Административный деликт

Все правонарушения являются опасными (вредными) для общества, государства, и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным признакам.

По основному, материальному, признаку – степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которые установлена административная ответственность.

Следует иметь в виду, что названные признаки разграничения преступления и административного проступка не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а, следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными проступками.

Административные проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные идисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу, не являются.

Административные проступки – деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного, аграрного права. Описания конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены, как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

И, наконец, в отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограничений), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их. Дисциплинарные взыскания устанавливаются нормами трудового, аграрного и некоторых других отраслей права. Они налагаются и действуют в пределах иных давностных сроков (по сравнению с административными взысканиями). Виды и размеры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к нарушителям, нормативно не предопределены конкретными видами совершенных дисциплинарных проступков. Дисциплинарные взыскания, по общему правилу, налагаются руководителями организаций (предприятий, учреждений), в подчинении которых находится нарушитель. Административные взыскания налагают суд и иные указанные в законе органы административной юрисдикции.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Гражданско-правовой деликт – деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-противоправное деяние.

Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного проступка.

Субъектами гражданско-правового деликта могут быть как физические, так и юридические лица. Административный проступок – деяние физического лица.

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Административный проступок – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права).

Административно-деликтное право

Административно-деликтное право — это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями — это властные отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества — ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией — 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом.

Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.

Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Его определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность.

Это определение выражает три формально юридических признака административного правонарушения:

противоправность — заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного права, охраняемые мерами административной ответственности, нормы других отраслей права (финансового, земельного, таможенного, трудового, экологического и т.д.);

виновность — виновное деяние считается административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности;

наказуемость — административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения. Какое антиобщественное деяние является административным правонарушением определяется соответствующим законодательством. Административное правонарушение характеризуется определенным составом. Он включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

В состав административного правонарушения включается:

объект правонарушения — права и свободы человека и гражданина, собственность независимо от ее формы, порядок управления, окружающая среда, общественный порядок и т.д;

объективная сторона — конкретные действия, выразившиеся нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны, как правило, включает характер противоправного деяния (повторность, неоднократность, длящееся правонарушение);

субъект — физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;

субъективная сторона состава административного правонарушения — это отношение субъекта к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц связана с выходом юридического лица за пределы отведенной ему правоспособности либо ненадлежащее распоряжение. Она определяется через оценку данного обстоятельства компетентным органом, налагающим административное взыскание. Она выражает субъективное отношение к противоправному деянию коллектива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле, носителем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда вина юридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица.

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличие признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

Понятие и основания административной ответственности

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются законом. Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:

административная ответственность регулируется нормами административного — деликтного права, которое содержится как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;

основанием административной ответственности является административный проступок, а уголовной — преступление;

в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;

в отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;

за административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные правонарушения — меры уголовной ответственности);

в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;

применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается административно наказанным в течение определенного срока (один год);

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности — в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.

Основания административной ответственности — это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:

нормативное основание — нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;

фактическое основание — совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения; процессуальное основание — издание компетентным органом правоприменительного акта.

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

Основными принципами административной ответственности являются:

законность;

целесообразность ответственности;

неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

индивидуализация мер ответственности;

гуманизм.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физически лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии

Административная деликтность: причины и условия

Общеизвестно, что комплексность и междисциплинарность изучаемых явлений является требованием современного научного познания. Следовательно, дифференциация наук, их специфика не исключают, а, наоборот, предполагают наличие в них элементов синтетичности, проявляющихся в процессе комплексного исследования сложноорганизованных объектов, к которым относится и рассматриваемая проблема. ИИ. Карпец, например, указывал на необходимость самой тесной интеграции наук, изучающих закономерности преступности, со всеми науками, занимающимися обществом1См.: Карпец И.И. Преступность как реальность // Вопросы философии. 1989. № 5. С. 97..

Отечественные ученые-административисты также подчеркивали, что борьбу с административными деликтами нельзя сводить только к наложению наказаний на лиц, их совершивших. Такой подход ориентирует исследователей на изучение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, и на выработку практических рекомендаций по их устранению. Это, как справедливо отметили Б.М. Лазарев и А.Е. Лунев, предполагает укрепление контактов ученых-административистов с учеными- криминологами, поскольку, «во-первых, некоторые из них вышли за рамки предмета своей науки, и формулируют общую теорию права правомерного и противоправного поведения. Во-вторых, административисты в ряде случаев могут использовать по аналогии методику, разработанную криминологами. В-третьих, причины многих преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, одни и те же или, по крайней мере, очень схожи»2Лазарев Б.М., Лунев А.Е. Основы законодательства об административных правонарушениях. С. 25..

Результаты многолетних исследований показывают, что на формирование личности правонарушителя оказывает влияние и фактор системности совершения им административных деликтов. В правовом плане предшествующее поведение личности, количество совершенных правонарушений могут быть квалифицирующим признаком, т.е. обстоятельством, отягчающим ответственность, поскольку характеризуют повышенную степень общественной опасности противоправного деяния, в том числе преступления. Особенно это проявляется при совершении преступлений, однородных по своей сущности с отдельными видами административных правонарушений: мелкое хулиганство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои, истязание3См.: Лозбяков В.П. Криминологические основы административно-юрисдикционной деятельности российской милиции: Дис…. д-ра. юрид. наук. М., 1995..

Таким образом, можно утверждать наличие определенной причинной связи между административной деликтностью и преступностью. Методологическое значение данной парадигмы заключается в том, что изучение причин различных по степени общественной опасности деяний позволяет более глубоко понять их природу и противопоставить им сознательно разработанные профилактические мероприятия4См.: Кудрявцев В.П. Причины правонарушений. М., 1976. С. 8..

Между тем анализ научных источников, в которых освещались те или иные аспекты причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, позволяет констатировать определенный дефицит теоретических знаний в исследуемой области:

  1. обращает на себя внимание недостаток публикаций по данной проблеме;
  2. по нашему мнению, в некоторых работах допускается смешивание причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению административных правонарушений;
  3. отмечается порой автоматическое перенесение криминогенных детерминант в сферу административной деликтности;
  4. отдельные позиции отечественных деликтологов по исследуемой проблеме уже не полностью соответствуют современным реалиям.

Так, например, А.П. Столбовой к наиболее типичным причинам административной деликтности относит: недостаточный уровень правовой осведомленности граждан и должностных лиц о нормах административного права, и в первую очередь установленных в сфере управленческой деятельности государства; недостатки административно-правового воспитания трудящихся; влияние негативно антиобщественной среды; тунеядство; бытовую и трудовую неустроенность и т.п.5 См.: Столбовой А.П. Административно-предупредительные меры милиции как средство борьбы с правонарушениями в условиях развитого социализма: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. Киев. 1984. С. 8. Разумеется, нельзя полностью отрицать возможность влияния перечисленных явлений и процессов на административную деликтность в целом и на отдельные виды административных правонарушений. Однако автор не привел соответствующих данных, подтверждающих наличие в данном случае каких-либо причинных связей.

В свою очередь, И.К. Петрунина, анализируя результаты такого вида административных правонарушений, как нарушения правил торговли водкой и другими спиртными напитками, указывает, что причинами этих правонарушений являются «связанные с личностью правонарушителя — стремление к наживе, пренебрежение установленными правилами, беспечность, желание выполнить план товарооборота любой ценой; а связанные с определенной служебной ситуацией — бесконтрольность, низкий уровень пропаганды административного законодательства, недостаточная эффективность применения мер административной ответственности»6Петрунина И.К. К вопросу о причинах административных правонарушений в торговле // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984. С. 84.. И далее автор пишет, что «знание совокупности общих и конкретных причин административных проступков в торговле, выражающей сложную взаимосвязь объективных и субъективных факторов и обстоятельств при нарушениях законности, позволяет сделать вывод о непосредственных причинах административных проступков в этой отрасли, которыми является сложившаяся ситуация».

Определяющая роль конкретной ситуации при совершении административных правонарушений и преступлений отмечается как деликтологами, так и криминологами7См.: Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.. Вместе с тем позиции исследователей в обосновании данного феномена не однозначны. Если криминологи доказывают на достаточном эмпирическом материале механизм воздействия ситуации на потенциального преступника, то в большинстве научных работ, посвященных административной деликтологии, до настоящего времени отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии именно причинных связей между ситуацией и административным правонарушением.

В административно-правовой науке свое место нашла и точка зрения, суть которой заключается в том, что причины отдельных административных правонарушений лежат в личностных свойствах правонарушителя.

В связи с этим Н.Г. Мельник, исследуя действия лиц, нарушивших паспортный режим, указывает на то, что этому контингенту нарушителей присущи устойчивые и постоянные намерения к нарушению именно этих деликтов, следовательно, говорить о какой-то возникшей ситуации, выступающей в качестве кратковременного обстоятельства, обусловившего противоправное поведение, вряд ли можно8См.: Мельник Н.Г. Причины и профилактика административно-наказуемых нарушений паспортной системы // Административно-деликтные отношения. Киев, 1979. С. 132.. По мнению Н.Г. Мельника, «причиной административных проступков, родовым объектом которых является паспортная система, является деформация личности. Несомненно, в совершении административных проступков велика роль конкретной жизненной ситуации, но в данном случае она выполняет не роль причины, а условия, способствующего совершению правонарушения».

Анализ научных источников, касающихся вопросов причин и условий совершения административных правонарушений, дает основание рассмотреть вопрос об их классификации.

Учеными-административистами предпринимались попытки так или иначе классифицировать причины и условия правонарушения. Причем предпринимавшиеся попытки были именно попытками построения классификации, относящейся к эмпирическому уровню познания, и выступали как средство первоначального упорядочения всего многообразия эмпирических данных. В административной деликтологии одним из первых осуществивших классификацию причин и условий правонарушений можно назвать В.И. Ремнева. В соответствии с предложенной им классификацией выделяются: «общие причины и условия правонарушений (экономические, политические, идеологические, правовые, организационные, культурно-воспитательные); причины и условия, связанные с определенной служебной ситуацией (недостатки контроля, безнаказанность нарушителей, «давление сверху», попустительство нарушителям со стороны руководителей и т.п.); обстоятельства, связанные с личностью правонарушителя, во-первых, должностного лица (такие, например, как недостатки в служебной квалификации, игнорирование закона, ложное понимание «интересов дела», стремление выполнить план «любой ценой» и т.д.); во-вторых, для гражданина, не являющегося должностным лицом (низкий образовательный и культурный уровень, ценностные ориентации, пренебрежение к закону и т.д.)»9Ремнев В. И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984. С. 13..

Далее В.И. Ремнев поясняет, что предпринятая им классификация основана на специфичности должностных проступков, которая связывается «не только с той особой социальной ролью, которую играют государственные служащие, с кругом их прав, обязанностей, особой ответственностью, но и со служебной ситуацией, которая может как препятствовать правонарушению, так и порой способствовать ему». С точки зрения теории с такой позицией В.И. Ремнева в принципе можно согласиться. Однако она, к сожалению, не подкрепляется результатами исследований. Поэтому вопрос о наличии специфики в причинах должностных проступков является, на наш взгляд, дискуссионным. К тому же в приведенной классификации не определен критерий, положенный в ее основу.

В административно-правовой литературе встречаются и другие подходы к классификации причин и условий совершения правонарушений. Одни авторы предлагают двухступенчатую классификацию: причины и условия административной деликтности в целом; причины конкретных групп административных правонарушений. Другие, не говоря о классификации, приводят наиболее типичные причины административных правонарушений: недостаточный уровень правовой осведомленности граждан и должностных лиц о нормах административного права, недостатки административно- правового воспитания граждан, недостаточное внимание к профилактике, влияние негативной антиобщественной среды и т.д.

Анализ научных источников позволяет сделать следующие выводы методологического характера. Изложенные точки зрения на причины и условия административных правонарушений являются операциональными, поскольку расширяют наши познания в этом направлении. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что до настоящего времени не выработано определенной системы классификации причин и условий административной деликтности. За исключением некоторых общетеоретических работ, посвященных раскрытию отдельных закономерностей всей совокупности правонарушений, концептуальные основы детерминации административной деликтности остаются малоразработанными. Тем более что само понимание причинности по-разному трактуется отдельными авторами.

При решении отмеченной исследовательской задачи мы исходили из того, что каждая вещь, каждое явление имеет в реальной действительности свое основание.

Без понятия «основание» («основа») невозможно логично и убедительно воспроизвести и объяснить все необходимые свойства и связи, характерные для исследуемого объекта, а вместе с этим и раскрыть его сущность. Выступая в качестве определяющего свойства или отношения, «основа» существенным образом влияет на все другие необходимые стороны и связи объекта, обусловливает соответствующее их изменение, направление функционирования и развития. Опираясь на основу, можно объяснить и представить в органической взаимосвязи всю совокупность необходимых сторон и тем самым в системе идеальных образов, понятий воспроизвести сущность исследуемого объекта10См.: Билялов А. К. Об определении категорий «основа» и «основание» // Философские науки. 1976. № 5. С. 142..

Таким образом, «основание — это некое базисное знание о соответствующих объектах, выступающих как начало научной системы, как отправной пункт в их дальнейшем исследовании. В этом смысле основание выступает одновременно и как гносеологическое, и как онтологическое значение».

В интересующем нас смысле основание как свойство, определяющее то или иное явление и объясняющее, почему оно существует, мы рассматриваем через причины правонарушений.

В соответствии с категориями общего, особенного и единичного можно выделить три уровня деликтологических оснований, объясняющих существование такого социального явления, как административные правонарушения. На первом из них находятся те явления общественной жизни, которые вызывают причины всех видов негативных явлений, в том числе преступности и административной деликтности.

На определенном этапе развития нашего общества выделялись следующие причины этих негативных явлений:

  • материальные и идеологические;
  • причины первого и второго порядка, общие причины и причины конкретных преступлений;
  • полная и специфическая причины; объективные и субъективные причины.

Содержание этих причин достаточно полно раскрыто в указанной литературе. Применительно к предмету нашего исследования отметим, что на данном уровне объективная реальность оказывала и оказывает влияние в качестве причин на совершение правонарушений опосредованно. В определенной мере это проявляется в сфере неблагоприятных воздействий на предыдущее развитие личности. В современных реалиях это обстоятельство дополняется деформацией снижения духовных запросов, в господстве так называемой массовой культуры в сферах массовой информации, на телевидении, кинематографе, в печати, где прямо или в завуалированной форме пропагандируются насилие, секс, стремление к наживе и т.п.

На уровне особенного деликтологические основания в качестве причин правонарушений проявляются, на наш взгляд, в определенной сфере жизнедеятельности людей, под которой понимается часть общественных отношений, связанная с условиями существования и расширенного воспроизводства как производительной силы и как личности. В данном случае речь идет о взаимосвязи семейно-бытовой сферы с образовательно-культурной сферой. Общее же их негативное воздействие на формирование личности может быть связано со следующими факторами:

а) неисполнением воспитательной функции семьи, в том числе с жестоким обращением с несовершеннолетними со стороны лиц, ответственных за их воспитание;

б) ограничением доступа несовершеннолетних к образованию и ценностям культуры;

в) разрывом между возможностями создать необходимые стартовые предпосылки для несовершеннолетних аутсайдеров (это связано с социальным положением семьи, здоровьем подростков и т.д.);

г) отсутствием гарантий трудоустройства выпускников школ, колледжей и т.п.11См.: Кобзарь И.А. Социальная и криминологическая обусловленность уголовной ответственности несовершеннолетних (теория и практика). М., 1998. С. 36.

На уровне единичного деликтологические основания причин совершения административных правонарушений выражаются, на наш взгляд, в существовании конкретных взаимообусловленных моментов субъективного (характерные черты и свойства личности) и ситуативного (место, время и т.п.) порядка, которые их порождают.

Важнейшим элементом в механизме противоправного поведения являются условия, которые определяются как «существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления»12Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 707.. Отечественными криминологами доказано, что условия сами не порождают следствия, однако способствуют возникновению и появлению причин. Следовательно, при отсутствии условий одной причины оказывается недостаточно для наступления следствия. В философской литературе выделяются сопутствующие, необходимые и достаточные условия. Данные категории, по нашему мнению, имеют значение и в деликтологическом исследовании. Так, «под сопутствующими условиями понимаются главным образом обстоятельства места и времени, не оказывающие прямого влияния на происходящее… Наибольше значение имеют необходимые условия, без которых данное явление не могло бы наступить. Совокупность всех необходимых условий образуют достаточные условия. Когда есть достаточные условия и имеется причина, следствие наступает с необходимостью».

Наряду с причинами и условиями в юридической литературе используется и такой термин, как «фактор». Однако отношение к его содержанию и функциональному назначению не однозначно. Г.А. Аванесов рассматривает понятия «факторы» и «условия», порождающие преступность, как тождественные13См.: Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972. С. 218., а Н.Ф. Кузнецова к числу условий относит такие социальные факторы, которые способствуют действию причин, но сами по себе не обладают генетическим свойством причин14См.: Кузнецова Н.Ф. Криминология как наука // Советская юстиция. 1970. № 2. С. 8..

В криминологических исследованиях известно достаточно много различных факторов большей или меньшей степени общности, расположенных на разных уровнях социальной организации общества. Анализ этих факторов указывает на то, что не все из них могут быть отнесены к числу причин и условий, способствующих совершению преступлений или их сочетанию15См.: Горяинов К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). М.: ВНИИ МВД СССР. 1991. С. 21..

В связи с этим можно полагать, что понятие «фактор» хотя и весьма близко к понятиям «причины» и «условия», но не тождественно им. На наш взгляд, оно более широкое, чем причины и условия.

Таким образом, следует согласиться с точкой зрения К.К. Горяинова, который считает, что «под фактором надо понимать определенное свойство социальных процессов и явлений, их взаимообусловленных сочетаний, быть двигателем, переменной в формировании и изменениях состояния криминологической обстановки».

Такой подход к пониманию криминогенных детерминаций позволяет, на наш взгляд, выделить в качестве оснований две группы факторов, обусловливающих совершение административных деликтов.

К первой следует отнести те из факторов, которые в малой степени зависят от деятельности органов внутренних дел и других объектов профилактики. Наиболее важными из них являются:

  • объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями современного российского общества — отдельных социальных слоев, групп, личностей;
  • общее снижение уровня жизни, а в некоторых группах социума ниже границы обеспечения физиологической выживаемости;
  • определенные детерминации в области социальной психологии, находящие проявления в искаженных потребностях, интересах, целях, взглядах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушения;
  • разрушение традиционных для России стереотипов поведения, общепринятых норм морали и нравственности, выражающееся в росте пьянства и наркомании, распаде семьи, правовом нигилизме, распространенности идеологии стяжательства, насилия и жестокости и др.

При оценке перечисленных факторов следует иметь в виду, что эти процессы являются определяющими для всех правонарушений, в том числе административных. Другая группа факторов, способствующих совершению административных правонарушений, непосредственно связана с деятельностью органов внутренних дел и других субъектов профилактики. По содержанию эти факторы подразделяются:

а) на связанные с недостатками нормативного правового обеспечения профилактической деятельности всех субъектов профилактики;

б) факторы организационного характера.

Учитывая, что причины совершения административных правонарушений и условия, им сопутствующие, являются основными категориями, составляющими предмет административной деликтологии, а также то, что в настоящее время отсутствуют конкретные исследования по данной проблематике, что представляет невозможность рассмотрения в одном исследовании влияния указанных факторов на всех субъектов профилактики даже в сфере правоохранительных органов, проиллюстрируем это на примере деятельности органов внутренних дел.

К группе факторов, связанных с организацией деятельности органов внутренних дел и оказывающих определенное негативное влияние на состояние и динамику административной деликтности, прежде всего относится низкий уровень общей и индивидуальной профилактики.

Это в первую очередь связано с тем, что органы внутренних дел часто не указывают конкретных мер, которые необходимо принять должностному лицу по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, как это следует из содержания ст. 29.13 КоАП РФ.

К числу организационных факторов, влияющих на состояние административной деликтности, относится и низкий уровень информационно-аналитического обеспечения профилактики административных правонарушений. Между тем такое обеспечение является основой для установления тенденций административных правонарушений, определения основных видов борьбы с ними и разработки наиболее эффективных профилактических мер. Анализ практики показывает, что это важное направление деятельности органов внутренних дел нуждается в существенной реорганизации. И хотя решение задачи этого плана усложняется принятием региональных законов об административной ответственности, необходима единая государственная статистическая отчетность по делам об административных правонарушениях.

Так, например, только получение статистических данных о количестве совершенных административных правонарушений и лицах, привлеченных органами внутренних дел за данные деликты, вызывает значительные трудности. Одним из важных факторов организационного характера является отношение сотрудников некоторых ведущих служб органов внутренних дел к административной деятельности как к второстепенной. Например, по результатам опроса участковых уполномоченных полиции работа по составлению протоколов, исполнению административных наказаний, наложенных за совершение нарушений общественного порядка, занимает у них до 30% рабочего времени. Однако при оценке результатов работы участковых уполномоченных полиции эта деятельность не всегда полно учитывается либо ставится на последнее место.

Определенное негативное влияние на состояние административной деликтности и ее предупреждение оказывает недостаточная ориентация практических работников органов внутренних дел на предупреждение административных правонарушений. В частности, следует отметить, что профилактическая работа в этом направлении ограничивается в основном составлением справок пространного характера. Практически отсутствует работа по изучению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, внесению конкретных предложений в инстанции по их сокращению. Не случайно, что в протоколах по делам об административных правонарушениях не указываются причины и условия их совершения. Причем только в каждом четвертом случае органами внутренних дел направлялись сообщения в соответствующую инстанцию о фактах совершения административных правонарушений, а предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ предложения не вносились.

К факторам организационного характера относится низкий уровень пропаганды административного законодательства. Результаты исследования указывают на достаточно высокий процент лиц, которые совершают административные деликты из-за незнания законодательства.

Завершая анализ факторов, влияющих на административную деликтность, отметим, что «попыток дать перечни факторов, в той или иной степени положительно или отрицательно влияющих на правонарушения, предпринималось в нашей юридической литературе немало. Количество называемых факторов различной степени детализации колеблется от нескольких десятков до сотен. Однако практическое использование таких разработок всегда наталкивалось на непреодолимые трудности. Эти трудности заключались в том, что информация о факторах, которую нужно собирать, была чрезвычайно обширной, а связь факторов с правонарушениями и механизм их взаимодействия — неясными»16Романов Г.А. Информационное обеспечение управления профилактической деятельностью органов внутренних дел // Профилактика правонарушений. М., 1980. Вып. 11. С. 15..

Таким образом, рассмотренные факторы, на наш взгляд, являются определяющими с точки зрения совершенствования деятельности органов внутренних дел. Их устранение либо нейтрализация позволят в целом улучшить административно-правовую деятельность органов внутренних дел и профилактику административных правонарушений.

Проведенный анализ между тем позволяет обратить внимание на следующие моменты.

  1. При исследовании социальных явлений вряд ли стоит искать или выделять, на наш взгляд, какую-то общую «основную» или «главную» причину, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение административной деликтности.
  2. Не имеет перспективы и создание универсального каталога причин административной деликтности, поскольку между ситуацией и правонарушением всегда стоит личность во всем ее многообразии. Таким образом, любое правонарушение — это один из возможных вариантов поведения человека.

Поэтому не случайно, что в познании механизма противоправного поведения важная роль отводится данным о личности правонарушителя. Ее изучение имеет научное и практическое значение, поскольку без знания тех, кто совершает деликты, невозможно их эффективно предупреждать.

Действие административного права весьма масштабно. Непосредственное административно-правовое воздействие распространяется на две большие сферы общественных отношений:

1) деятельность органов государственной власти и уполномоченных должностных лиц (органов исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих) по реализации функций государственного управления и местного самоуправления. Административно-правовой режим подобной деятельности в различных областях (например, в государственной службе (служебном праве), милицейском праве, муниципальном праве, строительном праве, школьном и таможенном праве) устанавливается отраслевыми правовыми средствами и методами. Это так называемое управленческое право (включающее управление в отраслях и межотраслевых сферах), которое посредством регулятивной функции защищает права и свободы граждан, обеспечивает административное нормотворчество и устанавливает ответственность в государственном управлении;

2) обеспечение общественного порядка и безопасности, борьба с правонарушениями, совершенными в сфере, подконтрольной органам исполнительной власти (строительство, статистика, торговля, налогообложение, таможенное дело и т. д.). Это так называемое административно-деликтное право, осуществляющее административно-юрисдикционные функции и контрольно-надзорные полномочия.

Дели́кт (из лат. delictum «проступок, правонарушение») — частный или гражданско-правовой (delictum privatum) проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба или штраф, взыскиваемые по частному праву в пользу лиц потерпевших.

Административно-деликтное право

Административно-деликтное право — это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями — это властные отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества — ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией — 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом.

Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Административный деликт и административно-деликтное право.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Административный деликт и административно-деликтное право.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Административный деликт и административно-деликтное право.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий