Безопасность участников уголовного судопроизводства

Постановлением Правительства РФ от 13. 07. 2013 г. № 586 утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 — 2018 годы». Возможность применения мер государственной защиты к участникам уголовного судопроизводства предусмотрена Федеральным законом от 20. 08. 2004 г. № 119 — ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Необходимость государственной защиты этой категории лиц вызвана тем, что ежегодно в Российской Федерации при расследовании уголовных дел более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. При этом имеют место случаи применения к ним методов физического и психологического воздействия с целью их отказа от участия в уголовном судопроизводстве.

В связи с этим целью Программы является реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Основной задачей Программы является выполнение обязательств государства по обеспечению безопасности граждан в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.

Согласно действующего законодательства государственной защите может подлежать значительная категория лиц – потерпевшие, свидетели, частные обвинители, подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, их законные представители и защитники, осужденные, оправданные, лица, в отношении которых уголовные дела либо преследование прекращено, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, педагоги и психологи, принимающие участие в уголовном судопроизводстве, гражданские истцы и ответчики, их законные представители.

Законодательство предусматривает возможность принятия мер государственной защиты и до возбуждения уголовного дела – в отношении заявителя, очевидца, жертвы преступления. В определенных случаях такие меры могут применяться и в отношении близких родственников указанных лиц, если в отношении них оказывается противоправное воздействие.

К мерам государственной защиты законодательство относит – личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и другие. Часть из них может применяться только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, к которым уголовное законодательство относит преступления, максимальный срок наказания за которые свыше 5 лет лишения свободы.

Участниками Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности – МВД, ФСБ, Министерства обороны, ФСИН, ФТС.

Основаниями для применения мер государственной защиты являются достоверные данные о наличии реальной угрозы убийства, применения насилия или повреждения имущества указанной категории лиц.

Меры защиты могут применяться лишь по письменному заявлению лица или его законного представителя, на основании решения, принятого соответствующими руководителями органов, осуществляющих меры безопасности, после тщательной проверки всех изложенных обстоятельств.

JURISPRUDENCE

ENSURING THE SAFETY OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS IN RUSSIA

Ivanova E.

candidate of legal sciences, assistant professor, Ural State University of Economics, Ekaterinburg sity

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В

РОССИИ

Иванова Е.В.

кандидат юридических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотаци

Статья посвящена вопросам государственной защиты в современном уголовном процессе России. В статье: «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса в России» рассматриваются основания применения мер, обеспечивающих безопасность участников уголовного процесса, исследуются вопросы реализации этих мер.

Keywords: criminal proceeding, state protection, security measures.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, государственная защита, меры безопасности.

Одним из немаловажных направлений деятельности государства в уголовном cудопроизводстве является — государственная защита потерпевших, свидетелей и иных его участников. В целях реализации данного направления Правительство Российской Федерации Постановлением № 586 от 13 июля 2013 г. утвердило государственную программу об «Обеспечении безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 20142018гг.». В связи с этим из федерального бюджета выделено значительное количество средств. Ни много, ни мало объем финансирования реализации Программы составил 1318,7021 млн. рублей. Ежегодно на обеспечение деятельности органов реализующих Программу выделяется: начиная с 2014 г. — 228,56 млн.руб и к 2018 году эта сумма возросла до 281,11 млн. рублей. Такие Программы утверждаются и реализуются с 2006 г. Вполне обоснованно, что она содержит перечень государственных органов-участников, перечень мероприятий, применение которых возможно в ее рамках, а также порядок распределения затрат среди участников. Насколько целесообразно такое направление деятельности государства с учетом того, что на его реализацию выделяются за счет бюджетных ассигнований огромное количество средств? О том, какие меры безопасности существуют в России? Основания и процессуальной порядок их применения? Дает ли это положительный результат, эффект? Об этом и многом другом речь пойдет в материалах настоящей статьи. Обо всем по порядку.

Нормативная правовая основа деятельности по осуществлению государственной защиты лиц в уголовном судопроизводстве содержит достаточно обширный перечень. Это, как правило, Конституция Российской Федерации — основа любой отрасли права. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. (далее Закон), Уголовный Кодекс РФ (далее УК РФ), Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (далее УПК РФ), Уголовно-исполнительный Кодекс РФ (далее УИК РФ), иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные акты. Отметим, что в нашем перечислении Федеральный закон о государственной защите приводится сразу после Конституции, поскольку именно он является основополагающим для всех без исключения государственных органов. Он устанавливает систему мер государственной защиты, а также определяет основание и порядок их применения.

Во-первых, в нем содержится разграничение понятий государственная защита и меры безопасности. Так, в статье 1 настоящего закона говорится о том, что государственная защита — это и есть осуществление предусмотренных в законе мер безопасности лиц в связи с участием их в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами. В то время как УПК РФ, упоминает в разных статьях только понятие — меры безопасности. В этой связи, законодатель совершенно правильно использует понятийный аппарат,

поскольку понятие государственная защита включает в себя не только меры безопасности, но и меры социальной поддержки.

Во-вторых, закон очерчивает круг лиц, в отношении которых возможно применение мер государственной защиты. Законодатель, по сути, предоставляет защиту каждому из участников уголовного судопроизводства и именует их в Законе как «защищаемые лица» (ч. 4 ст. 2 Закона). Статья 1 указывает на одно очень важное обстоятельство, которое должно учитываться при определении лиц, на которые распространяет свое действие закон -потерпевшие, свидетели и иные лица в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. И это не только потерпевший и свидетель. Под «иными» участниками закон предусматривает: частного обвинителя, эксперта, переводчика, специалиста, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога. Кроме того, сюда относят и гражданского истца, гражданского ответчика, законных представителей всех указанных лиц(ч. 1 ст. 2 Закона). Отдельной строкой выделены подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело, либо уголовное преследование было прекращено (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона).

Более того, закон распространяет действие и на близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в частях 1 и 2 Закона. В то же время, закон не раскрывает эти понятия, в отношении кого следует применять? Кого следует понимать под просто родственниками, близкими родственниками и близкими лицами? Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой разъяснеет слово родственник -это человек, который находится в родстве с кем-нибудь, дальний, близкий родственник. Слово «близкий» определяют также, говоря о родстве: кровно связанный, непосредственный. УПК РФ в п. 4 ст. 5 содержит перечень лиц, которых относит к «близким родственникам» — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Одинаково определяет понятие «близкие лица» как п. 3 ст. 5 УПК РФ, так и Постановление Пленума ВС РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве» в п.6, связанным с применение п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Так, например, к близким потерпевшему лицам, наряду с близкими родственниками, могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга, супруги), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений. От себя замечу, что признак кровного родства, родственной связи не обязателен, поскольку это может быть приемный, усыновленный ребенок, коллега по работе, сослуживец, сосед, любовница.

Еще один важный момент состоит в том, что финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц, осуществляется независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Принцип равенства всех перед законом и судом реализован в данном случае на законодательном уровне.

В-третьих, следует помнить, что применение мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства возможно на различных стадиях уголовного судопроизводства и за его пределами. Например, они могут быть применены на этапе проведения проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления, либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Кроме того, возможно применение как на этапе расследования уголовного дела, на этапе рассмотрения дела в суде, так и после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и применения к нему принудительных мер медицинского характера, на этапе исполнения наказания (ч. 5 ст. 2 Закона).

В-четвертых, возникает вопрос о конкретизации, основаниях и порядке применения мер государственной защиты. Говоря о применении мер безопасности, можно отметить, что в рамках УПК РФ возможно применение следующих:

1) сохранение данных о личности, в протоколах указывается псевдоним и приводится образец подписи, которую лицо будет использовать при расследовании уголовного дела (ч. 9 ст. 166 УПК

РФ);

2) контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);

3) предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего. (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);

4) закрытое судебное разбирательство (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ)

5) допрос свидетеля в суде без оглашения подлинных данных в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ), а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Под иными мерами безопасности понимается:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности.

Таким образом, УПК РФ содержит далеко не полный перечень мер безопасности, а лишь часть. С последующей оговоркой, что могут быть применены и иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 УПК РФ). В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из мер безопасности (ч. 1 ст. 6 Закона). В то же время, меры безопасности, предусмотренные пп. 47, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 3 ст. 6 Закона).

К слову сказать, точно такие же меры безопасности предусмотрены в отношении лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов и должностных лиц, рассматривают дело в суде, участвуют в исполнении наказания и т.д. Федеральный закон № 45-ФЗ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» обеспечивает защиту и этих лиц.

К мерам же социальной поддержки относятся: выплата единовременного пособия, назначении пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности. Возмещению за счет средств федерального бюджета подлежит, в том числе и имущественный ущерб, причиненный лицу в связи с его участие в уголовном судопроизводстве.

Основанием применения мер безопасности является достаточные данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества либо иными опасными противоправными деяниями в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты. Достаточные данные и реальная угроза — категории оценочные. Достаточность данных -определяется следователем, дознавателем по своему внутреннему убеждению. Каких-либо четких критериев определения достаточности нет ни в законе, ни в теории, а зависит от конкретных жизненных обстоятельств.

Угроза должна быть реальной, то есть обстановка и личность угрожающего дают возможность опасаться, что угроза будет приведена в жизнь. Реальная угроза — определяется, первоначально: потерпевшим, свидетелем или иным лицом, которому угрожают. В последующем реальность угрозы и возможность ее реализации оценивает и сам следователь, дознаватель. С учетом всех обстоятельств принимается взвешенное решение о применение в отношении лица конкретных мер безопасности. Не имеет значения имелось ли стремление реализовать угрозу. Участники уголовного судопроизводства не

должны ждать, когда лицо, сообщившее об угрозе, начнет воплощать ее в жизнь. Как только угроза была воспринята кем-либо из участников уголовного судопроизводства, и они считают, что есть реальные основания полагать о ее осуществлении, лицо должно незамедлительно сообщить об этом следователю, дознавателю. Любое промедление может стоить им жизни, здоровья и «крова» над головой.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления лица-участника уголовного судопроизводства или с его согласия, выраженного в письменной форме. В отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки попечительства или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Основанием же применения мер социальной поддержки являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

Процессуальный порядок принятия решения в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона состоит в том, что его принимает следователь с согласия руководителя следственного органа, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, суд (судья), в производстве которых находится уголовное дело или заявление (сообщение) о преступлении. На основании ч. 2 ст. 18 Закона, получив такое заявление (сообщение) обязаны проверить и в течение 3 суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять одно из решений. Либо применить меры безопасности, либо отказать в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение суда), которое направляется лицу и которое может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд (ч. 3 ст. 18 Закона). Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи. Если же принято положительное решение о применении мер безопасности в отношении лица, то постановление (определение) в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление. В постановлении уже конкретно указаны мера или меры безопасности, которые должны быть осуществлены в отношении лица, а также меры по ограничению доступа к сведениям об осуществлении государственной защиты и защищаемом лице (ссылка на правила). Однако, на основании ч. 2 ст. 24 Закона орган, осуществляющий меры безопасности имеет право: самостоятельно избирать меры безопасности, определять способы их применения, изменять, дополнять применяемые меры безопасности, обращаться к руководителю следственного органа, следователю с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо их отмене.

Следует отметить, что законом предусмотрено четкое распределение полномочий между органами: теми, кто принимают решение об осуществлении государственной защиты и применение к лицу мер безопасности и (или) мер социальной поддержки (следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело). Теми органами, которые осуществляют меры безопасности: федеральные органы исполнительной власти -ФСБ, МВД, ФСИН и др. И теми, кто осуществляет меры государственной поддержки — органы, уполномоченные Правительством РФ.

Эффективность и особая значимость деятельности органов обеспечивающих меры государственной защиты подтверждена практикой применения. В 2013 году более 2800 участников уголовного судопроизводства были задействованы в программных мероприятиях, что на 17 % больше, чем в 2012. В отношении них было осуществлено более 5600 мер безопасности, что на 27 процентов больше, чем в 2012 году. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана жилища и имущества и временное помещение в безопасное место.

В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась динамика увеличения количества защищаемых лиц и применяемых в отношении них мер безопасности. Какой будет статистика за 2014-2018 годы, покажет обобщение результатов реализации программы государственной защиты по окончании периода его действия.

Обращаясь к зарубежному законодательству, следует отметить, что в УПК Республики Белоруссии установлены одинаковые с Россией основания применения мер безопасности (ч. 7 ст.10 УПК РБ). Иначе урегулированы основания применения мер безопасности в УПК Украины. Ранее там была ст. 521 «Обеспечение безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве», которая предполагала, что: участники процесса «при наличии реальной угрозы их жизни, здоровью, жилищу или имуществу имеют право на обеспечение безопасности». Сейчас этой статьи в УПК Украины нет. Есть отдельные положения, предусмотренные для каждого из участников: п. 5 ч. 1ст. 56 УПК Украины — потерпевший, п. 9 ч. 2 ст. 65 — свидетель, п. 4 ч. 2 ст. 68 — переводчик и другие статьи. Все они закрепляют право на применение к ним мер безопасности.

В то же время международно-правовые акты ориентируют на необходимость предотвращения не только реальных, но и возможных угроз. В частности, в принятой Рекомендации N R (2005) 9 Комитета Министров Совета Европы «О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием» сказано, что все больше признается особая роль свидетелей в уголовном судопроизводстве и что их показания имеют решающее значение. Существует риск того, что свидетели будут подвергаться запугиванию и в этой связи государства-члены обязаны защищать свидетелей от такого принуждения, принимая в отношении них особые меры по защите, направленные на эффективное обеспечение их безопасности.

В Приложении к Рекомендации N R (2005) 9 говорится, что «запугивание» означает любые прямые или косвенные угрозы, которые были или могли быть осуществлены в отношении свидетеля или лица, сотрудничающего с правосудием, что может привести к неправомерному принуждению к даче показаний, или которые являются последствиями данных им показаний. Требует одобрения и то обстоятельство, что дана рекомендация о законодательном закреплении мер по защите участников уголовного судопроизводства на национальном уровне. «Меры по защите» — это индивидуальные процессуальные или непроцессуальные меры, направленные на защиту свидетеля или лица, сотрудничающего с правосудием, от любого запугивания и/или любых опасных последствий самого решения сотрудничать с правосудием.

Говоря об институте безопасности в России, следует сказать, что такой институт создан, функционирует и очень необходим. Как и многие другие уголовно-процессуальные институты он имеет ряд проблем, требующих детальной проработки и разрешения на законодательном уровне. Совершенствование возможно в условиях применения норм и последующего тщательного изучения практики, выявляющей проблемные вопросы, нуждающееся в корректировке. В целом необходимость и целесообразность существования института безопасности оправдана. Показания потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства очень важны для следствия в части установления истины по делу. В то же время не каждый из них, изъявляет желание дать показания. Одна из причин боязнь за собственные жизнь и здоровье, поскольку очень часто при расследовании уголовных дел на потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства оказывается «давление» и, угрожая расправой, их пытаются запугать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства РФ № 586 от 13 июля 2013 г. об утверждении Государственной программы об «Обеспечении безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018гг.».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) http://www.consultant.ru

6. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г.// http://base.garant.ru

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства

Практическое задание

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Госзащита участников уголовного судопроизводства осуществляется в целях защиты конституционного права граждан на судебную защиту (ч. 1 ст. 46, ст. 52 Конституции РФ), создания необходимых условий для реализации уголовно-процессуальных прав и обязанностей участниками уголовного судопроизводства, а также в целях их защиты от мести преступников и иных лиц за содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и разрешении уголовных дел судами.

Статья 1 гласит, что госзащита участников уголовного судопроизводства осуществляется мерами безопасности, предусмотренными комментируемым Законом (т.е. мерами, перечисленными в ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 и ч. 2 ст. 14 Закона). Данное положение противоречит ст. 5 данного Закона, где вполне обоснованно указано, что к законодательству, регулирующему госзащиту участников уголовного судопроизводства, помимо Закона относятся и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры. В иных нормативных правовых актах РФ содержатся и иные меры безопасности. Таким образом, исходя из содержания ст. 5 комментируемого Закона госзащита участников уголовного судопроизводства заключается в применении мер безопасности, предусмотренных не только комментируемым Законом, но и иными российскими нормативными правовыми актами, содержащими меры безопасности, а также международными договорами, регулирующими отношения государств в процессе осуществления госзащиты указанных лиц.

Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства

Каждый из участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите (их перечень содержится в ч. ч. 1-3 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — ФЗ о защите участников уголовного судопроизводства), вправе обратиться с заявлением (сообщением) об угрозе убийством, насилием над ним, уничтожением или повреждением его имущества либо иным опасным противоправным деянием к любому следователю, дознавателю, органу дознания, руководителю следственного органа. В данном случае речь идет о готовящемся или совершенном преступлении, а в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.

Уголовным законодательством, в частности, предусмотрена ответственность за принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта, специалиста к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода, а равно принуждение указанных лиц к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества этих лиц или их близких (ч. 2 ст. 309 УК РФ).

В органах внутренних дел деятельность по приему рассматриваемых сообщений регламентируется рядом ведомственных нормативных актов:

— Административным регламентом МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких (утвержден Приказом МВД России от 21 марта 2007 г. № 281) (далее — Административный регламент).

В соответствии с п. 20 Административного регламента в органах внутренних дел осуществляются прием и регистрация заявлений (сообщений) о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество участников уголовного судопроизводства (далее — заявление (сообщение) о наличии угрозы). Регистрация заключается в присвоении каждому такому заявлению (сообщению) порядкового номера и фиксации в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП), кратких сведений о нем.

После регистрации заявления (сообщения) об угрозе, поступившей в адрес лица, участвующего в производстве предварительного следствия, данное заявление (сообщение) направляется в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, — немедленно следователю, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело для принятия решения об осуществлении мер безопасности. В случае обращения лица, в адрес которого поступила угроза, непосредственно к следователю, ведущему производство по уголовному делу, с заявлением (сообщением) об этом, следователь также должен его зарегистрировать в Книге учета сообщений о происшествиях. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства следователь обязан проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении.

При проверке наличия угрозы следователь вправе:

— запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от них необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты Пункт 1 ч. 1 ст. 24 ФЗ о защите участников уголовного судопроизводства.;

— производить с этой целью любые необходимые следственные и иные процессуальные действия, так как проверка проводится, как правило, в рамках уже возбужденного уголовного дела (угрозы поступают в адрес участника уголовного судопроизводства в большинстве случаев уже в ходе производства предварительного расследования).

В связи с этим на вопрос А.В. Лукинского Лукинский А.В. Проблемные вопросы практического применения государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Обеспечение защиты свидетелей, участвующих в противодействии организованной преступности и терроризму: Материалы международного семинара. М.: Московский университет МВД России; Щит-М, 2008. С. 55., «…почему с принятием решения о государственной защите не возбуждается уголовное дело по самому факту угроз (что само по себе является уголовно наказуемым деянием)?», может быть дан следующий ответ. Если угрозы поступают в рамках уже возбужденного уголовного дела, то установление источника угрозы может быть произведено в рамках производства по нему. Впоследствии при необходимости материалы уголовного дела или новое уголовное дело могут быть выделены в отдельное производство в порядке, предусмотренном ст. ст. 154, 155 УПК РФ. Если же угрозы поступают в адрес заявителя либо другого участника уголовного судопроизводства еще до возбуждения уголовного дела, то в случае подтверждения реальности угрозы уголовное дело должно быть возбуждено по факту их поступления.

Н.В. Васильев отмечает: «…в отличие от возбуждения уголовного дела, основания применения мер безопасности не содержат такого критерия, как достаточность данных» Васильев Н.В. Процессуальные вопросы защиты свидетелей при расследовании уголовного дела // Обеспечение защиты свидетелей, участвующих в противодействии организованной преступности и терроризму: Материалы международного семинара. М.: Московский университет МВД России; Щит-М, 2008. С. 47.. Однако, на наш взгляд, если в ходе проверки будет установлена реальность полученной участником уголовного судопроизводства угрозы, то это свидетельствует о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что является основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства основаниями принятия решения о применении мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийством защищаемому лицу, насилием над ним, уничтожением или повреждением его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

Следовательно, в результате проверки заявления (сообщения) о наличии угрозы должны быть установлены следующие обстоятельства:

1) реальность угрозы;

2) направленность угрозы на причинение вреда в связи с участием лица в уголовном судопроизводстве.

Исходя из данного положения закона условием принятия следователем решения о применении мер безопасности является возможность причинения вреда защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве. Если потерпевшему угрожают не в связи с участием в уголовном судопроизводстве, а в целях продолжения реализации преступного замысла, то меры безопасности применяются не в порядке, предусмотренном Федеральным законом о защите участников уголовного судопроизводства, а в общем порядке, определенном УПК РФ, ФЗ РФ «О полиции», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Реальность угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество участника уголовного судопроизводства должна подтверждаться не только заявлением, поступившим от этого лица, и его показаниями, но и другими материалами, собранными в ходе проверки.

Угроза — способ психического воздействия, направленного на запугивание участника уголовного судопроизводства, на то, чтобы вызвать у него чувство тревоги, беспокойства за свою безопасность, дискомфортное состояние. Способы выражения угрозы могут быть разными (устно, письменно, жестами, явочным порядком или по телефону, непосредственно потерпевшему или через третьих лиц). Для правильной оценки действий лица, от которого поступила угроза, можно выделить такие обязательные черты угрозы, как ее конкретность и реальность. Под конкретностью понимают ясность того, каким образом лицо намерено исполнить угрозу. Реальность угрозы означает, что существуют достаточные основания опасаться приведения ее в исполнение. Такие основания должны возникнуть у адресата угрозы, и в этом случае цель угрозы считается достигнутой.

При этом помимо субъективного чувства участника уголовного судопроизводства, в адрес которого поступила угроза, нужно учитывать все обстоятельства дела (характер взаимоотношений виновного и потерпевшего, серьезность повода для угрозы, личность угрожающего, наличие предметов, способных причинить серьезный вред, и т.д.). В некоторых случаях угроза может быть пустой, произнесенной в запальчивости, когда лицо, от которого она исходит, и участник уголовного судопроизводства, в адрес которого она поступила, не придают ей серьезного значения. Поэтому важно выяснить, использовалась ли угроза как средство давления на волю участника уголовного судопроизводства с намерением вызвать у него чувство страха, боязни, дискомфорта и склонить, к примеру, к изменению показаний. Если это установлено, угрозу следует считать реальной, даже если лицо, от которого исходила угроза, приводить ее в исполнение не собирался, а лишь запугивал адресата угрозы.

В частности, для получения подобных сведений могут быть допрошены иные лица, располагающие необходимой информацией (например, родственники заявителя), проведены такие следственные действия, как контроль и запись переговоров, осмотр документов, содержащих угрозы и др. Подобные сведения могут быть получены и в результате оперативно-розыскной деятельности. Следует уделить особое внимание и сбору материалов, характеризующих личность заявителя, так как возможно, что в силу личностных характеристик или иных причин (мания преследования, например) заявитель может придумать либо неадекватно оценить угрозу.

Как отмечает Л.В. Брусницын, помимо прямо запрещенных УК РФ способов противоправного воздействия применяются и такие, ответственность за которые не предусмотрена уголовным законом, но они также могут достигать своей цели: молчаливое преследование потерпевших, свидетелей на улице; фразы по телефону «нам известно, где ты живешь», «подумай о детях»; послание преследуемым фотографий трупов и т.д. Брусницын Л.В. Применение норм УПК РФ, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства: Научно-практическое пособие. М., 2004. С. 11. В этих случаях формально основания для применения мер безопасности отсутствуют, так как отсутствует такой признак угрозы, как конкретность. Однако это не должно означать, что участник уголовного судопроизводства остается без защиты. В таких случаях следователь должен в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, дать поручение органу дознания произвести оперативно-розыскные мероприятия с целью установления лица, оказывающего подобное давление на участника уголовного судопроизводства.

Следует отметить, что практике известны случаи, когда следователи принимали решение о применении мер безопасности без достаточных оснований, руководствуясь целями, не связанными с защитой участников уголовного судопроизводства. В частности, подобные постановления выносились для обеспечения явки обвиняемых к следователю в случае изменения меры пресечения с заключения под стражу на иные не связанные с ограничением свободы. При этом следователи настаивали на применении такой меры безопасности, как личная охрана. Меры безопасности применялись также для обеспечения явки свидетелей (потерпевших).

Для большей результативности проверки заявление (сообщение) о наличии угрозы и установлении источника угроз следователю уже на данном этапе следует привлекать для взаимодействия сотрудников органов, наделенных правом непосредственно применять меры безопасности, предусмотренные ст. 6 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства. В органах внутренних дел данную функцию выполняют оперативные подразделения Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России (далее — подразделения государственной защиты).

Поступление в адрес участника уголовного судопроизводства угрозы убийством, насилием над ним, уничтожением или повреждением его имущества подпадает под признаки составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 2 — 4 ст. 309 или ст. 119 УК РФ. При этом следует иметь в виду, что угроза может быть реализована до принятия следователем решения о применении мер безопасности. Привлечение сотрудников подразделений государственной защиты на этапе проверки заявления (сообщения) об угрозе может способствовать оперативному пресечению преступления, установлению и нейтрализации источника угрозы.

Сотрудники подразделений государственной защиты могут оказать помощь следователю в установлении реальности угроз (в том числе путем производства оперативно-розыскных мероприятий) с тем, чтобы решение о применении мер безопасности было обоснованным, а средства, которые будут расходоваться на обеспечение безопасности, не были потрачены впустую.

Участник уголовного судопроизводства, обратившийся с заявлением (сообщением) о наличии угрозы, зачастую не представляет, с какими трудностями он может столкнуться в ходе применения в отношении его мер безопасности (особенно это касается таких мер безопасности, как личная охрана, переселение на другое место жительства, изменение внешности, временное помещение в безопасное место и др.). Сотрудники подразделений государственной защиты квалифицированно объяснят последствия применения мер безопасности, связанных с существенными неудобствами для защищаемого лица. Практике известны случаи, когда после такого собеседования следовал отказ от защиты, но такой отказ не должен исключать производства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на привлечение к уголовной ответственности лиц, угрожающих участнику уголовного судопроизводства.

По сути, наличие угрозы устанавливается в ходе проверки, регламентируемой Федеральным законом о защите участников уголовного судопроизводства. Одновременно с этим происходит проверка сообщения о преступлении, предусмотренном ч. ч. 2 — 4 ст. 309 или ст. 119 УК РФ. Следовательно, наряду с решением о применении мер безопасности должны быть приняты меры, направленные на привлечение лица (лиц), являющегося источником угрозы, к уголовной ответственности. Оптимальной является ситуация, когда в ходе проверки заявления (сообщения) о наличии угрозы участнику уголовного судопроизводства решаются сразу несколько задач:

1) собирание и проверка сведений о наличии подобных угроз;

2) установление лица (лиц), от которого поступают угрозы;

3) собирание доказательств для привлечения данного лица (лиц) к уголовной ответственности.

По итогам проверки, оценив реальность угрозы и ее направленность на причинение вреда в связи с участием лица в уголовном судопроизводстве, следователь должен вынести одно из следующих решений в форме мотивированного постановления:

1) о применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется в подразделения государственной защиты, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление;

2) об отказе в применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.

Поводом для принятия решения о применении мер безопасности в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона о защите участников уголовного судопроизводства является:

— письменное заявление защищаемого лица или его согласие, выраженное в письменной форме;

— письменное заявление родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или их согласие, выраженное в письменной форме, если защищаемое лицо является несовершеннолетним.

Данные положения свидетельствуют о том, что для принятия решения о применении мер безопасности следователю необходимо иметь заявление или согласие защищаемого лица. На практике возникают ситуации, когда участник уголовного судопроизводства в силу различных причин (страх, недоверие и т.д.) не обращается за помощью к следователю, несмотря на поступающие в его адрес угрозы. Следователь же по косвенным данным (резкое изменение показаний или отказ от дачи показаний участника уголовного судопроизводства) предполагает о наличии подобных угроз. В подобной ситуации отсутствует повод для принятия решения о применении мер безопасности, а значит, подобное решение принято быть не может.

Следователю необходимо разъяснить участнику уголовного судопроизводства возможности правоохранительных органов по обеспечению его безопасности и постараться склонить последнего к написанию соответствующего заявления или к даче согласия на применение мер безопасности. Следователь в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ вправе также дать органу дознания поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление наличия угрозы жизни, здоровью и имуществу участника уголовного судопроизводства в связи с его участием в данном производстве. Это поручение по решению начальника органа дознания (органа внутренних дел) может быть направлено для исполнения в подразделения государственной защиты. В свою очередь, ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрена обязанность осуществляющих ее органов содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Если в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности предположения следователя о давлении на участника уголовного судопроизводства подтвердятся, следует еще раз попытаться склонить последнего к сотрудничеству. В данной ситуации возможно привлечение к уголовной ответственности лиц, оказывающих давление на участника уголовного судопроизводства, и без применения в отношении последнего мер безопасности.

Практическое задание

уголовный судопроизводство нормативный государственный

22 мая 2003 года во дворе дома 3 Привокзальная в 05 часов 30 минут дворник Храмцов И.И. обнаружил труп неизвестного мужчины с признаками насильственной смерти. Мужчина, примерный возраст которого на вид 45-50 лет, лежал на спине возле кустов у забора, одет в спортивное трико синего цвета, на теле майка (белая х/б) и пиджак, босиком. На лице и теле были видны следы побоев, кровь на лице и руках. В процессе производства неотложных следственных действий возле ограды дома, в лесопосадке были обнаружены разбросанные мужские вещи (носки, туалетные принадлежности, бритвенный прибор и т.п.), тапочки, а также остатки продуктов питания (хлеб, колбаса, лук репчатый и т.п.), пустые бутылки из под пива и водки. Недалеко от данного места в кустах был найден бумажник с железнодорожным билетом на имя Зверева Н.Г, с местом отправления от ст. Нижневартовск до ст. Тюмень. По данному сообщению на место происшествия прибыла оперативно-следственная группа УВД Калининского административного округа, в которую входили следователь, оперуполномоченный УР, участковый инспектор, кинолог с собакой, а также следователь прокуратуры, который руководил работой группы.

ПРОТОКОЛ

осмотра места происшествия

г. Тюмень 22 мая 2003 года

Осмотр начат в 12 ч 00 мин.

Осмотр окончен в 12 ч 55 мин.

Следователь (дознаватель) СО УВД Калининского АО г. Тюмени капитан юстиции Смирнов О.В.___________________________________

(наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя))

получив сообщение, из дежурной части г. Тамбова по факту обнаружения трупа. прибыл г. Тюмень ул. Привокзальная дом 3 __________ __________

(куда)

и в присутствии понятых:

1. Скоморохов Иван Иванович, г. Тюмень, ул. Мира д. 2______

(фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)

2. Карпов Михаил Сергеевич, г. Тюмень, ул. Мира д. 8_ _

(фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)

с участием оперуполномоченного УР УВД Калининского АО г. Тюмени лейтенанта милиции Шилова В.В., специалиста ЭКО УВД Калиниского АО

(процессуальное положение, фамилии, инициалы участвующих лиц)

г. Тюмени майора милиции Ларина С.С., потерпевшего Петрова Г.М.__ в соответствии со ст. 164, 176 и частями первой — четвертой и шестой ст. 177 УПК РФ произвел осмотр участка около дома 3 по ул. Привокзальная г. Тюмени.

Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснены их права, ответственность, а также порядок производства осмотра места происшествия.

Понятым, кроме того, до начала осмотра разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.

(подпись понятого)

(подпись понятого)

Специалисту (эксперту) Ларину Сергею Сергеевичу (фамилия, имя, отчество)

разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 58 (57)

УПК РФ. ________________________________

(подпись специалиста (эксперта))

Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств фотоаппарата «Зенит-11” пленка «КН-2” специалистом ЭКО

(каких именно, кем именно)

Лариным С.С.

Осмотр производился в условиях при температуре +20 градусов выше

(погода, освещенность)

нуля, при смешанном освещении _______________________________

Осмотром установлено: Объектом осмотра является участок местности, расположенный около дома 3 по ул. Привокзальная г. Тюмени. Участок огорожен металлическим забором, окрашенным в серый цвет. В заборе имеется калитка, на которой имеется один врезной замок без видимых повреждений, с внутренней стороны — задвижка. На момент производства осмотра места происшествия калитка видимых повреждений не имеет.

Осматриваемый участок имеет размер 8х6 метров. Между левым крылом школы и ангаром обнаружен труп неизвестной женщины. Голова расположена на северо-восток 18 см от северной стены и 3 м от западной, руки расположены прямо и не согнуты, левая и правая нога направлены на юго-запад, правая нога согнута в колене. При вскрытии трупа гр-на Иванова из полости живота извлечена пуля, которая характеризуется следующими конструктивными особенностями: пуля оболочечная, длиной 14 мм, диаметром 8 мм. Оболочка пули изготовлена из желтого металла, сердечник — из серого металла. Кончик пули закругленной формы, донышко вогнутое. На оболочке ведущей части пули имеется четыре следа полей нарезов правого направления, шириной по 5 мм. На расстоянии 2 мм от донышка ведущей части находится три точечных следа кернения, расположенных по окружности с промежутками примерно в 120°. Их диаметр — 1 мм, глубина 0,5. Пуля извлечена из трупа, сфотографирована, упакована в картонную коробку. Коробка перевязана ниткой, концы нитки опечатаны печатью Прокуратуры Калининского АО г. Тюмени, скреплены подписями понятых, следователя, снабжены пояснительными надписями. На указанном месте имеется два четко выраженных следа обуви. В следе отобразились подметочная и каблучная части низа обуви. Передний срез подметочной части и задний срез каблучной части — полукруглые, передний срез каблучной части — вогнутый. Длина следа 305 мм, наибольшая ширина подметочной части — 105 мм, длина каблучной части — 78 мм, ширина каблучной части — 80 мм, глубина следа от 10 до 30 мм. Рисунок в следе не просматривается. Измерение производилось при помощи масштабной линейки. Следы сфотографированы по правилам масштабной фотосъемки при естественном освещении. После фотографирования со следов изготовлены гипсовые слепки к которым прикреплена бирка с пояснительным рукописным текстом.

В ходе осмотра проводилась фотосъемка фотоаппаратом «Зенит-11” пленка «КН-2”» специалистом ЭКО Лариным С.С. в условиях при температуре +20 градусов выше нуля, при смешанном освещении. Отснято 4 кадра.

С места происшествия изъяты _

К протоколу осмотра прилагаются схема места происшествия, фототаблица.

(схема места происшествия, фототаблица и т.п.)

(поступили, не поступили)

Понятые: __________________

(подпись)

(подпись)

Специалист (эксперт) __________________

(подпись)

Иные участвующие лица: _________________

(подпись)

(подпись)

Протокол прочитан вслух следователем__________________

(лично или вслух следователем (дознавателем))

Замечания к протоколу _нет_________________

(содержание замечаний либо указание на их отсутствие)

Понятые: __________________

(подпись)

(подпись)

Специалист (эксперт) __________________

(подпись)

Иные участвующие лица: __________________

(подпись)

(подпись)

Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166 и 167 УПК РФ.

Следователь (дознаватель) __________________

(подпись)

Заключение

Уголовно-процессуальное законодательство РФ впервые закрепило на Под мерами безопасности следует понимать комплекс различных действий, закрепленных действующим законодательством и осуществляемых уполномоченными должностными лицами, в целях предупреждения возникновения угрозы безопасности участников уголовного судопроизводства, а также ее пресечения и восстановления нарушенного состояния защищенности указанных лиц.

В зависимости от стадии рассмотрения и расследования уголовного дела меры по обеспечению безопасности можно разделить на следующие группы: меры безопасности, применяемые при расследовании уголовного дела на досудебных стадиях; меры безопасности в ходе судебного разбирательства.

К основным мерам защиты на досудебных стадиях можно отнести: прослушивание телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186); опознание в условиях, исключающих наблюдение опознаваемым опознающего (ст. 193); участие потерпевших и свидетелей в уголовном процессе под псевдонимом (ч. 9 ст. 166, ст. 278).

В судебном процессе безопасность участников обеспечивается рассмотрением дел в закрытых судебных разбирательствах (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ), их допросом без оглашения подлинных данных о них и в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками процесса (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).

Указанные меры безопасности — не только один из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.: с изм. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2009. 21 января.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: с изм. от 01.09.2013 г. // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3517.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года с изм. от 01.09.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921.

6. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — 24 апреля. — № 17. — Ст. 1455.

7. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). — М., 2008.

8. Зуев С.В. Особенности производства по уголовным делам об организованной преступности: учебное пособие / П.А. Сустретов. — Челябинск, 2010.

10. Шаговой В.Н. Потерпевший и жертва преступления в уголовном процессе: защита прав и их уголовно-процессуальные правонарушения: автореферат дис… к.ю.н. — Тюмень, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий