Банковский надзор

Банковский надзор — это система, процедуры наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью повышения ее эффективности и безопасности.

Основными целями надзора за коммерческими банками являются:

— защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;

— защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым, будет подорвано доверие ко всей системе);

— обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;

-формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;

— разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;

— защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

В Республике Беларусь надзор за коммерческими банками осуществляется:

— соответствующими надзорными подразделениями Национального банка;

— внутренним аудитом (аудиторскими службами коммерческого банка);

— внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит);

— собственниками.

Однако с недавнего времени национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международного банковского надзора. Международный контроль и надзор осуществляются в рамках различных объединений самостоятельных государств, практикующих координацию денежно кредитной, валютной и финансовой политики с помощью международных валютно-финансовых, аудиторских организаций. В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании, Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка.

Методы банковского надзора делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе О банках и банковской деятельности и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Особенности организации денежно-кредитного регул-я в зарубежных странах.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела изменения под влиянием формирования единого мирового финансового рынка. В результате денежно-кредитная политика стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Цели денежно-кредитной политики — ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главный орган, разрабатывающий кредитно-денежную политику США, называется Комитетом по операциям на открытом рынке ФРС. В его обязанности входит разработка монетарной политики, стимулирующей сразу четыре направления: •стабильность цен; •экономический рост; •полную занятость; •устойчивость внешних платежей и международной торговли.

ФРС использует три основных методов воздействия на финансовую систему страны.

1) это ежедневный выкуп на открытом рынке определённого количества облигаций. В зависимости от объёма такой операции на рынок приходит больше или меньше денег, что решает проблемы с текущей ликвидностью.

2)»целевая процентная ставка по федеральным фондам». Всякий банк, когда в нём открывается депозит, обязан определённую часть этого депозита (на данный момент для большинства банков США она составляет 10%) в качестве резерва размещать на счетах своего окружного ФРБ. Эти деньги и составляют «федеральные фонды» – но иногда они оказываются излишними.

3) выкуп разнообразных ипотечных облигаций. Эта мера позволяет банкам и фирмам избавиться от «плохих активов» на своих балансах, взамен снабжая их или ликвидностью (если имеет место выкуп), или надёжными бумагами (если проводится обмен на казначейские облигации).

В Европе главной особенностью является склонность Европейского центрального банка (ЕЦБ) к продефляционной политике. Его базовая ставка самая высокая из важнейших регионов. Это объясняется тем, что ЕЦБ находится под преобладающим влиянием Германии, в лице своего центрального банка (Дойче Бундесбанка) который борется с инфляцией, как главной опасностью. Другая особенность ЕС: крайняя неоднородность его состава, что делает задачу центрального банка особенно сложной. Предположительно текущие проблемы будут разрешаться прямым снабжением банков ликвидностью или введением каких-то новых инструментов денежного регулирования. ЕЦБ выступает против вмешательства МВФ. ЕС надеется, что проблемные страны еврозоны постепенно самостоятельно будут выбираться из своих долговых ям.

Великобритания, имеет свои проблемы и особенности: дефицит госбюджета, а также чрезмерную долю финансового сектора в ВВП. Это заставляет Банк Англии делать упор на программу выкупа облигаций ради удержания процентных ставок на сравнительно низких уровнях – рост последних может стать катастрофой для бюджета, ипотеки и финансовых активов. Долг домохозяйств в Британии достигает 160% от их реального располагаемого дохода, поэтому Банк Англии сохраняет учетную ставку на отметке 0,5.

В Японии ставка центрального банка давно держится около нуля. Правительство Японии проводит политику дефицитного финансирования и стимулирования спроса и из-за этого государственный долг достиг 200% ВВП. Рост процента на рынке может привести к реальному суверенному дефолту. В стране есть проблемы со старением населения и вытекающие из этого трудности пенсионных фондов, которые в Японии традиционно являются главными инвесторами, в том числе и в казначейские облигации. Соответственно, теперь спрос на казначейские облигации крайне низок. Это означает, что возможности фискального стимулирования предельно ограничены. Следовательно, на Банк Японии возлагается дополнительное бремя: он должен обеспечивать максимально большую ликвидность и самые низкие ставки.

Экономический рост Китая стимулировался в основном экспортом в США и Западную Европу. С началом кризиса внешнеторговые потоки стали снижаться по объему. Для социального благополучия необходимо поддерживать высокий уровень экономического роста и перетока народонаселения из села в город, там началась масштабная денежная эмиссия, которая была сопоставима по размеру с ВВП страны за тот же период. На какое-то время это породило всплеск внутреннего спроса. Однако впоследствии оказалось, что банки выдали большой объем кредитов, возврат которых под сомнением, а избыточная ликвидность попала на спекулятивные рынки, породив пузыри на фондовом рынке и в недвижимости. Центральный банк начать ужесточать монетарную политику: была поднята норма резервирования для коммерческих банков, ужесточены условия выдачи кредитов и т.д.

Если рост мировой экономики после кризиса не будет уверенным, власти КНР, вероятно, скорректируют модель развития своей экономики и путем ревальвации юаня, а также переведут развитие на рост внутреннего потребления.

кредит. Собрать сумму, достаточную для покупки квартиры бывает очень сложно. Зачастую при стабильном доходе гораздо проще оформить кредит. При этом можно ежемесячно вносить суммы больше регулярного платежа. Большинство кредитных организаций позволяет осуществлять частично досрочное гашение. При нем можно уменьшить не только срок, но и сумму платежа. В результате при ускоренной схеме расчета процентов банку выплачивается меньше, а квартира принадлежит заемщику.

Список литературы:

5. Hiterbober.ru — деловой журнал

6. Финблог.рф — блог о финансах, инвестициях и трейдинге

УДК 347:963 ББК 65

Юсупова М.Г. — ст. преподаватель кафедры Менеджмента, Дагестанский государственный университет

Yusupova M.G. — senior teacher of Management department, Dagestan State University

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

SUPERVISION AND CONTROL OVER BANKING ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS

В статье рассматриваются такие функции регулирования банковской деятельности, как надзор и контроль. Анализируются современные направления и тенденции надзора и контроля за деятельностью российских кредитных организаций

Ключевые слова: надзор, банковский контроль, кредитная организация, Центральный Банк России, Базель III

Keywords: banking supervision, banking control, credit organization, Central Bank of Russia, Basel III

По официальным данным ЦБ РФ, количество кредитных организаций в Российской Федерации очень сильно менялось на протяжении последних 16 лет. Изменение количества кредитных организаций в России в период с 2001 по 2017 гг. приведено в табл. 1 .

Таблица 1.

Изменение количества кредитных организаций в РФ в 2001 — 2017 гг.

Год Количество кредитных организаций, ед. Сокращение количества кредитных организаций по сравнению с предыдущим периодом

ед. %

2017 623 110 15

2016 733 101 12,1

2015 834 89 9,6

2014 923 33 3,5

2013 956 22 2,2

2012 978 34 3,4

2011 1012 47 4,4

2010 1059 49 4,4

2009 1108 28 2,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 1136 53 4,5

2007 1189 — —

2001 1311 — —

Для наглядности можно составить график изменения количества кредитных организаций, приведенный на рисунке 1.

1500 1000 500 0

2001 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 1. Количество кредитных организаций в России в 2001 -2016 годах (на первое января каждого года)

Как показывают официальные данные Центрального банка РФ, за последние 16 лет, т. е. с 2001 года, банковский рынок России потерял половину кредитных организаций.

В соответствии с приведенными в таблице 1 данными, с 1.01.2001 г. по 1.01. 2017 г. число кредитных организаций в России сократилось на 52,5% — с 1311 до 623 единиц.

Как показывает приведенные данные, самые крупные потери банковский сектор понес в 2014-2016 гг. За период с 1.01.2014 г. по 1.01.2015 г. число кредитных организаций в РФ уменьшилось на 9,6% или на 89 единиц. За 2015 год банковский сектор потерял еще 12,1% или

101 кредитную организацию. За 2016 год банковский рынок уже покинули 110 кредитных организаций или 15% от их общего количества в РФ на начало 2016 года. Таким образом, можно заявить, что последние три года были самыми тяжелыми для банковской системы страны.

Также можно наблюдать значительное сокращение количества банков и небанковских кредитных организаций в период кризиса в российской экономике, который длился с 2008 по 2010 год. В этот период ежегодное уменьшение количества кредитных организаций составляло от 2,5% до 4,5% или в среднем 45 участников банковского рынка.

С начала 2016 года банковский сектор ежемесячно теряет в среднем 9 кредитных организаций. Результатом этого стало то, что на начало 2017 года количество кредитных организаций составило всего 623.

Сложившаяся в банковской сфере ситуация является результатом проводимых Центральным банком России надзором и контролем за деятельностью кредитных организаций.

Рассмотрим в чем заключаются такие функции ЦБ РФ, как банковский контроль и надзор.

Банковский контроль — законодательно регламентированная деятельность Банка России за соблюдением банками и небанковскими кредитными организациями основных положений денежно-кредитной политики, а также анализ экономической целесообразности и эффективности осуществляемых ими операций.

Как показал анализ специализированной литературы, задачи банковского контроля, как правило, совпадают с основными контрольными функциями ЦБ РФ .

Принципы банковского контроля уточнены нами с учетом основных принципов финансового контроля, характерных для российской практики. По нашему мнению, они применимы для банковского контроля с небольшой адаптацией к специфике контрольных функций Банка России. Таким образом, основные принципы банковского контроля: независимость, гласность, законность, объективность, ответственность, сбалансированность и системность.

Далее рассмотрим содержание банковского надзора. Изучение специальной литературы позволяет заключить, что не существует единого подхода к трактовке сути банковского надзора.

Определение рамок регулирования банковской деятельности всегда должно сопровождаться разработкой системы мер по обеспечению соблюдения данных рамок. При этом формируется особая система — банковский надзор. В определенной степени банковский надзор рассматривается как практический инструмент банковского регулирования. Таким образом, банковское регулирование и банковский надзор можно рассматривать как единый процесс, так как они имеют один объект деятельности и общие цели управления. Различаются лишь методы, технологии, инструменты и процедуры достижения данных целей.

Наиболее типичным определением является следующее: «Банковский надзор — совокупность действий, осуществляемых органом надзора в пределах своей компетенции, определенной нормативными документами, в соответствии с процедурными нормами и регламентами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской

системы и защиты интересов ее клиентов (прежде всего кредиторов и вкладчиков)» . Банковский надзор предполагает лицензирование банковской деятельности, разработку процедур финансового оздоровления кредитных организаций и страхование депозитов (вкладов).

Дистанционный банковский надзор заключается в изучении деятельности кредитных организаций посредством анализа представленных надзорному органу документов и отчетности. Его недостаток состоит в том, что он базируется на анализе отчетных данных и сведений, представляемых самой кредитной организацией. В этой связи с увеличением у кредитной организации сложностей сокращается вероятность получения от нее полной и достоверной информации о реальном положении. В данном случае эффективный надзор за деятельностью кредитной организации невозможен.

Инспекционные проверки на местах, в отличие от дистанционного надзора, дают возможность убедиться в достоверности представляемой информации и своевременно принять меры по стабилизации работы кредитной организации. Однако выполнение инспекционных проверок на местах представляет собой трудоемкую работу, требующую привлечения квалифицированных специалистов и являющуюся достаточно дорогой. В этой связи орган банковского надзора может выполнять инспекционные проверки кредитных организаций только выборочно или не в полном объеме.

Другой вид банковского надзора — пруденциальное регулирование, предполагающее использование системы лимитов и ограничений, накладываемых на кредитные организации для обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков, носящее макроэкономический характер и направленное на защиту системных интересов.

Центральный Банк РФ устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности, под которыми скрываются предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по формированию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, требования, нарушение которых может негативно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности в случае их регистрации, лицензирования и расширения направлений деятельности.

Важный и содержательный аспект пруденциального регулирования — определение минимальных экономических стандартов банковской деятельности. Пруденциальное регулирование кредитных организаций реализуется под строгим контролем и от имени государства, уполномоченными на то структурами. Системный подход к организации пруденциального банковского регулирования дает возможность использовать управленческий аспект при определении содержания пруденциального регулирования, логично дополняющий экономический и юридический подходы к его рассмотрению.

Таким образом, пруденциальное банковское регулирование является составной частью системы банковского регулирования, осуществляемое уполномоченным на это органом, основано на контроле за выполнением кредитными организациями определенных

количественных параметров их деятельности и нормативов, обязательных к выполнению.

Надзорные полномочия ЦБ РФ в отношении кредитных организаций выполняет Комитет банковского надзора (КБН) , возглавляемый председателем Комитета, назначаемым Председателем ЦБ РФ из состава членов Совета директоров ЦБ РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В КБН входят руководители структурных подразделений ЦБ РФ, в функции которых входит банковские регулирование и надзор. Персональный состав утверждается Приказом ЦБ РФ.

В компетенции КБН входят следующие вопросы: совершенствование методологии банковского надзора и мониторинга кредитных организаций, принятие решения об их госрегистрации, выдаче генеральных лицензий, отзыве лицензий, применение мер воздействия при выявлении нарушений банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ.

На заседаниях КБН, проводимых, как правило, один раз в месяц, рассматриваются предлагаемые к утверждению нормативные акты ЦБ РФ, принятие которых способно влиять на механизм правового обеспечения банковской деятельности и банковского надзора. Решения должны приниматься большинством голосов. Если какой-либо член Комитета не согласен с принятым решением, он имеет право письменно выразить особое мнение, которое в дальнейшем должно быть приложено к принятому решению. Решения КБН должны быть выполнены в течение месяца.

Существует три формы банковского надзора: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный надзор производится на этапе регистрации и лицензирования деятельности кредитной организации. На данном этапе главная задача банковского надзора — правовая оценка финансового и репутационного положения учредителей кредитной организации, а также представленного комплекта документов. ЦБ РФ изучает финансовое состояние учредителей (которое должно быть удовлетворительным) и деловую репутацию ; изучает предоставленные сведения и документы, состав которых определен ФЗ «О банках и банковской деятельности», в т.ч. выполнение требований к органам управления кредитной организацией .

При удовлетворительном финансовом положении и деловой репутации учредителей кредитной организации, соответствии представленных документов нормативным положениям, ЦБ РФ принимает решение, в соответствии с которым вносится запись в единый госреестр юридических лиц и сообщается об этом в ЦБ РФ.

Завершается контрольная деятельность ЦБ РФ на этапе предварительного банковского надзора после 100 % оплаты учредителями уставного капитала и выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Текущий надзор проводят в процессе всей деятельности кредитной организации по следующим направлениям:

— контроль выполнения кредитными организациями требований банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ (проверяется соблюдение антимонопольного законодательства; законодательства о защите прав потребителей банковских услуг; законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма; нормативных актов ЦБ РФ);

— пруденциальный контроль, в ходе которого ЦБ РФ изучает кредитную организацию посредством исполнения ею утверждаемых ЦБ РФ нормативов деятельности; своевременности, полноты и достоверности представления аудиторского заключения, а также отчетных данных и их размещения в СМИ в установленных законодательством случаях.

Последующий надзор производится в отношении проблемных кредитных организаций, а также субъектов, у которых ЦБ РФ отозвал лицензии на осуществление банковских операций. Он заключается также в анализе и обобщении ЦБ РФ отчетности кредитных организаций .

По нашему мнению, финансовый надзор шире финансового контроля. ЦБ РФ, являясь особым субъектом финансового права, выполняет функции государственной власти, но в то же время не имеет статуса органа государственной власти. Как функция ЦБ РФ, банковский надзор предполагает помимо непосредственно банковского надзора также банковский контроль.

Объектом банковского контроля является финансовая деятельность кредитной организации в отношении соблюдения ею требований банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ. Контрольная деятельность ЦБ РФ направлена на установление законности и достоверности выполняемых банковских операций, иных сделок кредитной организацией. Она является начальным этапом банковского надзора, так как дает возможность получить объективную информацию о работе каждой кредитной организации. Анализ полученных сведений позволяет составить целостное представление о состоянии российской банковской системы и тенденциях ее развития.

В этой связи цель надзорной деятельности ЦБ РФ — обеспечение стабильного развития всей банковской системы посредством анализа информации, полученной в процессе осуществления контрольных мероприятий, и разработки предложений по повышению эффективности государственного регулирования банковской деятельности. Банковский надзор основан на системном подходе и имеет стратегический характер, банковский же контроль — тактический и нацелен на проверку выполнения требований банковского законодательства, выявление финансовых нарушений и своевременное привлечение правонарушителей к ответственности .

Банковские контроль и надзор объективно необходимы, так как особенность банковской деятельности, специфика взаимоотношений физических и юридических лиц с кредитными организациями вызывают необходимость активного публичного вмешательства в деятельность кредитных организаций.

Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования банковской деятельности подтверждает, что обеспечение стабильности на денежно-кредитном рынке страны возможно только при активной позиции ЦБ РФ как представителя государственной власти. В этой связи, в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковский надзор направлен на поддержание стабильности банковской системы РФ, защиту интересов вкладчиков и кредиторов .

Посредством надзора ЦБ РФ выполняет следующие функции:

— превентивную, состоящую в том, чтобы предотвратить банкротство кредитных организаций;

— защитную, заключающуюся в своевременном применении мер по нивелированию отрицательных последствий принудительной ликвидации кредитной организации; оказании посредством формирования различных гарантийных институтов помощи вкладчикам и кредиторам.

Организации, регулирующие деятельность кредитных организаций, как за рубежом, так и в России, заинтересованы в как можно более раннем обнаружении проблем в деятельности кредитных организаций. Оценку финансового положения кредитных организаций, как правило, осуществляют с использованием различных методов и моделей, которые по способу получения информации принято разделять на две категории:

— методы, применяющие дистанционный анализ;

— осуществление проверок непосредственно в самой кредитной организации.

На практике большинство регуляторов используют и те, и другие способы получения информации с разной периодичностью, определяя уровень финансовой устойчивости и вероятность дефолта при помощи рейтинговых систем и математических моделей.

Исходя из их основной концепции, большое количество существующих методик оценки финансовой устойчивости коммерческих банков регуляторами, можно разделить на следующие группы :

— рейтинговые система оценки (PATROL, ORAP, CAMEL), по которым рассчитывает интегральный показатель финансовой устойчивости кредитной организации;

— комплексные системы оценки банковских рисков (RATE, RAST), ориентированные на всестороннюю оценку банковских рисков;

— системы коэффициентного анализа (BAKIS);

— системы раннего предупреждения (EWS) или статистические модели, основанные на применении эконометрических моделей для оценки вероятности дефолта в будущем.

Вся предоставляемая кредитными организациями отчетность служит основой анализа их финансового положения и позволяет своевременно выявить наметившиеся негативные тенденции. С точки зрения оценки финансовой устойчивости, важнейшей отчетной формой является форма 135, в которой раскрывается информация об обязательных нормативах кредитной организации в соответствии с Инструкцией Банка России 139-И . Согласно данной инструкции, Центральным Банком России устанавливаются предельно допустимые значения ликвидности (абсолютной, текущей и долгосрочной), кредитного риска (крупного кредитного риска, кредитного риска на акционеров, инсайдеров, группу связанных лиц), и достаточности капитала. Требования к порядку расчета указанных показателей жестко регламентируются Центральным Банком и соответствуют рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базельский комитет по банковскому надзору определяет общие стандарты и подходы к регулированию деятельности кредитных организаций надзорными органами.

В России с 1 января 2014 г. началось внедрение компонентов Базель III (расчет Н1.1 и Н1.2), к 2019 г. ожидается полный переход

банковской системы РФ на нормативы данного документа. Вместе с тем, переход на Базель II к настоящему моменту еще не закончен, система внутренних рейтингов определения вероятности дефолта находятся в стадии внедрения.

Рекомендации Базельского комитета по надзору в первую очередь служат цели повышения финансовой устойчивости банковской системы и предотвращению банкротств кредитных организаций. В то же время ужесточение требований выявляет банки, неспособные соответствовать, новым требованиям, и способствует росту концентрации активов банковских систем России и других государств. Нарушение отдельно взятым банком пруденциальных требований (особенно нормативов достаточности и ликвидности) явно свидетельствует о наличии проблем в его финансовом положении и повышает вероятность дефолта. Однако, как правило, указанные нарушения не могут своевременно сигнализировать о тенденциях ухудшении финансового положения банка, и свидетельствуют уже о фактических проблемах, которые зачастую трудно обратимы. Именно поэтому регуляторами и потенциальными инвесторами применяются различные группы методик оценки финансовой устойчивости, упомянутые выше.

Список литературы:

2. Положение о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации: утв. Банком России 18.02.2014 № 416-П// www.garant.ru.

3. Положение о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): утв. Банком России 25.10.2013 № 408-П// Вестник Банка России.

4. Инструкция Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков»

5. Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У (ред. от 03.12.2015) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 № 15615)// www.garant.ru..

6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности»// СПС «Консультант Плюс».

7. Винникова И.В. К вопросу о полномочиях Банка России // Банковское право. — 2015. — № 1.

8. Дудка, А.Б. Банковский надзор: учебное пособие. — Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2012

9. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации./ Лаврушин О.И., Мамонова И.Д.. — М.: КноРус, 2013

10 Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. — 2012. — № 4.

11 www.cbr.ru/statistics — официальная статистика Банка России.

12 www.papabankir.ru/banki/spisok-bankov-lishennykh-litsenzii/ -официальный сайт «все, что вы хотели знать про банки»

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов – это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы — согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банковский надзор — это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее — это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ.

Уточняя определение банковского надзора, Н.Ю.Ерпылева обращает внимание на то, что надзор (наблюдение) может быть дистанционным и контактным. Кроме того, надзор включает в себя наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения. Цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе.

Согласно письму ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. №70-Т «О типичных банковских рисках» под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Наиболее типичными банковскими рисками, подлежащими банковскому регулированию и надзору, согласно письму ЦБ РФ являются:

Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

Страновой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).

Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риск.

Фондовый риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты.

Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.

Процентный риск — риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.

Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.

Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Правовой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);

нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

Стратегический риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.

Таким образом, общей целью банковского надзора является:

— поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

— обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

— защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

В современном банковском регулировании надзорные полномоция являются базисными.

Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Заключение

Главной особенностью Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи (управлению кредитной системой.Административные функции можно условно разделить на организаторскую и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.В рамках этих двух функций Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом:- во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте;- во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность;- в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г.

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» — текст, комментарий / Под общ. ред. Лубенченко К.Д. — М.: 2000.

Специальная литература

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 4-е, стереотипное. — М.: 2003.

5. Братко А.Г. Банковское право России. – М.: 2003.

6. Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. — №7. — 2006г.

7. Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. – М.: 2004.

8. Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль // эж-ЮРИСТ — №42 — октябрь 2004 г.

Калантырский Д.Я. Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации // Юридическая работа в кредитной организации – №1 — 2006 г.

Указание оперативного характера ЦБР от 23 июня 2004г. №70-Т «О типичных банковских рисках» // Вестник Банка России — 30 июня 2004г. — №38.

Добавить комментарий