Административный процесс структура

Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 года рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Административное судопроизводство – это урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.

Административное судопроизводство осуществляется в Российской Федерации различными судами: во-первых, ВС РФ в соответствии с Законом о Верховном Суде РФ и КАС, во-вторых, судами общей юрисдикции в соответствии с КАС и, в-третьих, арбитражными судами в соответствии с АПК.

Задачи административного судопроизводства. Согласно ст. 3 КАС выделяются следующие задачи административного судопроизводства:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В судебном административном процессе выделяются следующие шесть стадий:

1) производство в суде первой инстанции;

2) производство в суде апелляционной инстанции;

3) производство в суде кассационной инстанции (в двух кассационных инстанциях);

4) производство в суде надзорной инстанции;

5) производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

6) исполнительное производство.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Предмет доказывания. Факты, не подлежащие доказыванию. Доказательственные факты.

(Из 43 билета).

Общие правила исполнительного производства.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Исполнительное производство представляет собой уста­новленный законом порядок принудительной реализации су­дебных актов и актов иных юрисдикционных органов, имею­щий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охра­няемых законом интересов.

К источникам исполнительного производства относятся ФКЗ от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах», ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК, АПК (разд. IV), ГК.

Участников исполнительного производства следует под­разделить на 4 группы: органы принудительного ис­полнения, суд (судья), стороны, другие участники исполни­тельного производства.

К органам принудительного исполнения относятся судеб­ные приставы-исполнители.Стороны – взыскатель и должник – являются главными участ­никами исполнительного производства. В число других участни­ков входят переводчики, понятые и специалисты, которые оказывают содействие сторонам и органам принудительного исполне­ния в восстановлении нарушенных или оспоренных прав.

Административный процесс рассматривается как часть управленческой деятельности государства. При этом он представляет собой вполне самостоятельное правовое явление, характеризующееся определенным назначением, обладающее своей спецификой, формами и методами осуществления на основании соответствующих юридических правил .

Административно-управленческий процесс естественно и неизбежно базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления.

Например, принцип законности состоит не только в требовании строгого и надлежащего исполнения законов и основанных на них иных правовых актов, но и надлежащего применения этих актов.

Принцип охраны интересов государства и личности в административном процессе направлен, прежде всего, против различных проявлений формализма при рассмотрении административных дел.

Принцип гласности процесса предполагает ознакомление широких слоев населения с решением тех или иных вопросов, находящихся в компетенции соответствующих государственных органов.

Действующее законодательство закрепляет также принцип ответственности должностных лиц и служащих за ненадлежащее ведение процесса, который предполагает, что должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятия незаконного акта, несут дисциплинарную или иную ответственность .

Административно-управленческий процесс выступает в виде деятельности по разрешению индивидуально конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений или совокупности производств: по обращениям граждан; по делам о поощрениях; по делам о дисциплинарных проступках; по порядку принятия правовых актов государственного управления. К ним относят и производство по делам об административных правонарушениях.

В административно-правовой литературе признается присутствие материальных норм административного (управленческого) права, к числу которых относятся и нормы, определяющие статус управленческих нормативных правовых актов, предложений и заявлений граждан, жалоб и споров, дисциплинарные дела и т.д.

Следовательно, налицо необходимость и в определении порядка реализации таких норм. Подобное может осуществляться только с помощью деятельности в виде административного управленческого процесса.

Совершенно понятно присутствие административного управленческого процесса, под которым следует понимать: установленный порядок деятельности его участников по разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления, в том числе по обращениям граждан, о поощрениях, о дисциплинарных проступках, о порядке принятия правовых управленческих актов и т.д. .

Административно-управленческий процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения, то есть правоприменение, а занимаются этим субъекты исполнительной власти.

Осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера, то есть реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм.

Процессы принятия управленческих решений в системе государственного управления весьма сложны и разнообразны по своей семантике. Они требуют в целом усиления системности государственного управления, его научного оснащения в увязке с практической действительностью .

Структура административного процесса является одними из наиболее спорных вопросов современного административного права, так как неоднозначно понимание самого административного процесса.

Структура административного процесса — внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его элементов. Структурными элементами административного процесса являются производства, стадии, этапы.

Производство — урегулированные процессуальными нормами, относительно обособленные во времени и пространстве, совершаемые в определенной последовательности юридически значимые действия, которые связаны с разрешением юридического дела и вынесением персонально определенных и индивидуально конкретных решений.

Стадия — часть административного производства, характеризующаяся специфическими задачами, определенным кругом субъектов и участников, системой правовых связей и отношений между ними, набором средств и методов осуществления действий, формами внешнего выражения и официального закрепления выносимых решений (составлением процессуальных документов) и т. п. (Д. П. Бахрах). Стадии следуют одна за другой и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена предыдущая.

Этап — в определенной степени обособленная часть стадии, представляющая собой совокупность конкретных действий, преследующих внутри стали Иную промежуточную цель. Например, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении выделяют следующие этапы: подготовка дела к рассмотрению, анализ имеющихся данных, принятие решения по делу, доведение решения до заинтересованных дин (Д. Н. Бахрах).

Административный процесс не однороден. Как уже отмечалось, он охватывает и юрисдикционную, и процедурную деятельность. Соответственно можно выделить несколько подвидов административного процесса:

  1. Административно-правотворческий процесс — деятельность субъектов исполнительной власти по принятию подзаконных нормативных правовых актов в целях формирования правовой базы для реализации законов. Для него свойственен неюрисдикционный (позитивный) характер; осуществляется в целях создания правовой базы для исполнения законов; реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов (Правительством РФ, федеральными министерствами и др.); результатом деятельности является издание подзаконного нормативного правового акта. Данный вид процесса включает следующие производства: по принятию актов Правительством РФ, по принятию актов федеральными органами исполнительной власти, по принятию актов высшими должностными лицами субъектов РФ и др.
  2. Административно-правонаделительный процесс — деятельность субъектов исполнительной власти по разрешению позитивных управленческих дел. Он направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере государственного управления; в ходе ад-министративно-правонаделитедьного процесса разрешаются индивидуально конкретные управленческие дела; осуществляется широким кругом уполномоченных субъектов; результатом деятельности является правоприменительный акт. Данный вид процесса включает следующие производства: регистрационное производство; лицензионное производство; производство по рассмотрению предложений и заявлений граждан и организаций; поощрительное производство; производство по внутри-организационным делам (например, по формированию кадрового состава органа власти); административно-договорное производство и др.
  3. Административно-юриcдикционный процесс — деятельность субъектов исполнительной власти по разрешению споров, конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного и дисциплинарного принуждения. Данный вид процесса регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикцион-ного характера; направлен на разрешение спора, конфликта в сфере государственного управления, применения мер административного и дисциплинарного принуждения; выступает средством реализации охранительной функции административного права; характеризуется множественностью субъектов осуществления; результатом является принятие административно-юрисдикционного правоприменительного акта. Включает следующие производства: производство по жалобам граждан и организаций; дисциплинарное производство; производство по применению административно-предупредительных мер; производство по применению мер административного пресечения; производство по делам об административных правонарушениях и др.

Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам. В административном праве нет единства мнений относительно структуры административного процесса. Критериев построения структуры несколько:

  • 1. В зависимости от объема и степени реализации процессуальной формы, полноты законодательного регулирования процессуальных действий.
  • 2. В зависимости от содержания процессуальных действий и юридических дел.
  • 3. В зависимости от последовательности совершения действий, цельности и завершенности отдельных групп процессуальной деятельности.

В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса, отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства.

Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак — вид процессуальной деятельности:

  • 1. правотворческая,
  • 2. правонаделительная,
  • 3. юрисдикционная.
  • 1. Административно-правотворческие производства — деятельность субъектов публичного управления по принятию нормативных административных актов, в порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат — принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:
    • — по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
    • — по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;
    • — по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
    • — по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
    • — по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.
  • 2. Административно — правонаделительные (административно-распорядительные) производства — деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме. К ним относятся:
    • — регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);
    • — лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
    • — производства по стандартизации, сертификации, аттестации товаров и услуг, аккредитация учреждений, производства по присуждению ученых званий и ученых степеней, нострификационные производства, производства по установлению инвалидности и иные экспериментально-удостоверительные производства;
    • — производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.) и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;
    • — конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);
    • — кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);
    • — производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;
    • — производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.
  • 3. Административно-юрисдикционные производства — деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства:
    • — по делам об административных правонарушениях;
    • — дисциплинарное производство;
    • — по административным жалобам граждан;
    • — производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспариванию действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
    • — исполнительное производство;
    • — производство по реализации института материальной ответственности;
    • — контрольно-надзорные производства;
    • — оперативно-розыскное производство;
    • — производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.).

Многообразие и специфика индивидуальных дел, разрешаемых в ходе административного процесса, обуславливают его сложную структуру. Этим административный процесс существенно отличается от судопроизводства. В зависимости от функций, выполняемых административными органами в ходе разрешения индивидуальных юридических дел (государственное регулирование или административно-правовая охрана и защита), представляется возможным выделить два крупных вида административного процесса: административно-распорядительный и административно-охранительный.

Административно-распорядительный процесс представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных юридических дел, осуществляемую в пределах своей компетенции и направленную на реализацию субъективных юридических прав и обязанностей, имеющихся у участников этих дел, на основе соответствующих материальных норм различных отраслей права.

Административно-охранительный процесс как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению индивидуальных юридических лиц, обеспечением безопасности государства и общества, правопорядка, представляется возможным подразделить на два вида: административно-принудительный и административно-защитный процессы.

Админстративно-принудительный процесс — деятельность компетентных административных органов по применению в отношении индивидуально определённых физических и юридических лиц мер административного ограничения и принуждения в целях обеспечения надлежащего правопорядка, безопасности государства и общества.

Административно-защитный процесс — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения нижестоящих в порядке подчинённости или поднадзорных им административных органов (должностных лиц), лиц, выполняющих функции управления в коммерческих и некоммерческих организациях, а также по разрешению подведомственных им споров (разногласий) между административными органами, физическими и (или) юридическими лицами, деятельность, осуществляемая в целях правовой защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых субъективных прав и свобод участников этих дел.

Добавить комментарий