Борьба с преступностью

Преступность — это болезнь общества, которая поражает его точно также, как инфекция поражает организм человека. Как и любую болезнь преступность гораздо важнее предотвратить, чем лечить. Предупредительные меры имеют исключительную важность для решения проблемы преступности. Эти меры исходят от государственной и общественной политики в отношении различных слоёв населения, разработку и дальнейшую реализацию грамотную и эффективную программу действий, в том числе в области удовлетворения социально значимых интересов и потребностей граждан в сфере образования, досуга, культуры, спорта а также труда.

Начать анализ мер по борьбе с преступностью необходимо с определения её структуры. Так, борьба с преступностью состоит из трех направлений: общей организации борьбы; предупреждения преступности и правоохранительной деятельности.

Общая организация борьбы с преступностью включает в себя ряд мер. В первую очередь это деятельность по регистрации преступлений, ведение и ведение статистики преступности, изучение преступных проявлений и их причин, составление определенных выводов после изучения статистичеких показателей. Также составляется криминологическое прогнозирование, то есть оценка преступной ситуации в перспективе.

На основании оценки криминологической ситуации, прогноза и оценке специалистов по борьбе с преступностью, составляется определенная стратегия по борьбе с криминалом.

Составленная программа по борьбе с преступностью должна органично вписываться в общую политику государства, а также в политику различных негосударственных структур и общественных институтов.

Составление программы также тесно связано с законотворческим процессом. Если действующее законодательство в полной мере не обеспечивает борьбу с криминогенной ситуацией в стране, проводится работа по совершенствованию старых или созданию новых нормативных актов.

Реализация выработанной программы по борьбе с преступностью является сложным процессом. Она включает деятельность по управлению, контролю, подбору кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, проведению повышения их квалификации. Также проводится деятельность по переподготовке кадров с учетом появившихся криминологических и различных социальных реалий. Осуществляется разработка новой техники, проводится материальное обеспечение борьбы с преступностью. В конце реализации программ анализируется их эффективность и корректировка некоторых недостатков.

Свой вклад в борьбу с преступностью вносят и различные научные учреждения, а также отдельные криминологи. Данные субъекты позволяют сначала достичь определенных результатов в науке изучения преступности, а далее помогают внедрить эти результаты для практического применения.

Правоохранительная деятельность осуществляется в форме применения предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, совершившим преступления. Также осуществляется защита потерпевших лиц и возмещение им причиненного от преступлений вреда.

Необходимо выделить задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью.

Наиболее важными можно считать следующие: приоритет профилактической деятельности над правоохранительной; обеспечение максимально возможной неотвратимости уголовной ответственности, предусмотренной законом, для виновных лиц; осуществление борьбы с преступностью всем населением, всем обществом; осуществление данной борьбы в режиме законности, только в рамках Конституции и прочих действующих нормативно-правовых актов.

Необходима организация подконтрольности народу тех правоохранительных органов, которые участвуют в борьбе с преступностью. Данная борьба должна осуществляться комплексно, что повысит её эффективность. Необходима реализация максимального уровня обеспечения равенства всех лиц перед уголовным законом.

Важно чтобы борьба с преступностью имела международный размах, сотрудничество государств в этой работе просто необходимо. Например, в сфере борьбы с наркотрафиком успех зависит не только от российских силовых структур, но и от правоохранительных органов в стране производства тех или иных наркотиков.

В России принята программа по противодействию незаконному обороту наркотиков, в которой указан ряд мер и задач в борьбе с этим недугом. Например программой предусмотрена реализация комплекса мер профилактического характера, направленных на сокращение потребления наркотиков, снижения спроса на них, а также профилактики наркомании у различных лиц. Основными целями данной программы также являются повышение качества и эффективности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, а также создание национальной системы заключающаяся в реабилитации и ресоциализации лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях

Далее следует рассмотреть предупреждение преступности. Принято выделять общие и специальные меры предупреждения преступности. Общие не связаны напрямую с преступностью. Они заключается в том, что для снижения уровня преступности необходимо нормальное развитие общества, усовершенствование его политических, экономических, социальных и прочих институтов. Устранение из жизни различных негативных явлений, которые питают преступность, объективно благоприятно влияют на её предупреждение.

Специальные предупредительные меры, в отличие от общих принимаются целенаправленно в интересах предупреждения преступности.

Выделяют общегосударственные меры предупреждения, которые относятся к отдельным социальным группам, а также индивидуальные.

Принято выделять предупреждение совершения преступления впервые и совершения преступления повторно. Наиболее значимыми являются стадии профилактики, предотвращения и пресечения.

Индивидуальное меры предупреждения — это в первую очередь воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершение преступления, и их социальную среду. Данная деятельность представляет собой направленную на конкретного человека работу и на его ближайшее окружение.

Признаками выявления потенциального преступника для проведения мер индивидуального предупреждения могут являться: антиобщественный образ жизни и поведение; неблагоприятные окружающие условия формирования и жизни личности, имеющие криминогенный характер.

Метод убеждения — это комплекс мероприятий разъяснительного и воспитательного характера, который осуществляется для изменения антиобщественной формации человека и закрепления его положительной социальной ориентации. Основными формами убеждения являются: беседа с лицом индивидуально, либо беседа коллективного характера; установление над человеком шефства; стимулирование его активного участия в общественно полезной деятельности.

Метод оказания помощи включает в себя содействие в трудовом устройств, поступлении на учебу, улучшении бытовых условий, организации отдыха и досуга, помощи в ведении финансовых дел.

Одним из основных в работе правоохранительных органов является метод принуждения. Данный способ даёт возможность своевременно отреагировать и предотвратить на противоправную или преступную деятельность лиц, которые находятся под контролем. В основном применяются меры административно — правового характера.

Далее следует рассмотреть общесоциальные меры как в целом, так и по отдельным видам преступлений либо по определенным социальным группам преступников.

Деятельность по предупреждению преступлений должна комплексно охватывать все сферы жизни человека в которых он находится, поскольку именно в них и формируются те черты, которые в дальнейшем подталкивают его на совершение преступления. Прежде всего, это место учёбы, быт и работа.

Построение правового государства связанно не только с провозглашением прав и свобод гражданина высшей ценностью, но и их государственным обеспечением. В связи с этим важно уделить внимание правовому просвещению граждан. Порой преступники ссылаются на незнание того, что за определенные поступки им может грозить уголовная ответственность. Конечно, незнание закона не может быть оправданием для таких лиц. Однако если бы преступник заранее знал, что из себя представляет уголовное законодательство и каково его содержание, то наверняка его решимость совершить то или иное преступление была бы значительно ниже.

В связи с этим необходимо усилить правовую пропаганду. Желательно начинать такое просвещение ещё со школьной скамьи, поэтому в образовательной программе для детей средней и старшей школы следует уделять большее внимание устранению правовых пробелов. Данная работа могла бы помочь воздержать ряд лиц от преступного поведения.

Также эту работу необходимо проводить с помощью СМИ. К сожалению, зачастую программу вещания наших телеканалов занимают наиболее рейтинговые передачи, которые с точки зрения морали и воспитания нельзя назвать образцовыми. Чаще всего эфир формируется программами, содержание которых соответствует известному принципу: «скандалы, интриги, расследования». Необходимо понимать, что основные федеральные телеканалы являются социально ответственными. Определенный процент людей воспринимает информацию, передаваемую в СМИ, как некое правило поведения или просто как основной источник информации. Поэтому, если государство ставит перед собой цель сокращения преступности путём правового образования, то СМИ являются лучшим и наиболее доступным средством её достижения.

Определённый вклад в борьбу с преступностью может внести общество, участие самого населения. Большинству людей хочется жить в спокойной и мирной жизни, тогда как деятельность преступников может существенно её нарушить. Очень важным фактором в такой деятельности является доверие народа к правоохранительным органам. Нельзя утверждать, что в нашей стране эти отношения являются образцовыми. Скорее наоборот: у населения в определенной степени сложилось пренебрежительное отношение к служителям правопорядка. Свидетельством тому являются гуляющие в народе различные прозвища, которыми неофициально именуются сотрудники различных силовых ведомств.

Стоит сказать, что ряд шагов в этом направлении уже был принят. 26 марта 2014 года Советом Федерации ФС РФ был одобрен ФЗ №44, который регулирует деятельность народных дружинников. В обязанности этих лиц входит также и пресечение правонарушений и преступлений.

Впрочем, в этом вопросе совместной борьбы правоохранительных органов и населения с преступностью предстоит ещё много работы. В первую очередь необходимо установление доверительных отношений между этими субъектами. Необходимо понять, что борьба с преступностью — это общая цель, и координация усилий лишь повысит эффективность этой борьбы.

В государственной программе по борьбе с преступностью имеется ряд целей и задач по противодействию этому недугу. Например, необходимо повышение качества и эффективности предварительного следствия; повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности и дознания; повышение эффективности охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и государственной охраны имущества; повышение безопасности дорожного движения; повышение качества функционирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и так далее.

Не секрет, что на преступность влияет положение дел в государстве. В первую очередь это утверждение относится к экономической сфере. Ген.прокурор РФ Ю.Я. Чайка заявил, что на повышение уровня преступности в 2015 году повлиял ряд факторов, в том числе кризис в экономике России.

Можно сделать вывод, что сократить количество преступлений, в первую очередь имущественного характера, можно за счет улучшения состояния дел в экономике. Уменьшение уровня инфляции, безработицы, повышение уровня жизни населения — факторы, способные благоприятно отразиться на снижении уровня преступности.

Профилактика преступлений, совершаемый лицами в алкогольном и наркотическом опьянении в первую очередь зависит от потребления этих веществ населением. Поэтому в первую очередь необходимо проводить деалкоголизацию населения. Нужно мотивировать людей вести здоровый образ жизни, развивать массовый спорт.

Серьезная работа необходима и по профилактике преступлений несовершеннолетними. Важно направить государственную политику в сторону развития социальной составляющей (например политики в по укреплению семьи, материнства и детства, молодёжной политики и т.д.). К сожалению, система распределения материальных ресурсов в нашей стране не позволяет реализовать многие программы данной отрасли в полном объёме, поскольку они любо не финансируются вообще, либо финансируются по остаточному принципу.

Развитие и совершенствование системы государственных органов, которые занимаются профилактикой преступности несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, специализированных профилактические подразделений органов внутренних дел, участковых инспекторов, отделов по делам семьи и детей в различных органах местного управления, комитетов по делам молодёжи и т.д. Основным вектором развития деятельности данных органов является подготовка и подбор кадров, усовершенствование методов работы, материальное обеспечение.

Государственная помощь различным общественным организациям, которые участвуют в профилактике и предупреждении преступности несовершеннолетних. Улучшение координационных мероприятий между государством и общественными организациями в области воздействии на преступность несовершеннолетних. Развитие области досуга, приобщение детей и подростков к спорту и культуре. Организация военно-патриотического и правового воспитания детей и подростков. Все эти меры должны благоприятно повлиять на снижение уровня преступности несовершеннолетних.

Сложная ситуация остается в борьбе с наркотрафиком. Необходим комплексный подход к организации данной работы, привлечение иностранных правоохранительных органов. Некоторыми юристами предлагаются меры от полного уничтожения наркоплонтаций в том же Афганистане, до официального импорта всего героина с дальнейшим его уничтожением.

В России принята программа по противодействию незаконному обороту наркотиков, в которой указан ряд мер и задач в борьбе с этим недугом. Например программой предусмотрена реализация комплекса мер профилактического характера, направленных на сокращение потребления наркотиков, снижения спроса на них, а также профилактики наркомании у различных лиц. Основными целями данной программы также являются повышение качества и эффективности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, а также создание национальной системы заключающаяся в реабилитации и ресоциализации лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях.

Необходимо отметить, что зачастую наркотрафиком занимаются крупные организованные преступные группы, что не исключает возможности их совместной деятельности с государственными служащими различного уровня. Поэтому, борьбу с подобной преступностью стоит вести в совокупности с антикоррупционной деятельностью.

Борьба с коррупцией — важнейшее направление деятельности в нашей стране. Стоит сказать, что в настоящее время нельзя утверждать о коренном переломе в данной схватке. Серьезные коррупционные скандалы разгораются каждый месяц в том числе на уровне крупных государственных строек, глав субъектов России и даже Министерств РФ.

Однако порой эти скандалы напоминают что-то вроде публичной казни. Например, если высокопоставленные чиновники вроде бывшего Министра Обороны Сердюкова А.Э. и руководителя департамента имущественных отношений данного Министерства Васильевой Е.Н. фактически избегают уголовного наказания за совершение коррупционных деяний невероятных размахов, то должностные лица среднего и нижнего звена получают максимально возможные сроки наказания за своё деяния, причём сумма ущерба от них в сотни раз меньше. Поэтому, в первую очередь, стоит добиваться равенства всех лиц перед уголовным законом. Явная несправедливость в подходе к наказанию лицам разного статуса не может быть фактором, сокращающим количество коррупционных преступлений.

Также необходимо внести изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции». В частности непонятно почему сведения о доходах и имуществе государственные служащие предоставляют только в отношении своих несовершеннолетних детей. Очевидно, что в данном случае необходимо вовсе отменить возрастной предел для детей государственных служащих. Также не лишним будет расширения перечня родственных лиц чиновник, подлежащих подобной отчетности.

Интересное предложение в 2011 году выдвинул С.М. Миронов. Им была предложена отмена презумпции невиновности для чиновников. По его точке зрения эти меры остановят коррупционный произвол. Однако такие радикальные меры ни к чему, достаточно просто ввести отмену налоговой презумпции невиновности для чиновников. Порой явное несоответствие получаемых доходов и находящегося в собственности у государственного служащего имущества свидетельствует о коррумпированности такого лица. Однако правоохранительные органы зачастую не в силах доказать вину такого чиновника. В случае если бы чиновник сам доказывал откуда у него появилось то или иное имущество, было бы проще выявлять тех лиц, которые живут не по доходам. При этом важно, что несоответствие доходов и расходов должно быть явным.

Сложным процессом является реализация эффективной борьбы с организованной преступностью. Мировой опыт показывает, что воздействие традиционных методов воздействия на организованную преступность не даёт необходимого результата. Мафия очень быстро эволюционирует и становится устойчивой к тем или иным методам борьбы.

В борьбе с действующими преступными организациями силовые структуры делают ставку на их разделение. Важной составляющей является установление лидеров, привлечение их к уголовной ответственности. При этом необходимо использовать различных участников преступной группировки различного статуса, которым взамен на содействие правоохранительным органам может получить ряд льгот, вплоть до отказа от привлечения к уголовной ответственности.

Важной составляющей среди мер по борьбе с различными ОПГ является их финансовый контроль, направленный на максимальное затруднение действий по производству операций по отмыванию преступных доходов, использованию капиталов и применение антикоррупционных мер, направленных на выявение среди государственных органов тех лиц, которые содействуют преступным группировкам.

Долгова А.И. отмечает, что нельзя вести эффективную борьбу с организованной преступностью без мер, направленных на оздоровление ситуации в обществе в целом, которые призваны на дачу легальной альтернативы «социальным службам» преступного общества: государство должно принять все меры для обеспечения населению доступности необходимых товаров и услуг, уменьшения безработицы, эффективного функционирования идеолого-воспитательных институтов, доступности законных средств разрешения социальных конфликтов.

Таким образом, для предупреждения преступности в России, помимо уже действующий мер, стоит принять ещё ряд дополнительных. Начиная с со школьной скамьи необходимо усилить правовое просвещение и воспитание граждан, возможно даже ввести в школьный курс специализированный правовой предмет.

Также необходимо усиление активности общества в борьбе с преступностью. Совместная деятельность народа и правоохранительных органов должна стать эффективным орудием в борьбе с преступностью.

Наверное, самым важным средством борьбы с преступностью является экономический фактор. Безработица, отсутствие перспектив в нормального трудоустройства и низкий уровень жизни, инфляция, колоссальная разница между бедными и богатыми — все эти факторы в нашей стране негативно влияют на состояние преступности. Малков В.Д. отмечает, что максимальное снижение этих показателей должно позитивно сказаться на криминальной обстановке в стране. «В здоровом теле — здоровый дух» — гласит известная пословица. Проводя аналогию, можно сказать, что в стране со здоровой обстановкой во всех сферах жизни, ситуация с преступностью не вызывает беспокойства.

Необходимо отметить, что уменьшение коррупции должно позитивно повлиять на снижение целого ряда преступлений.

Уже осенью в России могут вновь появиться управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) МВД, которые были расформированы в 2008 году и с тех пор в усеченном виде работали в составе подразделений угрозыска. Специальная комиссия МВД уже обсуждает, в каком виде и как будут работать борцы с оргпреступностью. Эксперты считают, что необходимость воссоздания УБОПов назрела давно — в некоторых регионах уровень оргпреступности и криминала остается стабильно высоким.

Сразу несколько источников в МВД России подтвердили «Известиям» информацию о готовящемся возрождении УБОПов.

— Над этим вопросом в МВД уже работает специальная группа, которая уточняет параметры новой структуры, — заявил «Известиям» источник в МВД. — Могу сказать, что штатное расписание подразделения уже почти готово.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн также подтвердил «Известиям», что воссоздание РУБОПа — вопрос уже почти решенный.

— Подразделение по борьбе с организованной преступностью будут возрождены в самое ближайшее время, — заявил «Известиям» Александр Хинштейн. — В высшем руководстве МВД противников воссоздания РУБОПа нет. Сам Колокольцев также когда–то возглавлял региональный УБОП.

В МВД говорят, что вопрос о возрождении УБОПов назрел же давно.

— Организованная преступность в России никуда не делась, по-прежнему сложная ситуация наблюдается на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, активизировались воры в законе, рейдеры, поэтому и возникла необходимость возродить специальные подразделения, — поясняет «Известиям» один из сотрудников центрального аппарата МВД.

По его словам, после расформирования УБОПов в 2008 году большинство специалистов по борьбе с оргпреступностью влились в подразделения угрозыска, однако эти структуры работают по совершенно разным принципам и это негативно сказывалась на общей эффективности борьбы с криминалом.

— Если угрозыск работает по схеме «от совершенного преступления — к человеку, который его совершил», то УБОП — ровно наоборот: от человека, который может совершить преступление, — пояснил «Известиям» один из бывших сотрудников УБОП.

По словам собеседника издания, специализация работы борцов с оргпреступностью должна подразумевать полную независимость от местного начальства, но в нынешнем виде рассчитывать на это было нельзя.

Источники «Известий» в МВД утверждают, что борьбой с оргпреступностью в МВД будет заниматься отдельный департамент. Сейчас решается ключевой вопрос, кому будут подчиняться оперативники: местным полицейским главкам или непосредственно МВД.

— Мнения в ведомстве разделились, но большинство экспертов склоняется к тому, что УБОПы должны подчиняться только руководству МВД и своему центральному аппарату, — рассказывает «Известиям» источник в МВД. — Фактически воссоздается РУБОП, который действовал в середине 1990-х годов.

Впервые о возможном возрождении подразделений по борьбе с организованной преступностью заговорили в 2010 году после зверского убийства 12 человек в станице Кущевская, где, как выяснилось, на протяжении многих лет действовало хорошо организованное преступное сообщество. Предполагалось, что подразделение появится в ходе преобразования милиции в полицию. Однако дальше разговоров дело тогда не пошло.

Вновь к идее УБОПов вернулся уже новый глава МВД Владимир Колокольцев. В своем первом интервью «Известиям» он заявил, что создавать подразделения по борьбе с организованной преступностью надо «сообразуясь с местной обстановкой».

— В условиях нашего огромного государства каждый регион имеет свою специфику — географические, социальные, экономические особенности, которые накладывают определенный отпечаток в целом на криминогенную обстановку. Для одного региона то или иное подразделение просто необходимо — как, например, подразделения по борьбе с бандформированиями и организованной преступностью на Северном Кавказе, и мы из всех регионов направляем туда наших специально обученных сотрудников. А есть регионы спокойные в плане проявления организованной преступности. Соответственно, там создание подобных структур просто нецелесообразно, — заявил Колокольцев.

Неофициальным днем рождения РУБОПа считается 15 ноября 1989 года, когда приказом МВД СССР на базе 6-го управления МВД СССР было создано подразделение по борьбе с организованной преступностью. Однако свое официальное название структура получила позднее — в 1993 году, после вывода подразделения из подчинения оперативно-разыскных бюро. В задачу РУБОПов входила борьба с организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия и наркотиков. Сотрудники подразделений также вели разработку воров в законе и лидеров преступного мира. При этом региональные подразделения не подчинялись местным УВД, а только руководству главка.

В 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев своим указом «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» прекратил существование подразделения. Функции борьбы с оргпреступностью общеуголовной направленности были возложены на уголовный розыск (УР), а функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности — на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

Конкретизируя основные направления рассматриваемой стратегии, мы можем выделить следующие методы и формы борьбы с преступностью, применяемые в современных государствах:
— наказание преступника;
— пресечение преступления;
— индивидуальное предупреждение преступлений;
— устранение условий, способствующих совершению преступлений; -ликвидация общих причин преступности.
Рассмотрим эти направления и методы подробнее.

Наказание преступника

Наказание — наиболее древняя, традиционная мера борьбы с преступностью. Оно — закономерное последствие преступления, естественная реакция общества и государства на нарушение закона. Понятия преступления и наказания — неразрывны. Как выразился в свое время американский философ Р. Эмерсон, «преступление и наказание растут на одном столбе».

История уголовных наказаний — это длинный перечень жестоких, бесчеловечных и в целом мало эффективных акций, направленных против людей, нарушавших законы. Когда государство окончательно взяло в свои руки суд и расправу, основной целью наказания стали возмездие, кара, физическое уничтожение осужденного и устрашение окружающих.
Уже в первых российских уголовных законах — Судебниках 1497 и 1550 годов значительная часть применявшихся ранее пеней и выкупов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями, тюрьмой. Соборное уложение 1649 года пошло по пути дальнейшего наращивания устрашения и мести преступнику. Смертной казнью наказывались более 60 видов преступлений, причем применялись такие жестокие меры, как сожжение, залитие в горло расплавленного металла, закапывание живьем в землю и др. К увечащим мерам относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей, клеймение. Число казненных за год измерялось тысячами, а в период Ивана Грозного — десятками тысяч.
Суровость наказаний еще более возросла с изданием при Петре I Воинского артикула 1715 года. Согласно этому акту смертную казнь влекло более ста видов преступлений. Указывалось, что наказания смертью исполняются «застрелением, мечом, виселицею, колесом, четвертованием и огнем». Например, за поношение имени божьего и божьей службы надлежало сначала прожечь преступнику язык раскаленным железом, а затем отсечь голову. В ряде статей Артикула упоминалось «жестокое наказание» без определения его вида.
Применение смертной казни заметно сократилось с середины XVIII века. Екатерина II, под влиянием французских просветителей, в своем Наказе (1767 год) призывала ограничить применение этой меры наказания. Правда, это не помешало ей казнить свыше 20 тысяч участников восстания Пугачева.
Свод законов 1832 года ограничил назначение смертной казни лишь тяжкими видами государственных (политических) преступлений, но телесные наказания сохранялись вплоть до конца XIX века.
Может быть, жестокость наказаний вела к снижению преступности? Это не так; она вызывала лишь пренебрежение к человеческой жизни, безразличие к своей судьбе и неуважение к бесчеловечным законам. Засвидетельствован ряд случаев, когда рядом с эшафотом, в толпе, взирающей на казнь вора, активно действовали шайки преступников, обворовывающих зрителей.
Период просвещения в Европе вызвал волну выступлений за гуманизацию системы наказаний, в том числе за сокращение и отмену смертной казни.
Выдающийся итальянский юрист Ч. Беккариа еще в XVIII веке писал, что цель наказания «заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление». Она в том, «чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такое наказание, которое при сохранении соразмерности с преступлением производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника».
Сходные идеи позднее высказывались и российскими учеными. Вот что писал наш крупнейший юрист Н. В. Таганцев в 1902 году, отрицая основания для смертной казни: «Если ставить принципом наказания возмездие, то, конечно, кажущееся основание отыскать нетрудно: «кровь за кровь», «убил ты кого-нибудь, ты убил самого себя», говорил еще Кант; но такое начало пригодно только для примитивных эпох уголовного правосудия, когда мститель одинаково поражал и умышленного, и случайного убийцу… Одним словом, смертная казнь неделимая, несоизмеримая, неуравнительная не может быть пригодным орудием воздающего правосудия».
В современных государствах меры наказаний в общем достаточно гуманизированы (за исключением исламских стран), а смертная казнь отменена примерно в половине государств мира, в том числе — в Европе. Вступление нашей страны в Совет Европы ставит и нас перед перспективой такой отмены, хотя, надо сказать, общественное мнение по этому вопросу далеко не однозначно.

Наказание по новому Уголовному кодексу

Новый российский Уголовный кодекс соответствует мировым демократическим стандартам. Он определяет наказание как меру государственного принуждения, назначаемую исключительно по приговору суда. Наказание состоит в предусмотренных Кодексом лишении или ограничении прав и свобод преступника. При этом оно не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Его задачи — восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений. Эти положения нашего УК являются развитием давно сформулированных демократических принципов.
Как было только что показано, в течение многих столетий защита общества от преступников не сочеталась с попытками их исправления и приспособления к последующей жизни в обществе. Лишь постепенно утвердился научный подход к личности преступника и получили развитие социологические и криминологические исследования, объяснившие взаимосвязь поведения людей с общественными процессами. Все это дало возможность увидеть в человеке, нарушившем уголовный закон, члена общества, имеющего не только обязанности, но и права, подлежащего и наказанию, и исправлению, и позитивной адаптации к общественной жизни.
Стратегия борьбы с преступностью в нашем обществе переходного периода отличается сложностью и неустойчивостью, главным образом по той причине, что одновременно в рассматриваемой области действуют две тенденции, в значительной степени противоречащие друг другу.
С одной стороны, общество, которое только что вышло из длительного периода тоталитаризма, нуждается в последовательной демократизации. Это в полной мере относится и к уголовной политике: вместо ГУЛАГа с его бесчеловечным отношением к действительным или мнимым нарушителям уголовных законов должна быть создана современная система наказания и исправления преступников, отвечающая принципам демократизма, гуманизма и справедливости.
С другой стороны, преступность в России продолжает расти и принимает такие опасные формы, с которыми совершенно не справляется уголовная юстиция, пользующаяся традиционными средствами. Население деморализовано растущей преступностью и разочаровано бессилием властей. Отсюда бесконечные требования об ужесточении наказаний и использовании чрезвычайных мер подавления преступности. И это находит отражение в регулярных предложениях правоохранительных ведомств об издании все новых и новых законов, выполнение которых на практике имеет нулевой потенциал,
Нет сомнения в том, что общество, которое хочет жить по демократическим законам, должно проводить гуманизацию своей уголовной политики.
Защита и обеспечение прав человека касаются не только свободных граждан, но и правонарушителей — разумеется, в пределах и рамках закона. В свое время Маркс писал: «Как в китайском праве обязательно фигурирует палка; как с содержанием средневекового уголовного уложения, в качестве процессуальной формы, неразрывно связана пытка, — подобно этому гласный, свободный судебный процесс составляет необходимую принадлежность гласного по своей природе содержания, продиктованного свободой, а не частным интересом». Продолжая эту мысль, можно сказать, что в демократическом обществе недопустимо глумление над личностью преступника, неприемлема жестокость, а в местах отбывания наказания должны быть созданы нормальные человеческие условия существования.
Еще в 1985 году 7 Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечал, что «справедливая, беспристрастная и гуманная система уголовного правосудия является необходимым условием осуществления основных прав человека гражданами всех стран». С тех пор получили признание и значительное развитие принципы Европейского сообщества, которые, например, требуют передачи исправительных учреждений из военизированного (МВД) в гражданское ведомство.
С учетом этих соображений строится и современная система наказаний. В новом Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено тринадцать видов наказаний. Перечислю их по порядку (от мягких — к более суровым): штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы (т. е. бесплатные общественно-полезные работы в свободное время); исправительные работы (по месту работы осужденного); ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы (содержание в специальном учреждении без изоляции от общества, на срок не свыше пяти лет); арест (от 1 до 6 месяцев); содержание в дисциплинарной воинской части (от 3 месяцев до 2 лет); лишение свободы на определенный срок (не ниже 6 месяцев и не свыше двадцати лет); пожизненное лишение свободы (не назначается женщинам, а также мужчинам до 18 лет и старше 65 лет); смертная казнь (те же ограничения).
Как эти наказания выглядят в судебной статистике? Если взять 1995 год, когда еще действовал прежний Уголовный кодекс, то мы увидим, что наибольшее число преступников было приговорено к лишению свободы (36,4 %), затем идут штраф (12 %) и исправительные работы (9,4 %). Но надо также учесть, что к 19,2 % преступников была применена отсрочка исполнения приговора, а 22,6 % были осуждены условно (с разными испытательными сроками). Другие наказания применялись редко.
Практика назначения наказания, судя по статистике, является достаточно дифференцированной. Так, если из числа лиц, совершивших малозначительные и менее тяжкие преступления, было осуждено к лишению свободы 19,5 %, то из совершивших тяжкие преступления уже 48,1 %, а особо тяжкие — 90,3 %. К смертной казни в 1995 году была приговорена одна сотая процента всех осужденных, т. е. около 100 человек.

Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности.
Общая организация борьбы с преступностью включает:
1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных.
Это осуществляется путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью;
развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.
В России сейчас наиболее актуальны четыре направления совершенствования такой деятельности.
Во-первых, создание единого Федерального банка данных о преступности на основе документов первичного учета и устранение такого положения, при котором обработка этих документов происходит только на уровне субъектов Федерации, а затем идет простое суммирование обобщенных региональных сведений.
Во-вторых, обеспечение информационно-аналитической деятельности на вневедомственной основе в целях исключения влияния на оценку преступности ведомственных интересов правоохранительных органов по представлению своей работы как эффективной, а также анализа преступности во всех ее проявлениях (общеуголовной, экономической, государственной, воинской, налоговой и т. п.).
В-третьих, более полное отражение данных о жертвах и иных последствиях преступности, о мотивации преступного поведения, его причинах и условиях.
В-четвертых, обеспечение сквозного учета движения данных о преступном поведении, начиная с регистрации сообщения, заявления о признаках преступления и кончая завершением исполнения наказания и иного судебного решения (об иске и т. п.). Сейчас такой учет носит дискретный характер: отдельно учитываются заявления и сообщения о преступлениях, данные о преступных деяниях и их субъектах в стадии предварительного расследования; сведения о движении уголовных дел в судах и т. д.

2. Криминологическое прогнозирование.
Криминологический прогноз -– это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.
При проведении криминологических экспертиз законопроектов, проектов различных социальных программ криминологу, например, приходится отвечать на вопрос, как скажется на причинном комплексе преступности и в конечном счете на ней самой принятие того или иного закона, программы приватизации и т. п. Или как скажется на системе борьбы с преступностью и, следовательно, на преступности увеличение численности подразделений внутренних войск, реорганизация тех или иных правоохранительных органов. Прогнозирование основано на познании закономерностей преступности, ее детерминации, причинности, реагировании на различные меры борьбы с ней.
Профессор Ю. В. Солопанов писал: «В конечном итоге именно функция предсказания наиболее тесно связана с практикой, потребности которой в решающей степени определяют само существование и развитие криминологии, как, впрочем, и других наук» .
Реализация этой функции требует сочетания оперативного анализа преступности с фундаментальными исследованиями ее закономерностей. Поэтому необходимо создание и функционирование специальной криминологической службы как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации.
В России первой попыткой прогнозирования структуры и динамики преступности на пятилетку (1971–1975 гг. ) была работа Г. А. Аванесова и С. Е. Вицина. Затем наиболее серьезные криминологические прогнозы осуществлялись во ВНИИ МВД РФ и Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка. Во ВНИИ МВД РФ внимание акцентировалось на количественной стороне будущей преступности и применялись в первую очередь методы экстраполяции – распространения установленных в прошлом тенденций на будущее. Например, в 1968 году с использованием метода прогнозирования был осуществлен расчет ожидаемого количества лиц, которые могут повторно поступить в исправительно-трудовые учреждения. В 1971 году число поступивших отличалось от прогнозируемого на 2,4% .
В Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка такие исследования также проводились в указанное время, но позднее преимущественно применялись методы экспертных оценок, так как решались задачи по определению направления дальнейшей борьбы с преступностью, проведению криминологической экспертизы программ борьбы, законопроектов. А при решении таких задач важно прогнозирование не столько точных количественных показателей преступности, сколько направлений качественных изменений в связи с изменением количественных характеристик.
В основе таких прогнозов всегда лежат глубокие криминологические исследования, обязательно включающие фундаментальные наряду с прикладными, выявление закономерностей преступности, ее детерминации и причинности в определенный исторический период. При этом учитывается реагирование преступности на принимаемые меры борьбы.
Широко используются опросы экспертов с последующей обработкой их результатов.
Специфический метод криминологического прогнозирования – коллективное изложение взглядов на изменения преступности специалистами-криминологами, собирающимися на свои форумы для обсуждения конкретных аспектов преступности, ее детерминации и причин. Такие форумы (конференции, семинары) регулярно, не реже. одного раза в год, проводятся в России с 1991 года под эгидой Криминологической ассоциации (ранее они проводились под эгидой Координационного бюро по криминологии). Криминологи практикуют приглашение других специалистов для всестороннего рассмотрения проблемы, затем коллективно вырабатывают решение, детально его обсуждают и даже голосуют. И сразу высказывают рекомендации о борьбе с преступностью (иногда в форме обращения к руководителям органов государственной власти). Такие документы с криминологическим прогнозом публикуются в специальной литературе, в частности, издаваемой Криминологической ассоциацией, иногда в средствах массовой информации .
Криминологическое прогнозирование – пока одно из наименее разработанных направлений в криминологии. Между тем это крайне сложная проблема, требующая системно-структурного подхода, рассмотрения тенденций преступности в контексте изменений общества и ее самой.
3. Определение стратегии борьбы, с преступностью
На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.
С. В. Бородин пишет: «Теория управления под стратегией понимает способы достижения целей» . Но думается, что содержание стратегии в криминологии близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она определяет направление основного удара с тем, чтобы выиграть эту борьбу.
Стратегически важен примат предупредительных мер – воздействие на причины и условия преступности. Именно это препятствует массовому воспроизводству фактов преступного поведения. Как говорил на одной из криминологических дискуссий профессор В.В. Орехов, «если вас беспокоят комары, то вы не можете бесконечно гоняться за каждым из них – в конце концов вам все равно придется подумать о воздействии на болото».
Необходимо также с соблюдением системно-структурного подхода выявление в преступности того ядра, удар по которому положительно скажется на разных проявлениях преступности. Исследования показывают, что такое положение занимают преступность несовершеннолетних, организованная и профессиональная преступность. Они частично накладываются друг на друга и, кроме того, тесно взаимосвязаны с рецидивной преступностью, общеуголовной, экономической, коррупцией и другими видами.
В свою очередь, стратегия – это искусство ведения не только в целом борьбы с преступностью, но и борьбы с отдельными ее видами (с учетом их места в общей системе преступности), т. е. проведения отдельных операций. Например, если говорить о борьбе с организованной преступностью, то специфика такой деятельности заключается в том, что непосредственно наносятся удары по: а) самим организованным преступным формированиям как таковым с целью прекращения существования этих формирований; б) лидерам таких формирований; в) преступным капиталам. Одновременно принимаются меры по: обеспечению сотрудничества в такой борьбе с государственными органами рядовых участников организованных формирований, не совершавших тяжких преступлений; обеспечению безопасности участников уго-ловно-процессуальной деятельности и иных участников борьбы; восстановлению нарушенных организованной преступностью отношений, законных интересов на основе закона.
Все это не открытия криминологии. Их можно назвать даже широко известными истинами. Еще великий русский поэт Сергей Есенин в поэме «Страна негодяев» писал:

«Я не знаю, с чего вы
Вдолбили себе в мозги
На цугундер да на цугундер.
Нам совсем не опасен
Один индивид,
И скажу вам, коллега, вкратце,
Что всего лучше отыскивать нить
К общему центру организации.
Нужно мыслить без страха.
Послушайте, мой дорогой:
Мы уберем Номаха,
Но завтра у них будет другой.
Дело совсем не в Номахе,
А в тех, кто попали за борт.
Нашей веревки и плахи
Ни один не боится черт».

К сожалению, криминологам приходится вспоминать эти истины только потому, что Они не претворяются в практической деятельности. Искусство же криминолога и государственного деятеля заключается в претворении верных идей в жизнь в данных обстоятельствах при ограниченном финансировании, но с достижением конкретных позитивных результатов.
В рамках стратегии разрабатывается тактика борьбы с преступностью, включающая определение конкретных целей и оптимальных методов их достижения в конкретных условиях. Тактика, как известно, – часть стратегии. Тактическое решение вопросов всегда должно учитывать ограниченность кадров, материального обеспечения, финансирования в целом борьбы с преступностью и, соответственно, ориентироваться на реальное положение дел. С другой стороны, нельзя согласиться и с такой крайностью: «дайте сколько можете, а мы распишем, куда это можно потратить». Нужны криминологически обоснованные выкладки тактических решений и их последующая корректировка, но с таким расчетом, чтобы можно было бы достигнуть определенных результатов. На практике мое бывает так: обеспечивается крайне мизерное фактическое финансирование, не способное ничего изменить, но его принимают, поэтому у государства создается иллюзия, что что-то можно сделать. В результате деньги практически тратятся впустую. В таких случаях можно было бы обойтись и без таких затрат, имея тот же результат.
Стратегия и тактика воплощаются в программах борьбы с преступностью.

4. Программирование борьбы с преступностью
Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).
Программирование (ранее – планирование) увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе: как государственной, так и политики деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.
Например, в планах экономического и социального развития страны предусматривались и меры борьбы с преступностью. Наряду с этим разрабатываются и принимаются отдельные программы борьбы с преступностью. Кроме них существуют программы борьбы с тем или иным видом преступности.
Программирование должно носить целевой характер, то есть сначала следует формулировать конкретные цели, затем – средства их достижения, указывать исполнителей, сроки, характер ресурсного обеспечения этих средств (кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение и т. п.).
Вопросы программирования (планирования) предупреждения преступности подробнее рассматриваются в следующей главе. Здесь лишь отметим, что, в отличие от программ (или разделов программ), касающихся только предупреждения преступности, программы борьбы с преступностью должны предусматривать, например, достижение и таких целей, как совершенствование информационно-аналитической деятельности, полное и последовательное применение нового закона или новой правовой нормы. Если это требует увеличения численности дознавателей и следователей, числа мест в изоляторах временного содержания и т. п. , то такие меры должны отражаться в программе .

5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью
С программированием борьбы с преступностью тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов. Например, действенная борьба с коррупцией и организованной преступностью во всех странах становилась реальной только после принятия комплексных законов, а затем путем их дополнения, введения новых законодательных актов – создания целых отраслей соответствующего законодательства.
На практике часто остро дискуссионным является вопрос о том, что чему должно предшествовать: например, принятие федерального закона о борьбе с организованной преступностью и целевой программы, основанной на этом законе, или программы борьбы с организованной преступностью, а затем уже и федерального закона.
В любом случае, если прежние правовые средства себя исчерпали, в их рамках наивно программировать борьбу с преступностью. Разве что с расчетом на неправовые меры или, другими словами, нарушения режима законности. Но это нельзя считать допустимым.
С изложенным тесно связан вопрос о криминализации и декриминализации деяний, криминологической обусловленности закона. Академик В. Н. Кудрявцев пишет: «Процесс криминализации общественно опасных деяний охватывает несколько стадий: получение и оценку информации о распространенности в стране определенного вида деяний, представляющих общественную опасность; изучение причин их возникновения, основных признаков и социальных последствий; определение перспектив борьбы с ними; наконец, при принятии решения о целесообразности создать новую уголовно-правовую норму– разработку проекта нового закона» .
Декриминализация (исключение деяния из числа уголовно наказуемых) имеет место в двух распространенных случаях. Во-первых, когда деяние перестало представлять значительную общественную опасность. Так было, например, с декриминализацией искусственного прерывания беременности в России в восстановительный после войны. 1941–1945 годов период. Во-вторых, декриминализация может быть связана не с фактическим устранением высокой общественной опасности деяния, а с другими соображениями: крайней распространенностью деяния и отсутствием реальных возможностей применять ко всем виновным уголовно-правовые меры. Тогда вводится, например, вместо уголовной административная ответственность. Так практически произошло с мелкими хищениями государственного и общественного имущества. Встречается и третий случай: законодательную политику лоббируют деятели преступного мира и им удается исключить уголовную наказуемость деяний, распространенных в их среде. Но это уже показатель криминализации органов государственной власти.
Проблемы правового регулирования борьбы с преступностью широко обсуждаются в литературе, включая криминологическую .

6. «Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью
Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых мер и корректировку программ.
При этом различаются: а) эффективность механизма деятельности по борьбе с преступностью, б) социальная эффективность борьбы с преступностью. В первом случае оценивается, сколько лекций на правовые темы прочитано, сколько человек повысили свою квалификацию, высока ли раскры-ваемость преступлений и т. п., т. е. как работает «механизм». Во втором случае, произошло ли снижение преступности и ее общественной опасности, достигнуты ли поставленные в программе цели.
Координация борьбы с преступностью остро необходима в силу большого числа субъектов этой борьбы. В ней участвуют государство, институты гражданского общества (общественные организации, фонды и т. п. ), разные юридические и физические лица. Причем не только граждане данной страны, но и проживающие в ней лица без гражданства, иностранцы. Практически все население в разных формах участвует в такой борьбе. Например, в роли свидетелей, понятых.
Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» они координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. При этом прокуроры созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Борьба с наиболее опасными проявлениями преступности ведется в рамках обеспечения безопасности.
В России Совет Безопасности определяет жизненно важные интересы общества, государства и выявляет внутренние и внешние угрозы объектам безопасности; разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организует подготовку федеральных целевых программ ее обеспечения; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности, оценивает их эффективность, осуществляет контроль за реализацией разработанной стратегии в области безопасности, выполняет ряд иных важных функций .
Выделяется также территориальная координация деятельности по борьбе с преступностью, осуществляемая органами исполнительной власти. Она заключается, как отмечает В. И. Кригер, «во-первых, в учете компетенции и разграничении полномочий государственных органов и общественности; во-вторых, в согласовании действий по выполнению общих задач. Координация содействует, в частности, тому, чтобы каждый субъект профилактики занимался своим делом, не подменял другие органы, избегал параллелизма и дублирования» .
Перспективно создание на федеральном уровне и в субъектах Федерации при органах исполнительной власти подразделения единой Криминологической службы. Данная служба могла бы в сквозном порядке организовывать борьбу с преступностью во всех ее аспектах, исключая те, которые законом возложены на другие органы. Но это требует хорошо подготовленных кадров криминологов и развития научных криминологических исследований.

7. Организация и развитие научных исследований борьбы с преступностью
Речь идет и о развитии сети научно-исследовательских учреждений, и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, о чем говорилось в главе второй.
Внедрение научных исследований в практику – это двусторонний процесс, который зависит как от результативности криминологических исследований, качества научных рекомендаций, так и от готовности, умения практических работников их воспринять и применить. Но важно еще одно звено – сотрудничество научных и практических работников в «привязке» научных рекомендаций к конкретным условиям их применения, их «доводка». Это этап нормального технологического процесса на производстве. Аналогичное положение складывается и применительно к криминологическим рекомендациям.
Таковы некоторые черты общей организации борьбы с преступностью. Вопросы предупреждения преступности разрабатываются только криминологами, а потому их подробному изложению посвящены две последующие главы.

8. Правоохранительная деятельность
Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.-Соответственно в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:
1) действия по выявлению, пресечению, раскрытию преступлений, применению мер уголовной ответственности и наказания к лицам, совершившим преступление, либо заменяющих их предусмотренных законом мер (условно здесь можно применять термин «карающая деятельность»);
2) деятельность по восстановлению нарушенных преступлением прав и законных интересов, возмещению ущерба или правовосстановительная деятельность.
Правоохранительная деятельность осуществляется в многообразных формах применительно к преступности: оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-испол-нительная деятельность, а также гражданско-, административно-процессуальная, производство по делам о дисциплинарных правонарушениях. Последние формы значимы при возмещении вреда, восстановлении прав и законных интересов жертв преступлений.
Очень важно не смешивать понятия «правоохранительная деятельность» и «деятельность правоохранительных органов», ибо содержание последней шире, так как на правоохранительные органы возлагаются и функции, вытекающие из предупреждения преступности, общей организации борьбы с ней.

Добавить комментарий