Адвокатура

Вопрос 12. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность».Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.Гарантии независимости адвоката.

Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность»

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом об адвокатуре порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов (п. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре).

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре).

Адвокатская деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре).

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Оказывая юридическую помощь, адвокат (п. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре):

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом (п. 3 ст. 2 Закона об адвокатуре).

Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 2 Закона об адвокатуре).

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации (п. 5 ст. 2 Закона об адвокатуре).

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается (п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре).

Гарантии независимости адвоката.

Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются(п. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре).

Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с Законом об адвокатуре (п. 2 ст. 18 Закона об адвокатуре).

Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается(п. 3 ст. 18 Закона об адвокатуре).

Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества(п. 4 ст. 18 Закона об адвокатуре).

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством(п. 5 ст. 18 Закона об адвокатуре).

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Адвокат относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК).

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимаетсяруководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра уголовного процесса

Дисциплина «Правоохранительные органы»

ЛЕКЦИЯ № 7

Адвокатура Российской Федерации

по специальности 030501.65 «Юриспруденция”

Время: 2 часа

преподаватель кафедры уголовного процесса майор милиции Ковтун Ю.А.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса

«____» _____ 2009 г. Протокол № __

Белгород 2009

Цель лекции — ознакомить студентов с общими положениями, регламентирующими деятельность адвокатуры в РФ, дать понятие и назначение адвокатуры.

План лекции

Вступительная часть

1. Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности.

2. Понятие и признаки адвокатской деятельности.

3. Гарантии независимости адвокатской деятельности и адвокатской неприкосновенности.

Заключительная часть.

Литература:

1. Дмитриев, М. А. Шапкин Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / — 6-е изд.,. — М.: Омега-Л, 2008. — 381 с.

2. Божьев, В. П. Правоохранительные органы России : учебник / В. П. Божьев. — М. : Высшее образование, 2007. — 335 с.

Введение

Обеспечение охраны прав и законных интересов субъектов право­вых отношений — важнейшая задача правового государства, опреде­ляющая развитие законодательства и правоприменительную практи­ку, деятельность органов государственной власти, местного само­управления, негосударственных структур.

Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит адвокатуре, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение — защиту прав и законных интересов физиче­ских и юридических лиц, тем самым, содействуя осуществлению право­судия, соблюдению требований законности.


Вместе с тем адвокатура как институт гражданского общества и ор­ганическая часть правоохранительной системы не может не зависеть от социальных, экономических и политических процессов, происходя­щих в стране. Они, как в зеркале, отражаются в построении и статусе адвокатуры.

Так, одним из признаков развития гражданского общества являют­ся реально действующие гарантии независимости адвокатуры и адво­ката от различных государственных и негосударственных органов, должностных и частных лиц. Только в относительно автономном от го­сударства, свободно развивающемся обществе адвокат может эффек­тивно выполнять роль профессионального представителя физическо­го или юридического лица и защитника в судебном процессе.

Положение адвокатуры в правоохранительной системе и способы ее взаимодействия с государственными органами служат показателем реализации принципа разделения властей, воплощения в деятельности государственного аппарата системы сдержек и противовесов.

Перейдем к рассмотрению первого вопроса.

Вопрос 1. Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, имеющее своей задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. в соответствии с положением ч. 4 ст. 15 Конституции РФ является составной частью отечественной правовой системы. С ратификацией данного документа государство возложило на себя обязательства:

а) обеспечить любому лицу, права и свободы, которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

в) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются (ч. 3 ст. 2 Пакта).

Квалифицированная юридическая помощь в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права, свободы и интересы закреплена на высшем законодательном уровне. Адвокатура в данном случае выполняет двойное назначение. С одной стороны, будучи институтом цивилизованного гражданского общества, она входит в качестве важнейшего структурного элемента в механизм социального контроля за деятельностью государства, с другой — по согласованию с доверителем осуществляет защиту конкретных лиц.

В ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указано, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В современном мире все большее влияние на развитие цивилизации оказывают не «силовые» методы управления обществом, а гармоничное развитие индивидуума, что обусловливает развитие институтов гражданского общества, таких как общественные организации, союзы, семья, школа, наука, искусство, религия. Поэтому отнесение адвокатуры к одному из институтов гражданского общества свидетельствует о признании государством необходимости существования данного важного регулятора социальных отношений.

Адвокатура в Российской Федерации действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Под принципом (от лат. princicpio — основа, начало) в общенаучном смысле принято понимать основное, исходное положение какой-либо теории, главное правило деятельности. Применительно к адвокатуре принципы можно определить в качестве основ создания и направленности соответствующей деятельности, которые наиболее полно выражают содержание законодательства, регламентирующего организацию и деятельность данного института гражданского общества, обеспечивают надлежащую охрану адвокатуры государством и невмешательство в ее деятельность.

Законностьявляется общеправовым принципом, который применительно к различным отраслям права и различным сферам приложения закона приобретает специфическое содержание. Законность как принцип организации и деятельности адвокатуры содержит следующие положения. Адвокатура, адвокатские образования создаются в строгом соответствии с действующим законодательством. Адвокаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение. С другой стороны, адвокаты имеют право на то, чтобы в отношении них поступали соответствующим образом, т. е. чтобы надлежаще и своевременно выполнялись все законные требования адвокатов, возникающие в связи с их профессиональной деятельностью.

Независимость— это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование адвокатских образований, а также профессиональная деятельность адвоката не связан с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры. Такая независимость обусловлена спецификой института адвокатуры, являющегося важной составной частью гражданского общества.

В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 г. к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, а также равных и неотъемлемых прав всех людей, наряду с иными правилами отнесено требование независимости адвокатов, в частности в том, что касается условий их приема на работу и практики.

Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность адвоката со стороны любых лиц.

Суд не вправе давать адвокату указания относительно необходимости совершения тех либо иных действий иначе как в порядке, установленном законом, обсуждать действия адвоката, давать им оценку как правильным или неправильным. Суд не должен влиять на позицию адвоката как путем убеждения, так и посредством угроз (например, принять решение в пользу противной стороны, привлечь адвоката к юридической ответственности и т. п.). Такие действия суда не могут быть оправданы его стремлением обеспечить состязательность процесса, защитить права и законные интересы другой стороны и любыми иными доводами. Отказ в удовлетворении ходатайства суд должен производить в корректной форме, с тем чтобы у сторон и присутствующих в зале суда граждан не создалось впечатления о наличии у суда властных полномочий по отношению к профессиональной деятельности адвоката.

Независимость адвоката от прокурора выражается в том, что надзорные полномочия прокуратуры не распространяются на профессиональную деятельность адвоката. Прокурор не вправе давать адвокату любые указания, советы — как в устной, так и в письменной форме. Если адвокат осуществляет защиту подозреваемого, обвиняемого, прокурор не должен «очернять» перед адвокатом его подзащитного, с тем чтобы в моральном плане лицо выглядело перед адвокатом в невыгодном свете.

В суде прокурор, высказывая возражения против позиции стороны защиты, должен вести себя вежливо, корректно, не умалять адвоката перед своим доверителем, а равно перед находящимися в зале суда гражданами. При наличии подобных действий суд должен принимать меры реагирования.

Будучи наряду с прокурором представителями стороны обвинения, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель не вправе вмешиваться в деятельность адвоката, при производстве следственных действий делать ему замечания, обсуждать в присутствии защитника и его подзащитного избранную ими тактику защиты, демонстративно отказывать адвокату в его законных требованиях. Эти же действия недопустимы и в отношении адвоката, который является представителем потерпевшего.

Принцип независимости включает в себя и правила взаимоотношений в структуре адвокатских образований. В законодательстве не предусмотрено каких-либо форм воздействия на адвоката со стороны адвокатского сообщества (указаний, поручений, рекомендаций и т. п.). Более того, адвокат при осуществлении своей деятельности не зависит от каких-либо внешних условий.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры не должны вмешиваться в производство по конкретному уголовному делу, гражданскому делу, делу об административном правонарушении. Они не вправе давать советы без просьбы самого адвоката. Даже если такая просьба поступила, совет имеет неофициальный, сугубо рекомендательный характер и не служит обязательной программой действий.

Самоуправлениекак принцип организации и деятельности адвокатуры представляет собой совокупность правил, которые обеспечивают самостоятельное регулирование отношений, возникающих в адвокатских сообществах. Поскольку адвокатура представляет собой сообщество адвокатов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, самоуправление является органически необходимым составным элементом механизма функционирования адвокатуры. Самоуправление находит свое выражение в том, что деятельность адвокатских образований осуществляется на основании решений органов адвокатской палаты, которые были созданы в установленном законом порядке. Все решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции). Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Однако все исполнительные органы адвокатской палаты подотчетны и подконтрольны общему собранию (конференции) адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Корпоративность— это принцип, в соответствии с которым адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию. Корпорация (от лат. corporatio —- объединение, сообщество) — общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. Корпоративный (производное от корпорации) — узкогрупповой, обособленный (например, корпоративные интересы). Применительно к адвокатуре эти положения приобретают особый, специфический смысл. Лица, наделенные статусом адвоката, действуют на определенной территории, будучи объединенными в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. Единство в рамках палаты обеспечивает особый характер взаимоотношений между адвокатами. Они должны строиться на основе уважения, исходя из приоритета общих ценностей и интересов. Каждый адвокат при взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления должен не только оказывать помощь своему доверителю, но и выступать в качестве структурной ячейки адвокатского сообщества, действовать в его интересах. Все вопросы, коллегиально обсуждаемые в рамках адвокатских образований, а также в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной адвокатской палате, должны разрешаться, исходя из их целесообразности для адвокатского сообщества в целом, с максимальной пользой для адвокатского образования того или иного вида, уровня. Органы адвокатского сообщества, действующие в период между собраниями (конференциями), принимают решения, направленные на усиление роли адвокатуры в гражданском обществе, осуществляют контроль за соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества. Одним из проявлений принципа корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества разрешать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Квалификационная комиссия, большинство членов которой являются адвокатами, наряду с осуществлением иных полномочий вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката.

Равноправие— это принцип деятельности адвокатов, в соответствии с которым лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, становится полноправным членом адвокатского сообщества. На адвоката в полной мере распространяется положение ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Объем предоставляемых адвокату прав не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Каждый адвокат имеет право на единообразное применение к нему действующего законодательства. Это положение относится как к применению закона в рамках осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности, так и в иных случаях. Адвокат вправе самостоятельно выбирать форму адвокатского образования, в рамках которой он будет осуществлять свою профессиональную деятельность.

Адвокат вправе свободно выражать свое мнение относительно всех вопросов, которые ставятся на обсуждение собрания (конференции) адвокатов, Всероссийского съезда адвокатов. Решения на собраниях, конференциях, съездах принимаются простым большинством голосов. Никто из членов адвокатского сообщества не имеет права привилегированного (кратного) голоса. Права всех адвокатов гарантируются равным образом.

Адвокатура, будучи независимой от органов государственной власти и органов местного самоуправления, постоянно и обширно взаимодействует с ними. Такие отношения базируются на признании за адвокатурой статуса самостоятельного и самоуправляемого профессионального сообщества.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проведено принципиально важное отграничение адвокатской деятельности от предпринимательской. Данное правило обусловлено спецификой помощи, оказываемой адвокатами, а также коренными отличиями в механизме регулирования отношений, возникающих в рамках адвокатской деятельности и предпринимательской деятельности. Адвокатская помощь представляет собой комплексное воздействие на правоотношение с целью достижения результата, наиболее благоприятного для доверителя. Целью адвокатской деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В законе прямо установлены случаи, когда такая помощь обязательна. При отсутствии средств на ее оплату она может быть оказана на безвозмездной основе или оплачена за счет государства. В результате оказания такой помощи адвокат не извлекает прибыли. Данные положения полностью распространяются на коллегии адвокатов. Цель же предпринимательской деятельности состоит именно в извлечении прибыли средствами и способами, не запрещенными законом. К предпринимательской, по содержанию максимально приближенной к адвокатской, относится деятельность по оказанию платных юридических услуг. Порядок осуществления предпринимательства регламентируется иными, по сравнению с регламентирующими адвокатскую деятельность, законами (ГК РФ, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ с изм. от 21 марта 2002 г., № 31-ФЗ в ред. Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др.). Ввиду вышеперечисленных различий государство обеспечивает адвокатам особый порядок приобретения соответствующего статуса, гарантии их независимости, а также отличный от имеющегося у предпринимателей порядок уплаты налогов (ст. 226 НК РФ).

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

— работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

— нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение профессиональной деятельности.

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации;
  • – усвоение правовых основ организации и деятельности адвокатуры как органа, оказывающего юридическую помощь в Российской Федерации;
  • – уяснение структуры адвокатуры России, форм адвокатских образований и порядка их образования;
  • – уяснение видов юридической помощи, оказываемой адвокатами;
  • – усвоение правового статуса адвоката.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны:

знать

  • – содержание понятия «юридическая помощь» и место адвокатуры в системе правоохранительных органов в Российской Федерации;
  • – задачи и принципы организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации;
  • – содержание различных видов юридической помощи, оказываемой адвокатами;
  • – структуру и систему органов адвокатуры в Российской Федерации;
  • – формы адвокатских образований и порядок их образования;
  • – правовой статус адвоката;

уметь

  • – работать с нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и деятельность адвокатуры в Российской Федерации;
  • – ориентироваться в компетенции различных органов адвокатуры;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками анализа правозащитной деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи.

Ключевые слова: юридическая помощь; адвокатура; адвокатская деятельность; права и свободы человека и гражданина; бесплатная юридическая помощь; принципы адвокатской деятельности; адвокатская палата; адвокатские образования; адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридические консультации; правовой статус адвоката.

Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и является институтом гражданского общества. Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию. Уровень развития адвокатуры – индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатура – негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их нрав и законных интересов (ст. 3 указанного Закона).

Таким образом, сущность адвокатуры заключается в том, что это:

  • – негосударственная структура. Она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не создается государством и не финансируется государством;
  • – добровольное объединение юристов – профессионалов, обладающих статусом адвоката, организованное на основании закона, в целях оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается;
  • – некоммерческая организация. Адвокатура не преследует цель извлечения прибыли. Вознаграждение адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно;
  • – институт гражданского общества.

Адвокатура призвана представлять и защищать не государственный, а частный интерес. Свои функции она осуществляет путем оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод.

Адвокатура организована и действует на основе следующих принципов: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности означает, что организация и деятельность адвокатуры должны соответствовать действующему законодательству. Органы адвокатуры и формы адвокатских образований создаются в строгом соответствии с Законом об адвокатской деятельности. Адвокат обязан осуществлять защиту и представительство своего доверителя только законными средствами, добиваться восстановления нарушенного права доверителя законными средствами.

Принцип независимости адвокатуры выражается прежде всего в том, что органы государства (в том числе Минюст России, прокуратура РФ, МВД России, суд) не вправе вмешиваться в организацию и функционирование адвокатских образований. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов являются компетенцией органов самоуправления адвокатуры. Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры организованы не при судах, а по территориальному принципу.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры также не могут вмешиваться в производство по конкретному делу. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Принцип самоуправления адвокатуры выражается в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, через свои органы самоуправления (съезды, конференции, собрания, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии, квалификационные комиссии, президентов). Наиболее важные вопросы адвокатской деятельности обсуждаются на Всероссийском съезде адвокатов, конференциях (собраниях) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, решения которых являются обязательными для исполнения адвокатским сообществом. Органы самоуправления адвокатуры формируются адвокатами самостоятельно, без вмешательства извне.

Принцип корпоративности адвокатуры заключается в том, что адвокатура представляет единый социальный институт, основанный на добровольном союзе лиц, объединенных общими интересами, задачами и целью обеспечить профессиональную защиту доверителей. Все лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, являются членами профессиональной единой корпорации. Каждый адвокат является членом одной адвокатской палаты субъекта РФ, а адвокатская палата субъекта РФ является членом

Федеральной палаты адвокатов РФ. Адвокаты обязаны соблюдать правила, установленные адвокатской корпорацией (Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденный первым Всероссийским съездом адвокатов, устав и решения органов адвокатуры). Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры оберегает ее от возможного вмешательства извне, обеспечивает адвокатам уверенность и защищенность своей деятельности.

Принцип равноправия адвокатов выражается в том, что лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, и избравшее форму адвокатского образования, становится полноправным членом профессиональной корпорации. Адвокат вправе осуществлять любой вид юридической помощи, предусмотренной законом, представлять доверителя в любых органах государственной власти, судах, в органах местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. При этом объем полномочий адвоката не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе по своему усмотрению избрать любую форму адвокатского образования, предусмотренную законом.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи:

  • – дача консультаций и справок по правовым вопросам, как в устной, так и письменной форме;
  • – составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • – представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • – участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • – участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • – участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • – представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • – представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставами, документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • – участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • – участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокаты иностранных государств могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только но вопросам права данного иностранного государства. Для занятия адвокатской деятельностью адвокаты иностранных государств должны пройти регистрацию в федеральном органе государственной власти в области юстиции в специальном реестре. Положение о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, утверждено постановлением Правительством РФ от 19 сентября 2003 г. № 584.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

  • – работниками юридических служб юридических лиц (организаций), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • – участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
  • – нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (п. 3 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности).

Действие указанного Закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона. В этом случае они руководствуются отраслевым законодательством Российской Федерации – ГПК, УПК РФ и др.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве но назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливается Правительством РФ, в частности постановлениями Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» и от 23 июля 2005 г. № 445 «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами».

Адвокаты могут быть участниками государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи (ст. 15, 20 Закона о бесплатной юридической помощи) (подробнее об этом см. параграф 31.2 данного учебника).

При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются упомянутым выше Законом и Законом об адвокатской деятельности.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Этот список адвокатов ежегодно опубликовывается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключенного в соответствии со ст. 25 Закона об адвокатской деятельности.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см., например, Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»; постановление правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1040-ПП «О мерах по реализации Закона г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»).

Совет адвокатской палаты субъекта РФ определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения (п. 6 ч. 3 ст. 31 Закона о бесплатной юридической помощи).

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.
Комментарий к статье 3
1. Вплоть до принятия нового Закона руководство адвокатурой в нашей стране было возложено на Советы народных депутатов и их исполнительные органы. В действовавшем до недавнего времени Положении об адвокатуре имелся ряд норм о взаимоотношениях адвокатуры с органами государственной власти. Например, в ст. 33 устанавливалось, что Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов в пределах своей компетенции контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», данного Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливают порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям; осуществляют другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой. Новый Закон избежал такого явного и откровенного давления государства на адвокатуру.
2. Адвокатура является правовым институтом, призванным на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Адвокатура — это не государственная структура, не общественная организация, а структура гражданского общества. Это — профессиональное объединение юристов, на добровольной основе вступивших в адвокатуру лишь с одной-единственной целью: помогать людям в форме оказания юридических услуг.
В первоначальных проектах Закона об адвокатуре в числе ее задач предлагались к принятию и такие, как содействие в укреплении законности и правопорядка. Однако такие задачи относятся к функциям самого государства, для осуществления которой им создается соответствующий аппарат — правоохранительные органы, оплачиваемые государством. Содействовать этим органам в выполнении ими собственных функций по укреплению законности как независимый от государства орган и, более того, призванный в конечном итоге стоять на стороне гражданина, а не государства, которое преследует этого гражданина, адвокатура не может в силу своей юридической природы. А государство не имеет права обязывать ее выполнять такую задачу, т.е. быть своеобразным государственным агентом по содействию правоохранительным органам в укреплении законности (а это и содействие в раскрытии преступлений, и разоблачение преступников, и информирование органов о готовящихся правонарушениях и т.д.).
Более того, законодательно запрещено допрашивать адвокатов, проводить с ними оперативные разработки в связи с делами клиентов, находящимися у них в производстве (см., например, ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ: «Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту… адвокатов…»; ст. 19 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ: «Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе… адвокатов…»).
3. Государство не может вменять адвокатуре и такую функцию, как содействие воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов. Адвокатура не воспитательный и не идеологический орган. В то же время адвокатам следует обратить внимание на п. 5 «Международных Стандартов независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов», принятых на конференции МАЮ в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке: «На представителей юридической профессии и государственные органы возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы и всей юридической профессии, информировать их о правах и обязанностях, а также о возможных и надлежащих способах их осуществления».
4. Государство и адвокатура должны соотноситься между собой как равноправные субъекты. В комментируемом Законе недвусмысленно определено, что адвокатура не подчинена государству и его органам, в том числе созданным для укрепления законности.
5. В то же время говорить о полной автономности существования института адвокатуры в нынешнем государстве будет неправильно. В Законе оставлены определенные «зоны» взаимных обязанностей друг к другу, т.е. государства по отношению к адвокатуре и наоборот, а также определены «точки соприкосновения» их взаимных интересов. Однако такие обязанности и интересы следует считать основанными скорее на партнерском равенстве сторон, нежели на административных принципах подчиненности и отчетности адвокатуры перед государством.
Например, в ведении государства находятся такие сферы, как:
законодательное регулирование всех процессов жизни и деятельности государства, его граждан, в том числе адвокатуры (п. 2 ст. 3, ст. 4);
ведение реестра адвокатов субъекта Российской Федерации (ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции), внесение изменений в реестр (ст. ст. 14, 15);
определение порядка ведения реестра адвокатов (возложено на федеральный орган юстиции, ст. 14);
обеспечение гарантий независимости адвоката (п. 3 ст. 3, ст. 18);
социальное обеспечение адвоката, предусмотренное для граждан Конституцией РФ (п. 4 ст. 3);
осуществление финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно или по назначению (п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 25, ст. 26);
выделение при необходимости адвокатским объединениям служебных помещений и средств связи (п. 3 ст. 3);
материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций (п. 3 ст. 24);
участие в квалификационных комиссиях адвокатских палат (участвуют по два представителя от территориального органа юстиции, по два представителя — от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, по одному — от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, по одному — от арбитражного суда субъекта Федерации. Всего, таким образом, представителей государства — 6 человек из общего количества членов палаты — 13, предусмотренных по закону (ст. 33);
внесение представлений в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката (п. 6 ст. 17);
подача заявления в суд в случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решения о прекращении статуса адвоката (п. 6 ст. 17);
налоговый учет доходов адвокатов и налоговых отчислений в государственные страховые фонды (см. Налоговый кодекс РФ);
работа со списками адвокатов — членов коллегий адвокатов, образованных до введения в действие настоящего Закона, проверка достоверности представленных документов и сведений, обращение (при необходимости) с этой целью в соответствующие органы и организации, внесение в реестр сведений об адвокатах и публикация в региональных средствах массовой информации списков адвокатов (ст. 40);
регистрация общественных объединений адвокатов (см. Федеральный закон «Об общественных объединениях»);
проведение совместно с президиумами коллегий адвокатов учредительных собраний (конференций) адвокатов в субъектах Российской Федерации (ст. 41);
проведение совместно с адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации первого Всероссийского съезда адвокатов (ст. 42);
государственная регистрация адвокатских структур (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
утверждение формы ордера на исполнение адвокатом поручения клиента (п. 2 ст. 6);
утверждение формы адвокатского удостоверения и выдача этих удостоверений адвокатам (ст. 15);
определение порядка страхования риска ответственности адвоката (ст. 19);
требование созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов (п. 4 ст. 31).
Названные сферы государственного регулирования в области адвокатуры не относятся к административному управлению этим институтом (за исключением налогового учета и государственной регистрации, а также определения форм удостоверения и ордера), поэтому говорить об «усеченности» принципов независимости, самоуправления и корпоративности адвокатуры, установленных в комментируемой норме, нет никаких оснований.
Если говорить о вопросах налогового права и регистрации, то данные требования государства являются обязательными для всех субъектов деятельности на его территории. Утверждение же форм удостоверения и ордера вызвано необходимостью единообразия этого документа на всей территории государства. Такое утверждение ордеров и подписание удостоверений нисколько не ущемляет интересы адвокатуры и не посягает на ее самостоятельность.
Что же касается права направлять представления о лишении адвокатского статуса, то и здесь никаких государственных ограничений независимости адвокатуры не просматривается, ибо если такие основания действительно есть, для адвоката совершенно не имеет никакого значения, кто направит на него такое представление. А если таких оснований нет, то, сколько ни направляй представлений, они окажутся безрезультатными для тех, кто их направляет.
В то же время, если в концептуальных основах Закона никакой опасности со стороны государства не существует, то техническое воплощение некоторых законодательных норм, о которых более подробно будет сказано далее, таит в себе достаточно серьезную опасность для независимости адвоката. Это должно насторожить адвокатскую общественность и придать характеру ее отношений с государством гораздо больше бдительности.

Добавить комментарий