Билль о правах США 1787

Карина Саввина, 15 декабря 2017, 00:05 — REGNUM После издания Декларации независимости 1776 года отцы-основатели США — в их числе Бенджамин Франклин, Александр Гамильтон, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Джордж Вашингтон — принялись за создание единой для всех федеральной конституции. Но документ оказался с изъяном: он никак не описывал личные права граждан. Первые десять поправок — знаменитый Билль о правах — сначала сочли документом неважным и ненужным. Но оказалось, что без него сторонники всеобщей Конституции не сумеют добиться ее ратификации всеми тринадцатью штатами, кои тогда составляли новое государство. Билль о правах официально стал частью Конституции 15 декабря 1791 года.

США в 1783—1803 гг Говард Чандлер Кристи. Конституционный конвент в Филадельфии принимает Конституцию. 1940 г

Великие вольности

Корни самых известных первых десяти поправок к американской Конституции, которые и составляют Билль о правах, следует искать в истории взаимоотношений зарождающегося государства и Британских островов. Еще в 1215 году взбунтовавшиеся бароны вынудили английского короля Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей, или Magna Carta. Документ защищал юридические права и привилегии свободного населения средневековой Англии. Хартия регулирует вопросы налогов, феодальных повинностей, судопроизводства, права английской церкви, городов и купцов. В своей основе Magna Carta оберегала подданных от произвола монархии. И среди ее важнейших положений были требование вести любое судопроизводство по «законам страны» — что стало предтечей понятия «надлежащей правовой процедуры» — и запрет на «торговлю», «отсрочку» и «отрицание» правосудия.

Как известно, в ответ на спорные действия короля Карла I обе палаты английского парламента представили Петицию о праве в 1628 году, запретив неправомерно заключать граждан под стражу и вводить новые налоги без согласия парламента. В 1689 году Славная революция в Туманном Альбионе завершилась не только воцарением монархов Вильгельма и Марии, но и принятием Билля о правах. Это предрекло появление век спустя одноименного документа уже в западном полушарии. Английский Билль о правах ожидаемо нашел свое отражение в американском документе. Например, в Восьмой поправке, запрещающей чрезмерные залоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания, которая почти полностью повторяет положение английского «брата».

Сама идея, что какая-то бумага может защитить свободы личности, зародилась в английских колониях Нового Света довольно рано. Еще колониальные хартии, среди которых и Виргинская хартия, пожалованная первым поселенцам еще в 1606 году, гласили, что мигранты на новых землях должны обладать теми же «привилегиями, правами и неприкосновенностью», как если бы они жили в Англии. Американцы писали трактаты и принимали резолюции, опираясь на провозглашение прав из Великой хартии вольностей, на колониальных хартиях и на учениях естественного права.

Джон Трамбулл. Подписание Декларации независимости США. 1819 г

Слабое начало

В разгар Войны за независимость США в 1777 году Второй континентальный конгресс принял Статьи конфедерации, которые уже можно было назвать документом конституционного характера. Они определяли конфедеративное устройство Соединенных Штатов и закрепляли полномочия центральных органов, пусть и минимальные. Американские штаты принялись писать собственные конституции и локальные билли о правах.

Политик Джордж Мейсон в Уильямсбурге стал архитектором принципов Декларации о правах Вирджинии, где идеи Локка о естественных правах человека переплетались с вполне предметной защитой от конкретных злоупотреблений. Этот документ стал моделью для биллей о правах других штатов и, в конечном итоге, для федерального Билля. К слову, декларация авторства Мейсона также стала ключевым звеном в создании французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Слабость Статей конфедерации со временем стала очевидна: полномочий центру не хватало, а при голосовании в Конгрессе по любому вопросу требовалось согласие всех 13 штатов, так что каждый из них мог заблокировать любую инициативу. Преодолев перипетии внутренних разногласий, Конгресс все же созвал Конституционный конвент в Филадельфии в 1787 году. Собрание должно было пересмотреть Статьи конфедерации, речи о создании нового документа сначала не шло. Но вскоре стало ясно, что необходимо выработать совершенно новую Конституцию, которая бы утвердила территориальное устройство страны и систему органов госвласти. Обсуждение велось в закрытом режиме, но Джеймс Мэдисон, ставший одним из авторов Конституции, вел подробные заметки.

Джордж Мейсон, сторонник приоритета свободы личности над государством, был антифедералистом и выступил против всеобщей конституции США. Он заявил, что хотел бы, чтобы ее создание предвосхитил Билль о правах, в котором политик видел единственную возможность достойного существования новой державы. В течение своей жизни он последовательно отстаивал документ и умер вскоре после его принятия.

Однако сначала делегаты Филадельфийского конвента без лишних дебатов отклонили все попытки запустить процесс создания Билля. Они не то чтобы противились самой идее существования такого документа. Им он казался избыточным и глупым — ведь все права и так принадлежат гражданам, и нигде в Конституции не сказано, будто Конгресс может их отнять. Некоторые из законодателей скептически относились к тому, что Джеймс Мэдисон в журнале «Федералист» позднее обозвал «пергаментными барьерами» — бумажками, кои не в состоянии никого защитить. Он верил, что лишь структурные установки, такие как разделение властей и система сдержек и противовесов, способны обеспечить людям соблюдение их прав и свобод, защиту меньшинств от большинства. Именно этому и посвящен текст Конституции, где ее творцы сосредоточились на создании государственной машины, не заботясь о регламентации индивидуальных прав своих граждан.

Томас Джефферсон, который находился в этот момент в Париже в качестве посла, но участвовал в создании поправок через переписку с Мэдисоном, назвал отсутствие Билля о правах огромной ошибкой. «Билль о правах — это то, на что люди вправе полагаться для защиты от любого правительства на земле, и то, от чего ни одно справедливое правительство не откажется» , — писал Джефферсон из Франции.

Мэзер Браун. Портрет государственного секретаря Томаса Джефферсона, будущего 3-го президента США, сыгравшего важную роль в разработке Билля о правах . 1786 г

Тошнотворная подготовка

Оппоненты ратификации Конституции быстро ухватились за возможность, провозгласив отсутствие Билля о правах причиной, по которой новый Основной закон не может быть одобрен. Федералисты и особенно Мэдисон вскоре сообразили, что без поправок их проект обречен на провал: им не удастся добиться ратификации в таких поляризованных штатах, как Нью-Йорк, Вирджиния и Массачусетс. Штат мог отказаться от Конституции, но в конечном итоге это означало его фактический выход из конфедерации. Обещав скорейшим образом принять Билль вопреки собственному скептичному настрою, Мэдисон добился ратификации Конституции в одиннадцати штатах из тринадцати, причем перевес в Нью-Йорке составил всего три голоса (30 против 27), а в Вирджинии — десять голосов (89 против 79). Все «спорные» штаты приняли Основной закон только при условии, что к нему будут добавлены индивидуальные права и свободы. Штаты опасались авторитарных действий со стороны центра, теперь, когда, благодаря победе Джорджа Вашингтона на выборах президента 1789 года, сторонники Конституции контролируют федеральное правительство.

В ходе собраний и обсуждений ратификации в каждом штате местные государственные деятели готовили предложения о поправках, эти требования звучали широко и громогласно. Долгая борьба с английской монархией поселила в американцах недоверие к любой централизованной власти, которую они воспринимали как антагониста свободы граждан.

Джеймс Мэдисон, на тот момент уже будучи конгрессменом от Вирджинии, тщательно изучил все предложения и подготовил аккуратный список из 19 поправок, которые, в соответствии с его убеждениями, не должны были сильно ослабить новое центральное правительство. При этом члены нижней палаты парламента были настроены либо равнодушно, полагая, что у них есть дела поважнее, либо откровенно враждебно. Весь проект Мэдисон называл «тошнотворным».

Десять избранных

В сентябре 1789 годе Конгресс и Сенат получили проект поправок в Конституцию. Мэдисон отчасти видел в Билле некое образовательное звено, отчасти — оружие в борьбе с возможным будущим репрессивным правительством. Кроме того, он позаимствовал аргумент у Джефферсона, заявив, что декларация прав поможет утвердить судебную ветвь власти как охраняющую личность от двух других ветвей.

В течение полугода Билль о правах передали в штаты. Девять его ратифицировали. Необходимо было согласие еще двух. Наконец, одобрение, полученное в Вирджинии 15 декабря 1791 года, сделало Билль о правах официальной частью Конституции.

Большая часть поправок относится к гарантиям для обвиняемых в преступлениях. Например, поправки с четвертой по восьмую обеспечивают защиту от необоснованных арестов и обысков, право не свидетельствовать против себя, право на скорый суд, свободный от жестоких и необычных наказаний. Первая поправка, пожалуй, является самой прославленной, она обеспечивает политические и социальные права — свободу слова, прессы, мирных собраний, исповедания религии. Вторая не менее известна и гарантирует право на ношение оружия. Третья запрещает солдатам незаконно квартировать в чужих домах без согласия владельца. Десятая четко определяет, что все полномочия федерального правительства должны быть прописаны в Конституции, иначе они переходят штатам или народу. Девятая же сообщает, что этот список никак не дезавуирует прав, в Билле не названных. Генеральный солиситор США Роберт Борк в 1970-х назвал Девятую поправку «чернильным пятном», значение которого настолько неясно, что его следует вообще исключить из Конституции.

Сначала из 19 поправок, многие из которых были отвергнуты Конгрессом или модифицированы, в финальный проект Джеймса Мэдисона попали 12 поправок, но они не были ратифицированы. Одиннадцатая давала право не служить в армии из религиозных соображений. Двенадцатая гласила, что ни один штат не нарушит равные права совести, свободы прессы и суда присяжных. То есть она распространяла действия Первой и Шестой поправок на внутренние дела штатов. Мэдисон называл ее «самой важной поправкой из всех». Она прошла Конгресс, но была заблокирована Сенатом.

Роберт Эдж Пайн. Конгресс голосует за независимость. 1784—1801 гг

Штатное дело каждого

Билль о правах смог усмирить страхи антифедералистов о неподконтрольном и слишком далеком от людей центральном правительстве. С другой стороны, хоть Билль и ограничивал некоторым образом действия центра, выполненное обещание обеспечило новому правительству более широкую поддержку, а первое сложное испытание во внутренней политике было успешно преодолено.

На первый взгляд, поправки относятся исключительно к действиям федерального правительства и никак не ограничивают поведение самих штатов. В 1883 году во время судебного процесса «Баррон против Балтимора» председательствующий судья Джон Маршалл подтвердил это понимание. Баррон пытался засудить город за разрушенный причал, опираясь на пятую поправку, которая запрещает изымать частную собственность в пользу государства без соответствующей компенсации. Однако у судьи Маршалла было иное мнение. Он постановил, что пятая поправка нужна исключительно как ограничитель власти США и неприменима во внутреннем законодательстве штатов.

Однако Гражданская война и Реконструкция принесли американцам Четырнадцатую поправку, которая провозглашает, помимо прочего, что ни один штат не смеет отнимать у человека его жизнь, свободы и имущество без надлежащей правовой процедуры. Эти словам посеяли зерно революции в американском конституционном законодательстве. Эта революция начала обретать очертания в 1947 году, когда судья Хьюго Блэк провозгласил решение по делу «Адамсон против Калифорнии». Рассмотрев историю принятия Четырнадцатой поправки, Блэк заключил, что история «убедительно и наглядно демонстрирует», что поправка предназначалась для того, чтобы ни один штат не смог «лишить его граждан преимуществ и защиты Билля о правах».

Теория, на которую опирался судья Блэк, так и не была окончательно принята Верховным Судом. Тем не менее в лучшую пору при председательствующем Эрле Уоррене в 1960-х судьи начали процесс так называемого «избирательного включения». В каждом случае ВС задавался вопросом, необходимо ли конкретное положение Билля о правах для «фундаментальной справедливости». Если так, то его следовало применять и на уровне штата так же, как на уровне федерального правительства. Благодаря этому движению почти все важнейшие поправки к Конституции относятся и к штатам. Среди них право на свободу слова, прессы, религии, запрет необоснованных обысков, задержаний, право не свидетельствовать против себя, право на защиту в суде, на скорое публичное разбирательство и суд присяжных.

Конституцию США правили многократно, например, чтобы дать возможность голосовать с 18 лет или установить прямые выборы сенаторов. Но Билль о правах еще не изменяли ни разу. Между тем некоторые его положения сегодня вызывают споры, например, под прицелом постоянно находится интерпретация Второй поправки о праве на оружие и «хорошо организованную милицию». И всё же Билль о правах остается символом и эссенцией системы индивидуальных свобод, ограничения исполнительной власти и верховенства закона, которую американцы называют ключевой для формирования своих идеалов и мировосприятия.

Почтовая марка США, посвящённая 175-летию принятия Билля о правах Kevin Dooley

Читайте ранее в этом сюжете: Художник на краю жизни

Читайте развитие сюжета: Румынская «революция» 1989 года: уроки прошлого

Можно выделить несколько основных причин, лежавших в основе перехода от конфедерации к федерации:

1) Между штатам часто возникали конфликты, в частности, при определении границ; суды принимали противоречащие друг другу решения; легислатуры ввели таможенные законы, ущемлявшие более слабые штаты; большинство штатов создали собственные армии и т.д.

2) «Статьи Конфедерации» вошли в явное противоречие с начавшими действовал конституциями штатов с их принципом разделения властей, системой управления во главе с губернатором и законодательным собранием, избираемом населением.

3) Побудительным мотивом к пересмотру «Статей конфедерации» и самой формы государственного устройства была потребность преодоления эксцессов демократии и по­вышение авторитета страны на международной арене.

4) Появилась реальная угроза народных восстаний, в частности, восстание Д. Шейса 1786 – 1787 гг., что побуждало к созданию сильной, централизованной и твердой власти.

5) 11 апреля 1783 г. Конгресс обнародовал Прокламацию об объявлении окончания Революционной войны, а 4 дня спустя он ратифицировал предварительные условия Парижского мирного договора, где король Георг III признавал Соединенные штаты «свободным, суверенным и независимым государством», это же сделали вскоре такие четыре державы, как Франция, Нидерланды, Швеция и Россия.

Закончившаяся Война за не зависимость США была в основе своей революцией колониальной и потому не смогла преобразовать корен­ным образом весь строй общественных отношений, как это сделали более социальные движения – глубокие антифеодальные перевороты, английская и французская ре­волюции XVII – XVIII вв. Радикальный характер этой революции еще более ограни­чивался тем, что она вступила в компромисс с дофеодальной формой обществен­ного устройства, характеризовавшей американское колониальное общество, а за­тем и полностью примирилась с этой формой, т.е. с рабовладением. Еще од­ной причиной ограниченности результатов революции было то, что ее лидеры были имущими, собственниками, и потому несколько односторонне толковали провозгла­шенные ими лозунги. Так, демократия понималась как республиканская форма государства, свобода – как освобождение от феодально-колониальных порядков, свобода предпринимательской инициативы, свобода распоряжения собственностью, равенство – как политическое равноправие и формальное равенство перед зако­ном.

Таким образом, в связи с окончанием войны за независимость и вследствие всех выше обозначенных причин конфедеративная форма государства исчерпала все основания для своего дальнейшего существования. В феврале 1787 г. была принята резолюция о созыве в мае в Филадельфии Учредительного конвента для пересмотра «Статей Конфедерации». В ходе работы этого Конвента в течение 13 месяцев 55 делегатов («отцов-основателей») под председательством Дж. Вашингтона наметилось три политические группы, требовавшие вместо дополнений к «Статьям Конфедерации» выработки конституции нового содержания, а именно – умеренно-консервативные федералисты, сторонники прав штатов и демократы. Решение вопроса о характер политического устройства США было найдено на центристской основе.

Новая Конституции США, одобренная 17 сентября 1787 г. и вступившая в силу 4 марта 1789 г., стала первой конституцией единой федеративной республики, обладавшей полной международной правоспособностью. Это весьма краткий документ, состоявшей из преамбулы и семи статей, из которых первые три посвящены регламентации законодательной, исполнительной и судебной власти. В основе этого акта лежат следующие политико-правовые принципы и идеалы:

I. Республиканизм как принцип конституционного устройства, под которым «отцы-основатели» понимали безусловное верховенство законодательной власти и выборное ответственное правительство, сменяемое в установленные сроки.

II. Федерализм как принцип внутреннего устройства, т.е. приоритет федерации в отношении штатов, не допускающий возможности неподчинения их федеральным властям. Это приводит к тому, что решения органов власти штатов являются квазисуверенными решениями в пределах лимита, установленного федеральной властью. Ограниченный характер суверенитета штатов проявляется в следующем: а) они лишены права на сецессию, т.е. выход из федерации; б) действует принцип «всеобщего межгражданства», т.е. гражданин одного штата считается гражданином любого другого и всего государства; в) законодательные полномочия штатов ограничены: есть исключительная сфера федеральной компетенции, и за Конгрессом США сохраняются также т.н. «подразуме­ваемые полномочия» по изданию законов, «каковые будут необходимы и уместны»; г) закреплено верховенство федерации в экономической и политической сферах, например, раздел 4 ст. IV закрепил право вмешательства федерации в дела штатов для под­держания в них «республиканской формы правлений», частое использование фе­деральных вооруженных сил для предотвращения «внутренних волнений» в штатах.

III. Верховенство (супрематия) федерального права (ст. VI), т.е. положение о том, что «Конституция и законы США, изданные на ее основе, заключенные дого­воры признаются верховным правом страны, и судьи каждого штата должны руко­водствоваться ими, хотя бы в конституции или законах какого-либо штата со­держались противоречащие им положения».

IV. Принцип разделения властей, который проявляется в следующих моментах: 1) четкое размежевание компетенции конгресса, президента и судебных органов; 2) различные способы формирования этих органов власти (избрание президента и конгресса путем всеобщих выборов, а независимость судебной власти обеспечивает­ся пожизненностью назначения судей, которое производит президент, но лишь с сог­ласия верхней палаты конгресса); 3) наличие системы «сдержек и противовесов», т.е. процедур, позволяющих одной ветви власти контролиро­вать в определенной мере другую; 4) признание равенства всех властей, т.к. ни одна из них не может рассматриваться как высшая по отношению к другой.

Рассмотрим кратко проявление каждого из этих четырех элементов данного принципа в Конституции США 1787 г. Хотя принцип разделения властей прямо в Конституции США не провозглашен, но организа­ция, структура и взаимоотношения трех ветвей власти находятся в прямой зависи­мости от такого принципа как «правление законов, а не людей», в связи с чем на Конгресс США были возложены функции центрального и руководящего органа го­сударства.

Законодательная власть в лице Конгресса США согласно принципу бикамерализма состояла из двух палат – Сената и Палаты представителей. Конгресс получил право регу­лировать торговлю и налогообложение, водить таможенные пошлины и выпускать деньги, объявлять войну и начинать военную мобилизацию. Особые прерогативы по­лучал Сенат. Сенаторы избирались на 6 лет, с обновлением каждые 2 года на 1/3, в то время как члены второй палаты избирались лишь на 2 года. Решения Палаты представителей подлежали утверждению Сената; с согласия 2/3состава Сенат получал право суда над высшими должностными лицами, включая Президента; Сенату был отдан приоритет в делах внешней политики.

Исполнительная власть в лице Президента США, набираемый на четыре года, обладающий правом вето в отношении решений Конгресса в случае, если при повторном рассмотрении Конгресс не подтверждал своего первоначального решения большинством в 2/3 голосов. Президент являлся верховным главнокомандующим, имел право помилования, заключения договоров с иностранными государствами, назначения членов кабинета, высших дипломатических представителей, а также членов Верховного суда. Однако и заключение договоров, и назначение на должности приобретали силу только после их одобрения Конгрессом. Кроме того, Президент ежегодно обязан был представлять Конгрессу отчет о положении дел в стране.

Судебная власть в лице Верховного суда США в качестве высшей судебной инстанции, члены которой избирались пожизненно. Он имел право отменить любой закон, решение Конг­ресса или договор, признав их неконституционными. Его заключения являлись окончательными, и ранее принятые решения теряли силу.

V. Идея общественного договора, ибо по мысли «отцов-основателей», хорошо зна­комых с идеями Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, государственное правление зиждется на договоре народа с правительством, которое согласно этому договору обязано обеспечивать должное осуществление естественных прав народа, а тот в свою очередь – проявлять преданность и послушание по отношению к правительству. Провоз­глашенное же в Декларации независимости незадолго до этого право народа на восстание и свержение неугодного ему правительства было предано забвению, в чем проявилась «народная боязнь» делегатов, усугубленная недавним восстанием Д. Шейса.

VI. Принцип жесткости конституции, который означает весьма сложную процедуру ее дополнений и изменений (ст. V): а) нужно 2/3 голосов членов обоих палат или 2/3 голосов штатов; б) ратификация поправок легислатурами 3/4 штатов.

В результате был подготовлен оригинальный и сбалансированный проект но­вой федеральной Конституции. Он был весьма совершенен с точки зрения своей формы, но при этом не был лишен и некоторых недостатков, важнейшими из которых было отсутствие принципа о том, что власть, не переданная Конгрессу по Конституции, должна сохраняться за штатами, и отсутствие указания о сохране­нии штатами своего суверенитета в тез пределах, в которых он не передан феде­рации, а также отсутствие самостоятельного раздела о гражданских правах и свободах, хотя в тексте Конституции был закреплен ряд основных конституционных га­рантий прав («хабеас корпус», запрещение обратной силы законов и наказаний без суда, гарантия суда присяжных по уголовным делам, строго ограничительное понятие государственной измены, запрет привилегий при назначении на государственные долж­ности в связи с религиозными убеждениями).

Так как в это время еще слишком сильна была англо-американская традиции ограничения правительства путем декларации прав, то отсутствие в федераль­ной конституции развернутого «билля о правах» вызывало естественное недове­рие к ней и к федеральному правительству. Для вступления Конституции в силу требовалась ее ратификация не менее чем 9 штатами, и при обсуждении на ра­тификационных конвентах 7 штатов оговорили свое согласие на ее введение лишь при условии, что будет включен федеральный «билль о правах».

На первом заседании Палаты представителей Конгресса, созванного по Конституции, ратифицированной к июлю 1788 г., Джеймс Мэдисон предложил развернутый проект общегосударственного билля о правах.

Билль о правах, утвержденный в форме первых 10 поправок к Конституции США Конгрессом 21 сентября 1789 г., официально вступил в силу в 1791 г. Провозглашенные в нем права и гарантии были значительно уже того, что за­креплялось в конституциях большинства штатов, но тем не менее он был прогрессивным документом:

1) впервые на общегосударственном уровне был единообразно определен право­вой статус американского гражданина;

2) была создала сфера общефедерального контроля и законодательства в отно­шении гражданских прав и свобод;

3) впервые в истории политического законодательства гражданские права и свободы были построены не как запреты и ограничения, наложенные в т.ч. и на законодателей;

4) перечисленные права граждан не должны были толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

В целом, Билль о правах 1791 г. можно разделить на три части:

I часть. Политические права и свободы: свобода вероисповеданий, слова, печати, собра­ний и петиций, право хранения и ношения оружия (поправки I-II).

II часть. Личные и социально-экономические права и свободы: неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, установление неотчуждаемости частной собственности «для общественных нужд без справедливого возмещения» (поправки III-V).

III часть. Процессуальные гарантии права и свобод: право на суд при­сяжных, запрет дважды наказывать за одно и то же преступление, право отказаться от дачи показаний против себя, право обвиняемого знать о характере и поводе обвинения, иметь хорошего адвоката и т. п., запрет налагать чрезмер­ные налоги, исключительные штрафы, жестокие и необычные наказания (поправки V-VIII) .

Итоги Американской революции 1775-1783 гг.:

1. Были сделаны важнейшие шаги в сторону демократизации, либерализации и на­ционализации религиозных аспектов жизни. Так, англиканская церковь США была преобразована в протестантскую епископальную церковь, во главе которой была поставлена в 1789 г. двухпалатная ассамблея из палаты епископов и палаты духовных и светских представителей. Католическая же церковь США была изъята из-под юрисдикции английского папского наместника.

2. Были осуществлены нововведения в политической структуре, например, расширение круга лиц, пользующихся избирательными правами, разделение властей в системе государственного управления, принятие биллей о правах, расширение народного контроля над функционированием органов управления (увеличение числа постов, замещающихся выборами, а не назначением), подчинение исполнительных органов в последней инстанции законодательным.

3. Были обновлены коренные экономические постулаты старого общества, разрушена юридическая и экономическая система феодализма, например, отмена законов о наследовании земли без права отчуждения, отмена права первородства, равный раздел наследства, расширение фонда наличных земель и изменение способа их распределения.

4. Прогрессивное развитие в таких областях общественной жизни, как положение женщин, сфера просвещения, обращение с преступниками. Так, наметилось движение в сторону светского гуманистического всеобщего просвещения; были усвоены гуманистические и демократические идеи и т.д.

Америка — это страна, «где возникла впервые… идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века…»

К. Маркс

Процесс принятия колониями собственных конституций начался 6 января 1776 г., когда Ныо-Гэмпшир принял первую Конституцию. Моделью для многих штатов послужила Конституция Вирджинии, принятая 29 июня 1776 г.

Конституции штатов начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых содержались традиционные для английских подданных права и свободы — освобождение из-под стражи иод залог, запрет жестоких наказаний, свобода печати и выбора, право большинства на замену и изменение правительства, свобода слова, собраний, петиций, ношения оружия, неприкосновенность жилища, принуждение давать показания против самого себя и т.д.

Все конституции исходили из принципа разделения властей, склоняясь к идее верховенства парламента. В силу этого во всех штатах, за исключением трех, позиции исполнительной власти были слабее власти законодательной. Только в двух штатах губернаторы были наделены правом отлагательного вето, в большинстве штатов судьи назначались не исполнительной, а представительной и законодательной властью.

Провозглашение всеми конституциями принципа народного суверенитета не помешало учредителям наделить политическими правами, прежде всего избирательными, только собственников. Для занятия выборных должностей в большинстве штатов вводился высокий имущественный ценз (для занятия сенаторской должности требовалось обладать 1—2 тыс. фунтов стерлингов), но и ограничения по религиозному признаку.

Конституции штатов принимались учредительными собраниями. Для их изменения лишь немногие конституции предусматривали особую процедуру. В остальных штатах поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции, т.е. специально созываемыми собраниями.

В 1781 г. конгресс из представителей штатов принял первый конституционный документ, получивший название «Статьи конфедерации». Согласно ему, штаты объединялись в конфедерацию (Соединенные Штаты Америки). Каждый штат сохранял свою независимость и все права, кроме тех, которые передавались конфедерации. Представители штатов учредили конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Каждый штат при решении вопросов в конгрессе имел один голос. Таким образом был создан союз государств — конфедерация, а не единое государство.

В 1787 г. б Филадельфии 55 делегатов из 12 штатов в течение четырех месяцев разработали и приняли Конституцию. Она состояла из преамбулы и семи статей, из которых четыре разбивались на разделы. В ней содержалось приблизительно 7000 слов.

В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен принцип разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями великих европейских просветителей, сколько с учетом собственного опыта. Учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть была единой, но имела три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. К законодательной ветви власти относился конгресс США, состоявший из двух палат — сената и палаты представителей, исполнительную власть возглавлял президент, а судебная власть предоставлялась судам (рис. 7.8).

Основные положения Конституции действуют и в настоящее время. Чем объяснить такое долгожительство американской Конституции? Во многом оно связано с четко разработанной системой сдержек и противовесов в разделении ветвей власти, основанной на следующих принципах.

1. Ветви власти должны были изначально по-разному формироваться. Так, палата представителей конгресса избиралась гражданами, сенат — законодательными собраниями штатов. В настоящее время практически во всех странах, где существуют двухпалатные парламенты, верхняя и нижняя палаты формируются по-разному. Иначе формировались исполнительная и судебная ветви власти.

Рис. 7.8. Государственный строй США по Конституции 1787 г.

По Конституции устанавливалось федеративное устройство и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов. Были созданы департаменты (министерства): военный, финансовый, иностранных дел. В каждом штате имелись свое законодательное собрание и губернатор.

Конституция 1787 г. признала Соединенные Штаты государством, развивающимся в территориально-государственном отношении, предусмотрев возможность вступления в него новых штатов.

В Конституции не говорилось о правах человека. Это «исправил» Билль о правах. В Конституцию были внесены первые 10 поправок. Признавалась недопустимость действий, нарушающих свободы граждан и прессы, вероисповедания, мирных собраний, права обращения к правительству, недопустимость привлечения к уголовной ответственности и назначения уголовного наказания без решения суда. Был введен суд присяжных, подсудимому предоставлялись широкие процессуальные права на защиту от обвинения.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама Конституция, ничего не говорил о социально-экономических правах и свободах. Содержавшиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда и были детализированы в сотнях актов конгресса.

В Конституции отсутствовали некоторые важные политико-правовые принципы, содержавшиеся в Декларации независимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней не было упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.

  • См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 2 / под ред. II. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 32.
  • Закреплялись различные сроки полномочий ветвей власти. Так,члены палаты представителей избирались на два года, сенаторы — на шестьлет, президент избирался на четыре года, а судьи Верховного суда назначались пожизненно.
  • Авторы американской Конституции старались сконструировать такоймеханизм, который бы автоматически препятствовал одной из ветвей власти сконцентрировать в своих руках больше власти, чем ей отводится, т.е.узурпировать власть. Так, парламент мог отстранить президента в порядкеимпичмента за совершение правонарушения, а средством влияния президента на парламент являлось президентское право вето.

Исполнительную власть согласно статьи II Конституции осуществляется Президентом. Он является не только главой государства, но и главой высшей исполнительской власти государства.

В кабинете Президента вопросы решаются не голосованием: решения принимает Президент.

Под руководством Президента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц (Сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важных назначений, включая послов в иностранных государствах, федеральных судей и др.)

Вице-президент существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента Автономов А.С. Указ. соч. С. 361..

Президент и вице-президент США избираются косвенным путем — коллегией выборщиков, общее число которых равно общему числу депутатов Палаты представителей и сенаторов и плюс три представителя от округа Колумбия, сроком на четыре года (кандидатура вице-президента предлагается кандидатом в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии). Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз (это автоматически распространяется и на вице-президента, поскольку, как уже говорилось, они баллотируются в паре). Голосование этих 538 выборщиков проходит в коллегиях в штатах. Для избрания нужно набрать абсолютное большинство голосов, и оно может быть разным: например в 1976 г. Дж. Картер получил перевес более чем в двести голосов, а Дж. Буш (старший) в 1988 г. — только 20 голосов, а в 2000 г. Дж. Буш (младший) — всего несколько голосов Маклаков В.В. Указ.соч. С. 342.. Если ни один кандидат не получил такого большинства, то право избрания переходит к Палате представителей, которая избирает Президента из трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов (было два случая такого избрания).

Для пассивного избирательного права существуют повышенные требования по сравнению с требованиями к кандидатам в члены Конгресса: кандидат в Президенты, должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению, проживать в США постоянно не менее 14 лет.

В общем виде Конституция устанавливает, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры. Он является главнокомандующим Вооруженными силами и национальной гвардией. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето (лат. — запрещаю) в отношении законопроектов, принятых последним. Известны три вида этого института. Прежде всего, если проект, принятый Конгрессом, не удовлетворяет Президента, то он возвращается обратно в Парламент с изложением мотивов такого шага. На практике нередко случается, что Президент обращается к населению страны через средства массовой информации для объяснения своего решения. Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате, что является весьма значительным барьером. Второй вид вето — ?карманное вето?, основывающееся на норме последней фразы второго абзаца раздела VII статьи I Конституции. Вполне нормально, что Конституция предоставляет Президенту десятидневный срок для подписания законопроекта. Если в это время он не подпишет закон и не вернет его в Конгресс со своими замечаниями, закон вступает в силу без подписи Президента. Если Президент не подпишет закон до окончания сессии Конгресса, которому остается заседать менее 10 дней, действует так называемое ?карманное вето?: неподписанный закон на следующей сессии должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной процедуры. Президент не обязан излагать мотивы применения ?карманного вето?. Некоторые Президенты в США стали знаменитыми за счет употребления своего право на вето. Так Г.Кливленд (1837 — 1908) за два срока своего президентства (1885-1889 и 1893-1897) использовал вето всего 584 раза: обычное вето было применено 346 раз, ?карманное? — 238 раз. Маклаков В.В. Указ. соч. С. 343.

Названные два вида вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен с отдельные его положениями. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Третий вид вето существует со времени принятия 9 апреля 1996 закона, которые ввел выборочное вето (line-item veto). Оно дает право Президенту отклонять не весь закон, а лишь его части, так называемые наездники, которые не имеют ничего общего с основным текстом, существом проекта, являющимся для последнего ?инородным? и регулирующим совсем иные проблемы Чудаков М.Ф. Указ. соч. С. 86.. Несомненно, систематическое использование Президентом своего права вето в отношении различных категорий актов может повлиять значительным образом на законодательную деятельность Конгресса.

Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия Сената. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы Конгрессу. Для реализации своих полномочий Президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

Президент вправе временно передать исполнение своих обязанностей вице-президенту.

Совета министров в США нет. Конституция США не знает также понятия ?кабинет?. Он существует по обычаю. Кабинет Президента США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым Президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двух десятков человек: руководители 14 министерств, три министра без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Командующие тремя родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят — они приглашаются на заседания по мере надобности. Членов кабинета Президент назначает из числа членов своей партии Автономов А.С. Указ. соч. С. 362..

Юридическим советником Президента и других высших органов является генеральный атторней (прокурор), он же — министр юстиции.

Президент США не несет политической ответственности перед кем бы то ни было, но к нему может быть применена юридическая ответственность в форме импичмента, если будет признан виновным в государственной измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Правовым последствием импичмента является отрешение Президента от должности и лишение права занимать какие-либо должности на государственной службе США. За всю историю США ни один Президент не был отрешен от должности в результате импичмента Алебастрова И.А. Указ. соч. С. 318..

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор — с внесенными в нее 27 поправками.

Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти — все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов.

Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон.

Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

2. Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту — Конгрессу, который состоит из двух палат:

• сената — избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов — легислатурами;

• палаты представителей — избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером.

Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности.

Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат.

К основным функциям Конгресса относятся следующие:

• первоочередная — принятие законов и утверждение бюджета;

• регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами;

• осуществление внешней и внутренней политики — он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д.

3. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства.

Первоначально президент избирался косвенным путем — коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые.

Как глава государства и правительства президент:

• имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом;

• направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу;

• разрабатывает проект бюджета;

• является верховным главнокомандующим вооруженными силами;

• заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения — без согласия и одобрения парламента);

• принимает решение о начале фактических военных действий;

• руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного

ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения;

• назначает на высшие должности;

• имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

4. Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному суду. Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената.

По наиболее важным делам введен суд присяжных.

Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора.

В федеральной системе существуют также специальные суды — таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

5. В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Конституции 1787 г.:

• первая поправка — о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

• вторая поправка — о праве народа хранить и носить оружие;

• третья поправка — о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

• четвертая поправка — о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

• пятая поправка — о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;

• шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

• девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

Десятая поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

Добавить комментарий