Адвокатура это правоохранительный орган

5.1. Понятие и виды правоохранительной деятельности.

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как «правоохранительная деятельность». Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х — начале 60-х г.г. Приведем наиболее распространенное определение правоохранительной деятельности.

Под правоохранительной деятельностью следует понимать государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Таким образом, к существенным признакам правоохранительной деятельности относят:

во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия;

во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;

в-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы.

Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.

5.2. Работа в органах внутренних дел и ее виды.

Структура МВД достаточно сложная, назовем лишь главные его структуры:

— следственный департамент;

— Федеральная миграционная служба:

— ГУ вневедомственной охраны;

— ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения:

— ГУ по обеспечению охраны общественного порядка;

— ГУ по противодействию экстремизма;

— ГУ собственной безопасности;

— ГУ по обеспечению безопасности на транспорте;

— ГУ уголовного розыска;

— ГУ по обеспечению экономической безопасности.

Подробное раскрытие деятельности каждого подразделения займет достаточно много времени, кроме того эти вопросы будут изучаться в других юридических дисциплинах, поэтому остановимся на краткой характеристике лишь основных видов деятельности, а именно оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания.

Оперативно-розыскная деятельность регулируется ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ, от 12.08.1995 г.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

— установление имущества, подлежащего конфискации.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

1. Органы внутренних дел Российской Федерации.

2. Органы федеральной службы безопасности.

4. Федеральные органы государственной охраны.

6. Таможенные органы Российской Федерации.

7. Служба внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральная служба исполнения наказаний.

9. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Адвокатура — это добровольное профессиональное объединение граждан, осуще-ствляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он — защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Российская Федерация, в отличие от предыдущего периода своего развития, провозгласила, что права и Согласно ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В этих условиях изменились роль и место адвокатуры в системе органов публичной власти, а также круг ее задач по осуществлению защиты прав и законных интересов граждан.

Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, кто нуждается в ней, является важнейшим конституционным положением, закрепленным в ст.48 Конституции РФ. Каждому гражданину РФ, иностранному гражданину и лицу без гражданства, юридическому лицу гарантирована квалифицированная юридическая помощь российским законодательством, поскольку реализация прав и законных интересов лица возможна в полной мере только при условии, когда эти интересы отстаиваются со знанием дела квалифицированными юристами.

Адвокатура служит важным инструментом укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответствен-ность адвокатуры. Сейчас компетенция органов государственного управления по руководству адвокатурой существенно ограничены.

34)Виды юридической помощи оказываемой адвокатурой

Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, осуществляющее оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат — лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам Адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законом определены основные принципы деятельности адвокатуры: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов.

Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

1) дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;

9) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения (договора) между адвокатом и доверителем.

Добавить комментарий