Акты банка России

Значение нормативных актов Банка России

От того, как подготавливаются и издаются нормативные акты Банка России и какие вопросы они регулируют, во многом зависит качество тех услуг, которые кредитные организации предоставляют своим клиентам. С точки зрения укрепления законности и правопорядка в банковских отношениях необходимо добиться соответствия между законами и нормативными актами Банка России. Верховенство закона – это принцип правового государства и непременное условие формирования гражданского общества.

Правовое основание полномочий Банка России по изданию нормативных актов

Во второй половине 1990-х гг. Банк России издал нормативный акт о подготовке и вступлении в силу своих нормативных актов, тем самым несколько упорядочив всю систему своих актов.

В 2002 г. был принят новый Закон о Банке России, в котором эти вопросы стали регулироваться подробнее. В ст. 7 этого Закона предусматривается, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Причем правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Там же предусматривается, что не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • – курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • – изменение процентных ставок;
  • – размер резервных требований;
  • – размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с Законом о Банке России и иными федеральными законами;
  • – прямые количественные ограничения;
  • – отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения;
  • – порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

В соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России.

В ст. 7 Закона о Банке России определено, что нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.

Обратим внимание на то, что нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Однако есть исключение для тех случаев, когда Банк России действует как орган валютного регулирования.

Закон о валютном регулировании существенно сузил предмет нормотворчества Банка России в этой области. Банк России может выступать либо в качестве органа валютного регулирования, либо в качестве органа валютного контроля. В зависимости от этого меняется и его нормотворческая компетенция. Уже из названия – «Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля» – ст. 4 этого Закона видно, что есть акты органа валютного регулирования, а есть акты органа валютного контроля.

В сфере валютного регулирования нормативные правовые акты принимаются Банком России и Правительством РФ.

Нормативные акты Банка России, принятые в соответствии с Законом о валютном регулировании, относятся к банковскому праву, поскольку валютные операции затрагивают интересы нормального функционирования российской денежной системы. А ее регулятор – Банк России.

Главное, Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и регулирует денежное обращение в стране. По этой логике он и должен регулировать валютные операции. В ч. 1–2 ст. 75 Конституции РФ закреплено следующее:

«1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Следовательно, Банк России имеет компетенцию в сфере регулирования валютных отношений.

В ч. 1 ст. 5 Закона о валютном регулировании определено, что «органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации». Обратим внимание на то, что согласно процитированной норме Банк России в сфере регулирования валютных отношений поставлен федеральным законом на первое место.

Однако Банк России не является органом государственной власти и, поэтому, на мой взгляд, интересы общества, а не только интересы денежно- кредитной системы представлены здесь регулирующей функцией Правительства РФ. Но нормативные правовые акты Правительства относятся не к банковскому праву, а к конституционному праву и административной части валютного права.

Валютное регулирование имеет непосредственную связь с финансовой политикой Правительства РФ. Ведь валютное регулирование касается вопросов формирования и расходования государственного бюджета. Помимо этого оно взаимосвязано и с управлением внутренним и внешним долгом, с вопросами защиты государственного суверенитета в области международных валютных отношений.

Нормативные акты, принятые Банком России как органом валютного регулирования

В качестве органа валютного регулирования (ст. 4 Закона о валютном регулировании) Банк России издает нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Нормативные акты Банка России как органа валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом или иными федеральными законами. Причем к отношениям, возникшим до вступления в силу, эти нормативные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. И тот же порядок предусмотрен для федеральных законов. В ст. 4 Закона о валютном регулировании определено: «К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу».

Если нормативные правовые акты Банка России, принятые им по вопросам валютного регулирования, устанавливают новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, то они обратной силы не имеют. Наоборот, если нормативные правовые акты отменяют ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшают положение резидентов и нерезидентов, они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Нормативные акты Банка России, принятые им как органом валютного регулирования, должны быть официально опубликованы, неопубликованные акты нс применяются. Но это нс распространяется на его же акты, но уже принятые им как органом валютного регулирования или отдельные положения таких актов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Как уже отмечалось, в качестве органа валютного регулирования Банк России поставлен в Законе о валютном регулировании на первое место. А вот как орган валютного контроля Банк России поставлен в нем же на второе место. В ч. 1 ст. 22 этого же Закона определяется, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами. А далее, в ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании утверждается следующее. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

В ч. 5 ст. 22 Закона о валютном регулировании содержится ограничение. Органы валютного контроля (а значит и Банк России) могут издавать акты валютного контроля но вопросам, отнесенным к их компетенции (далее – акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Закон о валютном регулировании закрепляет, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

  • См.: приказ Банка России от 15.09.1997 № 02-395 «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России”» (вместе с Положением от 15.09.1997 № 519).

МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Срок вступления нормативных актов ЦБ в силу после может быть увеличен с 10 дней до 6-12 месяцев. Об этом рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов в рамках годовой итоговой встречи участников рынка по вопросам реализации мер по развитию финансового рынка (KPI регулятора).

«Мы серьезно поработаем над философией стандартного введения акта в действие. Мы исходим из того, что должен быть достаточно большой период между утверждением или публикацией акта в «Вестнике Банка России» и вступлением его в силу — от шести месяцев до одного года, такие должны быть стандартные сроки», — сказал он.

В настоящее время нормативные акты ЦБ вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

Швецов добавил, что ЦБ также планирует публиковать краткие аннотации к обновлениям в нормативных актах.

«Теперь у нас есть определенные изменения и мы их в ближайшее время анонсируем по поводу раскрытия информации о нашей нормотворческой деятельности. Как вы помните <…>, мы начали публиковать примерный план Банка России по нормотворчеству. Эта работа продолжится и мы, кроме названий нормативных актов, надеюсь, сможем выпустить краткие аннотации относительно того, что в этих актах мы собираемся поменять».

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоБанковское правовопросы

1-15 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 196-200
121. Оплата услуг аудиторской фирмы по аудиту Банка России осуществляется …
• за счет собственных средств Банка России
122. Организационно-правовая форма Центрального банка РФ …
• законодательно не закреплена
123. Основанием возникновения поручительства может быть только:
• договор
124. Основанием для закрытия корреспондентского счета (субсчета) в подразделении расчетной сети Банка России является:
• расторжение договора счета
125. Основанием для отзыва лицензии является осуществление Банком банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России?
• да, является
126. Основания для признания кредитной организации банкротом определяются Федеральным законом:
• «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
127. Основной целью деятельности кредитных организаций, в соответствии с действующим законодательством, является:
• извлечение прибыли
128. Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России является:
• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации
129. Основными источниками правового регулирования расчетов на территории РФ являются:
• Гражданский кодекс РФ
• Конституция РФ
130. Основными целями деятельности Банка России являются:
• защита и обеспечение устойчивости рубля
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов
• развитие и укрепление банковской системы
131. Особенность правового статуса Банка России.
• Банк России является юридическим лицом, он совершает гражданско-правовые сделки, он наделен полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, надзорными функциями за деятельностью банков
132. Ответственность за неисполнения обязательств по кредитному договору может (могут) нести:

• заемщик и кредитор
133. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации производится:
• Банком России
134. Официальным публикатором нормативных актов Банка России является:
• «Вестник Банка России»
135. Персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков и банковских автоматах, — это:
• пластиковая карточка

Важное место в системе источников правового регулирования банковской деятельности занимают нормативные акты Банка России. В силу ст.7 Закона «О ЦБ РФ» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Так называемое пруденциальное регулирование банковской деятельности направлено на то, чтобы минимизировать многочисленные риски, связанные с функционированием банковской системы и тем самым обеспечить стабильное функционирование банковского сектора экономики в целом. Для выполнения этой задачи Банк России наделен определенными функциями и полномочиями.

Следует подчеркнуть, что это наиболее «проблемный» источник в правовом регулировании банковской деятельности. Его «проблемность» связана с тем, что, зачастую нормативные акты ЦБ РФ перешагивают грань нормативной дозволенности, изменения или, так или иначе, трактуя нормы гражданского, банковского законодательства. Подчеркнем, что истории известен не один пример, когда ВС РФ признавал недействительным те или иные пункты или даже акты Банка России.

О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России действует Положение ЦБР от 15 сентября 1997 г. N 519 (с изменениями от 24 июня 1998 г.).

Нормативные акты Банка России обладают следующими признаками и характеристиками:

— направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных ФЗ «О ЦБ РФ»;

— принимаются только по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами;

— обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

— не могут противоречить федеральным законам, изменять положения действующего законодательства (законодательных актов, подзаконных нормативных актов);

-не имеют обратной силы.

Не являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России (п.1.4 Положения ЦБР О подготовке и вступлению в силу нормативных актов Банка России):

распорядительные акты;

акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если правомочие по толкованию указанных нормативных правовых актов непосредственно предоставлено Банку России;

акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования;

иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России.

Существует только три легальных формы нормативного акта Банка России:

— указание Банка России;

— положение Банка России;

— инструкция Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Нормативные акты Банка России подписываются Председателем Банка России.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Такие акты должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

— курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— изменение процентных ставок;

— размер резервных требований;

— размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

— прямые количественные ограничения;

— правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

— порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999г. №217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (п.15) не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты;

— персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

— действие которых исчерпывается однократным применением;

— срок действия которых истек;

— оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты;

д) акты рекомендательного характера.

Среди многочисленных действующих нормативных актов Банка России можно выделить:

— Инструкцию ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением»;

— Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции».

Сохраняют юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат действующему законодательству.

Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П ЦБР издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

Как закреплено в п.1.1 указанного Положения, официальные разъяснения ЦБР по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком России только в случаях, если это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев толкования федеральных законов, иными нормативными правовыми актами для случаев толкования указанных нормативных правовых актов.

Официальные разъяснения ЦБР принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России. Разъяснения не могут устанавливать норм права, не могут относиться к нормативным актам Банка России и не требуют регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона «О ЦБ РФ».

Официальные разъяснения ЦБР после их подписания должны быть зарегистрированы в тот же день в Административном департаменте Банка России в установленном порядке. Дата регистрации официального разъяснения Банка России считается датой его принятия.

К настоящему времени ЦБР принято огромное количество нормативных актов. Как отмечают эксперты, Банк России издает множество нормативных актов с техническими и технологическими нормами, многие из которых не нужны юристам, но их обилие затрудняет поиск и выявление необходимых правовых норм. Кроме того, в них много устаревших норм, противоречий с законами. Есть и противоречия между самими нормативными актами Банка России. Иногда Банк России придает своим актам форму, которая прямо не предусмотрена в федеральном законе.

Нормативные акты Банка России — это наиболее «проблемный» источник в правовом регулировании банковской деятельности. Его «проблемность» связана с тем, что, зачастую нормативные акты ЦБ РФ перешагивают грань нормативной дозволенности, изменения или, так или иначе, трактуя нормы гражданского, банковского законодательства. Подчеркнем, что истории известен не один пример, когда ВС РФ признавал недействительным те или иные пункты или даже акты Банка России. Некоторые практические проблемы соответствия нормативных актов ЦБ РФ и федерального законодательства будут рассмотрены нами в следующих частях настоящего исследования.

В юридической литературе обращается внимание на следующие проблемы, связанные с нормотворчеством Банка России.

Во-первых, на практике ведущую роль играют рекомендательные нормативные акты Банка России (письма Банка России). Де-факто из рекомендательных актов они превращаются в обязательные, но за последствия их реализации отвечает фактически только кредитная организация, но не Банк России. И происходит это потому, что норма устанавливается письмом, а не нормативным актом.

Во-вторых, юридическая техника нормативных актов Банка России нуждается в совершенствовании. Только слишком большим числом выпускаемых актов и постоянными их изменениями можно объяснить такую ситуацию, когда Банк России вынужден оставлять без изменения те акты, которые противоречат очередному издаваемому им же нормативному акту. На практике происходит так, что в нормативный акт вносятся изменения, а имеющиеся противоречия в этом же акте остаются.

Таким образом, необходимо исключить практику регулирования банковских отношений не нормативными актами (рекомендательными актами Банка России), преследовать цели соответствия вновь принимаемых норм действующему банковскому и гражданскому законодательству Российской Федерации.

Отдельно необходимо выделить программные документы и источники. Последние не являются нормативными актами, но содержат программы развития банковского законодательства. В настоящее время продолжает действовать Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005г. 983п-П13, 01-01/1617).

Как подчеркивается в Стратегии развития банковского сектора (п.71) основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг.

Как отметили авторы Стратегии — необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международно признанных норм, в том числе определенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора».

Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования и банковского надзора связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлениям также должно осуществляться с использованием международного опыта.

Следует заметить, что многие из задач, которые были намечены в Стратегии (в части совершенствования законодательства о банковской деятельности) воплощены законодателем в жизнь. Так, к примеру, внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», расширяющие понятия «банковская группа» и «банковский холдинг». Только за 2006 год в Закон «О банках и банковской деятельности» изменения и дополнения внесены шесть раз (федеральными законами 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г.).

Перспективой правового регулирования банковской деятельности должна стать кодификация банковского законодательства. «Банковский кодекс» должен стать фундаментальным правовым актом не только в плане количественного регулирования банковских и связанных с ними иных правоотношений, но он должен, прежде всего, адекватно отражать качественную сторону соответствующих общественных отношений (то есть закреплять реально существующий уровень соответствующих общественных отношений, представления общества о банках, о банковской деятельности).

Приказ Минюста РФ от 14 июля 1999 г. №217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2 августа 1999г. — №31.

Инструкция ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» // Вестник Банка России. — 31 мая 2006г. — №32.

Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» // Вестник Банка России. — 27 сентября 2001г. — №60.

Положение ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» // Вестник Банка России. — 26 июля 2000г. — №41.

Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. — №7. — 2006г.

Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. — №7. — 2006г.

Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. — 13 апреля 2005г. — №19.

Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. — 19 апреля 2002г. — №23.

Добавить комментарий