Буржуазные реформы

Император Александр II (Освободитель) (1855-1881) вступил на престол, когда политическое и военное положение России было катастрофическим.

Заключив Парижский мир, Александр II основное внимание обратил на решение внутриполитических задач. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. Особое внимание было обращено на решение крестьянского вопроса.

Причины отмены крепостного права

  1. Поражение в Крымской войне обнаружило кризис системы самодержавно‑крепостнической власти и хозяйства и экономическую исчерпанность ее дальнейшего развития, подорвало международный престиж России.

Проявления кризиса:

— крестьянские повинности достигли наивысшего предела;

— кризис дворянства как сословия (3,5 % дворян были беспоместными, 45,9 % дворян имели не более 20 душ крепостных);

— сокращение экспорта русского хлеба за границу.

  1. Социальная напряженность в стране и рост крестьянских выступлений за отмену крепостного права.
  2. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны.
  3. Общественное осознание необходимости реформ в стране. Крепостное право выглядело безнравственно, поэтому для мирового признания развития России требовалась его отмена.
  4. В период царствования Николая I уже шла подготовка крестьянской реформы: был накоплен необходимый материал.

Александр II понимал: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу».

Подготовка крестьянской реформы

1) 3 января 1857 г. — создание Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под личным председательством императора. В состав комитета входили граф С. С. Ланской, князь Орлов, граф Блудов, министр финансов Брок, граф Адлерберг, князь В. А. Долгоруков, министр государственных имуществ Муравьев, князь Гагарин, барон Корф и Я. И. Ростовцев.

2) Ноябрь 1857 г. — рескрипт Александра II виленскому генерал‑губернатору В. И. Назимову, в котором распорядился создать в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях официальные комитеты по подготовке предложений об организации крестьянского быта.

3) Декабрь 1857 г. — рескрипт Александра II генерал‑губернатору П. И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов по подготовке проектов крестьянской реформы.

4) 8 января 1858 г. — Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер.

5) 4 марта 1858 г. — образование в составе Министерства внутренних дел Земского отдела для предварительного рассмотрения проектов, поступавших из губерний, которые затем передавались в Главный комитет. Председателем Земского отдела назначили заместителя министра внутренних дел А. И. Левшина, затем — Н. А. Милютина.

6) Февраль 1859 г. — образованы две редакционные комиссии, председателем которых император назначил главного начальника военно‑учебных заведений Я. И. Ростовцева, сочувственно относившегося к делу освобождения крестьян. Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин.

7) 10 октября I860 г. — закрытие редакционных комиссий, возобновление деятельности Главного комитета под руководством великого князя Константина Николаевича. К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.

8) 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.

9) 5 марта 1861 г. Манифест был прочитан в церквах после обедни.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

  1. Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами.
  2. К личной свободе крестьянин получал земельный надел. Его величина устанавливалась с учетом местности и была неодинаковой в разных районах России. «Лишняя» часть отрезалась в пользу помещика.
  3. Надел давался крестьянину за выкуп. Свой долг государству крестьянин должен был вернуть в течение 49 лет. До выкупа земли у помещика крестьянин считался «временнообязанным», платил помещику оброк и отрабатывал барщину. Взаимоотношения между помещиком и крестьянином регулировались «Уставной грамотой».
  4. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества — общины. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян‑помещиков. Введение этих «Уставных грамот» было основным занятием мировых посредников.

Реформа имела противоречивый, двойственный характер.

Результаты реформы

  1. Быстрый рост аграрного производства, увеличение емкости внутреннего рынка, возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции.
  2. Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства.
  3. Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения.
  4. Страна по‑прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.
  5. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда.
  6. Неравномерность развития капитализма, тесное переплетение старых и новых форм социальной структуры.

Значение реформы

Реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством, причем интересы помещиков были максимально учтены. Компромиссный характер реформы уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Самые значительные из них — восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и деревне Кандеевка Пензенской губернии.

Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» открыли перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и суда, подтолкнуть к развитию просвещения.

Либеральные (буржуазные) реформы 1860-1870‑х гг.

  1. Отмена телесных наказаний

Освобождение крестьян привело к уничтожению телесных наказаний за уголовные преступления (указ 17 апреля 1863). Главными деятелями в проведении нового закона были князь Н. А. Орлов, великий князь Константин Николаевич, сенатор Д. А. Ровинский, обер‑прокурор московских департаментов сената Н. А. Буцковский, военный министр Д. А. Милютин. Новый закон отменил шпицрутены, плети, кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги.

  1. Земская реформа

«Положением о земских учреждениях» (1864) определялись основные принципы системы местного управления:

— отделение земств от административной власти;

— всесословное выборное земское представительство;

— хозяйственно‑финансовая самостоятельность земств.

Полномочия земств — решение вопросов хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием и др.

  1. Городская реформа

Городская реформа («Городовое положение», 1870) аналогична реформе земской: создавала самоуправление населению городов с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах. Городская дума из выборных гласных соответствовала уездному земскому собранию, городская управа (выбранная из среды гласных) — земской управе. Правительство оставило за собой лишь право надзора.

Создавая всесословное управление, новый закон сближал отдельные классы городского населения и прежней сословной розни противополагал общие интересы.

  1. Судебная реформа (1864)

Основные особенности нового суда:

— судебная власть была отделена от административной и законодательной;

— в уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора);

— суд происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего следить за ходом дела;

— введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор и институт присяжных поверенных. Была создана защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах;

— введение в судопроизводство присяжных заседателей, судьи лишь применяли постановления закона согласно тому или иному приговору присяжных;

— для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось особыми судебными органами — судебными следователями. Должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь Сенатом;

— для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей). Мировой судья становился своего рода третейским судьей, что сделало сам суд близким и доступным для населения.

Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.:

  1. Мировой суд (для всех сословий, кроме крестьян) и волостной суд (для крестьян).
  2. Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.
  3. Окружной суд (один на губернию); он состоял из двух отделений: уголовного и гражданского.
  4. Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.

Венцом судебных учреждений являлся Сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.

  1. Военная реформа (1861-1874)

Главная роль в выработке нового закона и проведении его в жизнь принадлежит военному министру Д. А. Милютину.

Основные направления военной реформы:

— отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874);

— сокращение численности русской армии;

— расширение сети военно‑учебных заведений для подготовки офицерского состава (1863-1864): педагогические курсы и учительская военная семинария готовили преподавателей; пять академий (Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно‑медицинская и Военно‑юридическая) готовили офицеров с высшим образованием, а военные училища (Артиллерийское, Инженерное, Военно‑топографическое, Павловское, Константиновское, Александровское) давали знания по специальным отраслям военного искусства;

— введение новых воинских уставов;

— учреждение системы военных округов в целях совершенствования военного управления.

  1. В области народного образования

1858 г. — при университетах открыты педагогические курсы для подготовки преподавателей средних и низших учебных заведений.

1860 г. — открыты воскресные школы для взрослых ремесленников, мастеровых, вообще для рабочего класса.

С 1858 г. — открыты женские гимназии для всех сословий; начало высшему образованию женщин (Женские врачебные курсы, 1872; Педагогические женские курсы, преобразованные в Женский педагогический институт; Бестужевские курсы и др.).

Новый университетский устав (1863, 18 июня) даровал профессорской коллегии самоуправление: ей передано было заведование университетом, хозяйственные дела, суд над проступками студентов, право самостоятельно выбирать преподавателей для заполнения пустующих кафедр (за министерством оставлено право лишь утверждать или отказать в признании); увеличено число кафедр и бюджет университетов (реформа министра Головнина). Университетская реформа способствовала росту общественной активности, дала возможность объединяться в кружки, землячества, различные ассоциации.

1864 г. — создано два типа гимназий: классические и реальные (общеобразовательные). В основу первых было положено знание гуманитарных наук, результаты творческой мысли человека; в основу других — науки естественные, ознакомление с внешним миром — природой во всех ее разнообразных проявлениях.

Издание «Положения о начальных народных училищах» (1864) ликвидировало государственно‑церковную монополию на образование, учебные заведения было разрешено открывать земствам, общественным организациям и частным лицам.

  1. Реформа печати (1865)

Реформа печати отменила предварительную цензуру для значительной части книг и «толстых» журналов и сохранила ее для малой периодики. Это был толчок для широкого развития либеральной печати.

  1. Единство кассы и государственный контроль (1862)

Государственная роспись доходов и расходов, до тех пор составлявшая государственную тайну, стала публиковаться во всеобщее сведение. Введено единство государственной кассы, т. е. все денежные средства государства были сосредоточены в руках одного лишь министра финансов.

Была проведена и реформа государственного контроля. Во всех этих преобразованиях главным деятелем был статс‑секретарь В. А. Татаринов (государственный контролер с 1 января 1863).

Значение реформ

1) Земская и городская реформы положили конец преобладанию дворянства, демократизировали русское общество, привлекли к общей работе на пользу государства новые, более разнообразные слои общества.

2) Судебная реформа имела громадное культурное значение в русской жизни: новый суд воспитывал русское общество в уважении к закону, к личности и интересам ближнего, возвышал человека в собственных глазах, служил сдерживающим началом одинаково как для властвующих, так и для подчиненных.

3) Военная реформа проникнута духом гуманности.

4) Личность русского человека была поставлена в условия самостоятельного существования и развития.

5) В результате реформ Россия сделала определенный шаг на пути превращения в буржуазную монархию, но самодержавие по‑прежнему сохраняло за собой все главные позиции.

Реформы 1860-1870‑х гг. носили противоречивый и незавершенный характер. Уже в 1861 г. проходит волна студенческих беспорядков, в народе начинают широко распространяться подпольные листки (политические прокламации). В 1862 г. была впервые высказана открытая критика действий правительства тверским дворянством, провозгласившим, что Положение 19 февраля «не удовлетворяло народных потребностей ни в материальном отношении, ни в отношении свободы и что народу нужна конституция».

В немалой степени на ход реформ повлияли попытки покушения на жизнь императора (первая — 4 апреля 1866). Была учреждена «Верховная следственная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с харьковским генерал‑губернатором М. Т. Лорис‑Меликовым, снабженным диктаторскими полномочиями. Рубеж 1870-1880‑х гг. в России — это время революционного кризиса: усилилась деятельность революционных организаций. Комиссия М. Т. Лорис-Меликова приступила к разработке конституционного проекта. Но 1 марта 1881 г. был приведен в исполнение смертный приговор Александру II, вынесенный революционной организацией «Народная воля» (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов и Н. И. Рысаков). 8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституционный проект Комиссии М. Т. Лорис‑Меликова. Линия реформ была оборвана.

Предпосылки введения буржуазных реформ в России

Замечание 1

Буржуазные реформы в России – это реформы 60-70-х гг. XIX века, направившие Россию на путь капиталистического развития и поставившие самодержавие перед необходимостью формирования основ конституционно-представительной, буржуазной демократии, изменения всей системы государственной власти и управления, создания соответствующих государственных институтов.

В России во второй половине XIX века настало время масштабных перемен, которые прежде всего были связаны с развитием капиталистических отношений и попытками монархии разрешить множественные противоречия в стране с помощью реформ буржуазного характера.

Во второй половине XIX века в стране произошли изменения в экономической и социально-политической сферах:

  • переход от реакционного режима Николая I к политической «оттепели»;
  • отказ от крепостничества и определенный прогресс в социальных отношениях;
  • переход от феодализма к капиталистической экономике.

Ко второй половине XIX века Россия была ярко выраженным военно-полицейским государством, что привело к развитию кризиса, затронувшего все жизни общества. Осуществление реформ нового характера в России стало неизбежным.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Буржуазные реформы в России 400 руб.
  • Реферат Буржуазные реформы в России 220 руб.
  • Контрольная работа Буржуазные реформы в России 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Предпосылки введения буржуазных реформ в России во второй половине ХIХ в.:

  1. Экономические предпосылки. Кризис феодализма и стремительное развитие капиталистического способа производства, возникновение противоречия между ними. Предприниматели создавали крупные товарные хозяйства, стала появляться буржуазная собственность на землю. Общее падение эффективности крестьянского труда и разорение многих помещиков, имущественная дифференциация среди крестьянства. С 30-х гг. ХIХ века в стране происходит промышленный переворот. Общественно-политическое отставание привело к экономическому и техническому отставанию от капиталистических стран.
  2. Политические предпосылки. Экспансия на Ближнем Востоке, попытки воздействовать на турецкую империю, завоевать проливы Дарданеллы и Босфор, что привело к Крымской войне 1853-1856 гг., в которой Россия потерпела поражение с огромными человеческими потерями, материальными затратами. Страна оказалась в международной изоляции, наступил глубокий финансовый кризис (повышались налоги, проходила реквизиция скота для армии, увеличивались крестьянские повинности, проводились рекрутские наборы).
  3. Социальные предпосылки. Экономический кризис вызвал в обществе социальную напряженность: неуплата налогов, пассивное сопротивление властям, отказ работать на помещиков и др. В стране участились восстания, бунты, поджоги – политическая дестабилизация нарастала. Появились движения революционеров-демократов. В 1859–1861 гг. возникла революционная ситуация.

Подготовка буржуазных реформ

Подготовка реформ началась с освобождения от реакционно-феодального уклада и перемен во внутренней жизни страны.

В 1855 году были сняты многие реакционные ограничения и запреты, введенные в царствование Николая I:

  • убраны ограничения в деятельности университетов (введенные после 1848 г.);
  • разрешена свободная выдача паспортов;
  • ослаблена существовавшая жесточайшая цензура (театр, печать);
  • уничтожены военные поселения;
  • сокращены военные расходы бюджета и армия;
  • с крестьянства были списаны недоимки, оно было освобождено от рекрутского набора;
  • амнистия всех политических заключенных (август 1856 г.).

Основные буржуазные реформы в России

Во второй половине XIX в. в России проведены следующие основные реформы:

В России были отменены телесные наказания, произведены коренные преобразования в сфере финансов, цензуры, военной сферы, университетских порядков, прошла реорганизация системы полиции и тюрем, государственной статистики.

Крестьянская реформа. Включала ликвидацию крепостничества. В 1857 году был сформирован специальный Секретный комитет (преобразованный позже в Государственный комитет по крестьянскому делу), разрабатывающий проект постепенного освобождения крестьян. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости, наделялись землей и обретали новое правовое положение. Крестьяне приобрели некоторые имущественные и личные права. Они получили статус физического и юридического лица, личную свободу, политические права в вопросах местного самоуправления, могли переходить в другие сословия, свободно выбирать род занятий и место жительства, вступать в купеческие гильдии, имели право предъявлять иски, заключать сделки, заводить производственные и торговые учреждения и др. Однако крестьяне продолжали оставаться податным сословием с меньшими правами, наказывались телесными наказаниями, подлежали рекрутской повинности, были ограничены в свободе передвижения.

Полицейская реформа (1862 г.). Ликвидация вотчинной полиции с отменой крепостного права способствовала росту уголовной преступности, возросла протестная преступность (хищение, поджоги, уничтожение и порча барских инвентаря, садов, барских посевов и др. Назрела общественная потребность в реформировании полицейских служб. Проект реорганизации был разработан в 1860 г. и позже реализован законодательно. На местах высшую полицейскую власть осуществляли губернские правления, губернаторы и генерал-губернаторы. Городская и уездная полиция были объединены в уездное полицейское управление, которое возглавил исправник, назначавшийся из местных дворян губернатором. Становым приставам подчинялись десятские в деревнях, сотские в участках стана и полицейские урядники. В крупных городах работали, возглавляемые полицеймейстером, полицейские управления, им подчинялись городские и участковые приставы. Изменились принципы комплектования полиции – был введен вольный найм нижних чинов по контракту, налажен отбор кандидатов, организована специальная подготовка.

Судебная реформа. Была самой буржуазной, наиболее глубокой и последовательной реформой. В основу реформы легла концептуальная основа. К основным началам правосудия относились: равенство перед законом, несменяемость судей, отделение административной власти от судебной, существование самостоятельной адвокатуры, устность и состязательность процесса, гласность, введение суда присяжных. Судебные органы отделялись от законодательной и исполнительной власти. Была введена выборность судей. Были сформированы система общих судов и система мировых (местных) судов.

Замечание 2

Несмотря на свою половинчатость, непоследовательность и незавершенность, все реформы оказали значительное влияние на основные аспекты политической, экономической и социальной жизни России во второй половине XIX в.

Реформы 1860-1870-х гг.: основные преобразования

Реформа – процесс преобразований в разных сферах человеческой жизни (политике, экономике, культуре, социальных отношениях).

Аграрная реформа 1861 г.: отмена крепостного права

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

Дата Событие
1592 — Запрет перехода крестьян* к другому землевладельцу (согласно «указной» версии формирования крепостного права, данный документ считался основным, вполне конкретным законом – стартом периода существования крепостного права). Существование данного документа оспаривалось.
Конец XVI – начало XVII века — Увеличение срока розыска беглых крестьян.
1606 – 1607 гг. — Крестьянское восстание И. Болотникова.
1649 — Соборное Уложение – свод законов, действовавший до 1832 года. Считается официальной датой появления крепостного права: 1. Юридически закреплен неограниченный срок розыска беглых крестьян. 2. Любой крестьянин терял право менять место жительства, он «закреплялся» за поместьем.
1670-1671 гг. — Восстание С. Разина.
1764 г. — Секуляризация земель церкви, право иметь крепостных получили только дворяне.
1773-1775 гг. — Восстание Е. Пугачева.
1797 г. — Манифест о трехдневной барщине (ограничение труда крепостных) Павла I.
1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах Александра I.
1816-1819 гг. — Отмена крепостных порядков на территории прибалтийских губерний Российской империи (Курляндия, Лифляндия, Эстляндия).
1833 г. — Запрет Николая I продавать крестьян с торга, забирать их наделы, разделять семью при продаже.
50-е годы — Массовые крестьянские выступления.
1861 г. — Отмена крепостного права.

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Российская империя завершила процесс аграрных изменений в Европе. В сравнении с западными странами (Великобритания, Германия), Россия отстала приблизительно на полвека: в Германии освобождение крестьян произошло в 1807-1809 гг. под влиянием наполеоновских войн, Англия отказалась от крепостного права еще в XVI в. в рамках «огораживания». Но в США рабство было отменено на год позже в 1862 году.

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. — собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. — новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

19 февраля 1861 года по старому стилю император Александр II издал «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В Прощенное воскресенье 5 марта (17 марта по новому стилю) документ обнародовали. «Положение…» состояло из 17 законодательных актов.

Основные идеи:

  1. Ликвидация личной зависимости крестьян;
  2. Юридическое закрепление статуса «временнообязанных»;
  3. Крестьяне получали гражданскую правоспособность – могли владеть землей, домом;
  4. Предоставлялось право выборного самоуправления;
  5. На протяжении 49 лет крестьяне должны были отбывать барщину за использование земельного надела;
  6. Помещикам гарантировалось получение выкупных платежей, другими словами – крестьяне выплачивали выкупные платежи не помещику, а государству.

Результаты:

  • Был введен новый институт, вместо «крепостного права» — постоянные поземельные отношения между крестьянином и помещиком, отношения оформлялись уставной грамотой;
  • Появился институт сельских обществ и волостей, объединение в общины было обязательным;
  • За землю и повинности нес ответственность перед общиной домохозяин и его семья. Другими словами, крепостные отношения трансформировались в круговую поруку;
  • Утвердились две формы землевладения: подворное и общинное;
  • Постепенно в земельные отношения проникали рыночные отношения, тормозила процесс развития капиталистических отношений общинная система.

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.

Задачи земств:

  • Ремонт дорог;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

Главные последствия:

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Одна из реформ либеральных «великих» реформ Александра II. Проект разрабатывался в 1861-1863 гг., реформу утвердили в 1864 году. Результат – полное изменение формы и содержания судебной системы.

  • Созданы две ветви судебных органов: мировые и общие. В каждой было по две инстанции: мировые суды и съезды, суды округов и судебные палаты.
  • Установлен принцип гласности суда, заседания проходили открыто.
  • Вводился принцип состязательности процесса – с этой целью ввели должности адвокатов и прокуроров, появился суд присяжных (необходимо было доказать, что обвиняемый виновен; стала применяться презумпция невиновности).
  • Появилось понятие «судебное следствие».
  • Судебные органы стали независимы от административных.
  • Судьи мирового суда избирались на фиксированный срок, общего суда – судья был несменяемым.

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.

Идеолог и главный разработчик проекта реформы – Д.А. Милютин.

  • Основное изменение: замена рекрутчины на воинскую повинность (распространялась на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия);
  • Реформирована образовательная система в военных учебных заведениях;
  • Срок срочной службы – 6 лет, при наличии высшего образования – полгода.

Результаты:

  • повышение эффективности армии, возможность быстрой мобилизации при необходимости, переход на новую систему комплектования армии, сокращение численности постоянно действующей армии.
  • Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
  • Политика контрреформ
  • Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
  • Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
  • Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков

60-70-е гг. — это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

Александр II

В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II — российский император с 1855 г.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком — в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы. Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

Либеральный лагерь

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне. В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции. Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.

Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.— в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия

Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист

Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856—1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей — «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права. Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность. До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником «, они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду. Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.

Первая страница «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

Земское собрание в провинции. Художник К. Трутовский

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» — так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа

В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861—1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности

Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений. После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства. Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях. Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг. в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Александр II в юности, еще до того как стал царем, был страстным охотником и, разумеется, не мог пройти мимо вышедших в 1846 г. «Записок охотника» И. Тургенева. Впоследствии он говорил, что именно эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Добавить комментарий