Адвокатура по судебным уставам 1864

Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.

После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого».

К концу XIX в. общественное развитие России, а именно интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.

С «всеподданнейшим» докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый «проект постановления о присяжных стряпчих». Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли талантливые юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.

4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 «Сенатских вестей».

20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.

Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест».

По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории – присяжныхповеренных и частных поверенных.

Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Совет и общее собрание присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.

На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.

В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.

На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также – вособо тяжких случаях – преданиеуголовному суду.

Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.

Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.

К работе присяжными допускались лица, достигшие 25-летнего возраста, дееспособные, финансово независимые, безукоризненные в нравственном отношении, имеющие русское подданство, высшее юридическое образование и опыт практической деятельности не менее пяти лет по определенным специальностям.

Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками («банкротами»); опороченные (перечень лиц).

Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Присяжные поверенные

Прися́жный пове́ренный — адвокат на государственной службе в Российской империи при окружном суде или судебной палате.

Звание существовало в период с 1864 и по 1917 год.

Условия получения:

  • Высшее юридическое образование
  • 5-летняя служба по судебному ведомству или состояние в течение 5 лет помощником присяжного поверенного
  • Согласие совета присяжных поверенных или суда, наблюдающих за деятельностью присяжных поверенных.

В соответствии с Общим Учреждением Судебных установлений Российской империи присяжными поверенными не могли быть:

  1. не достигшие 25 возраста;
  2. иностранные подданные;
  3. объявленные несостоятельными должниками;
  4. состоящие на службе от Правительства, или по выборам, за исключением лиц, занимающих почётные или общественные должности без жалования;
  5. подвергшиеся, по судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, а также Священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
  6. состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, быв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
  7. исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  8. те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа Присяжных Поверенных.

Присяжный поверенный, исключенный из числа таковых любой судебной палатой, лишался навсегда права вернуться к профессии на всей территории России. Списки исключенных из числа присяжных поверенных централизованно публиковались и регулярно рассылались по всем судебным палатам, окружным судам и съездам мировых судей. Аналогично поступали и судебные палаты, извещая суды низших инстанций об исключении того или иного лица из числа присяжных поверенных. Присяжным поверенным, принявшим эту должность, сохранились чины, полученные на прежней службе, и придворные звания. Претендующие на звание присяжного поверенного подавали заявление в совет присяжных поверенных с приложением необходимых документов. Совет рассматривал эту просьбу, затем принимал постановление о принятии кандидата или об отказе. Лицо, принятое в при­сяжные поверенные, получало свидетельство и после этого принимало присягу. Затем его включали в специальный список присяжных поверенных, а решение о его принятии публиковалось к всеобщему сведению. Присяжные поверенные имели право: вести гражданские дела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на право ходатайства по чужим делам; получать вознаграждение за ведение дел; передавать друг другу состязательные по гражданским делам бумаги без посредничества судебных приставов и т. д. Присяжный поверенный был обязан вести список дел, которые ему поручались, и представлять его в совет или окружной суд по первому требованию. В п. 4 ст. 355 Учр. Суд. Уст. указывалось на то, что звание присяжного поверенного несовместимо с действительной службой, так как присяжный поверенный должен быть независим от начальства. Судебная реформа 1864 года коренным образом преобразила всю систему правосудия Российской империи. Уставы ввели принцип независимости и несменяемости судей; установили подсудность всего населения без каких-либо изъятий; отделили предварительное следствие как от полицейского сыска, так и от прокуратуры; обеспечили состязательность судебного процесса, полностью уравняв в правах стороны обвинения и защиты. Сердцевину реформы составили учреждение суда присяжных и создание свободной, отделенной от государства, адвокатуры. Россия — полуфеодальная страна с глубоко въевшимися во все поры общества крепостническими отношениями, с режимом неограниченной абсолютистской власти, страна, лишенная парламента и Конституции, — неожиданно получает самую демократическую, самую прогрессивную форму организации судебной власти. И в новом суде, перед самостоятельно решающими судьбу обвиняемых народными представителями, сразу же зазвучали голоса российских адвокатов. Их судебные речи воспринимались как чудо: со времени закрытия псковского веча в XVI веке во всей России на три столетия утвердился безгласный, письменный процесс, обходившийся без публичного состязания сторон обвинения и защиты. Спасович и Арсеньев, Александров и Андреевский, Урусов и Карабчевский, Герард и Боровиковский, Пассовер, Гаевский, Плевако — поистине блистательна плеяда судебных ораторов, рожденных Великими реформами! Эти имена должны знать наши современники.

См. также

  • Присяга
  • Присяжный
  • Поверенный

Ссылки

  • Свод Законов Российской империи. Том 16. Книга 1. Издание 1914 года.
  • Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Адвокатура в России. Присяжные поверенные; их сословная организация (51-52). / Познышев С. В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. Москва, 1913. // Allpravo.Ru — 2004.

Судебные уставы от 20 ноября 1864 года( вступили в действие 17 апреля 1866 года ). Не путать с днем адвокатуры (31 мая ежегодно).

Уставы состоят из пяти книг: устав гражданского производства (книга 1), устав уголовного производства (книга 2), учреждение судебных установлений (3 книга), устав о наказаниях налагаемых мировыми судьями (книга 4) и мнение государственного совета об изменениях и дополнениях свода законов, касающееся судебного производства в судебных местах прежнего устройства (книга 5).

Полные тексты указанных документов можно найти на просторах интернета.

Принятие Уставов позволило разделить подведомственность (Глава 1):

Мировому судье были подведомственны несложные дела, например, имущественные споры стоимостью до 500 рублей, прародители дел категории частного обвинения (иски о личных обидах и оскорбления), иски о восстановлении нарушенного владения (до истечения 6 месяцев с момента нарушения).

Окружным судам были подсудны более сложные категории дел (раздел 2 книги 3).

Судебную подсудность по территории разделили по территории не совпадающей с административным делением России для уменьшения коррупционной составляющей.

В уставах довольно много положений, которые сохранены и в настоящее время. Среди них положение об отводе, рассмотрение доказательств, обеспечение исков, постановление приговоров, исполнение судебного решения, возможность апелляционного обжалования решения мирового судьи в мировой съезд или кассационный департамент правительственного Сената.

До принятия указанных нормативных документов в России судебная система была не такой состязательной.

Одним из новшеств, которое принесла в Россию судебная реформа, было создание адвокатуры (присяжные поверенные), имевшее большое зна­чение для обеспечения независимости суда и принципа закон­ности в уголовном и гражданском процессах.

Поскольку власть к адвокатам относилась крайне негативно, полноценные функции адвокатуры в соответствии с Уставами добиться не удалось. Тем не менее, взамен института стряпчих был создан институт присяжных поверенных.

Оформлялось такое представительство доверенностью, к поверенным Уставами предъявлялся ряд требований.

Институт присяжных заседателей так же повысил шансы подсудимого на объективное рассмотрение дела. В суде появилась гласность и состязательность.

Через десять лет, на базе Уставов был принят Закон , разделявший адвокатов на две категории – присяжных поверенных и частных поверенных.

Свиде­тельства на звание частного поверенного могли получать лица, не имеющие высшего юридического образования, если вы­держивали экзамен в соответствующем суде.

Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образо­вание и 5 лет судебной практики в качестве чиновника судеб­ного ведомства или помощника присяжного поверенного, гражданин России, не имеющие задолженности, не являющиеся должностными лицами, ограниченные в правах (статья 355 Учреждения судебных установлений):

Надзор за деятельностью присяжных поверенных был воз­ложен на избираемый ими Совет присяжных поверенных, ко­торый образовывался при окружной судебной палате.

Высший надзор за их деятельностью осуществлялся судебной палатой и Правительствующим сенатом.

Юридическая помощь для бедных также стала прерогативой адвокатуры.

Судебные уставы подробно регламентировали права, обя­занности и ответственность присяжных поверенных.

Среди них:

право присяжных поверенных на корпоративное устройство. Оно выражалось в том, что поверенные каждого округа су­дебной палаты сами из своей среды избирали Совет, состояв­ший из председателя, товарища председателя и членов Сове­та. На основании — ст. 364 Учреждения судебных установлений Совет ежегодно переизбирался на общем собрании присяжных поверенных. На этом же собраний заслушивался и отчетный доклад Совета.

Совет осуществлял прием и увольнение присяжных поверенных, определял меры дисциплинарного взыскания, испол­нял роль посредника между адвокатом и его доверителем, назначал по очереди поверенных для «безвозмездного» хожде­ния по делам, размер вознаграждения по таксе, если между адвокатом и тяжущимся возникали разногласия. Совет заведо­вал всеми делами корпорации. Поскольку они, как и само со­словие присяжных поверенных, были учреждениями новыми, то им пришлось, по свидетельству А. Ф. Кони, «вырабатывать одновременно и приемы адвокатской техники, и правила ад­вокатской этики» так, чтобы другим, на то глядючи, повадно не было так делать'». В 70—80-е гг. XIX в. председателями Советов присяжных поверенных избирались наиболее автори­тетные адвокаты.

Частные поверенные

Институт частных поверенных в центральной России был учрежден 25 мая 1874 г., а в Забайкальской области — одновременно с присяжной адвокатурой. Частная адвокатура учреждалась для ограждения населения от неподлежавших никакому контролю ходатаев.

Правовое положение частных поверенных было регламентировано ст. ст.4061 — 40619 Учреждения судебных установлений в Своде законов 1892 года. Для того чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в производстве гражданских дел, как в мировых, так и в общих судебных установлениях, необходимо было получить особое свидетельство на право ходатайствовать по чужим делам. Форма такого свидетельства издавалась министром юстиции Учреждение судебных установлений / Сост. С.Г. Громачевский, СПб., 1897 г., ст. 4061.. Такие свидетельства выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам Там же, ст.406.2-4064..

Желающий получить свидетельство на право быть частным поверенным должен был подать о том прошение в соответствующее судебное место с приложением документов, удостоверявших его личность, указывая в прошении, что для получения права быть поверенным нет ни одного из препятствий, указанных в статье 246 Устава Гражданского Судопроизводства (Приложение 3). Если же впоследствии выяснялось противное, то он не только лишался права хождения по чужим делам, но и привлекался к ответственности по статье 943 Уложения о наказаниях Там же, ст.4065.. Судебное место имело право «удостовериться в надлежащих познаниях» кандидата с помощью экзамена. Но это правило не распространялось на лиц уже получивших свидетельство от другого, равного или высшего суда, или имевших аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, или же выдержавших экзамен в этих науках Там же, ст.4066..

Поверенными не могли быть лица: несовершеннолетние; неграмотные; монашествующие; священнослужители белого духовенства; несостоятельные должники; ученики, воспитанники, студенты и слушатели курса наук до его окончания; состоявшие под опекой; члены судебных учреждений и чины прокурорского надзора; отлученные от церкви; лишенные всех или особенных прав состояния; преданные суду по обвинению в преступлениях, влекущих ограничение всех или особенных прав и не оправданные судебным приговором; исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежали; и все те, кому было запрещено судебным приговором ходатайство по делам Устав гражданского судопроизводства. / Сост. К.П. Змирлов.-СПб., 1914, ст.246.. Так же не могли быть частными поверенными женщины Учреждение судебных установлений / Сост. С.Г. Громачевский, СПб., 1897 г., ст. 40619..

Приняв во внимание все необходимые сведения, судебное место выносило постановления о разрешении желающему быть поверенным по судебным делам, о чем ему выдавалось свидетельство, или же об отказе в ходатайстве просителя, даже если он и соответствовал всем требуемым законом формальным условиям Там же, ст.4067.. Сведения о лицах, принятых в число частных поверенных, сообщались министру юстиции и публиковались в местных Ведомостях Там же, ст.4068.. Отказ судебного места о принятии в число частных поверенных обжалованию в Судебную палату не подлежал.

Лица, получившие свидетельства, были обязаны оплачивать их особым денежным сбором; по свидетельствам Мирового Съезда в размере 40 рублей в год, а по свидетельствам окружного суда и судебной палаты — 75 рублей. Дозволялось получать свидетельства от нескольких судов, но за каждое платилось отдельно Там же, ст.4069..

Правовое положение частных поверенных определялось их правами и обязанностями. Право на хождение по гражданским делам в окружных и мировых судах ограничивалось округом Читинского окружного суда, которым выдавалось свидетельство. Частный поверенный, принявший на себя «хождение по делу» согласно выданному свидетельству, мог по желанию клиента продолжать это дело в кассационных инстанциях, вне предела округа.

Право на вознаграждение частного поверенного определялось статьями 395 и 396 Учреждения судебных установлений, т.е. количество вознаграждения зависело от соглашения с доверителем (письменное) или от таксы, которая каждые три года устанавливалась министром юстиции.

Круг обязанностей частных поверенных был тот же, что и присяжных поверенных, за исключением безвозмездной защиты и участия в уголовном процессе.

Правила для вступления лиц в звание частного поверенного были несколько мягче, чем для присяжных поверенных (Приложение 12). Этим можно объяснить количественное преимущество частных поверенных над присяжными поверенными, особенно в небольших городах, таких как Нерчинск или Сретенск. В профессиональном отношении частная адвокатура стояла ниже, нежели присяжная. Но, тем не менее, частные поверенные также как и присяжные подвергались дисциплинарным взысканиям за неправильные или предосудительные действия. Они также подвергались предостережению или замечанию, выговору, запрещению временно отправлять обязанности поверенного и исключению из числа поверенных.

Российская империя, Российский исторический словник, Термины

СОВЕТ ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ, в Российской Империи к. XIX — н. XX в. орган самоуправления и дисциплинарной ответственности для членов сословия. Учреждался для округа каждой судебной палаты. О его учреждении могли просить судебную палату присяжные поверенные, если их было не менее 20, об учреждении отделения совета при окружном суде — если их было не менее 10. Для выборов в совет, состоявший из председателя, его товарища и 5—15 членов, собиралось общее собрание присяжных поверенных под председательством члена палаты, причем избирательное заседание могло быть открыто при наличии не менее половины всех присяжных поверенных. Выборы производились ежегодно, и на последующих годовых общих собраниях председательствовало лицо, избранное самим собранием.

Компетенция совета была обширна: вопросы о принятии и увольнении присяжных поверенных (и их помощников), рассмотрение жалоб, назначение по очереди безмездных защит и ведение гражданских дел лиц, пользовавшихся правом бедности, определение размера вознаграждений в спорных случаях и надзор в союзе с дисциплинарной властью за поведением членов сословия. Постановления по дисциплинарным делам передавались прокурору палаты, при которой состоял совет; обжалование и прокурорские протесты можно было подавать в двухнедельный срок в палату, которая уже окончательно решала эти дела; наложение взыскания на поверенного не препятствовало пострадавшему от его действий взыскивать общесудебным порядком свои убытки. Меры взыскания, принимаемые советом: предостережение, выговор, запрещение практики на срок не свыше одного года, исключение из сословия, предание уголовному суду; лица, подвергшиеся двум взысканиям в виде запрещения практики, совершив дисциплинарный проступок в третий раз, исключались из сословия.

Добавить комментарий