Буржуазные отношения

Начиная со 2 пол. XVIII века, в России шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и зарождения буржуазных отношений. В 1 пол. XIX века этот процесс усиливается. Во всех основных отраслях экономики шло формирование капиталистического уклада.

Сельское хозяйство России все больше связывается с рынком, все больше производит продуктов для продажи. Широкое распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки. Это подрывало натуральные основы феодального хозяйства. В черноземных районах помещики увеличивали барскую запашку, уменьшали крестьянские наделы, заставляли работать на барщине до 6-7 дней в неделю. Многие помещики стали вводить месячину: отбирали у крестьян наделы, полностью переводили их на работу в свое хозяйство, выдавая за это месячное содержание продуктами.

Некоторые крестьяне заводили полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян.

Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, а немногие разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили свои промыслы, вкладывали капиталы в промышленность. Из их среды вышли такие крупные впоследствии капиталисты, как Морозовы, Гучковы и др.

Значительно шире и глубже буржуазные отношения развивались в промышленности. Быстро росло мелкотоварное производство. К началу XIX века в России было около 200 горных заводов, более 2 тысяч предприятий обрабатывающей промышленности. Мануфактуры превращались в фабрики, основанные на машинной технике. Все более возрастает применение наемного труда (в основном за счет оброчных крестьян). Спрос на свободную рабочую силу быстро рос, но крепостное право было сильнейшим тормозом. Рынок рабочей силы значительно отставал от роста промышленности. В 1825 году 54% занятых в обрабатывающей промышленности были наемными рабочими (большинство из них составляли оброчные крестьяне). А ведь помещик, отпустивший на денежный оброк своего крепостного, мог в любой момент и отозвать его – что, естественно, не придавало стабильности развитию промышленных предприятий.

Итак, развитие производительных сил вступало в противоречие с существующим феодально-крепостническим строем. Эти противоречия приводили к обострению классовой борьбы, усилению антикрепостнического движения в России. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева – яркое тому доказательство. Крестьяне выступали против усиления эксплуатации, против произвола помещиков и царской администрации. Участились выступления крепостных и посессионных крестьян на заводах Урала. Недовольство и волнения вспыхивают в армии (волнения в 1820 году в Семеновском гвардейском полку, волнения среди военных поселян). Против национального угнетения выступали порабощенные царизмом народы (пример тому – восстание в Польше в 1830 году). В 1825 году произошло восстание декабристов в России. Оно положило начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России. Все эти выступления были подавлены царизмом. Однако они оказали существенное влияние на общественно–политическое развитие страны, на развитие государственных органов и права.

Общественный строй

По мере развития капиталистических отношений в российском обществе происходят изменения. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы – буржуазия и пролетариат, хотя официально все население страны еще делилось на 4 большие группы или сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городские жители.

Дворянство. Как и в XVII веке дворянство по–прежнему оставалось экономически и политически господствующим классом, оно стояло на вершине Олимпа как первое сословие российской империи. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Дворянство составляло основу государственного аппарата, оно занимало в нем все командные должности. Александр I вернул дворянству все их привилегии (как известно, Павел, отец Александра I, отменил «Жалованную грамоту дворянства»), сын восстановил ее в полном объеме. Более того, дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками, заводами, заниматься торговлей наряду с купечеством. Особые привилегии получают верхи дворянства. Манифест от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» позволял избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. Этой же цели, т.е. укреплению позиций крупного дворянства, служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству только старшему сыну. Их нельзя было дробить, завещать посторонним (ту же цель когда-то преследовал петровский указ о единонаследии).

Дворянское сословие оказывало огромное влияние на государственные дела. А потому было принято решение уволить с военной службы офицеров, которые не были дворянами и не представлять больше к офицерскому званию лиц недворянского происхождения. Правительство Николая I ограничивает возможности получения потомственного дворянства. Если в 1845 г. для получения потомственного дворянства надо было достичь чина статского советника (по гражданской службе), а по военной – чина полковника, то по Указу 1856 г. требовалось уже достичь чина действительного статского советника по гражданской службе, а по военной – чина генерал-майора.

Нарушителем дворянского спокойствия в I половине XIX века стал Михаил Михайлович Сперанский. О нем, о его реформе государственного преобразования Российской империи в правовое буржуазное государство мы будет еще подробно говорить в следующей лекции. Сейчас же мы должны вспомнить 2 указа царя, подготовленные Сперанским, которые вызвали открытое возмущение дворянской аристократии. Это указы о:

1) «придворных званиях»;

бы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны без огромного рыв­ка, который произошел в технике и в естественных науках.

Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытия опытным пу­тем доказали, что Земля имеет форму шара; использо­вание компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы пре­ломления света. Ремесло совершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложных приборов: в конце XVI — первой половине XVII в. по­явились гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, от­крыв то, что раньше было невидимо глазу.

Ручной труд стал вытесняться машинным, напри­мер в горном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальной культуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга.

Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентри­ческая теория польского ученого Н. Коперника (1473—1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Рань­ше центром мира считалась неподвижная Земля с об­ращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка от­счета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина ми­ра стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвер­дили его последователи — итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548—1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564—1642).

Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с цер­ковью. Конфликты с ней часто заканчивались для уче­ных трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которо­го сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заста­вили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг.

Огромное влияние естествознание оказало на фило­софию: новая картина мира требовала философского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была раз­ной. Подчас она граничила со страхом; открывавшая­ся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Так, известный французский философ XVII в. Блез Паскаль писал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом». Человека, ка­завшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскаль сравнивал с хрупким мыс­лящим тростником.

Но возникали и другие, более оптимистичные те­ории. Были философы, для которых успехи науки яв­лялись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596—1650) создал новую картину мироз­дания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных на­ук, вводя их в философию. Мир представлялся ему ог­ромным механизмом, движение которого определено Богом — «великим геометром», как называл его Де­карт.

Английский ученый и политик Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в своем знаменитом труде «Новый Орга­нон» доказывал, что окружающий мир, природу сле­дует изучать, доверяя только опыту, научному экспе­рименту. Ему же принадлежит идея, которой сужде­но было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные от­ношения.

Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил вXVI— XVIIвв. не­вероятно мощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механи­ческих» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает че­ловеку наука, станут едва ли не аксиомами в созна­нии европейцев.

Вопросы и задания

1. Когда Западная Европа вступила в переходную эпоху? Какие новые процессы в эту эпоху развиваются? Можно ли ска­зать, что средневековье было преодолено полностью? Подтвер­дите свой ответ примерами

2. Расскажите о важнейших географических открытиях. К каким последствиям привела «встреча» цивилизаций, стояв-‘ ших на разных уровнях развития?

3. Какие естественнонаучные открытия были совершены в XVI—XVII вв.? Как географические открытия и успехи естествен­ных наук повлияли на духовную жизнь Запада? Как философы представляли мир в эту эпоху?

§6

ИСТОКИ «ЕВРОПЕЙСКОГО ЧУДА»: РОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА

Западная Европа — первая цивилизация, в кото­рой зародились, обрели силу и в конце концов одержа­ли победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг — от фе­одализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Фло­ ренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV—XVI вв. рас­пространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но «втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мира и укреп­ления связей и экономической зависимости стран друг от друга.

Капитализм в городе и в деревне

Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, со­стоящая в основном из купцов, ростовщиков и цехо­вых мастеров. Все они располагали капиталами (са­мый быстрый путь к их приобретению открывался че­рез торгово- ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производст­во. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на сме­ну цеху стала приходить мануфактура — крупное производство, основанное в отличие от цеха на внут­реннем разделении труда и наемном труде. Обслужи­вались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства.

Существовало две формы мануфактуры: централи­зованная (купец- предприниматель сам создавал мас­терскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, ма­териалы, оборудование) и гораздо более распростра­ненная — рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат).

В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня — главный оплот феода­лизма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей зем­ли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как прави­ло, через переход на аренду, что означало отмену фик­сированных платежей и прав на наследственное дер­жание. В деревне в роли предпринимателей могли вы­ступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы. Так произошло, например, в Англии, где но­вые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь прода­жей шерсти. Но, как правило, землевладельцы пред­почитали сохранять старые порядки.

От быстроты проникновения буржуазных отноше­ний в деревню, гораздо более консервативную, чем го­род, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазивани-ем деревни.

В ту эпоху появился новый «герой времени», пред­приимчивый, энергичный человек, способный выдер­жать жесткую конкуренцию, создать капитал в бук­вальном смысле из ничего.

Развитие капитализма сопровождалось техниче­ским прогрессом, разрушением традиционных корпо­ративных связей, складыванием единых рынков — национальных и общеевропейского.

Но в XV—XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отно­шений, еще достаточно сильных и не желающих

Добавить комментарий