Буржуазное государство и право

Стр 1 из 7

Буржуазное право, его сущность и функции

Буржуазное право– совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную материальными условиями существования этого класса.

Посредством права буржуазия навязывает свою волю трудящимся, подчиняет и угнетает их. Применение норм буржуазного права основано на принудительной силе буржуазного государства, как особого аппарата насилия над эксплуатируемым большинством народа. Служебная роль буржуазного права, как важной части надстройки, состоит в активной защите капиталистического базиса, в закреплении и охране общественных отношений и порядков, выгодных и угодных буржуазии. Все институты буржуазного права, обусловленные, в конечном счёте, капиталистическим базисом, строятся в соответствии с правовыми, политическими и иными взглядами буржуазии. Буржуазное право – последний исторический тип эксплуататорского права, устанавливаемый с приходом буржуазии к власти. Исторически буржуазное право и буржуазная законность пришли на смену феодальному праву. Капитализм был шагом вперёд в развитии общества по сравнению с феодализмом, буржуазное право сыграло объективно прогрессивную роль, особенно в те периоды после буржуазной революции, когда закрепляемые и обслуживаемые этим правом производственные отношения полностью соответствовали характеру производительных сил. Основным институтом, определяющим природу, содержание и назначение буржуазного права, является институт частной собственности на орудия и средства производства.

Виды гипотез норм права, их краткая характеристика и примеры

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия, при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза указывает на условия действия нормы, ставит акцент на их общих, родовых признаках.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

По наличию или отсутствию юридических фактов:

Положительные — указывают на необходимость опредёленных условий для действия нормы.

Отрицательные — предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий.

Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры

Диспозиция— элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

— управомочивающие— предоставляющие участникам общественных отношений право на совершение не противоречащих закону действий;

— обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

— запрещающие — содержащие запрет на совершение определённых противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.

Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения);

2) сложные (несколько вариантов поведения).

По степени определённости они различаются: — на абсолютно определённые;- относительно определённые; — неопределённые;

Виды санкций норм права, их краткая характеристика и примеры

Санкция— элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).

По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные;

4) гражданские и др. По характеру последствий: 1) на право восстанавливающие; 2) штрафные.

По степени определённости санкции делят:- абсолютно определённые — категорическое значение санкции,

— относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы); — альтернативные — правоприменительные органы имеют право сами определить наиболее целесообразный вид ответственности ( штраф, либо лишение свободы)

Внутренние и внешние функции современного государства, их соотношение

Внутренние функции государства– это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества. К числу внутренних относятся функции:
1) экономическая– Объекты данной деятельности — производственные отношения в разных секторах экономики;
2) финансовая– осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств,

3) социальная -деятельность государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества;
4) политическая -деятельность по формированию и организации работы всех органов гос. власти;
5) экологическая– деятельность по охране природы и рациональному пользованию природными ресурсами;
6) культурная– направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества;
7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан– деятельность в области борьбы с правонарушениями для создания условий по реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;
8) обеспечения общественной безопасности -деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.
Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.
1. Военную -ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами — Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества- это сотрудничество: 1) в экономике; 2) поддержании мира и мирового правопорядка; 3) природоохранной деятельности; 4) борьбе с международной преступностью; 5) сфере науки, культуры, образования; 6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Нормы права: классификация и виды

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определённое правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

Классификации норм права.

По юридической силе: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов;

По предмету правового регулирования нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По форме предписания: императивные и диспозитивные. Императивныевыражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Диспозитивные нормы действуют когда субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений.

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы — действовать определённым образом или воздержаться от таких действий. Обязывающие нормы — совершить активные действия независимо от воли, не предоставляя свободы выбора. Запрещающие нормы -воздержание от действий под угрозой применения санкций негативного характера.

Специализированные нормы, направлены на помощь в регулировании отношений между субъектами.

По кругу лиц: общие и специальные. Общие распространяются на всех лиц, проживающих стране, регионе, специальные— на отдельные категории лиц (госслужащие, студенты, военные)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения срока, временные— в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. По структуре: полные и логические нормы права. Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента — гипотезу, диспозицию и санкцию. По характеру правового воздействия: регулятивные и охранительные нормы права. Виды норм права:Общие, конкретные, специальные нормы права. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений. Конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения. Специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

Публичное и частное право

Частное право — совокупность отраслей права, распространяющих своё действие на частных лиц и регулирующих: имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, а также семейные отношения; отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими сторонами. К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и международное частное право.

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделённое властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Отраслями публичного права являются: международное публичное право; конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право и др.

Буржуазное право, его сущность и функции

Буржуазное право– совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную материальными условиями существования этого класса.

Посредством права буржуазия навязывает свою волю трудящимся, подчиняет и угнетает их. Применение норм буржуазного права основано на принудительной силе буржуазного государства, как особого аппарата насилия над эксплуатируемым большинством народа. Служебная роль буржуазного права, как важной части надстройки, состоит в активной защите капиталистического базиса, в закреплении и охране общественных отношений и порядков, выгодных и угодных буржуазии. Все институты буржуазного права, обусловленные, в конечном счёте, капиталистическим базисом, строятся в соответствии с правовыми, политическими и иными взглядами буржуазии. Буржуазное право – последний исторический тип эксплуататорского права, устанавливаемый с приходом буржуазии к власти. Исторически буржуазное право и буржуазная законность пришли на смену феодальному праву. Капитализм был шагом вперёд в развитии общества по сравнению с феодализмом, буржуазное право сыграло объективно прогрессивную роль, особенно в те периоды после буржуазной революции, когда закрепляемые и обслуживаемые этим правом производственные отношения полностью соответствовали характеру производительных сил. Основным институтом, определяющим природу, содержание и назначение буржуазного права, является институт частной собственности на орудия и средства производства.

Виды гипотез норм права, их краткая характеристика и примеры

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия, при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза указывает на условия действия нормы, ставит акцент на их общих, родовых признаках.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

По наличию или отсутствию юридических фактов:

Положительные — указывают на необходимость опредёленных условий для действия нормы.

Отрицательные — предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий.

Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры

Диспозиция— элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

— управомочивающие— предоставляющие участникам общественных отношений право на совершение не противоречащих закону действий;

— обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

— запрещающие — содержащие запрет на совершение определённых противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.

Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения);

2) сложные (несколько вариантов поведения).

По степени определённости они различаются: — на абсолютно определённые;- относительно определённые; — неопределённые;

Виды санкций норм права, их краткая характеристика и примеры

Санкция— элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).

По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные;

4) гражданские и др. По характеру последствий: 1) на право восстанавливающие; 2) штрафные.

По степени определённости санкции делят:- абсолютно определённые — категорическое значение санкции,

— относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы); — альтернативные — правоприменительные органы имеют право сами определить наиболее целесообразный вид ответственности ( штраф, либо лишение свободы)

Буржуазное право появилось в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Общие предпосылки буржуазных революций были плодом феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. Бошно С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. — М.: ЭКСМО, 2007.

После победы буржуазной революции установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.

Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

Обладание частной собственностью является основой и мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая свобода служит фундаментом для политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных законах их прав, и наоборот.

Примечательны в этом отношении выводы известного западногерманского ученого, знатока буржуазного конституционного права Конрада Хессе. В книге «Основы конституционного права ФРГ» он писал: «Для безработного постановка вопроса о профессиональной свободе является бесполезной. Свобода получения образования и свободный выбор учебного заведения значимы лишь для тех, кто обладает достаточными средствами для того, чтобы получить желаемое образование, и кто имеет возможность поступления в эти учебные заведения. Гарантии права собственности имеют реальное значение лишь для собственников, неприкосновенность жилища — лишь для тех, кто им обладает» Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 112.

Основным источником появления и последующего накопления собственности являются трудовая деятельность, а также жесткая эксплуатация человека человеком, угнетение широких слоев трудящихся масс со стороны господствующих кругов, хищническое присвоение ими результатов чужого труда.

Наметившаяся после Второй мировой войны тенденция роста масштабов огосударствления производства в развитых капиталистических странах ведет, как правило, к усилению процесса концентрации собственности и власти в руках финансово-промышленного капитала.

В западной социологической и политологической литературе социальная структура общества традиционно рассматривается как некое целое, состоящее из следующих трех составных частей — классов: высшего, среднего и низшего (рабочий). Каждый класс включает в себя всех тех лиц, которые обладают относительно ровным уровнем дохода, имеют одинаковый социальный статус, пользуются в обществе сходным социальным престижем.

Высший класс, или «класс досуга» (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого «привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии»*(156).

Средний класс включает в себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые «с недостойным доходом», высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др. Наконец, низший, или «рабочий, класс» состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004. С 15

Что собой представляет буржуазное право? В неразрывной связи с капиталистическим государством находится право. Оно представляет собой систему норм или правил поведения, выражающих, прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др., направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами и источниками буржуазного права являются законы, нормативные, издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом — в США, парламентом — в Великобритании, Национальным собранием — во Франции, бундестагом — в Германии и т.п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые.

Конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение сил, а также характер взаимоотношений, выражающих интересы их общественно-политических институтов.

Также конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы. И наконец, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты законодательной властью своего первоначального конституционного назначения. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004.

Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования. А совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций, получила название делегированного законодательства.

Итак, подведем итог, особенностью буржуазного права является провозглашение формального равенства. Речь идет в первую очередь о равенстве юридическом: перед законом, перед судом, процессуальное равенство сторон, равенство мужчин и женщин, равенство прав и обязанностей. Буржуазное право закрепляет основные ценности данного государства и общества: свобода, равенство и братство. Именно под этими лозунгами производились буржуазные революции. Буржуазия, накопившая огромные материальные резервы еще при феодализме, выступала в революции против сословных привилегий феодализма.

Развитие буржуазной демократии

B XIX веке США по степени участия населения в формировании органов власти и по объему предоставленных ему политических прав и свобод превратились в страну относительно развитой буржуазной демократии.

Главную роль в борьбе за демократизацию политического режима играли народные массы. Под их давлением в северных и ряде южных штатов был отменен имущественный ценз для избирателей. Наконец, 14-я и 15-япоправки к конституции, принятые после гражданской войны, ввели всеобщее избирательное право для мужчин.

B период перехода к империализму ь законодательстве штатов появилась реакционная тенденция к введению новых цензовых ограничений для отстранения от участия в выборах негроз и неимущих белых граждан. K 1914 году 11 штатов (Миссисипи, Коннектикут и др.) лишили права голоса лиц, не отвечавших имущественному или образовательному цензу. Новая конституция штата Коннектикут требовала, чтобы избиратель имел «хороший моральный характер». B других штатах требовалась «хорошая репутация», «добрая нравственность» и т. п.

Повсюду был введен ценз оседлости, прямо направленный против безработных, сезонных рабочих и других лиц, вынужденных в поисках работы постоянно менять место жительства.

Образование «системы двух партий»

Наиболее характерной чертой конституционного развития США в XIX веке является образование «двухпартийной системы», благодаря которой две буржуазные партии попеременно находятся у кормила политической власти.

Начало формирования «системы двух партий» относится к моменту принятия конституции, но только накануне гражданской войны сложились две оформленные партии — республиканская и демократическая. Республиканская партия объединила в своих рядах всех противников рабства и находилась под политическим руководством промышленной буржуазии Севера. Демократическая партия являлась партией южных рабовладельцев.

По мере вступления США в стадию империализма различия между этими партиями все больше стирались, и обе они по существу превратились в партии крупного монополистического капитала. Характеризуя сущность «двухпартийной системы» США, В. И. Ленин писал: «После освобождения негров разница между той и другой партией становилась все меньше. Борьба этих партий велась преимущественно из-за вопроса о большей или меньшей высоте таможенных пошлин. Никакого серьезного значения для массы народа эта борьба не имела. Народ обманывали, отвлекали от его насущных интересов посредством эффектных и бессодержательных дуэлей двух буржуазных партий» ‘.

Деятельность политических партий с момента их возникновения свелась к борьбе за контроль над государственным аппаратом. Для этой цели они использовали партийную организацию. Постоянно действующими частями «партийной машимы» являются комитеты — от участкового комитета, низового звена, охватывающего своей деятельностью городской квартал, до националыюго комитета, направляющего деятельность партии в масштабе всей страны.

Костяком «партийной системы» являются так называемые «политиканы» — особый слой людей, связавших свою судьбу с той или другой партией и постоянно работающих для успеха партии на выборах.

Объединяясь в масштабах квартала, округа, графства, штата, «политиканы» образуют так называемые «ринги» во главе с «боссами». Последние держат в своих руках партийную организацию и всех должностных лиц (города, графства, штата), выдвинутых данной «партийной машиной». «Боссов» никто не избирает. Они выдвигаются в закулисной борьбе со своими соперниками.

Выдвижение кандидатов на низшие государственные должности производится на первичных собраниях партий; кандидатов в законодательные собрания штатов и на пост губернатора выдвигает так называемый «конвент штата». Высшим органом каждой партии считается национальный конвент, составленный делегациями штатов, выдвигающий кандидатов на пост президента и вице-президента США.

С победой буржуазных революций утверждались новые общественные отношения, из-за этого — буржуазного права. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право формировалось на совершенно новых принципах — единства закона, юридического равенства, законности, свободы.

Буржуазная революция установила единое для всей страны право, НО законы рев. периода касались отдельных вопросов ,не составляли законченной системы правовых норм. только после упрочения буржуазии -единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор. На договорах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим+ семейных отношений. Появляется -Правоспособность определялась сословной принадлежностью. дворяне обладали рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограничена +На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из перечисленных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.(1)

(2) принцип законности -равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом.

(2) свобода- политические свободы(основа общественного строя) Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Каждое государство имеет свою национальную систему права. двум основным группам.

I. континентальные правовые системы, (19-20в) возникшие в Европе под влиянием французского права . характеризует 1. деление права на частное(гражданское, семейное, торговое право) и публичное(конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. 2. широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права.

II. Англосаксонские правовые системы базируются на общем праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв.,

НЕТ деления на частное и публичное. НЕТ разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе. Не знают они и кодификации.

Источником права 1. судебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. 2. обычаи и конституционные соглашения.

Предпосылки и основные этапы Английской революции середины ХVII

Причины Английской буржуазной революции


· противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

· недовольство политикой Стюартов;

· противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

силы революции: городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции -экономический и политический кризис 17В.

Экономический кризис:

1. Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

2. Незаконные поборы.

3. Рост цен.

4. Усиление эмиграции.

Политический кризис:

1. Смена правящей династии.

2. Противостояние короля и парламента.

3. Казнокрадство.

4. Роспуск Карлом I парламента.

Основные этапы буржуазной революции

1. Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2. Республиканское правление (1650 – 1653).

3. Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4. Реставрация монархии (1659 – 1660).

Основные особенности буржуазной револю­ции Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с «новым дворянством.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства — основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет.

Политические течения

в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

· пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия)- КОНСТ. МОНАРх. + власть короля

· индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);- конст. монарх+ свобода слова, совести

· левеллеров.(ремесленники , крестьяне) — общие права

· дигерны ( радикальная часть левеллеров) — отмена частной собственности

Это система норм или правил поведения, выражающих прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. Место ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма занимает частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т. п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом — в США, Парламентом — в Великобритании, Национальным собранием — во Франции, Бундестагом — в Германии и т. п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Основные причины такого выделения заключаются в следующем.

Во-первых, конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение социальных сил, а также характер взаимоотношений выражающих их интересы общественно-политических институтов.

Во-вторых, конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала.

В-третьих, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

В-четвертых, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Закрепляя систему сложившихся в обществе экономических, социально-политических и иных отношений, государственный и общественный строй, конституции буржуазных государств тем самым должны создавать определенные предпосылки не только для стабилизации внутриклассовых (между различными фракциями господствующего класса), но и в известной мере межклассовых взаимосвязей, для последующего развития опосредствуемых ими общественно-политических институтов.

Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения высокоразвитых капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты своего первоначального конституционного назначения законодательной власти. Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных

полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования, а совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций получила название делегированного законодательства.

Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем. В первом случае издается специальный закон о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству, а во втором — законодательные полномочия к исполнительным органам переходят без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых капиталистических государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегирования законодательства. В качестве примера может служить конституция Испании 1978 г., прямо предусматривающая в ст. 82, что «Генеральные Кортесы могут передавать правительству полномочия принимать акты, имеющие силу закона» и что «законодательная делегация должна быть представлена специальным уполномочивающим законом, когда речь идет о выработке детализированных актов, и простым законом, когда речь идет о переработке нескольких текстов в один».

Практика делегирования законодательства умаляет роль представительных органов в области правотворчества. Она находится в явном противоречии с провозглашенными буржуазией на ранних стадиях развития капитализма демократическими принципами парламентаризма и конституционализма.

Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще рабовладельческому праву, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогичных обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец.

Прецеденты подразделяются на административные и судебные. Последние выступают в виде судебных решений, рассматриваемых как обязательные «образцы» при вынесении решений последующими инстанциями. Наибольшее распространение судебный прецедент как источник права нашел в правовых системах Англии, Австралии, Канады, США и ряда других стран.

Добавить комментарий