Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности



В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового регулирования защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в РФ, поскольку механизм конкуренции является важнейшим показателем функционирования рыночной экономики и он должен находиться под защитой государства.

Ключевые слова: конкуренция, монополистическая деятельность, предпринимательская деятельность недобросовестная конкуренция.

Keywords: competition, monopolistic activity, entrepreneurial activity unfair competition.

Проблемы конкуренции в настоящее время остро стоят перед многими государствами, в том числе и перед Россией, ведь деятельность государства по содействию конкуренции оказывает прямое воздействие на важнейшие показатели социально-экономического развития государства, такие, как объем производства продукции, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировом рынке, объемы капиталовложений, прибыль компаний и их налоговые отчисления, на цены, на производительность труда и др.

Учитывая, что создание государственного контроля по обеспечению добросовестной конкуренции и процесс его развития в нашей стране фактически начались совсем недавно и с нуля (поскольку господствовавшая ранее командно-административная система управления экономикой исключала функционирование свободной конкуренции в хозяйственной деятельности страны), рассматриваемая проблематика еще не имеет полного освещения в научной литературе, доказательством чего служит и наличие пробелов в законодательной базе, требующей рассмотрения и совершенствования. Потому исследуемая тема, безусловно, является актуальной в настоящее время — в эпоху процесса глобализации мировой экономики, где ведущие позиции занимают крупнейшие транснациональные корпорации, определяющие основные пропорции мирового производства и сбыта .

С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но обязательно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ над другими. Люди склонны противостоять друг другу.

Вопросам развития конкуренции, влияния особенностей рыночных структур на поведение субъектов как на международном уровне, так и на уровне национальной экономики и ее отдельных секторов посвятили свои труды многочисленные ученые-экономисты, но стоит заметить, что наиболее существенный вклад в развитие теории конкуренции, возникновения и функционирования механизма, стратегий конкуренции, трактовка основных категорий и понятий, методов ведения конкурентной борьбы, методик оценки уровня конкурентоспособности предприятий, продукции и т. п., осуществили такие ведущие ученые, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, В. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Д. Нортон, Портер и другие исследователи.

Конкуренция является сложной экономической и правой категорией. Как уже отмечалось, главная ее составляющая — это состязательность, соревнование между хозяйствующими субъектами на рынке с целью максимального получения прибыли. Достижение такой цели возможно как законными, так и незаконными методами. В этой связи законодательство оперирует понятием «недобросовестная конкуренция»; противоположностью ей является «добросовестная конкуренция».

Легальное определение конкуренции содержится в п.765 ст. 4 Закона о защите конкуренции. В соответствии с ним, конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той же статье определяется и недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Понятие «добросовестная конкуренция» не получило законодательного закрепления, хотя именно на достижение состояния рынка добросовестной конкуренции и направлено правовое регулирование, именно она является одной из основ экономического строя Российской Федерации, закрепленной в Конституции РФ. Поскольку понятие недобросовестная конкуренция охватывает неправомерные действия хозяйствующих субъектов, очевидно, что добросовестная конкуренция — явление правомерное.

Если говорить о видах конкуренции, условно ее можно разделить на:

  1. Индивидуальную. В этом случае одни участник рынка получает лучшие условия существования за счет купли-продажи товаров и услуг;
  2. Местную. В этом случае на одной территории ютится сразу несколько (и больше) предпринимателей;
  3. Отраслевую. В этом случае фирмы одной отрасли конкурируют за сверхприбыль;
  4. Межотраслевую. В этом случае разворачивается борьба за каждого клиента.

Существует конкуренция совершенная и несовершенная.

Законодательством предусмотрены следующие виды недобросовестной конкуренции:

– распространение неточных, ложных сведений о товаре или производителе, которые могут причинить убытки или нанести вред деловой репутации;

– распространение информации, вводящей потребителей в заблуждение, некорректного сравнения аналогичных товаров;

– незаконное использование объектов интеллектуальной собственности;

– введение в заблуждение по поводу качеств товара, способа производства, производителей;

– демпинг (незаконные действия по занижению цены);

– незаконное распространение служебной информации, коммерческой тайны, которые могут дестабилизировать производство и т. д.

Рассмотрим теперь понятие монополии.

Монополия — это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям .

Самой главной мерой защиты конкуренции является законодательно установленный запрет на недобросовестную конкуренцию и определение конкретных действий, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренцию. За нарушение данного запрета предусматривается административная ответственность.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики — свободу конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции.

Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

– Соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами-участниками СНГ 12 марта 1993 г.;

– Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с правительствами иностранных государств.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ80 «О защите конкуренции». Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего, Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ80 «О естественных монополиях».

Также некоторые положения антимонопольного регулирования приведены в Кодексе об административных правонарушениях. Отдельные положения, защищающие субъектов хозяйственной деятельности от недобросовестной конкуренции, содержатся в Гражданском кодексе РФ (например, в ст.138 «Интеллектуальная собственность», ст.139 «Служебная и коммерческая тайна»), в Законе «О защите прав потребителей», «О рекламе» и других законодательных актах. Уголовно-правовое регулирование недобросовестной конкуренции располагается в разделе Уголовного кодекса , посвящённом преступлениям против экономической деятельности, поскольку непосредственным объектом преступления выступает свобода отношений в сфере предпринимательской деятельности.

В настоящее время российская экономика переживает перемены глобального характера. Действие санкций, введенных западными странами еще в 2014 году в стране из-за Крыма, которые периодически пополняются США, заставили представителей власти РФ иначе взглянуть на ситуацию. .

Рассмотрим основные проблемы развития конкуренции на примере города федерального значения Севастополь. В 2015 г. Губернатором города Севастополя было принято решение о внедрении в городе Севастополе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Данное решение закреплено в распоряжении Правительства Севастополя от 23.10.2015 No 837-РП «Об организации работы по внедрению в городе Севастополе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в соответствии с16 распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.201512 No 1738-р «Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»

В 2019 г., в сравнении с 2018 г., наблюдается небольшой рост количества хозяйствующих субъектов, что говорит о росте конкуренции на рынках товаров работ и услуг города Севастополя. Положительная динамика связана с благоприятными условиями, создаваемыми Правительством Севастополя на рынках товаров, работ и услуг города Севастополя. Таким образом, прирост организаций в 2019 г. в сравнении с 2018 г. был незначительным и составил 1,85 %, в то же время количество индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию, увеличилось на 4,32 %.

Приведем результаты опросов хозяйствующих субъектов и потребителей г. Севастополь за 2019 г. Проведенные исследования состояния конкурентной среды, а также наличия (отсутствия) административных барьеров в городе Севастополе обозначили следующие тенденции. Согласно опросам хозяйствующих субъектов, наиболее серьезными административными барьерами 2019 г. стали получение доступа к аренде государственного имущества, получение доступа к земельным участкам, сложность (затянутость) поставки участков и зданий на кадастровый учет, сложность (затянутость) регистрации прав собственности на земельные участки и здания. Необходимо обратить внимание, что административные барьеры, связанные с доступом к земельным участкам, государственному имуществу и решением вопросов кадастрового учета, и регистрации прав собственности, остаются самыми значимыми для севастопольского предпринимателя.

Только 6,5 % респондентов отметили отсутствие административных барьеров в принципе. 18 % опрошенных сказали о наличии непреодолимых административных барьеров при ведении текущей деятельности или открытия нового бизнеса, в 2018 году этот показатель составлял 8,1 %. Большинство опрошенных — 74 % отметили, что административные барьеры есть, но их можно преодолеть.

Таким образом, респонденты стали четко идентифицировать возникающие административные барьеры и соответственно их обозначать при анкетировании. Также это связано с тем, что бизнес-сообщество города Севастополя уже полностью адаптировалось в правовом поле Российской Федерации. Процент опрошенных предпринимателей в 2018 г., считающих, что преодоление административных барьеров возможно без существенных затрат составил 29 %, что на 3 % больше чем в 2019 г. Оценивая мониторинговые данные оценки преодолимости административных барьеров, можно сделать вывод, что барьеры на рынках города Севастополя есть, но они преодолимые.

В 2019 г. (48 %) по сравнению с 2017 годом (33 %) и 2018 годом (24 %) увеличилось число тех, кто считает, что административные барьеры преодолеваются при значительных затратах. Данная тенденция закрепилась на три мониторинговых периода (с 2017 по 2019 годы). Оценивая, как изменились административные барьеры в течение последних двух лет, надо сказать, что половина опрошенных предпринимателей отметили, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, нежели ранее.

Что касается приоритетных направлений деятельности по развитию конкуренции, 34 % опрошенных отметили важность того, чтобы одна компания не начинала полностью диктовать условия на рынке другим участникам, также более востребованным является обеспечение увеличения количества субъектов малого и среднего бизнеса (23 %), за 2018 г. этот показатель составил 3 %. Следует отметить актуальность данного вопроса, так как согласно статистическим данным, количество субъектов предпринимательской деятельности в регионе увеличивается за последние три года.

Сокращение государственных предприятий, оказывающих услуги населению, за счет появления новых коммерческих предприятий и помощь начинающим предпринимателям важны для 14 % опрошенных. В 2018 г. на первом месте среди приоритетных направлений деятельности по развитию конкуренции было обеспечение добросовестной конкуренции (32,3 %) и помощь начинающим предпринимателям (24 %). Что касается обращений за защитой своих прав в надзорные органы, то подавляющее число опрошенных предпринимателей (63 %) сказали, что не обращались за защитой своих прав как предприниматели в надзорные органы. 37 % ответивших обращались за защитой своих прав как предприниматели в надзорные органы.

Тенденция анализа мониторинговых данных по обращениям за защитой своих прав в надзорные органы свидетельствует об увеличении обращений в три раза за анализируемые периоды. Лишь 2 % опрошенных заявили об очень высокой конкуренции на рынках, в 2018 году этот показатель был незначительно ниже — 1 %. 16 % отметили, что ведут свой бизнес в условиях высокой конкуренции, 4 % сказали, что ведут свой бизнес в условиях умеренной конкуренции. О том, что их бизнес работает в условиях слабой конкуренции ответили треть опрошенных (36 %). Об отсутствии конкурентов заявили 31 % опрошенных.

Оценивая мониторинговые данные оценки условий ведения бизнеса, оказалось, что количество респондентов, работающих в условиях высокой конкуренции снизилось и повысилось количество тех, кто работает в условиях слабой конкурентной среды. В 2019 г., как и в 2018 г., все ответившие предприниматели высказали свою оценочную позицию касательно условий ведения своего бизнеса.

Указанные данные свидетельствуют об усилении рыночных позиций севастопольского бизнеса, освоении новых ниш, повышении качества товаров и услуг, а также уровне менеджмента, позволяющего обеспечить конкурентное предложение в сравнении с материковыми компаниями.

Литература:

Осознание созидательной силы конкуренции, приводящей к снижению издержек производства, быстрому обновлению ассортимента продукции, улучшению ее качества и тем самым повышению конкурентоспособности данной продукции и фирмы, ее производящей, побуждает государство обеспечить ее правовую защиту путем разработки законодательства, ограничивающего монополистическую деятельность.

Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей формируется во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование — комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство появилось с переходом к рыночной экономике. Основополагающим антимонопольным законом является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Основополагающим в законе является определение области фактической конкуренции, то есть товарного рынка, под которым понимается сфера обращения товара, не имеющих заменителей, или взаимозаменяемых товаров на территории России.

Установление доминирующего положения на рынке влечет за собой включение хозяйствующих субъектов в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов. Пресечением монополистических проявлений и обеспечением развития конкурентно-рыночных отношений занимается Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации (МАП РФ).

Закон запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предпринимать действия, которые могут ограничить конкуренцию или ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. К таким действиям относятся: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных ему или не относящихся к предмету договора; включение в договор дискриминирующих условий; создание препятствий доступу (выходу из) на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами.

Запрещаются любые соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, наценок; повышение,

снижение цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или покупок, по ассортименту товаров; ограничение доступа на рынок либо устранение с него хозяйствующих субъектов, отказ от заключения договоров с конкурентными продавцами или покупателями.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, в том числе устанавливать запреты на определенные виды деятельности в какой-либо сфере; вводить запреты на продажу товаров из одного региона в другой; давать указания о первоочередной поставке товаров или о приоритетном заключении договоров. Запрещается необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и предоставлять налоговые или иные льготы.

Для предупреждения подобного положения дел, государством осуществляется предварительный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений и предприятий. Для получения согласия на создание таких организаций в антимонопольный орган представляются учредительные документы. В свою очередь, антимонопольный орган осуществляет контроль за приобретением контрольного пакета акций, паев, долей участия.

В целях пресечения недобросовестной конкуренции вводится государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в Государственный реестр. Такие предприятия-монополисты обязаны декларировать повышение свободных цен на продукцию, по которой они являются монополистами. То есть они должны объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новую цену и дату ее введения в действие в органах ценообразования. При этом предприятия-монополисты представляют следующие данные:

— предлагаемое изменение цен;

— калькуляцию себестоимости продукции с расшифровкой удорожания
затрат;

— объем производства в предыдущем и текущем годах;

— достигнутый и планируемый размеры прибыли от реализации,
фактическую рентабельность;

— обоснование причин изменения цен.

Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, государственные субсидии.

Антимонопольное законодательство основывается на К РФ, ГК и состоит из ФЗ «о защите конкуренции», ФЗ, регулирующих отношения, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ФЗ. Основные ФЗ: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на финансовых рынках».

Функции ФАС:

1) обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти, органами МСУ, иными осуществляющими их функции органами и организациями, государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, ф/л;

2) выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению его нарушения и привлечению к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства указанными субъектами;

4) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных ФЗ.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ

ПП РФ «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 №331 (в редакции от 28.22.1006)

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на норма КРФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных НПА.

В КРФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка:

1) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

2) вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

3) определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ;

4) не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.

Международные договоры РФ (РФ как правопреемница СССР является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и др.).

ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.

Цели ФЗ «О защите конкуренции» — обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Действие ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные ю/л, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ, иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, ф/л, в том числе ИП.

ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

Хозяйствующий субъект — ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Положения ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на группу лиц, которой признаются:

Подзаконные НПА развивают отдельные положения антимонопольного законодательства (постановления Правительства РФ и приказы ФАС РФ).

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (Глава 8 ФЗ «О защите конкуренции»)

Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы МСУ (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Добавить комментарий