Акционерное общество с государственным участием

© Аблялимова Э.Р., 2020

УДК34

Горбунова Ю.В.

магистр 2 курса ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»

профиль подготовки: «Юрист в сфере бизнеса»

КЛАССИФИКАЦИЯ АО С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Аннотация

Одной из форм контроля деятельности АО со стороны государства является использование института «золотой акции». Вместе с тем, как способ контроля государства в управлении он может быть сохранен только в акционерных обществах, имеющих стратегическое значение и отнесенных к таковым специальным федеральным законом. Кроме того, в законе следует определить основания как для установления специального права государства, так и для его прекращения.

Ключевые слова:

корпорация, контроль, управление, золотая акция, государство, акционерное общество.

CLASSIFICATION OF AO WITH STATE PARTICIPATION

corporation, control, management, gold share, state, joint-stock company.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ, в которых:

-до 100 % капитала принадлежит государству;

-государству принадлежит контрольный пакет акций;

-государству принадлежит «золотая акция»;

-государству принадлежит блокирующий пакет акций (25 % плюс одна акция);

-государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25 %).

Среди АО с государственным участием можно выделить АО, 100 % акций которых принадлежат государству. Создание АО со 100 % государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей.

Правовое положение российских АО, акции которых полностью принадлежат государству, -отличается от положения частных АО (частных корпораций) и требует специального законодательного регулирования, обусловленного наличием целого ряда специфических черт: особым способом

учреждения, образования капитала, особым управлением, наконец, особыми целями и задачами, решаемыми такими АО.

Поскольку государство является единственным акционером такого общества, то сохраняет за собой полный контроль в управлении акционерным обществом, образуя его органы управления.

Государство, являясь единственным акционером, так же формирует органы управления АО: Совет директоров, исполнительный орган. Но от имени государства действуют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях — государственные корпорации. Фактически АО и его органы находятся в подчинении Правительства РФ или иного федерального Министерства или госкорпорации (иными словами — государственных чиновников).

Мало того, что интересы государственных служащих в органах управления АО с участием государства не всегда совпадают с интересами государства как акционера, так еще эти же чиновники подотчетны и подконтрольны другим чиновникам рангом выше — из Министерств и ведомств. Отсюда проблема в управлении АО — не только в замене государственных чиновников профессиональными управляющими и независимыми директорами, получающими вознаграждение и заинтересованными в эффективности управления АО, но и в построении принципиально иной системы управления АО со 100% участием государства.

Особо следует сказать об ПАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»). Особенность таких АО заключается в том, что государство, обладая, как правило, миноритарным пакетом акций в таком акционерном обществе, имеет возможность оказывать влияние на управление и контролировать его деятельность, иными словами, имеет избыточные права контроля.

Особое право управления капиталом, получившее название «золотая акция», стало широко применяться в 80-х годах прошлого века в Великобритании, когда правительство Маргарет Тэтчер успешно осуществляло программу приватизации1. С этого времени во многих странах, особенно с переходной экономикой, стали использовать «золотую акцию», под которой понимались специальные права правительства по управлению приватизированными предприятиями, используемые в целях защиты национальных и общественных интересов.

В России понятие «золотая акция» появилось впервые в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»2. Позже, в Указе Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»3 отмечалось, что Правительство РФ и Госкомимущество РФ вправе принимать решение о замене пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, на «золотую акцию». Такая «золотая акция» рассматривалась как специальная ценная бумага, эмитируемая создаваемыми в процессе приватизации акционерными обществами, которая предоставляла ее владельцу — государству — наряду с «обычными» правами акционера набор прав, призванный обеспечить контроль государства за деятельностью акционерного общества. Золотая акция как ценная бумага обладала тремя особенностями: исключительность субъекта ее держателя (государство), особое правовое положение и специфический порядок обращения4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С принятием законодательства об акционерных обществах и о ценных бумагах конструкция

1 Дедов Д.И. «Золотая акция»: особенности правового статуса. — Законодательство и экономика. 1995, № 23-24, С.12 — 13.

2 Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // РГ, N 251, 20.11.1992

3 Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 03.01.1994, N 1, ст. 2

~ 141 ~

«золотая акция» как особой ценной бумаги пришла в противоречие с пониманием акции. В связи с этим Федеральный закон о приватизации от 21 июля 1997 года кардинальным образом изменил конструкцию «золотой акции», оставив лишь прежнее название. ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года лишь конкретизировал нормы закона 1997 года.

Действующим приватизационным законом установлено, что «золотая акция» — это не ценная бумага, а специальное право на участие в управлении АО, используемое государством в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

«Столь широкий перечень публичных целей, включающий, помимо конкретных интересов безопасности, еще и абстрактные интересы граждан, создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления, позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для произвольного вмешательства в экономику»5.

Чтобы оправдать использование этого института в российской экономике, необходимо выполнение трех условий для АО: во-первых, они действительно принадлежат к стратегическим АО; во-вторых, государство не располагает другими основаниями для осуществления контроля в этих АО; в-третьих, институт «золотой акции» позволяет активно влиять на принятие решений.

Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.

Представителем Российской Федерации может назначаться только государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством Российской Федерации. «Золотая акция» дает право вето представителю государства при принятии решений по наиболее важным вопросам (о реорганизации, ликвидации АО, изменении уставного капитала, совершении публичным акционерным обществом указанных в главах Х и XI Федерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность). Кроме того, государство имеет право получать уведомление о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня; право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Несмотря на то, что механизм «золотой акции» предусмотрен также в некоторых развитых европейских странах, инвесторы обычно чрезвычайно осторожно подходят к вопросу об инвестициях в компании, в которых есть «золотая акция». Хотя механизм «золотой акции» может быть полезен с точки зрения защиты прав государства и всего общества, однако с точки зрения принципов корпоративного управления доминирование прав государства нарушает принцип равенства между акционерами6.

Таким образом, институт «золотой акции» как способ контроля государства в управлении может быть сохранен только в акционерных обществах, имеющих стратегическое значение и отнесенных к таковым специальным федеральным законом. Кроме того, в законе следует определить основания как для установления специального права государства, так и для его прекращения.

В связи с тем, что в ближайшие годы планируется сокращение доли участия РФ в уставных капиталах целого ряда АО с государственным участием, актуальность приобретает определение правового положения смешанных акционерных обществ (корпораций).

Смешанные акционерные общества (корпорации) — это акционерные общества, в которых государство участвует в капитале и управлении наряду с частным капиталом.

В смешанном акционерном обществе, наряду с публичным акционером, могут быть и другие акционеры, имеющие различные пакеты акций. В зависимости от этого они либо влияют на дела общества, либо не оказывают такого влияния.

Центральное место в отношениях между государством-акционером и другими частными

5 Дедов Д.И. «Золотая акция» и публичные интересы. — Юрист, 2003, № 9, С. 6-8.

6 Мишурова И.В., Панфилова Е.А. Корпоративное управление: учебное пособие, М. 2012, С. 150

~ 142 ~

акционерами занимают три аспекта:

-определение целей АО;

-реализация права на участие в управлении;

-доступ акционеров к информации.

В то время как частные инвесторы обычно становятся акционерами для получения прибыли, государство преследует другие цели. Если для него прибыль не является важнейшей целью, вероятен конфликт с другими акционерами. В этих случаях государство должно либо приобрести пакеты акций других собственников (или что еще лучше — с самого начала не приватизировать эти пакеты), либо найти инвесторов, которые будут следовать некоммерческим целям государства7.

Возможностью влиять на управление в обществе обладают акционеры, владеющие более 25 % голосующих акций общества. Акционеры, владеющие от 1 до 10 % голосующих акций в принципе, не могут влиять на управление обществом, но могут влиять на решения, принимаемые крупным акционером, владеющим более 25 % акций общества. Последний так или иначе вынужден считаться с их интересами. Это в полной мере касается и участия в АО государства как акционера.

В смешанных корпорациях, с одной стороны, должны обеспечиваться интересы государства-акционера. Это возможно, во-первых, путем указания на цели государства при участии в АО. Во-вторых, в определенных случаях законодательство закрепляет приоритет интересов государства по отношению к другим участникам корпоративных отношений. Например, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст.ст.40, 41.1) устанавливает требование о сохранении доли государства в уставном капитале АО при его увеличении путем дополнительного выпуска акций, если в государственной собственности закреплено более 25 % акций8. В-третьих, государство как акционер может использовать конструкцию акционерного соглашения, в рамках которого возможно предусмотреть контроль в управлении АО.

Законодательное закрепление приоритета интересов государства как участника корпоративных отношений следует «компенсировать», уравнять законодательным закреплением дополнительных прав и интересов частных инвесторов. Поэтому, с другой стороны, в смешанных АО должны обеспечиваться интересы и права частных акционеров, которые регламентируются общими нормами акционерного законодательства.

Таким образом, наряду с государством-акционером в смешанных АО присутствуют частные акционеры (инвесторы), имеющие свои собственные цели и интересы. Понятно, что, обладая контрольными пакетами акций, государство будет определять основные направления развития АО, но в таком случае частные инвесторы должны быть осведомлены о целях государства и их интересы в управлении и в принятии стратегически важных решений должны также обеспечиваться. В противном случае, не имея достаточной информации о целях государства, не имея возможности влиять через управление на принимаемые решения, они не будут заинтересованы в инвестировании средств в развитие таких АО. Поэтому особое значение приобретает обеспечение баланса интересов как государства, так и частных инвесторов, что осуществляется через создание эффективной системы корпоративного управления и, следовательно, значение управления в таких акционерных обществах возрастает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду со значительными пакетами акций в АО, где государство имеет важные стратегические цели, участие государства сохраняется в тех АО, где государство не имеет ни специальных целей (поскольку АО не предоставляют общественных благ и не оказывают решающего воздействия на конкретные рынки), ни возможностей для реализации своих интересов (поскольку пакеты акций малы).

Следовательно, одна из важнейших проблем — это определение того круга акционерных обществ, в которых участие государства как акционера является экономически оправданным с точки зрения управленческих затрат и эффективности принятия решений, отражающих интересы государства. Стратегия управления государственной собственностью должна исходить из того, что те АО, в отношении

8 Андреев В.К. Право государственной собственности в России. М., 2014, С.225-227.

которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

Что касается участия государства в акционерных обществах, созданных в процессе преобразования унитарных предприятий в публичные акционерные общества и не являющихся стратегическими, то возникает вопрос, насколько государству целесообразно сохранять свою долю акций в таких акционерных обществах, в том числе, и с точки зрения затрат по управлению. Список использованной литературы:

2.Андреев В.К. Право государственной собственности в России. М., 2014;

3.Волчанский А.А. К вопросу о правовом регулировании использования «золотой акции» — Юридические науки, 2017, № 6;

4.Дедов Д.И. «Золотая акция»: особенности правового статуса. — Законодательство и экономика. 1995, № 23-24;

5.Мишурова И.В., Панфилова Е.А. Корпоративное управление: учебное пособие, М. 2012;

6. Пышкин И.И. Юридическая природа «золотой акции» — Законодательство, 2013, № 12;

7.Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // РГ, N 251, 20.11.1992

8.Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 03.01.1994, N 1, ст. 2

© Горбунова Ю.В., 2020

УДК 343.297

А.С. Ларина

магистрант 2 курса ЮШ ДВФУ г. Владивосток, РФ annla1996@mail.ru

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СМЕЖНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация

В науке уголовного права нет единого мнения о правильности составления главы 11 Уголовного кодекса Российской Федерации. В данной статье анализируются освобождение от уголовной ответственности, предусмотренное главой 11 Уголовного кодекса Российской Федерации и другие смежные с ним институты, путем приведения их значимых различий обосновывается существующий подход к составлению главы 11 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова

уголовная ответственность, освобождение от уголовной ответственности, амнистия, помилование,

реабилитация

Освобождение от уголовной ответственности предполагает возможность избавиться от негативных последствий, которые лицо, совершившее преступление, должно обязательно претерпеть. В данном случае лицо не подлежит ни публичному осуждению, ни наказанию. Освобождение от уголовной ответственности происходит до вынесения обвинительного приговора, который заменяется на вынесенное в соответствующей процессуальной форме решение (в виде постановления дознавателя с согласия

Законодательно определенные органы управления акционерным обществом

Российская правовая система управления акционерным обществом сложилась на основе западного законодательства. Корпоративное управление — это выбранный акционерами способ самоуправления, основанный на совокупности организационных, правовых и экономических мер.

В соответствии с законом в акционерном обществе могут создаваться следующие органы управления:

общее собрание акционеров;

совет директоров (наблюдательный совет);

единоличный исполнительный орган (генеральный директор);

коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, правление);

ревизионная комиссия (ревизор).

Выбор структуры управления акционерным обществом. В зависимости от комбинации перечисленных возможных органов управления акционерным обществом может формироваться та или иная конкретная структура его управления.

Выбор структуры управления — важный этап при создании акционерного общества. Ее правильный выбор позволяет снизить возможность конфликтных ситуаций между менеджментом и акционерами, между группами акционеров, повысить эффективность управленческих решений. При этом учредители акционерного общества имеют некоторое преимущество перед другими акционерами. За счет выбора «нужной» структуры управления они могут приблизить уровень собственных прав до уровня собственных интересов. Вместе с тем любая выбранная структура управления акционерным обществом не является «вечной» и может изменяться акционерами. Главное — управление акционерным обществом должно соответствовать его масштабам и характеру решаемых задач.

Установленная законом возможность комбинирования определенных звеньев управления позволяет акционерам выбирать наиболее приемлемую схему в зависимости от величины акционерного общества, структуры его капитала и конкретных задач развития бизнеса.

Основные варианты управления акционерным обществом

На практике обычно используются четыре варианта управления акционерным обществом, представленные на нижеследующих рисунках.

Во всех вариантах управления акционерным обществом обязательным является наличие двух органов управления: общего собрания акционеров и единоличного исполнительного органа, а также одного контролирующего органа управления — ревизионной комиссии. Поскольку задачей ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, то ее, как правило, не рассматривают в качестве непосредственного органа управления акционерным обществом. Однако эффективное управление не может быть обеспечено без надежной системы контроля.

Различие вариантов управления акционерным обществом проявляется в определенном сочетании единоличного и коллегиальных органов управления.

Полная трехступенчатая структура управления акционерным обществом. Данная структура управления может быть использована во всех акционерных обществах. Она характеризуется тем, что позволяет усилить контроль акционеров за действиями менеджмента акционерного общества.

В соответствии с законом «Об акционерных обществах» члены коллегиального исполнительного органа (правления) не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров общества.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров общества.

В целом менеджмент в лице генерального директора и правления не может получить большинство в совете директоров (наблюдательном совете), что усиливает влияние этого органа управления.

Для кредитных организаций, создаваемых в форме акционерного общества, данная форма управления является обязательной. В соответствии со ст. 11.1 ФЗ № 82-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» органами управления кредитной организации являются общее собрание учредителей, совет директоров, единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган (рис. 1).

Рис. 1

Данная форма организации управления акционерным обществом наиболее предпочтительна для крупных акционерных обществ с большим числом акционеров.

Сокращенная трехступенчатая структура управления акционерным обществом (рис. 2). Эта структура, как и первая, может использоваться в любых акционерных обществах. Она не предусматривает создания коллегиального исполнительного органа и соответственно не устанавливает каких-либо ограничений на участие в совете директоров менеджеров общества. В ней предусматривается только должность генерального директора, влияние которого и на управление обществом, и в совете директоров возрастает, поскольку он по сути единолично осуществляет текущее управление акционерным обществом.

Данная форма является наиболее распространенной структурой управления акционерным обществом, поскольку позволяет обеспечить оптимальное соотношение контрольных и исполнительных органов управления.

В случае если уставом акционерного общества образование исполнительных органов отнесено к компетенции совета директоров, то совет директоров и его председатель получают возможность жесткого контроля над исполнительными органами общества. Этот вариант более предпочтителен для крупных акционеров, которым принадлежит контрольный пакет акций, поскольку позволяет, не принимая непосредственного участия в текущих делах, осуществлять надежный контроль за исполнительными органами общества.

Рис. 2

Рис. 3

Данная структура управления применяется в закрытых акционерных обществах, имеющих значительные обороты и активы.

Сокращенная двухступенчатая структура управления акционерным обществом. Эта структура может быть использована, как и предыдущая, только в акционерных обществах с числом акционеров менее 50. Она характерна для мелких акционерных обществ, в которых типичной ситуацией является положение, когда генеральный директор одновременно есть и основной акционер общества, поэтому выбирается наиболее простая структура управления (рис. 4).

Рис. 4

Исполнительные органы управления акционерным общество

Понятие исполнительного органа управления

Исполнительный орган управления акционерным обществом — это орган непосредственного управления, создаваемый по решению общего собрания и/или совета директоров, функции которого установлены по закону и по уставу.

Исполнительные органы управления акционерным обществом несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему в результате их действий или бездействия.

Виды исполнительных органов управления. Согласно закону исполнительные органы управления акционерным обществом могут существовать по отдельности или одновременно в двух формах:

единоличный исполнительный орган управления — директор, генеральный директор;

коллегиальный исполнительный орган управления — правление, дирекция.

Если уставом акционерного общества предусмотрено наличие сразу обоих исполнительных органов управления, то в уставе компетенция каждого из них должна быть четко прописана. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа управления.

Образование и прекращение деятельности исполнительных органов управления

Исполнительные органы управления акционерным обществом создаются по решению собрания его акционеров или эти полномочия могут быть переданы им совету директоров.

Общее собрание акционеров или совет директоров, если уставом общества образование исполнительных органов управления отнесено к его компетенции, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа.

В случае если образование исполнительных органов управления осуществляется общим собранием, то уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации. Одновременно с принятием этих решений совет директоров должен принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении его полномочий и об образовании нового исполнительного органа общества.

Создание временного единоличного исполнительного органа управления может быть продиктовано обстоятельствами, когда прежние единоличный исполнительный орган общества или управляющая организация не могут выполнять свои обязанности. В этом случае также решение о создании временного единоличного исполнительного органа общества сопровождается одновременным принятием решения о проведении внеочередного собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов управления и выборах нового единоличного исполнительного органа управления. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа общества и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа управления могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Условия заключаемого договора утверждаются советом директоров общества.

Применительно к отдельным видам акционерных обществ предусмотрено, что исполнительным органом управления может быть только управляющая организация. Так, согласно п. 7 указа Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» управляющим инвестиционного фонда может быть только юридическое лицо с соответствующей лицензией ФСФР.

Компетенция генерального директора акционерного общества. Генеральный директор без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе:

обеспечивает выполнение решений общего собрания;

осуществляет оперативное руководство деятельностью общества;

осуществляет текущее планирование;

составляет и утверждает штатное расписание;

осуществляет прием и увольнение на работу сотрудников;

издает приказы и распоряжения;

заключает договора, соглашения, контракты, открывает счета, выдает доверенности, осуществляет материально-финансовые операции в объеме, не превышающем 25% от стоимости активов акционерного общества;

предъявляет претензии и иски от имени общества и т. п.

Избрание генерального директора

Генеральный директор может быть избран (назначен) общим собранием акционеров или советом директоров. Способ избрания генерального директора должен быть отражен в уставе акционерного общества.

В случае избрания генерального директора общим собранием акционеров его положение становится более устойчивым. В этом случае срок его полномочий может быть до пяти лет.

В случае избрания генерального директора советом директоров последний обладает правом принимать решение о ежегодном назначении генерального директора и досрочном прекращении его полномочий. При этом варианте срок полномочий генерального директора равен одному году. Он ежегодно переизбирается вместе с советом директоров.

Выдвигать кандидатов на должность генерального директора могут акционеры, владеющие не менее чем двумя процентами голосующих акций общества. Уставом или другим документом общества может быть установлен иной процент голосующих акций. Одна заявка может содержать не более одного кандидата. Предложения с кандидатами должны быть внесены не позднее 30 календарных дней после окончания финансового года, предшествующего году, в котором истекают нормативные полномочия действующего генерального директора. Совет директоров обязан рассмотреть поступившие заявки и принять решение о включении предложенных кандидатов в список кандидатур для голосования по избранию генерального директора или об отказе в этом не позднее 5 рабочих дней после окончания срока внесения заявок. В список для голосования включаются только те кандидаты, которые письменно подтвердили свое согласие баллотироваться на должность генерального директора. Выборы проводятся раздельным голосованием по каждому претенденту. При голосовании акционеры отдают свои голоса только за одного кандидата или голосуют против всех. Избранным считается тот кандидат, который получил, во-первых, большинство голосов акционеров, участвующих в собрании, во-вторых, большее относительно других соискателей число голосов. Если никто из кандидатов не получил большинства голосов, то выборы признаются не состоявшимися, что означает пролонгацию полномочий ранее действовавшего генерального директора.

Правление акционерного общества

Правление есть коллегиальный исполнительный орган управления акционерным обществом. Вместе с генеральным директором оно осуществляет текущее руководство деятельностью акционерного общества.

Компетенция правления обычно включает:

обеспечение выполнений решений общего собрания;

организацию оперативного руководства;

разработку планов работы на квартал, полугодие и т. д.;

финансовое и налоговое планирование;

выработку текущей хозяйственной политики акционерного общества и т. п.

Правление избирается сроком на один год. Как правило, в его состав избираются лица, занимающие ключевые посты в акционерном обществе: финансовый директор, главный экономист, главный инженер и др. Закон не определяет, каким образом избирается правление

Вопрос 2. Какой орган управления является исполнительным органом акционерного общества? Назовите.

Общее собрание акционеров — высший орган управления в акционерном обществе, состоящий из акционеров-владельцев именных обыкновенных акций общества, а в некоторых случаях, предусмотренных Законом РФ «Об акционерных обществах», также из акционеров-владельцев привилегированных акций.

Совет директоров должен принимать решения в интересах акционеров (владельцев и выгодоприобретателей). Согласно ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» синонимом понятию «Совет директоров» является понятие «Наблюдательный совет».

Ревизионная комиссия (ревизор) — орган внутреннего финансового контроля юридического лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества не реже одного раза в год для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Правление является исполнительным органом акционерного общества.

Ответ: 3

Вопрос 3. По чьему решению акционерное общество может осуществлять эмиссию акций?

  • 1) по решению государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку;
  • 2) по решению общих сборов;
  • 3) по решению акционера, владеющего контрольным пакетом акций;
  • 4) АО не имеет право осуществлять эмиссию акций, если это не предусмотрено в учредительном договоре;
  • 5) не имеет право.

Ответ : 2 управление акционерный директор исполнительный

Эмиссия акций — это совокупность действий эмитента, осуществляемая в порядке, установленном существующим законодательством, и направленная на выпуск и размещение на рынке ценных бумаг новых акций.

Эмиссия акций позволяет привлечь средства инвесторов для финансирования текущей деятельности компании или для расширения производства. Эмиссия акций позволяет привлекать значительные объемы средств.

К положительным аспектам эмиссии акций относится отсутствие необходимости регулярных выплат по займу. Основной недостаток — часть собственности компании становится собственностью акционеров, которые получают таким образом право и возможность влиять на деятельность, осуществляемую компанией-эмитентом.

Эмиссия акций может быть осуществлена в связи с формированием или изменением уставного фонда акционерного общества, в случае принятия решения о деноминации акций или при проведении индексации основных средств компании-эмитента.

Выпуск (эмиссия) акций может быть осуществлена учредителями акционерного общества до проведения государственной регистрации; в этом случае эмиссия акций называется первичной. Вторичной эмиссией называется выпуск акций, осуществляемый самим эмитентом после государственной регистрации.

Добавлено в закладки: 0

Что такое открытое акционерное общество? Описание и определение понятия.

Открытое акционерное общество – это форма организации компании, которая создаётся с целью приобретения прибыли и занятия любыми видами деятельности, которые разрешены законодательством РФ. Для этого так же необходимы лицензии. Уставной капитал данного общества, всегда сложен из номинальной стоимости акций общества. Уставной капитал можно вносить деньгами, имуществом и другими правами. Общество управляется Общим собранием акционеров и несёт ответственность по своим обязательствам лишь имуществом которое ему принадлежит. Акционеры имеют полное право быть участниками в управлении обществом, получать дивиденды, продавать свои акции. Они могут продавать их как акционерам, так и другим лицам.

Рассмотрим, более детально, что значит открытое акционерное общество.

Если основными различиями между видами акционерных обществ считать наличие права на свободное отчуждение акций и число акционеров, то правильным определением ОАО будет следующее:
открытое акционерное общество – это акционерное общество, акции в котором распределяются среди лиц, заранее неизвестного круга, и которые имеют право отчуждать акции (которые им принадлежат) без согласия других его членов.

Юридическим путём решается вопрос о виде акционерного общества посредством установления в законе числа акционеров, превышение которых обязывает последнее перерегистрироваться в открытое акционерное общество.

Характеристика ОАО

Акционерным обществом можно считать общество, в котором уставной капитал разделяют на определенное количество акций.

Те кто владеют акциями этого общества, имеется ввиду акционеры, не отвечают по его обязательствам, но всё же должны нести риск убытков, которые связаны с деятельностью общества. Говоря точнее, только в пределах стоимости акций, которые им принадлежат.

Акционеры обременены лишь ограниченной ответственностью в пределах сумм приобретенных акций. А вот акционерное общество, в котором акционеры могут беспрепятственно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называют открытым акционерным обществом.

Такое общество получает право совершать открытую подписку на акции, которые они сами и выпускают, к тому же проводить их свободную продажу на условиях которые определены законом и другими правовыми актами.

Акционерное общество является самой распространенной организационной формой крупных предприятий в капиталистической системе.

Как уже упоминалось выше, капитал акционерного общества должен создаваться учредителями через выпуск, продажи (или, как еще говорят, размещение) акций.

Акции открытого общества могут свободно переходить от одного акционера к другому.

Интересно, что при этом не нужно разрешение согласия других акционеров. Их так же могут свободно продавать на рынке финансов. По сути, каждый человек,формально, купивший акции открытого общества, автоматически может стать его совладельцем.

Но на прямую имеют влияние на управленческие решения те, кто хозяин контрольного пакета акций (формально – свыше 50 % всех акций, на практике – 15–30 %).

На акционера налагается ответственность по обязательствам предприятия только в том размере капитала, в каком он вложил в акции.

Соответственно когда предприятие обанкротилось, владелец акций потеряет только ту часть капитала, которую он вложил в приобретение ценных бумаг. Акционерное общество, объединяя на единой правовой основе своих участников, гарантирует лучшую форму реализации коллективной собственности, а заинтересованность появляется в конечном результате деятельности.

Выпуск и распространение акций делает возможным контроль хозяйственной деятельности, а также управления ею акционерами.

Можно говорить прямо , что выпуск акций является сильным и неформализованным вариантом привлечения средств, предназначенных для расширения, модернизации и диверсификации производства.

Таким образом, ОАО – это акционерное общество, в котором участники получают право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Юридические признаки открытого акционерного общества

В законе четко обозначены основные признаки открытого акционерного общества:

  1. количество акционеров ОАО закон не ограничивает;
  2. акционеры ОАО получают право отчуждать свои акции не имея согласия других его акционеров;
  3. обязанность ОАО предоставлять рынку необходимую информацию о своей деятельности в объемах и в сроки, которые установлены законодательными и иными нормативными актами государства, например, оно обязано ежегодно публиковать для общей информированности годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
  4. общество получает право проводить открытую (для всех других юридических и физических лиц) подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Закона об акционерных обществах и иных правовых актов Российской Федерации;
  5. общество пользуется правом проводить также и закрытую (для определенного круга физических и юридических лиц, своих акционеров) подписку на выпускаемые им акции, кроме тех случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничивается уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации;
  6. на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров (пункт 2 статья 7 Закона об ОАО).

Акции открытого акционерного общества имеют свободное обращение на рынке ценных бумаг. Количество акционеров ОАО не имеет ограничения.

Соответственно, отличия открытых и закрытых акционерных обществ сводятся к следующим отличительным моментам: способам размещения акций, процедуре их переуступки на вторичном рынке, числу акционеров.

Поэтому, можно сказать, что открытое акционерное общество – это самая устойчивая форма объединения капитала в нынешних рыночных условиях. Если один или нескольких членов вышли из состава участников общества, это не должно приводить ОАО к закрытию. Акционер может воспользоваться своим правом продать свои акции без согласия других участников. Такие решения, чаще всего не влияют отрицательно на работу компании.

Минимальным уставным капиталом общества можно считать не менее тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом на дату государственной регистрации общества (ст.26 Закона об АО).

Открытое акционерное общество, согласно пункту 1 статьи 92 Закона об АО, обязано делать доступным:

  • годовую бухгалтерскую отчетность и годовой отчет;
  • проспект эмиссии своих акций в ситуациях, которые предусмотрены правовыми актами государства;
  • сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом;
  • другие сведения, определяемые Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
  • в ситуации публичного размещения обществом акций или других ценных бумаг оно обязательно должно раскрыть информацию в объеме и порядке, установленных Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п.2 ст.92 Закона об АО);

ОАОбщества могут являться только юридическими лицами, и поэтому должны иметь фирменное название, иметь зарегистрированный фирменный знак, а также печать со своим логотипом.

В свои права как юридического лица открытые акционерные общества входят со времени своей регистрации.

Акционерные общества имеют полную хозяйственную самостоятельность по вопросам принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли и определения формы управления. Общество имеет право совершать все действия, указанные в законодательстве. Деятельность акционерного общества не имеет ограничений по уставу.

Учредительные документы и уставный капитал открытого акционерного общества

Устав выступает в качестве основного учредительного документа общества акционеров. В согласии с действующим законодательством РФ устав открытого акционерного общества обязан иметь в себе такую обязательную информацию:

  • полное и сокращенное фирменное название ОАО;
  • место базирования ОАО;
  • вид акционерного общества;
  • количество, номинальная стоимость, категории акций, которые размещаются обществом;
  • права акционеров – владельцев акций каждой категории (или типа);
  • размер уставного капитала ОАО;
  • структура управляющих органов акционерного общества, их компетенция, а также по какому принципу осуществляются разного рода управленческие решения;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в частности перечень вопросов, решение по которым осуществляется органами управления общества;
  • сведения о филиалах и представительствах ОАО;
  • иные положения, предусмотренные действующим законодательством.

В уставе могут быть внесены также и другие положения, которые не противоречивы действующему законодательству.

Помимо устава, при формировании открытого акционерного общества должны быть оформлены такие обязательные документы:

  • Договор об открытии ОАО;
  • Протокол учредительного собрания ОАО;
  • Протокол собрания акционеров ОАО.

Уставный капитал открытого ОАО составляют из номинальной стоимости акций , которые приобрели его акционеры. Он должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда (примерно 100000 руб.).

Уставный капитал может формироваться путем внесения денежных сумм, а также имуществом или имущественными правами. Форма оплаты акций ОАО определена договором о создании общества.

Неденежные вклады, которые вносятся в капитал ОАО условно можно подразделить на несколько основных групп.

Как вклад, могут быть внесены вещи, которые фактически составляют основную категорию имущества (здания, сооружения, оборудование и т. д.). При этом не установлено никаких законодательных ограничений по количеству и назначению передаваемых вещей.

Ценные бумаги также могут служить взносом в уставный капитал ОАО, равно как и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (или авторские права).

Особенности управления открытым акционерным обществом

Право акционера для участия в управлении деятельностью открытого акционерного общества осуществляется посредством:

  1. предоставления возможным участия в Общем собрании акционеров, которое считается высшим органом управления открытого акционерного общества, которым выявляются основные направления деятельности компании;
  2. акционеры имеют законное право избирать и быть избранными в органы управления открытого акционерного общества.

Одна обыкновенная (или, еще называют – простая) акция даёт право своему владельцу один голос в управлении делами акционерного общества. Воспользоваться этим голосом акционер может как правило только на общих собраниях акционеров.

Разные категории акционеров обладают различными интересами. Поэтому следует отметить, что во многом определять политику, проводимую акционерным обществом будет перевес какого-либо интереса акционеров, то есть группы, у которой наибольший пакет акций, .

Контрольным пакетом акций это то макксимальное количество обыкновенных (простых) акций, которые есть в собственности акционера, которое позволяет теперь ему, единоличной блокировки или принятия решений по вопросам деятельности ОАО на общем собрании акционеров.

Структура ОАО

В основе системы управления открытым акционерным обществом построена такая схема:

  1. общее собрание акционеров общества — это высший орган управления ОАО, собственник объединенного капитала;
  2. Совет директоров акционерного общества является высшим органом управления в интервалах между общими собраниями акционеров. Совет директоров избирается только на собрании акционеров. Его функция заключается в том, чтобы осуществлять надзор за деятельностью общества в целях интересов собственника. Также на этом органе упрвления лежит ответственность за управление хозяйственной деятельностью компании в целом;
  3. главой акционерного общества является Президент (или Генеральный директор). Он назначается собственником общества для управления деятельности компании;
  4. управление текущей деятельностью выполняет правление общества, которое состоит из профессионалов – менеджеров высшего звена. Члены правления акционерного общества назначаются также Советом директоров;
  5. Ревизионная комиссия общества – осуществляет функции хозяйственного, внутреннего финансового, а также правового контроля за деятельностью ОАО. Члены ревизионной комиссии также избираются на Общем собрании акционеров.

Сделаем вывод: принцип формирования структуры власти в открытом акционерном обществе основывается на четком разграничении круга обязанностей его органов.

В целях контроля за финансово-экономической деятельностью акционерного общества, в соответствии с уставом общества, на общем собрании акционеров выбирается ревизионная комиссия ОАО. Порядок работы ревизионной комиссии акционерного общества регламентируется внутренним документом общества, который должен быть утверждён на общем собранием акционеров.

Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должна проводиться в согласии с итогами деятельности компании за год, но может быть проведена в любое другое время по инициативе:

  • ревизионной комиссии акционерного общества;
  • общего собрания акционеров;
  • наблюдательного совета (совета директоров) общества;
  • по требованию акционеров общества, или акционера которые владеет в совокупности не менее чем 10 процентами простых (обыкновенных) акций общества.

Лица, которые занимают должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности по требованию ревизионной комиссии данного общества.

Аудиторская организация осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании заключаемого с ним договора. Также на общем собрании акционеров должна быть утверждена должность аудитора.

Открытое акционерное общество обязано каждый год для всеобщего обозрения апубликовывать годовой отчет, отчет о прибылях и убытках, а также бухгалтерский баланс.

Эмиссия ценных бумаг ОАО

Этапы эмиссии ценных бумаг ОАО:

  • на общем собрании акционеров принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • решение о выпуске (или о дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг ОАО утверждается на собрании акционеров;
  • после утверждения решения о выпуске обязательно следует государственная регистрация эмиссионных ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества;
  • государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, или же предоставление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Выплата дивидендов и распределение прибыли

Что касается механизма распределения прибыли открытого акционерного общества, то оно имеет полномочия раз в год делать объявление о выплате дивидендов.

Открытое акционерное общество обязывается выплачивать дивиденды по акциям. Но следует отметить, что наивысший приоритет принадлежит привилегированным акциям (не дающим права голоса).

Как правило дивиденды выплачиваются деньгами, но всё же в некоторых случаях, если это допускается уставом открытого акционерного общества, – другим имуществом.

Решение о выплате дивидендов принимается в высшем органе управления акционерным обществом – общем собрании акционеров, также общее собрание Акционеров принимает решение о размере дивиденда и о форме его выплаты по акциям каждого типа.

Реорганизация и ликвидация открытого акционерного общества

Открытое акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, который предусмотрен в Федеральном законе РФ от 26 ноября 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

ОАО может быть реорганизовано в форме:

  1. преобразования;
  2. присоединения;
  3. слияния;
  4. разделения;
  5. выделения.

Ликвидировано открытое акционерное общество может быть добровольно и только в том в порядке, который установлен Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и устава общества. К тому же открытое акционерное общество может быть также ликвидировано через решение суда.

В согласии с действующим законодательством РФ, если происходит ликвидация юридического лица, то права и обязанности не могут быть переданы в качестве правопреемства к другим лицам.

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо (которым является акционерное общество) может быть ликвидировано:

  • по результатам решения его учредителей или же органа уполномоченного на то учредительными документами органа, в том числе по истечению срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно и было создано;
  • по решению суда, если были допущены грубые нарушения закона при его создании , а также если эти нарушения носят неустранимый характер, или деятельность осуществляется без должного разрешения (лицензии), или противоречит ее уставным целям.

Итак, рассмотрев особенности функционирования ОАО, можно сделать следующий вывод: что в виде данной организационно-правовой формы действуют в основном крупные предприятия, которые обладают достаточно крупными финансовыми ресурсами и высоким производственным потенциалом. Подобные крупные компании, мощные промышленно-хозяйственные комплексы, являются основой экономической системы любого индустриально развитого государства.

В конце хотелось бы отметить, что сегодня в России именно крупные компании (чаще всего в форме АО), вносят наибольший вклад в ВВП страны, и, по сути, получают некоторые возможности влияния на государственную политику через лоббирования своих интересов.

Выбор формы открытого акционерного общества является вполне обоснованным, если новая компания инновационная и, следовательно, ориентирована на стремительный рост.

С другой стороны, организационно-правовая форма открытого акционерного общества может быть выбрана не только крупными, но также средними и малыми фирмами, которые ориентированы на привлечение капитала в форме иностранных инвестиций.

Мы коротко рассмотрели открытое акционерное общество, его характерные особенности и структуру, особенности управения, а также формы реорганизации и ликвидации.

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Особенности правового статуса представителей государства в органах управления акционерного общества

Государство, будучи неодушевленным субъектом корпоративных правоотношений, реализует свои права акционера через своих представителей в органах управления акционерного общества.

В настоящее время советы директоров акционерных обществ с государственным участием формируются с участием трех категорий членов: государственных служащих, профессиональных поверенных, независимых директоров.

В связи с тем что п. 16 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738*(1) (далее — Положение), установлено, что представителями интересов Российской Федерации могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, а также иные лица, действующие в соответствии с договором и Положением, для удобства в настоящей статье будут использованы термины «представители интересов РФ»*(2) и «профессиональные поверенные».

Представители интересов Российской Федерации в совете директоров осуществляют голосование по вопросам повестки дня заседания совета директоров на основании письменных директив федеральных органов исполнительной власти*(3).

Сегодня директивы выдаются по следующим вопросам:

утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с Законом об АО*(4) это отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;

образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;

рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных гл. X Закона об АО;

принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях (за исключением организаций, указанных в подп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО), если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества;

избрание (переизбрание) председателя совета директоров;

приобретение дочерним или зависимым хозяйственным обществом акций (долей в уставном капитале) других хозяйственных обществ, в том числе при их учреждении, в случае, если уставом акционерного общества определение позиции акционерного общества или его представителей (при рассмотрении органами управления дочерних или зависимых хозяйственных обществ вопросов повестки дня общего собрания акционеров и заседания советов директоров) по указанному вопросу отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;

иные вопросы в целях исполнения поручений и указаний Президента РФ, поручений Председателя Правительства РФ или Первого заместителя Председателя Правительства РФ;

а также в случае поступления предложения председателя совета директоров (наблюдательного совета).

Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что целесообразно сократить круг вопросов, подлежащих голосованию по директиве .

Вместе с тем представляется, что закрепленный в настоящее время перечень вопросов является оптимальным, поскольку представляет собой список самых важных вопросов, касающихся деятельности и управления акционерным обществом.

Сложным является вопрос о соотношении института представителей интересов Российской Федерации с гражданско-правовым институтом представительства. В литературе обычно указывается на то, что представители государства действуют в рамках норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) о представительстве. «С точки зрения устоявшегося в литературе деления представительства на добровольное и обязательное представительство государственных служащих можно квалифицировать как обязательное, а иных граждан, действующих на основании договора поручения, — как добровольное» .

В то же время нельзя отрицать наличие существенной разницы в действиях обычного представителя и представителя интересов государства.

Полагаю, что представитель интересов государства в совете директоров акционерного общества директоров никого не замещает (речь идет о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом и самом государстве), так как членом совета директоров является именно он. И это несмотря на то, что представитель интересов Российской Федерации действует на основании письменных директив. Кроме того, действия обычного представителя непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого, чего мы не можем утверждать при голосовании представителя интересов Российской Федерации. В связи с этим институт представительства интересов государства не может быть в полной мере отождествлен с классическим гражданским институтом представительства.

Основы правового статуса представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерного общества, акции которых закреплены в федеральной собственности, определены Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200*(5). Указ утвердил субъектный состав представителей, порядок заключения и обязательные условия договоров на представление интересов государства, обязанности и ответственность представителей. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 1996 г. N 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности» был утвержден Примерный договор на представление интересов государства в органах управления обществ и Порядок заключения и регистрации указанных договоров.

В условиях изменения стратегии корпоративного управления акционерных обществ с государственным участием в сторону расширения практики привлечения профессиональных директоров возникла объективная необходимость внесения изменений в примерную форму договора, который впоследствии был доработан Минэкономразвития России совместно с Росимуществом и представителями бизнес-сообщества.

Представляется, что договор на представление интересов государства можно квалифицировать как договор поручения. Отмечу, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, помимо общих положений, предусмотренных для договоров поручения в гражданском законодательстве, в договоре на представление интересов государства закреплены специальные нормы и правила участия представителей интересов государства в управлении государственным пакетом акций.

Так, в соответствии с нормами Положения в договоре должны быть предусмотрены следующие обязанности профессионального поверенного:

добросовестное и разумное осуществление возложенных на него обязанностей и полномочий, отнесенных к компетенции совета директоров;

своевременное уведомление о заседаниях совета директоров, в повестку дня которых включены вопросы, требующие выдачи директив;

голосование в соответствии с выданными директивами (в случае если по вопросам повестки дня заседания совета директоров установлена необходимость выдачи директив);

участие в работе комитетов и комиссий совета директоров (в случае избрания профессионального поверенного в состав комитета и комиссии);

созыв заседания совета директоров и включение в повестку дня заседания совета директоров вопросов, предложенных Российской Федерацией как акционером (в случае избрания профессионального поверенного председателем совета директоров).

Кроме того, в данном договоре расширены права доверителя по досрочному расторжению договора, в частности, при наступлении обстоятельств, препятствующих поверенному осуществить свои полномочия, неоднократном нарушении сроков представления установленной отчетности, принятия решения о реализации акций и некоторые другие.

Очевидным является тот факт, что статус профессиональных поверенных во многом аналогичен статусу государственных гражданских служащих — представителей интересов РФ. Профессиональные поверенные тоже голосуют по ключевым вопросам на совете директоров акционерного общества в соответствии с директивными указаниями Росимущества или Правительства РФ.

Для иллюстрации рассматриваемой проблематики обозначу сферы занятости избранных в составы советов директоров акционерных обществ профессиональных поверенных:

банковская деятельность — 9%;

транспорт (ж/д, авиа-, речной, морской, порты, аэропорты) и строительство (жилищное, дорожное) — 8%;

инвестиционная деятельность — 6%;

консалтинг — 5%;

государственное и муниципальное управление — 4%;

электроэнергетика (атомная, гидро-, тепловая) и авиастроение — по 3%;

геология и разведка недр, а также автомобилестроение — по 2%;

к прочим отраслям в том числе относятся судостроение и судоремонт, инвестиционная деятельность, телекоммуникации и связь, сельское хозяйство, специальное обслуживание, юриспруденция, нефтехимическая промышленность — 50%*(6).

Отметим, что численный состав профессиональных поверенных и государственных служащих в советах директоров акционерных обществ с государственным участием, включенных в специальный перечень, сокращается: с 222 в 2011-2012 гг. до 212 в 2012-2013 гг.*(7).

Основными ориентирами оценки деятельности представителей интересов РФ должны стать как непосредственная деятельность члена совета директоров (его участие в принятии ключевых решений, инициативность, участие в работе специализированных комитетов при совете директоров, качество принимаемых решений), так и динамика финансово-экономического состояния акционерного общества (на основе совершенствования системы ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ).

Деятельность представителей интересов РФ в органах управления акционерных обществ с государственным участием оценивается на основе информации, получаемой из отчета представителей интересов государства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»*(8) представители интересов РФ ежеквартально представляют отчет о своей деятельности в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества с государственным участием путем его размещения в электронной форме на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

И все же при достаточном правовом регулировании института представителей интересов РФ возникает как немало проблем на практике применения данного института в корпоративном управлении акционерного общества с государственным участием, так и многочисленных споров среди научного сообщества относительно его эффективности.

Неэффективность существующего института представительства интересов РФ посредством государственных гражданских служащих в органах управления акционерного общества отмечают многие исследователи.

Например, отмечается, что представитель государства связан не всегда оправданными и чрезмерными обязанностями и ограничениями, которые очень жестко ограничивают его инициативу и предприимчивость, а основаны они на недоверии государства к собственному представителю. Критикуется также практика назначения государственного чиновника в качестве представителя государства с точки зрения профессионализма. «Особенно это относится к чиновникам высокого уровня, выполняющим, скорее, роль свадебных генералов, а не активных управляющих» .

По мнению другого специалиста, «…этот институт не повысил эффективность управления государственным имуществом по ряду причин:

неопределенность и двусмысленность нормативных правовых актов, регулирующих указанные правоотношения;

отсутствие необходимого профессионализма и опыта работы у государственных служащих;

осуществление контроля представителями нескольких компаний, часто относящихся к разным регионам и отраслям;

неэффективность мониторинга деятельности представителей со стороны государства» .

Некоторые авторы подчеркивают пассивность представителей в органах управления открытых акционерных обществ: «…пассивность государственных представителей во многом обусловлена самим фактом несамостоятельности их статуса. Ведь фактически они всего лишь доводят до акционерного общества волю публично-правового образования, голосуя так, как указано в директиве» .

Другие исследователи видят основную причину проблем института представителей интересов государства в следующем: «…представителям государства в акционерных обществах предоставлены права и свободы, которые, по логике правового регулирования, могут принадлежать только собственникам. Указанные лица не связаны «чувством собственности» , следовательно, потенциально стремятся к получению максимальной выгоды, а охранительных норм УК, КоАП, специального законодательства, которое эффективно сдерживало и подавляло бы подобные проявления негативного поведения, не существует».

Похожая проблема наблюдается и в деятельности профессиональных поверенных. Закон об АО не содержит ограничений по количеству обществ, в которых одно и то же лицо может являться членом совета директоров.

В отличие от российского законодательства европейское акционерное законодательство устанавливает определенные ограничения для членов наблюдательного совета. Например, немецкий акционерный закон предусматривает, что «…членом наблюдательного совета не может быть лицо, которое является членом наблюдательного совета уже в десяти торговых обществах» .

Представляется, являясь одновременно членом совета директоров в пяти или шести, а то и более акционерных обществ, профессиональный поверенный физически не может исполнять возложенные на него обязанности. Таким образом, полагаю целесообразным установить ограничение по количеству акционерных обществ, в которых профессиональный поверенный может являться членом совета директоров. С учетом того что на практике в акционерных обществах с участием государства заседания советов директоров проходят не реже одного раза в 2 месяца, а то и ежемесячно, предлагается ограничить участие профессиональных поверенных в советах директоров трех акционерных обществ. Это позволит лично присутствовать на заседаниях советов директоров, а также взвешенно принимать решения путем заочного голосования.

Несмотря на все перечисленные недостатки, государство стремится улучшить действенность данного института, о чем свидетельствуют разработанные государством механизмы совершенствования института представительства интересов РФ в органах управления акционерных обществ.

В связи с этим бесспорный интерес представляют вопросы ответственности представителей интересов РФ в акционерных обществах.

В специальной литературе была затронута острая проблема, заключающаяся в противоречии участия публично-правовых образований в корпоративных правоотношениях общим принципам корпоративного права: «Возникает проблема возможности привлечения к ответственности члена совета директоров — представителя государства, который при голосовании, по сути, выражал не собственную волю, а исполнял заведомо определенное ему директивой указание» .

Отмечено также, что «…действующие правила не позволяют добросовестным представителям проявлять инициативу, недобросовестным же грозит всего лишь увольнение или привлечение к ограниченной материальной ответственности. Для борьбы со злоупотреблениями обязательных представителей необходимо включение в федеральное законодательство нормы об их полной материальной ответственности» .

Частично решает проблему нормативное положение, в соответствии с которым представители в совете директоров несут ответственность за убытки, причиненные обществу, наряду с другими членами (п. 6 ст. 71 Закона об АО). В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами. Поэтому не вызывает сомнений возможность привлечения к ответственности представителя интересов РФ, действовавшего в нарушение полученных директив либо действовавшего самостоятельно по «недирективным» вопросам в случае причинения такими действиями ущерба обществу.

В случае голосования по «директивным» вопросам позиция члена совета директоров не является порождением его воли — он действует на основании обязательных для исполнения указаний, что исключает возможности и умысла, и неосторожности с его стороны. Вместе с тем наличие директивы уполномоченного органа исполнительной власти, которая противоречит интересам общества, не отменяет закрепленную п. 1 ст. 71 Закона об АО обязанность представителя интереса РФ действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.

Следует согласиться с тем мнением, что в подобной ситуации представитель интересов РФ стоит перед выбором: ответственность перед акционером — Российской Федерацией за неисполнение директивы либо ответственность перед обществом за причиненные убытки .

По моему мнению, удачной попыткой нормативного регулирования вопросов ответственности представителей интересов РФ является ст. 53.1 проекта внесения изменений в ГК РФ, суть которой сводится к следующему: лицо, которое в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязано по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, возместить убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Указанное лицо и лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать ему указания, несут солидарную ответственность.

Кроме того, без сомнения, заслуживает внимания позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»), согласно которой не является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании с директора убытков сам по себе тот факт, что директор действовал во исполнение указаний учредителей или иных лиц, поскольку директор несет самостоятельную обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В то же время наряду с таким директором солидарную ответственность за причиненные этой сделкой убытки несут члены коллегиальных органов общества, одобривших соответствующую сделку (п. 3 ст. 53 ГК РФ, п. 4 ст. 71 Закона об АО, п. 4 ст. 44 Закона об ООО).

В проекте Кодекса корпоративного управления, разработанного в свое время ФСФР России, также находит отражение необходимость привлечения к ответственности члена совета директоров общества, голосовавшего в соответствии с директивой: «228. Соответствие совершенных действий директиве Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования само по себе не освобождает члена совета директоров от ответственности за убытки, причиненные обществу такими действиями»*(9).

Проведенный анализ, выявленные проблемы функционирования института представителей интересов РФ окончательно убедили автора в том, что для управления акционерными компаниями государству целесообразно разумно сочетать использование государственных представителей и независимых директоров .

Список литературы

2. Целовальников А.Б. Особенности управления в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7.

3. Торкановский Е. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом // Хозяйство и право. 1997. N 8. С. 36.

4. Торкановский Е. Организационно-правовые формы государственного предпринимательства // Хозяйство и право. 1994. N 9. С. 65.

5. Муравьев А. Государственные пакеты акций в российских компаниях // Вопросы экономики. 2003. N 5. С. 107.

7. Веленто И.И. Проблемы участия государства в деятельности акционерных обществ. // Право и Бизнес: сборник I Ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора B.С. Мартемьянова. М.: Юрист, 2012. С. 253.

8. Веленто И.И., Елисеев В.С. Теория экономического права. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. C. 35-75.

9. Макарова О.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ с государственным участием: состояние и перспективы развития // Известия вузов. Правоведение. 2011. N 1. С. 210-212.

11. Пышкин И.И. Представительство интересов публично-правовых образований в акционерных обществах // Законодательство. 2003. N 10. С. 46.

13. Грищенко О.И. Институт независимых директоров и государство: опыт взаимодействия // Предпринимательское право. 2012. N 3.

Аннотация

В статье автор раскрывает особенности правового статуса представителей государства (в лице государственных служащих и профессиональных поверенных) в органах управления акционерного общества. Представлен анализ нормативных правовых актов, регулирующих участие представителей государства в органах управления общества, уделено внимание правовой природе договора на представление интересов государства с указанием на обязательные положения договора. Автор поднимает проблемные вопросы относительно неэффективности института представителей интересов Российской Федерации в лице государственных служащих, а также ответственности представителей интересов государства, голосующих в соответствии с директивой.

О.И. Грищенко,

главный специалист отдела корпоративного

развития Департамента корпоративного развития

Государственной компании «Российские

автомобильные дороги»,

аспирантка кафедры предпринимательского

права юридического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова

«Право и экономика», N 2, февраль 2014 г.

————————————————————————-

*(1) СЗ РФ.2004. N 50. Ст. 5073.

*(2) Далее по тексту статьи, если не оговаривается иное, под термином понимаются как государственные служащие, так и профессиональные поверенные.

*(3) В основном — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Вместе с тем Положением оговорены случаи выдачи директив Министерством обороны РФ, Управлением делами Президента РФ. Кроме того, отмечу, что для акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 91-р, позиции акционера — Российской Федерации и согласование директив осуществляется Правительством РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению заместителем Председателя Правительства РФ.

*(4) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ.1996. N 1. Ст. 1.

Добавить комментарий