Азиатский путь

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Но все же выделяют два главных пути формирования государства. Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути.

Надо сказать, что государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Потому не случайно, что главным считает восточный (азиатский) путь формирования государства (Древний Восток: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай; затем Африка, Америка, Океания). Также многие ученые считают, что к Восточному (азиатскому) пути формирования государства можно причислить и возникновение СССР, а также страны Восточной Европы (после Второй Мировой войны).

Этот способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, которое имеет своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд. Взимая налоги (натуральную ренту) государство присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая всю собственность на землю, воду. Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотом-правителем.

Государство – это аппарат принуждения. Государство (в лице аппарата) само господствовало над подданными. В процессе государствообразования создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – монарх-деспот (царь, фараон, хан и т.д.). Ниже – круг его ближайших советников (министров, визирей). Далее чиновники – более низкого ранга. В основании пирамиды – сельскохозяйственные общины – это и есть объект эксплуатации, отдавали государству в виде налогов значительную часть общественного продукта.

Основные черты восточного пути формирования государства:

1) Влияние географических условий – необходимость выполнения крупно-масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация, защита ирригационных систем). Особо засушливый район, особый режим рек Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Хуанхэ.

2) Важнейшая функция родоплеменной знати – управление общественной собственностью. Исполняла общественные должности, которые постепенно трансформировались в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат).

3) Само государство выступало организатором производства, т.е. государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими. Государство создает классы.

4) Устойчивость структуры родового строя – сохранена земельная община, коллективная собственность. Но со временем общественная (коллективная) собственность превращается в государственную.

5) Частная собственность не имеет существенного значения.

6) Отношение к рабовладению – патриархальное рабство

Характеристика восточных государств:

1) по форме правления: абсолютные, деспотические монархии;

2) мощный чиновничий аппарат;

3) экономическая основа государства – государственная собственность;

4) отчетливо выраженной классовой дифференциации не наблюдается.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы (восточной и западной). Но первыми государствами считают – Афины, Рим. Государство – орудие управления в руках частных собственников. Особенность – захват одним народом другого народа. Обычно захватчиков было в несколько раз меньше чем захваченных.

Поэтому захватчики постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения. Для удержания власти в своих руках и подавления сопротивления порабощенных народов было создано орудие – государство. Именно в условиях Европы произошла быстрая смена типов государства (от рабовладельческого к капиталистическому).

Основные черты западного пути формирования государства:

1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.

2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение

3) Ведение захватнических войн. И для того, чтобы управлять захваченной территорией и ее жителями требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, народное достояние – в королевскую собственность; органы родового строя – в государственный аппарат

4) Форма правления – военная демократия

5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)

Синтезный путь возникновения государства. Примером является Россия. Ранее особенность возникновения Руси оговаривалось в рамках западного пути. При синтезном пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно.

Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путем военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается зависимой. Идет активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).

Государства формировались в различных условиях. Но их можно выделить в отдельные группы по образу разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и организации публичной политической власти. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями:

1. Объединения физического труда большого числа людей при неразвитой орудийной деятельности.

2. Ориентирование на труд самостоятельного работника при постоянном совершенствовании орудий труда.

3. Комбинация первого и второго способов наряду с завоеванием новых территорий.

Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) — положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Государство вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины.

Западный путь возникновения государства. Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины — классический пример такого пути возникновения государства. Спарта — это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев. Рим — здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила — плебс. Синтезный путь возникновения государства. Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь — Византия, Германия — Рим).

— лишение лицензии или патента на право занятия определенной деятельностью сроком на полгода

+ все ответы верны

?

Что является источником административного права

— правовой обычай

— договор

— судебный прецедент

— все ответы верны

+ нормативно-правовой акт

?

По содержанию правовые нормы бывают

+ обязывающие. запрещающие и уполномочивающие

— общеобязательные и внутрисистемные

— охранительные и регулятивные

— материальные и процессуальные

— все ответы неверны

?

По юридической силе правовые нормы бывают

— общие и специальные

+ законодательные и подзаконные

— первичные и вторичные

— охранительные и регулятивные

— все ответы неверны

?

Система права это

+ объективно сложившаяся внутренняя структура права

— структура законодательства

— совокупность статей закона

— система обычаев и судебных прецедентов

— все ответы неверны

?

Что такое принципы права

— нормы морали

— обычаи и прецеденты

— необязательные правила поведения

— основные проблемы в законодательстве

+ основополагающие начала, определяющие и выражающие сущность права

?

Основные методы правового регулирования

— метод наказания и принуждения

— метод убеждения и поощрения

— метод индукции и дедукции

+ императивный и диспозитивный методы

— метод анализа и синтеза

?

Когда был принят Конституционный Закон О государственной назависимости

— 30 августа 1989г.

— 25 октября 1990г.

+ 16 декабря 1991г.

— 28 января 1993 г.

— 2 марта 1992 г.

?

Виды уголовных наказаний

— штраф

— ограничение свободы

— смертная казнь

— ограничение по военной службе

+ все ответы верны

?

Смертная казнь не назначается

— женщинам

— лицам в возрасте до18 лет

— мужчинам в возрасте старше 65 лет

+ все ответы верны

— мужчинам достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет

?

Поддерживает обвинение в суде со стороны государства:

— судья

— адвокат

+ прокурор

— нотариус

— присяжный судья

?

Срок полномочий депутатов Сената

— 5 лет

— 4 года

— 7 лет

— 3 года

+ 6 лет

?

Срок полномочий депутатов Мажилиса

-3 года

— 4 года

+ 5 лет

— 6 лет

— 7 лет

?

Публично-политическое отношение государства и подчинение между субъектами, опирающееся на государственное принуждение называется

-социальная власть

— естественная власть

+ государственная власть

— отсутствие всякой власти

— монархическая власть

?

Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?

-юридические нормы

— политические нормы

+ родовые обычаи (мононормы)

— технические нормы

— религиозные нормы

?

Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории насилия?

-возникновение денег, городов, ремесел

— возникновение классов и непримиримой борьбы между ними

+ завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими

— изменение климатических условий и развитие средств производства

— заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства

?

В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

-государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов

+ государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания

— государство возникает по воле бога, высшего разума

— государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете

— государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека

?

Выделите основной признак восточного (азиатского) типа государства

+эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю

— эти государства основаны на частной собственности на землю

— в этих государствах источником власти является собственность

— отсутствует мощный чиновничий аппарат

— эти государства возникли и существуют как города-республики

?

Выделите основной признак западного (европейского) типа государства

-эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю

— обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства

— государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх

— эти государства имеют застойный характер

+ в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность, общество делится на антагонистические классы

?

Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?

+матриархат

— патриархат

— дикость

— варварство

— цивилизация

?

Восточный путь возникновения государства присущ…

-большинству государств на земле

— лишь некоторым государствам

— только европейским государствам

+ только азиатским государствам

— только Казахстану

?

Что понимается под правовым обычаем?

-это любой обычай, который дошел до наших дней

— это обычаи, выраженные в письменной форме

+ это обычаи, выраженные в строго определенной форме, санкционированные и гарантированные силой государства

— это есть законы, принимаемые государством

— это устное веление, приказ должностного лица

?

Укажите социальные причины происхождения государства и права

-общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю

— рост производительности труда и появление прибавочной стоимости

+ разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол общества на классы

— появление частной собственности

— появление городов, изменение климатических условий

?

Когда возникло право согласно материалистическому учению?

+одновременно с возникновением государства

— право существовало еще в первобытном обществе

— юридическая наука не может дать ответа на этот вопрос

— когда появился человек разумный sapiens”

— возникло по воле бога, высшего разума

?

Чем отличается право от обычаев?

-если обычаи создаются всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных) и под его контролем

— если обычаи выражают общую волю и защищают общий интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества

— если обычаи выражаются в устной форме, то право выражается в письменной форме в виде нормативных актов

— если обычаи охраняются от нарушений всем обществом, то право —специально созданным аппаратом принуждения государством

+ всеми перечисленными признаками

?

Когда принята Концепция правовой политики РК, где определяются основные направления развития Казахстанского права?

— 2000

— 2001

+ 2002

— 2003

?

Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

-правосубъектность

+ государственный суверенитет

— правоспособность

— дееспособность

— правотворчество

?

Одна из составляющих структуру нормы права:

-регламент

+ гипотеза

— теория

— правила

— положение

?

Кто является единственным, официальным представителем всего общества, всего населения, объединяемого по признаку гражданства?

-партия

— общественная организация

— религиозная организация

+ государство

— любой институт власти в обществе

?

Назовите один из основных признаков государства

-наличие столицы

+ территориальное деление населения

— существование частной собственности

— наличие религии

— сепаратизм

?

Абсолютное отсутствие в обществе власти, государства и права —это…

-монархия

+ анархия

— деспотия

— тирания

— республика

?

Какое понятие соответствует данному определению: «Попытка разделения территории государства на суверенные части, отделения частей от государства?”

+сепаратизм

— консерватизм

— либерализм

— плюрализм

— демократизм

?

Из перечисленных ответов выберите ту компетенцию, которая не относится к государству

-сбор налогов, сборов, займов

— прерогатива на издание общеобязательных нормативных актов

— обеспечение правопорядка в обществе

+ регулирование отношений дружбы, любви, взаимопомощи, родственных отношений

— охрана границ государства

?

Среди перечисленных выберите внутреннюю функцию государства

+социальная функция

— функция обороны страны

— функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

— функция интеграции в мировую экономику

— функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем

?

Формы осуществления функций государства

-правотворческая

— правоисполнительная

— правоохранительная

— организационно-регламентирующая

+ все перечисленные, а также организационно-хозяйственная

?

Какие органы относятся к представительной и законодательной власти?

+парламент

— правительство

— министерство

— комитеты и ведомства

— суды

?

Какие государственные органы формируются путем выборов?

+парламент РК

— правительство

— РОВД

— министерства и ведомства

— комитет национальной безопасности

?

Всенародное голосование по каким-либо важным вопросам общественной государственной жизни —это…

-опрос

— выборы

— анкетирование

+ референдум

— импичмент

?

Назовите орган специальной компетенции

-Парламент

— Правительство

— Президент

— Аким

+ Министерство транспорта, связи и коммуникаций

?

Аристократия — это

+власть избранных

— власть народа, или большинства народа

— власть одного человека

— власть тирана, деспота

— власть имущих

?

Укажите вид данной формы правления: «…Власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально и фактически обладает обширными властными полномочиями, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Правитель несет формально двойную ответственность перед монархом и Парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха”

+дуалистическая монархия

— парламентская республика

— президентская республика

— абсолютная неограниченная монархия

— аристократическая республика

?

Что включается в понятие формы государства?

-совокупность способов организации высшей государственной власти

— совокупность способов государственного устройства

— совокупность методов осуществления государственной власти

— способы взаимоотношения народа и государственной власти

+ все перечисленные понятия

?

Укажите признак дуалистической монархии

-единственным носителем власти является монарх

+ власть находится в руках монарха и парламента в равной мере

— верховная власть принадлежит исключительно парламенту

— монарх возглавляет религиозное управление страной

— народ фактически отстранен от управления страной

?

Источник права, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на территории всей республики

-Указ Президента

— Постановление парламента

— конституционный закон

+ конституция

— кодекс

?

К какой форме государственного устройства относится СНГ?

-унитарное государство

— федеративное государство

+ конфедерация

— империя

— международная организация

?

Верховенство закона как принцип правового государства означает, что…

-все должностные лица должны подчиняться закону

— все граждане должны уважать закон

— все нормативно-правовые акты должны приниматься на основе закона

— законы должны соответствовать идее господства права

+ все перечисленные признаки вместе взятые

?

Укажите признаки права

-системность права

— общеобязательность права

— формальная определенность права

— санкционированность и гарантированность права государством

+ все перечисленные признаки, а также регулятивность права

?

Как понимается термин «принципы права”?

+это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права

— это выраженная в праве воля государства

— это совокупность признаков права, выражающих особенности права как регулятора общественных отношений

— это есть правовые презумпции

— это различные теории происхождения права

?

Правовые презумпции —это…

-основные идеи права

+ закрепленные в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов

— основные признаки права

— основные функции права

— формы права

?

Какие из перечисленных актов относятся к подзаконным нормативно-правовым актам?

-Уголовный кодекс РК

— Закон о высшем образовании

— Гражданский кодекс РК

+ Постановление правительства

— Конституция

?

Обладает ли Президент РК правом принимать законодательные акты?

-нет, не обладает

— да, он имеет право принимать законы

⇐ Предыдущая12345

Восточный (азиатский) путь возникновения государства является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами.

Огромное влияние на способ формирования власти оказали географические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строительство ирригационных систем).

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства. 13

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.14

Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как образования государства, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.15

Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность — верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность других групп: купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха. Во-вторых, она также не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников.

Постепенно, по мере роста масштабов кооперации, коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она приобретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологически, и прежде всего в религиозных формах — сакрализация власти: «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие советники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства — земля — формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные, средства производства («власть-собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:

— потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

— необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

— необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Следует указать и на то, что восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньте, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Африканские государства формировались в основном по тому же «сценарию», однако исследователи указывают на некоторые особенности раннего государства Африки, отличающие его от государства «восточной деспотии»: верховная власть была не наследственной, а выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом — для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, так как существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати.16

В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 3222 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Общая характеристика Восточного государства

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились социальные и политические институты, государство, право, мировые религии.

Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций, но отсутствие господствующей роли частной собственности и застойный характер развития были главными чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы.

Если в Европе с античности государство способствовало процветанию господствующего класса, собственников, если там общество в лице частных собственников всегда отчетливо доминировало над государством, а государство было слугой общества и соответственно были построены все его институты, то вне Европы, на Востоке, дело обстояло иначе. Государство здесь никогда не было, если использовать привычную марксистскую терминологию, надстройкой над социально-экономическими отношениями, сложившимися вне его и помимо него. Государство в лице причастных к власти социальных верхов не только выполняло функции господствующего класса («государство-класс»), но и было ведущим элементом базисной структуры общества. Если сказать жестче, оно абсолютно господствовало над обществом, подчинив его себе. Соответственно складывались институты такого государства и вся обслуживавшая его система идей и учреждений.

Подчиненное государству общество в различных восточных структурах выглядело по-разному. В Египте, например, общества почти не было вообще: оно было практически растворено в институтах всемогущего государства. В Китае голос его был слышен — как в форме идей, так и в виде определенных организаций. В Шумере и Вавилонии общество в целом и индивиды как часть его сумели отстоять даже некоторые формальные права, отраженные в системе законов. Наконец, в Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.

Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмеша­тельство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непос­редственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.

Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной, но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развития здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Месопотамии — еще в IV-III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно — родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками.

Самовладеющая сельская община, упрочнению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех классовых образований:

Различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;

Свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;

Господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и прочие.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли общий путь — от небольших племенных образований, городов-государств к гегемониям — царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, за счет завоевания и аннексий своих соседей.

Таким образом, можно сделать вывод, что все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение.

Но, общие закономерности, развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

Характерные черты восточного пути развития я рассмотрю на примере государства Древнего Египта.

Добавить комментарий