Бюджетные дотации

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ.

Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета — получателя дотации.

Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер.

Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер.

А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита.

Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ.

Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе.

В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснованна, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.

Следующее понятие, — финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует.

Исходя из содержания статей БК РФ, в можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает:

  • во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям,

  • во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий.

Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ. До введения в действие ФЗ от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет «иные безвозмездные и безвозвратные перечисления». Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы РФ.

Виды субсидий

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. По виду предоставления:

  • В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.

  • В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.

2. По типу реализации:

  • Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.

  • Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.

  • Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Дотации — это

Доходы бюджета – это

Тема 7. Государственные и муниципальные финансы

278.С правовой точки зрения бюджет — это:

— финансовый документ, утверждаемый в форме закона (решения)

— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ

— централизованный финансовый фонд государства

279.Бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ — это:

— совокупность денежных отношений, связанных с формированием использованием централизованного фонда государства

— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

— финансовый план государства, принимаемый законодательными (представительными) органами власти

— финансовые средства, поступающие в бюджетную систему РФ в безвозмездном порядке

— поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

— денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ

281.Расходы бюджета – это:

— выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

— денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства

— финансовые средства государственных и местных органов власти

— трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

— трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

— межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

283.Субвенция – это:

— межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ или муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке

— межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе

— межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

284.Субсидия – это:

— межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

— межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении государственных полномочий и полномочий органов местного самоуправления

— межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе

285.Муниципальные финансы связаны с формированием и использованием:

— централизованных и децентрализованных денежных фондов

— только децентрализованных денежных фондов

— только централизованных денежных фондов

286.Наибольшая доля в структуре доходов федерального бюджета принадлежит:

— налоговым поступлениям

— доходам от имущества государства

— доходам целевых бюджетных фондов

287.В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные инвестиции — это:

— бюджетные средства, направляемые на приобретение государственных акций

— бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества

— бюджетные средства, направляемые на финансирование различных объектов

288.К государственным финансам не относятся средства:

— федерального бюджета

— местного бюджета

— бюджетов государственных внебюджетных фондов

— бюджетов субъектов РФ

289.По материально-вещественной форме бюджет – это:

— совокупность денежных отношений, связанных с формированием, использованием централизованного фонда государства

— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

— централизованный денежный фонд государства и органов местного самоуправления, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления

290.Бюджет как экономическая категория это:

— совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования централизованного фонда государства

— финансовый план государства

— централизованный финансовый фонд государства, предназначенный для выполнения функций государства и решения социально-экономических задач

291.К государственным финансам относятся:

— финансы государственных (казенных) предприятий

— местные бюджеты

— финансы организаций

292.К государственным финансам относятся:

— финансы организаций

— местные финансы

— федеральный бюджет

293.Государственные финансы связаны с формированием и использованием:

— централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных организаций

— только децентрализованных денежных фондов

— только централизованных денежных фондов

294.К государственным финансам относятся:

— бюджеты субъектов РФ

— местные финансы

— финансы организаций

295.К государственным финансам относятся:

— финансы организаций

— местные финансы

— бюджеты государственных внебюджетных фондов

296.К государственным финансам относятся:

— финансы организаций

— местные финансы

— бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

297.Инструментом государственных финансов является:

— коммерческий кредит

— государственный кредит

— финансы предприятий

298.Государственные доходы включают:

— доходы государственных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

— доходы государственных бюджетов

— доходы государственных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансовые ресурсы государственных организаций

299.Тенденция опережающего роста государственных расходов по сравнению с ВВП называется законом:

— Миллера

— Кейнса

— Вагнера

300.Государственные расходы осуществляются за счет средств:

— государственных бюджетов

— государственных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

— государственных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также финансовых ресурсов государственных организаций

301.Основные формы мобилизации государственных доходов:

— налоги, займы и эмиссия

— доходы, налоги, финансовая помощь

— налоги, займы и финансовая помощь

302.По методам взимания доходы бюджетов формируются за счет:

— налоговых и неналоговых доходов

— собственных и привлеченных средств

— обязательных и добровольных поступлений

303.По праву собственности доходы бюджетов формируются за счет:

— налоговых и неналоговых доходов

— собственных и привлеченных средств

— обязательных и добровольных поступлений

304.По юридическому основанию взимания доходы бюджетов разделяются на:

— налоговых и неналоговых доходы

— собственные и привлеченные средства

— обязательные и добровольные платежи

305.Экономическая группировка расходов бюджетов предполагает их деление на:

— текущие и капитальные

— социальные и экономические

— текущие и последующие

306.Основными методами перераспределения ВВП с целью мобилизации доходов являются:

— налоги

— налоги и займы

— налоги и эмиссия

— налоги, займы и эмиссия

307.Государственные доходы:

— не отличаются от доходов государственных бюджетов

— больше доходов государственных бюджетов

— меньше доходов государственных бюджетов

308.Основная часть бюджета РТ формируется за счет:

— налоговых доходов

— финансовой помощи из федерального бюджета

— доходов целевых бюджетных фондов

309.В соответствии с БК РФ поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета – это:

— государственные доходы

— только налоги

— доходы бюджета

310.В соответствии с БК РФ выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета — это:

— государственные расходы

— расходы бюджета

— расходы бюджетных учреждений

311.В соответствии с бюджетным законодательством РФ к доходам бюджета не относятся:

— государственные и муниципальные заимствования

— субвенции из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций

— средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям

312.К внешним источникам доходов бюджета относят:

— налоги, уплачиваемые иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами данной страны

— национальных доход другой страны, привлеченный в форме займов

— бумажно-денежную и кредитную эмиссии.

313.Поступление в бюджет средств от продажи золотовалютного запаса страны означает использование в качестве источника доходов бюджета:

— национального дохода

— национального богатства

— валового внутреннего продукта

314.Согласно действующему бюджетному законодательству РФ доходы бюджета характеризуются признаками:

— безвозмездности и безвозвратности

— безвозмездности и возвратности

— безвозмездности и безвозвратности, а также платности и возвратности в случае привлечения государственных и муниципальных займов

315.Политически более благоприятным для правительства методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов и увеличения финансовых возможностей государства является:

— повышение налогов

— осуществление займов

— проведение денежной эмиссии

316.Налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф — это:

— маркированные налоги

— прямые налоги

— косвенные налоги

317.Действующий перечень федеральных, региональных и местных налогов установлен:

— Налоговым кодексом РФ

— Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

— Бюджетным кодексом РФ

318.Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

— федеральных налогов и сборов

— только региональных налогов

— федеральных и региональных налогов

319.В настоящее время пропорции распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ определяются:

— законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год

— Бюджетным кодексом РФ

— законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

320.Расходы бюджетов, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, — это:

— капитальные расходы

— текущие расходы

— производительные расходы

321.Межбюджетные трансферты – это:

— средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ

— средства государственных внебюджетных фондов

— перечисления в бюджетные организации

322.Дотации передаваемые из одного уровня бюджетной системы другому уровню бюджетной системы предоставляются на:

— софинансирование расходов бюджетов

— выполнение государственных полномочий

— выравнивание уровней бюджетной обеспеченности

323.Направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства отражает:

— функциональная классификация расходов бюджета

— экономическая классификация расходов бюджета

— ведомственная классификация расходов бюджета

324.Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении государственных полномочий и полномочий органов местного самоуправления — это:

— дотация

— субсидия

— субвенция

325.Доходы в виде дотаций, субвенций и субсидий относятся к:

— неналоговым доходам

— источникам финансирования дефицита бюджета

— к безвозмездным и безвозвратным перечислениям

326.Расходы государственных внебюджетных фондов относятся к:

— расходам федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

— расходам федерального бюджета

— государственным расходам

327.Органом управления государственными финансами является:

— Министерство финансов РФ, Министерства финансов субъектов РФ, Министерство экономического развития РФ

— Министерство экономического развития и торговли, Счетная палата РФ, Министерство финансов

— Министерство финансов РФ и находящиеся в его ведении федеральные службы, финансовые органы субъектов РФ

— Министерства и ведомства РФ

328.В ведении Министерства финансов РФ находятся:

— федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу

— федеральная налоговая служба, федеральная служба страхового надзора, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу, государственный таможенный комитет

— федеральная налоговая служба, федеральная служба страхового надзора, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральное казначейство

329.Региональные органы управления государственными финансами — это:

— законодательные и исполнительные органы власти

— все исполнительные органы власти

— финансовые органы субъектов РФ

330.Органы управления муниципальными финансами:

— представительные и исполнительные органы местной власти

— все исполнительные органы местной власти

— финансовые службы органов местной власти

331.Федеральная налоговая служба осуществляет функцию:

— сбора налогов

— контроля за полнотой и своевременностью поступления налогов в бюджет

— учета налогов

332.Федеральное казначейство осуществляет функцию:

— учета исполнения федерального бюджета

— контроля за исполнением федерального бюджета

— планирования доходов и расходов федерального бюджета

333.Кассовое обслуживание исполнения бюджета – это:

— проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета

334.Единый счет бюджета – это:

— счет открытый Министерству финансов РФ в учреждении центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ

— счет открытый Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ

— счет открытый финансовым органам субъектов РФ в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ

335.Единый счет бюджета открывается для:

— учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета;

— учета и контроля за движением денежных средств бюджета

— учета и финансирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ

336.Государственные услуги (работы) — это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с:

— государственным (муниципальным) заданием

— росписью доходов и расходов бюджета

— кассовым планом

20. Бюджетное регулирование: понятие,методы. Сравнительный анализ дотаций и субвенций.

Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности (ст. 18 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»). Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2) перераспределение самих бюджетных источников;

3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основной метод бюджетного регулирования — установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в гл. 7-9 БК РФ.

Регулирующие доходы бюджетов — это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. 48, 63 БК РФ).

Бюджетное регулирование — это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

Участниками бюджетного процесса являются:

— Президент Российской Федерации;

— органы законодательной (представительной) власти;

— органы исполнительной власти;

— органы денежно-кредитного регулирования;

— органы государственного и муниципального финансового контроля;

— государственные внебюджетные фонды;

— главные распорядители и получатели бюджетных средств;

— иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет федерального бюджета, а милиция общественной безопасности — будет содержаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным звеньям бюджетной системы.

Для понимания сущности бюджетного регулирования необходимо также раскрыть значение таких категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета».

Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета является отрицательным фактором, профицит — рассматривается как положительное явление, поскольку оно свидетельствует о финансовом благополучии государства и нормальной организации бюджетного планирования.

Начиная анализ форм и методов бюджетного регулирования, прежде всего выделим методы государственного воздействия на экономику, которые, как полагают специалисты, можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, включающие:

— налоговую политику (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот);

— амортизационную политику (установление норма амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация);

— кредитную политику (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке);

— таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин).

Во-вторых, прямое государственное финансовое регулирование (распределение бюджетных инвестиций, дотации).

В-третьих, методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование).

В-четвертых, государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству). Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства.

Методами бюджетного регулирования являются:

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;

в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать «регулирующие налоги»;

г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);

д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;

е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.

Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

Трансферт — перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер: 1) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) дефицита; 2) привлечение средств путем выпуска займов (государственных или местных) и использование кредитов; 3) при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр — специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного органа власти. Механизм секвестра может вводится и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом мероприятий.

Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется Государственной Думой, высшими представительными органами власти субъектов РФ и местными органами.

При каких условиях назначается каждая выплата

Теперь следует разобраться в условиях, когда назначается та или иная выплата. Это совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Субсидии

Такую поддержку имеют возможность получить граждане страны, которые относятся к категории малоимущих или незащищенных. Выдача помощи осуществляется:

  • если нет задолженности за коммунальные услуги;
  • если у человека есть российское гражданство или он является официальным резидентом страны, живущим на ее территории постоянно;
  • при наличии постоянной регистрации и жилья (подтверждающая документация).

Рассчитывать на получение субсидии могут отдельные категории граждан. В их число входят:

  • люди пенсионного возраста;
  • молодые семьи;
  • люди с инвалидностью, а также семьи, оказывающие постоянный уход за людьми с инвалидностью;
  • семьи, где трое и более детей.

Претендовать на субсидию имеет право любой человек из перечисленных групп в том случае, если он получает меньше прожиточного минимума по стране. При расчете пособия на всю семью берется суммарный доход всех ее членов, а потом делится на каждого, кто входит в ее состав и зарегистрирован именно по этому адресу. В итоге конечная сумма должна быть меньше минимума, установленного государством.

Субвенции

Могут назначаться исключительно после подачи от местных органов соответствующей заявки. Предоставить всю необходимую документацию нужно заранее. Администрация субъекта РФ, когда заканчивается год, может затребовать проведения качественного анализа всех расходов за определенный период, чтобы выявить, что именно в этом регионе не доделано, где требуется дополнительное финансирование. Только после анализа и составленного отчета формируется заявка, которая направляется в центральный орган власти, чтобы получить дополнительное финансирование на следующий год. После одобрения требования приобретут право на субвенцию.

Неизрасходованные за расчетный период средства нужно будет вернуть туда, откуда они были направлены. В случае если большая часть запрошенной суммы не была израсходована, объект власти, которым была получена субвенция, будет под угрозой наложения штрафных санкций на следующий период.

Кроме того, существует процедура «наоборот», когда субвенция назначается из регионов федеральному бюджету. На эту процедуру есть соответствующий регламент Бюджетного кодекса Российской Федерации — № 145-ФЗ.

Определения

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, необходимо прочитать и запомнить определения. Они уже о многом говорят.

Субсидия – это разновидность финансирования, которая приближена к пожертвованию. Однако денежная помощь выдаётся для конкретной цели. Применяется для того, чтобы поднять уровень жизни конкретного человека. Как правило, предназначается для малообеспеченных слоёв населения. В качестве источника может выступить местный или центральный бюджет. Полученные субсидии не потребуется возвращать, но тратить деньги можно только на определённую цель, например, на покупку недвижимости. Если человек, к примеру, решит купить на эти средства автомобиль, то подобное действие будет считаться незаконным.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, которые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются исключительно из бюджета к бюджету. Выданы деньги могут быть, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, поэтому использование средств не контролирует государство. Дотацией может быть как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму. А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть. Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.

Дотация

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование):

  1. В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
  2. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.
  3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например, дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей.

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.

> См. также

  • Субсидия
  • Субвенция

Добавлено в закладки: 0

Что такое дотация? Описание и определение понятия.

Дотация — это денежное периодическое вознаграждение, которое предоставляют из государственного бюджета. Дотации дают частным лицам или предприятиям в целях покрытия убытков, которые они несут.

Самый большой сегмент дотируемых организаций имеют предприятия научной и сельскохозяйственной сфер, поддержка которых является важной для национальной экономики.

Частным лицам дотации предоставляются в виде денежных средств на содержание ребёнка, транспортные затраты, выплат за вредность на производстве и др. Пособия дефицитным предприятиями выплачиваются в целях покрытия разрыва между расходами и выручкой, чтобы избежать неконтролируемого роста цен.

Дотация (от лат. dotatio — пожертвование, дар):

  • В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, которые предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе без установления условий их использования или направлений.
  • Денежные средства, которые выделяются из местных и государственного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от реализации производимого продукта меньше, чем издержки на продажу и производство этого продукта, нижестоящим бюджетам для того, чтобы покрыть разрыв между их расходами и доходами.
  • Дополнительные выплаты работнику, которые оговорены законодательным актом или трудовым договором, к примеру, выплаты на несовершеннолетних детей, дотация на проезд к месту работы, на питание.

Дотация компенсирует увеличенные издержки, покрывает убытки. Предоставление предприятиям дотаций дает возможность, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать увеличения розничных цен на некоторые потребительские товары и услуги, так как часть цены на данные товары оплачивается за счет дотации из бюджетных средств.

Если бы дотаций не было, производители соответствующую им долю оплаты своих расходов переложили бы на покупателей, что вызвало бы рост цен. Но дотации тяжелым грузом ложатся на государственный бюджет, вызывают его дефицитность, вследствие этого необходимо осуществлять добавочную денежную эмиссию, которая приводит к инфляции.

Дотации широко распространены в странах, где преобладает административное государственное управление экономикой, и в намного меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самоокупаемости и самофинансирования являются достаточно жесткими.

Рассмотрим, более детально, что значит дотация.

Дотации для предприятий

Дотации – это в первую очередь межбюджетные трансферты. Они предоставляются безвозвратно и безвозмездно. При этом не имеет значения цель и условия применения средств.

Дотации – это средства, полученные организациями в случае, если их затраты на производство и реализацию изготавливаемой продукции превышают прибыль от продажи этой продукции.

Дотационные средства выделяются либо местным, либо государственным бюджетом.

В понятие дотации включаются средства, которые могут применяться для компенсации повышенных издержек и покрытия убытков. Таким образом, предприятия, которые получают эти средства, в итоге избегают банкротства. На деле это выглядит таким образом: выплаты, которые выделены из бюджета, компенсируют часть цен на отдельные товары и услуги. В свою очередь такими мерами можно предупредить повышение розничных цен.

В зависимости от типа экономического устройства в определенном государстве дотации могут определяться по-разному. Применение дотационных выплат имеет широкое распространение в странах, где преобладает государственное администрирование. При условии рыночной экономики подобные выплаты не настолько востребованы, так как в таком случае существуют жесткие требования к самоокупаемости и самофинансированию.

Когда производитель получает дотацию, он имеет возможность проводить реализацию изготавливаемого им товара в определенном объеме и по определенной стоимости, доступной для потребителя, потому что ее размер не будет завышен.

В основном выплата бюджетных средств производится производствам, которые с одной стороны имеют показатель низкой рентабельности, но с другой, обладают большим значением для экономики государства. К таковым можно отнести: сельскохозяйственное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения, фундаментальная наука.

Когда речь идет о государстве с так называемым «закрытым» типом экономики, то бюджетные выплаты предупреждают рост цен, оплату расходов полностью ложится не на потребителя, а на государство. В государствах, с «открытой» экономикой, подобные выплаты призваны поддержать национальных производителей и также стимулируют внутренний спрос. Вместе с этим показатель безработицы в государстве падает, а уровень жизни населения подымается. Дотации обладают стимулирующим свойством, положительно влияя на производство социально-значимой продукции, услуг, работ и следующую далее их реализацию по доступным ценам для всех социальных групп населения.

Дотации для населения

Дотациями называют также выплаты работнику. В таком случае они оговариваются в законодательном акте или трудовом договоре. Дотацией в данном виде могут быть выплаты выделяемые сотрудникам на питание, проезд на работу, а также на несовершеннолетних детей.

Из-за того, что определенная часть граждан по размеру своих доходов находятся ниже уровня общественных стандартов, принятых законодательством, им обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также на приобретение социальных товаров и медикаментов. При этом государство расходует меньше средств, чем если бы предоставляло дотационные средства предприятиям, которые производят определенную продукцию или предоставляют определенные услуги.

Таким образом можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

  • регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;
  • компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта;
  • финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;
  • жилищно-коммунальные субсидии.

Добавить комментарий