, учреждения или предприятия различных форм собственности.

Законодатель отмечает, что применять данные меры имеют право исключительно те органы, которые обладают властью административного характера, но не дисциплинарного, а также не числятся в качестве вышестоящих в порядке ведомственной иерархии.

Признаки

Мерам административного принуждения свойственен ряд признаков, которые характеризуют их как обособленное явление в юридической практике. В первую очередь к таковым относится то, что применять на деле меры принуждения имеют право исключительно должностные лица, на которых законодательство возлагает такую обязанность. Все их действия должны соответствовать порядку, предписанному законом, а также случаям, предусмотренным этим же источником.

Процедура применения административного принуждения довольно проста, что также считается неотъемлемым признаком данного юридического явления. Что касается самого порядка, то он осуществляется во внесудебной форме.

Еще один немаловажный признак административного принуждения заключается в том, что его методы могут быть применены не только в том случае, когда необходимо предупредить какие-либо неблагоприятные социальные последствия, но еще и тогда, когда следует исправить сложившуюся в результате противоправных действий ситуацию.

Отличие от других мер

Существуют определенные отличия методов административно-правового принуждения от других способов воздействия, которые выделяют их на общем фоне.

Основным отличием признается то, что данный тип мер применяется еще за некоторое время до того момента, когда произойдет наступление негативных последствий, повлекших за собой антисоциальное деяние. Речь ведется о предотвращении причинения вреда общественным интересам, признанным жизненно важными. Нередко такие меры применяются вынужденным образом для того, чтобы предотвратить распространение какого-либо опасного заболевания или инфекции (карантин).

Ярким примером таковых также считается предотвращение уклонения от уплаты взносов и налогов определенным юридическим лицом. Иными словами, применение мер административного принуждения не является наказанием за совершенное правонарушение или преступление — их используют для того, чтобы предотвратить его. Иногда такие меры могут быть применены и после совершения административного правонарушения — в таком случае это делается для того, чтобы исключить возможность совершения лицом опасного деяния.

Еще одно отличие рассматриваемых мер от других заключается в том, что они, как правило, осуществляются органами, которые назначены для охраны правового порядка в сфере государственного управления.

Что касается отличительных особенностей, следует отметить, что рассматриваемые методики воздействия не относятся к категории санкций, назначаемых в качестве административно-правовых норм. Кроме этого, они не применяются за совершение каких-либо правонарушений и не считаются мерой ответственности. И, наконец, еще одна отличительная особенность данных методов — это их основная цель, которая заключается в профилактике правонарушений, а также обеспечения надлежащего уровня безопасности в обществе.

Классификация

В юридической практике существует определенный перечень типов методов административного принуждения. Деление происходит в зависимости от того, какими субъектами они могут применяться, по каким основаниям, а также от того, какие цели преследует их установление. Кроме этого, в некоторых источниках предлагается вариант классификации по специфике ограничения в правах.

Итак, рассмотрим каждый вид мер административного принуждения отдельно, попутно рассмотрим их особенности.

По характеру ограничений в праве

Что касается классификации по такому признаку, то для нее свойственно то, что меры, отнесенные к ней, предусматривают определенные, пусть и незначительные лишения, в ходе которых так или иначе ущемляются некие свободы человека. Под данным критерием законодатель выделяет три группы мер: организационные или имущественные лишения, а также физическое воздействие.

Если говорить о физическом воздействии, то к данной группе мер можно отнести применение сотрудниками полиции физической силы или оружия, а также специальных средств. Нередко такое происходит в процессе задержания преступников. В данной ситуации особенно наблюдается нарушение права лица на личную неприкосновенность и его свободу. На деле существует определенный регламент, по которому сотрудники силовых ведомств обязаны проводить задержание опасных лиц.

Если говорить об имущественных лишениях, то понятие административного принуждения данного типа предусматривает применение к определенным субъектам санкций материального характера. В качестве примера таковых можно привести наложение административного штрафа, что также должно производиться должностным лицом в установленном законодательством порядке.

Организационные лишения — это такая мера принуждения, которая предусматривает внесение определенных организационных изменений в работе целой структуры или внутри определенной группы лиц. Ярким примером тому может послужить внесение изменений в структуре организации конкретного объекта управленческой деятельности или в его режиме. Такие меры могут быть использованы как в отношении единоличного субъекта, так и коллективного. Ярким примером может послужить приостановление разрешения, которое необходимо для ведения работы конкретного субъекта. Основная особенность такого вида меры заключается в том, что она может быть использована только по отношению к юридическим лицам, то есть на предприятиях, в учреждениях или в организациях любой формы собственности.

В зависимости от субъектов

Исходя из данного показателя, законодатель разделяет два типа мер: те, которые применяются в административно, а также те, для принятия которых необходимо рассмотрение дела в судебном порядке. Следует отметить, что первая группа является преимущественной, так как большая часть мер принимается должностными лицами, на которые возложена такая обязанность.

Как правило, те меры, которые производятся в административном порядке, применяются на основании законодательства об административных правонарушениях, действующего на определенный период.

В зависимости от целей

Как уже указывалось выше, меры административного принуждения применяются для того, чтобы предотвратить проявление опасных последствий, которые возможны в результате совершения опасного деяния. Так, в зависимости от целевого назначения используемых методов различают те, которые направлены на пресечение возможного правонарушения, для восстановления, а также для наказания.

Законодатель отмечает, что каждая принятая мера должна быть соразмерна опасности, которая может наступить в том случае, если ее не предпринять.

Меры пресечения

Для того чтобы пресечь возможное опасное явление, специально назначенные для того органы в виде их должностных лиц обязаны создать условия, в которых наступление более опасных последствий станет невозможным. Как правило, такие действия применяются в момент или в период совершения правонарушений. Это означает, что меры этого характера имеют определенную временную и пространственную характеристику.

Яркими примерами таковых считаются наложение запрета на эксплуатацию транспортного средства, а также вынесение требований относительно прекращения противоправного поведения, которое совершает лицо. К ним также относятся вынесенные предписания касательно устранения выявленных недостатков в определенном виде деятельности (например, в области охраны труда на конкретном предприятии или в отношении соблюдения правил противопожарной безопасности). Примером таких мер также выступают административные задержания, которые необходимы для того, чтобы обезопасить общество от больших негативных последствий, причиненных действиями конкретного человека. Причем задержание может производиться не только в отношении физических лиц, но еще транспортных средств. После задержания обязательно производится привод тех лиц, которые совершили правонарушение или несут опасность этого — данная мера также относится к группе тех, что предназначены для пресечения неблагоприятной ситуации.

Использование сотрудниками специальных органов и ведомств в процессе задержания опасных индивидуумов особых средств и предметов также относится к мерам пресечения. Это же касается и физической силы, которая может быть применена в отношении нарушителя.

К пресекательным мерам юристы-теоретики и практики также относят и принудительное лечение, которое может быть установлено в отношении лиц, страдающих заболеваниями, несущими особую опасность для общества. К числу них относят тех, которые больны венерическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом. Кроме этого, данные меры также касаются тех лиц, которые страдают наркоманией и алкоголизмом, не желают заниматься лечением. Психические больные также относятся к этой категории. Для применения предупредительных мер в отношении таких лиц обязательно необходимо наличие соответствующего постановления суда.

К числу пресекательных мер также относят запреты на использование автомобилей, которые не соответствуют установленным техническим требованиям, совершение строительных работ на улице в том случае, если люди, организовавшие и ведущие их, не соблюдают меры техники безопасности для окружающих и т. п.

Предупредительные меры

К числу предупредительных мер административного государственного принуждения относятся все, не допускающие возможное правонарушение, которое впоследствии повлечет за собой опасные последствия. Такие методы воздействия являются предшествующими для всех остальных, которые направлены против конкретных лиц, признаваемых виновными в совершении правонарушений. Именно поэтому можно сделать вывод о том, что они никак не связаны с совершенными правонарушениями.

Несмотря на то что меры, относимые к рассматриваемой категории, имеют профилактический характер, их осуществление происходит исключительно в принудительном порядке. Он подразумевает ведение специально назначенными органами деятельности по реализации конкретных властных полномочий.

Итак, какие виды мер относятся к группе предупредительных? В первую очередь это всевозможные досмотры, например, такие как таможенный, личный, освидетельствование состояния лиц на наличие различных видов опьянения или пристрастие к пагубным привычкам. Сюда же можно отнести и проведение проверок, а также контролирующих действий и надзора. Правоохранительные органы, что совершают проверку документов, также являются исполнителями предупредительных мер. Это и проверка документов на предприятиях — с такой целью предотвращается возможность попадания на территорию объекта посторонних лиц.

При наступлении эпидемии санитарными органами объявляется карантин — комплекс мероприятий, направленных на изоляцию (ограничение контактов) инфицированных лиц или подозреваемых в инфицированности, животных, товаров, транспортных средств. Данная мера также относится к разряду предупредительных. В особенных ситуациях может быть произведено закрытие государственной границы, что также относится к мерам административно-правового принуждения предупредительного характера.

Меры восстановления

Отличительной чертой мер восстановления считается то, что все они могут быть направлены исключительно на то, чтобы восстановить прежнее состояние в определенной ситуации, которое было у объекта или у человека до ее наступления.

Ярким примером меры восстановления считается ситуация, когда производится возмещение вреда, причиненного материально или морально. Еще один пример — это требование совершения обязательного приведения земельного участка в первоначальное состояние.

Наказания

Меры, которые относятся к данной группе, можно классифицировать как предупредительные и как те, которые выступают в форме ответственности. Яркими примерами таковых считаются различные предупреждения, которые могут быть вынесены лицам, наложение административных штрафов, приостановление их деятельности в законном порядке (может распространяться даже на целую организацию или предприятие).

На имущество определенного лица или предприятия может быть наложен административный арест — данная мера способствует установлению ограничения на пользование каким-либо имуществом для того, чтобы действия человека не повлекли за собой совершение правонарушений. Аналогичной мерой выступает конфискация орудия, с помощью которого совершается деяние, являющееся правонарушением.

В некоторых случаях, когда лицо, занимая определенную должность, совершает противоправные действия, возможные в силу его полномочий, оно может быть отстранено от своей деятельности на определенный период. Аналогичную природу имеет запрет, наложенный на посещение лицом определенных мест или спортивных соревнований.

Стадии применения мер административно-правового принуждения

Как и любой другой процесс, действия по применению мер данного характера должны быть выполнены путем прохождения определенных стадий.

В первую очередь представители органа административного принуждения обязаны четко ознакомиться со всей возникшей ситуацией и оценить ее с юридической точки зрения. По результатам полученной оценки нужно определить наиболее подходящую и соразмерную меру принуждения, которая окажет пользу ситуации и предотвратит возникновение негативных последствий в дальнейшем. О принятом решении должен быть составлен документ (акт, протокол и т. п.), в котором необходимо четко отразить всю ситуацию, а также избранную меру принуждения. После того как он будет готов, необходимо исполнить все действия, которые необходимы для обеспечения принудительных действий.

В процессе применения эффективных методов принуждения сотрудник специализированных служб и органов обязательно должны оценивать последствия, которые влекут за собой принятые ими меры. В ходе процесса также должны вноситься коррективы в ведение дальнейшей деятельности.

Основания для применения мер

Для того чтобы применить к лицу какой-либо вид административного принуждения, необходимо наличие определенной ситуации, которая предусмотрена административным законодательством в качестве основания для применения меры.

Так, чтобы лицо было подвержено одному из видов административного принуждения, достаточно наличия совершения им правонарушения в любой сфере. Чаще всего это происходит в областях, относящихся к сфере налогового, административного или финансового ведения или даже уголовного преступления. В качестве основания также может выступать противоправное деяние, которое признается таковым исходя из объективной точки зрения.

Практика показывает, что нередко такие меры принимаются и только для того, чтобы предотвратить совершение преступлений. Именно поэтому наличие обстоятельств, которые несут угрозу для нормальной и безопасной жизни одного человека, коллектива или целого общества, также возможно установление принудительных мер.

Какие меры административного принуждения могут быть применены в различных ситуациях? В вопросе определения наиболее подходящего вида метода сотрудники специальных органов должны полагаться на свое усмотрение. Однако в разрешении такого вопроса обязательно следует учитывать соразмерность деяния или опасности тому, какие меры будут предприняты. В том случае, когда в определенной ситуации можно выбрать несколько мер к применению, представители специализированных органов должны отдать предпочтение наименьшей из них — в данном случае работает принцип экономии репрессий. В некоторых случаях возможна комбинация различных методов. Так, например, если человек создает определенный беспорядок в общественном заведении, пребывая в это время в состоянии алкогольного опьянения, сотрудники полиции или службы охраны могут применить к нему несколько мер: предупреждение, использование силового приема и ограничить его перемещение с помощью наручников.

Добавить комментарий