Аудитивная оценка голоса

При определении характерных особенностей голоса особое внимание обращается на:

— его интенсивность – …..

— характер голособразования и атаку голоса – …..

— тональность звучания – ….

— тембр –…..

Логопед изучает качество звучания измененного голоса – охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения.

Исследование проводят с использованием различного речевого материала:

— изолированных звуков, слогов, слов, предложений

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— вопросно-ответной формы речи

— чтения ритмизированных и произаических текстов.

Обследование детей требует особого подхода. Дошкольники и даже младшие школьники обычно не осознают нарушений своего голоса, они как бы «не слышат» себя и никаких жалоб не предъявляют, ничего определенного о развитии своего дефекта рассказать не могут. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги.

Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата.

Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании. Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения.

Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.

В.И. Филимонова (1990) предложила методику исследования состояния голоса дошкольников:

1. Проверка акустических характеристик голоса (высоты, окраски звука) и интонации при произнесении как изолированных гласных, согласных, так и их сочетаний.

Изолированные гласные предлагаются в следующей последовательности: . Именно при такой последовательности увеличивается плотность смыкания голосовых складок (на охриплость может не появиться, а на – появится). Кроме того, увеличивается возвратный импеданс – соотношение надскладочного и подскладочного давления воздушной струи.

Изучение особенностей произнесения звуков происходит в условиях их многократного звучания (например, укачивания куклы «а-а-а» и т.п.), во время которого легко выявляется интонационная характеристика голоса:

– проверяется при выполнении ребенком инструкции: «Как нужно укачивать куклу!». В случае если он не может самостоятельно выполнить задание, логопед показывает необходимые движения и произносит «а-а-а», затем просит ребенка повторить их;

– в ответ на инструкцию: «Покажи, как стонет человек, у которого что-нибудь болит»;

– при выполнении задания: «Покажи, как звучит самолет в воздухе»;

– при повторении вслед за логопедом коротких слов эй, это, эхо;

– в ответ на просьбу: «Покажи, как кричит маленький ослик».

Аналогичным способом проверяются характеристики голоса при выполнении следующих инструкций – «Покажи,

как рычит собака, если ей что-нибудь не нравится» – ;

как звенит комар – ;

как жужжит жук весной – ;

как лает собака, когда не подпускает чужих к дому – ;

как вздыхает старенькая бабушка – ;

как мычит корова – ;

как мычит теленок, который потерял маму – (жалобно) ;

как пищат мышки (тихо) ;

как мурлычет взрослый кот – ;

как мяукает маленький котенок – ;

как кричит петушок – ;

как тикают часики – .

В каждом случае, когда ребенок затрудняется в выполнении задания, логопед показывает ему образец.

2. Произнесение слов, обозначающих название той или иной предметной картинки. При выборе картинок учитывается максимальный набор в их названиях гласных и сонорных: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.

3. Повторение за логопедом коротких фраз типа: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон.

4. Произнесение тех же фраз с различной интонацией – утвердительной, вопросительной и восклицательной.

5. Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах. Например: Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? Мама мыла Милу?

6. Чтение наизусть коротких стихотворений:

Мама мыла Милу мылом, Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло не любила. Мила мыло уронила,

Уронила Мила мыло, Уронила Мила мыло,

В мыльной пене утопила. Мишку Мила не домыла.

Маланья-болтунья Марину и Милу

Болтала, выбалтывала, Малина манила,

Да не выболтала. Марине и Миле

Малина мила.

Ла-ла-ла Лу-лу-лу Ул-ул-ул

Мила пол мела. Слава взял пилу. Михаил уснул.

7. Инсценирование сказок с целью проверки умения детей передавать голосовыми реакциями характер персонажей и интонационно оформлять собственную речь. Можно использовать русские народные сказки «Три медведя», «Волк и козлята», сказку В. Сутеева «Кто сказал мяу?» и др. Между детьми распределяются роли: они в соответствии с сюжетной последовательностью рассказывают сказку, при этом каждый должен имитировать голос персонажа.

Очень важные сведения о состоянии голоса ребенка и о владении им интонацией дают наблюдения за его поведением и во время собственно логопедических занятий, и в среде сверстников – в процессе игр, на прогулках, в различные режимные моменты, т. е. в любой непринужденной ситуации и в беседах на различные доступные ребенку темы.

При достаточно большом количестве известных в настоящее время инструментальных и объективных методов исследования, аудитивный метод оценки голоса по-прежнему остается главным и ведущим. Тренированное ухо специалиста способно улавливать малейшие оттенки нарушенного голоса, по которым ставится диагноз, часто более точный, чем при клиническом обследовании.

Кроме оценки собственно голоса логопед также проводит:

Изучение дыхания

— тип дыхания (………………………….) – при наблюдении в процессе общения.

— координированность вдоха и выдоха

— их характер (через нос или рот, частоту вдохов)

— распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи

Для оценки фонационного дыхания, выносливости голоса определяется время максимальной фонации. Этот простой и легко выполнимый тест позволяет судить о состоянии голосовой щели. Известно, что продолжительность тона зависит, с одной стороны, от дыхания, а с другой – от тонуса голосовых складок. Время нормальной фонации – от 15 секунд. Уменьшение времени фонации свидетельствует о снижении тонуса голосовых складок, несформированности дыхательной опоры.

Определение времени максимальной фонации проводится следующим образом: испытуемому предлагается после вдоха длительно и без напряжения фонировать гласные на удобном для него уровне громкости и высоты. Измерение проводится при помощи электронного секундомера последовательно для гласных «а», «о», «и».

Изучение речевого слуха (Е.Л. Черкасова – электрон. хрестоматия):

1. восприятие ритмов и темпов

2. различение звукокомплексов, слогов по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность (фонетический слух)

— хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», если услышишь громкие звуки,

— движения руки, соответствующие понижению или понижению голоса учителя-логопеда,

3. развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

— речевого темпа: выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом,

— тембра речевых звучаний: определение тембра мужского, женского и детского голосов,

4. фонематический слух

Обследование строение артикуляционного аппарата и его моторики. Описывается состояние губ, зубов, языка, твердого и мягкого неба, наличие или отсутствие напряжения, истощаемость движений, объем, изменение темпа и плавности, появление синкинезий. Для обследования двигательной функции артикуляционного аппарата используются общеизвестные логопедические пробы. На этих же заданиях проверяется умение найти предложению позу (по речевой инструкции, по подражанию, перед зеркалом) и умение удержать заданную позу. При отсутствии анатомо-физиологических нарушений отмечается, что артикуляционный аппарат в норме.

АНКЕТА ПО ОПИСАНИЮ СУБЪЕКТИВНЫХ КАЧЕСТВ ГОЛОСА

В ПЕРИОД ЕГО НАРУШЕНИЯ

1. Пол

2. Возраст

3. Специальность

4. Стаж работы по специальности

5. Какие ощущения возникали у Вас при нарушении голоса? (першение, боль, охриплость, потеря голоса, быстрая истощаемость, изменение высоты голоса, другое)

6. Как часто возникают у Вас подобные состояния?

7. В каких случаях данные ощущения проявляются наиболее ярко? (речь, пение, шепот, молчание, другое).

8. На Ваш взгляд, каковы причины подобных изменений?

9. К каким средствам Вы прибегаете для улучшения качеств голоса для решения возникших проблем?

АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ГОЛОСОВЕДЕНИЕМ.

Уделите несколько минут, чтобы ответить на следующие вопросы. При ответе оценивайте не сегодняшний день, а Вашу общую ситуацию и настроение.

Утверждения

Никогда

Время от времени

Часто

Я не простужен(а), но у меня часто возникает хрипота.

Я чувствую утомление после длительного разговора.

Я ощущаю чувство «Комка в горле».

У меня возникает необходимость откашляться.

Я перестал(а) попадать в ноты при пении

Я беспокоюсь, не простужен(а) ли я.

У меня возникает чувство сухости во рту и горле.

Я не могу говорить громко, как другие.

Из-за трудностей с голосом я становлюсь менее общительным(ой).

Мой голос иссякает во время разговора.

Я курю или длительное время нахожусь в задымленном помещении.

Я пью больше черный чай, кофе, алкоголь, чем воду, соки, другие чаи.

Мне приходиться говорить в холодных, пыльных или шумных помещениях.

Я чувствую себя утомленным(ой) и вялым(ой).

В случае положительных ответов на указанный ряд вопросов следует обратится к врачу – фониатру и при необходимости пройти курс фонопедических занятий.

Скрининг-тест

  • Ваш голос стал охрипшим или грубым.
  • Вам постоянно приходится прокашливаться, перед тем как заговорить или в течение разговора.
  • Ваш голос слабый и невыразительный, и требуются большие усилия во время разговора.
  • Диапазон Вашего голоса сузился.
  • Люди постоянно спрашивают Вас, не простудились ли Вы, тогда как вы здоровы.
  • Вы чувствуете боль при глотании.
  • Вас беспокоит затруднение прохождения пищи или жидкости при глотании.
  • Вы курите более 5 лет.
  • Вы чувствуете напряжение или боль при голосообразовании.
  • Периодически или постоянно Вы «теряете голос».

При наличии хотя бы одного из ниже описанных признаков Вам необходимо проконсультироваться и лечиться у оториноларинголога-фониатра.

Тест на определение качества жизни, связанного с голосом

Для того, чтобы определить насколько хорошо работает ваш голосовой аппарат, мы предлагаем ответить на вопросы теста, разработанного центром здоровья Мичиганского университета (США)

Инструкции

Вам предлагается ответить на 10 вопросов, касающихся голосовых проблем. Для того, чтобы ответы были достоверными, необходимо подумать, как часто Вы сталкиваетесь с подобными проблемами и насколько они кажутся Вам серьезными.

Оценка серьезности проблемы осуществляется по 5 бальной шкале, где 5 баллов отражают наибольшее из всех возможных вариантов.

1 балл — я не имею никаких проблем

2 балла — проблемы единичны

3 балла — проблемы существуют, но их не так много

4 балла — частые проблемы

5 баллов — проблемы постоянно

Пожалуйста, оцените каждое утверждение в баллах, поместив в соответствующую им графу галочку V или крестик x.

№ п/п

Из-за состояния моего голоса…

Оценка состояния в баллах

…мне сложно говорить громко и я боюсь быть не услышанным в шумной обстановке

…при разговоре мне не хватает дыхания и возникает потребность чаще делать вдох

…каждый раз, когда заговариваю, я не знаю точно, будет ли мой голос звучным

…я обеспокоен, расстроен

…я в депрессии

…при разговоре по телефону меня очень плохо слышно

…я имею проблемы в профессиональной сфере

…я избегаю появляться в обществе

…я должен повторять ранее сказанное, чтобы окружающие меня расслышали

…я стал меньше говорить

Интерпретация результатов теста

Количество баллов

Оценка результата в %

до 10

100 (превосходное качество жизни)

75 (достаточно хорошее качество жизни)

50 (среднее качество жизни)

25 (низкое качество жизни)

0 (максимально низкое качество жизни)

* для профессионалов голоса в случае получения 5 баллов при ответе на вопрос № 7 оценке качество жизни интерпретируются как низкое.

С первых фраз, произнесенных в кабинете, можно составить представление о качестве голоса, о возможных вариантах:

  • нарушения громкости
  • нарушения качества звучания (нарушение дыхания, жесткость, грубость и прерывистость голоса, напряженность и др.)
  • изменения высоты голоса.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Аудитивная оценка голоса.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Аудитивная оценка голоса.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Аудитивная оценка голоса.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Введение

Прежде чем разбирать подробно такой сложный процесс, как мастеринг, нужно хотя бы примерно определить, что же это такое и для чего нужно. Зачастую многие музыканты, любительски занимающиеся обработкой звука, и начинающие звукорежиссеры не относятся серьезно к мастерингу, не понимая собственно, для чего он нужен. Я слышал даже такое определение, что мастеринг нужен для того, чтобы исправить ошибки сведения! Это не совсем так. Во время мастеринга конечно исправляются некоторые ошибки сведения, но эта фонограмма уже считается браком и может быть отправлена на пересведение, так как не все ошибки можно исправить… Это уже на совести звукорежиссера, который занимался сведением. Основная же задача мастеринга – подготовить фонограмму или несколько фонограмм к коммерческому тиражу. То есть это процесс как технический, так и художественный. Начиная от приведения фонограммы к единым техническим стандартам и заканчивая художественными изменениями звучания, чтобы фонограммы на диске звучали как единый альбом!

Единый процесс мастеринга можно разделить на несколько составляющих: предварительный анализ фонограммы, эквализация, компрессия, работа со стереобазой, работа с эксайтером, создание акустического пространства фонограммы, максимизация, дизеринг и запись на диск. Этих этапов может быть как намного больше, так и меньше, некоторые могут не понадобиться, а без некоторых, наоборот, не обойтись. Самое главное понять, что мастеринг для каждой фонограммы обязательно должен быть индивидуален, так как это такой же творческий процесс, как и написание самой музыки.

Анализ фонограммы

Прежде чем приступить непосредственно к мастерингу фонограммы, всегда необходимо для начала ее проанализировать. Анализ фонограммы позволит вам выявить все ее недостатки и дефекты и позволит иметь представление о том, как вы будете работать с этой фонограммой дальше. Так же при анализе фонограммы могут выявиться такие дефекты, которые невозможно исправить. В таком случае фонограммы обычно возвращают заказчику с отказом от выполнения работы.

Существует несколько способов анализа фонограмм:

  • Слуховой анализ позволит вам выявить дефекты и изъяны фонограммы, которые отчетливо воспринимаются на слух. Это могут быть щелчки, шумы, долговременные искажения сигнала, маскировка одного инструмента другим и т.п.
  • Визуальный анализ. Визуальным анализом называют визуальное отображение волновой формы вашей фонограммы в окне программы-редактора. С помощью визуального анализа можно выявить недостатки, которые нельзя выявить на слух. Это могут быть кратковременные перегрузки цифрового сигнала, которые отображаются красным индикатором на регуляторе уровня, так же кратковременные щелчки и выпадения сэмплов и многое другое.
  • Спектральный анализ. Это анализ с помощью спектроанализатора. Этим способом можно увидеть провалы и подъемы полос частот. Я крайне не рекомендовал бы вам работать с mp3 файлами, но если вы все же будете работать с ними, то вы должны быть готовы к тому, что у фонограммы будет завал на высоких частотах и от него невозможно будет избавиться.
  • Фазовый анализ. Одно из обязательных технических условий мастеринга – это полная моносовместимость сигнала. То есть в фонограмме не должно быть противофаз. Фазовый анализ как раз и позволяет выявить противофазы в вашей фонограмме. Произвести фазовый анализ можно с помощью коррелометра. Коррелометр – это прибор, который отображает информацию о фазовом соотношении левого и правого каналов стереосигнала. Мелкое хаотичное движение метки около нуля означает идеальное соотношение фаз левого и правого каналов. Смещение метки в сторону +1 характерно для хорошо сбалансированной фонограммы. А вот смещение метки в сторону -1 означает наличие противофаз, то есть при воспроизведении этой фонограммы в моно режиме, произойдет изменение баланса компонентов фонограммы, все противофазные сигналы не будет слышно. Некоторые звукорежиссеры используют прием противофазного воспроизведения моносигнала. Звучит это действительно красиво, добавляется объем, фонограмма расширяется, но такая фонограмма сразу же становится мононесовместимой! При воспроизведении такой фонограммы по радио или по телевизору, на котором только один динамик, вы услышите совсем не то, что слышали в студии. Следует так же помнить, что пользуясь любыми расширителями стереобазы, мы смещаем по фазе один из каналов, поэтому пользоваться такими приборами нужно очень осторожно, и обязательно с включенным коррелометром.

Очень важно выявить все дефекты фонограммы в самом начале мастеринга. Если же вы обнаружите тот или иной дефект в середине или в конце работы, то всю работу придется начинать сначала. Существует три основных вида дефектов фонограммы:

  • Шум. Шумом называется сигнал, присутствующий в фонограмме, но не связанный с ней и мешающий ее нормальному восприятию. Шумы бывают полезные и паразитные. К полезным шумам относятся, например, шум педали рояля, шуршание пластинки или магнитофонной ленты, звук трения пальцев о струны гитары на грифе и тому подобные шумы. Полезные шумы могут носить случайный характер, а могут использоваться для придания фонограмме некоторого художественного оттенка. Например, шум пластинки придаст фонограмме небольшой ретро-оттенок, а шуршание людей в зале и в оркестровой яме погрузит слушателя в атмосферу зрительного зала. К паразитным же шумам относятся все остальные шумы, никак не относящиеся к вашей фонограмме (стройка за окном студии, скрип педали большого барабана или хай-хета и т.п.)
  • Искажения. Искажением называется сигнал, присутствующий в фонограмме, связанный с ней, но мешающий ее нормальному восприятию. Бывают нелинейные искажения, частотные, временные и т.д. Самый распространенный вид искажений – это нелинейные. Они имеют вид гармоник, которые возникают вследствие перегрузки цифрового сигнала, и воспринимаются на слух как неприятный скрежет и шелест. От искажений избавиться очень сложно, а от нелинейных искажений вообще невозможно, поэтому если вам в руки попала такая фонограмма, то она либо останется с искажениями, либо возвращается заказчику.
  • Импульсные помехи. К импульсным помехам относятся кратковременные перегрузки, щелчки и т.п.

Итак, приступим непосредственно к анализу. Лично я для мастеринга пользуюсь программами Wave Lab 6 и Adobe Audition 3. Обе они хороши по-своему, в каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому я не буду сейчас начинать вечный спор о том, какая программа лучше. Я просто приведу пример анализа фонограммы на этих программах, а дальше каждый будет работать на том продукте, к которому он привык, и который для него самый лучший в мире!

Как в Wave Lab так и в Adobe Audition существует функция глобального анализа фонограммы. С помощью глобального анализа можно получить практически все технические данные о фонограмме. Это максимальный и минимальный уровни сигнала, среднеквадратическая громкость (RMS), сведения о действительной разрядности файла, средний тон фонограммы, сведения об ошибках, выпадениях сэмплов, динамическом диапазоне и др. Чтобы выполнить глобальный анализ трека в программе Wave Lab 6 нужно в меню Analysis выбрать пункт Global Analysis. В Adobe Audition 3 эта функция находится в меню Window и носит название Amplitude Statistics.

Помимо этого анализатора в этих программных продуктах так же есть Volume/Pan Meter, Frequensy Analysis и Phase Analasis (Phase Scope). Их можно найти в тех же меню. С их помощью можно наблюдать частотный спектр фонограммы, соотношения фаз и уровней левого и правого каналов, уровень сигнала в каналах и среднеквадратическую громкость.

Итак, анализ фонограммы закончен, дефекты и недостатки выявлены и можно приступать непосредственно к самому процессу мастеринга. И начнем мы его с эквализации.

Проведение аудитивно-лингвистического исследования предполагает:

— проведение слухового анализа, в ходе которого эксперт, исходя из
языковой компетенции и собственного опыта речевой коммуникации, распознает речевое сообщение и оценивает свойства голоса, индивидуальной манеры речи и речевого поведения говорящего;

— проведение анализа языковых признаков речевого высказывания, в
ходе которого эксперт на основании совокупности своих специальных познаний слуховым и лингвистическим методами определяет особенности индивидуальных языковых и речевых навыков говорящего, его интеллектуальные способности и особенности изложения мыслей, сложившуюся артикуляционную базу, эмоционально-стилистическую окраску речи.

Большое значение имеют при этом слуховой опыт эксперта, его «наслышанность», качество слуховой памяти в отношении не только фонетических признаков речи, но и разнообразных акустических явлений.

Для исключения ошибок эксперта, а также для объективизации его оценок в системе «Диалект» создан эталонный массив особенностей устной речи на русском языке, содержащий звуковые иллюстрации и справочную текстовую информацию. В ходе исследования эксперт прослушивает эталонные сигналы, сопоставляет с ними исследуемые фонограммы и таким образом определяет значения признаков речи.

Рис.18. Блок-схема аудитивно-лингвистического анализа речи

Аудитивно-лингвистические признаки устной речи

Достоинство данных признаков заключается в том, что эксперт при их выявлении способен улавливать тончайшие нюансы звучания речи, оценивать различия, неподдающиеся инструментальному анализу. Эксперт сравнительно легко адаптируется к высокому уровню помех и искажений, которые часто имеют место в спорных фонограммах. Но для адекватного и максимально объективного определения значений аудитивно-лингвистических признаков большую роль играет эталонный массив особенностей речи. Особенно важен он для определения значений собственно аудитивных признаков (например, отражающих характеристики голоса или облика говорящего) и значений фонетических признаков, характеризующих отклонения от нормативного произношения.

В общем виде процесс выявления аудитивно-лингвистических признаков устной речи с помощью эталонного массива звукозаписей можно определить следующим образом.

Для описания значения некоторого признака эксперт вызывает из памяти компьютера анализируемую фонограмму, прослушивает ее (целиком или отдельные фрагменты) и проводит попарное слуховое сравнение со звучащими речевыми эталонами, которые являются иллюстрациями проявления данного признака в устной речи. При этом на экран дисплея выдается текстовое описание соответствующих лингвистических особенностей, при необходимости — фонетическая транскрипция и другая справочная информация.

Значением признака является такая характеристика его проявления, которую в своем слуховом пространстве восприятия эксперт признает ближайшей к анализируемой особенности. Это значение фиксируется экспертом и автоматически заносится в протокол раздельного анализа. Далее эксперт переходит к исследованию следующего признака. Таким образом, выявление аудитивно-лингвистических признаков сводится к психофизическому определению стимулов методом парного сравнения. Этот метод признается наиболее свободным от влияния побочных факторов на качество психофизической оценки и позволяет провести исследования максимально объективно разными экспертами в различные моменты времени, обеспечивая воспроизводимость результатов слухового анализа .

Рис. 19. Структура аудитивно-лингвистических признаков

Изучение звучащей речи должно проводиться по всем элементам, составляющим ее структуру: речевой поток — фразы — слова — звуки (см. рис. 19).

Если речевой материал не позволяет проанализировать все признаки, проводится частичный аудитивно-лингвистический анализ, например, только аудитивный на уровне речевого потока или только фонетический на уровне звуков речи.

Добавить комментарий