Брак сине ману

C течением времени (в период поздней республики) власть мужа над женой заметно ослабляется, на смену браку с мужней властью приходит брак без мужней власти — sine manu. Причиной появления данной формы брака явилось разложение патриархальной римской семьи. Заключение брака sine manu происходило неформально – путём заключения брачного соглашения и введения невесты в дом будущего супруга, т.е. простое сожительство. Вот почему данный брак нередко путают с конкубинатом, однако, в отличие от последнего, в данном случае имелись все условия для возникновения брачных отношений и правовых последствий. Заметно сокращается число случаев, когда муж имел право расторгнуть брак – это было допустимо только в случае прелюбодеяния, но затем и это право исчезает. Кроме того, право развода предоставляется и жене.

В течение года со дня заключения брака sine manu жена должна была три ночи подряд проводить вне дома мужа (так называемое правило троеночия), чтобы автоматически не попасть под власть мужа или его домовладыки. Такая процедура повторялась ежегодно. Если этого не происходило, то жена попадала под власть мужа и брак sine manu превращался в брак cum manu. Брак sine manu–это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Супруги считались теперь юридически равными субъектами. Это равенство отразилось и на имущественных отношениях.

В этом браке муж не имеет никаких прав на имущество жены, приобретённого ею до брака и в браке. Закрепляется режим раздельного имущества супругов. При разводе приданое возвращается жене. В случае возникновения спора о праве на имущество между супругами они могли обратиться в суд с иском друг к другу. Имущественная раздельность супругов проявлялась и в том, что они не наследовали друг после друга, могли вступать между собой в договорные отношения. Нередко жена в таком браке была намного состоятельнее мужа и могла заключать с ним сделки.

О проекте / Римское право / Лекции Римское право / Брак Sine Manu

Правоотношения между супругами в браке «сине ману»

Со временем (в эпоху республики) власть над женой мужа стала заметно ослабевать в римских законах. На смену браку с полной мужской властью (кум ману) пришёл брак без таковой власти, называемый «сине манну». Основной причиной появления этой формы брака было разложение римской патриархальной семьи. Заключение «сине ману» проходило неформально, введением невесты в дом её супруга (то есть, обычное сожительство) или заключения брачного соглашения. Именно по этой причине этот вид брака довольно часто путают с конкубинатом, но в отличие от него в этом случае имелись все необходимые условия для возникновения брака и правовых последствий. При данной форме брака заметно сократилось число случаев, расторжения мужем брака – ведь теперь это допускалось только по одной причине – прелюбодеяние, однако позже и данное право исчезает. Кроме того, теперь право расторжения брака предоставлялось и жене.

На протяжении одного года после дня заключения брака «сине манну» жена обязана была проводить вне дома мужа три ночи (правило троеночия) для того, чтобы автоматически не попасть под полную власть мужа. Данная процедура должна была повторяться из года в год. Таким образом, данный вид брака являлся формой брака, которая основывалась на супружеском равенстве. Женщине доставались работы по дому и воспитанию детей, а остальными вопросами занимался исключительно муж. Данное юридическое равенство отразилось не только на личных, но и имущественных отношениях.

В браке «сине манну» муж не имел никаких прав на имущество, которым обладала жена до брака с ним (а также приобретённое для себя в браке). Закрепился режим супружеского имущественного разделения. При расторжении брака всё приданое снова возвращалось жене. А в случае имущественных споров между супругами у них было право обращения в суд с иском друг против друга. довольно часто для того времени жена была в таком браке намного богаче мужа и заключала с ним различные сделки.

Интересное:

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).
Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.
Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.
Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

Добавить комментарий