Безопасность граждан

1.1. Объект уголовно-правовой охраны (объект преступления)

1. Объект уголовно-правовой охраны и объект преступления — идентичные понятия. Использование той и другой терминологии зависит от аспекта, в котором рассматривается проблема. Если речь идет о том, какие социальные ценности защищаются уголовным правом от преступных посягательств, обычно говорят об объекте уголовно-правовой охраны. Если, напротив, исследуется проблема антисоциальной направленности деяния, то используется наименование «объект преступления».

Противопоставление объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления теоретически необоснованно и способно принести вред — привести к подрыву важнейшего принципа уголовного права — признанию состава преступления единственным основанием уголовной ответственности.

Некоторые российские юристы утверждают, что понятие «объект уголовно-правовой охраны» шире понятия «объект преступления».

Так, Ю. А. Демидов в свое время писал: «Понятие объекта уголовно-правовой охраны не идентично понятию объекта преступления. По своему объему первое понятие шире второго. Уголовное право предусматривает средства охраны своих объектов не только от преступлений, но и от общественно опасных действий невменяемых и от опасностей, создающих состояние крайней необходимости. Но дело не только в этом, а главным образом в том, что понятие «объект преступления” снижает объект уголовно-правовой охраны до «элемента” или «стороны” преступления. Непонятно, как советский государственный и общественный строй, социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, личность и другие объекты уголовно-правовой охраны могут быть «элементом” или «стороной преступлений”».

В своих рассуждениях Ю. А. Демидов не учитывал следующих обстоятельств.

Во-первых, то, общественно опасное поведение невменяемых и опасности, порождающие состояние крайней необходимости, создают угрозу причинения вреда тем же самым общественным отношениям, какие охраняются правовыми нормами, предусматривающими ответственность за совершение конкретных преступлений (личности, собственности и др.). Поэтому объект уголовно-правовой охраны в том и в другом случае один и тот же.

Во-вторых, Ю. А. Демидов не учитывал того, что, называя объектом преступления конституционный строй Российской Федерации и по существу все другие охраняемые уголовным правом объекты, причем как родовые, так и видовые и непосредственные, мы допускаем определенное упрощение. Та или иная совокупность общественных отношений становится объектом преступления только во время осуществляемого в отношении нее преступного посягательства. Кроме того, в качестве объекта преступления при этих условиях выступает не вся совокупность тех или иных общественных отношений, а лишь известная ее часть, ее структурный элемент.

Отвергает отождествление объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления также Г. П. Новоселов. Его позиция по этому вопросу основывается на защищаемой им трактовке понятий преступных последствий и преступного вреда, а также объекта и предмета преступного поведения.

По мнению Г. П. Новоселова, понятие преступных последствий шире понятия преступного вреда, поскольку включает в себя как прямой причиняемый преступлением ущерб, так и доход от результатов преступного поведения и полученные от него выгоды (возможности распоряжаться чужим имуществом в своих интересах). «Исключать последнее из числа преступных последствий, — пишет он, — значит не только не считаться с реальным смыслом термина «последствие”, но и вновь оставлять открытым вопрос о месте признака «извлечение дохода” в структуре состава преступления, в частности, применительно к уголовно-наказуемой незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ)».

Г. П. Новоселов не учитывает в данном случае того, что извлечение дохода в крупном размере как признак состава незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) представляет собой один из видов юридического выражения причиненного этим преступлением крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Незаконный доход — это по существу один из юридических критериев крупного ущерба. Его использование позволяет следственным органам и суду устанавливать наличие состава незаконной банковской деятельности без выявления конкретных источников незаконного извлечения денежных средств.

Что касается выгоды, полученной в результате возможности распоряжаться похищенным имуществом, то она, хотя и является отдаленным последствием совершенного преступления, находится за пределами умысла виновного и поэтому уголовно-правового значения не имеет. По этой причине она не может охватываться понятием преступных последствий. Причиненный собственнику ущерб в данном случае может быть компенсирован в гражданско-правовом порядке.

Таким образом, оснований для разграничения преступного вреда и преступных последствий не существует. Поэтому связывать причиненный преступлением вред с объектом преступления, а некие дополнительные преступные последствия — с отдельно существующим объектом уголовно-правовой охраны также нет никаких оснований.

Другое обоснование разграничения объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления Г. П. Новоселов, как уже было сказано, связывает со своим своеобразным представлением об объекте и предмете преступления.

В дальнейшем мы продолжим рассмотрение его точки зрения по этому вопросу. Здесь же применительно к проблеме соотношения понятий правоохраняемого объекта и объекта преступления отметим, что проводимое Г. П. Новоселовым отождествление объектов уголовно-правовой охраны, перечисленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ, с предметом преступления и рассмотрение им потерпевших от преступного поведения в качестве объекта преступления противоречит реальной действительности.

Следует согласиться с А. В. Пашковской в том, что представление Г. П. Новоселова об объекте преступления «противоречит как позиции законодателя, так и обыкновенному здравому смыслу. Подобная трактовка как бы меняет местами понятия объекта и предмета преступления, необоснованно примешивая сюда и категорию потерпевшего; при этом объект — всегда лишь лицо или множество лиц, предмет — определенные материальные или нематериальные ценности этих лиц. Помимо того, что не совсем ясен смысл такой «рокировки”, данная позиция не отвечает главному требованию понятия объекта преступления — определению того, чему именно причиняется или может быть причинен вред в результате преступного посягательства. При таком подходе невозможно разграничить отдельные преступления между собой: так, например, и диверсия и терроризм совершаются против множества лиц, следовательно, разграничить эти преступления можно только по «предмету” (согласно данной трактовке) — тем ценностям, которым причиняется вред. Именно эти ценности и должны признаваться объектом преступления. Смешение же объекта и предмета преступления нивелирует сущность и значение как первого, так и второго».

Несостоятельность позиции Г. П. Новоселова по вопросу о соотношении объекта и предмета преступления приводит его к неверным выводам о соотношении правоохраняемого объекта и объекта преступления. Утверждая, что «объектом любого преступления, а не только направленного против личности, выступают люди, которые в одних случаях выступают в качестве отдельных физических лиц, а в других — как некоторого рода множество лиц, имеющих или не имеющих статус юридического лица, в-третьих — как социум (общество)», он в то же время не может игнорировать, что согласно прямому указанию закона (ч. 1 ст. 2 УК РФ) охраняемыми российским уголовным законодательством ценностями являются те, которые он считает не объектом, а предметом преступления. Отсюда и проистекает его необоснованный вывод о том, что объект уголовно-правовой охраны и объект преступления — различные явления.

В конечном счете мы приходим к следующему заключению: понятие объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления отражают признаки, характеризующие одно и то же явление.

Признание этого обстоятельства имеет важное уголовно-правовое значение.

Разграничение объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления неизбежно привело бы к постановке вопроса — какое влияние тот и другой объект может оказать на размер уголовной ответственности. Если объект преступления является элементом состава преступления, т. е. основания уголовной ответственности, то объект уголовно-правовой охраны как уголовно-правовое явление, обладающее по сравнению с объектом преступления большим объемом, должно было бы считаться обстоятельством, находящимся за рамками состава преступления. Но, как уже давно известно, такое обстоятельство не может определять основание уголовной ответственности.

Могут сказать, что все это — надуманное преувеличение, что авторы, разграничивающие объект уголовно-правовой охраны и объект преступления, не имели в виду ничего подобного. Тогда в чем смысл разграничения объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления? Ведь речь идет не просто об охране чего-либо или кого-либо, а об уголовно-правовой охране. Потребность гарантировать соблюдение и укрепление законности в нашей стране требует отказа от такого рода позиции.

2. В советской юридической литературе утвердилось представление об объекте преступления (объекте уголовно-правовой охраны) как об общественных отношениях, которым причиняется вред в результате преступного поведения.

В юридической литературе постсоветского периода наметился отход от этого представления. По справедливому замечанию Г. П. Новоселова, «в настоящее время впору говорить об обозначившейся в отечественной юридической литературе тенденции к негативной оценке признания общественных отношений объектом преступления».

Существуют ли достаточные основания для такой негативной оценки?

Судя по опубликованным работам, никаких научных исследований, опровергающих представление об объекте преступления как об общественных отношениях, проведено не было. Отказ от прежней позиции производится, как нам представляется, по одной единственной причине — такую трактовку объекта преступления связывают с марксистским подходом к исследованию общественных явлений. Другими словами, отказ от прежнего представления об объекте преступления обусловлен не научными, а идеологическими соображениями.

Что предлагается взамен?

В опубликованных в последние годы работах объектом преступления чаще всего предполагается считать благо.

Так, А. В. Наумов, хотя и считает, что «во многих случаях трактовка объекта преступления как определенных общественных отношений вполне справедлива», полагает «возможным возвращение к теории объекта как правового блага, созданной… в рамках классической и социалистической школ уголовного права». Основанием для этого, на его взгляд, является то, что теория объекта как общественного отношения в ряде случаев «не срабатывает». По его мнению, это особенно относится к преступлениям против личности, в первую очередь к убийству. В конечном счете он приходит к выводу, что «объектом преступления следует признать те блага (интересы), на которые посягает преступное деяние и которые охраняются уголовным законом».

Сходную позицию по этому вопросу занимает А. В. Пашковская. С ее точки зрения, «объект преступления — это охраняемые уголовным законом социально значимые ценности, интересы, блага, на которые посягает лицо, совершающее преступление, и которым в результате совершения преступного деяния причиняется или может быть причинен существенный вред».

Как уже отмечалось выше, особую позицию по вопросу о понятии объекта преступления занимает Г. П. Новоселов, считающий, что в качестве такого рода объекта выступают люди «как физические лица, или как множество лиц, или как социум (общество).

Насколько обоснованы высказанные этими авторами представления?

Для того чтобы ответить на вопрос, может ли благо рассматриваться в качестве объекта преступления, необходимо предварительно выяснить, что оно собой представляет.

Л. М. Архангельский по этому поводу пишет: «Категорию блага можно рассматривать в качестве собирательного понятия по отношению ко всей совокупности конкретных благ, фиксирующего их отношение к человеческим потребностям… В процессе практики люди обнаруживают те или иные свойства вещей, оценивают их полезность или вредность с точки зрения насущных потребностей. Так возникает необходимость в особом понятии, которое в общей форме способно фиксировать отношение человека к явлениям, с которыми он имеет дело, с точки зрения их полезности. Таким понятием как раз и является благо». Далее он указывает: «Благо как ценность… предполагает, с одной стороны, наличие определенных свойств, объективно присущих явлениям внешнего мира, способных служить так или иначе удовлетворению человеческих потребностей, а с другой стороны — познание и оценку субъектом способности объектов быть полезными людям». И еще одно очень важное замечание Л. М. Архангельского: «Попытка отождествлять благо с самой вещью (предметом) или сведение блага к оценке должны быть подвергнуты критике. Дело в том, что один и тот же реальный объект может выступать и как благо, и как зло в зависимости от того, какие из его свойств обнаруживаются в том или ином взаимодействии с субъектом».

Приведенные положения позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, благом могут быть вещь или какое-либо явление (например, явление природы — дождь во время засухи), которые обладают способностью удовлетворять человеческие потребности.

Во-вторых, благом могут быть и общественное отношение или общественные отношения, поскольку они также способны удовлетворять человеческие потребности.

В-третьих, все виды благ обладают свойствами, объективно присущими им. Удовлетворять человеческие потребности они могут потому, что способны познаваться и оцениваться людьми.

Наконец, один и тот же объект (вещь, общественное отношение) может выступать и как благо, и как зло, в зависимости от положения в системе социальных связей.

Только с учетом этих свойств блага мы можем ответить на вопрос, следует ли его рассматривать в качестве объекта преступления. При этом мы не можем не обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Как явление объективной действительности благо может рассматриваться в качестве объекта преступления. Необходимо только учитывать, что объект — это объективный признак преступного поведения.

2. Как отношение человека к потребительским свойствам вещи оно в качестве уголовно-правового явления рассматриваться не может. Уголовное право, как и любая другая отрасль права, регулирует отношения между людьми, а не между вещами и людьми.

3. Благо может выступать как объект общественного отношения (например, имущество, обладающее потребительскими свойствами, может быть объектом отношений собственности).

4. Благо может выражаться в общественном отношении, так как те или иные общественные отношения способны удовлетворять различные потребности людей.

5. Рассматривать благо в качестве объекта уголовно-правовой охраны вне связи в общественными отношениями нельзя. Его потребительские свойства в разных общественных отношениях могут использоваться не только в социально-полезных, но и в антиобщественных целях. Например, потребительские свойства оружия в одних общественных отношениях будут служить средством защиты государственных интересов, в других — средством совершения тяжкого преступления. Если оружие похищается с целью помешать защите государства — это преступление, если это делается в целях предупреждения преступления — это правомерное деяние. То же самое можно сказать, например, и в отношении такого блага, как жизнь человека: лишение жизни потерпевшего в процессе разбойного нападения — преступление, лишение жизни нападающего в состоянии необходимой обороны — правомерное поведение.

Таким образом, в качестве объекта преступления благо может выступать в тех случаях, когда оно, во-первых, выражается в социально-полезном общественном отношении, во-вторых, является объектом социально-полезного общественного отношения. В том и другом случае преступное поведение приводит к нарушению или подрыву социально-полезного общественного отношения. В связи с тем, что благо не всегда представляет собой общественное отношение или включается в качестве объекта в его содержание, использование терминов «благо» и «общественные отношения» как взаимозаменяемых при определении объекта преступления нельзя. Потому объектом преступления правильнее считать общественные отношения.

О несостоятельности точки зрения, рассматривающей в качестве объекта преступления людей, уже говорилось в этой работе. К изложенному выше необходимо добавить следующее.

Люди в том виде, в каком они представлены в теории Г. П. Новоселова, не могут рассматриваться в качестве объекта даже преступлений против личности.

В этом легко убедиться путем мысленного исключения из содержания личности всего того, что Г. П. Новоселов не относит к содержанию объекта преступления.

Не относит же он к содержанию объекта все то, что, по его мнению, представляет собой предмет преступления. Рассматривая предмет преступления в виде «различного рода материальных или нематериальных благ (ценностей), способных удовлетворять потребности людей, преступное воздействие на которые (или незаконное обращение с которыми) причиняет или создает угрозу причинения вреда», Г. П. Новоселов, как мы уже отмечали выше, относит его не к объекту преступления, а к объекту уголовно-правовой охраны. Он пишет: «Перечисляя объекты уголовно-правовой охраны, законодатель всегда относил и ныне относит к ним некоторого рода ценности, способные удовлетворять потребности индивидов и всего общества…». Если учесть, что в содержащемся в ч. 2 ст. 2 УК РФ перечне объектов, охраняемых уголовным правом, содержится указание и на права, и на свободы человека и гражданина, получается, что они исключаются из объекта преступного поведения. Едва ли нужно подробно доказывать, что все это находится в явном противоречии с позицией законодателя, выраженной в содержании раздела VII Особенной части УК РФ (преступления против личности).

Совершенно необоснованным, с нашей точки зрения, являются утверждения Г. П. Новоселова о том, что физические лица являются объектом преступления и в тех случаях, когда оно направлено против общественных объединений или государства. Неверно, что последние представляют собой лишь «некоторого рода множество лиц». Убеждения автора полностью игнорируют смысл существования общественных объединений и государства, основания и цели формирования общественный объединений, причины возникновения государства.

Надуманность концепции Г. П. Новоселова легко обнаруживается при анализе составов конкретных видов преступлений. В каком виде можно усмотреть в качестве объекта преступления физических лиц при совершении, например, таких преступлений, как дезертирство или уклонение от уплаты налогов?

Подводя итог анализу тех представлений об объекте преступления, которые были высказаны в течение последних лет и которые, по убеждениям авторов, способны заменить его трактовку как общественных отношений, мы приходим к выводу, что все они лишены необходимой убедительности.

3. Объект преступления — то или иное общественное отношение может сформировать лишь такое благо, которое имеет общественную ценность.

Если, например, какая-либо вещь, хотя и имеет очень большую ценность для отдельных лиц, общественной ценностью не обладает, она не может образовать объект преступного поведения. Так, в частности, фотографии близких родственников могут представлять для членов семьи очень большую ценность, однако их похищение или уничтожение не будет считаться ни преступлением против собственности, ни преступлением против порядка управления. Поскольку общественной ценности они не составляют, уголовное законодательство ответственности за такие действия не устанавливает.

Любое благо становится общественной ценностью тогда, когда оно оказывается объектом общественных отношений, когда возникает потребность общества обеспечить благоприятные условия для существования этого блага и его использования и соответствующая ей необходимость для каждого члена общества вести себя таким образом, чтобы не противодействовать реализации этой потребности.

Обычно такие отношения облекаются в правовую форму. В результате законотворческой деятельности возникает правовая обязанность членов общества воздерживаться от действий, причиняющих ущерб этому благу или влекущих его использование в ущерб общественным интересам. Таким образом, формируются общественные отношения, имеющие как фактическое, так и правовое содержание.

Когда возложенные государством на членов общества обязанности не соблюдаются, общественные отношения становятся объектом совершенных ими преступлений. Всякие попытки выявить объект преступления за пределами общественных отношений обречены на неудачу, хотя бы уже потому, что оставляют открытым вопрос, почему действие, нарушающее благо, принадлежащее отдельному человеку (например, собственность конкретного человека на конкретную вещь), признается государством преступлением, т. е. деянием, нарушающим общественные интересы. Преступлением признаются и всегда признавались только такие действия, которые противоречили интересам общества.

4. Структура объекта преступления представляет собой более сложное образование, чем то, которое описывается в юридической литературе.

Одну из его подсистем составляет защищаемое уголовным правом общественное отношение.

В этой роли можно представить, например, отношение собственности на какое-либо имущество. Его объектом будет имущество, субъектами — с одной стороны, собственник, с другой — все остальные лица, а содержание общественного отношения составят возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и необходимость для других лиц не препятствовать ему в реализации этой возможности. Правовое содержание этого общественного отношения будет выражаться в правомочиях собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом и в обязанности остальных лиц не препятствовать ему в реализации этих правомочий.

Другую подсистему объекта преступления составляет общественное отношение, защищающее первое общественное отношение.

В нашем примере его объектом будет отношение собственности на конкретное имущество, субъектами — с одной стороны, государство, с другой — лица, не являющиеся собственниками этого имущества, а содержанием — потребность государства обеспечить имеющимися в его распоряжении средствами безопасность указанного отношения собственности и необходимость лиц, не являющихся собственниками имущества, составляющего объект отношения собственности, воздерживаться от его нарушения. Правовое содержание этого общественного отношения будет выражаться в праве государства наказать нарушителя указанного отношения собственности и обязанности нарушителя подвергнуться предусмотренному законом наказанию.

Совершение преступления обычно приводит к одновременному нарушению и охраняемого, и охраняющего общественного отношения. Нарушение того и другого отношения определяет характер и степень общественной опасности преступного поведения.

Необходимо, однако, отметить некоторые весьма важные особенности воздействия нарушенных общественных отношений на общественную опасность преступления.

Прежде всего следует указать на то, что охраняемые общественные отношения по степени социальной значимости часто существенно отличаются друг от друга. Если, например, такие охраняемые общественные отношения, как государственная или общественная безопасность, в силу своей высокой значимости для государства сами по себе определяют большую степень общественной опасности посягающих на них преступлений, то нарушение права собственности конкретного человека на конкретную вещь никак не затрагивает право собственности других лиц на принадлежащее им имущество. В этом последнем случае общественная опасность преступления определяется нарушением второго — охраняемого общественного отношения. На юридическом языке это нарушение именуется нарушением принципа неприкосновенности чужой собственности.

Следует отметить еще одну особенность воздействия нарушаемых общественных отношений на общественную опасность преступления. Влияние охраняемого общественного отношения на нее зависит от социального содержания и социальной значимости этого отношения и по этой причине его воздействие на общественную опасность преступления оказывается весьма дифференцированным. Влияние же на общественную опасность преступления нарушения охраняющего отношения не столь разнообразно, оно носит относительно стабильный характер. Уголовное право должно защищать все охраняемые им общественные отношения. Возможно, именно по этой причине при определении объекта преступлений этот вид нарушаемых ими общественных отношений во внимание не принимался. Вместе с тем и в этом случае необходимо отметить определенные различия в степени неприкосновенности общественного отношения — чем больше общественная значимость охраняемого общественного отношения, тем выше степень его неприкосновенности. Кроме того, на криминализацию деяния, причиняющего вред лишь отдельным лицам и не затрагивающего интересы других лиц, оказывают влияние такие основания уголовно-правового запрета, как относительная распространенность деяния, соразмерность положительных и отрицательных последствий криминализации и др.

Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

Систему мер по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование общественных отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности, а также реализация их требований.

Осуществление мер по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности служб и подразделений полиции по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также иных антиобщественных деяний, в привлечении виновных к установленной ответственности; во взаимодействии с компетентными в указанной сфере органами и организациями в создании нормальных безопасных условий для общения людей в ходе осуществления различных видов деятельности, в удовлетворении ими интеллектуальных, духовных и материальных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию последствий, вызванных нарушениями норм и правил общественной безопасности и различными природными явлениями.

Комплексный характер сферы личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности обусловливает необходимость применения различных способов их охраны. Традиционно различают следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-разыскной, уголовно-правовой и гражданско-правовой. Наличие различных способов охраны обусловливает существование нескольких организационно-правовых видов деятельности, которую осуществляют государственные органы в этих сферах. Традиционно такими направлениями деятельности органов внутренних дел являются административная, оперативно-разыскная и уголовно-процессуальная. Административно-правовая охрана личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий. Таким образом, административная деятельность является важнейшим направлением деятельности служб и подразделений полиции по защите личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Под председательством Президента Российской Федерации — Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Медведева Д.А., 8 мая 2009 года состоялось оперативное совещание постоянных членов Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О повышении эффективности защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств».
В целях повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств, руководством страны принят комплекс дополнительных правовых и организационных мер.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовано при принятии решений об объявлении амнистии предусматривать в качестве обязательного условия освобождения от дальнейшего отбывания наказания отдельных категорий осужденных полноту возмещения ими причиненного потерпевшим ущерба.
Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти поручено:
— продолжить работу по реализации положений статьи 52 Конституции Российской Федерации в целях создания условий для компенсации причиненного ущерба потерпевшим от преступлений;
— подготовить предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», направленных на установление в необходимых случаях порядка применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц после рассмотрения уголовного дела в суде, а также в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, предусматривающих усиление защиты прав потерпевших в уголовном судопроизводстве, в том числе на возмещение вреда;
— обеспечить разработку и утверждение Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 — 2013 годы;
— принять меры по созданию механизма оказания безотлагательной помощи лицам, пострадавшим от преступных посягательств и лишившимся в связи с этим средств к существованию и (или) личных документов;
— разработать комплекс совместных мер, направленных на улучшение учетно-регистрационной дисциплины, повышение раскрываемости преступлений, улучшение работы по розыску лиц, пропавших без вести,
распространение положительного опыта применения мер государственной защиты, а также правовое информирование населения о порядке действий граждан в случае преступных посягательств и реализации ими своих прав как участников уголовного судопроизводства;
— организовать работу с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений по защите граждан от хищений личного имущества, в том числе от неправомерного завладения транспортными средствами или их кражи;
— оборудовать в судах специальные помещения и оснастить их техническими устройствами для допроса без визуального наблюдения потерпевших и свидетелей;
— разработать программы оказания медицинской и психологической помощи лицам, пострадавшим от преступлений;
— предусмотреть в рамках федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 годы финансирование мероприятий, направленных на реабилитацию несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств;
— включить в программы деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вопросы профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации несовершеннолетних, ставших жертвами преступных посягательств;
— рассмотреть на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов результаты деятельности по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств.
При этом установлены конкретные сроки реализации указанных мероприятий и исполнители, организовано осуществление контроля за их выполнением.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

Изучение учебного материала, формирующего представление об организации защиты жизненно важных интересов личности, систематизирующего знания в вопросах обеспечения личной безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, начинается в школьные годы. Закладываются алгоритмы безопасного поведения человека в природной среде, на дорогах, для этого детей учат соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения. Обеспечению личной безопасности в криминогенных ситуациях посвящены занятия, где ученикам сообщают, что однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому, целесообразно, опираясь на известные факты, выработать свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации.

Вопросам обеспечения личной безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера посвящены занятия и в высших учебных заведениях.

Одним из важнейших мероприятий по обеспечению личной безопасности граждан со стороны государства является создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию.

По своему назначению средства индивидуальной защиты делятся на средства защиты органов дыхания, кожи и медицинские.

Обеспечение личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, безусловно, можно считать одним из необходимых условий развития общества и государства, создания достойных условий и повышения качества жизни граждан, а также формирования благоприятных внутренних и внешних факторов для достижения приоритетов в области социально-экономического развития государства.

Систему мер по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование общественных отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности, а также реализация их требований.

Осуществление мер по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности служб и подразделений полиции по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также иных антиобщественных деяний, в привлечении виновных к установленной ответственности; во взаимодействии с компетентными в указанной сфере органами и организациями в создании нормальных безопасных условий для общения людей в ходе осуществления различных видов деятельности, в удовлетворении ими интеллектуальных, духовных и материальных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию последствий, вызванных нарушениями норм и правил общественной безопасности и различными природными явлениями.

Комплексный характер сферы личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности обуславливает необходимость применения различных способов их охраны. Традиционно различают следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-розыскной, уголовно-правовой и гражданско-правовой. Наличие различных способов охраны обуславливает существование нескольких организационно-правовых видов деятельности, которую осуществляют государственные органы в этих сферах. Традиционно такими направлениями деятельности органов внутренних дел являются административная, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная. Административно-правовая охрана личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий. Таким образом, административная деятельность является важнейшим направлением деятельности служб и подразделений полиции по защите личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Соотношение дисциплины «Административная деятельность полиции» с дисциплиной «Административное право». Отличие дисциплины «Административная деятельность полиции» от других специальных дисциплин, изучаемых в вузах МВД России.

Курс «Административная деятельность полиции» базируется на предварительном изучении дисциплины «Административное право». Административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих сущность, процедуру и правила государственного управления, а также местного самоуправления. Эта правовая отрасль с помощью специальных административно-правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями (административными органами); административное право также регламентирует практическую деятельность последних и внутренние взаимоотношения между этими органами и учреждениями. Так как полиция, входящая в систему МВД России, является составной частью аппарата государственного управления, на нее распространяются характерные черты и принципы государственного управления, механизм административно-правового регулирования, требования к формам и методам деятельности. Таким образом, теоретические положения дисциплины «Административное право» являются методологической основой для учебного курса «Административная деятельность полиции».

Рассматривая взаимосвязь дисциплины «Административная деятельность полиции» с другими специальными дисциплинами, изучаемыми в вузах МВД России, необходимо отметить, что, несмотря на определенную схожесть предмета дисциплин, существуют и различия.

Курс «Основы управления в органах внутренних дел» предполагает последовательное изучение общетеоретических понятий, сущности, принципов и содержания социального управления, непосредственной организации системы управления в органах внутренних дел, применяемых методов управления, содержания и осуществления самого процесса управления, его кадрового и документационного обеспечения, а также основных положений научной организации труда и управления органами внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях. При этом основное внимание уделяется технологии управления и подготовки управленческих документов. Курс «Административная деятельность полиции», рассматривая отдельные вопросы осуществления управления во внешней среде, акцентирует внимание на ее правовой основе.

Курс тактико-специальной подготовки посвящен обучению сотрудников полиции действиям при чрезвычайных обстоятельствах (при проведении различных специальных операций; пресечении преступлений, связанных с применением взрывчатых устройств и взрывоопасных предметов; задержании вооруженных преступников; блокировании участков местности и т.п.), заблаговременной подготовке к выполнению служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных ситуаций. Основу тактико-специальной подготовки составляют вопросы тактики действия сотрудников в составе служебных нарядов и групп при выполнении специальных операций, тактические способы применения специальных средств индивидуальной бронезащиты, активной обороны, обеспечения проведения специальных операций и другие вопросы специальной тактики.

Курс «Административная деятельность полиции» рассматривает правовую основу тактики действий служб и подразделений полиции по охране общественного порядка в повседневной деятельности и особенности осуществления административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий и при введении особых режимов административной деятельности.

Тактические приемы применения огнестрельного оружия отрабатываются в рамках дисциплины «Огневая подготовка» наряду с тренировкой в изготовке для стрельбы из различных положений. Тактика задержания преступников и административных правонарушителей изучается в рамках дисциплины «Физическая подготовка». Сюда можно отнести такие вопросы как приемы задержания и сопровождения правонарушителей; удары и защита от ударов; приемы обезоруживания правонарушителей; наружный осмотр и связывание правонарушителя; способы помощи сотруднику правоохранительных органов при задержании сопротивляющихся правонарушителей; приемы рукопашного боя с автоматом; действия с использованием средств активной обороны (резиновой палки); учебно-тренировочные поединки по борьбе, рукопашному бою; отработка правомерных действий по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению сопротивляющихся правонарушителей на основе моделированных типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов. Курс «Административная деятельность полиции» рассматривает порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, прежде всего, с позиции правомерности их применения.

Добавить комментарий