Адвокатура институт гражданского общества

УДК 343

Данько Илья Михайлович

магистрант юридического факультета Кубанского государственного университета ilya-danko@yandex.ru Кунов Инвер Мурадинович магистрант юридического факультета Кубанского государственного университета inver91@mail.ru Ilya M. Danko

student of a magistracy of law department Kuban state university ilya-danko@yandex.ru Inver M. Kunov

student of a magistracy of law department Kuban state university inver91@mail.ru

Адвокатура как институт гражданского общества Advocacy as an institute of civil society

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы соотношения адвокатуры и гражданского общества. Изучены научные подходы к исследуемой теме. Сделаны выводы о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: юриспруденция, адвокатура, гражданское общество, институт гражданского общества.

Keywords: jurisprudence, advocacy, Civil Society, institution of civil

Адвокатура — один из важнейших институтов современного демократического государства. Положение адвокатуры и ее отношения с государством являются одним из немаловажных критериев оценки развития прав и свобод человека и гражданина в конкретном государстве.

На протяжении длительного времени отечественная адвокатура действовала в жестких рамках, находясь в зависимости от государственной политики. Важной вехой в развитии исследуемого института стало принятие федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

Российской Федерации» , детально регламентирующего основы адвокатской деятельности. Указанным нормативно-правовым актом закреплены основные принципы адвокатской деятельности, такие как законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие.

Однако, даже принятие закона не разрешило в полной мере все разногласия относительно основ адвокатуры в Российской Федерации. В научной среде ведутся множественные дискуссии, касающиеся всех сфер деятельности адвокатуры. В настоящей статье авторы попытались обобщить вопрос соотношения адвокатуры и гражданского общества.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законодательное закрепление адвокатуры в качестве института гражданского общества имеет основополагающее значение для понимания и организации деятельности адвокатуры в Российской Федерации. Однако системный анализ в совокупности с иными нормами действующего законодательства указывает на значительные пробелы такого регулирования.

Во-первых, понятие гражданского общества не нашло закрепления в действующем законодательстве, что существенно осложняет понимание его основных характеристик и, как следствие, общих признаков указанного понятия, послуживших основанием для включения адвокатуры в качестве института гражданского общества.

Во-вторых, адвокатура является единственным признанным на законодательном уровне институтом гражданского общества.

С учетом отсутствия законодательного закрепления понятия гражданского общества, а также перечня иных институтов гражданского общества не представляется возможным выделить их основные черты и признаки исследуемых категорий.

Отсутствие в действующем законе определения таких фундаментальных понятий, как гражданское общество и институт гражданского общества, приводит к тому, что указанная в Законе об адвокатуре норма фактически носит декларативный характер, что, безусловно, является почвой для возникновения разногласий, как в научной, так и в профессиональной среде.

При изучении научной литературы авторами статьи установлены два основных подхода к вопросу отнесения адвокатуры к институтам гражданского общества.

Сторонники такого отнесения, прежде всего, ссылаются на публично-правовой характер адвокатской деятельности, на ее высокую социальную и правозащитную роль, выраженную не в защите конкретного лица, чьи права нарушены или предполагаются нарушенными, а в защите всего гражданского общества.

Указанная позиция высказывается большинством российских

ученых.

Грудцына Л.Ю. полагает, что адвокатура выполняет государственно значимую функцию в сфере отправления правосудия, относящуюся не к защите интересов самих членов объединения, а к защите неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи. Следовательно, адвокатуре как особому инструменту гражданского общества присущ публично-правовой статус .

И действительно, необходимо обратить внимание на тот факт, что в отличие от адвокатуры, иные профессиональные сообщества осуществляют свою деятельность исключительно в интересах участников этих объединений. В силу положений действующих процессуальных законов (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации) , объединения профессионалов могут выступать, в судах исключительно в интересах своих участников, поскольку защита интересов других лиц отнесена к полномочиям специальных государственных органов и иных, перечисленных в законе лиц — прокурор, общественный защитник.

По мнению Либановой С.Э., адвокат защищает интересы конкретного лица, а институциональная адвокатура — интересы всего общества.

Конституционно-правовые основы деятельности адвокатуры и введение регулирования ее статуса в ткань конституционного законодательства явилось основой для признания Конституционным Судом РФ выполнения адвокатурой публично-правовой функции и по содержанию и по целям (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 462-О-О) .

Защита прав возложена на адвокатуру, которая является одним из адресов и институтов Конституции РФ, представляя своего рода конституционную ценность, так как оказывает всем субъектам права квалифицированную юридическую помощь в обеспечении конституционных ценностей. Она как конституционный институт способна реализовать демокурийную (профессионально-правовой общественный надзор со стороны особых состоящих из юристов институтов гражданского общества, за обеспечением конституционных прав и свобод человека органами публичной власти) функцию за обеспечением повсеместной реализации базовых принципов-гарантий Конституции РФ органами всех ветвей власти, а не только судебной .

Также, в научных трудах прослеживаются и иные, как мы полагаем, косвенные основания для отнесения адвокатуры к институтам гражданского общества. Так например, Бойков А.Д. в своей работе «Адвокатура и государственная власть: взаимоотношения» указывает на значительную роль института адвокатуры в повышении правовой грамотности населения путем оказания профессиональной юридической помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, как уже говорилось, существует и иная позиция, в соответствии с которой у адвокатуры отсутствуют признаки публично-правового института, что и является обоснованием ошибочности позиции об отнесении адвокатуры к институтам гражданского общества.

Одним из первых указанная позиция была выражена Адрияновым Н.В., который сделал вывод об отсутствии достаточных юридических оснований для отнесения адвокатуры к институтам гражданского общества. Через раскрытие системных связей адвокатуры, гражданского общества и государства обоснован вывод о том, что адвокатура, не принадлежа в структурном отношении ни к тому, ни к другому, является институтом, обеспечивающим коммуникативное взаимодействие гражданского общества и государства в сфере правоприменения .

Дальнейшее развитие доводы, изложенные в работе Адриянова Н.В., нашли в исследованиях Мельниченко Р.Г. По его мнению, единственным основанием, помимо закрепления в законе положения о принадлежности адвокатуры к гражданскому обществу, послужило утверждение о том, что на адвокатуру возложены отдельные публично-правовые функции. Однако функция адвокатуры — защита исключительно частного интереса, интереса конкретного клиента. У адвоката не имеется ни одной публичной функции.

В отличие от деятельности гражданского общества, в ходе адвокатской деятельности не происходит управление социальной жизнью. Функцией адвокатуры ни в коей мере не является функция контроля над государственной властью, что свойственно гражданскому обществу.

Подводя итог, необходимо сказать, что в настоящее время в российской правовой действительности отсутствует единое мнение по вопросам отнесения адвокатуры к гражданскому обществу и наделения ее публично-правовыми функциями по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

По мнению авторов статьи, указанная ситуация сложилась в первую очередь в связи с отсутствием законодательного закрепления категорий гражданского общества и института гражданского общества.

В этой статье были затронуты не все существующие в настоящее время вопросы соотношения института адвокатуры и гражданского общества. С учетом фундаментальности исследуемого вопроса и значительного объема научных работ, необходимых для его изучения, авторы попытались уделить внимание лишь некоторым его аспектам и не ставили перед собой цель полного исследования всех проблем современной адвокатуры. Требуется детальное правовое регулирование уже состоявшего взаимодействия этих институтов.

Литература.

2. Грудцына Л.Ю. Адвокатура в России как институт гражданского общества // Адвокатская практика. 2008. N1. С. 2.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N18-

П.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 462-О-

О.

7. Либанова С.Э. Адвокатура в механизме обеспечения прав человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Автореферат на соискание ученной степени доктора юридических наук.

8. Либанова С.Э. Триединство статусов Российской адвокатуры // Адвокат. 2011. N 5. С. 5 -10.

9. Бойков А.Д. Адвокатура и государственная власть: взаимоотношения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 1. С. 34.

10. Андриянов Н.В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

11. Мельниченко Р.Г. Адвокатура и гражданское общество: и не морская и не свинка //http://pravorub.ru/articles/16298.html.

2. Grudcina L.U. Advocacy in Russia as an institution of civil society// Legal practice. 2008. N1. P. 2.

5. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation from 23.12.1999 N18-P.

6. The Constitutional Court of the Russian Federation of 15.01.2009 N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Libanova S.E. Trinity status of the Russian legal profession// Lawyer. 2011. N 5. P. 5 -10.

9. Boikov A.D. Advocacy and the government: the relationship// Laws of Russia: experience, analysis, and practice. 2006. N1. P. 34.



В настоящее время адвокатура является институтом гражданского общества, обладает независимостью от государства, равноправием, защитой интересов, прав и свобод граждан. Авторы проанализировали современное состояние института адвокатуры в системе гражданского общества России

Ключевые слова: адвокатура, гражданское общество, институт

Keywords: advocacy, civil society, the Institute

Адвокатура как правовой институт западноевропейского образца появилась в Российской империи в результате судебнойреформы, начатой Александром II в 1864 г. В Западной Европе это было время второй стадии развития форм адвокатских образований, для которой в целом было характерно стремление к расширению адвокатов адвокатского самоуправления и адвокатских фирм выделение из адвокатских коллегий, В России сходные процессы начались в 1864 году и продолжались вплоть до октября 1917 г.

Согласно Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Данное положение основополагающее и неотъемлемое на пути построения демократического правового государства, которое провозглашено в Российской Федерации. Поэтому вопросы защиты, прав и свобод человека стоят особенно остро, так как от эффективности их защиты зависит доверие к Основному закону и государству. В этих условиях значительную роль в правозащитной деятельности и в отражении интересов граждан играют институты гражданского общества, выступающие необходимой прослойкой между человеком и государством.

Однако, пожалуй, наибольшее значение в правозащитной деятельности имеет институт адвокатуры, чья цель заключается в защите прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения доступа к правосудию (ст. 1). В связи с этим вопрос о роли и месте адвокатуры представляется актуальным.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» , адвокатура является элементом гражданского общества. Однако, даже несмотря на правовое закрепление адвокатуры как института гражданского общества, существуют различные точки зрения на то, относится ли адвокатура к гражданскому обществу. Первая точка зрения гласит, что адвокатура является неотъемлемой частью гражданского общества . Второй подход предполагает, что утверждение об адвокатуре как институте гражданского общества является заблуждением . На наш взгляд, стоит проанализировать оба эти подхода и выяснить, как соотносятся адвокатура и гражданское общество. Но прежде всего надо разобраться с тем, что на самом деле представляет собой гражданское общество с точки зрения права.

«Гражданское общество» как научная категория выступает объектом исследования многих социальных наук, в частности права, политологии и социологии. Но, несмотря на всю ее актуальность и значимость, легальное определение этой категории отсутствует, поэтому в праве гражданское общество предстает как научная гипотеза. В этой связи ученые определяют гражданское общество по-разному. По мнению Д. Ш. Ланской и Г. Б. Мирзоева «гражданское общество — это негосударственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающихся отношений между ними» . На основании этого определения можно сделать вывод, что гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформированных ассоциаций и организаций, ограниченных законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации государства.

Адвокатуру можно отнести к гражданскому обществу через схожие функции, которые они выполняют. Так, адвокатура, как и гражданское общество, является механизмом социального контроля над деятельностью государства, осуществляя его, как правило, в форме конфликта. Это проявляется в деятельности адвокатов по защите лиц, обратившихся к ним за помощью от государственного произвола и ущемлению прав граждан, а также выявлению нарушения прав в отношении этих лиц. Например, в судебных процессах адвокаты указывают на ошибки и неправомерные действия следственных органов, тем самым, предотвращая произвол и несправедливость этих органов в отношении граждан. В данном случае можно проследить публично-правовые функции адвокатуры, однако надо понимать, что в первую очередь цель адвокатуры — защита частного интереса, прав и свобод. Поэтому публично-правовые функции адвокатуры могут осуществляться только через функции по защите прав и свобод конкретной личности.

Критерием отнесения адвокатуры к институту гражданского общества могут стать принципы, на основании которых она действует. Согласно Федеральному закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в деятельности адвокатуры заложены следующие принципы: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов. Из этих принципов видно, что адвокатура, как и любой другой институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти, действует независимо от государства, защищена законом от вмешательства лиц, наделенных властными полномочиями. Адвокат сам выбирает линию поведения в конкретном деле, и его воля не может быть ограничена другими лицами. В таком статусе адвокатура может представляться как институт гражданского общества, что позволяет ей открыто вести полемику с государственными правоохранительными органами и быть эффективным защитником прав и свобод человека.

Согласно второму подходу адвокатура не относится к институту гражданского общества. С точки зрения М. С. Шайхуллина, принадлежность адвокатуры к гражданскому обществу имеет декларативный характер, и до вступления в силу Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» не было научных дискуссий по поводу отнесения ее к гражданскому обществу. А законодательное закрепление адвокатуры как института гражданского общества произошло только на основании схожести ее признаков с признаками гражданского общества .

Однако, по мнению М. В. Ситникова, даже на основании этих признаков адвокатуру нельзя рассматривать как гражданское общество, поскольку ей не хватает двух обязательных признаков — общественности и добровольности. Общественность института гражданского общества проявляется в том, что вход в этот институт свободный . Чтобы вступить в адвокатуру, нужно соответствовать определенным образовательным, экзаменационным и другим требованиям. Этот признак не может относиться к адвокатуре, так как она является профессиональным сообществом, выполняющим значимые задачи, требующие специальной подготовки. Однако, на наш взгляд, данный признак не играет существенной роли в отнесении адвокатуры к гражданскому обществу, так как и другие институты гражданского общества также предъявляют определенные требования к своим участникам в целях их более эффективного взаимодействия.

Признак добровольности также отсутствует у адвокатуры как института гражданского общества, поскольку адвокаты обязаны иметь членство в адвокатском самоуправлении, которое подразумевает за собой определенные обременения, связанные с финансовыми, временными и другими обязанностями. Это действительно так, потому что статус адвоката наделяет человека определенными правами и обязанностями, необходимыми в его профессиональной деятельности.

Подводя итог рассуждению о том, относится ли адвокатура к институту гражданского общества, отметим, что цели и признаки адвокатуры и гражданского общества в значительной степени совпадают. Это ярко видно в свободе и противовесе государству. Однако адвокатуре присущ ряд отличительных признаков, которые позволяют говорить об адвокатуре как особом институте гражданского общества.

Особенность адвокатуры, по мнению Г. Б. Мирзоева выражается в том, что она исполняет роль не только института гражданского общества, но и его защитника . Несмотря на то, что адвокатура призвана оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, она имеет государственное значение и отражает публичный интерес общества. Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интереса одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и тем самым на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией России, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом. В этих целях государство обеспечивает гарантии независимости адвокатов, финансирование в случае оказания бесплатной юридической помощи, предоставление служебных помещений и средств связи, а также социальное обеспечение адвокатам.

В таком случае можно исходить из роли адвокатуры как уполномоченного представителя всего общества, а не частного лица: отстаивая и защищая права отдельного лица, адвокат тем самым утверждает справедливость, законность и правопорядок во всем обществе. Так, адвокат, защищая права и свободы одного лица, тем самым предотвращает несправедливость и нарушения прав другого лица, поскольку становится ясно, что эти нарушенные права могут быть подвергнуты профессиональной правовой защите.

Отметим и влияние адвокатуры на правовую культуру общества. Адвокат, оказывая квалифицированную юридическую помощь гражданам, тем самым повышает общую правовую культуру населения, что необходимо для достижения высокого уровня гражданского общества. Стоит выделить формирование и деятельность общественных объединений адвокатов, которые, помимо прочего, направлены на разработку мер и способов повышения эффективности правовой защиты населения и его информирования. Поэтому адвокатура является составной частью правовой культуры страны.

Особенно хочется подчеркнуть влияние на гражданское общество гражданских активистов-адвокатов. Нередко лица, имеющие статус адвоката, участвуют в политической и общественной жизни страны, например, участвуют в выборах в представительные органы государственной власти или местного самоуправления, создают общественные организации, состоят в политических партиях и т. д. Деятельность таких лиц может оказывать огромное влияние на общественную и политическую жизнь в связи с тем, что эти люди профессионально подготовлены и хорошо разбираются в функционировании государства и общества. Однако стоит понимать, что подобную деятельность они ведут не как адвокаты, а как общественные и политические деятели. Правда, именно статус адвоката дает им дополнительные возможности по ведению подобной деятельности путем предоставления специальных прав, например полномочия на сбор сведений и опрос лиц, относящихся к делу.

Таким образом, в настоящее время адвокатура является институтом гражданского общества, так как она обладает многими признаками и принципами гражданского общества, в частности: независимостью от государства, равноправием, защитой интересов, прав и свобод граждан. Публичный характер адвокатуры вытекает непосредственно из ее профессиональной деятельности по защите прав и свобод граждан, а также из функций адвокатуры, которые важны для всего общества. Однако, в сравнении с другими институтами гражданского общества, адвокатура имеет особенности, например, такие, как предъявление к ее членам определенных квалификационных требований и обязательного членства. Правовая природа адвокатуры носит дуалистический характер: с одной стороны, она представляет собой публичный институт общества, который обладает определенными монопольными полномочиями в области правосудия; с другой стороны, имеет частный характер, защищая интересы конкретного лица. Адвокатура также содействует правовой культуре общества путем оказания юридической помощи, предоставляет дополнительные возможности для занятия общественной и политической деятельностью. Все это позволяет сказать, что адвокатура является не просто институтом гражданского общества, а непосредственно защитником гражданского общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 13.07.2015 № 268-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
  3. Грудцына Л. Ю. Диалог между государством и адвокатурой: от конфронтации к формированию гражданского общества / Л. Ю. Грудцына // Новый юридический журнал. — 2014. — № 1. — С. 139–150.
  4. Шайхуллин М. С. Классификация традиций в адвокатуре / М. С. Шайхуллин // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы III международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 февраля 2013 г.). — Уфа, 2013. — С. 90–92.
  5. Ланская Д. Ш., Мирзоев Г. Б. Адвокатура как правовой институт гражданского общества / Д. Ш. Ланская, Г. Б. Мирзоев // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. — 2014. — № 3 (34). — С. 5–11.
  6. Шайхуллин М. С. Классификация традиций в адвокатуре / М. С. Шайхуллин // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы III международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 февраля 2013 г.). — Уфа, 2013. — С. 91.
  7. Ситников М. В. Проблемы правового регулирования взаимодействия адвокатуры и институтов гражданского общества в современной России / М. В. Ситников // Современное право. — 2013. — № 10. — С. 66–68.
  8. Мирзоев Г. Б. Адвокатура как правовой институт гражданского общества / Г. Б. Мирзоев // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов X ежегодной научно-практической конференции. — М.: Федеральная палата адвокатов, 2015. — С. 148–157.

Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:

— адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов;

— органы государственной власти в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Под гражданским обществом принято понимать сферу саморегулирования и самоуправления граждан и их добровольных объединений, независимую от прямого вмешательства государства. Именно независимость от государства вкупе с осуществлением публичной функции урегулирования общественных отношений составляют основные признаки гражданского общества. Таким образом, определяя адвокатуру как институт гражданского общества, законодатель устанавливает, что она отделена и независима от государства, но в то же время выполняет публично-правовые функции.

Независимость от государства означает прежде всего не включенность адвокатуры в систему государственных органов. Вопросы организации ее деятельности, приобретения и прекращения статуса адвоката, привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности она решает самостоятельно через систему органов корпоративного самоуправления. Кроме того, Закон об адвокатуре предусматривает ряд гарантий независимости адвокатуры, среди которых запрет вмешательства в ее деятельность со стороны каких-либо государственных органов или должностных лиц, особый порядок привлечения адвоката к уголовной ответственности, невозможность привлечения адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении своей профессиональной деятельности мнение, институт адвокатской тайны, функционирование адвокатуры на основе принципов законности и самоуправления и др. (ст. 3,18 Закона об адвокатуре).

Что касается публично-правовой функции адвокатуры, то она состоит в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина и в реализации гарантии конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 48 Конституции РФ; Определение КС РФ от 01.06.2010 № 782-0-0). Именно в силу выполнения адвокатурой указанной публично-правовой функции возникает необходимость организации государством эффективного контроля ее деятельности с учетом принципа независимости адвокатуры. Для этой цели предусмотрен механизм адвокатского самоуправления. Кроме того, публично-правовые задачи адвокатуры предопределяют возложение на адвокатов обязанности в установленных законом случаях обеспечивать бесплатное юридическое обслуживание граждан (Постановление КС РФ от 23.12.1999 № 18-П), а на государство – обязанностифинансировать такую деятельность в частности и обеспечивать должное функционирование адвокатуры в целом.

Законодательно это понятие не закреплено.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий