Безопасность судоходства

На морском, речном транспорте

Меры безопасности на речном и морском транспорте

Ступая на борт судна речного или морского типа, пассажир полностью подчиняется власти и командам капитана (касающихся пассажиров), а также помощников капитана.

Обязанности пассажира на борту судна:

1) разобраться, как пользоваться спасательными и противопожарными средствами и где они на судне находятся (в ящиках, на стенках, в шкафах кают), ознакомиться с судовыми памятками для пассажира;

2) при возникновении чрезвычайной ситуации точно выполнять указания капитана, его помощников и экипажа судна;

3) при эвакуации в первую очередь борт судна покидают женщины, дети, раненые и старые люди;

4) немедленно бросить спасательный круг, если человек упал за борт.

Если учесть изношенность пассажирских речных и морских судов (на 80–90%), недостаточность финансирования текущего и капитального ремонтов, то можно без преувеличения сказать, что значительное количество вышеперечисленных видов транспорта находится в предаварийном состоянии. Поэтому, пользуясь услугами водного транспорта, интересуйтесь датами постройки, текущего и капитального ремонтов.

Особенно нужно быть начеку в предпраздничные и праздничные дни – это в интересах вашей безопасности, будьте бдительны!

Путешествия на речных судах в последние годы пользуются большой популярностью среди жителей нашей страны. Спокойные и тихие воды реки, живописные берега и ласковое солнце оставляют неизгладимые впечатление о времени, проведенном на теплоходе. Но для того, чтобы поездка оказалась удачной, без неприятных сюрпризов, следует помнить, что пассажиры должны знать основные правила безопасности и поведения на речных судах и неукоснительно их соблюдать.

Правила безопасности при проведении речных круизов

В начале каждого рейса пассажиров приглашают на собрание, где они могут познакомиться с командой и получить инструктаж по технике безопасности . Обычно о месте и времени проведения такого собрания объявляют по судовому радио.

Пассажиру теплохода запрещается:

1.Вылезать за ограждения теплохода, садиться на них, преклоняться через ограждения к воде.

2. Прыгать с борта судна в воду и купаться недалеко от него.

3. Бегать по трапам и палубам теплохода, сходить по трапу, не держась за поручень.

4. Бросать за борт мусор и мусорить на палубах судна .

5. Хранить в каютах легковоспламеняющиеся предметы, едкие вещества, яды, нелегальные грузы, а также громоздкие негабаритные грузы.

6. Пользоваться в каютах электронагревательными приборами. Для электробритв и фенов отведены специальные розетки в санузлах или местах общего пользования.

7. Оставлять детей без присмотра взрослых.

8. Запрещается без разрешения администрации теплохода проносить на борт животных и птиц, в том числе собак и кошек.

9. Курить в каютах и злоупотреблять спиртными напитками.

10. На борту теплохода категорически запрещается находиться в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических веществ.

11. Следует следить за своим поведением, чтобы не создавать некомфортных ситуаций окружающим пассажирам и команде теплохода (не шуметь после 24.00 и т.п.).

Ответственность пассажиров :

Если члены экипажа теплохода вдруг обнаружат у вас предметы и вещества, которые нельзя проносить на борт, животных и птиц, то груз будет немедленно изъят.

Если пассажир нанесет ущерб имуществу окружающих его людей или судовладельцу, то он будут нести ответственность в рамках действующего законодательства, в том числе и материальную. Пассажир также несет ответственность за выполнение правил безопасности и поведения на речных судах .

Если турист систематически нарушает правила , вредит окружающим, то к нему могут быть применены определенные санкции. За злостные нарушения могут удалить с борта судна на ближайшей остановке, а в случае вынужденной остановки, еще и потребуют возмещение затрат, с этим связанных.

Меры предосторожности туристов речных судов :

1. Каждый пассажир теплохода должен знать, что спасательные жилеты находятся в каютах, в шкафах для одежды. На самом шкафу должна быть вывешена инструкция по их использованию.

2. При выходе из каюты следует перекрывать водоразборные краны, выключать свет и закрывать двери.

3. Окна кают во время стоянок не держать открытыми.

4. В случае обнаружения возгорания или дыма, сообщить об этом администрации теплохода и подняться на верхнюю палубу.

5. После дождя, при сильном ветре и качке пассажирам лучше воздержаться от выхода на открытую палубу, особенно при прогулке по большим рекам и водохранилищам.

6. При возникновении непредвиденной ситуации, внимательно слушать команды капитана.

Если вы видите, что на судне есть нарушения и неисправности, то такие факты следует записывать в специальный журнал, который находится у администрации.

Все указанные положения, в целом, относятся и к путешественникам, отправляющимся в морские круизы. При соблюдении всех описанных выше правил поведения на судне , вы сможете хорошо отдохнуть и получить массу незабываемых впечатлений.

Вернуться на страницу «Культура безопасности жизнедеятельности»

Обеспечение безопасности мореплавания в РФ является прерогативой государства. Государственный надзор за безопасностью мореплавания, как и за рядом других видов деятельности морского транспорта, осуществляется соответствующими органами государственного управления в форме административного надзора, путем контроля за соблюдением требований законов, подзаконных актов и международных договоров, в которых участвует Россия.

Согласно ст.6 КТМ РФ государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. В настоящее время таковыми соответственно являются Служба морского флота Министерства транспорта РФ и Комитет по рыболовству Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет государственный надзор за:

  • соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании;
  • охраной человеческой жизни на море;
  • дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
  • государственной регистрацией судов и прав на них;
  • лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;
  • спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;
  • состоянием морских путей;
  • обеспечением защиты морской среды.

Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства осуществляет государственный надзор за:

  • соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота;
  • охраной человеческой жизни на море;
  • дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
  • государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них;
  • лоцманской службой и системой управления движением судов в морских рыбных портах.

Структурная схема Росморфлота может быть представлена следующим образом.

Росморфлот осуществляет свои надзорно-контрольные функции за безопасностью мореплавания через входящий в его состав Департамент мореплавания и другие находящиеся под его руководством специальные органы. Основными задачами Росморфлота являются: организация государственного надзора за торговым мореплаванием;
контроль за деятельностью пароходств, портов и других организаций по обеспечению безаварийной работы морского флота, обеспечению мероприятий по внедрению на суда новых технических средств и современных методов навигации;

организация на морских бассейнах аварийно спасательных, судоподъемных, подводно-технических и буксировочных работ;
руководство и контроль за работой капитанов морских торговых портов;
контроль за расследованием капитанами торговых портов аварийных случаев с судами;
статистический анализ аварийности судов.
Непосредственно в морских портах полномочия и функции по осуществлению государственного надзора, обеспечению безопасности мореплавания, предусмотренные действующим законодательством РФ, возлагаются на капитана морского порта.
Согласно ст. 74 КТМ РФ капитан морского порта осуществляет функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, капитан морского рыбного порта в соответствии с положением о капитане морского рыбного порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Капитан морского порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, капитан морского рыбного порта федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства.
На капитана морского торгового порта и капитана морского рыбного порта соответственно возлагается осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в указанных портах:

  • контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании;
  • регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
  • регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
  • выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и паспортов моряка членам экипажей судов;
  • проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
  • контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
  • оформление прихода судов в порты и выхода их из портов. В случае, если морской торговый порт и морской рыбный порт имеют смежные акватории, капитан морского торгового порта оформляет приход судов в морской торговый порт и выход судов из него, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов; капитан морского рыбного порта оформляет приход судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, в морской рыбный порт и выход таких судов из него;
  • контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;
  • контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
  • выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ;
  • расследование аварийных случаев с судами.

Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов независимо от их ведомственной принадлежности, организаций и граждан.
Капитан морского порта осуществляет контроль за судами, выходящими в море, в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажей судов.
В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергнуть судно осмотру.
В целях проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта может провести контрольный осмотр судна.

В соответствии со ст. 80 КТМ РФ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из порта.
Капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход в случае:
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;
2) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
3) предписания санитарно карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других уполномоченных на то государственных органов;
4) неуплаты установленных портовых сборов.
Портовые власти по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, могут задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна и груза, несет лицо, по требованию которого состоялось задержание.
Распоряжение портовых властей о задержании судна и груза по вышеуказанным требованиям действительно в течение 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. В случае, если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или управомо-ченным законом налагать арест третейским судом по морским делам, судно и груз подлежат немедленному освобождению.
За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со сложившейся за последние годы практикой капитаны морских портов обычно по должности являются первыми заместителями начальников МАП, последние, не всегда обладая необходимым морским опытом, часто вмешиваются в деятельность капитанов порта, фактически «подминая» их под себя. Тем более, что наем и увольнение капитана порта осуществляется Росморфлотом по представлению начальника МАП.
Капитан порта при решении вопросов, относящихся к надзору за безопасностью мореплавания, дипломированию лиц командного и рядового состава морских судов, расследованию морских аварий судов, руководствуется указаниями и распоряжениями Главной государственной морской инспекции Росморфлота. Он реализует свои полномочия непосредственно и через возглавляемую им Инспекцию государственного надзора порта (ИГНП).
На должность капитана внекатегорийного порта и портов первой и второй категории назначаются лица, имеющие высшее специальное образование, звание капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 5 лет, а в портах третьей категории и Каспийского бассейна — высшее или среднее специальное образование, звание капитана малого плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 3 лет.
На должность заместителя капитана порта назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и звание капитана дальнего плавания, а в портах третьей категории и Каспийского бассейна звание капитана малого плавания.
На капитана порта не могут возлагаться иные обязанности, кроме определенных Положением о капитане порта.
Наложение дисциплинарных взысканий на капитана порта, лишение его премий или снижение их размера может производиться только с согласия начальника Госморинс-пекции.
Капитан порта имеет гербовую печать, а также вымпел.
Капитан порта и его заместители могут выходить в рейс в составе экипажей судов для поддержания профессиональных навыков в должностях в соответствии с дипломами на морские звания.
Капитан порта несет ответственность за осуществление Инспекцией государственного надзора порта возложенных на нее задач, правильный подбор и расстановку работников, своевременное и квалифицированное выполнение порученных заданий, за порядок и дисциплину в инспекции государственного надзора порта.

Каждое судно перед выпуском в море подлежит проверке ИГНП с целью установления его мореходного состояния и соответствия действующим законам, международным договорам, постановлениям, правилам, касающимся безопасности мореплавания.
Проверка производится в период стоянки судна в порту на основании документов, представляемых администрацией судна, а также путем непосредственного осмотра судна, опроса членов экипажа и проведения тревог в случаях необходимости представителем ИГНП.
Ответственность за соответствие представленных документов фактическим данным возлагается на капитана судна.
О всех нарушениях и недостатках, обнаруженных при проверке и препятствующих выпуску судна в море, ИГНП совместно с судовой администрацией составляется письменный акт по форме, установленной Госморинспекцией, вручаемый капитану судна. Информация о выявленных недостатках направляется также судовладельцу.
ИГНП на каждом судне до выхода в море обязана проверить:
а) наличие и срок действия всех требуемых судовых документов, удостоверяющих техническое состояние самого судна, его механизмов, устройств и оборудования, позволяющее выпустить судно в данный рейс;
б) дипломы, квалификационные свидетельства на звания лиц командного и рядового состава, подтверждения дипломов (квалификационных свидетельств) и льготные разрешения лиц командного и рядового состава, подтверждающие их право занимать соответствующую должность на судне;
в) укомплектованность экипажа по судовой роли в соответствии с Положением о минимальном составе экипажа судов, при котором допускается выход судна в море;
г) соответствие загрузки судна требованиям нормативных документов по безопасной перевозке грузов;

д) укладку и крепление палубного груза, правильность загрузки по грузовой марке и осадке судна;
е) состояние спасательных средств и отработку действий экипажа по судовым тревогам путем опроса членов экипажа или непосредственного проведения тревог по усмотрению проверяющего;
ж) соответствие пассажирскому свидетельству числа пассажиров, принятых на борт, по списку пассажиров;
з) укомплектованность и обеспечение судна аварийным и противопожарным имуществом и всеми видами судового снабжения в соответствии с действующими нормами;
и) наличие на судне навигационных руководств и пособий на предстоящий рейс, откорректированных на дату отхода;
к) укомплектованность судна навигационным оборудованием и приборами.
ИГНП предоставляется право самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов проверить судно также в части:
а) действительного его технического и санитарного состояния;
б) наличия и исправности в действии всехтехнических средств;
в) любых других требований, предъявляемых к обеспечению безопасности мореплавания.
В выдаче разрешения на выход судну может быть отказано в случаях:
а) невыполнения судном указаний ИГНП об устранении нарушений и недостатков, обнаруженных при проверке и указанных в акте;
б) отсутствия требуемых судовых документов, несоответствия этих документов фактическим данным, а также истечения срока их действия до окончания рейса, а по российским судам до возвращения их в российский порт;
в) отсутствия у командного и рядового состава соответствующих дипломов, свидетельств, квалификационных свидетельств на звания лиц командного и рядового состава, подтверждений дипломов (квалификационных свидетельств), льготных разрешений на право занимать соответствующую должность на судне;
г) неукомплектованности экипажа в соответствии с Положением о минимальном составе экипажа, при котором допускается выход судна в море;

д) загрузки судна с нарушением требований нормативных документов по безопасной перевозке грузов;
е) перегруза судна;
ж) приема на борт пассажиров сверх нормы, указанной в пассажирском свидетельстве;
з) наличия крена судна свыше 5°, а также дифферента на нос, если этот дифферент не предусмотрен конструкцией судна;
и) нарушения непроницаемости наружной обшивки, переборок, палуб, платформ и других конструкций судна;
к) неисправного состояния закрытий грузовых люков, лоцпортов, горловин и других отверстий на открытых палубах и в бортах, угрожающего попаданием забортной воды внутрь судна;
л) неукомплектованности судна спасательными шлюпками, плотами и спасательными плавучими приборами, предусмотренными в судовых документах, отсутствия спасательных шлюпок, плотов и плавучих приборов на штатных местах; неисправности шлюпок, плотов и других спасательных приборов, спусковых устройств; отсутствия на штатных местах положенного количества исправных спасательных жилетов или их неисправности;
м) отсутствия или неполного комплекта аварийного и противопожарного имущества в соответствии с действующими нормами;
н) незакрепления палубного груза:
о) загромождения спасательных средств, проходов, мерительных трубок, пожарных рожков и водосточных отверстий, а также средств борьбы за живучесть судна и мест посадки людей в спасательные средства палубным грузом, тарой, предметами судового снабжения и другим имуществом;
п) нахождения на борту судна лиц, не имеющих специального разрешения или установленных документов на выход в рейс;
р) неподготовленности экипажа к борьбе за живучесть судна;
с) обстановки препятствующей безопасному движению судов в порту и портовых водах;
т) несоответствия района, условий и периода плавания ограничениям, указанным в судовых документах.

При сложных гидрометеорологических условиях на момент отхода возможность выхода судна в море определяется совместно капитаном судна и капитаном морского торгового порта с учетом мощности главных двигателей судна, прочности его корпуса, прогноза погоды и других факторов.
Оформление прихода судов в порт и выхода их из порта осуществляется, как правило, на борту судна в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ.
При отсутствии обстоятельств, препятствующих выходу судна в море и приведения судна в мореходное состояние, ИГНП разрешает выпуск его в море из порта. В судовой роли ставится штамп отхода.
Регистрация прихода судов в порт и выхода их из порта производится в журнале прихода и отхода судов.
Инспекция государственного надзора порта обычно включает в себя следующие подразделения: отдел инспекции, службу управления движением судов (СУДС), диплом-но-паспортное бюро.
В части вопросов, относящихся к надзору за безопасностью мореплавания, дипломированию лиц командного и рядового состава морских судов, расследованию аварий морских судов работники ИГНП руководствуются только указаниями и распоряжениями Главной государственной морской инспекции Росморфлота.
Численность специалистов ИГНП должна обеспечивать выполнение круглосуточного надзора за безопасностью плавания и порядком на акватории порта. На должность начальника смены, старшего капитана и капитана отдела инспекции назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и звание капитана малого плавания.
Работники ИГНП должны соблюдать правила ношения форменной одежды.
Работники ИГНП, непосредственно осуществляющие функции надзора и контроля за безопасностью мореплавания, имеют штамп с указанием должности.
Несмотря на общие вышеизложенные принципы каждый порт имеет свои особенности в части организации обеспечения безопасности мореплавания. Например, система обеспечения безопасности в порту Новороссийск может быть представлена следующей структурной схемой.

В российских судоходных компаниях функции по обеспечению безопасности мореплавания выполняет, как правило, заместитель руководителя по безопасности мореплавания. В составе компании имеется структурное подразделение (служба, отдел и т.п.), на которое замыкаются все вопросы, связанные с безопасностью мореплавания. Указанное подразделение укомплектовывается капитанами-наставниками.

В целом сложившуюся в настоящее время систему обеспечения безопасности мореплавания в России можно представить следующей схемой.

В соответствии с п. 9.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, и приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 29.08.2016 N 266-к «Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Федерального агентства морского и речного транспорта» приказываю:

1. Отменить приказы Федерального агентства морского и речного транспорта от 31.03.2015 N 30 «О внесении изменений в приказ от 25 марта 2013 г. N 19 «Об утверждении Положения об Управлении обеспечения судоходства» и от 25.03.2013 N 19 «Об утверждении Положения об Управлении обеспечения судоходства».

2. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении безопасности судоходства.

Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации — руководитель
Федерального агентства морского и
речного транспорта
В.А. Олерский

Приложение
к приказу Федерального агентства
морского и речного транспорта
от 14 сентября 2016 г. N 90/2

Положениеоб управлении безопасности судоходства

1. Управление безопасности судоходства (далее — Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федерального агентства морского и речного транспорта (далее — Росморречфлот).

Управление осуществляет полномочия в области обеспечения безопасности судоходства в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов Российской Федерации, на подходах к ним и на внутренних водных путях Российской Федерации.

2. Управление безопасности судоходства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта, а также настоящим Положением.

3. Оригинал настоящего Положения хранится в Отделе государственной службы и кадров Росморречфлота.

II. Основные задачи

4. Основными задачами Управления являются:

4.1 Организация работы капитанов морских портов по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним.

4.2 Организация работы капитанов бассейнов внутренних водных путей.

4.3 Организация ледокольного и навигационно-гидрографического обеспечения в акватории Северного морского пути, акваториях морских портов и на подходах к ним.

4.4 Организация поисково-спасательного и аварийно-спасательного обеспечения в соответствии с требованиями международного законодательства в поисково-спасательных районах Российской Федерации.

4.5 Организация работ по предупреждению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов с судов и объектов в море и на внутренних водных путях Российской Федерации.

4.6 Организация процедур контроля судов в морских портах и на внутренних водных путях Российской Федерации.

III. Функции

5. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

5.1 организует работу капитанов морских портов по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним;

5.2 координирует деятельность Администраций морских портов в части обеспечения деятельности Служб капитана морского порта;

5.3 осуществляет подготовку решения о предоставлении судам освобождений (изъятий) от требований международных конвенций;

5.4 осуществляет подготовку разрешений (отказы в выдаче разрешений) на перевозки и буксировку в каботаже, а также на деятельность, связанную с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами судами, плавающими под флагом иностранного государства;

5.5 организует проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов в акватории Северного морского пути, акваториях морских портов и на подходах к ним;

5.6 осуществляет государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных предприятий, а также организаций, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет Росморречфлот;

5.7 разрабатывает планы расстановки ледокольного флота в акватории Северного морского пути, замерзающих неарктических морях, морских портах Российской Федерации, координацию работу ледокольного флота;

5.8 организует проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;

5.9 утверждает графики несения аварийно-спасательной готовности дежурными силами и средствами аварийно-спасательных формирований, подведомственных Росморречфлоту;

5.10 участвует в координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов;

5.11 осуществляет рассмотрение и согласование федерального и региональных (бассейновых) планов по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.12 осуществляет подготовку и согласование материалов к заседаниям Правительственной Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС), КЧС Минтранса России и КЧС Росморречфлота;

5.13 осуществляет сбор данных о первых получателях нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации и выполняет мероприятия по представлению данных в Минтранс России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

5.14 ведет Реестр поставщиков бункерного топлива в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.15 участвует в работе КЧС Росморречфлота по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

5.16 проводит аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих деятельность в рамках функциональных подсистем Росморречфлота единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.17 организует проведение работ по одобрению типов аппаратуры и освидетельствованию Систем обеспечения безопасности мореплавания;

5.18 организует рассмотрение вопросов создания, развития и функционирования систем обеспечения безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, в акватории Северного морского пути;

5.19 осуществляет координацию деятельности капитанов морских портов в части осуществления процедур контроля судов государством флага и государством порта;

5.20 организует работу капитанов бассейнов внутренних водных путей по осуществлению государственного портового контроля на внутренних водных путях;

5.21 организует работу по повышению квалификации и подготовки капитанов морских портов, капитанов бассейнов внутренних водных путей и инспекторов государственного портового контроля в морских портах и на внутренних водных путях;

5.22 организует ведение централизованного учета проверок судов и единой информационной системы о проверках в морских портах и на внутренних водных путях;

5.23 организует издание распорядительных актов об объявлении концентрированных инспекционных кампаний;

5.24 участвует в подготовке и согласовании капитанов морских портов и капитанов бассейнов внутренних водных путей;

5.25 организует работу по аттестации капитанов судов внутреннего водного транспорта;

5.26 участвует в обеспечении представления интересов Российской Федерации при осуществлении международного сотрудничества в сфере морского и речного транспорта, в том числе в международных организациях (рабочих группах, комиссиях, органах) в установленном порядке;

5.27 организует подготовку капитанами морских портов предложений в проекты обязательных постановлений в морских портах Российской Федерации, а также необходимых изменений в них и дальнейшее направление данных предложений в Минтранс России;

5.28 участвует в рассмотрении вопросов дипломирования специалистов морского и внутреннего водного транспорта;

5.29 участвует в формировании государственных заданий: Администраций морских портов, ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота», ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», ФГБУ «ГЦССС», контролирует показатели их исполнения;

5.30 вырабатывает предложения о премировании/депремировании: руководителей АМП, капитанов морских портов, капитанов бассейнов внутренних водных путей, руководителей ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота», ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», ФГБУ «ГЦССС», ФКУ «АСМП»;

5.31 участвует в согласовании штатных расписаний: Администраций морских портов, Администраций бассейнов внутренних водных путей, ФГБУ «Морспасслужба Росморречфлота», ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», ФГБУ «ГЦССС», ФГБУ «Канал имени Москвы»;

5.32 организует ведение реестра морских портов;

5.33 ведет работу по вопросам развития сотрудничества со странами СНГ и зарубежными странами в области обеспечения безопасности судоходства;

5.34 осуществляет регистрацию морских судоходных линий;

5.35 организует проведение Экспертного Совета капитанов морских портов;

5.36 вносит предложения в Ведомственный перечень услуг Росморречфлота;

5.37 участвует совместно с другими структурными подразделениями Росморречфлота в пределах своей компетенции в подготовке предложений по ежегодному плану показателей деятельности Росморречфлота, а также отчетов о его деятельности;

5.38 участвует совместно с другими структурными подразделениями Росморречфлота в разработке предложений о создании организаций, а также реорганизации и ликвидации подведомственных Росморречфлоту организаций морского транспорта;

5.39 рассматривает проекты уставов организаций морского транспорта, находящихся в ведении Росморречфлота;

5.40. осуществляет своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

5.41 участвует совместно с другими структурными подразделениями Росморречфлота в пределах своей компетенции в мобилизационной подготовке Росморречфлота;

5.42 оказывает методическую помощь подведомственным организациям по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

5.43 осуществляет в пределах своей компетенции участие в исполнении актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации Минтранса России, Росморречфлота, протокольных решений и мероприятий, касающихся вопросов Управления;

5.44 осуществляет подготовку проектов решений по согласованию строительства объектов в зоне действия средств навигационного оборудования морских путей в части касающейся безопасности судоходства;

5.45 осуществляет подготовку и согласование материалов по буксировке российскими буксирами иностранных плавучих объектов по внутренним водным путям Российской Федерации;

5.46 осуществляет подготовку проектов решений по согласованию захоронения донного грунта;

5.47 осуществляет подготовку проектов решений по согласованию прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и территориальных водах Российской Федерации;

5.48 организует работу по развитию систем технологической связи на внутренних водных путях;

5.49 организует работу ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота.

IV. Права и обязанности

6. Управление имеет право:

6.1. Вносить руководству Росморречфлота предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, участвовать в их рассмотрении.

6.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач и функций.

6.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Росморречфлота, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции Управления.

6.4. Вести переписку с организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

6.5. Участвовать в рассмотрении проектов нормативных правовых актов и других документов в соответствии с возложенными на Управление полномочиями.

6.6. Давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

6.7. Привлекать в установленном порядке научные и иные организации, ученых и специалистов для проведения аналитических и иных работ для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Управления.

6.8. Представлять в установленном порядке Росморречфлот в федеральных органах исполнительной власти при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления.

6.9. Участвовать в координации действий поисковых и аварийно-спасательных служб по спасению людей и судов, терпящих бедствие на море, в морских поисково-спасательных районах Российской Федерации.

6.10. Взаимодействовать в установленном порядке с аварийно-спасательными службами других федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств при проведении работ (операций) по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на морском и речном транспорте, на морских акваториях и на внутренних водных путях Российской Федерации, в том числе при поиске и спасании людей и судов, терпящих или потерпевших бедствие на море.

7. Управление обязано:

7.1. Предоставлять информацию и материалы по вопросам, отнесенным к ведению Управления.

7.2. Вести делопроизводство в соответствии с установленным порядком, обеспечивать защиту служебной информации от несанкционированного доступа.

8. Управление в пределах своей компетенции осуществляет деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Росморречфлота, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов работы Агентства, приказов и распоряжений Росморречфлота.

9. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение поручений руководства Росморречфлота и обязанностей, возложенных на них должностными регламентами.

V. Руководство Управления

10. Руководство Управлением осуществляет начальник Управления, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Росморречфлота.

11. Начальник Управления осуществляет руководство деятельностью Управления на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, приказов и распоряжений руководства Росморречфлота, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, за обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Росморречфлота и дисциплины.

12. Начальник Управления подчиняется непосредственно руководителю Росморречфлота и его заместителю в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя Росморречфлота.

13. Начальник Управления имеет двух заместителей. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальника Управления осуществляется руководителем Росморречфлота по представлению начальника Управления.

14. Управление состоит из четырех отделов:

— отдел обеспечения безопасности судоходства;

— отдел ледокольного обеспечения, гидрографии и связи;

— отдел аварийно-спасательных, подводно-технических работ и ЛАРН;

— отдел организации процедур контроля судов.

15. Отделы Управления возглавляются начальниками отделов. Назначение на должность и освобождение от должности начальников отделов осуществляются руководителем Росморречфлота по представлению начальника Управления.

16. Начальник Управления:

16.1. Представляет Управление по вопросам, отнесенным к его ведению, во взаимоотношениях с руководством Росморречфлота и другими структурными подразделениями центрального аппарата Росморречфлота, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

16.2. По поручению руководства Росморречфлота представляет Росморречфлот по вопросам, относящимся к компетенции Управления, в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

16.3 Вносит в установленном порядке представление о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, о присвоении квалификационных разрядов, о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, а также о дисциплинарных взысканиях на лиц, допустивших должностной проступок.

16.4 Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Росморречфлота, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

16.5 Организует и проводит в установленном порядке совещания с участием представителей структурных подразделений Росморречфлота и подведомственных Росморречфлоту организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления, а также принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими структурными подразделениями Росморречфлота.

16.6 Дает работникам Управления обязательные для них указания и поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и имеет право требовать от них отчета об исполнении этих указаний и поручений.

16.7 Проводит совещания с работниками по оперативным и текущим вопросам деятельности Управления.

16.8. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

16.9. Распределяет функции, отнесенные к компетенции Управления, между отделами, утверждает положения об отделах.

16.10. Организует делопроизводство в Управлении.

16.11. Осуществляет взаимодействие с государственными органами, ассоциациями, союзами, научными, учебными, общественными и другими организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

16.12. Контролирует сроки и качество выполнения работ сотрудниками Управления, исполнение ими своих должностных обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

16.13. Дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

17. Заместители начальника Управления по поручению начальника Управления координируют работу отделов Управления, обеспечивают своевременную подготовку материалов, а также выполняют другие поручения начальника Управления.

Добавить комментарий