Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;
определение законами субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ;
установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:
определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов и (или) местных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;
установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.
Бюджетные полномочия субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям:
1) с федеральными органами власти;
2) с другими субъектами РФ;
3) с органами местного самоуправления.
Важной стороной в характеристике бюджетных полномочий субъектов РФ является бюджетное равноправие данных субъектов. Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм и федерального законодательства, является законодательство самих субъектов РФ: конституции и уставы, законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, иное специальное законодательство субъектов РФ.
Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления, обладают бюджетными полномочиями. Важное значение этих полномочий состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех уровнях социально-экономических и других вопросов местного значения.
Указанные полномочия обеспечивают органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.
Положения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в области бюджетного права конкретизируются в нормативных актах самих органов местного самоуправления.
Законодательство исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в праве на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления, в их правах на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Однако особенности муниципальных образований, обусловленные законодательством субъектов РФ, влияют на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных полномочий.
Статья 8 БК РФ. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
· установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
· составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
· установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
· установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;
· определение законами субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
· установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
· предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
· осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
· установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
· временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
· в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
· иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
· К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:
· определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
· установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;
· определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;
· определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
· определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Состав бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ определён Бюджетным кодексом РФ (ст. 7,8,9).
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ общее правовое и методологическое регулирование бюджетных отношений находится в компетенции Российской Федерации, что обеспечивает единство бюджетной системы и согласованность бюджетной политики всех публично-правовых образований.
Особенности организации и осуществления бюджетного процесса каждое публично-правовое образование устанавливает своими правовыми актами самостоятельно. Подобный подход представляется вполне обоснованным, поскольку позволяет учитывать особенности экономического потенциала публично-правовых образований и уровень их подготовки к внедрению инновационных инструментов бюджетирования.
Бюджетные полномочия публично-правовых образований можно классифицировать на правоустанавливающие и правоприменительные. Правоустанавливающие полномочия касаются утверждения порядка осуществления тех или иных действий, операций с бюджетными средствами. Правоприменительные полномочия – реализация норм законодательства на практике. Примеры правоустанавливающих и правоприменительных полномочий представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Бюджетные полномочия публично-правовых образований
Тип полномочия | РФ | Субъект РФ | Муниципальное образование |
Правоустанавливающие полномочия |
Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений | Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждения и исполнения указанных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчёта об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда | Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждения и исполнения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчёта об исполнении местного бюджета |
Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением | Установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчётов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчётности, установленной федеральными органами государственной власти |
Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов |
|
Установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении, составления отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ | Определёние порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счёт субвенций из бюджета субъекта РФ | ||
Определёние порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ | Установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов | ||
Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ |
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ |
||
Определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов | |||
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | |||
Правоприменительные полномочия |
Составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ | Составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчётов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, составление отчётов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ | Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета |
Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ | Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ | Предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов | |
Осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ | Временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления | Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами |
Бюджетные полномочия РФ также делятся на полномочия, касающиеся управления бюджетной системой в целом, и полномочия, касающиеся управления средствами федерального бюджета и бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов. К первой группе полномочий можно отнести следующее:
¾ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений
¾ определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
¾ осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и др.
Примерами полномочий, относящихся ко второй группе, являются:
¾ определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации;
¾ составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ;
¾ осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ и др.
Кроме того, бюджетные полномочия могут быть сгруппированы по сфере их реализации: бюджетные полномочия в сфере организации и осуществления бюджетного процесса; бюджетные полномочия в сфере регулирования доходов; бюджетные полномочия в сфере межбюджетных отношений; бюджетные полномочия в сфере долговой политики и др.
экономические науки
Кирюшкина Анна Николаевна, Быкова Наталья Николаевна БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ …
УДК 336.1
БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2017
Кирюшкина Анна Николаевна, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: net082086@mail.ru)
Аннотация. Целью написания данной статьи является проведение анализа и оценки положений распределения предметов ведения и бюджетных полномочий в Российской Федерации. Бюджетные полномочия — это установленные бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В различных странах такое распределение осуществляется разными способами. Российская Федерация выбрала вариант, при котором определяются исключительно ее предметы ведения, предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а остаточные полномочия передаются субъектам. Такое распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами вызывает многочисленные споры среди ученых, занимающихся данной проблематикой. В статье выявлены ряд несовершенств законодательной базы, в части распределения бюджетных полномочий в Российской Федерации. Интересно, что существуют так же и решения, которые предлагают ученые страны, но в новых редакциях регламентирующих эти вопросы по-прежнему не были приняты предложенные поправки в законодательной базе.
Ключевые слова: бюджетные полномочия, принципы распределения бюджетных полномочий, предметы ведения, принципы разграничения бюджетных полномочий, расходные обязательства, бюджет, бюджетные обязательства, бюджетный процесс, права и обязанности органов государственной власти.
BUDGETARY AUTHORITIES AND PRINCIPLES OF THEIR DISTRIBUTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
© 2017
В федеративном государстве ее субъекты рассматриваются как государственные образования, поэтому возникает проблема распределения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, а так же распределения бюджетных полномочий. В различных странах такое распределение осуществляется разными способами. Россия выбрала вариант, при котором определяются предметы ведения исключительно России, предметы совместного ведения России и ее субъектов, а остаточные полномочия передаются субъектам России. Такое распределение предметов ведения между федерацией и ее субъектами вызывает многочисленные споры среди ученых, занимающихся данной проблематикой. Цель данной статьи — проанализировать положение распределения предметов ведения и бюджетных полномочий.
Распределение предметов ведения в РФ осуществляется на основании Конституции РФ, иных договоров (соглашений) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти отдельных субъектов РФ.
Прежде всего, необходимо дать определение «предмету ведения», которое можно характеризовать как самостоятельную правовую категорию, которая лежит в основе разграничения бюджетных полномочий. Но вначале происходи конституционное распределение пред-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
метов ведения по уровням власти, на основе чего разграничиваются бюджетные полномочия .
В РФ существует три блока предметов ведения органов государственной власти: предметы исключительного ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, предметы исключительного ведения субъектов РФ.
Интересным видится тот факт, что в 73 статье Конституции Российской Федерации неуказанны конкретные предметы исключительного введе-нья субъектов РФ. В ней указанно, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти» . Это означает, что вопросы распределения полномочий внутри субъектов Российской Федерации, т.е. между субъектами Федерации и органами местного самоуправления, должны решаться в самих субъектах Федерации. Эти вопросы на уровне муниципальных образований решаются в рамках Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при конституционном распределении предметов ведения не в полной мере решен вопрос в их определении в части
Kiryushkina Anna Nikolaevna, Bykova Natalia Nikolaevna
BUDGETARY AUTHORITIES AND PRINCIPLES OF THEIR DISTRIBUTION .
исключительного ведения субъектов РФ, так как предоставленная в 73 статье информация достаточно обтекаема и как результат не конкретно. По муниципальному уровню Конституция РФ вовсе не предоставляет информацию о предметах ведения.
Бюджетные правоотношения в РФ регулируются через разделение бюджетных полномочий. Прежде всего, необходимо дать определение бюджетными полномочиями. Согласно Бюджетному кодексу РФ: «бюджетные полномочия — это установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса». Но данное определения имеет ряд неточностей.
Во-первых, в данной трактовке бюджетные полномочия законодатель отождествляет со всеми правами и обязанностями органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процессах. В данном случае речь идет о бюджетных полномочиях публично-правовых образований, как особых субъектов права, а не органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-вторых, не совсем понятно, что понимается под регулированием бюджетных правоотношений. В-третьих, из определения (а точнее запятой, стоящей после слова «правоотношений») следует, что помимо бюджетных правоотношений регулируются еще организация и осуществление бюджетного процесса.
В Бюджетном кодексе РФ в большей части бюджетных полномочий, законодатель определяет пределы нормотворчества для РФ, субъектов РФ и муниципальных образований именно как публично-правовых образований. В статье 7 Бюджетного кодекса РФ перечисляются, какие нормы может установить или определить Российская Федерация как субъект права или как публично-правовое образование. Все, что касается возможностей составления, осуществления, предоставления, не относится к бюджетным полномочиям публично-правовых образований, а их можно отнести к правам и обязанностям отдельных участников бюджетного про-цесса. Относительно бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований можно сказать то же самое.
Далее более подробно остановимся на принципах разграничения бюджетных полномочий. Поскольку российский законодатель разделил бюджетные полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, установив их перечень в Бюджетном кодексе РФ, можно задаться вопросом, на основе каких принципов произошло это деление. Принципы разграничения бюджетных полномочий определяют характер взаимоотношений между уровнями власти в бюджетной сфере. Эти принципы влияют на бюджетное устройство государства. Степень централизации или децентрализации также зависит от принципов распределения полномочий, в том числе и в бюджетной сфере. Если рассматривать федеративные страны, в модели «двойного федерализма» полномочия между уровнями власти могут быть разделены по принципу «слоистый пирог» или «равные полномочия». В первом случае полномочия федеральных и региональных властей не пересекаются. Во втором случае федеральное и региональное правительство могут иметь равные полномочия, в том числе и в бюджетной сфере, а органы местного самоуправления нс имеют самостоятельного конституционного статуса, их деятельность определяется рамками регионального правительства. В модели «договорного федерализма» полномочия могут 190
разделяться по принципу «мраморный пирог» или «совпадающие полномочия». Например, полномочия федеральных и региональных властей могут пересекаться или не пересекаться, они могут иметь равный объем полномочий, а могут и не равный. То же относится к региональным властям, они могут иметь равный объем полномочий, а могут и не иметь, то же относится и к муниципальным образованиям.
Стоит отметить, что у различных авторов не выявлено единого подхода и к принципам распределения полномочий. Данные принципы это:
— верховенства Конституции РФ и федеральных законов;
— субсидиарности;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
-равенства при распределении бюджетных полномочий субъектов РФ. муниципальных образований;
— законности.
Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов означает, что законы субъектов РФ и решения представительных органов муниципальных образований должны соответствовать или не противоречить нормам Конституции РФ и федеральных законов. Этот принцип реализуется и при распределении бюджетных полномочий. Бюджетный кодекс РФ в общих нормах определяет рамочные нормы по всем группам бюджетных полномочий. Эти общие нормы берутся за основу при разработке бюджетных законов субъектов РФ и решений представительных органов муниципальных образований.
Принцип субсидиарности, как организационно-правовой принцип, широко используется в праве. Это принцип используется в ЕС как сдерживающий фактор централизации. Этот принцип также реализуется при распределении бюджетных полномочий для обеспечения баланса интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Возможность реализации этого принципа заложена в федеральном законе № 184-ФЗ, где выделены три вида полномочий субъекта РФ. То есть предусматривается возможность осуществления органами государственной власти субъекта РФ полномочий Российской Федерации для целей эффективности и экономности. Кроме того, возможность реализации этого принципа заложена в статье 7 Бюджетного кодекса РФ в норме — определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов. Учитывая огромные потоки межбюджетных трансфертов из федерального центра в субъекты и муниципальные образования, наличие этого принципа нельзя отрицать.
В Бюджетном кодексе РФ среди принципов бюджетной системы так же выделяется принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Рассматривая данный принцип как один из принципов распределения бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований, хотелось бы отметить, что он связан с возможностью установления бюджетных норм, то есть с возможностью принятия правовых актов, регулирующих бюджетные правоотно-шения.
Принцип законности в праве означает, что реализация полномочий будет осуществляться на основе строгого соблюдения установленных процедур. Он основан на неукоснительном соблюдении и исполнении Бюджетного кодекса РФ и других федеральных законов, принятых на основе него всеми публично-правовыми образованиями.
Таким образом, названные нами принципы распределения бюджетных полномочий в целом дают характеристику бюджетного устройства Российской Федерации. Так же следует отметить, что в рамках данной главы рассмотрены бюджетные полномочия 3 уровней власти согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации .
В рамках несовершенства законодательной базы в части распределение бюджетных полномочий в Рос-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Кирюшкина Анна Николаевна, Быкова Наталья Николаевна БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ …
сийской Федерации. Во-первых, рассматривая перечень бюджетных полномочий в статьях 7, 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ. автор отмечаем, что они представлены бессистемно и сложны для восприятия.
В целях решения этой проблем, предлагается сгруппировать их по видам бюджетных правоотношений и разделить на несколько групп. Это отношения по принятию правовых актов в части:
— распределения расходных обязательств;
— распределения полномочий по формированию доходов;
— межбюджетных отношений;
— заимствований;
— нарушений и мер принуждения.
Все бюджетные полномочия «собрать» в представленных выше группах. На примере статьи 7 -«Бюджетные полномочия Российской Федерации» с учетом наших выше указанных замечаний эту статью можно было бы представить следующим образом:
По распределению расходных обязательств:
— определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюдже-та.
Хотелось бы добавить, что в публикациях западных специалистов расходные полномочия, во-первых, связываются с обязательствами по расходам, во-вторых, выделяется три вида обязательств, учитываемых при распределении расходов между уровнями власти — определение, финансирование, обеспечение. То есть отмечается, что обязательства по предоставлению услуг населению включают три основных аспекта: 1) определение, регулирование или установление нормативов для определенной функции; 2) финансирование; 3) обеспечение, которое включает в себя принятие решения об объеме услуг и практическую организацию их производства и представления.
По распределению полномочии по формированию доходов:
— определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
— определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
— установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По межбюджетным отношениям:
— определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов:
— установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
По заимствованиям:
— определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга.
По нарушениям и мерам принуждения:
— установление оснований для привлечения к ответ-
ственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
— установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
— установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Что касается тех полномочий, которые мы не включили в вышеуказанный перечень, они относятся к правам или обязанностям конкретных видов учреждений, в лице Министерства финансов РФ. Федерального казначейства.
Но может быть и другой подход к систематизации бюджетных полномочий Российской Федерации. Например, у Российской Федерации как публично-правового образования бюджетные полномочия РФ, возникающие из принципа единства бюджетной системы РФ, которые можно было бы назвать общими. И есть бюджетные полномочия, которых касаются исключительно установления норм применительно к федеральному бюджету и федеральным государственным внебюджетным фондам. Поэтому можно разделить на две группы :
— общие;
— частные.
Во- вторых, не уточнен перечень бюджетных полномочий законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований).
В целях решение данной проблемы предлагается внести поправки в статьи 153 и 154 Бюджетного кодекса РФ и уточнить перечень бюджетных полномочий законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) . При этом, на наш взгляд, отдельно следует отделить бюджетные полномочия, связанные с принятием законов, от прав законодательной (представительной) власти в бюджетной сфере на различных этапах бюджетного процесса.
Таким образом, можно сказать при наличии ряда проблем в распределение бюджетных полномочий в Российской Федерации существуют так же и решения, которые предлагают ученые страны, но следует отметить, что не смотря на это, в новых редакциях регламентирующих эти вопросы по прежнему не были приняты предложенные поправки в законодательной базе.
При конституционном распределении предметов ведения не в полной мере решен вопрос в их определении в части исключительного ведения субъектов РФ, так как предоставленная в 73 статье информация достаточно обтекаема и как результат не конкретно. По муниципальному уровню Конституция РФ вовсе не предоставляет информацию о предметах ведения. названные нами принципы распределения бюджетных полномочий в целом дают характеристику бюджетного устройства Российской Федерации. Так же следует отметить, что в рамках данной работы рассмотрены бюджетные полномочия 3 уровней власти согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В целом же, можно отметить следующее:
— необходимо продолжить процесс структурирования бюджетной системы с ориентацией на ее эффективность;
— необходимо уточнить организационные принципы бюджетной системы РФ, поскольку не все из них могут быть названы принципами в силу того, что часть из них являются обязательными требованиями. Поэтому предлагается их разделять на собственно принципы и требования к бюджетной системе;
— необходимо унифицировать бюджетные полномочия различных уровней власти, установленные в
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
Kiryushkina Anna Nikolaevna, Bykova Natalia Nikolaevna
BUDGETARY AUTHORITIES AND PRINCIPLES OF THEIR DISTRIBUTION ..
economic sceinces
Бюджетном кодексе РФ. а также установить принципы распределения бюджетных полномочий между уровнями власти
Таким образом, можно сказать при наличии ряда проблем в распределение бюджетных полномочий в Российской Федерации существуют так же и решения, которые предлагают ученые страны, однако по-прежнему не были приняты предложенные поправки в законодательную базу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
3. Федерального закона от 06.10.2003 N 209-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
4. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США: Материалы российско-американских семинаров.-1996.-с.304.- стр.36
6. Гарбузов В.Ф. Финансово-кредитный словарь -1984.-511 стр.-стр.141
7. Мескон М.Х., Ачьберт М. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Ачьберт Ф.,Хедоури: Пер. с англ. М.: Дело.- 2000. — С. 71
8. Павликов С.Г., Умнова И.А..Конституционное право : Учебное пособие / С.Г. Павликов, И.А. Умнова. — 2015. — 576 с.- стр.88-89
10. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика: Монография / Н.М. Сабитова. — 2015. — 132 с.-53-64
15. Тетерин Ю. А. Проблемы межбюджетных отношений в России / Ю. А. Тетерин // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 520-523.
17. Бочкарева Е.А. Целевое управление бюджетными средствами как финансово-правовой метод обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права.
2012. № 4 (24). С. 276-280.
19. Коваленко О. Г. Дефиниция понятия денежные потоки // О.Г. Коваленко. — Молодой ученый. — 2009. -№2. — С. 56-60
21. Курилова А.А., Осадчикова Е.В. О направлениях инвестиционной деятельности Самарской области // А.А. Курилова, Е.В. Осадчикова. — Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста — 2016». Воронежский экономико-правовой институт. — 2016. — С. 109-114
7. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
Характер бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 БК РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.
Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из двух групп:
1) полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты;
2) полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно.
К первой группе можно отнести следующие полномочия:
1) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;
2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
3) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
4) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
5) установление нормативов отчислений в местные
бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов; 6) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
Ко второй группе можно отнести следующие полномочия:
1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении;
2) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
3) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;
4) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ.
Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения – Москвы и Санкт—Петербурга. Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >