⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 55
Типология политических партий базируется на нескольких критериях.
Первый критерий — это организационная структура и характер членства в партии. В соответствии с данным критерием выделяются партии массовые и кадровые.
Массовые партии сформировались вне парламентов. Они рекрутируют свою социальную базу в основном из низших слоев населения: рабочих, крестьян, религиозных групп. Такие партии имеют сложную организационную структуру, которая складывалась до победы их на выборах. Как правило, массовые партии отличаются левой ориентацией (особенно в начальный период своего развития). Для них характерна высокая степень идеологизации, которая используется для массовой политической мобилизации. Руководство в таких партиях принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии. Члены массовых партий не только платят членские взносы, но и участвуют в делах партии. Массовыми являются все коммунистические, социалистические, социал-демократические партии.
Кадровые партии. Если в массовых партиях цели достигаются численностью, то в кадровых (как это следует из самого их названия) они обеспечиваются подбором кадров из числа авторитетных политических деятелей. Кадровые партии немногочисленны, сформированы вокруг группы политических лидеров. Основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Здесь — свободное членство и аморфность организационного строения. Примером таких партий являются многие западноевропейские партии, в частности Либеральная и Консервативная политические партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США. В чем же сила кадровых партий? Известно, что их роль в политической жизни государств достаточно высока. Дело в том, что эти партии ориентированы на победу в избирательных кампаниях и соответственно весь свой профессионализм и большие материальные возможности направляют на формирование многочисленного электората, поддерживающего ту или иную партию кадрового типа. Современные кадровые партии имеют большой опыт организации и проведения избирательных кампаний.
Второй критерий типологизации партий — их политические позиции и идеологические принципы. Это коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии. Однако в современных условиях классифицировать партии по такому критерию сложно, так как многие партии меняют свои политические идеалы (полностью или частично). Например, большинство современных коммунистических партий мало отличается от социалистических. В ряде стран Восточной Европы бывшие коммунистические партии преобразовались в социал-демократические. В результате кризиса идеологий сформировалась партия «зеленых», провозгласившая себя партией «третьего пути».
Третий критерий — степень внутренней организации. В соответствии с ним партии подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Четвертый критерий — характер связи партии с государством. На основании данного критерия можно назвать: «партию-государство» и партию парламентского типа. «Партия-государство» — это такой тип партии, в которой аппарат партии сросся с аппаратом государства. Все законы, решения, указы и другие документы здесь готовит партийный аппарат от имени государства. Контроль за их исполнением тоже осуществляет партия. КПСС — пример такой партии. Однако и в настоящее время «партии-государства» существуют. Это большинство президентских партий в развивающихся странах. Партия парламентского типа в отличие от «партии-государства» основным полем своей деятельности имеет избирательные кампании. Политическое влияние такой партии измеряется поддержкой избирателей.
Пятый критерий — отношение партий к господствующему политическому режиму. На основании данного критерия они подразделяются на правящие и оппозиционные.
Есть и другие критерии. Например, в зависимости от стиля общения лидеров и рядовых членов политические партии подразделяются на авторитарные и демократические. На основании того, в какой мере партии представляют общественные слои, выделяются интегративные (представляющие все слои общества или большую их часть) и представительские партии (представляющие один класс или социальный слой). По месту в политическом спектре различают левые, правые и центристские партии. Партии бывают легальные, нелегальные, полулегальные. По характеру политических действий политические партии подразделяются на умеренные, рациональные и экстремистские. Возможны также и другие критерии.
Приведенную систему критериев типологизации политических партий нельзя рассматривать как данную раз и навсегда. Кроме того, из приведенной системы следует, что одна и та же партия может быть типологизирована одновременно по разным критериям. Например, она одновременно может быть оппозиционной, массовой и с жесткой внутренней организацией.
Партийные системы
Политические партии,функционирующие в рамках того или иного государства, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя партийные системы.
Для характеристики партийных систем используются различные качественные и количественные характеристики. Например, одним из основных качественных критериев является тип политического режима, в рамках которого функционирует партийная система. В соответствии сданным критерием партийные системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. Однако наиболее распространенным критерием типологизации партийных систем является количественный. На его основе итальянский политолог Дж. Сартори обосновывает семиступенчатую классификацию партийных систем: система с одной партией, система с партией, осуществляющей гегемонию, система с преобладающей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система. Остановимся на них подробнее.
Партийная система с единственной партией характеризуется тем, что здесь данная партия монополизирует политическую деятельность. Она превращается в руководящую силу государства. Главные политические решения принимаются партией. По существу партия срастается с государством. Другие партии запрещены. Такая система на Кубе, в КНДР, до недавнего времени так было в Советском Союзе, Румынии, Албании.
Партийная система с партией, осуществляющей гегемонию. Такая система была в большинстве бывших социалистических стран Восточной Европы. В ГДР, ЧССР, ПНР утверждение у власти одной партии (коммунистической) не сопровождалось запрещением других. Данная система характеризуется тем, что хотя формально в стране функционирует несколько политических партии, однако лишь одна из них находится у власти. Другие партии поддерживают ее, не допуская никакой оппозиции. И в настоящее время такая система функционирует в Китае, где кроме компартии, сосредоточивающей политическую власть, есть еще четыре политические партии
Система с доминирующей партией характеризуется тем, что хотя возможности всех партии одинаковы (это закреплено законом), однако фактически достаточно длительное время у власти остается одна партия. До недавнего времени таковыми были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс.
Двухпартийная система. При такой системе независимо от количества партии в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти. Классический пример этого дают США, где периодически у власти сменяют друг друга Республиканская и Демократическая партии. В стране есть другие партии, но они не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на политическую жизнь. Двухпартийная система — результат длительного отбора и консолидации политических сил.
Один из существенных недостатков двухпартийной системы — это концентрация внимания на критике противника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не столько за кандидата, сколько против его противников. Кроме того, недостатком данной системы является то, что она исключает образование и функционирование единого политическою центра.
Модификацию двухпартийной системы представляет система 2,5, или»2+1″ Она существует в Германии, где две основные партии — ХДС/ХСС и СДПГ — в состоянии сформировать правительство, лишь вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система существует также в Великобритании, Канаде, Австралии и в Австрии.
Система умеренного плюрализма. Это один из видов многопартийной системы, главный признак — ориентированность всех составляющих ее партии на участие в правительстве. Различия в части идеологической направленности этих партии невелики Страной, где существует такая система, является Бельгия.
Система крайнего плюрализма. Данный тип многопартийной системы отличается,
во-первых, тем, что в нее входят партии, выступающие против существующего в стране общественно-политического строя,
во-вторых, тем, что оппозиционные партии располагаются с двух сторон от правительства. Они критикуют правительство справа и слева, а также резко критикуют друг друга
В-третьих, в такой системе одна или группа партий занимает позицию «центра».
Атомизированная партийная система. Это многопартийные системы, насчитывающие десятки и даже сотни партий (Боливия, Малайзия).
Перечисленные партийные системы сводятся к трем укрупненным типам: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Вопрос о том, какая из трех данных систем предпочтительнее, сложный и дискуссионный. Единого мнения нет. Например, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий следует рассматривать как «крайнюю многопартийность», опасную для существования государства. Опыт ряда государств (США, Англия, Ирландия, Канада, Австралия) свидетельствует о несомненных преимуществах двухпартийной системы, которая дает обществу — стабильность, правительству — смену курса, а гражданам — возможность выбора. Конечно, данная модель далеко не идеальна, поскольку она снижает возможности полноправного участия в партийной системе «третьих партии».
В ряде стран достаточно успешно функционирует система с доминирующей партией (Либерально-демократическая партия Японии) В других же государствах не менее успешно функционирует система умеренного плюрализма (Нидерланды, Дания, Бельгия, Австрия). Единого стандарта в оценке эффективности тех или иных партийных систем, конечно, нет. Тем не менее важным критерием сравнения их деятельности является способность партийной системы чутко относиться к запросам и нуждам населения, а также ее способность к демократическому контролю за деятельностью правящих структур.
Рассматривая партийные системы в современных государствах, следует отметить, что не везде такие системы сложились. В ряде стран устойчивых отношений между партиями не существует. К таким государствам следует отнести нашу страну, в которой образовалось множество партий, однако система отношении между ними не сложилась.
Немаловажную роль в политических системах играют оппозиционные партии, различающиеся в зависимости от целей, которые они ставят.
Непримиримая оппозиция. Выступает против существующего социально-политического строя, изменить его — ее главная задача. Соответственно такую оппозицию не устраивает любое правительство, действующее в рамках существующего строя. В современной России функционирует несколько оппозиционных партий, среди которых лидирует КПРФ.
Оппозиция, направленная против конкретного правительства, но лояльная по отношению к государственному строю. К такого рода оппозиции относится ряд партий современной России (Демократическая партия России, Партия экономической свободы, Либерально-демократический союз и др.).
Конструктивная оппозиция. Такого рода оппозиционные партии поддерживают одни мероприятия правительства и вместе с тем критикуют другие. В нашей стране к числу таких партий относится Демократический выбор России.
В совокупности вопросов, связанных с понятием «партийная система», важная роль принадлежит проблеме определения спектра политических партии. Речь идет об их расстановке в партийной системе в зависимости от того, как они относятся к государственной власти и друг к другу. На политическом поле страны каждая партия занимает определенное место. Выявить его не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Образно говоря, здесь важно установить систему координат в составе:
1) отношение партии к магистральному направлению политического развития государства,
2) показатели ее политической силы.
О магистральном направлении политическою развития страны в тот или иной период судят по ряду показателей. В зависимости от этого оно определяется как демократическая ориентация, социалистическая, национал-патриотическая, социал-демократическое направление, авторитарное и т.д. Определяя, например, политический вектор в развитии России в 2001 г., следует учитывать, что в стране устранены всевластие КПСС, система Советов, ликвидирована монополия государственной собственности, полным ходом развивается рыночная экономика, законодательно закреплены демократические права и свободы граждан, принята новая Конституция, провозгласившая Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Перечисленные характеристики политических перемен в стране дают основание утверждать, что для России характерно либерально-демократическое направление политического развития. Это — политический курс страны.
Зная содержание политического курса (ориентиры, цели, средства их достижения), несложно увидеть весь спектр расположения политических партий. Партия или партии, программы и позиции которых наиболее полно соответствуют магистральному политическому курсу страны, располагаются в центре политического спектра. Если центр весьма широк, то его, как правило, делят на правый и левый. Остальные партии, не попавшие в центр, делят условно на правые и левые. Еще раз подчеркнем — условно. В тенденции к правым относят консервативные партии, а к левым — поборников радикальных перемен. Очевидно, не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что в давние времена в европейских парламентах с правой стороны садились приверженцы реакционных взглядов, а слева — революционеры.
Однако в современных условиях при многообразии магистральных направлений функционирования политических систем, а также при отсутствии политической стабильности рассматривать спектр политических партий в названной традиции по меньшей мере нецелесообразно. Практика показывает, что партии, рассматриваемые как правые в одной стране, классифицируются в другой как левые. Поэтому при определении политического спектра той или иной партийной системы необходимо исходить из конкретных условий страны.
Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 3850 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 55
Содержание
Идеология как социально-историческое явление
Замечание 1
Типы политических партий в зависимости от идеологии – это разновидности политических партий и движений, в основе формирования которых лежат идеологические вопросы управления государством, способов получения власти, выполняемых в обществе функций, степени организованности и отношений с другими партиями.
Общество – это нормы, ценности, идеи, которые не всегда объединяют граждан. Сложно представить себе идеальное общество, где нет классовых различий между социальными группами, где отношения не превращаются в конфликты. Идеология зарождается там, где появляются интересы отдельных частных социальных групп, которые впоследствии представляют, как всеобщие и пытаются занять господствующее положение. В разные исторические эпохи идеология являлась фундаментом для политического мира.
Роль идеологии в современном обществе:
- информирует о социальной действительности;
- определяет векторы политики;
- выражает интересы социальных групп;
- призывает и объединяет членов общества.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Типы политических партий в зависимости от идеологии 470 руб.
- Реферат Типы политических партий в зависимости от идеологии 230 руб.
- Контрольная работа Типы политических партий в зависимости от идеологии 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Классификация политических партий в зависимости от идеологии
Определение 1
Политическая партия – это динамическая организация с единой идеологией её членов. Интересы социальных классов, групп, сообществ выражаются через политическую деятельность партий: участие в дискуссиях, митинги с трибуны общественных организаций, вещание с помощью средств массовой информации.
По типу идеологии выделяют партии:
- либеральные;
- социал-демократические;
- консервативные;
- коммунистические;
- националистические;
- фашистские;
- клерикальные.
Краткая характеристика идеологических партий
Либеральные партии. Идеология либеральной партии – это индивидуальная свобода человека во всех сферах жизни, равные возможности саморазвития, защита прав каждого гражданина. Эти партии воздействуют на внутреннюю и внешнюю политику государств, так как выражают интересы влиятельных сообществ. Либерализм появился во время революции в Европе и представляет интересы нового класса буржуазии.
Основные тезисы идеологии либерализма:
- свободная конкуренция и рынок;
- правовое равенство граждан;
- договорная природа государства;
- религиозная веротерпимость;
- невмешательство в частную жизнь граждан.
В основном, либералы занимают центристскую позицию между социалистами и консерваторами.
Социал-демократические партии. Придерживаются идеи, что каждый человек свободен и самостоятелен в решении, как ему жить. Ни государство, ни общество не должны вмешиваться в жизнь человека без достаточных на то оснований. С точки зрения финансовой безопасности, образования и социальных возможностей каждый человек имеет право свободного выбора. Справедливость означает, что перед законом все равны, вне зависимости от места рождения, социального происхождения или пола. Солидарность означает, что все готовы помогать друг другу и за счет этого общество держится вместе. Социал-демократы выступают за равенство всех форм собственности, как частной, так и коллективной.
Консервативные партии. Консерваторы считают, что тот общественный строй, который существует сегодня нужно сохранить как можно дольше. Самое главное – это устои и традиции, главенство частной собственности, отказ от реформ. Английский философ, консерватор Майкл Оутшотт отмечал, что нужно «предпочесть проверенное непроверенному, факт тайне, реальное возможному, близкое далекому, достаточное сверх достаточному, удобное совершенному…». Отличие консерватизма от других идеологий — это приоритет общества над человеком, неравенство людей в справедливости и стремлении к свободе. Консервативные партии придерживаются правого фланга политического спектра, они стремятся сохранить установленный социальный порядок в условиях тех изменений, которые происходят под влиянием революционных движений и индустриализации. К консервативным партиям современности относятся: Единая Россия, Объединенная гражданская партия, Международный демократический союз, Консервативная партия Канады, Прогрессивные демократы, Партия Отечества и др.
Коммунистические партии. Коммунисты убеждены в том, что власть и собственность должны находиться в распоряжении общества, а все блага – это общее достояние. Принципами их идеологии являются коллективизм, социальное равенство и социальная справедливость. Конечная цель коммунизма – это исчезновение государственной власти и государства. Идеалом является бесклассовое общество, где нет бедных и богатых. Господствующий принцип: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям». Политический деятель Ульянов Владимир Ильич (Ленин) разработал доктрину демократического централизма. Доктрина – это набор принципов, которым следует не только коммунистическая партия, но и общество. В таких странах, как Куба, Вьетнам, Северная Корея, Китай коммунистические партии проповедуют учение марксизма-ленинизма и люди убеждены в том, что после построения социализма наступит светлое будущее — коммунизм.
Националистические партии. Ценность нации – высшая форма общественного единства националистов. Защита интересов нации стоит на первом месте. Идеология национализма пронизывает все классовые слои населения и направлена на их объединение. Например, польский национализм сформировался на основе польско-литовской идентичности, содержал идеи сарматизма и культурные ценности шляхетской демократии. Национализм проповедует преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо своего народа, однако не призывает к превосходству над остальными народами. Таким примером является индийский национализм, способствовавший освобождению индийского народа от британских колонизаторов, но в тоже время господство выбора одного государственного языка привело к отделению Пакистана. Опасным проявлением национализма является крайний национализм. Его радикальные проявления – это фашизм и нацизм.
Фашистские партии. Фашизм проповедует принцип лидерства, культ вождя. Фашистские лидеры успешно использовали лозунги, учения, идеи для зомбирования населения. Государство контролирует все общественные отношения. Фашизм уничтожает демократию и устанавливает режим беззакония и произвола. Немецкий историк Ернст Нольте выделил характерные черты идеологии фашизма — это антимарксизм, антилиберализм и антиконсерватизм. В Румынии, Испании, Португалии, Бразилии, Хорватии существовала фашистская идеология, пропагандирующая насилие, агрессию, расовое и национальное неравенство. Страшными примерами, где господствовал фашистский режим, являются такие страны Европы, как Италия и Германия.
Клерикальные партии. В общественной, политической и культурной жизни представители клерикальних партий объединяют граждан на основе общности веры, изображая религию, как хранительницу национальных ценностей. На этом основании утверждается невозможность духовной жизни нации, национальной культуры без религии. Члены партии стараются укрепить единство на принципах патриотизма и солидарности. Клерикальные партии основаны на католицизме и в таких странах, как Германия, Бельгия, Австрия играют заметную роль в обществе.
Глава вторая. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ (ЛЕНИНСКОЙ) КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ В ПЕРИОД ДО 1917 г.: РОДОСЛОВНАЯ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КОНТЕКСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ
2.2.Ленинская концепция авангардной партии «нового типа» — краеугольный камень политической доктрины большевизма
2.2.3.Основные положения концепции пролетарской партии К.Маркса и Ф.Энгельса в их сопоставлении с ленинской концепцией. Марксистская идея внутрипартийной демократии (ВПД)
Проясним два вопроса: первый — какую функциональную роль (и статус) отводили создатели марксизма пролетарской партии коммунистов, или, определеннее, — должна ли она была играть роль авангардной партии по отношению к другим пролетарским организациям, или, что то же самое: должны ли последние следовать за ней как за авангардной, что, в конечном счете, означало подчиняться ей; второй — какие организационные принципы должны определять строительство партии коммунистов, а конкретнее: предполагали ли К.Маркс и Ф.Энгельс положить в основу партостроительства принцип демократического централизма? Второй момент этого же вопроса — предполагали ли они установление внутрипартийной демократии (ВПД)?
Краеугольные теоретические положения о революционной пролетарской партии, безусловно, разработаны классиками марксизма. Однако это отнюдь не означает, что, как утверждает В.И.Злобин, именно они заложили основы и партии «нового типа»: «…идея партии нового типа, как революционной пролетарской партии, принадлежит именно Марксу и Энгельсу и впервые была изложена в Манифесте Коммунистической партии»82.
По нашему мнению, между идеями К.Маркса и Ф.Энгельса о революционной пролетарской партии и ленинской концепцией авангардной партии «нового типа» дистанция огромного размера. Чтобы убедиться в этом, обратимся к источникам.
Марксистская концепция партии (как и концепция демократии) была двойственной и незавершенной, прежде всего в силу объективных обстоятельств. Малочисленный Союз коммунистов вреволюционных coбытиях 1848-1849 гг. не сыграл большой роли. I Интернационал не только по названию, но и, по сути, был Международным товариществом рабочих, а не партией. Социал-демократические партии возникли и стали активно функционировать, да и то многие из них в нелегальных или полулегальных условиях, лишь к концу жизни классиков марксизма. И только в течение последних пяти лет жизни Ф.Энгельсу довелось увидеть расцвет германской социал-демократии. Специальных трудов, посвященных всесторонней, а тем более полной разработке проблем политической партии, и в частности пролетарской, у К.Маркса и Ф.Энгельса не было. Но рад ключевых положений марксистской концепции партии можно реконструировать с достаточной определенностью, и при сопоставлении ленинской концепции партии «нового типа» с ними обнаруживаются существенные различия.
Понятие «партия» по отношению к пролетариату использовалось основоположниками марксизма в двух основных версиях. Наряду с ними существовали и другие83.
Согласно первой, ставился знак равенства между пролетарской партией и пролетариатом как классом на том этапе развития, когда он осознает свой интерес как целое, как общественный класс и политически конституируется как единое целое, противопоставляя себя буржуазии и мелкой буржуазии. В этом случае малочисленные группки пролетариев, выступающие с частными интересами, отличными от интересов класса в целом, являются сектами. В «Манифесте…», говоря о централизации местных очагов борьбы пролетариата в единую классовую борьбу в общенациональном масштабе, указывая, что эта борьба приобретает политический характер, Маркс и Энгельс писали: «Эта организация пролетариев в класс, и тем самым — в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими. Но она возникает снова и снова, становясь каждый раз сильнее, крепче, могущественнее»84.
Здесь под пролетарской партией классики марксизм понимают не какую-либо определенную организационную форму, а борющийся пролетариат в целом. Партия не является лишь результатом субъективной организационной деятельности тех или иных вождей, а, согласно материалистическому пониманию истории К.Маркса, вырастает из самой стихийной классовой борьбы пролетариата.
Так, К.Маркс в работе «Классовая борьба во Франции», ‘говоря о выдвижении рабочими на пост президента кандидатуры Распайля в противовес кандидату мелкобуржуазных демократов Ледрю-Роллену, указывает, что «это был первый акт, в котором выразилось отделение пролетариата как самостоятельной политической партии от демократической партии»85.
По второй версии, К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали партию коммунистов как одну из пролетарских партий. Более того, в ряде случаев — и даже как часть самих пролетарских партий. Опять-таки в «Манифесте…» классики марксизма отмечают, что коммунисты «не являются особой партией, противостоящей другим партиям… Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели подогнать пролетарское движение». Коммунистов отличают от всех остальных пролетарских партий два обстоятельства: во-первых, «они отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата», а во-вторых, представляют интересы движения в целом»86.
Здесь же в «Манифесте…» К.Маркс и Ф.Энгельс впервые обосновывают краеугольную идею всей концепции партии обавангардной роли коммунистической партии по отношению к рабочему классу, к остальным пролетарским партиям. «Коммунисты, — писали они, — … являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения»87.
Как явствует из процитированного фрагмента, идея авангардной роли коммунистической партии, согласно классикам марксизма, вовсе не сводится к идее политического руководства, тем более политического доминирования, как это стало интерпретироваться затем В.И Лениным. Авангардная роль Союза коммунистов проявлялась в пропагандистской деятельности. На это неоднократно указывали в своих произведениях К.Маркс и Ф.Энгельс. «Главная цель Союза, — отмечал К.Маркс в «Господине Фогте», — пропаганда среди рабочих в Германии88. На пропагандистский характер Союза коммунистов указывал и Ф.Энгельс в работах «Маркс и «NeueRheinischeZeitung, «К истории Союза коммунистов».
Другой задачей Союза коммунистов являлось формирование пролетариата как класса — создание разнообразных пролетарских организаций, вплоть до массовой рабочей партии. Определяя ближайщие цели коммунистов, «Манифест…» указывал: «Формирование пролетариата в класс»90. Позднее К.Маркс в своем сочинении «Разоблачения о кельнском процессе коммунистов» писал, что <<«Союз коммунистов…» был обществом, которое тайно осуществляло организацию пролетарской партии …>>91.
Вместе с тем необходимо отметить, что для К.Маркса и Ф.Энгельса в их оценке статуса и роли партии были важны как пролетарская по мировоззрению теория, которой партия руководствуется, так и ее пролетарский состав. Именно исходя из такой позиции, классики марксизма проводили различие между «социал-демократической мелкобуржузной» и «социал-демократической рабочей» партиями92. Понятно, что , согласно ленинской концепции «внесения…», подобное различие — нонсенс.
Не вдаваясь в более детальный анализ взглядов классиков на статус и роль партии пролетариата, констатируем, что обе взаимосвязанные по времени версии (по сути дела первая характеризует сразу два этапа в развитии рабочего движения: начальный — создание первых пролетарских организаций — и высший — гипотетическое предположение, оказавшееся иллюзорным, — когда классовое революционное сознание будет «разлито» среди всего пролетариата и он будет весь организован; вторая версия характеризует промежуточный этап — создание коммунистической, социал-демократической партии), не наделяют марксистскую партию такой авангардной ролью, которая бы означала насильственную гегемонию марксистской партии по отношению ко всем иным пролетарским и социал-демократическим партиям и по отношению ко всем иным организациям городского и сельского пролетариата. Подобная точка зрения К.Маркса и Ф.Энгельса обусловлена их предположением, что большинство пролетариата (составляющего, в свою очередь, большинство населения) рано или поздно стихийно (в силу имманентных законов капитализма) и самостоятельно придет к осознанию необходимости пролетарской революции, а теория марксизма лишь поможет ему в теоретической форме осознать это раньше. Марксистская партия прежде всего оказывает идейное влияние на пролетариат, служит средством его воспитания, пролетариат же предрасположен инстинктивно к социал-демократическим взглядам. Партия помогает ему самоорганизовываться. Поэтому гегемония авангардной партии может быть, согласно воззрениям К.Маркса и Ф.Энгельса, только естественно установившейся на высшем этапе развития рабочего движения.
Иными словами, К.Маркс и Ф.Энгельс не постулировали монопольное право коммунистов представлять интересы всего пролетариата, насильственно подавляя другие пролетарские партии, а отстаивали необходимость равноправного сотрудничества со всеми другими пролетарскими партиями в борьбе как за повседневные материальные нужды и интересы пролетариата, так и за политическое равноправие и свободу, экономическое и социальное освобождение. Именно поэтому в I Интернационале марксисты сотрудничали с прудонистами, бланкистами, тред- юнионами.
Большевизм же, как мы убедимся вдальнейшем на основе идей В.И.Ленинаsпретендовав на монопольное право представлять пролетариат в целом, стремился подчинить другие пролетарские партии и организации своему влиянию и, если это ему не удавалось, приклеивал им ярлык или «мелкобуржуазных» партий или «ренегатов». А впоследствии, после Октября 1917 г., насильственно установил свою политическую гегемонию.
И вместе с тем позиция В.И.Ленина, расположена в марксистской системе координат. Хотя она и представляет собой шаг к разрыву с позицией классиков, но шаг, обусловленный вoмногом логикой марксизма: идеей, что только марксизм является единственно научной общественной теорией; идеей, что насилие необходимо, когда старое общество беременно новым строем; идеей диктатуры пролетариата, предполагающей насильственное подавление несогласия социального меньшинства.
Но если классики марксизме надеялись, что благодаря пропагандистской и организаторской деятельности партии коммунистов во взаимосвязи с гипотетически благоприятным согласно марксизму и для марксистов, объективным процессом развития капитализма удастся добиться идейной гегемонии и лишь после этого следует установить политическую гегемонию, то В. И. Ленин полагал, что вследствие »открытой» им идее гегемоний пролетариата в демократической революции позволительно и необходимо в условиях России насильственно установить первоначально политическую гегемонию, а затем идейную. Другими словами, следует насильственно осуществить идейно- политическую инверсию.
Весьма важны и классическо-марксистские организационные план и практика.
К.Маркс и Ф.Энгельс многократно обосновывали необходимость установления в социал-демократической пролетарской партии внутрипартийной демократии. При этом,конечно, классики различали деятельность партии в нелегальных и легальных условиях. Естественно, они ,считали, что в подпольных условиях важное значение имеют дисциплина и единство партии. Более того, Ф.Энгельс полагал, что в крайних, экстремальных случаях оппозиция руководству партии может даже исключаться из рядов конспиративной организации93.
Однако вместе с тем организация и работа нелегальной партии, по мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, обязательно должны основываться наряду с дисциплиной и конспирацией также на внутрипартийной демократии. Это положение классики отстаивали не только теоретически, но и в партийной практике, будучи членами Союза коммунистов и I Интернационала.
Так, К.Маркс и Ф.Энгельс дали согласие на вступление в «Союз коммунистов» лишь после того, как был отменен старый устав, согласно которому «Союз” считался заговорщической организацией с диктаторской властью партийного центра. В соответствии с новым «Уставом Союза коммунистов», под которым в качестве секретаря поставил подпись Ф.Энгельс, деятельность «Союза» строилась на основе принципа выборности, коллективного обсуждения и дискуссий, контроля партийных масс над функционерами, которые (в том числе члены ЦК) могли быть сменены в любое время94.
В ответ на клеветническое утверждение Фогта, будто К.Маркс и его сторонники вели заговорщическую и антидемократическую деятельность, основоположник марксизма в книге «Господин Фогт» указывал, что в «Союзе коммунистов” руководители общин и округов, а также члены ЦК избирались. «Это демократическое устройство, совершенно не целесообразное для заговорщических тайных обществ” — писал К.Маркс, — не противоречило, по крайней мере} задачам пропагандистского общества»95.
Не только в полемике против Фогта, но и в других своих сочинениях и письмах классики марксизма отмечали демократический характер Союза коммунистов. Так, например, К.Маркс в 1877 г. в письме к немецкому социал-демократу В.Блосу писал: «Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем непременным условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами»96 .
И, наконец, демократический характер Союза коммунистов К.Маркс иллюстрирует тем, что, будучи вынужденным вести конспиративную деятельность, Союз, наряда с тайной организацией, строил и свою легальную сеть в форме открытых рабочих союзов: деятельность «Союза заключалась прежде всего в основании открытых просветительных обществ немецких рабочих… стоявший за открытыми обществами рабочих и руководящий ими Союз находил в них ближайшее поле деятельности для открытой пропаганды, а с другой стороны, он пополнялся и расширялся за счет наиболее способных их членов»97.
В свою очередь, в дополнение к сказанному К.Марксом Ф.Энгельс в работе «К истории Союза коммунистов” писал, что новый устав был принят лишь после того, как «был передан — такими демократическими были теперь порядки, — отмечает соратник К.Маркса, — общинам на обсуждение, после чего он еще раз был рассмотрен и окончательно принят вторым конгрессом 8 декабря 1847 года”98 .
В I Интернационале основоположники марксизма, как правило, проводили линию на развитие внутрипартийной демократии и борьбы против сектантства и тайных обществ. Значимость подобной политики объяснялась тем, что секции I Интернационала в некоторых странах вынуждены были работать в условиях подполья. И К.Маркс, и Ф.Энгельс настойчиво возражали против того, чтобы эти партии строили свою деятельность на примере заговорщических организаций с диктаторским центром, сторонником которых, к примеру, был лидер итальянских революционеров Д.Мадзини. К.Маркс показал, что заговорщический тип объединений «мешает развитию пролетарского движения, поскольку вместо того, чтобы воспитывать рабочих, эти общества подчиняют их принудительным и мистическим законам, которые стесняют их самостоятельность и затемняют их сознание”99.
Вместе с тем сам К.Маркс как один из руководителей I Интернационала в своей практической деятельности не всегда был последовательно демократичным. По крайней мере такого рода обвинения ему «выставляются” в связи с исключением из I Интернационала на его Гаагском конгрессе в 1872 г. М.Бакунина и рада других видных бакунистов. Это притом; что последние выражали, хотя и противоречиво, интересы революционно настроенной части отсталых крестьянских и люмпенизированных масс Европы XIX в., прежде всего романской.
Данный сюжет требует дополнительного специального не только историко-теоретического» но и исторического исследования. Пока лишь ясно одно, что некоторые из критических замечаний бакунистов были справедливы с точки зрения проведения последовательной внутриорганизационной демократии, в частности, критика в адрес 4-го пункта Общего устава Международного товарищества рабочих, предоставляющего право Генеральному совету кооптировать новых членов. Конечно, требует конкретного изучения и обвинение бакунистами Генерального совета в авторитарности. Выглядит правдоподобным обвинение со стороны бакунистов в адрес I Интернационала в том, что в нем имеет право на гражданство только одна официальная теория (марксизм). Абстрактно подобное обвинение правомочно,так как официально в I Интернационале допускались теоретические разногласия в рамках общности действия и признания одинаковой цели — полное освобождение рабочего класса. Принятие общей теоретической программы предполагалось лишь в перспективе.
Несомненно, вполне допустимо что исключение бакунистов было единственно оставшейся мерой для Генерального совета (или ему так представлялось) в целях предохранения Интернационала от дальнейшего кризиса. Марксисты тоже предъявляли бакунистам и лично М.Бакунину серьезные обвинения организационного характера:в интригах , в расколе, в стремлении заменить Генеральный совет личной диктатурой М.Бакунина и т.д., не говоря уже о серьезных теоретических разногласиях . Но нас в данном случае интересует последствие исключения бакунистов из I Интернационала для международного рабочего движения. По мнению итальянского исследователя Ф.Баттистрады, акция изгнания бакунистов ”стала своего рода образцом революционной деятельности для целых поколений социалистов и коммунистов, что повлекло за собой неисчислимые негативные последствия»100.
Соглашаясь в целом с итальянским автором, уточним лишь одну деталь:для самого I Интернационала образцом, в свою очередь, послужила практика исключений из Клуба якобинцев (к примеру, Бриссо -10октября 1892 г. или Бийо-Варенна и Колло д’Эрбуа — непосредственно перед 9-м термидора). Кроме того, в идентичных ситуациях логика пролетарской борьбы в связи с законами социальной психологии и конфронтационной политической культурой неизбежно подводит к такому решению. Трудно, когда нет примера. Наличие же его может и ускорять исключения и чистки, и даже предопределять их.
В целом же для классиков идеи внутриорганизационного демократизма перевешивали рецидивы антидемократизма.
Однако то, что было свойственно в основном К.Марксу и особенно Ф.Энгельсу, не распространялось, согласно Ф.Баттистраде, на большинство марксистов I Интернационала, которые неизменно возвращались к якобинскому толкованию вопросов. «В любом случае теория и практика буквально всех революционных кружков прошлого века, независимо от того, были ли они социалистическими, коммунистическими , анархистскими, бланкистскими или же, народническими, всегда несли на себе печать якобинских политических категорий»101. А последнее означало конфронтационную политическую культуру нетерпимость, насилие как универсальное средство решения общественных проблем, стремление абсолютизировать значение собственных теоретических и политических позиций, добиться их преобладания над другими любой ценой, не останавливаясь перед насилием, даже по отношению к инакомыслящим из собственного лагеря.
Но еще в большей степени, чем между нелегальной и легальной организациями, основоположники марксизма проводили различие между сектой в сотни человек и массовой пролетарской организацией. В последнем случае в пролетарской партии, безусловно, должен быть, по их мнению, установлен развернутый режим ВПД, который включает:широкую самодеятельность и автономию местных организаций, отсутствие строгой дисциплины и строгого централизма, тем более доминирования партийного вождя или ЦК, свободу критики и смещения партийных функционеров, абсолютную свободу мнений внутри партии, свободу партийной прессы от правления и даже от съезда партии, свободно действующей в рамках программы и принятой тактики. И, конечно же, полное осуществление принципа выборности снизу доверху102.
Теоретическим обоснованием внутрипартийной демократии являются слова Ф.Энгельса из его письма к Э.Бернштейну от 20 октября 1882 г.: «…всякая рабочая партия большой страны может развиваться только во внутренней борьбе и в полном соответствии с законами диалектического развития вообще»103.
Резюме. Согласно воззрениям К.Маркса и Ф.Энгельса, социал-демократическая пролетарская партия не отличается существенно от других политических партий нормами внутрипартийной жизни, а наоборот,ей должен быть свойственен развернутый режим ВПД. Конечно, своеобразие классовой психологии пролетариата не может не накладывать отпечаток на характер взаимоотношений между членами пролетарской партии. Но оно недостаточно для возникновения партии «нового типа». В целом же по своему мировоззрению, организационным характеристикам рабочая партия производна от пролетариата и его движения, а не наоборот, как у В.И.Ленина: партия «вносит” в пролетариат революционное мировоззрение и особые организационные принципы.
Сочинения К.Маркса и Ф.Энгельса позволяют проанализировать такую проблему, как взаимоотношение двух параллельных процессов — эволюция марксистской концепции партии и развитие самих организационных форм жизни и деятельности партии. Мы разделяем мнение Е.П.Канделя, что такое сопоставление дает возможность показать, что «ход формирования взглядов основоположников марксизма на партию сперва как наиболее общее идейное направление (партийное единство всех приверженцев коммунизма), затем более строгое и узкое определение партии — как революционной и последовательно коммунистической, противопоставляющей себя утопическим и мелкобуржуазным социалистам, и, наконец, партия, скрепленная организационным единством (Союз коммунистов), этот ход развития взглядов отражает объективное развитие партии как живого организма”104.
Но вот дальнейшее рассуждение Е.П.Канделя, пытающегося найти у Ф.Энгельса в черновике его письма к датскому социалисту Г.Триру от 18 декабря 1889 г. теоретическое обоснование ленинскому организационному плану,по нашему мнению, является некорректным. Речь идет о следующем пассаже Ф.Энгельса: «…чартисты были партией, организованной для непосредственной атаки … поэтому они подчинялись диктатуре…»105
Ф.Энгельс здесь в самой общей форме ставит вопрос о различных формах организации пролетарской партии в зависимости от различных этапов ее деятельности, различных целей, стоящих перед ней. Развернутого ответа на поставленный вопрос он не дает, только частное замечание. Но из него совершенно ясно следует, что Ф.Энгельс оправдывает «диктатуру» О’Коннора — лидера левой радикальной фракции чартистов — в своей организации, т.е. режим строгой дисциплины и максимальной централизации, лишь на период «военного мероприятия” по непосредственному захвату власти.
Поэтому совершенно неправомерна попытка Е.П.Канделя на основе замечания Ф.Энгельса обосновать необходимость в эпоху империализма пересмотра организационной структуры и тактики партии рабочего класса по сравнению с теми, которые существовали у партий II Интернационала106. Другими словами, Е.П.Кандель пытается доказать, что родоначальником партии «нового типа» был Ф.Энгельс.
Натяжка очевидна: если Ф.Энгельс четко и ясно очерчивает временные границы, внутри которых оправдана строгая централизация, отсутствие ВПД — только период непосредственного взятия власти, то К.П.Кандвль выходит за эти временные рамки и расширяет их до всей эпохи империализма — (по Ленину, эпохи непосредственной пролетарской революции), которая в действительности непосредственной эпохой завоевания власти не являлась.
Мы уже не говорим, что во многих других текстах Ф. Энгельс обосновывал необходимость ВПД и для массовой пролетарской партии, непосредственно решающей задачи завоевания власти, какой была социал-демократическая партия Германии в 90-е гг.
Тартуский ученый Р.Блюм в конце 80-х гг. опубликовал в «Коммунисте» статью, посвященную мыслям Ф.Энгельса о внутрипартийной демократии107. Мы солидарны с оценками и выводами автора, касающимися политических взглядов Ф.Энгельса. Но вот с чем никак нельзя согласиться, так это с отождествлением Р.Блюмом демократических воззрений классиков на внутрипартийную жизнь (а мы добавим от себя — и на роль и статус марксистской партии) с традициями и принципами большевизма.
(Продолжение последует)
ПРИМЕЧАНИЯ
823 л о б и н В.И. Историография IIсъезда РСДРП //ВИ КПСС. 1988. № I. С.90.
84Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С.433.См.также: Т.21. С.16; Т.ЗЗ. С.278-283; Т.36. С.207; Т.39. С.299 и др.
85Там же. Т.7. С.44.
86Там же. Т.4. С.437.
87Там же.
88Там же. Т.14. С .451.
89Там же. Т.21. С.4. 223. Именно поэтому точка зрения В.Макаренко о том, что, во-первых, концепция партии-авангарда В.И.Ленина «просто повторяла общепринятые положения» классического марксизма, во-вторых, что Маркс «принципиально отвергал идею посредничества между теорией и классом» (См.: МакаренкоВ. Идеи и машина.Указ.соч. С.130), весьма спорна и не продумана до конца. Первый момент позиции автора не учитывает всей системы высказываний классиков и поэтому просто неадекватен. Что же касается второго момента, то В.Макаренко упускает из виду, что Маркс отвергал идею посредничества лишь в рамках всей исторической эпохи капитализма и его революционного преобразования в коммунизм, в отношении же отдельных стран и отдельных периодов формирования и борьбы пролетариата идея посредничества не могла быть отвергаема, так как неавангардные слои пролетариата, согласно цитированным уже воззрениям классиков,безусловно, нуждались в посреднической помощи партии, которая, однако, в отличие от концепции Ленина не вносила в пролетариат классовое сознание извне, а помогала и ускоряла его созревание изнутри рабочего движения.
90М а р к с К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С.437.
91Там же. Т.8. С.481.
92См.: Там же. Т.34. С.320-322.
93См.: Там же. Т.37. С.276.
94См.: Там же. Т.4. С.524-529.
95Там же. Т.14. С.450.
96Там же. Т.34. С.241.
97Там же. Т.14. С.450.
98Там же. Т.21. С.224.
99Там же, Т.17. С.652.
100Баттистрада Ф. Народничество и большевизм.Указ.соч. С.9.
101Там же.