Аудит банка России

50. Отчетность и аудит ЦБ РФ

Порядок предоставления отчетности ЦБ РФ регулируется ст. 24–26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Отчетный период (отчетный год) ЦБ РФ устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет ЦБ РФ , который включает в себя:

•?отчет о деятельности ЦБ РФ, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных ЦБ РФ, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

•?анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации;

•?аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

•?заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

• годовую финансовую отчетность ЦБ РФ.

Кроме того, ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях ЦБ РФ.

После утверждения годовой финансовой отчетности ЦБ РФ его Советом директоров, Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоги и сборы уплачиваются ЦБ РФ и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Процедура проведения внешнего аудита деятельности Банка России включает в себя следующие моменты:

•?Национальный банковский совет:

– до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

– определяет аудиторскую организацию, которая будет проверять ЦБ РФ;

•?ЦБ РФ обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором оказания аудиторских услуг предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

МОСКВА, 14 мая. /ТАСС/. Годовой отчет Банка России за 2019 год направлен в нижнюю палату парламента, следует из сообщений на сайте регулятора.

«Представленный в Государственную Думу документ будет рассматриваться на пленарном заседании нижней палаты парламента. Госдума также направляет годовой отчет Банка России президенту и в правительство Российской Федерации», — указано в сообщении.

Отчет отражает приоритеты Банка России и решения, которые принимал мегарегулятор для обеспечения ценовой и финансовой стабильности и развития финансового рынка страны.

Финансовые показатели

По итогам 2019 года ЦБ получил убыток в размере 182,6 млрд рублей против 434,7 млрд рублей годом ранее, следует из отчета.

Объем активов ЦБ РФ по итогам прошлого года достиг 40,5 трлн рублей, что на 2,9% больше, чем годом ранее. При этом величина активов Банка России в иностранных валютах и золоте за 2019 год выросла на $85,1 млрд.

Как следует из отчета, основным фактором роста стали сделки по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, которые совершались регулятором в связи с приобретением у него иностранной валюты Федеральным казначейством в рамках бюджетного правила. Другими факторами роста объема активов являлись изменение цены золота за период и покупка золота у российских кредитных организаций. Увеличение активов также связано с притоком клиентских средств на счета в Банке России.

ЦБ РФ также получил в 2019 году доход от участия в капитале Сбербанка (до начала апреля 2020 года регулятор владел половиной всех акций госбанка) в размере 180,7 млрд рублей. Все средства, согласно законодательству, были направлены в бюджет Российской Федерации.

Остаток задолженности кредитных организаций по депозитам

Остаток задолженности кредитных организаций по депозитам, предоставленным Банком России в рамках финансового оздоровления через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС), на 1 января 2020 года составил 1,7 трлн рублей.

«Остаток задолженности кредитных организаций по депозитам, предоставленным Банком России в рамках финансовой помощи в соответствии с утвержденными планами участия Банка России, за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, был равен 1706,4 млрд рублей (без учета начисленных процентов)», — говорится в материале.

При этом остаток задолженности АСВ перед Банком России по кредитам, полученным для осуществления мер по предупреждению банкротства банков, составлял 1,08 трлн рублей на конец 2019 года. Суммарная стоимость активов банков, в отношении которых утверждены планы участия Банка России или АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства, составила 7,3 трлн рублей, или 7,5% от показателя по всему банковскому сектору. Доля кредитов нефинансовым организациям, предоставленных указанными банками, составила 7,5%, кредитов физическим лицам — 2,7%, привлеченных средств населения — 3,8%. При этом на долю банков, меры по предупреждению банкротства которых осуществляются с участием Банка России, приходится 4,5% активов банковского сектора, 5,3% корпоративных кредитов, 1,5% кредитов физическим лицам и 2,2% вкладов населения.

Также на начало 2020 года на санацию банков было предоставлено 2,4 трлн рублей средств ФКБС. Из них на приобретение акций было выделено 697,2 млрд рублей, на предоставление денежных средств в депозиты — 1,7 трлн рублей, на приобретение паев закрытых паевых инвестиционных фондов (комбинированный «Специальный») — 3,9 млрд рублей.

Фальшивомонетчики

Согласно отчету, уровень фальшивомонетничества в России в 2019 году сохранился на низком уровне — на 1 млн банкнот пришлось семь фальшивых.

«Уровень фальшивомонетничества в 2019 году остался стабильно низким, составив, как и в 2018 году, семь подделок на 1 млн банкнот, находящихся в обращении», — указано в документе.

Также в отчете отмечается, что в прошлом году в банковской системе РФ были обнаружены, изъяты из платежного оборота и переданы в органы внутренних дел более 41,3 тыс. поддельных банкнот, из которых 28,6 тыс. приходятся на купюры номиналом 5 тыс. рублей и 8,6 тыс. рублей на банкноты номиналом 1 тыс. рублей. При этом доля пятитысячных подделок сократилась на 2,8 процентных пункта, до 69,3%.

По данным ЦБ, наибольшее количество подделок выявлено в Центральном федеральном округе, наименьшее — в Дальневосточном федеральном округе.

Операции по картам «Мир»

Объем операций по картам «Мир» в 2019 году увеличился более чем в 1,6 раза и составил 17,5 трлн рублей. При этом количество таких операций выросло в 1,7 раза, до 9,2 трлн.

Число выпущенных карт «Мир» к началу года составляло примерно 73 млн карт, что в 1,4 раза больше, чем годом ранее. Таким образом, доля карт системы «Мир» за год увеличилась с 19,2% до 25,2% в общей эмиссии платежных карт в России.

В отчете отмечается, что продвижение карт национальной платежной системы «Мир» является одним из приоритетных направлений для Банка России в области развития платежной системы. Так, на конец 2019 года участниками платежной системы «Мир» являлись 298 банка, из которых 288 осуществляли прием национальных платежных инструментов в своей инфраструктуре, 158 — их эмиссию.

Помимо этого, в 2019 году клиенты 42 банков получили возможность оплачивать покупки с помощью мобильного бесконтактного платежного приложения Mir Pay, являющегося собственной разработкой Национальной системы платежных карт (НСПК, оператор национальной платежной системы «Мир»).

Численность персонала

Численность персонала Банка России в 2019 году уменьшилась на 1,2 тыс. человек (или на 2,4%), до 49,4 тыс. сотрудников.

«В целом в результате проведенной работы численность персонала Банка России уменьшилась на 1,2 тыс. человек, или на 2,4%, и составила 49,4 тысячи человек», — сказано в отчете.

В документе уточняется, что в минувшем году регулятор продолжил работу по оптимизации численности персонала, связанную, в том числе, с новым этапом централизации. «В организационном развитии акцент был сделан на совершенствовании процессов на региональном уровне и развитии подразделений, выполняющих межрегиональные функции. Оптимизирована численность бухгалтерских, операционных подразделений, а также подразделений безопасности и работы с персоналом, хозяйственно-эксплуатационных и административных подразделений. Завершилась централизация функций надзора за некредитными финансовыми организациями, продолжилась централизация финансового мониторинга и валютного контроля», — говорится в отчете.

Добавить комментарий