Начиная со 2 пол. XVIII века, в России шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и зарождения буржуазных отношений. В 1 пол. XIX века этот процесс усиливается. Во всех основных отраслях экономики шло формирование капиталистического уклада.
Сельское хозяйство России все больше связывается с рынком, все больше производит продуктов для продажи. Широкое распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки. Это подрывало натуральные основы феодального хозяйства. В черноземных районах помещики увеличивали барскую запашку, уменьшали крестьянские наделы, заставляли работать на барщине до 6-7 дней в неделю. Многие помещики стали вводить месячину: отбирали у крестьян наделы, полностью переводили их на работу в свое хозяйство, выдавая за это месячное содержание продуктами.
Некоторые крестьяне заводили полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян.
Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, а немногие разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили свои промыслы, вкладывали капиталы в промышленность. Из их среды вышли такие крупные впоследствии капиталисты, как Морозовы, Гучковы и др.
Значительно шире и глубже буржуазные отношения развивались в промышленности. Быстро росло мелкотоварное производство. К началу XIX века в России было около 200 горных заводов, более 2 тысяч предприятий обрабатывающей промышленности. Мануфактуры превращались в фабрики, основанные на машинной технике. Все более возрастает применение наемного труда (в основном за счет оброчных крестьян). Спрос на свободную рабочую силу быстро рос, но крепостное право было сильнейшим тормозом. Рынок рабочей силы значительно отставал от роста промышленности. В 1825 году 54% занятых в обрабатывающей промышленности были наемными рабочими (большинство из них составляли оброчные крестьяне). А ведь помещик, отпустивший на денежный оброк своего крепостного, мог в любой момент и отозвать его – что, естественно, не придавало стабильности развитию промышленных предприятий.
Итак, развитие производительных сил вступало в противоречие с существующим феодально-крепостническим строем. Эти противоречия приводили к обострению классовой борьбы, усилению антикрепостнического движения в России. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева – яркое тому доказательство. Крестьяне выступали против усиления эксплуатации, против произвола помещиков и царской администрации. Участились выступления крепостных и посессионных крестьян на заводах Урала. Недовольство и волнения вспыхивают в армии (волнения в 1820 году в Семеновском гвардейском полку, волнения среди военных поселян). Против национального угнетения выступали порабощенные царизмом народы (пример тому – восстание в Польше в 1830 году). В 1825 году произошло восстание декабристов в России. Оно положило начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России. Все эти выступления были подавлены царизмом. Однако они оказали существенное влияние на общественно–политическое развитие страны, на развитие государственных органов и права.
Общественный строй
По мере развития капиталистических отношений в российском обществе происходят изменения. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы – буржуазия и пролетариат, хотя официально все население страны еще делилось на 4 большие группы или сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городские жители.
Дворянство. Как и в XVII веке дворянство по–прежнему оставалось экономически и политически господствующим классом, оно стояло на вершине Олимпа как первое сословие российской империи. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Дворянство составляло основу государственного аппарата, оно занимало в нем все командные должности. Александр I вернул дворянству все их привилегии (как известно, Павел, отец Александра I, отменил «Жалованную грамоту дворянства»), сын восстановил ее в полном объеме. Более того, дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками, заводами, заниматься торговлей наряду с купечеством. Особые привилегии получают верхи дворянства. Манифест от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» позволял избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. Этой же цели, т.е. укреплению позиций крупного дворянства, служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству только старшему сыну. Их нельзя было дробить, завещать посторонним (ту же цель когда-то преследовал петровский указ о единонаследии).
Дворянское сословие оказывало огромное влияние на государственные дела. А потому было принято решение уволить с военной службы офицеров, которые не были дворянами и не представлять больше к офицерскому званию лиц недворянского происхождения. Правительство Николая I ограничивает возможности получения потомственного дворянства. Если в 1845 г. для получения потомственного дворянства надо было достичь чина статского советника (по гражданской службе), а по военной – чина полковника, то по Указу 1856 г. требовалось уже достичь чина действительного статского советника по гражданской службе, а по военной – чина генерал-майора.
Нарушителем дворянского спокойствия в I половине XIX века стал Михаил Михайлович Сперанский. О нем, о его реформе государственного преобразования Российской империи в правовое буржуазное государство мы будет еще подробно говорить в следующей лекции. Сейчас же мы должны вспомнить 2 указа царя, подготовленные Сперанским, которые вызвали открытое возмущение дворянской аристократии. Это указы о:
1) «придворных званиях»;
бы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны без огромного рывка, который произошел в технике и в естественных науках.
Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытия опытным путем доказали, что Земля имеет форму шара; использование компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы преломления света. Ремесло совершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложных приборов: в конце XVI — первой половине XVII в. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, открыв то, что раньше было невидимо глазу.
Ручной труд стал вытесняться машинным, например в горном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальной культуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга.
Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473—1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвердили его последователи — итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548—1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564—1642).
Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивались для ученых трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг.
Огромное влияние естествознание оказало на философию: новая картина мира требовала философского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была разной. Подчас она граничила со страхом; открывавшаяся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Так, известный французский философ XVII в. Блез Паскаль писал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом». Человека, казавшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскаль сравнивал с хрупким мыслящим тростником.
Но возникали и другие, более оптимистичные теории. Были философы, для которых успехи науки являлись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596—1650) создал новую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным механизмом, движение которого определено Богом — «великим геометром», как называл его Декарт.
Английский ученый и политик Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в своем знаменитом труде «Новый Органон» доказывал, что окружающий мир, природу следует изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежит идея, которой суждено было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения.
Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил вXVI— XVIIвв. невероятно мощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механических» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает человеку наука, станут едва ли не аксиомами в сознании европейцев.
Вопросы и задания
1. Когда Западная Европа вступила в переходную эпоху? Какие новые процессы в эту эпоху развиваются? Можно ли сказать, что средневековье было преодолено полностью? Подтвердите свой ответ примерами
2. Расскажите о важнейших географических открытиях. К каким последствиям привела «встреча» цивилизаций, стояв-‘ ших на разных уровнях развития?
3. Какие естественнонаучные открытия были совершены в XVI—XVII вв.? Как географические открытия и успехи естественных наук повлияли на духовную жизнь Запада? Как философы представляли мир в эту эпоху?
§6
ИСТОКИ «ЕВРОПЕЙСКОГО ЧУДА»: РОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА
Западная Европа — первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и в конце концов одержали победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг — от феодализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Фло ренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV—XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но «втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мира и укрепления связей и экономической зависимости стран друг от друга.
Капитализм в городе и в деревне
Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами (самый быстрый путь к их приобретению открывался через торгово- ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на смену цеху стала приходить мануфактура — крупное производство, основанное в отличие от цеха на внутреннем разделении труда и наемном труде. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства.
Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец- предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, материалы, оборудование) и гораздо более распространенная — рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат).
В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня — главный оплот феодализма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей земли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как правило, через переход на аренду, что означало отмену фиксированных платежей и прав на наследственное держание. В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы. Так произошло, например, в Англии, где новые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь продажей шерсти. Но, как правило, землевладельцы предпочитали сохранять старые порядки.
От быстроты проникновения буржуазных отношений в деревню, гораздо более консервативную, чем город, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазивани-ем деревни.
В ту эпоху появился новый «герой времени», предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать жесткую конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.
Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков — национальных и общеевропейского.
Но в XV—XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих