Английский парламент

Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Порядок формирования и состав.

Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах «чиновникам по выборам», функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах — шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. «Чиновники по выборам» издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.

Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить «чиновнику по выборам» документ о •выдвижении и внести избирательный залог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сумму залога самостоятельно. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в округе. Обычно в избирательном округе баллотируется 2-3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г.

— 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду

два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее представительство в Палате общин: Лейбористская партия — 419 депутатских мандатов; Консервативная партия — 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демократов — 46 депутатских мандатов; региональные партии -29 депутатских мандатов. Региональное представительство выг-лядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию — 61 депутат; Уэльс — 41 депутат; Северную Ирландию — 18 депутатов.

Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера со-гласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила «прекращения прений» (closure) на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;

обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах.

Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, скла-дывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк -должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий.

Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин: 1) Комитеты всей Палаты (Committees of the whole House) представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г. 2) Постоянные комитеты (Standing Committees) формируются Комитетом по отбору в составе 16-50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов не специализированы, однако некоторые из них определенным образом ориентированы. Например, комитеты по законода-тельству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного законопроекта. 3) Отобранные комитеты (Select Committees) формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т.д. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов — это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от «Большого Совета» (magnum

concilium), существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». С течением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться «пэрами» и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберий-ский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12)1; 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Па-латы общин, остальные — выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре-мьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) является главным советником Правительства по вопросам правосудия

Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.

1)

и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) ex officio является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании; ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а) внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б) отклонение законопроектов, принятых Палатой общин; в) вне сение законопроектов, предусматривающих одобрение междуна родных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изуче ние частных законопроектов и актов делегированного законода тельства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов ad hoc для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. Законопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

публичные билли (Public Bills) — это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулировать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициатором внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты — члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются «правительственными законопроектами» и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

частные билли (Private Bills) представляют собой законопроекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интересы определенной группы лиц или населения определенной терри-

тории. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия;

3) смешанные билли (Hybrid Bills) — это законопроекты, сочетающие в себе элементы публичных и частных биллей. Критерии определения билля как смешанного четко не регламентируются. Общим правилом является наличие большой общественной значимости законопроекта и то, что одновременно он затрагивает определенные интересы конкретных групп лиц. Однако практика складывается весьма противоречиво. Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и угольной промышленности как публичные билли.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В первом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через 2-3 недели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие положения законопроекта с последующей его передачей в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головного комитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутаты могут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит проект на голосование. Если законопроект получает простое большин-ство голосов, то он направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решается путем учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согласия достигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на один год (по финансовым вопросам — на один месяц). Если обе палаты принимают законопроект, то он направляется монарху и после его одобрения становится законом, публикуемым в официальном издании.

Способы ограничения прений по законопроекту. С целью обеспечения эффективности законодательного процесса в Парламенте применяются различные способы ограничения прений по законопроектам: 1) «прекращение дебатов» по законопроекту по требованию 100 депутатов, направляемому Спикеру Палаты; 2) метод «кенгуру», заключающийся в обсуждении отдельных статей законопроекта, а не всего основного текста; 3) метод «гильотины», предполагающий строго определенное время для рассмотрения вопроса, по истечении которого обсуждение ав-томатически прекращается; 4) метод партийной дисциплины и некоторые другие.

Наряду с законодательными полномочиями и полномочиями по принятию бюджета британский Парламент выполняет и другие функции, важное место среди которых занимают функции контроля за деятельностью Правительства.

ПАРЛАМЕНТ английский — сначала (при феодализме) сословно-представительное собрание, затем (в буржуазной Англии) высший законодательный орган. Английский парламент как орган сословного представительства возник в ходе длительной борьбы за власть между королем, крупными феодалами (бароны и прелаты), с одной стороны, и блоком мелких феодалов (рыцарства) с городской верхушкой — с другой. Лидер этого блока — Симон де Монфор — в поисках союзников против баронской олигархии впервые в январе 1265 года созвал парламент, в который, кроме верных ему прелатов и баронов, пригласил представителей так называемых «общин» — по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 горожанина от наиболее крупных городов. После гибели Монфора в августе 1265 года и восстановления монархии король Эдуард I использовал этот прецедент, видя в представительном парламенте опору против баронской олигархии. С 1295 года парламент в таком составе стал собираться уже регулярно. Он являлся представительством крупнейших светских и духовных феодалов — баронов и прелатов (вызывавшихся на заседания парламента личными письмами короля), рыцарства и городской верхушки (представители которых выбирались на местных собраниях). Крепостные крестьяне, большая часть свободного крестьянства и горожан не были представлены в парламенте.

Возникновение парламента знаменовало оформление в Англии так называемой сословной монархии и являлось отражением экономических и социальных сдвигов, происходивших в 12-13 веках. Он был выражением и орудием политического компромисса, достигнутого между основными группировками класса феодалов (при участии верхушки городов) в итоге борьбы за власть. В 1343 году структура парламента была окончательно закреплена разделением его на «палату лордов» (House of Lords), членство в которой с конца 14 века стало наследственным (право пэрства), и «палату общин» (House of Commons), в которой представители рыцарства и городов заседали вместе. Объединение рыцарства и горожан в одной палате, а также отсутствие в английском парламенте особого представительства от духовенства как сословия составляли его важную особенность по сравнению с другими сословными собраниями средневековья. Этим во многом определялось относительно большое политическое влияние английского парламента (значительное большее, чем, например, французских Генеральных штатов). В 1297 году парламент получил право разрешения основных налогов, в 1322 году — право санкционировать важнейшие законы. С конце 14 века он располагал уже законодательной инициативой: парламентские законы — статуты принимались по петициям палаты общин с утверждения палаты лордов и короля. В 14 веке парламент дважды низлагал неугодных ему королей: Эдуарда II (в 1327 году) и Ричарда II (в 1399 году). В то же время он содействовал дальнейшему укреплению английского феодального государства, сплачивая феодалов вокруг центральной власти и помогая ей проводить антикрестьянскую политику. Парламент продолжал созываться и при абсолютизме. При Тюдорах он даже расширил свою компетенцию, будучи в то же время послушным инструментом в руках королей (в значительной мере потому, что большинство парламента в этот период составляло новое дворянство и буржуазия, всецело поддерживавшие политику этой династии). Расхождения между королем и парламентом начались только с конца 16 века, когда абсолютизм перестал удовлетворять буржуазные элементы. В 17 веке парламент становится центром политической оппозиции абсолютизму Стюартов, нарушавших прежние права парламента и даже пытавшихся править без парламента. Так называемый Долгий Парламент (1640-1653) сыграл большую роль в английской буржуазной революции 17 века, возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I, завершившуюся его казнью и объявлением республики. В ходе революции парламент (в 1649-1657 годы он состоял из одной палаты общин; палата лордов была упразднена с установлением республики) стал высшей властью в стране, объединяя все функции государственной власти (законодательной, военной, судебной, финансовой и административной) (до установления протектората Кромвеля в 1653 году). После реставрации Стюартов (1660) парламент был восстановлен в прежнем (дореволюционном) виде. Он стал центром политической буржуазно-дворянской (вигской) оппозиции режиму реставрации, неоднократно распускался королями и возглавил государственный переворот 1688-1689 годов (так называемая «Славная революция»).

При новом режиме парламент добился значительного расширения прав. Согласно «биллю о правах» (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; парламент стал определять контингент армии, получил право санкции всех налогов, право на любые петиции, свободу выборов в парламент, дебатов в парламенте, обеспечивался регулярный созыв парламента и т. д. Ряд положений «Акта о престолонаследии» (1701) был направлен на обеспечение независимости членов палаты общин от королевской власти. Из средневекового сословного собрания парламент постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной буржуазной монархии. Опираясь на двухпартийную систему (партий «тори» и «вигов», затем консерваторов и либералов), парламент направлял политику Англии через ответственный кабинет министров, составлявшийся из членов партии парламентского большинства (порядок, вполне утвердившийся к 30-40-м годам 19 века). В результате ряда реформ, проведенных под давлением радикально-демократического и рабочего движения, произошла некоторая демократизация парламента: парламентской реформой 1832 года были ликвидированы «гнилые местечки» — оплот феодально-консервативных избирателей и за этот счет расширено представительство буржуазии промышленных центров; в результате снижения имущественного ценза в число избирателей попала часть промышленных (реформа 1867 года) и сельскохозяйственных (реформа 1884 года) рабочих. В 1918 году избирательное право получили женщины. В 18 и 19 века возросло политическое значение палаты общин за счет палаты лордов — наиболее консервативной части парламента. Акт 1911 года законодательно закрепил право палаты общин решать вопрос о бюджете без санкции палаты лордов. В 19 веке Англия — страна классического развития буржуазного парламентаризма. С наступлением империализма и укреплением власти монополий, несмотря на внешнюю демократизацию парламента, он фактически начал терять прежнее политическое значение и реальную возможность оказывать решающее влияние на правительство, которое, независимо от принадлежности его членов к одной из двух партий (теперь это консерваторы и лейбористы), осуществляет политику в интересах монополистического капитала. Вместе с тем парламент в Англии, как отмечают английские коммунисты, может быть превращен — при определенных условиях – «…в эффективное орудие воли народа, с помощью которого будут проведены основные законодательные мероприятия, обеспечивающие переход к социализму» («XXV Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Великобритании», М., 1958, с. 150).

История английского парламента и парламентских учреждений находится в числе тем, привлекавших наибольшее внимание буржуазной либеральной историографии как в самой Англии, так и за ее пределами, поскольку в английском парламентском строе ее представители всегда видели образец и воплощение «политической свободы» и всемерно восхваляли этот строй.

В обширной буржуазной литературе по истории парламента особенно спорным является вопрос о происхождении и характере средневекового парламента. Хотя для всей этой литературы характерно изображение политического строя средневековой Англии, как идеального воплощения ограниченной монархии, место и роль парламента в этом строе определяются по-разному. Историки национально-либеральной школы 19 века (Г. Галлам, У. Стебс, Р. Гнейст), их русские единомышленники (M. M. Ковалевский, Д. М. Петрушевский и др.) и современные последователи «корпоратисты» (Б. Уилкинсон, Э. Кэм, Эдуарде) считают парламент 13-15 веков сословным собранием, родившимся в социально-политической борьбе, в которой они, однако, неправомерно видят борьбу «народа» за свободу — против тирании королей. Они придают парламенту самостоятельное политическое значение как органу, ограничивавшему власть короля, и видят в нем прямого предшественника современного парламента. Историки «критического направления», возникшего на рубеже 19-20 веков (Ф. Мейтленд, Ш. Пти-Дютайи, А. Поллард), и их современные последователи (так называемые «парламентисты» — Ч. Н. Макилвейн, Г. А. Хаскинс, Дж. Э. Джолиф и др.), подчеркивая феодальную природу средневекового парламента и отличие его от буржуазного, полностью отрицают его связь с социально-политической борьбой своего времени, утверждают, что он никогда не был сословно-представит. собранием и возник по воле и для удобства королей — как административный орган королевской власти, в руках которой он всегда был послушным орудием. Аналогичные споры ведутся относительно парламента тюдоровской эпохи по вопросу о том, следует ли считать правление Тюдоров «конституционным» (парламентским) или «деспотическим».

E. В. Гутнова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Несмотря на возникновение в Англии объективных предпосылок консолидации свободных сословий и перехода к новой форме феодального государства — монархии с сословным представительством, укрепившаяся королевская власть не только не проявляла готовности привлекать представителей сословий к решению вопросов государственной жизни, но и постоянно нарушала, по их мнению, границы своих королевских прерогатив. В 1258 г. на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Последовавшие затем в 1259г. Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. Требования баронов были расценены как попытка установления баронской олигархии.
В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников. Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1263 г. гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264г. де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения — парламента (1265 г). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.
В конце XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее — в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешенности налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия: право законодательной инициативы и участия совместно с королем в издании законов, право решать вопросы о сборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта парламента, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.
В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 гг. распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.
Стремясь оказывать большее влияние на государственное управление, которое являлось бесспорной прерогативой короны, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билль об опале».
Английский парламент, в отличие от французских и германских сословных ассамблей, был единственным общенациональным органом, не имевшим региональных аналогов. Его полномочия и регулярная деятельность, превращение его в постоянный элемент системы управления способствовали не ослаблению, а укреплению прерогатив и легитимных основ королевской власти. Не случайно сложившаяся конституционная доктрина рассматривала корону как составную часть парламента (король и две палаты). На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа — Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

Британский парламент представляет собой уникальное явление в современном мире, сочетая одновременно и черты современного парламентаризма, и традиционные качества сословно-представительного органа при монархе. С формально-юридической точки зрения британский парламент состоит из Ее Величества королевы, Палаты лордов и Палаты общин, поэтому в полном составе парламент заседает лишь в день открытия очередной парламентской сессии, когда королева занимает свое традиционное место в зале Палаты лордов и выступает с тронной речью, в которой провозглашается план законодательных работ. Это есть одно из проявлений приверженности британцев к монархическим традициям.

В то же время, обладая абсолютным суверенитетом в отличие от аналогичных органов других стран, британский парламент практически не ограничен в своих полномочиях, позволяющих ему как представительному органу решать любой вопрос общественной и государственной жизни.

Парламент занимает особое место в системе государственной власти Великобритании. Он обладает признанным за ним судом суверенитетом и находится на самой вершине системы государственных органов страны. Его деятельность практически не подконтрольна никакому другому органу, лишь избиратели периодически оценивают деятельность той или иной партии, имеющей в парламенте своих депутатов. Своеобразие британского парламента состоит еще и в том, что его палаты значительно отличаются друг от друга не только порядком формирования, но также функциями, полномочиями и ролью в системе государственной власти, поэтому вполне допустимо рассматривать их раздельно.

Палата общин. Это представительный орган, состоящий из 659 депутатов, избираемых всеобщими прямыми и равными выборами. В связи с этим следует рассмотреть особенности избирательного права и избирательной системы Великобритании, которые складывались на протяжении веков.

В настоящее время избирательные отношения в Великобритании регулируются рядом парламентских статутов, среди которых можно назвать Акт о народном представительстве (1985), Акт о выборах в Европейский парламент (1999), Акт о политических партиях, выборах и референдумах (2000), Акт о выборах (2001), внесший существенные изменения в избирательное законодательство Великобритании, Акт об электоральной администрации (2006) и др. Названные акты образуют нормативно-правовую основу избирательного права страны, которое базируется на таких важных демократических принципах, каквсеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании.

Активным избирательным правом обладают британские граждане, достигшие 18 лет. Не могут участвовать в выборах душевнобольные, пэры и пэрессы (кроме пэров Ирландии), заседающие в Палате лордов, лица, осужденные к лишению свободы. Кроме того, на срок от пяти до 10 лет лишаются избирательных прав лица, осужденные за нарушение избирательного законодательства, в частности за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах.

Пассивным избирательным правом в Великобритании обладают британские граждане, а также проживающие в Великобритании граждане стран – членов Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и не лишенные избирательных прав. Ценза оседлости нет, но для обладания пассивным избирательным правом на муниципальных выборах необходимо проживать, работать или владеть недвижимостью на соответствующей территории не менее одного года перед выдвижением.

Как и во всех других странах – членах ЕС, в Великобритании активным и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах обладают иностранцы – граждане государств – членов ЕС.

Закон предусматривает, однако, ряд ограничений избирательных прав. Не могут участвовать в выборах лица, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями. Пассивное избирательное право не предоставляется банкротам, лицам, признанным виновными в применении бесчестных и незаконных приемов на выборах, лицам, отбывающим наказание за государственную измену.Не могут избираться в представительные органы лица, находящиеся на государственной, военной или иной публичной службе(профессиональные судьи, чиновники министерств, дипломатические работники, руководители публичных корпораций, например Би-би-си, и т.п.). Указанные лица ограничиваются в избирательных правах, но не лишаются их. Государственный служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, может сделать это при условии ухода в отставку с занимаемой должности до своего выдвижения кандидатом.

Выборы проводятся по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства. Округа образуются в соответствии с результатами переписи населения раз в 10 лет. Этим занимаются специально образуемые в регионах комиссии.

Актом о политических партиях, выборах и референдумах (2000) предусмотрено создание избирательной комиссии, к ведению которой отнесено осуществление контроля за избирательными процедурами, расходованием денежных средств политическими партиями и т.п.

Кандидаты могут выдвигаться партиями, допускается и самовыдвижение. Процедура выдвижения достаточно проста. Кандидат должен подать чиновнику по выборам заявление, подписанное 10 избирателями, и уплатить избирательный залог в размере 500 ф. ст., который не возвращается, если кандидат не наберет по меньшей мере 5% голосов избирателей своего округа. На практике кандидаты выдвигаются политическими партиями.

На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов. Большинство из них – кандидаты от Консервативной и Лейбористской партий. Из всех участвующих кандидатов в среднем только около 150 чел. теряют избирательный залог. Представители мелких партий предлагают вместо избирательного залога увеличить с 10 до 150 число подписей под петицией о выдвижении кандидата на выборах.

Выборы Палаты общин назначает Премьер-министр. Законодательно установлен максимальный срок полномочий Палаты общин (пять лет).В пределах этого срока Премьер-министр самостоятельно выбирает дату общих выборов, исходя из политической конъюнктуры.

Избирательная кампания по выборам в Палату общин длится три-четыре недели. С начала избирательной кампании Палата общин распускается королевой.

Депутат Палаты общин обладает традиционным для современных парламентов статусом, регулируемым нормами целого ряда актов, например Биллем о правах (1689), законами о парламенте (1911, 1949), законами о министрах короны (1937, 1964), о народном представительстве (1983), о дисквалификации депутатов Палаты общин (1975), о присяге (1978) и др. Правовое положение членов парламента регламентируется также постоянными правилами процедуры Палаты общин, установившимися обычаями и некоторыми судебными прецедентами. Эти акты закрепляют свободный характер депутатского мандата, принцип несовместимости депутатского мандата с пребыванием на некоторых государственных должностях (профессиональные судьи, дипломатические работники, военнослужащие и ряд других).

Все вновь избранные депутаты приносят присягу или делают торжественное заявление. В случае невыполнения этого требования им не предоставляются депутатские полномочия, а их места считаются свободными (Там же. С. 24.). Члены Палаты общин обладают правом законодательной инициативы и имеют право присутствовать на заседаниях палаты, участвовать в дебатах по установленной процедуре, избирать и избираться в состав внутренних органов палаты, обращаться с вопросами к правительству и его членам, вносить предложения, участвовать в голосовании.

Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом. Депутатский иммунитет действует в период сессий, а также в течение 40 дней до и после сессий. Особенность этого иммунитета состоит в том, что депутат не может быть арестован без разрешения палаты в связи с производством по гражданским делам, однако в отношении уголовного судопроизводства данная привилегия не распространяется. Депутатский индемнитет состоит в свободе слова, гарантированной еще Биллем о правах (1689), который установил, что «свобода слова или прений или иной деятельности в парламенте не должна быть предметом судебного рассмотрения или ставиться под сомнение в каком-либо суде или месте вне парламента”.

Установлена и ответственность депутатов. За нарушение порядка ведения заседания депутат может быть призван к порядку, спикер может выразить порицание депутату, лишить его права продолжать выступление. За грубые нарушения депутат может быть лишен права участия в заседаниях сроком на пять дней, при повторном нарушении – на 20 дней, а за третье нарушение – на неопределенный срок до рассмотрения вопроса палатой. За проявление неуважения к палате предусмотрены такие виды наказаний, как штраф, выговор, запрещение участия в работе палаты на определенный срок, исключение из палаты и заключение в тюрьму.

В силу того что победу на выборах одерживают в основном кандидаты, выдвигающиеся от партий, важнейшей организационной формой деятельности депутатов является партийная фракция. Особые роль и значение партийных фракций будут показаны при рассмотрении парламентских процедур и деятельности правительства Великобритании.

Организация работы Палаты общин. Председательствует в Палате общин председатель палаты – спикер, который избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату во взаимоотношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии, поэтому депутат, избираемый на этот пост, как правило, от фракции парламентского большинства, прекращает свое членство в партии.

Основные функции спикера: председательствование на заседаниях палаты; применение и истолкование процедуры и практики работы палаты и, как говорят истинные англичане – любители спорта, наблюдение за тем, чтобы «игра была справедливой”. Кроме того, спикер имеет право разрешать проведение чрезвычайных дебатов, предлагает выслушать задаваемые в частном порядке вопросы правительству по срочной теме в случае, если оно само не собирается сделать по ней заявления.Спикер наделен также правом выбирать, кому из депутатов дать слово для выступления или для вопроса (есть выражение: «поймать взгляд спикера”). Спикер участвует в голосовании лишь в том случае, если голоса депутатов разделились поровну. Кроме того, спикер не может сам выступать в дебатах или комментировать выступления депутатов. У спикера имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикеру оказывают помощь партийные организаторы2, именуемые «кнутами”, которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции.

Организационной формой деятельности палаты являются парламентские комитеты. Они образуются для предварительного обсуждения законопроектов, осуществления контроля за деятельностью администрации и проведения парламентских расследований. Создаваемые в Палате общин комитеты подразделяются на постоянные и временные.

Палата общий работает сессионно. Каждая сессия длится 160-175 дней.

Палата лордов.К концу XX в. Палата лордов являла собой анахронизм в британской системе государственной власти. Большинство ее членов (наследственные пэры) олицетворяли сословные привилегии, занимая места по наследству. Назначаемые пэры были связаны с монаршим велением. Юридически эта Палата соединяла все ветви власти: и законодательную, и исполнительную (лорд-канцлер и некоторые иные лорды входили в состав правительства), и судебную (лорды по апелляции). Численный состав Палаты все время менялся.

Согласно Акту о Палате лордов (1999), принятому по инициативе правительства, наследственные пэры были лишены права заседать в Палате лордов и наделялись избирательными правами. Исключение составляют 92 пэра, продолжающие заседать в Палате пожизненно до следующего этапа реформы Палаты лордов. В случае появления вакансии в Палате лордов (из числа оставшихся наследственных пэров) она заполняется посредством дополнительного отбора, осуществляемого специальной комиссией по назначению. Клерк парламента ежегодно готовит и публикует список тех наследственных пэров из числа исключенных, которые изъявили желание участвовать в заседании Палаты.

Еще более значимые изменения в Палате лордов произошли в связи с принятием Акта о конституционной реформе (2005). В соответствии с этим Актом судебные полномочия Палаты лордов передаются Верховному суду (в некоторых источниках он называется Высшим апелляционным судом).

В соответствии с Актом 2005 г. изменился статус лорда-канцлера. Эта должность была уникальна тем, что совмещала в Соединенном Королевстве все три ветви власти. Теперь лорд-канцлер является министром юстиции и возглавляет комиссию по отбору кандидатов в Верховный суд.

В результате проведенных реформ Палата лордов насчитывает теперь около 750 членов. Это пожизненные пэры, назначаемые королевой по представлению Премьер-министра; духовные пэры (их 26 – архиепископы Кентерберийский и Йоркский, получающие места в Палате со дня вступления в должность, и 24 епископа); избранные наследственные пэры, остающиеся пока в Палате.

Статус члена Палаты лордов регулируется обычаями, судебными прецедентами и отдельными актами парламента. Пэры, впервые появляющиеся в Палате (вновь назначенные или наследственные, достигшие установленного возраста), приносят на заседании Палаты присягу.

Срок полномочий членов Палаты лордов неограничен, за исключением случаев, когда членство в Палате связано с пребыванием в определенной должности (сане). Члены Палаты лордов обладают правом законодательной инициативы.

Лорды распределяются по партийным группам, так же как и в Палате общин. Но они не связаны партийной дисциплиной. Имеются три партийные группы: лейбористы, консерваторы и либеральные демократы. Каждая партийная группа избирает своего лидера – «кнута”, который организует работу группы. Однако большинство лордов не поддерживают ни одну из партий, это независимые лорды, так называемые кросс-бенчерз. Независимые члены Палаты избирают представителя, который созывает собрания группы.

Жалованье в Палате лордов получают только лорд-спикер, председатели комитетов и их заместители. Остальным лордам оплачиваются расходы, связанные с участием в заседаниях (на транспорт, оплата гостиничных номеров и т.п.).

Основными функциями Палаты лордов являются законодательная деятельность, контроль за деятельностью правительства и обсуждение важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Процедуры в Палате лордов схожи с соответствующими процедурами в Палате общин, но являются более простыми.

Лорды теперь заседают не в традиционном одеянии (длиннополые мантии красного цвета, отороченные горностаем, обтягивающие панталоны и башмаки с пряжкой), а в обычной одежде. Однако традиционную форму должны (пока) надевать лица, вновь возведенные в пэрство и впервые представляемые в Палате лордов, а также все лорды во время открытия королевой очередной сессии парламента.

Парламентские процедуры. Несмотря на то, что палаты британского парламента имеют значительные различия в порядке формирования и организации деятельности, они находятся в тесном взаимодействии, которое проявляется через парламентские процедуры, наиболее важные из которых законодательный процесс и парламентский контроль.

Каждый год очередная сессия парламента и первая сессия после парламентских выборов открывается монархом. Эта красочная процедура сохраняет стародавние традиции. Ровно в 11 часов утра королева садится в старинную, так называемую ирландскую, государственную карету и направляется в сопровождении конной гвардии из Букингемского дворца (резиденции королевы) к Вестминстерскому дворцу (зданию парламента). В карете, запряженной шестеркой серых лошадей, с одетыми в ливреи лакеями на запятках, кроме Ее Величества находится и ее супруг – герцог Эдинбургский в парадной форме адмирала при всех орденах и регалиях.

По прибытии кортежа в Вестминстер британский государственный флаг на шпиле здания парламента опускается и поднимается королевский штандарт1. В Вестминстерском дворце королева проходит в специальную гардеробную, где фрейлины помогают ей облачиться в королевскую мантию и надеть имперскую корону. Затем Елизавета II во главе торжественной процессии направляется в Палату лордов и занимает большой королевский трон.

Когда Ее Величество входит в Палату лордов, все поднимаются со своих мест.

Это впечатляющее зрелище. Все ослепительно сияет – королевская корона с ее бриллиантами, рубинами, сапфирами и жемчугом, диадемы пэресс, платья всех цветов и оттенков. Стоят пэры в своих алых мантиях с золотой бахромой, архиепископы, епископы, судьи в длиннополых мантиях, а также члены дипломатического корпуса, демонстрирующие строгие одежды и бросающиеся в глаза «правила протокола”.

Королева величественно садится на трон, что означает предложение всем присутствующим занять свои места. Лишь после

1 Королевский штандарт всегда размещается над зданием, в котором в данный момент находится монарх. После того, как облаченные в красные мантии лорды займут свои места, в зал допускаются члены Палаты общин. Процедура их появления в Палате лордов также отличается особым ритуалом. Члены Палаты общин входят в зал во главе со спикером, следом за которым идут Премьер-министр и лидер оппозиции, затем другие депутаты.

Так ежегодно начинается очередная сессия британского парламента. Такая торжественная процедура открытия парламентской сессии существует уже свыше 400 лет, с того дня (2 апреля 1571 г.), когда Елизавета I сама открыла сессию парламента.

Наиболее важная парламентская процедура – законодательный процесс. Субъектами права законодательной инициативы являются члены каждой из палат и правительство, а также королева, которая осуществляет свое право через Кабинет министров.

Законопроекты могут вноситься в любую из палат, но практически основная часть законопроектов вносится в Палату общин, а финансовые билли вносятся исключительно в Палату общин (ст. 1 Акта о парламенте (1911)).

Следует отметить, что все парламентские акты делятся на публичные (охватывают общегосударственные интересы) и частные (носят локальный или персональный характер). Публичные законопроекты вносятся, как правило, правительством, частные – депутатами. В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Как и в других странах, в Великобритании законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты лишь зачитывает название законопроекта. Затем ставится на голосование вопрос о принятии законопроекта к рассмотрению либо о его отклонении. Во втором чтении обсуждаются его основные положения и поправки, причем второе чтение проводится в несколько этапов. Сначала проект обсуждается на заседании палаты, далее он передается в комитет или несколько комитетов, где проводится постатейное обсуждение проекта, а затем вновь на заседании палаты проводится обсуждение и голосование по поправкам. Если проект внесен правительством, то сначала выступает соответствующий министр, а затем член «теневого кабинета”. Если же законопроект вносится оппозицией, то сначала выступает ее представитель, затем члены правительства, а уже потом слово предоставляется другим депутатам, причем депутаты Палаты общин могут выступать по одному проекту только один раз, в то время как члены Палаты лордов не ограничены в этом. В ходе третьего чтения могут проводиться общие дискуссии по проекту в целом без внесения поправок, но чаще всего спикер сразу ставит его на голосование. При проведении парламентских дебатов кворум в Палате общин составляет 40 депутатов, но для принятия закона необходимо большинство от общего числа членов палаты. Вот здесь-то и требуется особая активность «кнутов”, которые «сгоняют” своих депутатов в зал заседаний для проведения голосования (Там же.).

В британском парламенте существуют различные способы голосования: открытое и тайное, поименное, а также специфическая процедура «голосование ногами”. Последняя процедура настолько оригинальна, что требует подробного рассмотрения.

Вдоль боковых стен зала заседаний Палаты общин к внешним их сторонам примыкают разделительные вестибюли, предназначенные для голосования. Депутаты, голосующие «за” (или «да” – «yes”), выходят из зала заседания через выход за креслом спикера и располагаются в вестибюле справа от спикера. Голосующие «против” (или «нет” – «по”) пользуются выходом, находящимся в другом конце зала, и располагаются в вестибюле слева от спикера. Клерки записывают имя депутата и выбранный им вариант, а специально уполномоченные «счетчики” подсчитывают их.

Депутаты призываются голосовать с помощью звонков (колокольчиков), которые звенят во всех помещениях Вестминстера, отведенных для депутатов Палаты общин, за исключением помещений, занимаемых парламентскими комитетами, а также в офисах, расположенных вокруг Вестминстера. Депутатам отводится восемь минут, чтобы успеть занять тот или иной вестибюль, после чего двери закрываются (См.: The Houses of Parliament. P. 53-54.).

Может применяться «парный отказ” от голосования. Если один из депутатов по каким-либо причинам не может принять участие в голосовании, чтобы не нарушать соотношения сил в парламенте, он может договориться с коллегой из оппозиционной партии о взаимном отказе от голосования. Такая процедура применяется и в странах англосаксонского права.

После принятия проекта Палатой общин он передается в другую палату, где проходит аналогичную процедуру. Если Палата лордов вносит свои поправки, то закон вновь возвращается в Палату общин и обсуждается повторно. Если Палата лордов отклоняет закон, принятый Палатой общин, то в этом случае он может быть вновь рассмотрен на следующей сессии, и если будет одобрен простым большинством голосов в нижней палате, то передается на подпись королеве как закон, принятый парламентом. Таким образом, Палата лордов может задержать принятие закона на один год, поскольку сессии парламента проходят один раз в год. Финансовые билли должны быть одобрены Палатой лордов в течение одного месяца, после чего они вступают в силу без согласия верхней палаты.

Динамизм общественной жизни, бурное развитие экономики, усложнение процесса социального управления предопределили такое явление, как делегированное законодательство. Этот институт не получил в Великобритании достаточно четкого регулирования, хотя случаи делегирования парламентом части своих полномочий правительству имеют место нередко.

Еще одной важной парламентской процедурой является парламентский контроль за деятельностью правительства. Формы такого контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные и некоторые иные.

Формами парламентского контроля являются также деятельность специализированных комитетов, на заседания которых с 1979 г. приглашаются министры для дачи показаний, и институт парламентского уполномоченного по делам администрации, учрежденный в 1967 г. Важное значение имеет и еще одна форма контроля. Палата общин осуществляет контроль за расходованием финансовых средств (через парламентского контролера – генерального аудитора, комитет по публичным счетам, а также во время парламентских вопросов правительству).

Следует отметить, что деятельность британского парламента осуществляется в условиях широкой гласности. Работа палат освещается в печати. Кроме того, каждый желающий может приобрести билет для посещения здания Вестминстерского дворца, в том числе и в период заседаний палат (для зрителей выделены места на галерее). Гласность можно отнести к традициям британского парламента, поскольку еще в 1803 г. было положено начало публикации протоколов парламентских прений.


Понятие парламент неразрывно связано с историей Англии. Английский парламент является символом Великой Британии. Англию невозможно сегодня себе представить без парламента, как и без традиционного пятичасового чаепития. Но прежде чем говорить о создании парламента в Англии, следует разобраться в происхождении непосредственно самого термина, который используют для его обозначения. Существуют две основные теории происхождения слова «парламент». Согласно одной английское слово parliament получилось путем составления двух латинских слов parium (паритетные, т.е. равные) и lamentum (жалоба, плач). Место где можно пожаловаться равным себе по статусу. Вторая теория гласит, что слово parliament получается из французских parler (разговор) и ment (суждение). Следовательно, парламент – это место где можно обменяться мнениями, поговорить, высказать свою точку зрения.
Исходя из различий в происхождении самого термина, ученые до сегодня спорят и о времени появления первого парламента в Англии. Те, кто придерживается версии о «французском следе» в названии заявляют, что первым английским парламентом следует считать собрания, которые созывал Альфред Великий в конце века. Но им противоречат те, кто придерживается версии «автохтонной». Они утверждают, что возникновение парламента в Англии неразрывно связано с борьбой между баронами и королем с одной стороны и, горожанами и рыцарями с другой. То есть произошло это во второй половине XIII века. Вторая теория на сегодня выглядит более правдоподобной и имеет больше сторонников.
Как же происходило создание представительского межсословного органа в Англии.
Возникновение парламента в Англии приходится на время правления Генриха III. Именно просчеты в его внутренней политике привели к узурпации власти английскими баронами. Власть Генриха III ограничивалась баронским советом (15 человек). Кроме того, иногда созывался совет знати, который избирал специальный комитет по реформам, состоявший из 24 человек. Реформы, проводимые баронами, значительно урезали права и привилегии рыцарей и горожан. Возмущенные граждане в 1259 году выступили против проводимой политики и выдвинули ряд требований. Главным требованием была защита интересов свободных граждан Англии и равенство всех перед законом. В результате были принята т.н. «Вестминстерские провизии». Но бароны отказались выполнять их. Обращения рыцарей и горожан к королю как гаранту закона в Англии не получили ответа. Генрих III решил воспользоваться этим конфликтом для укрепления своей собственной власти. Будучи помазанником Божьим на престоле Генрих III получил от папы римского освобождение от всех обязательств перед недовольной частью своего народа. Это был своего рода иммунитет от необходимости разрешать конфликтную ситуацию. Поэтому в стране в 1263 году разгорелась гражданская война. Против власти баронов и короля выступили рыцари, горожане (торговцы, ремесленный люд), студенты Оксфорда, крестьяне и даже несколько баронов. Во главе восставших оказался барон Симон де Монфор. Король предпочел скрыться за стенами Вестминстерского аббатства, а его армию возглавил наследный принц Эдуард. Активная поддержка горожан позволила восставшим подчинить себе большинство городов Англии. Им даже удалось в битве при Льюисе в мае 1264 года захватить Генриха III и Эдуарда. Это и предопределило исход гражданской войны. Король был вынужден подписать соглашение с восставшими, по которому теперь для управления страной необходимо было привлекать представителей различных сословий. Итогом этого соглашения стал созыв первого межсословного органа в Англии. В конце января 1265 года в Вестминстерском аббатстве было открыто заседание собрания баронов, сторонников де Монфора, высшего духовенства, а также избранных от каждого графства по 2 рыцаря и от каждого большого города Англии по 2 горожанина. Это и был первый английский парламент. Власть в стране стали контролировать представители различных сословий. Правда следует заметить, что от городов избирались преимущественно представители городской верхушки, а крестьяне вообще не получили мест в парламенте. Но вместе с тем парламент защищал интересы более широких слоев населения по сравнению с советом баронов.
Впоследствии даже восстановив свою власть над Англией Генрих III, а позднее и его сын Эдуард I не отказались от парламента, хотя и использовали его преимущественно для введения новых налогов.

Добавить комментарий