Административные процедуры сертификации

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Долбенкин, Игорь Николаевич, 2009 год

1. Нормативно-правовые источники:

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина// ВСНД и ВС РСФСР, 1991, №52.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009)// СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301.

8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007) // СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2066.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (ред. от 13.05.2008, с изм. от 27.05.2008) // СЗ РФ, 1996, № 25, Ст. 2954.

17. Федеральный закон от 26.06.2008г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»// Российская газета. № 140. — 2008. — 02 июля.

19. Федеральный закон от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Российская газета. — № 4061. -2006. 5 мая.

20. Федеральный закон от 25 ноября 1996г. N 135-Ф3 «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между

22. Федеральный закон от 17 декабря 2002г. № 184-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О техническом регулировании»// СЗ РФ, 2002, № 52 (ч. I), ст. 5140.

26. Закон РФ от 18 апреля 1991г. № 1026-1 (ред. от 26.12.2008) «О милиции»// ВСНД и ВС РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.

29. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»// Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 26, (утратил силу).

34. Указ Президента РФ № 637 от 6 июля 1995г. «О разработке концепции правовой реформы в РФ»// СЗ РФ, 1995, № 28, ст. 2642.

35. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» (с изм. от 10. 03. 2009)// САПП РФ, 1994, № 8, ст. 598.

36. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации»// СЗ РФ, 2003, № 39, ст. 3773.

37. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003г. № 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию» (с изм. от 07.06.2008)// Российская газета. № 169.-2003.-29 августа.

38. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 17.03.2009)//СЗ РФ, 1997, № 33, ст. 3895.

39. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2001г. № 596 «Об утверждении Положения о Государственной службе стандартных справочныхданных о физических константах и свойствах веществ и материалов» (в ред. от 10.03.2009)// СЗ РФ, 2001, № 36, ст. 3562 .

40. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2001г. № 225 «Об утверждении Положения о Государственной службе времени, частоты и определения параметров вращения земли» (с изм. на 10.03.2009)// СЗ РФ, 2001, № 14, ст. 1361.

41. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (с изм. на 27.01.2009)//СЗ РФ, 2004, № 25, ст. 2575.

42. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (ред. от 10.03.2009)// СЗ РФ, 2008, № 24, ст. 2868.

43. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 10.03.2009)// СЗ РФ, 2005, № 4, ст. 305.

45. Приказ МВД России от 6 ноября 1996г. № 598 «О создании метрологической службы в системе МВД России».

49. Приказ Ростехрегулирования от 21 апреля 2006г. № 906 «Об утверждении Положения о координационном совете по времени и эталонным частотам»// http://infopravo.by.ru/fed2006/ch04/aktl7316.shtm.

50. ГОСТ Р 8.417-2002. Введ. 01.09.2003. ГСИ. Единицы величин. — М.: Издательство стандартов, 2003.

51. ГОСТ Р 8.563-96. Введ. 01.07.1997. ГСИ. Методики выполнения измерений. -М.: Издательство стандартов, 2002.

52. ГОСТ Р 51000.4-96 Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий — М.: Издательство стандартов, 2003.

53. ПР 50.2.014-02. ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений. — М.: Издательство стандартов, 2006.

54. ПР 50-732-93. ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц. -М.: Издательство стандартов, 2007.

56. ПР 50.2.012-94. ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений. -М.: Издательство стандартов, 2004.

57. ПР 50-732-97. ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц. -М.: Издательство стандартов, 2005.

58. РМГ 29-99. ГСИ. Метрология. Основные термины и определения. -М.: Издательство стандартов, 2000.

59. Рекомендации по метрологии Р 50.2.057 2007. ГСИ. Органы Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. -М.: Стандартинформ, 2008.

60. Проект Федерального закона № 64090-3 «Об административных процедурах». Справочная правовая система «Консультант Плюс», 2005.

61. Монографии, справочники и учебная литература:

62. Агапов, А.Б. Административное право/А.Б. Агапов. — М.: Дашков и Ко, 2004. 932 с.

63. Административное право России. Особенная часть: Учеб. для вузов/отв. ред. Д.Н. Бахрах. М.: Бек, 1997. — 368 с.

64. Административное право: Часть первая. Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2005.-468 с.

65. Административное право России: Ч. 2. Учебник для вузов/под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Коренева. М.: Щит-М,. 1997. — 312 с.

66. Административное право/под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 567 с.

68. Административно-процессуальное право. Курс лекций/под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 400 с.

70. Административное право/под ред. Ю.М. Козлова и JI.JI. Попова М.: Юристъ, 1999.-728 с.

71. Алексеев, С. С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования/С.С. Алексеев. — М.: Статут, 1999. — 712 с.

74. Бахрах, Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов/Д.Н. Бахрах. М.: Норма, 2000. — 640 с.

75. Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник для вузов./Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма. 2007. — 816 с.

76. Братусь, С.Н. Субъекты гражданского права/С.Н. Братусь. М.: Госюриздат, 1950. — 367 с.

78. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/А.Б. Венгеров. М.: Юриспруденция, 2004. — 528 с.

80. Голунских, С.А. Теория государства и права/С.А. Голунских, М.С. Строгович. -М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. 304 с.

82. Дугенец, A.C. Административно-юрисдикционный процесс: Монография/А.С. Дугенец. М.: ВНИИ МВД России, 2003. — 274 с.

83. Ершова, И.В. Предпринимательское право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./ И.В. Ершова. М.: ИД «Юриспруденция», 2003. — 544 с.

84. Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования: Монография/В. Б. Исаков. — Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 1980. 128 с.

86. Каменцева, Е.И. Русская метрология. Изд. 2-е. Учеб. пособие/ Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов. М.: «Ммсш. школа», 1975. — 328 с.

88. Килясханов, И.Ш. Административно-процессуальное право/И.Ш. Килясханов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с

89. Козбаненко, В.А. Правовые основы государственного управления/В.А. Козбаненко. М.: ЭКМОС, 2003. — 320 с.

90. Козлов, Ю. М. Основы советского административного права. Пособие/ Ю. М Козлов. М.: Знание, 1975. — 208 с.

91. Козлов, Ю.М. Административное право/ Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. -М.: Юрист, 2001.-728 с.

94. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий/под ред. А. П. Шергина. -М.: Библиотечка «Российской газеты», 2002. 840 с.

96. Коренев, А. П. Нормы административного права и их применение/А. П. Коренев. -М.: Юридическая литература, 1978. — 142 с.

97. Коренев, А. П. Административное право России: Учебник: В 3 ч. Ч. I/A. П. Коренев. М.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. — 268 с.

98. Карташов, В. Н. Применение права/В. Н. Карташов. Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1980. — 74 с.

99. Козлов, Ю. М. Административные правоотношенияЯО. М.Козлов. — М.: Юридическая литература, 1976. 184 с.

100. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов/Г.Д. Крылова. М.ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 671 с.

101. Лаптев, В.В. Введение в предпринимательское право/В.В. Лаптев. — М.: Институт государства и права РАН, 1994. 31 с.

102. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства. Учебник/В.В. Лазарев. М.: Новый юрист, 1999. — 240 с.

103. Лазарев, В.В. Теория государства и права: Учебник для вузов/В.В. Лазарев, C.B. Липень. М.: Спарк, 2000. — 511 с.

105. Общая теория государства и права/под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристь, 1996.-472 с.

106. Общая теория права/под ред. A.C. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. — 384 с.

107. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. 3-е изд/ Д.М. Овсянко. М.: Юристь, 2000. — 368 с.

110. Петров, Г.И. Советское административное право. Часть общая/Г.И. Петров. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 292 с.

113. Пучинский, В.К. Понятие, предмет, источники советского процессуального права/В.К. Пучинский. М., 1966. — 268 с.

114. Радько, Т.Н. Норма права: Лекция/Т.Н. Радько. М.: Московская академия МВД России, 2001. — 56 с.

115. Ромашов, P.A. Теория государства и права. Учебное пособие/Р.А. Ромашов. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — 168 с.

117. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР/Н.Г. Салищева. -М.: Юридическая литература, 1964. 108 с.

120. Современный словарь иностранных слов. Около 20000 слов. СПб.: Дуэт; Комета, 1994. — 752 с.

121. Сорокин, Д.В. Проблемы административного процесса/Д.В.Сорокин. -М.: Юридическая литература, 1968. 144 с.

122. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право/ Д.В.Сорокин. — М.: Юридическая литература, 1972. — 240 с.

126. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. Перераб. и испр / Под ред. А. И. Королева и JL С. Явича. Изд-во Ленингр. Ун-та, 1987. 550 с.

129. Теория государства и права/под ред. проф. Г.Н. Манова. Учебник для вузов.-М.: БЕК 1996.-336 с.

130. Теория государства и права/под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. -М.: Юристъ, 2006. 768 с.

131. Тихомиров, М.Ю. Юридическая энциклопедия/М.Ю. Тихомиров. -М.: Юринформцентр, 1995. 365 с.

132. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс/М.Ю. Тихомиров. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. — 697 с.

133. Шостьин, H.A. Очерки истории русской метрологии/ H.A. Шостьин. -М.: Изд-во стандартов, 1975. -272 с.

134. Хаманева, Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти/Н.Ю. Хаманева М.: Изд-во ИГиП РАН, 1997. — 216 с.

137. Бакушев, В.В. Административная реформа нужна, но прежде — ее концепция!/ A.B. Бакушев // Власть. 2002. N 6.

138. Бахрах, Д.Н. О предмете административного права в России / A.B. Бахрах // Государство и право. 2003. №11.

139. Бекетов, О.И. Актуальные проблемы административного права / О.И. Бекетов // Государство и право. 1999. № 5.

140. Белкин, A.A. Орган государственной власти: проблемы организации/

141. A.A. Белкин // Правоведение. 2000. № 3.

143. Бельский, К.С. К вопросу о предмете административного права// Государство и право. 1997. №11.

144. Бельский, К.С. О системе административного права / К.С. Бельский // Государство и право. 1998. №3.

145. Беляев, В. П. Надзор как форма юридической деятельности / В.П. Беляев // Правоведение. 2004. № 3.

146. Беляев, В. П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия /

147. B.П. Беляев // Государство и право. 2006. № 7.

149. Брянцев, Л.Н. Российская метрология эпохи Романовых/ Л.Н. Брянцев // Контрольно-измерительные приборы и системы. 2006. № 1.

152. Глушкова, О.Г. Метрологическое обеспечение/ О.Г. Глушкова, Н.Я. Медовикова, Н.Н Рейх. http://quality.eup.ru/METROL/mo.htm

154. Демин, А. А. Теория административного процесса нуждается в совершенствовании/ A.A. Демин //Административное право на рубеже веков: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург, 2003.

155. Ерицян, A.B. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности (теоретический аспект) / A.B. Ерицян //Государство и право.2002. № 2.

159. Маликова, X. Вопросы правовой охраны требований законодательной метрологии (по следам действующего законодательства) / X. Маликова //Законодальная и прикладная метрология. 2007. № 5.

160. Малько, А. В. Механизм правового регулирования: Лекция/ A.B. Малько // Правоведение. 1996. № 3.

161. Матузов, Н.И. Правовые режимы: вопросы теории и практики / Н.И. Матузов, A.B. Малько //Правоведение. 1996. № 1.

163. Ноздрачев, А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации / А.Ф. Ноздрачев //Государство и право. 1996. №8.

164. Колесниченко, Ю.Ю. Некоторые вопросы административной ответственности юридических лиц / Ю.Ю. Колисниченко //Журнал российского права. 1999. №10.

165. Колесниченко, Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности / Ю.Ю. Колисниченко //Журнал российского права. 2003. №1.

167. Олейник, О.М. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве / О.М. Олейник //Закон. 2000. № 1.

169. Сковородников, В.А. Нужна ли метрологам конкуренция? / В.А. Сковородников // Советник метролога. 2007. № 2.

173. Пронина, B.C. Правовое регулирование органов исполнительной власти / B.C. Пронина // Журнал российского права. 1998. №2.

176. Рыков, В. В. Метрология за рубежом. http://www.elektroportal.ru/articles/index.php?id:=936

177. Старилов, Ю. Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции / Ю.Ы Старилов //Государство и право. 2004. № 6.

178. Тихомиров, Ю.А. О статусе министерства / Ю.А. Тихомиров //Журнал российского права. 1999. №2.

179. Якимов, А.Ю. Статус субъекта права/ А.Ю. Якимов // Государство и право. 2003. №4.

181. Авторефераты и диссертации:

183. Бессонов A.A., Процессуальные нормы российского Дисс. . канд. юрид. наук/ A.A. Бессонов; Саратов, 2001.

186. Кириллова Я. А., Правовой институт (теоретико-правовое исследование)/ Я.А. Кириллова; Дисс. . канд. юрид. наук. — М, 1998.

191. Кудешкина О.Б., Систематизация отечественного законодательства/ О.Б. Кудешкина; Дисс. . канд. юрид. наук. Казань, 2002.

194. Лазарев И.М., Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации/ И.М. Лазарев; Дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.

195. Маслов Б.В., Институт обращений граждан в административном праве/ Б.В. Маслов; Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2007.

196. Махина С.Н., Управленческий и административный процессы/ С.Н. Махина; Дисс. . канд. юрид. наук. Воронеж, 1998.

198. Орешкина И.В., Систематизация нормативно-правовых актов РФ/ И.В. Орешкина; Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

200. Петров М.В., Принципы административного процесса России/ Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

202. Труфанов М.Е., Применение норм административного права/ М.Е. Труфанов; Дисс. докт. юр. наук. — М., 2007.

203. Резина Н. А., Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка/ H.A. Резина; Дис. . канд. юрид. наук. — Омск, 2003.

6 Bürgerliches Gesetzbuch. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bgb/__826.html (дата обращения:

25.01.2016).

8 Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005. С.580.

9 См.: Бадмаев Б.Г. Генезис правового регулирования недобросовестной конкуренции // Финансовое право. 2009. № 10. С. 31.

10 См.: Свод законов СССР. 1990. Т. 9. С. 50-35.

11 См.: Бадмаев Б.Г. Исторические аспекты недобросовестной конкуренции // Финансовое право. 2005. № 8. С. 45.

12 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16, ст. 499.

13 См.: Соколов А.Ю. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. Саратов, 2010. С. 4.

14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3434.

15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 41, ч. 1, ст. 5629.

А.В. Резниченко

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье исследуются особенности административно-правовой процедуры сертификации в промышленной сфере в России. Анализируются законодательные нормы, посвященные подтверждению выпускаемого сырья и продукции установленным правилам и нормам; обозначаются позиции ведущих ученых в этой области; рассматриваются организационно-правовые проблемы, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: административное право, государственное управление, промышленный комплекс, промышленные предприятия, сертификация, подтверждение соответствия.

A.V. Reznichenko

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF CERTIFICATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION

Процедура сертификации предполагает административно-правовые отношения между промышленным предприятием-заявителем, органом сертификации и органами исполнительной власти, обеспечивающими контрольные и специальные разрешительные полномочия. При этом в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О техническом регулировании»1 обязательная сертификация

© Резниченко Александр Владимирович, 2017

Аспирант кафедры административного и информационного права(Московский государственный университет экономики, статистики и информации)

осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Содержание ст. 15, 26, 27 указанного нормативного акта заинтересовывает товаропроизводителей в развитии и совершенствовании производства. При этом промышленные предприятия вправе самостоятельно выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом (ч. 1 ст. 28). В связи с этим, на наш взгляд, лицензирование в промышленности представляет собой излишнюю процедуру, создающую административные барьеры для скорейшего развития производства, а отраженная выше законодательная позиция, возвышающая лицензирование над остальными методами государственного регулирования промышленного комплекса, во многом не соответствует действительности.

Однако отмена лицензирования указанных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 видов промышленного производства с последующей их заменой процедурами сертификации выдвигает на первый план необходимость создания эффективного механизма, способного не только упорядочить взаимоотношения товаропроизводителей с органами государственного управления и контроля, но и обеспечить условия для основанной на законодательстве конкурентной борьбы, добросовестного продвижения на рынках сырья и товаров, повышения престижа и востребованности той или иной производственной сферы, соблюдения прав и интересов потребителей. По сути эти цели и задачи и преследует сертификация. Реализация современных й концепций промышленной политики в отношении всех видов отечественного

? производства, осуществляемой Минпромторгом России, предполагает развитие 2 института сертификации в двух направлениях: формирование отвечающей » международным стандартам модели добровольной сертификации и развитие

1 системы обязательной сертификации товаров, продукции, их выпуска, которые | отнесены к категории повышенной общественной значимости.

! Добровольное подтверждение соответствия предусмотрено Федеральным

§ законом «О техническом регулировании» (ст. 21). Основными участниками | процедуры подтверждения соответствия выступают заявитель и орган по серти-| фикации. Объектами добровольного подтверждения соответствия (добровольной сертификации) являются продукция, процессы производства, эксплуатации, | хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также иные работы и услуги, | в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и

договорами устанавливаются определенные требования. | В п. 1.4. Положения о Системе сертификации ГОСТ Р3 содержится отсылочная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ норма, согласно которой к компетенции Правительства РФ отнесено определение § объектов обязательной сертификации. Постановлением Правительства РФ от | 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежа-| щей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответ-ствии»4 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. При этом в ст. 26 Федерального закона «О техническом регулировании» отражено, 132 что обязательную сертификацию вправе осуществлять только аккредитованные

в установленном порядке органы (ч. 1). Согласно ст. 31 Закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) производится в целях подтверждения компетентности органов, выполняющих работы по подтверждению соответствия; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Данные субъекты проводят исследования (испытания) и измерения на основе заключенных с органами по сертификации договоров возмездного оказания услуг. Соответственно вознаграждение, уплаченное органом по сертификации испытательной лаборатории (центру), включается органом по сертификации в сумму вознаграждения, которую заявитель обязан уплатить по договору, заключенному с органом по сертификации5.

Оценивая значение анализируемого нормативного акта для промышленных предприятий, необходимо отметить его достоинства. Во-первых, процедура обязательной и добровольной сертификации стала достаточно гибкой, позволяющей предприятиям выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом, обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать, а также обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (цен- i тров) в соответствии с законодательством РФ (ст. 28). Во-вторых, введенный ч. 4 и ст. 26 рассматриваемого Закона запрет органам по сертификации предоставлять а испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе является предпо- о сылкой к обеспечению объективности результатов исследований (испытаний) и К измерений, проводимых испытательными лабораториями (центрами). В-третьих, о

с

ст. 30 допускает признание в соответствии с международными договорами | Российской Федерации полученных за пределами территории Российской Фе- в

е

дерации документов о подтверждении соответствия, знаков соответствия, про- о

токолов исследований (испытаний) и измерений продукции, что способствует р

устранению «двойной» сертификации и упрощению реализации товаров на |

региональных рынках. К

Федеральный закон «О техническом регулировании» не решил основную а

проблему, связанную с организацией централизованного управления проце- |

дурами обязательной сертификации (в т.ч. промышленных предприятий). В ии

ст. 32-34 говорится лишь о государственном контроле и надзоре за соблюдением №

технических регламентов. Данный правовой акт не раскрывает основных по- 1

ложений, связанных с деятельностью государственных органов и учреждений, )

задействованных в данной области. Исследуя отечественное законодательство, 7 можно привести примеры непосредственного участия органов исполнительной власти в обязательной сертификации в промышленности. Так, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержден Административный регламент по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объ-

ектах6, согласно которому при положительном решении вопроса о включении в 133

перечень технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте и подлежащих обязательной сертификации, юридическим лицам вне зависимости от их организационно-правовых форм выдаются разрешения на их серийный выпуск и применение.

В п. 2.9. Положения о Системе сертификации ГОСТ Р все же имеется упоминание о едином органе, деятельность которого связана с сертификацией — функции центрального органа при сертификации систем качества и производств выполняет Технический центр Регистра систем качества. Анализируя его компетенцию, можно придти к выводу, что данный орган в целом осуществляет методическое обеспечение данной сферы. Согласно п. 7.1.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»7. Технический центр Регистра также участвует в аккредитации органов по сертификации систем качества, в инспекционном контроле органов по сертификации систем качества, в сертификации экспертов. Каких-либо особенностей применительно к промышленному производству, его отдельным отраслям (сферам) данный правовой акт не содержит. Ввиду этого нам представляется востребованным создание подведомственного Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ государственного учреждения «Единый центр промышленной сертификации», которое бы обеспечивало эффективность реализации процедур обязательной сертификации промышленных предприятий всех организационно-правовых форм.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 52, ч. I, ст. 5140.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 19, ст. 2716.

3 См.: Постановление Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. № 11 «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р» // Вестник Госстандарта России. 1998. № 7.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 50, ст. 6096.

5 См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Деловой двор. 2010.

6 См.: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 февраля 2008 г. № 112 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах» // Российская газета. 2008. 24 мая.

7 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

М.В. Шустова

О ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируются цели государственного управления гражданской авиацией в России; рассматриваются концепции, связанные с целеполаганием в данной сфере. Дается краткая характеристика нормативных актов, определяющих перспективы развития воздушного транспорта; раскрывается содержание отдельных проблем в этой области.

Ключевые слова: административное право, государственное управление, воздушный транспорт, цели, полномочия, государственная программа, государственная поддержка.

Измерение длины, объема, веса, времени и многих других показателей является важнейшим способом познания природы. Это дает количественную характеристику предметов и явлений, характеризуя природные закономерности. Развернутая система измерений, определяет все технологические процессы, контроль и управление ими, свойства и качество выпускаемой продукций.

Вступление России во Всемирное торговое общество определили новые условия для деятельности предприятий и организаций на внутреннем и внешнем рынках. Резко возросли требования к качеству продукции, работ и услуг –важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Эффективным инструментом обеспечения высокого качества продукции, работ и услуг являются стандартизация, метрология и сертификация.

Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» создали необходимую правовую базу для обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Понятие метрологии можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения
их единства и способах достижения требуемой точности, во-вторых, административно-правовой институт, регулирующий отношения в сфере обеспечения единства измерений.

Слово «метрология» образовано из двух греческих слов: метрон – мера и логос – учение. Дословный перевод слова «метрология» – учение о мерах. Долгое время метрология оставалась в основном описательной наукой о различных мерах и соотношениях между ними. С конца прошлого века благодаря прогрессу физических наук метрология получила существенное развитие. Большую роль в становлении современной метрологии как одной из наук физического цикла сыграл Д. И. Менделеев, руководивший отечественной метрологией в период 1892 — 1907 гг.

Велико значение измерений в современном обществе. Они служат не только основой научно-технических знаний, но имеют первостепенное значение для учета материальных ресурсов и планирования, для внутренней и внешней торговли, для обеспечения качества продукции, взаимозаменяемости узлов, деталей и совершенствования технологии, для обеспечения безопасности труда человека.

Большое разнообразие явлений, с которыми приходится сталкиваться, определяет широкий круг величин, подлежащих измерению. Во всех случаях проведения измерений, независимо от измеряемой величины, метода и средства измерений, есть общее, что составляет основу измерений – это сравнение опытным путем данной величины с другой подобной ей величиной, принятой за единицу измерения. При всяком измерении с помощью эксперимента оценивается физическая величина в виде некоторого числа принятых для нее единиц, то есть, находится ее значение.

Основной задачей института метрологии является регулирование общественных отношений, направленных на установление и обеспечение единства измерений в Российской Федерации, который представляет собой один из основных правовых источников в этой сфере и принимаемых в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие: а) при выполнении измерений; б) установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применению стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений; в) при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений.

Под измерением следует понимать нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

В соответствии с положениями статьи 2 рассматриваемого закона единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. Единство измерений необходимо для того, чтобы можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств измерений.

Точность измерений характеризуется близостью их результатов к истинному значению измеряемой величины.

Таким образом, среди основных задач метрологии выделяются следующие:

усовершенствование эталонов, как средств измерений, предназначенных для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

разработка новых методов точных измерений;

обеспечение единства измерений;

обеспечение точности измерений.

Измерение является ключевым понятием института метрологии, во многом определяющим предмет его регулирования. Существует несколько видов измерений. При их классификации обычно исходят из характера зависимости измеряемой величины от времени, вида уравнения измерений, условий, определяющих точность результата измерений и способов выражения этих результатов.

По характеру зависимости измеряемой величины от времени,измерения разделяются на: а) статические, при которых измеряемая величина остается постоянной во времени (измерения размеров тела, постоянного давления); б) динамические, в процессе которых измеряемая величина изменяется и является непостоянной во времени (измерения пульсирующих давлений, вибраций, скорости движения, силы звука).

По способу получения результатов выделяют: а) прямые – измерения, когда искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных. При прямых измерениях экспериментальным операциям подвергают измеряемую величину, которую сравнивают с мерой непосредственно или же с помощью измерительных приборов, градуированных в требуемых единицах. Примерами прямых служат измерения длины линейкой, массы при помощи весов и др. Прямые измерения широко применяются в машиностроении, а также при контроле технологических процессов (измерение давления, температуры и др.); б) косвенные – измерения, при которых искомую величину определяют на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям, т.е. измеряют не собственно определяемую величину, а другие величины, функционально с ней связанные. Косвенные измерения широко распространены в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измерение дает менее точный результат. Роль их особенно велика при измерении величин, недоступных непосредственному экспериментальному сравнению, например, размеров астрономического или внутриатомного порядка. Косвенные измерения делятся на: совокупные –производимые одновременно измерения нескольких одноименных величин, когда искомую величину определяют посредством решения системы уравнений, либо путем иных сочетаний этих величин; б) совместные – производимые одновременно измерения двух или нескольких не одноименных величин для нахождения между ними зависимостей.

По условиям, определяющим точность результата, измерения делятся на три класса:

измерения максимально возможной точности, достижимой при существующем уровне техники. К ним относятся в первую очередь эталонные измерения, связанные с максимально возможной точностью воспроизведения установленных единиц физических величин, и, кроме того, измерения физических. К этому же классу относятся и некоторые специальные измерения, требующие высокой точности.

контрольно-поверочные измерения, погрешность которых с определенной вероятностью не должна превышать некоторого заданного значения. К ним относятся измерения, выполняемые лабораториями государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники и заводскими измерительными лабораториями, которые гарантируют погрешность результата с определенной вероятностью, не превышающей некоторого, заранее заданного значения.

технические измерения, в которых погрешность результата определяется характеристиками средств измерений. Примерами технических измерений являются измерения, выполняемые в процессе производства на машиностроительных предприятиях, на щитах распределительных устройств электрических станций и др.

По способу выражения результатов различают измерения абсолютные и относительные.

Абсолютные основаны на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании значений физических констант.

Относительными называются измерения отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы, или принимаемой за исходную.

Основными характеристиками измерений являются: принцип измерений, метод измерений, погрешность, точность, правильность и достоверность.

Принцип измерений – физическое явление или совокупность физических явлений, положенных в основу измерений. Например, измерение массы тела при помощи взвешивания с использованием силы тяжести, пропорциональной массе; измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта.

Метод измерений – совокупность приемов использования принципов и средств измерений. Средствами измерений являются используемые технические средства, имеющие нормированные метрологические свойства.

Погрешность измерений – разность между полученным и истинным значениями измеряемой величины. Погрешность вызывается несовершенством методов и средств измерений, непостоянством условий наблюдения, а также недостаточным опытом наблюдателя или особенностями его органов чувств.

Точность измерений – это характеристика измерений, отражающая близость их результатов к истинному значению измеряемой величины.

Правильность измерения определяется как качество измерения, отражающее близость к нулю систематических погрешностей результатов.

Важнейшей характеристикой качества измерений является их достоверность, которая характеризует доверие к результатам измерений и делит их на две категории: достоверные и недостоверные. Результаты измерений, достоверность которых неизвестна, не представляют ценности и в ряде случаев могут служить источником дезинформации.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1258 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий