Адвокат в административном производстве

Административный процесс, несмотря на кажущуюся простоту, является достаточно сложным. В статье описываются основные моменты, на которые обращает внимание адвокат по административным делам при участии в административном процессе. Перечень обстоятельств, которые анализируются адвокатом и указанный в данной статье, не является исчерпывающим. Важным является понимание того, что каждое дело об административном правонарушении является уникальным и требует индивидуального подхода в зависимости от обстоятельств административного правонарушения.

В административном процессе граждане редко обращаются за юридической помощи к адвокату. Это связано с рядом причин, в том числе, небольшим размером санкций, уверенности в активном разбирательстве дела, убежденности в своей невиновности и т.д.

При этом в ходе административного процесса нередко возникает нарушение процессуальных норм и порядка ведения административного процесса. Нарушение положений ПИКоАП Республики Беларусь в таком случае может повлечь отмену вынесенного по делу постановления об административном правонарушении и нередко прекращение дела об административном правонарушении при установлении обстоятельств, предусмотренных ст.9.6 ПИКоАП Республики Беларусь.

Согласно ст.4.5 ПИКоАП Республики Беларусь оказание юридической помощи, защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может осуществлять защитник, а оказание юридической помощи потерпевшему, а также физическому лицу – индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, – представитель.

Участие адвоката по административным делам в качестве защитника физического лица в административном процессе или в качестве представителя индивидуального предпринимателя или юридического лица помогает избежать ошибок при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, т.к. адвокат проводит проверку всех материалов дела об административном правонарушения, обращая внимание при этом не только на доказанность или недоказанность виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, но и проводит проверку источников доказательств, их анализ, сопоставление с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении, а также анализ иных материалов дела, а в случае необходимости представляет доказательства и подает жалобы на процессуальные действия и решения, принятые по делу об административном правонарушении.

При участии адвокат в административном процессе обращает внимание на следующие обстоятельства:

  • ПРОВЕРЯЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ОРГАНОМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВЕДУЩИМ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ

Адвокатом проверяются, соблюдены ли нормы ст.10.2 ПИКоАП Республики Беларусь, устанавливающие требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении. Проверяется наличие поводов и оснований для начала административного процесса, устанавливается, есть ли обстоятельства, исключающие административный процесс, в соответствии с нормами ст.9.6 ПИКоАП Республики Беларусь. Анализируются имеющиеся доказательства, устанавливается их источник, они сопоставляются с другими доказательствами по делу.

  • ПРОВЕРЯЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СРОКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Адвокат в административном процессе проверяет, не истек ли срок наложения административного взыскания, т.к. в соответствии со ст. 7.6 КоАП Республики Беларусь административное взыскание может быть наложено:

за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены или утраты силы постановления. При этом в случае неоднократной отмены постановления по делу об административном правонарушении административное взыскание не может быть наложено по истечении восьми месяцев со дня отмены первого постановления.

  • ПРОВЕРЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ В ДЕЙСТВИЯХ (БЕЗДЕЙСТВИИ) ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих квалифицировать деяние, как административно наказуемое. Описание составов административных правонарушений содержится в диспозициях статей КоАП Республики Беларусь.

В соответствии со ст.2.1 КоАП Республики Беларусь административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Таким образом, можно выделить следующие признаки административного правонарушения:

— совершение деяния (действие или бездействие);

— противоправность деяния, оно запрещено нормами КоАП Республики Беларусь;

— наличие вины (отношение лица к совершенному деянию) в форме умысла или неосторожности;

— предусмотренная за совершенное правонарушение административная ответственность.

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. Административное правонарушение, с точки зрения состава, имеет его объект (общественные отношения, на нормальное развитие которых посягает правонарушение), объективную сторону (конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных правил), субъекта правонарушения (лицо) и субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности). От наиболее точного определения объективной стороны административного правонарушения зависит привлечение лица к административной ответственности и размер штрафных санкций.

  • ПРОВЕРЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯСНЕНИЮ ПРИ НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ СМЯГЧАЮЩИХ И ОТЯГЧАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, А ТАКЖЕ СООТВЕТСТВИЕ НАЛОЖЕННОГО ВЗЫСКАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ДЕЛА И ЛИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Согласно ст.7.1 КоАП Республики Беларусь административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.

Проверяется соблюдение норм КоАП и ПИКоАП Республики Беларусь учтены ли такие обстоятельства, как характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, в отношении физического лица и характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица при наложении взыскания на юридическое лицо.

  • ПРОВЕРЯЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ИНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ, в том числе сроков рассмотрения дела, вопросы соблюдения порядка административного процесса при вынесении постановления, порядок разрежения заявленного отвода, порядок назначения и проведения экспертиз по делу и т.д.

Учитывая описанное выше, сложность административного процесса, адвокат не только оказывает юридическую помощь, защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, является представителем физическому лицу – индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется административный процесс, юридического лица, но и способствует вынесению законного и обоснованного постановления по делу об административном правонарушении. Помните, что именно адвокат обладает достаточными знаниями законодательства и опытом, чтобы защищать Ваши интересы в административном процессе.

ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Статьи и практику адвоката по административным делам Бычек Т.А. можно почитать на сайте.

Актуальный текст Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуального исполнительного кодекса об административных правонарушениях можно почитать на Национальном правовом Интернет-портале pravo.by.

Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Заявления о самоотводах и об отводах

Основания для заявления об отводе или самоотводе идентичны, но в Арбитражном процессуальном кодексе РФ вопрос об отводе рассматривается отдельно.

Лица, выступающие субъектами отвода и самоотвода

В рамках арбитражного процессуального законодательства предусматривается ряд лиц, которые обладают правом заявить самоотвод, при наличии на это обоснованных причин, установленных Арбитражным процессуальным кодексом России. В соответствии с нормами законодательных актов правом на заявление самоотвода обладают:

  • судья;
  • арбитражный заседатель;
  • секретарь судебного заседания;
  • эксперт;
  • переводчик.

При выявлении обстоятельств, установленных законодательством и препятствующих проведению дальнейшего судебного разбирательства, вышеперечисленные субъекты должны самостоятельно заявить самоотвод. Несмотря на то, что основания для заявления об отводе или самоотводе идентичны, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ вопрос об отводе рассматривается отдельно.

Нормами данного законодательного акта установлено требование о том, что правом на инициирование процедуры отвода могут обладать лица, принимающие непосредственное участие в рассмотрении дела. К таким участникам относятся:

  • стороны;
  • заявители;
  • заинтересованные лица.

В отдельных случаях, предусмотренных вышеназванным Кодексом, таким правом могут обладать:

  • третьи лица;
  • прокурор;
  • органы государственной и муниципальной власти;
  • представители сторон.

Суд также имеет право инициировать отвод помощника судьи, секретаря, эксперта или переводчика при наличии на это исчерпывающих оснований.

Основания для заявления отвода и самоотвода

Законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований, в результате которых эксперту-оценщику может быть предъявлено заявление об отводе. В частности, к таким основаниям относятся:

  • оценщик является лицом, имеющим имущественные притязании или интерес в отношении оцениваемого им объекта;
  • оценщик состоит в родстве с учредителем, собственником или работником должностного лица, выступающего в качестве заказчика;
  • оценщик сам является должностным лицом, непосредственно самим собственником или работником компании-заказчика.

Отдельные статьи законодательных актов связаны с отводом судей, секретарей и специалистов. В соответствии с требованиями законодательства лицо, принимающее участие в рассмотрении дела, подлежит отводу в нескольких случаях:

  • если ранее оно принимало участие в рассмотрении этого дела в качестве судьи, прокурора, секретаря или представителя;
  • если ранее лицо принимало участие в рассмотрении этого дела в качестве судьи иностранного суда и арбитража;
  • если лицо является родственником любого участника рассматриваемого процесса;
  • если лицо является заинтересованным в исходе дела или если у всех других участников процесса имеются основания для сомнений в его беспристрастности.

Порядок, по которому осуществляется подача заявлений об отводах и самоотводах. Подача повторного заявления об отводе

Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает основы проведения процедуры по отводу и самоотводу участников заседания. Основываясь на этих нормах, регламентирована аналогичная деятельность участников арбитражного процесса. В соответствии с требованиями данных нормативно-правовых актов в обязанности судьи, секретаря, прокурора и специалиста входит заявить самоотвод, при наличии на это установленных законом обстоятельств.

Отдельные требования арбитражного процессуального законодательства касаются заявления о самоотводе и об отводе, образец которого можно найти в каждом судебном органе.

В соответствии с требованиями законодательных актов заявление об отводе судьи или иного участника процесса обязательно должно быть подано до начала судебного заседания. Это позволяет избежать последующей отмены принятого судом постановления. Допускаются две формы заявления:

  • устная;
  • письменная.

Важно, чтобы лицо, подающее заявление об отводе или самоотводе, образец которого установлен на уровне федерального законодательства, указало в нем основание для совершения такого действия. Заявление об отводе судьи также требует наличия исчерпывающих обстоятельств для его подачи. В поданном заявлении обязательно должны быть указаны доказательства, подтверждающие факт наличия оснований для отвода одного из участников процесса. Отвод для каждого отдельного лица допускается всего один раз по каждому основанию. В соответствии с требованиями законодательных актов отвод может быть заявлен при любом положении рассматриваемого гражданского дела и в любые сроки:

  • в ходе разрешения возникших в ходе рассмотрения дела вопросов по осуществлению исполнения вынесенного судебного постановления;
  • в ходе пересмотра приговора в связи с наличием вновь открывшихся обстоятельств;
  • при отмене принятого заочно решения в установленные законом сроки.

Следовательно, участник имеет право заявить отвод в отношении другого лица или самоотвод на любой из стадий рассмотрения и обжалования судебного постановления. Подать повторное заявление об отводе по тому же основанию невозможно.

Требования, предъявляемые к содержанию и форме заявления отвода, самоотвода

Нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы арбитражного процессуального законодательства, отдельно регламентируют процедуру подачи заявления об отводе или самоотводе. Данными документами также устанавливаются содержание и формы заявления отвода.

В соответствии с нормами арбитражного процессуального законодательства подача заявления об отводе может быть осуществлено как в устной, так и в письменной форме.

При этом не имеет никакого значения, как именно участник судопроизводства будет отстаивать свою позицию, главное, чтобы у него были достаточные доказательства того, что лицо, против которого он подает отвод, действительно не может принимать участие в разбирательстве. Именно этим требованием урегулирована норма Кодекса об обязательном наличии в заявлении об отводе доказательств наличия оснований для совершения такого действия. В противном случае, отвод не будет принят и разбирательство продолжится прежним составом суда.

Чем регламентируются полномочия адвоката в административном процессе

Федеральный закон, непосредственно регламентирующий адвокатскую деятельность в РФ, при определении полномочий адвоката, участвующего в том или ином судебном процессе, делает прямую отсылку к процессуальному законодательству (п. 1 ст. 6 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).

Таким образом, полномочия адвоката в адм. процессе определены в рамках:

  • Дела об административном правонарушении (ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ). См. статью «Административное правонарушение — состав и виды».
  • Спора, происходящего из публичных правоотношений (ст. 45 и 56 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ). См. также нашу статью «Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ».

Важно! Юридические термины «законный представитель» и «представитель» не совпадают. Данные субъекты имеют различный процессуально-правовой статус и иные основания для участия в процессе (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ПП ВС № 36). Если мы говорим, например, о процессуальном статусе адвоката в деле по КАС РФ, то он относится к категории представителей.

Дополним также, что если не обладающее полной административной дееспособностью лицо не имеет представителя или законный представитель не может по определенным законом основаниям вести данное дело в суде, то суд приостанавливает процесс и обращается к компетентным органам за назначением представителя или заменой законного представителя. В первом случае подразумеваются адвокатские палаты (п. 23 ПП ВС № 36). По данной теме также будет полезна наша статья «Кому положена бесплатная помощь адвоката?».

Что входит в полномочия адвоката по КАС РФ и КоАП РФ

Адвокат, правомочный выступать в суде в роли защитника либо представителя, имеет следующие общие полномочия (п. 5 ст. 25.5 КоАП РФ):

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • на ознакомление со всеми материалами дела;
  • представление доказательств;
  • заявление ходатайств и отводов;
  • участие в рассмотрении дела;
  • обжалование применения мер обеспечения производства по делу, постановления по делу и др.

Как видно, список полномочий адвоката в деле о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, является открытым, и актуальным становится вопрос о подтверждении отдельных полномочий, не оговоренных в общей части (об этом мы поговорим далее).

КАС РФ дает адвокату как представителю право исполнять весь спектр процессуальных действий от имени представляемого, а при обязательном ведении такого дела с участием представителя адвокат может совершать такие действия вместо представляемого (п. 1 ст. 56 КАС РФ). Полномочия адвоката в качестве представителя по назначению суда указаны в п. 4 ст. 56 КАС РФ.

Вместе с этим в п. 2 ст. 56 КАС РФ указывается, что в доверенности, выданной представителю представляемым им лицом, непременно:

  • должны быть отмечены такие полномочия (в законе перечисляется, какие именно вносятся в доверенность в обязательном порядке);
  • должны быть даны разъяснения, имеет представитель право совершать те или иные процессуальные действия по собственному усмотрению или только с согласия представляемого.

Правильно оформить такую доверенность поможет наша статья «Доверенность по административному делу по КАС РФ — образец».

Важно! Представляемый в деле по КАС РФ имеет право в устной форме выразить полномочия адвоката во время судебного заседания, однако такие полномочия будут иметь юридическую силу только до окончания данного заседания (п. 20 ПП ВС № 36).

Какие полномочия предоставляет адвокатский ордер и доверенность в административном процессе

Как разъясняет правоприменитель, в административном деле по КАС РФ (вопрос 16 Обзора судпрактики ВС РФ № 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015, далее — Обзор № 3):

  • статус адвоката может быть подтвержден ордером, но в отсутствие указанной выше доверенности адвокат не сможет реализовать полномочия, перечисленные в п. 2, 4 ст. 56 КАС РФ;
  • статус адвоката может быть подтвержден адвокатским удостоверением, а перечень полномочий — специальной доверенностью.

Вывод! Как видно, наличие доверенности, содержащей перечень полномочий адвоката, в судебном процессе по КАС РФ обязательно.

При этом в отношении таких доверенностей, выданных до 15.09.2015, т. е. до введения в действие КАС РФ, указывается, что, если из их содержания следует, что представитель уполномочен вести дела, происходящие из административных и иных публичных правоотношений, он может быть допущен к участию в таком процессе (вопрос 14 Обзора № 3).

Обратите внимание! В процессе же о правонарушении по КоАП РФ, как прямо указано в законе, адвокатские полномочия удостоверяются ордером (п. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). В частности, право адвоката на подписание и подачу жалоб на получившие юридическую силу судебные акты по делам о правонарушениях, регламентированных КоАП РФ, может быть удостоверено только адвокатским ордером без дополнительной фиксации в доверенности.

Данный вывод основан на том, что, в отличие от гражданского процессуального законодательства (см. ст. 54 Гражданского процессуального кодекса РФ), КоАП РФ не указывает на необходимость отражения конкретного полномочия представителя/защитника в доверенности (вопрос 10 Обзора судпрактики ВС РФ № 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015).

***

Итак, полномочия адвоката в адм. процессе определяются соответствующим процессуальным законодательством, т. е. либо КоАП РФ, либо КАС РФ, в зависимости от вида правоотношений, из которых происходит спор. В рамках судопроизводства по делам, происходящим из публичных правоотношений, доверенность, содержащая перечень полномочий адвоката, необходима. В адм. процессе в рамках КоАП РФ полномочия адвоката подлежат удостоверению посредством предъявления ордера.

СТ 25.5 КоАП РФ

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 25.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Защитник и представитель уполномочены отстаивать законные интересы соответственно лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, оказывать юридическую помощь в осуществлении их прав.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу допускается не только адвокат, но и любое иное лицо. При этом они обладают одинаковыми процессуальными правами и несут одни и те же процессуальные обязанности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Полномочия иного лица — доверенностью, выданной лицом, обратившимся к нему за юридической помощью.

3. Защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам обратившегося к ним за юридической помощью. Лицо не должно выступать защитником или представителем и в случае его предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у него может быть выработано предвзятое мнение по существу дела.

4. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела и представлять доказательства. Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и другими составленными по делу протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, прочими документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (см. комментарий к ст. 26.2 КоАП РФ).

В связи с этим защитник и представитель вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ), и др. При этом заявлять ходатайства они могут с момента допуска к участию в производстве по делу (т.е. с момента возбуждения дела об административном правонарушении). Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Защитник и представитель вправе участвовать в рассмотрении дела, обжаловать примененные меры обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Так, они могут: с целью собирания справок, характеристик и иных документов направлять в государственные и муниципальные органы, организации любой формы собственности, общественные объединения запросы; присутствовать при осуществлении мер обеспечения производства по делу; с разрешения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, задавать вопросы лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту и т.д.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ и исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика, защитник и представитель вправе подавать судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, заявление об отводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 25.13 КоАП РФ).

Вопрос 283. Статус адвоката, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Защитник и представитель (ст. 25.5.КоАП):

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Необходимо отметить, что адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если он каким-либо образом связан с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к нему за юридической помощью. Лицо не имеет права выступать адвокатом и из-за своего предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у него может быть выработано предвзятое мнение по существу дела.

Адвокат обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат обязан немедленно доводить до сведения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, об обстоятельствах, говорящих в пользу своих доверителей, о нарушениях их прав с тем, чтобы эти нарушения своевременно были устранены. При этом адвокат призван защищать и отстаивать не всякие интересы лиц, которым он оказывает юридическую помощь, а только законные интересы и только законными средствами и способами.

Адвокат не может в угоду своим доверителям выгораживать их неэтичными способами, искажать факты и имеющуюся информацию, вводя в заблуждение судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. В то же время адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. Принципиально недопустимы также приемы, направленные на умышленное затягивание производства по делу (необоснованные ходатайства, представление заведомо сомнительных или ложных доказательств и т.п.).

Адвокат самостоятельно, по внутреннему убеждению, основанному на всесторонней оценке материалов дела, определяет свою процессуальную позицию. При этом он руководствуется законом и своим правосознанием. Разумеется, адвокат обязан советоваться с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, учитывать его доводы и соображения, но окончательное решение адвокат принимает самостоятельно и полностью несет ответственность за него. Несмотря на процессуальную самостоятельность, положение защитника характеризуется односторонним характером его деятельности: он обязан выявлять только обстоятельства, оправдывающие лицо, в отношении которого ведется производство по делу, либо смягчающие его ответственность.

Однако адвокат не должен в угоду своему доверителю отрицать его причастность к совершению правонарушения, если пришел к выводу о доказанности этого факта. О намеченной линии защиты защитник обязан поставить в известность лицо, в отношении которого ведется производство по делу. Долг адвоката — убедить своего доверителя в необходимости дать правдивые показания, разъяснить ему, что раскаяние является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Адвокат должен также разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, его право на приглашение другого адвоката или на отказ от защитника совсем.

Адвокат допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протоколаоб административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Адвокат, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в рассмотрении дела, присутствовать при осуществлении мер обеспечения производства по делу; с разрешения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых дело находится, задавать вопросы лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

В частности, он вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта, и др. При этом заявлять ходатайства адвокат может с момента их допуска к участию в производстве по делу об административном правонарушении, т.е. уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела.

В случае если физическое лицо подвергнуто административному задержанию в связи с административным правонарушением до составления протокола о правонарушении, адвокат может заявлять ходатайства с момента административного задержания. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Адвокат может в целях собирания справок, характеристик и иных документов направлять запросы в государственные и муниципальные органы, организации любой формы собственности, общественные объединения.

Важным правом, предоставленным адвокату, является право заявлять отводы. При наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 25.12 КоАП и исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика, адвокат вправе подавать судье, органу, должностному лицу, в производстве которых дело находится, заявление об отводе указанных лиц. Рассмотрев заявление об отводе, судья, орган, должностное лицо выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий