Аналитическая работа

«Теория систем и системный анализ»

Ю. П. Сурмин

Оглавление
Вопросы и задания для самоконтроля «Характеристика основных разновидностей аналитической деятельности»

Глава 10, Аналитическая деятельность: технологический аспект

Понятие и структура аналитики

Аналитическая деятельность (аналитика) представляет собой направление интеллектуальной деятельности людей, которое направлено на решение задач, возникающих в различных сферах жизни. Аналитическая деятельность становится важнейшей характеристикой современного общества. Термины «анализ», «аналитика», «аналитическая деятельность» и подобные им стали популярны настолько, что простым и однозначным кажется заложенное в них содержание. Но стоит только поставить себе задачу проанализировать что-либо, т.е. перевести мышление с терминологического уровня на технологический, уровень конкретной деятельности, то сразу же возникает ряд довольно сложных вопросов: что такое анализ?, каковы его процедуры? и т. п.

В понятии «анализ» заложены два смысловых подхода. При узком подходе понимается некоторая совокупность приемов мышления, мысленное разложение целого на составные части, которое позволяет получить представления о строении исследуемого объекта, его структуры, частей . При широком подходе анализ не сводится только к собственно процедурам мысленного разложения объекта на простые составляющие, а включает в себя и процедуры синтеза — процесс мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование . В связи с этим довольно часто анализ отождествляется с исследовательской деятельностью вообще.

Истоки аналитической деятельности восходят к Сократу, который широко использовал диалоговый способ решения задач, доказательства через наведение. Ключевую роль в возникновении аналитики сыграл создатель логики Аристотель (384-322 до н. э.). Он написал книги: «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». Вклад великого Стагирита в аналитику состоял в том, что он впервые систематизировал и кодифицировал приемы рассуждений, сделал их предметом научных изысканий. Аристотелем не только поставлены, но и разрешены такие глобальные проблемы, как законы тождества, противоречия и исключенного третьего, диалектики индукции, дедукции и логического синтеза, определены категории, сущность, цель, отношение, пространство, время, движение, количество и качество, форма и материя, возможность и действительность, необходимость и случайность, единичное, особенное и всеобщее, развитие и самодвижение, структура и функция. Величайшая заслуга Аристотеля в том, что с него начинается системное мировоззрение и системное исследование природы.

Ныне аналитика представляет собой разветвленную и сложную систему знаний, в которую входят логика как наука о закономерностях и операциях правильного мышления, научная методология, — система принципов, методов и приемов познавательной деятельности, эвристика — дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи, а также информатика — наука об информации, способах ее получения, накопления, обработки и передачи (рис. 28).

Рис. 28 — Структура аналитики

Каждая из составных частей аналитики подчинена решению задач, за которыми стоят проблемы, возникающие в деятельности людей. Так, в эвристику входит психология творчества (поясняет психические процессы творчества, деятельность индивидуального субъекта); социология творчества (объясняет коллективное творчество, зависимость его от общественных условий) и технология творчества (интегрирует приемы творческой деятельности). Она обеспечивает использование творческих механизмов решения задач. Методология при самом обобщенном подходе состоит из общенаучной, частнона-учной и системной. Ее назначение — в применении научных методов решения задач, в обеспечении правильности мыслительной деятельности. Логика состоит из формальной и диалектической. Что касается информатики, то без нее невозможна обработка больших массивов информации. Она включает в себя техническое и программное обеспечение, а также анализ и обработку информации.

Проблема аналитической деятельности в современном обществе

В ХХ ст. аналитическая деятельность превратилась в профессиональную. Аналитики различных специализаций оказывают огромное влияние на прогресс практически во всех сферах общественной жизни. Во многих странах, как грибы после летнего дождя, растут интеллектуальные корпорации, «фабрики мысли», информационно-аналитические отделы и службы в органах государства, компаниях, банках, политических партиях. Бурно развиваются рынки аналитической информации, интеллектуального продукта, методического и программного обеспечения его получения. Это обусловлено рядом обстоятельств.

  • Усложняются объекты и процессы общества, каждый из которых представляет собой сложные и сверхсложные, полиструктурные и полифункциональные, динамические системы, поведение которых невозможно однозначно предсказать.
  • Социальные структуры передовых стран отличаются значительным инновационным тонусом. Они меняют себя, не сохраняют постоянство на длительных этапах развития. Поэтому устоявшиеся схемы их понимания требуют также постоянного обновления.
  • В жизни современного человека увеличивается число разнообразных факторов, влияющих на ход событий, т.е. жизнедеятельность людей носит динамический ситуативный характер.
  • В социальном управлении человек сталкивается с проблемами, которые требуют осмысленного разрешения. Однако разрешить их в автоматическом режиме довольно часто оказывается невозможно, поскольку они помимо типических черт характеризуются неповторимостью, диктующей неоднозначность.
  • Усложнение социальных систем приводит к росту их неустойчивости, возникновению кризисных ситуаций, действию факторов риска. Как справедливо отмечает В. В. Черкасов: «Управленческий риск — это осуществление управленческой деятельности в условиях неопределенности, когда причинно-следственный результат не позволяет принять оптимальное решение по достижению поставленной цели» . Поэтому стремление избежать потерь и заставляет анализировать ситуации в целях получения информации, которая и позволяет преодолеть неопределенность.
  • Социальная динамика неизбежно порождает огромные и противоречивые потоки информации, которые приходится перерабатывать при принятии управленческих решений. И здесь трудно обойтись без эффективных аналитических технологий — системы переработки и производства управленческой информации.

Таким образом, сложность и неоднозначность процессов, риск и стремление получить хороший результат, многообразие информации и отсутствие достоверного знания заставляют применять аналитическую деятельность.

Заметим, что термин «аналитические технологии» еще не закрепился в науке. Так, авторы толкового словаря «Социальные технологии» выделяют среди технологий социологических исследований аналитическое, которое отличается сложностью и глубиной проникновения в сущность явлений , дают характеристику отдельных аналитических технологий, опираясь скорее на логику научного исследования, а не на логику анализа.

Известно несколько вариантов трактовки наукой сущности аналитической деятельности:

  1. методология и логика научных исследований, где аналитическая деятельность обычно отождествляется с логикой научного исследования как такового ;
  2. управленческое консультирование, в котором аналитическая деятельность рассматривается как важнейшее средство подготовки диагноза ситуаций ;
  3. работы по анализу политики , где аналитические процедуры выступают средствами получения информации при выработке политики;
  4. многочисленные исследования по отдельным видам анализа. Наибольший интерес представляют при этом работы по системному, ситуационному и другим видам анализа , напоминающие спутавшиеся ветки и веточки, идущие от одного аналитического ствола.

Общий недостаток видения наукой аналитической деятельности заключается в отсутствии системности и целостности представления ее многообразия. Кроме того, ощущается дефицит технологизации, характеристики ее методов и процедур.

В настоящее время методология, методика и техника аналитической деятельности представляются тем сокровищем, которое пока не востребовано, в минимальной мере используется государством и местным самоуправлением для повышения эффективности реформ. За этим скрываются сложные и судьбоносные проблемы, определяющие перспективы развития поставторитарного общества. Назовем наиболее важные из них.

  • Переходный характер поставторитарного общества и государства, многообразие вариантов их развития. Страны — выходцы из СССР вступили в эпоху демократических реформ, когда человечество накопило значительное число моделей демократического развития. Перед ними стоит задача: как создать эффективную систему социального и государственного устройства, которая могла бы интегрировать свою собственную сущность, потребности и опыт с достижениями других народов. Главное здесь заключается в том, чтобы выработать правильный и эффективный вариант своего исторического пути, сделать как можно меньше ошибок при историческом позиционировании общества. Без социально-философской, исторической и другой аналитики эта проблема принципиально неразрешима.
  • Потребности административной реформы, которая продвигает аналитическую деятельность в жизнь государства как эффективное средство качественного обновления системы государственной власти, развертывает всестороннюю ее институционализа-цию. Развитие государственной аналитики, на наш взгляд, надо рассматривать как надежный путь достижения зрелости государственности. Оно предполагает четкую специализацию чиновников, наличие соответствующей их профессиональной подготовки, определение содержания и алгоритмов деятельности различного рода информационно-аналитических подразделений. В концепции административной реформы Украины, например, вполне правомерно ставится задача информатизации государственного управления, которая предусматривает построение на единой методологической и программной основе государственной информационно-аналитической системы «Административная система Украины»
  • Практические потребности государственных служащих и чиновников местного самоуправления, которым по долгу службы приходится заниматься информационно-аналитической деятельностью. Они нуждаются в знании технологий аналитической деятельности, в выработке умений и навыков их применения. Но самое главное, им необходимо хорошо разработанное информационно-методическое обеспечение аналитики, которого они не имеют. Представление о том, каково должно быть информационно-методическое, техническое и технологическое обеспечение аналитической работы в государственных органах и органах местного самоуправления расплывчато и неконкретно.

Сущность и типология аналитической деятельности

Рассмотрим содержание аналитической деятельности. Прежде всего, отметим, что она очень разнообразна. Для того чтобы представить все ее многообразие, следует использовать одну из типичных аналитических процедур и технологий — построить ее классификацию. Несмотря на то что аналитическая деятельность применялась издавна, ее классификация в науке еще не сложилась. Основная причина — в отсутствии сущностной концепции аналитической деятельности. По нашему мнению, такая классификация может быть сформулирована на принципах многовекторности и системности. При этом в качестве оснований служат тип анализируемого объекта, представляемая наука, используемый метод, уровень познания и занимаемое в познавательном процессе место (табл. 26).

Основание классификации Аналитическая деятельность
Виды анализа Характеристика
По типу объекта анализа Экономический Ориентирован на исследование экономических явлений, объектов и процессов; в зависимости от величины объектов распадается на макро- и микроэкономический
Экологический Осмысливает экологические системы, взаимодействия человека и природы
Управленческий Предполагает исследование управленческих систем, особенно процессов принятия решений
Социальный Предполагает анализ объектов, явлений и процессов социальной сферы общества
Политический Отражает политические явления, институты и процессы (включает в себя собственно политический анализ и анализ политики как объекта)
Педагогический Направлен на изучение процессов воспитания
Ментальный Цель — исследование духовных процессов
По типу науки Философский Осмысление всего сущего с позиций философии
Аксиологический Понимание ценности явлений с позиции науки о ценностях
Прогностический Ориентирован на использование достижений прогностики, осмысление явлений настоящего с позиции запросов будущего
Исторический Изучение явлений прошлого, а также настоящего в аспекте преемственности, с позиций исторической науки
Экономический Исследование на инструментальной базе экономических наук
Политологический Осмысление политических объектов, институтов, процессов с позиции политологии
Социологический Основывается на изучении общества и его подсистем с позиций социологической науки
Праксеологический Ориентирован на исследование эффективности и рациональности деятельности с точки зрения праксеологии (программно-целевой, рекомендательный и т.д.)
Психологический Использует арсенал психологии
Культурологический Применяет методологию культурологии
Этический Основывается на принципах этики
Эстетический Изучает явления с позиций эстетики
По типу метода Системный Эксплуатирует системный подход (структурный, функциональный, структурно-функциональный)
Логический Основывается на инструменте логики
Причинно-следственный Опирается на причинно-следственный подход к явлениям действительности
Проблемный Предполагает использование проблемного подхода к реальности
Статистический Основывается на принципах и методах статистики (корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный, регрессионный, ковариационный)
Программно-целевой Опирается на программно-целевой метод
Балансовый Основывается на методе баланса
Ситуационный Предполагает осмысление складывающихся ситуаций
По уровню познания Методологический Предполагает осмысление объектов и процессов с точки зрения принципов, методов, приемов
Теоретический Анализ с позиций уже имеющейся теории, либо ее построения
Эмпирический или фактологический Ориентирован на выявление фактов их закономерностей
По месту в исследовании Первичный Составная часть исследовательского процесса получения и осмысления результатов
Вторичный Осмысление результатов проведенных ранее исследований

Таблица 26 — Классификация аналитической деятельности

Отметим, что наблюдается пересечение видов анализа, которые выделены по первому и второму основаниям. Так, экономический анализ выделяется одновременно по объекту и по науке. Это же касается эстетического, психологического и других видов. Но важно подчеркнуть, что смысл классификации по этим двум основаниям заключается в том, что первое заставляет видеть объектный мир анализа, который, несомненно, накладывает существенный отпечаток на аналитическую деятельность, а второе основание говорит о научном патронате анализа, его развитости в пределах науки.

Подобные пересечения наблюдаются и по последующим основаниям. Это, с одной стороны, доказывает сущностный характер выделенных признаков классификации, а с другой, — обнаруживает языковые затруднения в обозначении оттенков, отличающих один вид анализа от другого, сходного с ним по названию.

Методы и технология аналитики

Реализация аналитической деятельности осуществляется, прежде всего, посредством применения конкретных методов познавательной деятельности. Каждый из аналитических методов представляет собой совокупность определенных принципов, правил, приемов и алгоритмов аналитической деятельности, сложившихся в некоторую систему в процессе применения людьми. Именно невладение арсеналом этих методов и составляет ныне одну из важнейших проблем подготовки аналитиков в различных сферах (табл. 27).

Метод Характеристика
Декомпозиции Расчленение любого сложного явления на простые составляющие. Объектом расчленения могут быть как реальные социальные, так интеллектуальные системы. Для достижения адекватности декомпозиции применяется декомпозиционное моделирование, т.е. воссоздание декомпозированной модели и сравнение новой модели с системой до декомпозиции
Сравнения Предполагает сравнение данной системы, явления, процесса с другими, что позволяет обнаруживать их специфику
Нормативный Обосновывается совокупность нормативов, которые отражают эффективность системы, а затем реальная система сравнивается с нормативной, что дает возможность выявить характер отклонения от нормы
Агрегирования Преобразование исходной модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений, дающую приближенное по сравнению с исходной описание изучаемого объекта или процесса
Аналогий Предполагает доказательство аналогии между двумя объектами и перенос системы объяснений с одного объекта на другой
Исключений Основывается на постепенном исключении значительной группы составляющих на основании закона исключения третьего, смысл которого состоит в том, что дело обстоит так, как описывается в высказывании, или так, как говорит отрицание, и третьего не дано
Гипотетический Сводится к выдвижению, обоснованию и доказательству гипотез, часто — к «обстреливанию» проблемы как можно большим числом вопросов, на которые должны быть даны ответы.
Закономерности Представляет собой поиск устойчивой и неслучайной характеристики или связи явлений
«Минимакса» Это частный случай метода закономерности, предполагающий поиск минимальных или максимальных характеристик
Балансовый Выделение двух сторон чего-либо, которые определяют целое и уравновешивают одна другую
Классификаций Упорядочение объектов по существенным признакам некоторых классов
Ранжирования Присвоение совокупности объектов некоторых числовых величин на основании интуиции либо в соответствии со степенью выраженности какого-то признака
Проб Выбор из совокупности некоторых объектов и их испытание
Среднего и отклонений от него Вычисляется некоторая средняя величина и выявляются отклонения от нее
Моделирования Построение модели, которая отражает существенные стороны анализируемого объекта, упрощает его, и замена ею реального объекта анализа
Амбивалентности и противоречия Поиск для объяснения чего-либо амбивалентного ему явления (сытость — голод, большой — маленький и т.п.), поиск противоречий, определяющих суть явления
Парадокса Рассмотрение явления с неожиданных позиций, которые не соответствуют общепринятым представлениям
Систематизации Приведение данных в некоторую систему, что позволяет их объяснить с позиций системного подхода
Экстраполяции Распространение выводов, полученных из наблюдения за одной частью явления, на его другую часть
Индукции и дедукции При индукции строится умозаключение, в котором из знаний о части предметов класса делается вывод обо всем классе. Дедукция предполагает операцию наоборот, когда из знаний обо всем классе делается вывод об одном предмете класса
Идеализации Мысленная процедура, связанная с представлением чего-либо в качестве идеала и последующим сравнением реального объекта с идеалом
Формализации Исследование объекта путем перевода его качественных характеристик в некоторую знаковую форму
Упрощения Представление объекта в виде некоторой упрощенной модели
Морфологический Вначале выделяются главные характеристики объекта — оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты
Контрольных вопросов Предполагает составление списка вопросов, на которые вырабатываются ответы
Фокусирования Направлен на перенесение в фокус внимания отдельных объектов, что позволяет получить их оригинальное видение
«Мозгового штурма» Представляет собой организованную систему высказывания участников о проблеме при запрете критики высказываний коллег
Эмпатии Аналитик входит в образ анализируемого объекта, представляет себя изучаемой «деталью» и осмысливает с ее позиции осуществляемые ею действия
Синтеза Осуществление после процедуры аналитического разложения синтеза и проверка эффективности и тождественности объекта самому себе
Отбора Изучение не всей совокупности явлений, а лишь некоторой части, отобранной по определенным правилам
«От противного» Представляет собой изменение ситуации на диаметрально противоположную и осмысление ее

Таблица 27 — Характеристика методов аналитической деятельности

Как видно из табл. 27, значительная часть аналитических методов — это творческие аналитические процедуры, мобилизующие не только осознаваемое исследователем знание, но и бессознательное, интуитивное, возможности которого значительно превосходят механизмы осознаваемой интеллектуальной деятельности . Они неэффективны без латерального и творческого мышления, которое представляет собой прогрессивный процесс генерирования нового .

Технологии аналитической деятельности были известны еще в глубокой древности. Их основателем нередко считают знаменитого древнегреческого философа Сократа (ок. 469-399 до н. э.), который выработал свой метод аналитических рассуждений. Он использовал полемический анализ, т.е. анализ ситуации в процессе полемики в целях получения новых знаний. Этот способ Сократ называл «повивальным искусством» и считал, что он и его мать получили его от бога. Она — для женщин, рожающих детей, а он — для юношей, рождающих прекрасные мысли. Рассмотрим, например, фрагмент его полемики с Лахесом :

Сократ: «Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь: ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство».

Лахес: «Мне кажется, последний мужественнее».

Сократ: «Но ведь стойкость этого менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого».

Лахес: «Верно говоришь».

Сократ: «Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок?»

Лахес: «Так мне кажется».

Сократ: «То же самое ты скажешь о метком стрелке из пращи, из лука и о другом воине, опытном в какой-либо области военного искусства?»

Лахес: «Конечно».

Сократ: «И те, кто, не умея плавать, но, желая показать стойкость, бросается в водоем, ты полагаешь, смелее и мужественнее тех, кто обладает опытом в этом деле?»

Лахес: «Что же другое можно сказать, Сократ?»

Сократ: «Ничего, если, в самом деле, ты так думаешь».

Лахес: «Да, я так думаю».

Сократ: «Однако, если не ошибаюсь, эти люди в своем желании продемонстрировать упорство и стойкость подвергаются большей опасности и проявляют больше безрассудства, чем те, которые опытны в этом деле».

Лахес: «Кажется».

Сократ: «А не казалось ли раньше нам, что безрассудная отвага и упорство постыдны и вредны?»

Лахес: «Конечно».

Сократ: «А мужество мы признавали чем-то хорошим?»

Лахес: «Верно, признавали».

Сократ: «Но теперь же мы, напротив, называем постыдное, безрассудное упорство мужеством».

Лахес: «Кажется, что так».

Сократ: «Полагаешь ли ты, что мы говорим хорошо?»

Лахес: «Нет, клянусь Зевсом, Сократ, по-моему, нехорошо».

Сократ: «Стало быть, Лахес, той дорической гармонии, о которой ты говорил, у нас с тобой что-то не выходит, потому что дела наши не согласуются со словами нашими».

Лахес: «Понимать-то я, кажется, понимаю, что такое мужество, а вот только не знаю, как это оно сейчас от меня так ушло, что я не успел схватить его и выразить словом, что оно такое».

Данный фрагмент демонстрирует умелое выстраивание Сократом ситуации полемики, раскрытие тех сторон ситуации, описывающей мужество, которые опровергают тезисы Лахеса. Философская система Сократа, основу которой составляли проблемы этики, когда для изложения требовалось привлекать все многообразие жизни, была очень благодатной основой для его протоаналитики. Однако погружение в более древние философские системы позволяет и в них обнаружить попытки алгоритмизации анализа. В течение почти всей человеческой истории сфера применения этих технологий была узкой. Они носили сугубо индивидуальный характер и умирали вместе с их творцами.

Только в прошлом веке рост применения аналитической деятельности предопределил быстрый процесс ее технологизации. Ныне они отличаются значительным многообразием и неповторимостью. Но вместе с тем они имеют и общие блоки операций. Универсальная технология анализа представлена на схеме (рис. 29).

Рис. 29 — Универсальная технология анализа

Начинается аналитическая деятельность с определения объекта, предмета и проблемы, формирование которых характерно для любой исследовательской деятельности, в том числе и аналитической.

Последующий шаг направлен на формирование идеальной модели объекта и предмета, что обеспечивает создание нормативной базы для последующей исследовательской деятельности. После того как создана эта нормативная база, можно выдвинуть различного рода гипотезы, позволяющие понять проблему.

Следующий шаг сводится к определению типа анализа. Он представляет собой обращение к предложенной выше классификации аналитической деятельности. Этот шаг предопределяет другой — выбор конкретных методов аналитической деятельности, т.е. предполагает обращение к соответствующей их классификации. Потом следует применение методов к предмету исследования в аспекте проверки гипотез. Завершается аналитическая деятельность формулировкой аналитических выводов.

Оглавление
Вопросы и задания для самоконтроля «Характеристика основных разновидностей аналитической деятельности»

На этой странице:

Основные проблемы информационно-аналитической работы в таможенных органах

Основными проблемами информационно-аналитической работы в таможенных органах на сегодня являются:

Правовые;

Организационные;

Кадровые;

Методологические;

Информационные;

Технические

Правовые проблемы обусловлены несовершенством нормативно правовой базы аналитического обеспечении.

Термин «аналитическое обеспечение» сформировался в недрах практики управленческой деятельности и не отражает полного объема содержания данного понятия. Существующие регламенты работы аналитических или органалитиче- ских подразделений требуют систематизации в единое Положение по аналитической работе в таможенных органах.

Организационные проблемы обусловлены незавершенностью структурно-функциональной организации аналитических подразделений и проявляются в:

1. Разобщенности работы аналитических подразделений экономического и правоохранительного блоков;

  • 2. Отсутствие единой вертикали аналитических подразделений в части информационного взаимодействия;
  • 3. Недостаточном внимании к практическим нуждам аналитической службы со стороны руководства;
  • 4. Неоправданной срочности выполнения аналитического задания;
  • 5. Перегруженности аналитиков задачами, не требующими аналитического вмешательства;
  • 6. Запоздалости использования аналитических прогнозов;
  • 7. Необходимости использования информации различного уровня конфиденциальности

Решение организационных проблем лежит в плоскости совершенствования организации аналитического обеспечения как вида деятельности и аналитического обеспечения как организационной системы.

Системы аналитической обработки данных, поддержки принятия управленческих решений должны быть интегрированы в общую информационную среду ТО в целях обеспечения всех уровней иерархии ФТС достоверной и актуальной информацией о процессах деятельности таможенной службы, состоянию ВЭД, а также помощи руководителям в принятии и реализации управленческих решений.

Кроме того централизованный подход к вопросам интеллектуальной обработки данных положительным образом скажется на безопасности и достоверности информационных ресурсов ТО, а также минимизации влияния человеческого фактора, в том числе субъективности в принятии решений сотрудниками ТО и, следовательно, должен повысить эффективность их функционирования .

Кадровые проблемы связаны с подготовкой персонала и обусловлены:

  • 1. Недостаточным профессиональным уровнем персонала аналитических подразделений;
  • 2. Неумением руководителя ставить задачу аналитикам;
  • 3. Непониманием аналитиками задачи, поставленной руководителем;
  • 4. Трудностями с подбором и обучением кадров аналитиков;
  • 5. Несоблюдением аналитиками мер по обеспечению безопасности конфиденциальной информации

Для решения данной проблемы требуется усилить подготовку аналитиков. Возможно, с этой целью следует ввести в РТА и ее филиалах дисциплину по выбору » Основы аналитической деятельности в таможенных органах».

Методологические проблемы связаны с отсутствием программно-методических средств, нацеленных на анализ деятельности таможенных органов и принятия управленческих решений.

Решение данной проблемы следует осуществлять путем изучения и внедрения в практику аналитических подразделений современных средств и методов анализа с упором на имеющиеся информационные технологии в виде многочисленных программных продуктов и их адаптацию к деятельности аналитических подразделений. Следует осуществлять формирование совокупности показателей деятельности таможенных органов с учетом принципов системного подхода и оценивать достигнутые показатели с учетом качества таможенных систем.

Наиболее перспективным направлением в рамках совершенствования ЕАИС, так и всей системы информатизации ТО является развитие систем интеллектуальной обработки данных и систем поддержки принятия решений в ТО.

Информационные проблемы порождены определенным перекосом в информационном обеспечении таможенных органов. Этот перекос заключается в наличии большего количества статистической информации, отражающей деятельность таможенных органов и недостатком информации, позволяющей всесторонне оценить работоспособность и качество таможенных органов.

Для единой системы таможенных органов и ее элементов характерны: отсутствие достоверной информации относительно влияния различных факторов на таможенные процессы; невозможность своевременно собрать, систематизировать и структурировать информацию для принятия эффективных решений в оперативных условиях; наличие большого объема качественной и поэтому обычно не учитываемой в БД информации.

Решение данной проблемы следует осуществлять путем совершенствования информационного обеспечения ФТС РФ в части формирования БД, отражающих состояние и возможности таможенных систем по выполнению поставленных задач. Создавать информационные таможенные технологии (ИТТ), позволяющие оперировать всей имеющейся информацией как единым целым.

Наиболее перспективным направлением совершенствования НО ТО является формирование баз знаний, обеспечивающих в конечном итоге качественно иной уровень аналитической деятельности.

Технические проблемы в аналитической деятельности таможенных органов вызваны существенным разнообразием технических средств, обеспечивающих создание и функционирование интегрированных БД, отсутствием высокоэффективных ИТТ, обеспечивающих личному составу и руководителям своевременное предоставление информации и возможность принятия решений.

Таможенные органы России являются открытой, развивающейся пространственно и во времени, распределенной, социально-экономической, информационно-технологической средой, в которой каждый составляющий ее элемент является сложной системой.

Решение технических проблем в таможенной системе следует осуществлять путем совершенствования системы информационно-технического обеспечении, применения единых информационно-технических решений.

1) Познавательная функцияобладает не только ведомственным, но и общенаучным значением. Анализ специфического и неповторимого в ха­рактеристике общественных явлений в целом и отдельных проявлений в частности позволяет расширить и углубить знания о процессах, происхо­дящих на территории обслуживания органа внутренних дел, вовремя обна­ружить новые тенденции позитивного или негативного характера. Пре­ступность как объективная реальность является составной частью жизне­деятельности общества. Для внесения своевременных и адекватных кор­ректив в социальные процессы необходимо познание, которому служит и анализ оперативной обстановки.

2) Сигнализирующая функцияаналитической работы заключается в том, что в ходе её проведения выявляются проблемные участки и нерешенные вопросы, уточняются и формулируются ситуации, требующие первооче­редного решения. Эта деятельность должна обеспечивать предвидение развития основных тенденций преступности, результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

3) Организационно-управленческая функция заключается в том, что анализ (в зависимости от уровня субъекта управления и целевой установ­ки) может служить необходимой информационно-аналитической базой для принятия ответственных решений, связанных с выбором приоритетов дея­тельности, форм и методов работы по отдельным направлениям служб и подразделений, обеспечением эффективного функционирования органов внутренних дел в целом.

Необходимость анализа информации

В любой области деятельности человека возникает необходимость в сборе, сортировке, обработке поступающей информации и последующем ее анализе с целью прогнозирования ситуации и принятия на основе этого управленческих решений. Поэтому в организациях и на предприятиях проводится как информационная, так и аналитическая работа. Причем, если для работы с информацией могут быть привлечены технические специалисты, аналитическая работа подразумевает и некоторый творческий потенциал.
Умением анализировать информацию должен обладать каждый руководитель, но на крупных предприятиях работники, в чьи обязанности входит аналитическая деятельность, обязательно имеются в штате. Анализ информации необходим для ее адекватной оценки и подготовки принятия решений. В аналитической работе используется своя методология, основанная на законах диалектики и формальной логики, в ней применяются общенаучные методы исследования и методы статистического анализа.
Исследуя происходящие в данной области деятельности события и процессы, пути и формы их развития, аналитик находит общие закономерности и предлагает оптимальные управленческие решения, направленные на повышение качества труда и производимой продукции, повышение прибыли предприятия.

Кто может заниматься аналитической работой

Не каждый человек имеет способности к этому виду деятельности, поэтому хорошие аналитики ценятся на вес золота. У такого человека должна быть склонность к кропотливым исследованиям, как и у любого человека, занимающегося научными изысканиями. Он должен уметь отбирать и систематизировать информацию, находить общие характерные особенности, которые, в конечном итоге, определяют тенденцию развития того или иного процесса.
Кроме умения использовать совокупность мыслительных операций, осуществляемых по определенным алгоритмам, аналитик также должен уметь пользоваться современными высокотехнологичными средствами. Новейшая вычислительная техника и программное обеспечение, с помощью которых осуществляется обработка фактических данных, позволяют повысить качество исследований и в полной мере использовать поступающую информацию.
Такой специальности, как «аналитик» не существует, но вы всегда можете заниматься аналитической работой, имея вышеперечисленные способности и необходимые профессиональные знания в данной области.

Содержание информационно-аналитической деятельности: общие понятия и определения

Существует много определений понятия «информационно-аналитической деятельности». Распространенными являются такие, что направлены на сферу управления. Специалисты рассматривают информационно-аналитическую деятельность как процесс в сфере управления, представляет собой процесс поиска, сбора, переработки и представления информации в форме, пригодной для ее использования; как информационно-аналитическую работу в двух аспектах — информационную работу и аналитическую работу; как системное получение, анализ и накопление информации с элементами прогнозирования по вопросам, касающимся деятельности учреждения (Кулицький С.П. , Кузнецов И.М. , Степанов Е.А. и Корнеев И.К , Конотопов П.Ю., Курносов Ю.В. и другие).

Так, И.М. Кузнецов в своем учебнике «Информация: поиск, анализ, защита: Учебник по информационно-аналитической работе» рассматривает информационно-аналитическую деятельность в двух аспектах, то есть разветвляет на информационную и аналитическую работу (см. рис. 6).

средств информационной работы автор относит «совокупность документальных, технических и других устройств, предназначенных для накопления, обработки, систематизации, хранения и выдачи информации» .

Средствами аналитической работы И.М. Кузнецов считает законы и методы мыслительной деятельности, а также другие технические средства, на основе и с помощью которых осуществляется обработка фактических данных с более высоким качеством .

Рис. 6. в Составляющие ИАД

Таким образом, технология аналитической работы предполагает получение нового знания (выводной информации), которое обеспечивает сложный процесс исследования.

Учитывая различные подходы к определению информационно-аналитической деятельности по отношению к любой управленческой сферы, сформировано следующее обобщенное определение: информационно-аналитическая деятельность — это совокупность информационных процессов (сбор, поиск, переработка информации), необходимых для качественного и эффективного процесса управления.

Сбор, обработка, использование и передача информации является неотъемлемым элементом успешной деятельности как предпринимательской, так и любой другой. Любое предприятие функционирует в системе рыночных отношений, причем характер этих отношений выходит за пределы контактов с покупателями, поставщиками, торговыми посредниками и т.п. На деятельность предприятия влияют также научно-технические, политические, экономические и другие факторы. То есть, результаты деятельности предприятия определяются тем, насколько предприятие информационно обеспечено относительно влияния этих факторов.

По мнению специалистов, прогресс человечества в сфере информационной деятельности проявился в сокращении времени на передачу, обработку сообщений и подготовку информации для принятия управленческих решений; прогресс человечества неразрывно связан с интенсификацией информационных процессов. Поскольку информационная деятельность, которая проявлялась в снижении стоимости обработки и передачи сообщений, создавала условия для лучшей организации материального производства и жизнедеятельности общества в целом .

Понятие «информационно-аналитическая работа» рассматривается как составляющая информационно-аналитической деятельности. Во время проведения ИАД выделяют два уровня (или направления) информационно-аналитической работы (ИАР):

1) информационный уровень, заключается в поиске, сборе, хранении, распространении информации;

2) аналитический уровень, заключается в обобщении, классификации информации, ее анализе и преобразовании, разработке выводов, предложений, рекомендаций и прогнозов.

С позиций принятия решений различают оперативный, тактический, стратегический уровне ИАР. Основными формами ИАР являются: 1) мониторинг, включающий информационные сводки и обзоры; 2) анализ эффективности принятия решений; 3) исследование актуальных проблем (информационные разработки, оперативные исследования, аналитические исследования).

Основные принципы и методологические аспекты информационно-аналитической работы: 1) формирование цели исследований; 2) создание понятийного аппарата; 3) обеспечение достаточной информированности; 4) раскрытие значения фактов; 5) установление причин и последствий; 6) учет исторического развития и национального характера; 7) определение тенденций развития; 8) обеспечение высокого уровня достоверности; 9) формирование выводов и рекомендаций; 10) наличие обратной связи.

Основные принципы аналитической работы:

1) целенаправленность — ориентация аналитической деятельности на достижение конкретных целей для решения определенных задач, результатов практической деятельности;

2) актуальность — аналитическая деятельность должна отвечать потребностям практики, иметь высокой степени важности на данный момент, в данной ситуации, для решения конкретной проблемы;

3) активность — проведение ИАД и выдача ее результатов независимо от конкретных запросов пользователей с элементами прогнозирования;

4) достоверность — учет достоверности исходных данных анализа, точности количественных данных, используемых, степени объективности и обоснованности выводов, оценок, предложений;

5) полнота — использование всей имеющейся информации, имеющей отношение к решению поставленных задач;

6) альтернативность — наличие у каждого сотрудника аналитического подразделения возможности свободно высказать свое независимое мнение относительно результатов проведенного исследования и довести ее до высшего руководства;

7) обоснованность — получение аргументированных результатов аналитической работы на основании современных достижений науки, эффективных информационно-аналитических технологий и т.п.;

8) системность — комплексный анализ проблем с учетом их места, роли и взаимосвязей в общей структуре обеспечения деятельности учреждения;

9) своевременность — получение и выдача результатов ИАД в нужные сроки, в удобной форме и виде, пригодна для пользования;

10) инициативность — определение и описание проблем, формирование задач и способов их решения ( в т.ч., выходящих за пределы традиционных представлений);

11) объективность — отсутствие тенденциозности, беспристрастное отношение аналитика к исследованию и его результатам;

12) непрерывность — организация постоянно действующего информационно-аналитического мониторинга обстоятельств, своевременное отражение основных изменений в ситуации, что исследуется;

13) гибкость — возможность быстрой адаптации к изменениям общественно-политических обстоятельств без модификации структуры методов и средств реализации аналитической работы.

Методология аналитических исследований — это совокупность принципов, методов, способов и подходов к организации и проведению исследований: принципы, выработанные наукой и практикой, сформулированные в концентрированном виде наиболее важные идеи, установки; метод — совокупность приемов и способов познания; прием — отдельное действие для достижения цели исследования; способ — система действий, применяемые при исполнении определенного исследования; процедура — установленный порядок выполнения приемов и способов исследования; методика — последовательность конкретных процедур, реализация которых обеспечивает достижение цели исследований; технология (техника) аналитического исследования — совокупность приемов и способов, которые входят в состав процедур

Средства ИАР — совокупность интеллектуальных и технических средств, обеспечивающих выполнение поставная цели.

Интеллектуальные средства ИАР включают: сведения — характеристики свойств объекта, что наблюдается или исследуется, представленные в доступной форме для человека; данные — факты или сведения, представленные в формализованном виде, что обеспечивает возможность их хранения, обработки и передачи; уведомление — форма подачи информации — совокупность логически связанных данных, представляющих для потребителя единое целое.

Технические средства ИАР включают: информационные карточки, каталоги, ежедневники, информационные и информационно-аналитические системы, системы информационного обслуживания, системы искусственного интеллекта, экспертные системы, АРМ аналитиков и т.д.

Информационно-логическая система — система, способная решать не только поиск информации, которая есть в наличии, но и получение информации путем использования правил логического вывода и умозаключений. Системы искусственного интеллекта — автоматизированные системы, моделирующих интеллектуальную деятельность человека: лингвистические процессоры, обучая системы, экспертные системы, Си ДЫР.

Специалисты называют основными профессиональными качествами руководителя «аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности» ; «способность отбирать, систематизировать, анализировать и обобщать информацию» ; «способность разложить проблему на составные части, определить и четко сформулировать главные в данный период деятельности системы, определить значимость каждого из переменных факторов, условий, промежуточных результатов и таким образом осуществить комбинацию составляющих элементов с целью принятия решения по данной проблеме; способность к исследованию противоречий в наблюдаемых фактах, сопоставление различных явлений и выявление характера связи между этими явлениями» .

Среди пяти ключевых компетенций менеджера выделяют: информационную компетенцию (способность построения эффективной системы информационных ресурсов, необходимой для формирования информационно-правовой основы принятия управленческих решений; способность определения востребования определенного информационного ресурса в рамках оперативного и стратегического управления организацией) и аналитическую компетенцию (способность обусловленной оценки эффективности предложенной для использования системы информационных ресурсов; способность объективной оценки позитивных и негативных аспектов каждого компонента системы информационных ресурсов; способность осуществления оперативной аналитической оценки информационных потоков, полученных от каждого компонента информационной системы; умение оперативно и эффективно осуществлять аналитическое сопоставление информационных потоков, исходящих от каждого компонента системы информационных ресурсов; способность формулировки на основе полученной информации аналитических выводов; способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и использовать полученную информацию в контексте вирішуваного управленческого задачи или проблемы) .

Для менеджера-аналитика важными являются процессы получения, накопления, обработки и передачи информации, поскольку:

o информационно-аналитическая деятельность позволяет собрать данные в целостную картину о том, что происходит, и спрогнозировать на перспективу действия различных факторов, структур, групп интересов ;

o аналитическая деятельность обеспечивает информацией все этапы управленческого цикла, подготовку, принятие управленческих решений и контроль за их реализацией ;

o информационно-аналитическая работа обеспечивает стадии определения проблем системы управления и их анализ; подготовку и принятие управленческого решения; контроль за выполнением и оценку его эффективности .

Таким образом, информационно-аналитическая работа оказывается важной составляющей труда управленческого персонала, является предпосылкой принятия эффективных управленческих решений.

Добавить комментарий