Бюджетные полномочия РФ

Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;

установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;

определение законами субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ;

установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:

определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов и (или) местных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;

установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Бюджетные полномочия субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям:

1) с федеральными органами власти;

2) с другими субъектами РФ;

3) с органами местного самоуправления.

Важной стороной в характеристике бюджетных полномочий субъектов РФ является бюджетное равноправие данных субъектов. Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм и федерального законодательства, является законодательство самих субъектов РФ: конституции и уставы, законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, иное специальное законодательство субъектов РФ.

Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления, обладают бюджетными полномочиями. Важное значение этих полномочий состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех уровнях социально-экономических и других вопросов местного значения.

Указанные полномочия обеспечивают органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Положения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в области бюджетного права конкретизируются в нормативных актах самих органов местного самоуправления.

Законодательство исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в праве на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления, в их правах на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Однако особенности муниципальных образований, обусловленные законодательством субъектов РФ, влияют на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных полномочий.

Статья 8 БК РФ. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

· установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

· составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

· установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

· установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

· определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;

· установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

· установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;

· определение законами субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

· установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

· предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

· установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

· осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;

· установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;

· временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

· в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

· иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

· К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:

· определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

· установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;

· определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;

· определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

· определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Состав бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ определён Бюджетным кодексом РФ (ст. 7,8,9).

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ общее правовое и методологическое регулирование бюджетных отношений находится в компетенции Российской Федерации, что обеспечивает единство бюджетной системы и согласованность бюджетной политики всех публично-правовых образований.

Особенности организации и осуществления бюджетного процесса каждое публично-правовое образование устанавливает своими правовыми актами самостоятельно. Подобный подход представляется вполне обоснованным, поскольку позволяет учитывать особенности экономического потенциала публично-правовых образований и уровень их подготовки к внедрению инновационных инструментов бюджетирования.

Бюджетные полномочия публично-правовых образований можно классифицировать на правоустанавливающие и правоприменительные. Правоустанавливающие полномочия касаются утверждения порядка осуществления тех или иных действий, операций с бюджетными средствами. Правоприменительные полномочия – реализация норм законодательства на практике. Примеры правоустанавливающих и правоприменительных полномочий представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Бюджетные полномочия публично-правовых образований

Тип полномочия РФ Субъект РФ Муниципальное образование

Правоустанавливающие полномочия

Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждения и исполнения указанных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчёта об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждения и исполнения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчёта об исполнении местного бюджета
Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением Установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчётов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчётности, установленной федеральными органами государственной власти

Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов

Установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении, составления отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ Определёние порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счёт субвенций из бюджета субъекта РФ
Определёние порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ Установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов
Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ

Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ

Определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Правоприменительные

полномочия

Составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ Составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчётов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, составление отчётов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета
Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ Предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов
Осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ Временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами

Бюджетные полномочия РФ также делятся на полномочия, касающиеся управления бюджетной системой в целом, и полномочия, касающиеся управления средствами федерального бюджета и бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов. К первой группе полномочий можно отнести следующее:

¾ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений

¾ определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

¾ осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и др.

Примерами полномочий, относящихся ко второй группе, являются:

¾ определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации;

¾ составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ;

¾ осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ и др.

Кроме того, бюджетные полномочия могут быть сгруппированы по сфере их реализации: бюджетные полномочия в сфере организации и осуществления бюджетного процесса; бюджетные полномочия в сфере регулирования доходов; бюджетные полномочия в сфере межбюджетных отношений; бюджетные полномочия в сфере долговой политики и др.

экономические науки

Кирюшкина Анна Николаевна, Быкова Наталья Николаевна БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ …

УДК 336.1

БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2017

Кирюшкина Анна Николаевна, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: net082086@mail.ru)

Аннотация. Целью написания данной статьи является проведение анализа и оценки положений распределения предметов ведения и бюджетных полномочий в Российской Федерации. Бюджетные полномочия — это установленные бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В различных странах такое распределение осуществляется разными способами. Российская Федерация выбрала вариант, при котором определяются исключительно ее предметы ведения, предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а остаточные полномочия передаются субъектам. Такое распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами вызывает многочисленные споры среди ученых, занимающихся данной проблематикой. В статье выявлены ряд несовершенств законодательной базы, в части распределения бюджетных полномочий в Российской Федерации. Интересно, что существуют так же и решения, которые предлагают ученые страны, но в новых редакциях регламентирующих эти вопросы по-прежнему не были приняты предложенные поправки в законодательной базе.

Ключевые слова: бюджетные полномочия, принципы распределения бюджетных полномочий, предметы ведения, принципы разграничения бюджетных полномочий, расходные обязательства, бюджет, бюджетные обязательства, бюджетный процесс, права и обязанности органов государственной власти.

BUDGETARY AUTHORITIES AND PRINCIPLES OF THEIR DISTRIBUTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

© 2017

В федеративном государстве ее субъекты рассматриваются как государственные образования, поэтому возникает проблема распределения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, а так же распределения бюджетных полномочий. В различных странах такое распределение осуществляется разными способами. Россия выбрала вариант, при котором определяются предметы ведения исключительно России, предметы совместного ведения России и ее субъектов, а остаточные полномочия передаются субъектам России. Такое распределение предметов ведения между федерацией и ее субъектами вызывает многочисленные споры среди ученых, занимающихся данной проблематикой. Цель данной статьи — проанализировать положение распределения предметов ведения и бюджетных полномочий.

Распределение предметов ведения в РФ осуществляется на основании Конституции РФ, иных договоров (соглашений) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти отдельных субъектов РФ.

Прежде всего, необходимо дать определение «предмету ведения», которое можно характеризовать как самостоятельную правовую категорию, которая лежит в основе разграничения бюджетных полномочий. Но вначале происходи конституционное распределение пред-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

метов ведения по уровням власти, на основе чего разграничиваются бюджетные полномочия .

В РФ существует три блока предметов ведения органов государственной власти: предметы исключительного ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, предметы исключительного ведения субъектов РФ.

Интересным видится тот факт, что в 73 статье Конституции Российской Федерации неуказанны конкретные предметы исключительного введе-нья субъектов РФ. В ней указанно, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти» . Это означает, что вопросы распределения полномочий внутри субъектов Российской Федерации, т.е. между субъектами Федерации и органами местного самоуправления, должны решаться в самих субъектах Федерации. Эти вопросы на уровне муниципальных образований решаются в рамках Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при конституционном распределении предметов ведения не в полной мере решен вопрос в их определении в части

Kiryushkina Anna Nikolaevna, Bykova Natalia Nikolaevna

BUDGETARY AUTHORITIES AND PRINCIPLES OF THEIR DISTRIBUTION .

исключительного ведения субъектов РФ, так как предоставленная в 73 статье информация достаточно обтекаема и как результат не конкретно. По муниципальному уровню Конституция РФ вовсе не предоставляет информацию о предметах ведения.

Бюджетные правоотношения в РФ регулируются через разделение бюджетных полномочий. Прежде всего, необходимо дать определение бюджетными полномочиями. Согласно Бюджетному кодексу РФ: «бюджетные полномочия — это установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса». Но данное определения имеет ряд неточностей.

Во-первых, в данной трактовке бюджетные полномочия законодатель отождествляет со всеми правами и обязанностями органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процессах. В данном случае речь идет о бюджетных полномочиях публично-правовых образований, как особых субъектов права, а не органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-вторых, не совсем понятно, что понимается под регулированием бюджетных правоотношений. В-третьих, из определения (а точнее запятой, стоящей после слова «правоотношений») следует, что помимо бюджетных правоотношений регулируются еще организация и осуществление бюджетного процесса.

В Бюджетном кодексе РФ в большей части бюджетных полномочий, законодатель определяет пределы нормотворчества для РФ, субъектов РФ и муниципальных образований именно как публично-правовых образований. В статье 7 Бюджетного кодекса РФ перечисляются, какие нормы может установить или определить Российская Федерация как субъект права или как публично-правовое образование. Все, что касается возможностей составления, осуществления, предоставления, не относится к бюджетным полномочиям публично-правовых образований, а их можно отнести к правам и обязанностям отдельных участников бюджетного про-цесса. Относительно бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований можно сказать то же самое.

Далее более подробно остановимся на принципах разграничения бюджетных полномочий. Поскольку российский законодатель разделил бюджетные полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, установив их перечень в Бюджетном кодексе РФ, можно задаться вопросом, на основе каких принципов произошло это деление. Принципы разграничения бюджетных полномочий определяют характер взаимоотношений между уровнями власти в бюджетной сфере. Эти принципы влияют на бюджетное устройство государства. Степень централизации или децентрализации также зависит от принципов распределения полномочий, в том числе и в бюджетной сфере. Если рассматривать федеративные страны, в модели «двойного федерализма» полномочия между уровнями власти могут быть разделены по принципу «слоистый пирог» или «равные полномочия». В первом случае полномочия федеральных и региональных властей не пересекаются. Во втором случае федеральное и региональное правительство могут иметь равные полномочия, в том числе и в бюджетной сфере, а органы местного самоуправления нс имеют самостоятельного конституционного статуса, их деятельность определяется рамками регионального правительства. В модели «договорного федерализма» полномочия могут 190

разделяться по принципу «мраморный пирог» или «совпадающие полномочия». Например, полномочия федеральных и региональных властей могут пересекаться или не пересекаться, они могут иметь равный объем полномочий, а могут и не равный. То же относится к региональным властям, они могут иметь равный объем полномочий, а могут и не иметь, то же относится и к муниципальным образованиям.

Стоит отметить, что у различных авторов не выявлено единого подхода и к принципам распределения полномочий. Данные принципы это:

— верховенства Конституции РФ и федеральных законов;

— субсидиарности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-равенства при распределении бюджетных полномочий субъектов РФ. муниципальных образований;

— законности.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов означает, что законы субъектов РФ и решения представительных органов муниципальных образований должны соответствовать или не противоречить нормам Конституции РФ и федеральных законов. Этот принцип реализуется и при распределении бюджетных полномочий. Бюджетный кодекс РФ в общих нормах определяет рамочные нормы по всем группам бюджетных полномочий. Эти общие нормы берутся за основу при разработке бюджетных законов субъектов РФ и решений представительных органов муниципальных образований.

Принцип субсидиарности, как организационно-правовой принцип, широко используется в праве. Это принцип используется в ЕС как сдерживающий фактор централизации. Этот принцип также реализуется при распределении бюджетных полномочий для обеспечения баланса интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Возможность реализации этого принципа заложена в федеральном законе № 184-ФЗ, где выделены три вида полномочий субъекта РФ. То есть предусматривается возможность осуществления органами государственной власти субъекта РФ полномочий Российской Федерации для целей эффективности и экономности. Кроме того, возможность реализации этого принципа заложена в статье 7 Бюджетного кодекса РФ в норме — определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов. Учитывая огромные потоки межбюджетных трансфертов из федерального центра в субъекты и муниципальные образования, наличие этого принципа нельзя отрицать.

В Бюджетном кодексе РФ среди принципов бюджетной системы так же выделяется принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Рассматривая данный принцип как один из принципов распределения бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований, хотелось бы отметить, что он связан с возможностью установления бюджетных норм, то есть с возможностью принятия правовых актов, регулирующих бюджетные правоотно-шения.

Принцип законности в праве означает, что реализация полномочий будет осуществляться на основе строгого соблюдения установленных процедур. Он основан на неукоснительном соблюдении и исполнении Бюджетного кодекса РФ и других федеральных законов, принятых на основе него всеми публично-правовыми образованиями.

Таким образом, названные нами принципы распределения бюджетных полномочий в целом дают характеристику бюджетного устройства Российской Федерации. Так же следует отметить, что в рамках данной главы рассмотрены бюджетные полномочия 3 уровней власти согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации .

В рамках несовершенства законодательной базы в части распределение бюджетных полномочий в Рос-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Кирюшкина Анна Николаевна, Быкова Наталья Николаевна БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ …

сийской Федерации. Во-первых, рассматривая перечень бюджетных полномочий в статьях 7, 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ. автор отмечаем, что они представлены бессистемно и сложны для восприятия.

В целях решения этой проблем, предлагается сгруппировать их по видам бюджетных правоотношений и разделить на несколько групп. Это отношения по принятию правовых актов в части:

— распределения расходных обязательств;

— распределения полномочий по формированию доходов;

— межбюджетных отношений;

— заимствований;

— нарушений и мер принуждения.

Все бюджетные полномочия «собрать» в представленных выше группах. На примере статьи 7 -«Бюджетные полномочия Российской Федерации» с учетом наших выше указанных замечаний эту статью можно было бы представить следующим образом:

По распределению расходных обязательств:

— определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюдже-та.

Хотелось бы добавить, что в публикациях западных специалистов расходные полномочия, во-первых, связываются с обязательствами по расходам, во-вторых, выделяется три вида обязательств, учитываемых при распределении расходов между уровнями власти — определение, финансирование, обеспечение. То есть отмечается, что обязательства по предоставлению услуг населению включают три основных аспекта: 1) определение, регулирование или установление нормативов для определенной функции; 2) финансирование; 3) обеспечение, которое включает в себя принятие решения об объеме услуг и практическую организацию их производства и представления.

По распределению полномочии по формированию доходов:

— определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

— определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

— установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

По межбюджетным отношениям:

— определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов:

— установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По заимствованиям:

— определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга.

По нарушениям и мерам принуждения:

— установление оснований для привлечения к ответ-

ственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

— установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

— установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Что касается тех полномочий, которые мы не включили в вышеуказанный перечень, они относятся к правам или обязанностям конкретных видов учреждений, в лице Министерства финансов РФ. Федерального казначейства.

Но может быть и другой подход к систематизации бюджетных полномочий Российской Федерации. Например, у Российской Федерации как публично-правового образования бюджетные полномочия РФ, возникающие из принципа единства бюджетной системы РФ, которые можно было бы назвать общими. И есть бюджетные полномочия, которых касаются исключительно установления норм применительно к федеральному бюджету и федеральным государственным внебюджетным фондам. Поэтому можно разделить на две группы :

— общие;

— частные.

Во- вторых, не уточнен перечень бюджетных полномочий законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований).

В целях решение данной проблемы предлагается внести поправки в статьи 153 и 154 Бюджетного кодекса РФ и уточнить перечень бюджетных полномочий законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) . При этом, на наш взгляд, отдельно следует отделить бюджетные полномочия, связанные с принятием законов, от прав законодательной (представительной) власти в бюджетной сфере на различных этапах бюджетного процесса.

Таким образом, можно сказать при наличии ряда проблем в распределение бюджетных полномочий в Российской Федерации существуют так же и решения, которые предлагают ученые страны, но следует отметить, что не смотря на это, в новых редакциях регламентирующих эти вопросы по прежнему не были приняты предложенные поправки в законодательной базе.

При конституционном распределении предметов ведения не в полной мере решен вопрос в их определении в части исключительного ведения субъектов РФ, так как предоставленная в 73 статье информация достаточно обтекаема и как результат не конкретно. По муниципальному уровню Конституция РФ вовсе не предоставляет информацию о предметах ведения. названные нами принципы распределения бюджетных полномочий в целом дают характеристику бюджетного устройства Российской Федерации. Так же следует отметить, что в рамках данной работы рассмотрены бюджетные полномочия 3 уровней власти согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В целом же, можно отметить следующее:

— необходимо продолжить процесс структурирования бюджетной системы с ориентацией на ее эффективность;

— необходимо уточнить организационные принципы бюджетной системы РФ, поскольку не все из них могут быть названы принципами в силу того, что часть из них являются обязательными требованиями. Поэтому предлагается их разделять на собственно принципы и требования к бюджетной системе;

— необходимо унифицировать бюджетные полномочия различных уровней власти, установленные в

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

Kiryushkina Anna Nikolaevna, Bykova Natalia Nikolaevna

BUDGETARY AUTHORITIES AND PRINCIPLES OF THEIR DISTRIBUTION ..

economic sceinces

Бюджетном кодексе РФ. а также установить принципы распределения бюджетных полномочий между уровнями власти

Таким образом, можно сказать при наличии ряда проблем в распределение бюджетных полномочий в Российской Федерации существуют так же и решения, которые предлагают ученые страны, однако по-прежнему не были приняты предложенные поправки в законодательную базу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

3. Федерального закона от 06.10.2003 N 209-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США: Материалы российско-американских семинаров.-1996.-с.304.- стр.36

6. Гарбузов В.Ф. Финансово-кредитный словарь -1984.-511 стр.-стр.141

7. Мескон М.Х., Ачьберт М. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Ачьберт Ф.,Хедоури: Пер. с англ. М.: Дело.- 2000. — С. 71

8. Павликов С.Г., Умнова И.А..Конституционное право : Учебное пособие / С.Г. Павликов, И.А. Умнова. — 2015. — 576 с.- стр.88-89

10. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика: Монография / Н.М. Сабитова. — 2015. — 132 с.-53-64

15. Тетерин Ю. А. Проблемы межбюджетных отношений в России / Ю. А. Тетерин // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 520-523.

17. Бочкарева Е.А. Целевое управление бюджетными средствами как финансово-правовой метод обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права.

2012. № 4 (24). С. 276-280.

19. Коваленко О. Г. Дефиниция понятия денежные потоки // О.Г. Коваленко. — Молодой ученый. — 2009. -№2. — С. 56-60

21. Курилова А.А., Осадчикова Е.В. О направлениях инвестиционной деятельности Самарской области // А.А. Курилова, Е.В. Осадчикова. — Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста — 2016». Воронежский экономико-правовой институт. — 2016. — С. 109-114

7. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

Характер бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 БК РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из двух групп:

1) полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты;

2) полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно.

К первой группе можно отнести следующие полномочия:

1) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;

2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

3) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

4) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) установление нормативов отчислений в местные

бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов; 6) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

Ко второй группе можно отнести следующие полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении;

2) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

3) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

4) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ.

Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения – Москвы и Санкт—Петербурга. Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий