Анкета для осужденных

Анкетирование — один из самых распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации, заключающийся в получении криминологической информации с помощью специально составленного опросного листа — анкеты.

Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповое анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы. При индивидуальном анкетировании анкеты раздаются на рабочих местах, по месту учебы, жительства, а срок их возврата заранее оговаривается. Сегодня анкетный опрос остается одним из самых оперативных способов сбора первичной социологической информации.

Большая роль в повышении качества техники сбора информации отводится составлению инструментария, среди видов которого является криминологическая анкета. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются основные гипотезы, сформулированные задачи, которые необходимо решить в ходе исследования. Каждая анкета — это результат творческих действий, которые требуют знаний по социологии, психологии, математики, социолингвистики. Это, своего рода, сценарий беседы с респондентом.

Основу структуры анкеты составляет система объединенных единым исследовательским замыслом вопросов и возможных ответов, целью которых является проявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета могла успешно и эффективно выполнить свое предназначение, необходимо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, знать особенности тех вопросов, из которых она состоит.

Прежде всего, любой вопрос в анкете должно быть одинаково понятным для различных социально-демографических групп респондентов: и молодых, и пожилых людей, и для людей с высшим и начальным образованием, горожан и крестьян.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути проявляют установку криминолог на развитие коммуникации с респондентом (опрашиваемым): пробуждение интереса, доверия, уверенности. С этой точки зрения вопрос в анкете должны быть корректными, контактными. Доказано, что люди с относительно высоким уровнем образования способны оценивать вероятную достоверность своих данных, тогда как респонденты с низким уровнем образования не могут этого сделать. Поэтому возникает проблема компетентности опроса.

Криминологическая анкета состоит из следующих частей: вводной (преамбулы), основной, демографической, благодарности.

В вводной части указывается, кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантии конфиденциальности, подается инструкция по заполнению анкеты.

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым: вступительные вопрос, основные, заключительные.

Основная часть анкеты (блоки вопросов) имеет собственную последовательность строения, композицию. Вопросы в анкете ранжируются от наиболее простых и нейтральных по содержанию. Они обеспечивают завязку собеседования, побуждают собеседника к диалогу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений и активизации памяти, размещаются в середине анкеты. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемным принципами. При этом переход к новому направлению собеседования должен сопровождаться пояснениями, элементами внимания.

Серьезное внимание обращается и на графическое оформление анкеты, ее лексику. Основными критериями оценки языка являются:

— Сложность грамматики и структуры предложения (вопросы должны содержать (оптимальное количество) от 5 до 20 слов);

— Уровень сложности вопросов (их следует формулировать доходчиво, понятно, однозначно)

— Оценка сложности формулировки ответа для опрашиваемого (с учетом уровня компетентности респондента).

Все вопросы, которые используются в анкетах, можно классифицировать по следующим критериям: по содержанию (о фактах поведения, относительно личности человека, его отношение к конкретным процессов, явлений), по форме (открытого и закрытого типа, прямые и вспомогательные), по функции ( основные и неосновные).

Вопросы в анкете делятся на: закрытые и открытые.

Закрытыми называются те вопросы, на которые в анкете приводятся варианты ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обозначает тот вариант ответа, который совпадает с его мнением. Такого типа вопросы позволяют более точно интерпретировать ответ, а рамки оценок и суждений опрашиваемого определяются набором вариантов ответов. В свою очередь, закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативные. Первые предусматривают выбор респондентом только одного варианта ответа. Неальтернативные вопрос допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.

Закрытого типа вопрос удобнее формулировать для проявления фактов и отношений, обусловливающих заранее известен перечень возможных вариантов ответов.

В отличие от закрытых, открытые вопросы не навязывают респонденту вариант ответа, а дают возможность высказать собственное мнение во всей полноте. Именно поэтому, с их помощью можно собрать более богатую и содержательную информацию. Они эффективны на стадии пробных исследований и позволяют дать ответ в свободной форме.

По альтернативы применения закрытых и открытых вопросов, то следует помнить: респонденты более охотно отвечают на открытые вопросы тогда, когда они имеют развитую систему представлений по данной проблематике и считают себя компетентными. Если же предмет опроса малознакомый или сложный для анализа, то респонденты, как правило, уклоняются от ответа или отвечают неопределенно, не по сути. В этом случае применяются открытые вопросы. Существует также полузакрытый вариант системы ответов, когда подается перечень как основных вариантов ответа, так и создается возможность для представления собственной, другого ответа.

Прямые и косвенные вопросы. В первом варианте предусмотрено ответ, который следует понимать в таком же смысле, как понимает опрашиваемый. Но такого типа прямые вопросы в ряде случаев остаются без ответа или дают неточную информацию, так опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. В таком случае приводятся косвенные вопросы (сформулированы в косвенной форме). Часто одно прямой вопрос заменяется на несколько косвенных.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о явлении, которое подлежит изучению. Неосновные — на проявление открытости ответов, они уточняют, дополняют данные, полученные в основных вопросах. К таким относят вопросы-фильтры, контрольные вопросы и др. Число вопросов в анкете не может быть неограниченным. Опыт показывает, что после 40-50 минут опроса внимание респондента снижается. Это касается и вопросов с однотипными ответами, типа «да», «нет». Поэтому иногда в структуру анкеты вводят так называемые «галоп-вопрос», «вопрос-уловки» и другие, которые «пробуждают», активизируют внимание респондента. Формулировка вопросов должна соответствовать исследовательском задаче и возможностям респондента. Для этого вопроса необходимо «проверить» по некоторым основным инструментальными критериями:

— Касается данный вопрос всей совокупности опрошенных;

— Достаточно четко объяснено респонденту технику заполнения анкеты;

— Не превышает вопрос компетентность опрашиваемого;

— Не вызывает вопросы негативных эмоций у опрашиваемого.

Исходя из этого можно выделить ряд требований, которые предъявляются к вопросам анкеты: 1) вопрос должен быть конкретным, понятным и простым по конструкции; 2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе; 3) в вопросе не следует использовать слова, которые имеют двойное значение; 4) в анкете не должно быть таких, которые беспокоят опрашиваемого и сложных для него вопросов; 5) контрольные вопросе не должны быть расположены сразу за основными; 6) при формулировке вопроса следует учитывать личный опыт лица, опрашивается в той сфере, в которой задается вопрос; 7) при необходимости конкретизации вопрос в него следует ввести короткую предисловие; 8) вопрос должен указывать на возможные альтернативные ответы, как положительные так и отрицательные.

Демографическая часть анкеты содержит социально демографические данные о личности респондента (возраст, пол, род занятий, образование и т.д.).

По способу проведения анкетного опроса оно делится на индивидуальное, групповое, почтовое и прессовое.

Почтовый опрос является разновидностью анкетирования и правомерно рассматривается как подходящее средство сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в розсипци анкет и получении на них ответы по почте. Важное преимущество почтового опроса — простота организации. Однако, вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них — неполное возвращение анкет (не все респонденты заполняют анкеты и возвращают их исследователям), что и снижает надежность полученной информации (доля возвращенных анкет — около 20-25%). Как правило, увеличение количества возвращенных анкет достигается россыпь респондентам сообщений. Они должны «настроить» человека на участие в опросе. В сообщении указывается, каким образом исследователи получили адрес потенциального респондента, чем будет посвящено опроса, какую цель ставят перед собой исследователи и тому подобное. Высылка сообщений повышает возврата анкет в основном еще на 10%. При розсипци анкет следует еще и отправить конверт с обратным адресом для облегчения работы респондента.

Прессовое опросы иногда относят к разновидности почтового. В таком случае анкета печатается в газете или журнале. В сыпи пассивности процедуры привлечения потенциальных респондентов опросу, невысокая доля возврата анкет, скорее всего, около 1% от всей совокупности подписчиков или читателей.

Приложение N 6 к Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества

Образец

Место для фотографии АНКЕТА ОСУЖДЕННОГО 1. Ф.И.О. _________________________________________________________________ 2. Изменял(а) ли фамилию, имя, отчество ___________________________________ (в случае изменения необходимо ___________________________________________________________________________ указать прежние данные, дату и причину изменения) 3. Паспорт ________________________________________________________________ (серия, номер) выдан _____________________________________________________________________ (дата выдачи и наименование органа) 4. Другие документы _______________________________________________________ (заграничный паспорт, военный билет и пр.; ___________________________________________________________________________ номер, дата и место выдачи) ___________________________________________________________________________ 5. Дата и место рождения «__» __________________ 19__ г. __________________ __________________________________________________________________________, гражданство ______________________________________________________________, образование, специальность ________________________________________________ 6. Место (постоянной, временной) регистрации ______________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 7. Место жительства (пребывания) __________________________________________ ___________________________________________________________________________ 8. Контактные телефоны ____________________________________________________ (домашний, мобильный, другие) 9. Сведения о прежних судимостях __________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 10. Отношение к воинской обязанности: _____________________________________ ___________________________________________________________________________ (годен ли к военной службе, когда и каким военным комиссариатом призывался, в каком состоит на учете) 11. Место учебы ___________________________________________________________ (наименование учебного заведения) ___________________________________________________________________________ 12. Место работы __________________________________________________________ (наименование и адрес организации, должность и телефон) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 13. Источник ежемесячного дохода __________________________________________ ___________________________________________________________________________ (заработная плата, стипендия, пенсия, пособие и пр.) 14. Имеется ли задолженность по исполнительным листам _____________________ ___________________________________________________________________________ (сумма, физическое лицо, орган, организация, которым выплачивается иск, ___________________________________________________________________________ их адреса) 15. Наличие водительского удостоверения ___________________________________ ___________________________________________________________________________ (серия, номер, дата и место выдачи) 16. Наличие автотранспорта ________________________________________________ (модель, государственный номер) ___________________________________________________________________________ 17. Сведения о состоянии здоровья _________________________________________ (инвалидность, имеющиеся заболевания, ___________________________________________________________________________ наличие алкогольной, наркотической зависимости и др.) 18. Семейное положение ____________________________________________________ (состав семьи, Ф.И.О. супруга (супруги), ___________________________________________________________________________ год рождения, место жительства) ___________________________________________________________________________ 19. Дети __________________________________________________________________ (Ф.И.О., год рождения, место жительства) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 20. Родители (опекуны) ____________________________________________________ (Ф.И.О., год рождения, место жительства) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 21. Сведения о других родственных и иных связях осужденного, в том числе с соучастниками преступления ________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (Ф.И.О., год рождения, место жительства) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 22. Другие сведения _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Анкету составил: ___________________________ ______________ ____________________________ (должность, звание) (подпись) (фамилия, инициалы) Ознакомлен: «__» _____________ 20__ г. ___________ _________________________________ (подпись) (фамилия, инициалы осужденного)

Источник — Приказ Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 (с изменениями и дополнениями на 2010 год)

c 1. состою в браке;

c 2. не состою в браке;

c 3. разведен/ разведена;

c 4. вдова/ вдовец.

5. Почему Вы оказались в местах лишения свободы? (укажите, пожалуйста, статью Уголовного кодекса, по которой Вы осуждены)

6. Есть ли у Вас дети?

c 1. да

c 2. нет

7. Вы впервые отбываете наказание в местах лишения свободы?

c 1. да

c 2. нет

8. Как давно Вы отбываете наказание в виде лишения свободы?

c 1. менее одного года

c 2. от одного года до трех лет

c 3. от трех до пяти лет

c 4. от пяти до десяти лет

c 5. более десяти лет

9. Как давно Вы находитесь в данном исправительном учреждении?

c 1. менее одного года

c 2. от одного года до трех лет

c 3. от трех до пяти лет

c 4. от пяти до десяти лет

c 5. более десяти лет

10. Работаете ли Вы, отбывая наказание в этом исправительном учреждении?

c 1. да

c 2. нет

11. Должны ли Вы по приговору суда возмещать вред потерпевшим?

c 1. да

c 2. нет

12. Считаете ли Вы хорошими условия содержания в этом исправительном учреждении?

c 1. да

c 2. скорее да, чем нет

c 3. скорее нет, чем да

c 4. нет

c 5. затрудняюсь ответить

13. Какое количество осужденных находится вместе с Вами в одном спальном помещении?

c 1. от 10 до 20 человек

c 2. от 20 до 30 человек

c 3. от 30 до 40 человек

c 4. больше 40 человек

14. Как Вы оцениваете питание, которое предоставляют осужденным в этом исправительном учреждении? (можно отметить несколько вариантов ответа)

c 1. качество питания хорошее, но его мало

c 2. питания достаточно, но пища невкусная

c 3. качество и количество предоставляемого питания достаточны для поддержания здоровья и сил

c 4. качество и количество предоставляемого питания недостаточны для поддержания здоровья и сил

c 5. питание хорошее

c 6. питание плохое

c 7. затрудняюсь ответить

15. Как Вы оцениваете обеспечение осужденных одеждой и обувью в этом исправительном учреждении? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)

c 1. очень хорошо

c 2. хорошо

c 3. плохо

c 4. очень плохо

c 5. затрудняюсь ответить

16. Как часто меняется постельное белье?

c 1. 1 раз в неделю

c 2. 1 раз в месяц

c 3. иное ____________________________________________________________________________________

17. Как часто Вы принимаете душ (ходите в баню)?

c 1. 1 раз в неделю

c 2. менее одного раза в неделю

c 3. более одного раза в неделю

c 4. иное ____________________________________________________________________________________

18. Кто обеспечивает Вас средствами индивидуальной гигиены (зубной пастой, мылом) и стирально-моющими средствами (хозяйственным мылом, порошком)? (отметьте, пожалуйста, каждой строке по одному варианту ответа)

администрация исправительного учреждения

сам себя обеспечиваю, покупая в магазине

родственники

другие осужденные

Иное

(кто именно?)

средствами индивидуальной гигиены (зубной пастой, мылом

q

стирально-моющими средствами

19. Как Вы получаете информацию о жизни в стране имире? (вариантов ответа может быть несколько)

c 1. смотрю телевизор

c 2. слушаю радио

c 3. читаю периодические издания (газеты, журналы) в библиотеке исправительного учреждения

c 4. узнаю от других осужденных в исправительном учреждении

c 5. узнаю от сотрудников исправительного учреждения

c 6. узнаю от родственников (знакомых) из писем (во время свидания)

c 7. иное _______________________________________________________________________________________

20. Есть ли у Вас возможность звонить по телефону?

c 1. да

c 2. нет

c 3. иное _______________________________________________________________________________________

21. Могут ли родственники позвонить Вам в это исправительное учреждение?

c 1. да

c 2. нет

c 3. иное _______________________________________________________________________________________

22. Где верующие осужденные имеют возможность общаться с представителями религиозных общин?

c 1. в спальном помещении в отряде

c 2. в специально оборудованной молельной комнате

c 3. в помещении для проведения культурно-массовых мероприятий

c 4. в кабинете начальника отряда

c 5. в комнате для отдыха осужденных в отряде

c 6. иное _______________________________________________________________________________________

23. Где проходят краткосрочные свидания осужденных?

c 1. в спальном помещении в отряде

c 2. в специально оборудованной комнате для свиданий

c 3. в помещении контрольно-пропускного пункта исправительного учреждения

c 4. иное _______________________________________________________________________________________

24. Где размещаются родственники осужденных в случае предоставления длительного свидания или прибытия издалека?

c 1. в гостинице в ближайшем населенном пункте

c 2. в гостинице в исправительном учреждении

c 3. у родственников, знакомых, друзей

c 4. в специально оборудованной комнате для свиданий

c 6. затрудняюсь ответить

c 7. иное _______________________________________________________________________________________

25. Знаете ли Вы правила внутреннего распорядка исправительного учреждения?

c 1. да

c 2. не очень

c 2. нет

26. Каким образом Вы узнали о правилах внутреннего распорядка исправительного учреждения?

c 1. от сотрудника исправительного учреждения

c 2. от других осужденных

c 3. от родственников (знакомых)

c 4. из наглядной информации в исправительном учреждении

c 5. от сотрудника общественной организации

c 6. затрудняюсь ответить

c 7. иное _______________________________________________________________________________________

27. Применялись ли лично к Вам меры дисциплинарного характера?

c 1. да

c 2. нет

28. Если да, то какие именно меры дисциплинарного характера были применены?

Мера дисциплинарного характера

На какой срок?

1. Водворение в штрафной изолятор

2. Водворение в помещение камерного типа

3. Перевод в отряд со строгими условиями содержания

4. Наложение штрафа

5. Ограничение в получении писем

6. Ограничение в получении посылок передач, помимо тех, что установлены законодательством

7. Ограничение в предоставлении свиданий с родственниками, помимо тех, что установлены законодательством

8. Ограничение в посещении досуговых мероприятий

9. Иное _______________________________________________________

10. Иное ______________________________________________________

29. Подвергались ли лично Вы физическому насилию со стороны сотрудников этого исправительного учреждения?

c 1. да

c 2. нет

30. Применяются ли по отношению к осужденным специальные средства сотрудниками этого исправительного учреждения?

c 1. да

c 2. нет

c 4. затрудняюсь ответить

31. Считаете ли Вы отношения между осужденными и сотрудниками этого исправительного учреждения хорошими?

c 1. да

c 2. скорее да, чем нет

c 3. скорее нет, чем да

c 4. нет

c 5. затрудняюсь ответить

32. Обращались ли лично Вы куда-либо с жалобой на действия сотрудников этого исправительного учреждения?

c 1. да

c 2. нет

33. Есть ли у Вас возможность направить жалобу на действия сотрудников исправительного учреждения?

c 1. да

c 2. нет

c 4. затрудняюсь ответить

34. Необходимость в решении каких вопросов возникала лично у Вас за период отбывания наказания?

c 1. Обжалование приговора

c 2. Получение пенсий, пособий, льгот

c 3. Получение паспорта

c 4. Получение информации из государственных и муниципальных органов

c 5. Проблема сохранности жилья, включая оплату коммунальных услуг

c 6. Трудовой спор с администрацией исправительного учреждения (заработная плата, увольнение, условия труда и т. п.)

c 7. Проблема сохранения семейных отношения (разводы, усыновление, лишение родительских прав и т. п.)

c 8. Получение наследства

c 9. Проблема с реализацией права на судебную защиту по гражданским делам

c 10. Получение образования

c 11. Получение гражданства

c 12. Получение квалифицированной медицинской помощи и медицинским услугам

c 13. Проблемы с реализацией права на судебную защиту по уголовным делам

c 14. Защита чести и достоинства

c 15. Применение пыток и жестокого унижающего обращения

c 16. За период отбывания наказания у меня не возникало необходимости в решении каких-либо проблем или вопросов

c 17. Иное ______________________________________________________________________________________

35. Куда именно Вы обращались с Вашими вопросами?

c 1. в администрацию исправительного учреждения

c 2. в краевое управление исполнения наказания

c 3. в органы социальной защиты населения

c 4. к Уполномоченному по правам человека (краевому, федеральному)

c 5. в адвокатскую контору

c 6. в общественные организации, напишите, какие: ___________________________________________________

c 7. в суд

c 8. в прокуратуру

c 9. в милицию

c 10. в другие инстанции, напишите, какие: __________________________________________________________

36. Какие виды помощи предоставляются осужденным сотрудниками этого исправительного учреждения? (дайте, пожалуйста, один ответ по каждой строке)

Всегда или почти всегда

В отдельных случаях

Никогда

1. Медицинская помощь

2. Юридическая помощь

3. Психологическая помощь

4. Материальная помощь

5. Помощь в оформлении необходимых документов, касающихся Вас лично

6. Помощь в поиске необходимой адресной информации о значимых для Вас учреждениях, организациях и услугах

Кафедра уголовного права

Дисциплина: Криминология

Задачи по криминологии

Выполнила:

Студентка 5 курса,

группы 1207-03

очного отделения

Узякова Татьяна Ивановна

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Кафедры уголовного права

Айнутдинова Карина Артуровна

Казань – 2011

Задание 1.

На основе изучения анкеты определите:

1. актуальность изучаемой проблемы;

Цели и задачи исследования

Задание 2.

Составьте программу исследования и анкету по проблемам:

А) преступность и политика

Б) преступность и материальное положение населения

В) преступность и мода

Г) оценка населением деятельности правоохранительных органов

Д) интервью для опроса педагогов по теме: «Преступность несовершеннолетних»

Е) преступность и семья

Ж) виктимизация населения

Обобщите материалы анкетирования и дайте анализ его результатов.

А) Анкетирование на тему: преступность и политика.

Актуальностьанкетирования: проблема преступности является острой проблемой. Политическая преступность существовала в прошлом нашей страны, распространена она и сейчас.

Политическая преступность, оказывают колоссальное воздействие на весь политический процесс в современной России. Данный вид преступлений представлял и представляет в настоящее время значительную угрозу обществу и является серьезным препятствием для нормальной деятельности государства.

В результате распространения преступлений политической направленности на демократические институты получения и распределения власти, политическая и государственная власть оказывается в руках не компетентных, а, порой и криминальных, коррумпированных лиц, вызывая социальное недовольство и общественное напряжение, что неминуемо влечет за собой падение легитимности, как государственной власти, так и демократических процедур и ценностей.

Целью анкетирования является выявление значения политической преступности как фактора политического процесса, степень и направленность влияния на динамику политической системы современной России.

Задачами анкетирования является определение актуальности политической преступности в России; исследование отношения граждан к политической преступности; определение причины существования и распространения политической преступности, причин политической преступности; выявление направлений деятельности органов государственной власти и управления по предупреждению политической преступности.


Категория опрашиваемых лиц:

А) служащие-12 человек

Б) рабочие- 8 человек

В) учащиеся- 14 человек

Г) пенсионеры-6 человек

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах (%)
1. Как вы думаете, следует ли создать специальные подразделения по борьбе с политической преступностью? А) да Б)нет В)скорее да, чем нет Г) скорее нет, чем да 62,5% 12,5% 25% 0%
2. Как вы считаете есть ли в России политическая коррупция? А. да Б. нет В. больше да, чем нет Г. больше нет, чем да 75% 25%
3. Сталкивались ли вы с политическими преступлениями в своей жизни А. да Б. нет В. больше да, чем нет Г. больше нет, чем да 37,5% 20% 27,5% 15%
4. Как вы думаете, необходима ли дополнительная нормативная база для регулирования политической преступности? А) да Б) нет В) скорее да, чем нет Г) скорее нет, чем да 20% 35% 5% 40%
5. Как вы думаете, в каком возрасте люди чаще склонны к свершению политических преступлений? А) от 21 до 25лет Б) от 20 до 30лет В) от 30 до 45лет Г) от 45 и далее 30% 40% 12,5% 17,5%
6. Сталкивались ли вы с проблемой преступности в политике лично? А)да Б)нет В)скорее да, чем нет Г)коре нет, чем да 30% 25% 25% 20%
7.Как вы думаете, каковы мотивы совершения политических преступлений? А)захват власти Б)изменение или прекращение политической деятельности В)удержание власти Г)распределение власти 17,5% 20% 27,5% 35%
8. Согласны ли вы с тем, что жесткий государственный режим, осуществляемый в обществах с тоталитарным политическим строем, обеспечивает общественный порядок, позволяет держать преступность под контролем?
А.да 15%
Б.нет 42,5%
В. больше да, чем нет 22,5%
Г. больше нет, чем да 20%
9. Должно ли влечь за собой личную ответственность должностных лиц, по вине которых было допущено нарушение принципов государственной политики?
А. да 27,5%
Б. нет 17,5%
В. больше да, чем нет 32,5%
Г. больше нет, чем да 22,5%
10. Необходимо ли создание дополнительных норм законодательства в области преступности и политики?
А. да 30%
Б. нет 17,5%
В. больше да, чем нет 27,5%
Г. больше нет, чем да 25%


Выводы:

Я провела опрос 40 человек по теме: преступность и политика. В ходе опроса люди по — разному реагировали на вопросы и следовательно давали разные ответы и даже высказывали свою точку зрения.

Проведя анктирования, можно сказать о том, что общество прежде всего видит связь между политикой и преступностью (62,5%) и понимают что преступления государства, олицетворяющие собой одну из форм организованной преступности, совершаются конкретными людьми (27,5%).

Бытует представление, будто бы жесткий государственный режим, осуществляемый в обществах с тоталитарным политическим строем, обеспечивает сносный общественный порядок, позволяет держать преступность под контролем (15%). По-видимому, до какой-то степени это мнение соответствует истине так же, как и распространенное суждение, согласно которому преступность — часть той цены, которую люди вынуждены платить за высшие блага свободы и демократии.

Т.е. преступность оживляется не только в ответ на расширение свободы и ослабление контроля, но также в ответ на ломку привычного образа жизни при отсутствии ясной объединяющей страну цели и на крушение у определенной части населения надежд.

Проблема преступности заинтересованно воспринимается широкими массами, поскольку она затрагивает их интересы. Только в России ежегодно с ней непосредственно сталкиваются миллионы людей. Было понятно, что преступность по словам респондентов затрагивает и их интересы.

Респонденты неравнодушны к проблеме роста преступности, а также ощущают свою незащищенность, испытывают на себе произвол властей (35%). В то же время в стране сейчас преобладает мнение, что никому нельзя доверять, нужно быть настороже. Так отвечают большая часть опрошенных. Многие уже устали ждать выполнения обещаний власти.

Б) Анкетирование на тему: преступность и материальное положение населения.

Актуальность анкетирования: среди тревог россиян особого внимания заслуживают рост преступности (в наибольшей степени тревожащий низкодоходные слои) и безработица. Снижение жизненного уровня подавляющего числа граждан способствует росту количества лиц, совершающих преступления. С учетом дальнейшего роста безработицы создается резерв для воспроизводства экономической и других видов преступности.

К криминогенным факторам этой сферы относятся недостатки в условиях жизни, организации быта, культуры, социального обслуживания, отдыха, труда, медицинского обеспечения, образования населения. Результатом этих противоречий служат распад семей, обострение миграционных процессов, распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.п.

Криминогенные последствия быта следует рассматривать в тесной взаимосвязи с общими социально-экономическими, материальными и духовными условиями жизни. Особенно наглядно это подтверждается проявлениями современной действительности, когда быт значительных слоев населения находится в прямом противоречии с их стремлениями и ожиданиями. Наиболее уязвимыми в криминогенном плане оказались материальные условия быта (пища, одежда, жилье, средства передвижения и т.д.), а также ценности, дающие материальную базу для удовлетворения духовных потребностей.

Проблема уровня и условий жизни особенно остро стоит в настоящее время, когда отмечаются трудности в экономике, обострение национальных отношений и ухудшение социально-психологической атмосферы в обществе.

Целью анкетирования является выяснить отношение граждан к связи между преступностью и материальным положением населения, оказывает ли безработица воздействие на преступное поведение.

Задачами анкетирования являются определить: способствует ли росту количества лиц, совершающих преступления, снижение жизненного уровня; влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостаточный потенциал правоохранительных органов; влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостатки системы социального контроля над преступностью.

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах (%)
1. Оказывает ли рост безработицы существенное воздействие на формирование преступного поведения?
А. да 67,5%
Б. нет 5%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 2,5%
2. Является ли социально-экономическое неравенство важнейшим фактором преступности?
А. да 35%
Б. нет 15%
В. больше да, чем нет 30%
Г. больше нет, чем да 20%
3. Согласны ли вы с таким утверждением, что состояние преступности коррелируется не с уровнем материальной обеспеченности, а с различиями в уровне обеспеченности?
А. да 35%
Б. нет 15%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 25%
4.Зависит ли уровень преступности от увеличения уменьшения разрыва между потребностями населения и степенью их фактического удовлетворения?
А. да 32,5%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 27,5%
Г. больше нет, чем да 10%
5. Является ли следствием экономической неустроенности формирование идеологии с лозунгом «богатство любым путем»?
А. да 25%
Б. нет 17,5%
В. больше да, чем нет 22,5%
Г. больше нет, чем да 35%
6.Способствует ли росту количества лиц, совершающих преступления против собственности, снижение жизненного уровня?
А. да 22,5%
Б. нет 20%
В. больше да, чем нет 30%
Г. больше нет, чем да 12,5%
7. Влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостаточный потенциал правоохранительных органов?
А. да 62.5%
Б. нет 5%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 7,5%
8. Влияют ли негативно на развитие криминальной ситуации недостатки системы социального контроля над преступностью?
А. да 67.5%
Б. нет 10%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 5%
9. Помогут ли решать общегосударственные экономические меры снижению преступности?
А. да 42,5%
Б. нет 25%
В. больше да, чем нет 20%
Г. больше нет, чем да 12,5%
10. Представляет ли собой значительную криминогенную опасность резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных?
А. да 30%
Б. нет 27,5%
В. больше да, чем нет 25%
Г. больше нет, чем да 17,5%

Выводы:

Проблема исследования социально-экономических факторов преступности является, без сомнения, одной из наиболее значимых в криминологической науке.

Проведя опрос, можно сказать, что более всего граждане обеспокоены ростом цен и угрозой безработицы (67 %). Однако мало респондентов взволнованы задержками зарплаты. В то же время сейчас преобладает мнение, что никому нельзя доверять, нужно быть настороже.

Также возросло число имущественных преступлений, социально-экономическое неравенство является одним из важнейшим факторов (35%). Хотя 30% опрошенных не согласны с этим. На вопрос же о том, что состояние преступности коррелируется не с уровнем материальной обеспеченности, а с различиями в уровне обеспеченности респонденты затруднялись ответить, 25% ответили, что больше согласны, чем нет и столько ответили что больше не согласны, чем да.

Увеличилось число махинаций, больше стало совершаться квартирных краж и угонов автомашин. Криминогенный потенциал отмеченных негативных явлений состоит, прежде всего, в том, что они создают условия для отклоняющегося и антиобщественного поведения, разлагающе действуют в психологическом отношении на окружающих.

Респонленты отметили, что большую роль играют и недостаточный потенциал правоохранительных органов (62,5%), также как и негативное влияние на развитие криминальной ситуации оказывает недостатки системы социального контроля над преступностью (67,5%).

В) Анкетирование на тему: преступность и мода.

Актуальность анкетирования: сегодня можно наблюдать, что все чаще в мире совершается большое количество преступлений против личности, против государства и конституционного строя, а также в экономической сфере.

Некоторые виды преступлений на сегодняшний день становятся наиболее часто совершаемыми и актуальными наряду с остальными.

С помощью опроса населения, мы сможем выявить такие преступления и узнать мнение населения по данному вопросу.

Цель анкетирования: выявить при помощи опроса населения те виды преступлений, которые на сегодняшний день являются наиболее часто совершаемыми по сравнению с остальными преступлениями.

Задачи анкетирования: выявить наиболее часто совершаемые преступления; определить причины и условия их совершения; определить меры по их предотвращению.

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах(%)
1.Отражается ли на уровне криминализации общества расслоение общества, разрушение идеалов и ценностей, а также значительные негативные изменения в РФ?
А. да 43%
Б. нет 33%
В. больше да, чем нет 15%
Г. больше нет, чем да 10%
2. Согласны ли вы с тем, что в настоящее время на одном из первых мест по совершаемости стоит мошенничество?
А. да 53%
Б. нет 23%
В. больше да, чем нет 18%
Г. больше нет, чем да 8%
3. Возрастает ли сегодня количество преступлений, совершенных против государственной власти?
А. да 15%
Б. нет 43%
В. больше да, чем нет 10%
Г. больше нет, чем да 33%
4. На сегодняшний день возросло ли количество совершенных преступлений в сфере экономики?
А. да 20%
Б. нет 40%
В. больше да, чем нет 23%
Г. больше нет, чем да 18%
5. получили ли сегодня наибольшее распространение в обществе преступления против военной службы, а именно ст. 339 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем стимуляции болезни или иным способом?
А. да 30%
Б. нет 43%
В. больше да, чем нет 3%
Г. больше нет, чем да 23%
6. В свете последних событий происходящих в мире, можно ли говорить о возрастании преступности, связанной с публичными призывами к осуществлению экстремисткой деятельности, вооруженного мятежа, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля?
А.да 55%
Б.нет 10%
В. больше да, чем нет 28%
Г. больше нет, чем да 8%
7. Возросло ли на Ваш взгляд количество совершенных терактов в мире за последние пять лет?
А.да 100%
Б.нет 0%
В. больше да, чем нет 0%
Г. больше нет, чем да 0%
8.такие преступления, как дача и получение взятки являются самыми распространенными, так как затрагивают многие сферы общественной сферы?
А.да 80%
Б.нет 0%
В. больше да, чем нет 20%
Г. больше нет, чем да 0%
9.Можно ли сказать, что экономические преступления являются менее распространенными, чем остальные?
А.да 35%
Б.нет 40%
В. больше да, чем нет 13%
Г. больше нет, чем да 13%
10.Преступления, совершаемые по ст.134 являются часто совершаемыми нежели преступления, совершаемые по ст.133?
А. да 40%
Б. нет 35%
В. больше да, чем нет 15%
Г. больше нет, чем да 10%

Выводы:

В опросе участвовали 40 человек. Выяснилось, что со стопроцентной уверенностью население ответило положительно на вопрос относительно роста совершения терактов в мире за последние пять лет, это подтверждается анкетой, а также освещается сми. 80 % из числа опрошнных считают, что дача, получение взятки являются самыми распространеными преступлениями в обществе, так как взяточничество присутствует практически в каждой сфере общественной жизни.

Г) Анкетирование на тему: оценка населением деятельности правоохранительных органов.

Актуальностьанкетирования: общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности органов внутренних дел имеет большое научное и практическое значение для организации обеспечения безопасности личности, общества, государства от противоправных посягательств. Так, общественное мнение и общественная критика существенно влияют на эффективность как управленческой, так и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности.

Своевременное реагирование полиции на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с ее деятельностью, способствует не только исправлению ошибок и предупреждению их нежелательных последствий, но и укреплению законности, служебной дисциплины, повышению и ответственности сотрудников милиции.

Критические предложения населения, направленные на выявление и устранение недостатков в сфере организации обеспечения общественной безопасности, являются действенным средством предупреждения и пресечения нарушений прав, свобод и законных интересов граждан.

Важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к полиции определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль полиции в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений.

Целью исследования является анализ структуры трудовой деятельности правоохранительных органов и ее влияния на безопасность населения страны.

Поставленная цель реализуется взадачах исследования. Ими является получение ответов на следующие вопросы:

Какова ситуация с защищенностью населения России от преступных посягательств, какова роль правоохранительных органов в ее обеспечении.

Приходилось ли наблюдать действия сотрудников правоохранительных органов при которых, на ваш взгляд, допускались нарушения прав человека.

Каковы основные факторы, порождающие дефекты трудовой деятельности работников правоохранительных органов.

Как дефекты трудовой деятельности работников полиции влияют на безопасность населения страны.

Взаимосвязь поставленных задач исследования позволяет по-новому взглянуть на проблему ослабления безопасности населения

Выводы:

Проведенные статистические наблюдения позволили сделать вывод о том, что в отношении респондентов к деятельности правоохранительных органов наблюдается несколько тенденций: негативно настроенные, положительно настроенные, сомневающиеся и равнодушные.

Более активно себя вели и проявляли интерес к улучшению положения на местах преимущественно работающие и студенты.

В тоже время, многие заявили, что не знают: растет ли преступность или снижается. Это свидетельствует о недостаточности представления населению правовой информации о состоянии преступности в регионе (30%). И совсем мало опрошенных считают, что преступность идёт на снижение.

На вопрос: «Доверяете ли Вы сотрудникам правоохранительных органов?» утвердительно ответили 15%. Не доверяют 17,5%.

Оценка деятельности правоохранительных органов проводилась используя вопросы: Оперативны ли правоохранительные органы? (с этим не согласились 40% респондентов); Считаете ли вы, что правоохранительные органы способны обеспечить общественный порядок и личную безопасность граждан от преступных посягательств? (47,5% опрошенных ответили утвердительно).

Большинство населения работу правоохранительных органов оценивают не очень положительно. О том, что правоохранительные органы эффективно исполняют свои функции считает 25% респондентов. По-другому думают 55% респондентов, считающих, что правоохранительные органы неэффективно исполняют свои функции.

Причем обосновывая это тем, что им самим приходилось наблюдать незаконные действия сотрудников правоохранительных органов – 40% и наблюдать действия сотрудников правоохранительных органов при которых допускались нарушения прав человека – 55%.

Д) Анкетирование на тему: преступность несовершеннолетних

(для опроса педагогов).

Актуальность анкетирования: преступность несовершеннолетних составляет примерно одну десятую часть всей преступности, однако ее тенденции и характеристики во многом определяют характер всей преступности. Преступность несовершеннолетних является резервом всей преступности. По экспертным оценкам 60% всех рецидивистов свое первое преступление совершили в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому изучение особенности преступности несовершеннолетних имеет важнейшее значение не только для анализа самой этой преступности, но и для понимания корней всей преступности.

Одним из негативных последствий современного переходного периода в России является снижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Экономические проблемы, переживаемые взрослыми, прямо сказываются на психологической обстановке в семьях. Это приводит к отстраненности родителей от воспитания своих детей, неблагополучию в семьях. Сохраняется устойчиво высокий уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних и состоящих по этой причине на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Фактически каждый двухсотый ребенок в стране оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям.

Основная цель исследования состоит в решении комплекса криминологических и организационных проблем теоретического и прикладного характера, связанных с анализом преступности несовершеннолетних и выработкой основных направлений борьбы с ней.

Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих исследовательских задач: определить состояние преступности несовершеннолетних; выявить влияние семьи по предупреждению преступлений несовершеннолетних; показать основные криминогенные факторы преступности несовершеннолетних; проанализировать современное состояние правового обеспечения предупреждения преступлений несовершеннолетних; изучить систему организации деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних и показать основные направления совершенствования этой работы в условиях современной действительности.

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах(%)
1. Является ли отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей?
А. да 75%
Б. нет 5%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 7,5%
2. Играет ли роль в формировании личности факт проживания в распавшейся или несозданной семье и проживание в полной семье, в которой пьянствует отец?
А. да 67,5%
Б. нет 20%
В. больше да, чем нет 7,5%
Г. больше нет, чем да 5%
3. Как вы считаете процесс снижения количества детей в семье способствует росту числа трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей?
А. да 32,5%
Б. нет 50%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 12,5%
4. Связана ли преступность несовершеннолетних с бедностью, обнищанием населения?
А. да 37,5%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 2,5%
5. Отражается ли постоянное общение с криминально настроенными членами семьи на направленности преступных посягательств подростков?
А. да 87,5%
Б. нет 7,5%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 0%
6. Отчужденность, конфликтные ситуации, отсутствие эмоциональных отношений в семье ведут к бесконтрольности и безнадзорности детей. Вы согласны?
А. да 75%
Б. нет 2,5%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 10%
7. Является ли дополнительным фактором развод родителей?
А. да 32,5%
Б. нет 52,5%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 2,5%
8. Оказывает ли решающее влияние эмоциональная атмосфера семьи на развитие эмоций и социальных чувств ребенка?
А. да 67,5%
Б. нет 15%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 5%
9.Бывает ли педагогическая несостоятельность родителей?
А. да 67,5%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 2,5%
Г. больше нет, чем да 0%
10. Является ли пьянство родителей одним из мощных неблагоприятных факторов, разрушающих душевное равновесие ребенка?
А. да 75%
Б. нет 2,5%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 5%

Выводы:

Проведя опрос среди педагогов в школе можно говорит о том, что наиболее распространенной причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни (75%).

В связи с этим следует признать, что в формировании личности подростков большую криминогенную роль играет как факт проживания в распавшейся или несозданной семье, так и проживание в полной семье, в которой пьянствует отец (67,5%).

То, что процесс снижения количества детей в семье способствует росту числа трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей считают 32,5%, а 50% не согласны с этим. Положение единственного ребенка таит потенциальную возможность для развития у него эгоизма, собственнических устремлений, корыстных мотивов поведения.

Преступность, в том числе несовершеннолетних, часто связана с бедностью, обнищанием населения, считают 37,5% опрошенных.

Постоянное общение с криминально настроенными членами семьи также отражается на направленности преступных посягательств подростков (87,5%).

В ходе опроса было выявлено, что одним из мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Из-за этого зловещего явления дети усваивают скверные примеры, сами в последующем воспроизводят этот семейный порок (75%).

Проведенное исследование также показало, что большинство родителей подростков, совершивших преступления, характеризуются педагогической несостоятельностью (67,5%). Родителей в таких семьях нельзя упрекнуть в злостном уклонении от выполнения своих обязанностей, однако работа с ними необходима, так как в педагогическом бессилии родителей коренятся многие неудачи.

Вопрос

Известно, что в 2010 г. было зарегистрировано 114 фактов захвата заложников и выявлено 112 лиц, совершивших это преступление. Определите репрезентативность выборки для изучения проблемы предупреждения захвата заложников в РФ, что вы считаете в данном случае генеральной совокупностью, количество уголовных дел о захвате заложников за год или количество захваченных за это время заложников?

На основе таблицы определить ошибку, если у 500 осужденных за грабеж 65 % совершили его вследствие материальной нужды, а при выборочном наблюдении было изучено 50 человек, среди которых удельный вес таких лиц оказался 25%.

Таблица 1

Вопрос

Таблица 1

Вопрос

Вопрос

Кафедра уголовного права

Дисциплина: Криминология

Добавить комментарий