Бояре по русской правде

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 19

Дружинники и бояре

Структура княжеской дружины аналогичная организации княжеского двора: оба они – орудия княжеского управления. Сохраняя черты частной, личной организации и двор, и дружина становятся вместе с тем центрами государственного управления. Позже из дружины вырастет новое боярское сословие, разовьется княжеская администрация, она – основа будущих вооруженных сил государства.

Функции: держание города, находясь в качестве посадника или воеводы, они получали значительную долю самостоятельности, но все же оставались ставленниками князя; организация ополчения.

Появление в РП статей, где упоминаются боярские тиуны, рядовичи, холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось боярское землевладение. Предположительно группа феодалов-бояр сформировалась из более богатых дружинников князя и из родоплеменной знати. Формой их землевладения были: вотчина и держание (поместье).

§ Вотчины приобретались путем захвата или пожалования; передавались по наследству.

§ Держание бояре получали путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти).

Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.

Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.

К феодалам следует отнести церковь и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.

Бояре могли быть земскими и княжескими:

· Земские бояре — потомки родоплеменной знати, владели земельными участками. Приобретали свой статус в порядке наследования земельных участков от родоплеменной знати (то есть факт рождения в семье бояр). Особым статусом обладали Киевские бояре, так как они принимали участие в управлении

· Княжеские бояре приобретали свой статус в случае поступления на службу к Великому князю и получении земельного участка от князя за службу. Они происходили от служилых людей.

Обязанности бояр:

§ Подчиняться Великому князю: для княжеских бояр – находится на службе у князя, для земских бояр – обязанность оказывать военную поддержку, предоставлять воинов князю;

§ Участвовать в принятии важнейших политических и управленческих решений;

§ Работать в княжеском совете и княжеском суде;

§ Бояре находились в подчинении: система вассалитета-сюзеренитета;

Права бояр закрепляли привилегии по отношению к другим; Обладали правом иммунитета, неприкосновенности, были освобождены от уплаты налогов и обладали исключительным правом на землю.

Личные права бояр:

— принадлежность к боярскому званию и личное достоинство;

— особы режим защиты жизни и чести боярина (за убийство боярина платилась двойная вира – 80 гривен (ст.1 ПП);

— существовал штраф за бороду – 12 гривен (ст.67 ПП; ст.8 КП): борода – принадлежность к привилегированному населению);

— право заключать браки по своему личному усмотрению.

Имущественные права бояр:

— право владеть земельным участком (только они могли быть вотчинниками);

— право владеть холопами;

— право заключать договоры от своего имени, в своих интересах, то есть участвовать в имущественных правоотношениях;

— право передавать свое имущество по наследству (в первую очередь – сыновьям, при их отсутствии – дочерям – ст. 91 ПП).

Политические права:

— право занимать должности в государственном аппарате;

— право участвовать в работе Вече.

Процессуальные права:

— право вотчинной юрисдикции;

— сами бояре подлежали княжеской юрисдикции;

— являлись полноправными участниками процесса без ограничений (ст.66 ПП);

— способы защиты права собственности бояр (наказание за нарушения права земельной собственности, за нарушение права собственности на холопов – регламентировалась процедура поиска беглого холопа ст.112 – 115 ПП).

Основания для утраты статуса боярина: совершение преступления, за которое РП устанавливала высшую меру наказания в виде потока и разграбления.

Духовенство

Правовое положение духовенства как привилегированного оформилось с принятием христианства, которое укрепило власть. Христианство, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной власти, смиренном к ней отношении. После принятия христианства князья стали раздавать земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В руках у священнослужителей было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои холопы и войско. Церковь получила право взимать десятину. Церковь имела право церковной юрисдикции над всеми, кто проживал на ее землях.

Во главе РПЦ стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом (князья пытались добиться для себя права назначения митрополитов, но успеха не добились). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников.

Городское население — ремесленники

Города были опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги, церковный Устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов; существовал также и особый общегородской налог — погородие. Города не имели органов самоуправления, а находились под княжеской юрисдикцией. Поэтому городского («магдебургского права») в Киевской Руси не возникло. Ремесленники – мелкие производители товара, рабочие, мастеровые. Являлись личносвободными, но в отличие от других за убийство ремесленника полагалось 12 гривен (ст.15 ПП),то есть ремесленники – более низшая категория населения.

Городское население — Купцы

Купцы появляются с развитием торговли (гостьба). Купец – лицо, занимающееся торговлей в своем городе, гость – лицо, занимающееся торговлей в других городах.

Основания для приобретения статуса: проживание в городе и занятие торговлей.

Основания для утраты статуса: совершение преступления, за которое установилось «поток и разграбление»: ст.7 ПП – умышленное убийство; ст.83 ПП – поджог; ст.35 ПП – конокрадство; злостное банкротство (ст.54 ПП: купец мог стать рабом; если пропил или проиграл чужое имущество; но если он выплачивал долг, он мог вернуть себе свой свободный статус купца).

Обязанности: платить налоги и выполнять поручения князя.

Личные права: право на защиту жизни охранялось законом (ст.1 ПП – 40 гривен за убийство); купцы являлись личносвободным населением (право заключать браки по своему усмотрению).

Имущественные права:

— право участвовать в торговом обороте;

— право заключать договоры на льготных условиях (мог взять в долг у купцов без свидетелей, дав слово купца, что вернет деньги в срок – ст.48 ПП);

— право заниматься внешней торговлей;

Политические права:

— принимать участие в работе Вече;

— выполнять поручения князя (посольское представительство, сбор налогов в землях, где торговал купец, использование в качестве переводчика);

— участвовали в военных походах;

— обладали корпоративным правом (право на создание общественных организаций, представляющих интересы данной категории населения; создавались купеческие сотни для установления ценовой политики).

Процессуальные права: подлежали княжеской юрисдикции; полноправные участниками процесса.

Изгои

Изгой — человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся холопов, они не разрывали связи с господином, однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие с прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои — выходцы из свободных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников.

Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен – ст.1 ПП.

Смерды

Основную массу населения составляли смерды. Некоторые исследователи полагают, что смерды — все сельские жители, другие считают, что смерды — часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. РП нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных. Но в свидетельствах о смердах проскальзывает их неравноправное положение, зависимость от князей, которые жалуют села со смердами.

Смерды жили общинами-вервями, община носила уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи

Как земли разделялись на государственные и частные, так и крестьяне делились на общинников (коллективное хозяйство) и смердов (индивидуальное хозяйство), работавших на княжеских и частных землях. Являясь феодально-зависимыми от собственников земли, на которой они проживали, также они находились в юрисдикции собственника земли и платили дань за пользование земельным участком.

Основания приобретения статуса: рождение и проживание на земле собственника – на селе.

Обязанности: платить дань земельному собственнику и участвовать в военных походах.

Личные права: являлись категорией личносвободного населения, поэтому имели право на жизнь и достоинство (ст.1 ПП: ответственность за убийство смерда, как за свободного человека – 40 гривен); ст.78 ПП: наказание за истязание смерда без княжеского повеления – 3 гривны; право на достоинство – право на ношение бороды (ст.67 ПП – наказание за вырванную бороду – 12 гривен). Однако по ст.26 КП за убийство смерда, как и холопа, предполагается лишь 5 гривен.

Имущественные права:

— право владеть имуществом (в основном движимым);

— право заключать договоры в собственных интересах;

— право передавать имущество по наследству (ст.90 ПП);

— князь мог давать смерду землю, если он работал на него.

Процессуальные права: полноправные участники процесса; право быть свидетелем – ст.66 ПП.

Политические права: смерды могли принимать участие в работе вече.

Источники мало сообщают о смердах, это обусловило появление самых разных точек зрения на данную категорию населения. Так, С.В. Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. Б.Д. Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивал идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По мнению С.А. Покровского, «смерд Русской Правды, как простолюдин, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограниченный в своей правоспособности человек». М.Б. Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и феодально-зависимых.

Закупы

КП не упоминает закупа, однако в ПП существуют статьи, которые регламентируют права закупов. Часть крестьян-общинников разорялась и обращалась к феодалам за займом, такая категория называлась закупами. Основным источником, характеризующим положение закупа, являются ст.56-64, 66 ПП.

Таким образом, закупы — крестьяне (иногда и городское население), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода была ограничена: не мог без разрешения хозяина покидать двор, за попытку бегства превращался в холопа.

Статус закупа (права и обязанности) определялся условиями договора.

Обязанности: вернуть купу и проценты.

Основания для приобретения статуса: заключение договора закупничества.

Основания для утраты статуса:

— выплата долга и процентов;

— ст.56 ПП – бегство, за что закуп становился холопом;

— ст.64 ПП – за кражу закупом нес ответственность нес хозяин (закуп не деликтоспособен), но он мог продать закупа в холопы.

Личные права: защита жизни, личного достоинства, однако господин мог бить закупа за дело, однако если бьет пьяный без вины — штраф как за свободного человека – ст.62 ПП; закуп имел право заключать браки по своему усмотрению.

Имущественные права: право владеть имуществом, заключить договоры и участвовать в имущественных правоотношениях (передача имущества по наследству, но после выплаты долга).

Закупы были ограничены в политических (не могли участвовать в работе вече) и процессуальных правах (находились в юрисдикции хозяина; по ст.66 ПП мог быть свидетелем только «в малых исках»).

При Владимире Мономахе положение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа закупа в холопы).

Холопы

Низшим сословием были холопы, они не являлись субъектами права, за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственностью феодала и приравнивались к домашнему скоту. РП устанавливает ответственность за уничтожение чужого имущества (холопа) – 12 гривен (ст.89 ПП). Холопами могли владеть привилегированные категории населения, их часто именовали рабами, но в отличие от античных рабов они имели некоторые права. В зависимости от хозяина выделялись виды холопов: княжеские, боярские и монастырские холопы.

Основания приобретения статуса:

— факт рождения;

— плен (наиболее распространенный источник холопства, однако не упоминается в РП);

— самопродажа (ст.110 ПП);

— женитьба на холопке без ряду (ст.110 ПП);

— тиунство без ряду (ст.110 ПП);

— беглый закуп (ст.56 ПП);

— после потока и разграбления (ст.7, 35, 54, 83 ПП);

— за кражу закупом;

— разорившийся купец — злостное банкротство (ст.54 ПП).

Основания утраты статуса: купец, отработавший долг; ст.98 ПП – дети холопки и свободного после смерти отца становились свободными вместе с матерью.

Личные права:

— право на защиту жизни, но оно было ограничено, так хозяин мог убить своего холопа;

— ст.89 ПП – за безвинно убитого выплачивался штраф в размере 12 гривен;

— ст.16 ПП – 5 гривен за убийство холопа, 6 — за холопку;

— холоп полностью зависел от хозяина, брак мог заключать только с разрешения господина.

Имущественные права:

— владеть имуществом (одежда, орудия труда), но собственник всего этого – хозяин, холоп мог только пользоваться всем этим;

— не мог заключать договоров от своего имени.

Политических и процессуальных прав не имел: холоп – не деликтоспособен, за него отвечал его хозяин (ст.46, 65 ПП). РП защищала интерес господина: регламентировался процесс поиска беглого холопа (ст.112-115 ПП). Закон запрещал укрывать беглых холопов – ст.112 ПП, наказание укрывшему раба – 5 гривен, за рабыню – 6 гривен.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

Юридические привилегии распространялись на субъекты, поименованные в РП как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь о их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды – общинники.

Городские население делилось на ряд социальных групп — Боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие).

Схема:

Были свободные:

1. Церковные (белое (приходские люди) и черное духовенство (монашество))

2. Княжьи мужья (бояре и гридь)

3. Люди (смерды)

Были несвободные:

1. Холопы ( закупы и обельные холопы)

Смерды

Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых русская правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна. На ряду со свободными были и зависимые(крепостные) смерды, находившиеся в кабале и услужении феодалов. Свободный смерд – общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников имущество принадлежало общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником

(наше определение: свободный общинник, за его убийство 5 гривен(26 ст), в случаи его смерти все наследство переходит его сыновьям, если их нет, то приданное дочерям, если они не замужем, а остальное князю (90 ст))

Закупы.

Более сложной юридической фигурой является закуп. В краткой редакции русской правды они не упоминаются, зато в пространной редакции РП помещен специальный Устав о закупах.

Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и проч. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Впервые юридические отношения закупов с кредиторами юридически были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 году. Установились предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупов, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т. Е превращен в холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись, закуп обращался в холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам (в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей (по нужде).

В русской правде ролейный (пахотный) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от неролейного. От наемных работников они отличались тем, что получали плату за работу впрок, а не после выполнения работы.

(наше определение): За бегство становился обельным холопом (56ст), орудием, которым работает закуп, принадлежит господину (57ст). Он отвечает за имущество господина. Господин не имеет право нарушать условия договора с закупом, иначе обязан вернуть закупу положенное и выплатить штраф в 60 кун (59ст). Если господин распорядится с ним как с холопом, то закуп получает свободу (61 ст). За кражу закуп переходит в холопы (64 ст). Закуп может быть свидетелем только в крайних случаях и то о небольшим делам.

Холопы

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, которые заключал холоп, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп, также ложились и на господина. Личность холопа фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину отдавался другой холоп.

Самого холопа, свершившего преступление, следовало выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин.

В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны. Ссылаясь на его слова в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Закон регламентировал источники холопства. Русская Правда предусматривала следящие случаи:

1. Самопродажа в кабалу

2. Женитьба на рабе

3. Поступление в услужение господину

4. Совершенные преступления

5. Бегство закупа от господина

6. Злостное банкротство

7. Плен

(наше определение: не имеют ни собственности, ни свободы, за его убийство штраф 5 гривен. За него отвечает господин, который и платит за его косяки 12 гривен(17 ст))

Бояре – 40 гривен за его убийство (1ст). Имущество при его смерти переходит сыновьям или дочерям.

Духовенство — освобождались от уплаты налогов, дани и их правовое положение регулировалось церковными правами (номоканонами и Кормчими книгами).7. Плен

5. Уголовное право и система наказаний по Русской Правде.
Удельный вес уголовно-правового раздела различен в разных редакциях:

Краткая редакция – 37 уголовных статей.

Пространная редакция – 60 уголовных статей.

Высокая степень казуистичности. (минимальное обобщение, трактовка отдельных казусов)

Разновидности преступлений по Р.П:

1. Преступление против личности

2. Преступление против собственности.

В краткой правде: убийство 11статей, оскорбления, увечья – 12 статей, преступления против собственности – 15 статей.

Законодательно закреплена кровная месть, (Краткая правда, 1ст), но в статье 40 вводится также штраф: «40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.»

38 статья о задержании вора: «38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

В Русской Правде присутствует правопривиллегия – наказание тем выше, чем ниже социальное положение потерпевшего и наоборот. (ст. 22-27)

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего кошнюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.,

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

Начиная с XVв стало вводиться всесословное наказание за круг особо тяжких преступлений (убийство, разбой, кража с поличным, гос.преступления. )

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

Пространная правда:

· Убийство в 17 статьях.

Ст.2 вводит запрет на кровную месть: «После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.»

Ст. 88. Казус убийства женщины. Уравнительный характер ответственности, НО! Не определен круг вины для смягчения штрафа – вольная трактовка. ( кто убил жену, судить как и за убийство мужа, если виноват – штраф пол виры – 20 гривен)

Ст.68 ответственность за выбитый зуб. (высокий 12гривенный штраф)

Система наказаний:

Титул 17 – наказание за преступление.

Смертная казнь в эклоге делится на простую и квалифицированную (сопряженная с жестокостью исполнения). В Русской Правде смертной казни нет. В Эклоге, в 10 статье, в двух случаях квалифицированная казнь. (распятие за разбой и сожжение за поджог города)

Телесные наказания.

В Эклоге 35 статья: «Двоеженец наказывается плетьми, а вторая жена его изгоняется вместе с родившимися от нее детьми.»

Две группы: членовредительские (кастрация, ослепление, отрезание языка, отрезание носа, отсечение руки) и болезненные (наказание плетьми)

В русской правде телесные наказания не имеются.

К болезненным наказаниям в Эклоге относят наказания плетьми (кражи, угон скота, мелкие нарушения) В Русской Правде они не предусматриваются.

Лишение или ограничение свободы.

Самая древня форма – изгнание.

В Эклоге изгнание (в виде ссылки) фигурирует в восьми статьях только во взаимодействии с другими санкциями. (самостоятельно не выступает)

В Русской Правде – поток и разграбление. (лишение прав и имущества)

Имущественные взыскания.

В Эклоге: конфискация, штраф.

В Эклоге 12 статей: конфискация полная и частичная, штраф фиксированный или кратный ущербу)

По РП имущественные взыскания – основной вид взыскания.

Система штрафов:

Различие по преступности деяния и по адресату.

Вира-штраф за убийство в пользу государства

Дикая вира – со всей общины.

Головничество – за убийство, в пользу родственников потерпевшешего.

Продажа – за все виды, кроме убийства, в пользу государства

Урок – за все виды кроме убийства, в пользу потерпевшего.

Добавить комментарий