Бюджетные расходы

Расходы государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

2. Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

3. Безвозвратность государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Составные части расходов бюджетов

1. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

2. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

Формы расходов бюджетов

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв.

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

3. В случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Задача 1

Построить доходную часть федерального бюджета на очередной финансовый год, выделив следующие группы статей (данные условные): налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

доходная часть федерального бюджета.

Таблица 1

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура в % к общей сумме доходов Группы статей

Налоговые доходы

Налог на прибыль организаций 641,30 8,3 50
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1157,36 15 50
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) 135,00 1,75 50
Налог на добавленную стоимость 2261,50 29,32 50
Государственная пошлина, сборы 29,62 0,38 50
Единый социальный налог 405,00 5,3 50

Неналоговые доходы

Таможенные пошлины и сборы 2347,09 30,4 51
Федеральные лицензионные сборы 0,66 0,01 51
Часть прибыли унитарных предприятий 3,23 0,04 51
Доходы от внешнеэкономической деятельности 61,21 0,8 51
Доходы от использования государственного имущества 262,17 3,4 51
Платежи при пользовании природными ресурсами 61,30 0,8 51
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 117,69 1,5 51

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления 231,14 3
ИТОГО доходов: — налоговые — неналоговые — безвозмездные поступления 4629,78 2853,35 231,14 100% 60,05 36,95 3

Из анализа таблицы1 видно, что наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета занимают налоговые доходы 60,05% — 4629,78 млрд. руб. неналоговые доходы и безвозмездные поступления соответственно 36,95% и 3%.

Задача 2

В таблицах 2 и 3 приведены данные, характеризующие состояние бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, в млрд. руб. (данные условные). Требуется:

1. Рассчитать сводные показатели бюджета субъекта РФ:

— доходы, с выделением налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

— расходы по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

2. Проанализировать:

— структуру и динамику доходов бюджета субъекта РФ, с выделением удельного веса налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

— структуру и динамику расходов бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

Таблица 2

Доходная часть бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Из анализа таблицы 2 мы видим, что наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета субъекта РФ занимают налоговые доходы 71,9% — 211,1млрд. руб. которые по плану должны возрасти в 2009г. на 4,56 млрд. руб. по сравнению с 2008 г. и на 5,26 млрд. руб. в 2010 по сравнению с 2008г.

Рост неналоговых поступлений в 2009 г. ожидается на уровне 4,32 млрд. руб., а в 2010 г. на 4,73 млрд. руб. по сравнению с 2008г.

Безвозмездные поступления в 2009г. должны вырасти на 0,76 млрд. руб.,в 2010 на 0,56 млрд. руб.

Из анализа таб. 2 и диаграммы, можно сказать, что наибольший удельный вес в структуре доходов в 2008г. занимают налог на прибыль организаций – 33,8% и налог на доходы физических лиц – 28,8%. Наименьший удельный вес имеют доходы от продажи имущества – 2%. Остальные наименования доходов колеблются в пределах от4,3 % до 7,6%.

Таблица 3

Расходная часть бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, млрд.руб.

Остальные статьи расходов – общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, охрана окружающей среды, культура, кинематография и СМИ, межбюджетные трансферты имеют небольшой удельный вес.

В 2009 г. планируется увеличение общей суммы расходов на10,45 млрд. руб.,а в 2010 на 10,8 млрд. руб. по сравнению с 2008г.

Задача 3

Таблица 4

Состав и структура доходов и расходов местного бюджета

за период 2006-2007гг.

№ группы (раздела)

Наименование доходов и расходов бюд­жета

ГОДЫ

2006 год

2007 год

Всего в тыс. руб. в % к общей сумме дохо­дов (расхо­дов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу рас­ходов) Всего в тыс. руб. в % к общей сумме дохо­дов (расхо­дов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу рас­ходов)
I. ДОХОДЫ
1 Налоговые доходы, всего 100 100
в том числе
1.1. Налог на прибыль организаций
1.2. Налог на доходы физических лиц
1.3. Акцизы
1.4.Налоги на совокупный доход
1.4.1 Единый налог на вмененный доход
1.4.2. Единый сельскохозяйственный налог
1.5. Налог на имущество физических лиц
1.6. Земельный налог
1.7. Государственная пошлина
1.8. Прочие налоговые доходы
Неналоговые доходы, всего 100 100
в том числе
2.1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
2.2. Платежи при пользовании природными ресурсами
2.3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
2.4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
2.5. Прочие неналоговые доходы
Безвозмездные поступления, всего 100 100
в том числе
3.1. Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ
3.2. Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ
3.3. Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ
3.4. Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ
ВСЕГО ДОХОДОВ 100 100
II. РАСХОДЫ
1 Общегосударственные вопросы 100 100
из них
1.1. Функционирование представительных органов муниципальных образований
1.2. Функционирование местных администраций
1.3. Обслуживание муниципального долга
2 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 100 100
3 Национальная экономика 100 100
В том числе:
3.1. Сельское хозяйство и рыболовство
3.2. ………………………….
………………………………
4 Жилищно-коммунальное хозяйство 100 100
5 Охрана окружающей среды 100 100
6 Образование 100 100
7 Культура, кинематография и средства массовой информации 100 100
8 Здравоохранение, физическая культура и спорт 100 100
9 Социальная политика 100 100
10 Межбюджетные трансферты 100 100
11 Прочие расходы 100 100
ВСЕГО РАСХОДОВ 100
Дефицит (-), профицит (+)

Задача 4

Имеются следующие данные (условные) об источниках финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета. Определить размеры внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

Таблица 5

Исходные данные об источниках финансирования бюджетного дефицита

федерального бюджета

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура, %
Кредиты правительств иностранных государств 1170 19,9 Внешний Ст.23
Государственные займы от выпуска ценных бумаг в рублях (ГКО) 640 10,9 Внутренний Ст.23
Кредиты международных финансовых организаций 1120 19,1 Внешний Ст.23
Кредиты от кредитных организаций 310 5,3 Внутренний Ст.23
Бюджетные ссуды от бюджетов субъектов РФ 400 6,8 Внутренний Ст.23
Превышение доходов над расходами по государственным запасам 320 5,5 Внутренний Ст.23
Кредиты от иностранных банков 780 13,3 Внешний Ст.23
Бюджетные кредиты от бюджетов другого уровня 530 9 Внутренний Ст.23
Средства на счетах федерального бюджета 370 6,3 Внутренний Ст.23
Кредиты иностранных фирм 230 3,9 Внешний Ст.23
ИТОГО источников: — внутренние — внешние 5870 2800 3070 100% 47,7 52,3

Основные параметры бюджетов РФ и валовой внутренний продукт (условно)

Задача 6

Рассчитайте прогнозируемые значения дохода по налогам субъекта РФ. Исходные данные приведены в табл. 7. (корректируются, путем умножения на коэффициент 1,6 только данные последних двух столбцов).

Решение.

Прогнозирование налоговых доходов субъекта РФ осуществляется по следующей формуле:

НДнал = НДнал пред год х ТМП х х К + S,

где НДнал – доход по налогу, зачисляемый в бюджет субъекта РФ;

ТМП – темп роста соответствующего макроэкономического показателя;

Т – ставка по налогу (остается на уровне прошлого года);

НО – норматив отчислений налога в бюджет субъекта РФ (остается на уровне прошлого года);

К – поправочный коэффициент, учитывающий происходящее внутри планируемого года изменение базы по налогу, изменение ставки налога, а также отражающий изменения в собираемости налога;

S – поправочный показатель абсолютного изменения налогового дохода по налогу в связи с предоставляемыми льготами и прочими, неучтенными факторами.

Таблица 7

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государственного управления и местного самоуправления и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы осуществляются в ходе исполнения бюджета путем списания с единого бюджетного фонда денежных средств в пользу физических и юридических лиц, которые на основании действующих расходных обязательств имеют право на получение бюджетного финансирования.

Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Цели бюджетных расходов:

1) финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;

2) участие государства в обеспечении устойчивости экономического роста;

3) регулирование объема совокупного спроса;

4) финансирование инвестиций в основной капитал;

5) финансирование фундаментальных научных исследований;

6) кредитование сферы материального производства;

7) проведение социальной политики и обеспечение минимального прожиточного уровня для всех граждан.

Расходы бюджетов осуществляются в форме бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

К видам бюджетных ассигнований относятся:

1) оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

2) социальное обеспечение населения;

3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

5) предоставление межбюджетных трансфертов;

6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7) обслуживание государственного (муниципального) долга;

8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Расходы бюджета — это де­нежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных ус­луг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспече­ния инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной програм­мой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы на прове­дение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осу­ществлении которых создается или увеличивается имущество, нахо­дящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и му­ниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классифика­цией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформи­рован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения теку­щего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказа­ния государственной поддержки другим бюджетам и отдельным от­раслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в ка­питальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов. Раз­мер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование не­предвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восста­новительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финан­совом году, а порядок их расходования устанавливается нормативны­ми правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год преду­сматривается создание резервного фонда Президента Российской Фе­дерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финан­сирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расхо­дов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании пись­менного распоряжения. Расходование средств фонда на проведе­ние выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирова­ние может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников их финансирования исключается уве­личение дефицитов бюджетов.

Формы расходов бюджетов. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

  • ассигнований на содержание бюджетный учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физи­ческими и юридическими лицами по государственным или муници­пальным контрактам;
  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федера­ции и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, воз­никших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или умень­шению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и дру­гих обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь соз­даваемых юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюд­жетным фондам;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджет­ная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюд­жету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязатель­ных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Рос­сийской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов мест­ного самоуправления.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-пред­принимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, пре­дусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они под­лежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматри­ваются соответствующим бюджетом при условии включения их в фе­деральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Рос­сийской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муни­ципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательст­вом РФ. Оформление доли участия в уставном (складочном) капи­тале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муни­ципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, ко­торые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в про­ект бюджета только при наличии технико-экономического обоснова­ния инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, пла­на передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта до­говора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвести­ции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответст­вующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты произ­водственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюдже­там субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставле­ния: а) дотаций на выравнивание уровня минимальном бюджетной обеспеченности субъектов РФ; б) субвенции и субсидий на финан­сирование отдельных целевых расходов; в) бюджетной ссуды на по­крытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполне­нии бюджета субъекта РФ.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджет­ных средств обязательных условий, предусмотренных законом (реше­нием) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осущест­вить блокировку расходов до выполнения указанных условий. На­правление расходов различных бюджетных уровней жестко регла­ментировано.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уров­ня:

а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Соб­рания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комис­сии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их террито­риальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерально­го закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

б) функционирование федеральной судебной системы;

в) осуществ­ление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, меж­дународного культурного, научного и информационного сотрудничест­ва федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в между­народные организации, другие расходы в области международного со­трудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

г) националь­ная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

д) фундаменталь­ные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и мор­ского транспорта;

ж) государственная поддержка атомной энергетики;

з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

и) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;

к) обслужи­вание и погашение государственного долга РФ;

л) компенсация госу­дарственным внебюджетным фондам расходов на выплату государст­венных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

м) пополнение государственных запа­сов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

н) финансовая поддержка субъектов РФ;

о) прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

а) обеспечение функционирования органов законода­тельной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;

г) осу­ществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

д) содержание и развитие предприятий, учреждений и органи­заций, находящихся в ведении органов государственной власти субъ­ектов РФ;

е) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

ж) компенсация допол­нительных расходов, возникших в результате решений, принятых ор­ганами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увели­чению бюджетных расходом или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

а) содержание органов местного са­моуправления;

б) формирование муниципальной собственности и управление ею;

в) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находя­щихся в муниципальной собственности или в ведении органов мест­ного самоуправления;

г) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

д) организация, содержание и развитие му­ниципального жилищно-коммунального хозяйства;

е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

ж) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образо­ваний;

з) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

и) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

к) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в велении органов местного само­управления;

л) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

м) реализация целевых программ, при­нимаемых органами местного самоуправления;

н) обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; со­держание муниципальных архивов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функцио­нальные виды расходов:

а) государственная поддержка отраслей про­мышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и реч­ного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;

б) обеспечение правоохранительной деятельности;

в) научно-иссле­довательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские ра­боты, обеспечивающие научно-технический прогресс;

г) обеспечение социальной защиты населения;

д) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

е) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

ж) развитие ры­ночной инфраструктуры;

з) обеспечение деятельности средств массо­вой информации; финансовая помощь другим бюджетам;

и) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утвер­ждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласова­нию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

Бюджетные расходы осуществляются в различных формах, предусматривающих особые условия и порядок финансирования, в рамках бюджетных ассигнований, представляющих собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В настоящее время бюджетное законодательство выделяет следующие формы бюджетных расходов:

— на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

— социальное обеспечение населения;

— предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

— предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

— предоставление межбюджетных трансфертов;

— предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

— обслуживание государственного (муниципального) долга;

— исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Рассмотрим отдельные расходы бюджета более подробно.

К бюджетным расходам на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся расходы:

1) на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

2) предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

3) предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

4) закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

а) оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

б) осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

в) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

г) закупки товаров в государственный материальный резерв.

При этом оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) осуществляется на основании государственного (муниципального) задания. Основным назначением государственного (муниципального) задания является содержащаяся в нем информация, используемая для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание включает в себя:

— выписку из реестра расходных обязательств в отношении расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

— порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

— требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Дополнительно в государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам содержится:

— определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

— порядок оказания соответствующих услуг;

— предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами, в случаях если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Государственное (муниципальное) задание формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В рамках осуществления расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) большая часть расходов относится на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений: оплату труда и денежное содержание работников бюджетных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

При этом бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики ведут реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, в которых указываются:

— краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

— наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

— цена и дата закупки.

Расходы бюджетов при выполнении условий или расходы под условием предполагают выделение бюджетных средств при наступлении определенных условий, которые устанавливаются в законе (решении) о бюджете. В свою очередь, порядок предоставления таких средств устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Расходы на социальное обеспечение населения предполагают выделение бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Кроме того, социальное обеспечение населения может осуществляться путем принятия публичных нормативных обязательств. В этом случае бюджетные ассигнования предусматриваются по каждому виду обязательств, в том числе пенсиям, пособиям, компенсациям.

Расходы по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг осуществляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Данные расходы осуществляются из бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании соответствующих законов (решений) о бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В целях контроля за расходованием указанных денежных средств в правовых актах, регулирующих предоставление данного вида субсидий, определяются:

— категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

К расходам по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, относятся субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Кроме того, к данной категории расходов относятся субсидии иным некоммерческим организациям: на уровне Российской Федерации подобной субсидией может выступать имущественный взнос в государственные корпорации.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности предполагают осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий на основании долгосрочных целевых программ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, предполагают возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Основанием для предоставления бюджетных инвестиций являются:

— закрепление в законе (решении) о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований;

— заключение договоров о предоставлении бюджетных инвестиций между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом — получателем бюджетной инвестиции.

Резервные фонды. В рамках бюджетного законодательства к формам бюджетных расходов относятся и расходы на создание ряда резервных фондов:

— резервный фонд Президента РФ;

— резервный фонд субъектов Российской Федерации;

— резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Резервный фонд Президента РФ. Для финансирования непредвиденных расходов на очередной финансовый год и плановый период создается резервный фонд Президента РФ. Размер данного фонда не должен превышать 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Использование денежных средств из данного фонда осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

Резервный фонд субъекта Российской Федерации. В свою очередь, резервный фонд субъекта Российской Федерации, создаваемый на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности доходов бюджета субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения расходных обязательств.

Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — это создаваемые в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) резервные фонды Правительства РФ, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервные фонды местных администраций.

Денежные средства данных резервных фондов направляются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Максимальный размер резервного фонда не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Использование средств указанных резервных фондов осуществляется по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. В свою очередь, отчет о расходовании средств резервных фондов является неотъемлемой частью ежеквартальных и годовых отчетов об исполнении соответствующего бюджета.

В целях исключения появления необеспеченных финансовыми ресурсами расходов законодательно установлено, что любой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

При этом выделение соответствующих бюджетных ассигнований для новых видов расходных обязательств или увеличение уже существующих может осуществляться только при их включении в закон (решение) о бюджете и при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Одним из важных процессов государственного значения является бюджетное финансирование. В его основе лежат определенные принципы, которые позволяют унифицировать правила выделения ассигнований, сделать их простыми и понятными.

Финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, оно может быть как безвозмездным, так и возвратным.

Деньги могут выделяться не только на нужды организаций или для разработки масштабных проектов. Часто из бюджета субсидируется население.

Кто бы ни был получателем бюджетного финансирования, со стороны государственных органов обязательно осуществляется контроль над правильностью его выделения и расходования. В случае выявления нарушений виновные несут административную и уголовную ответственность.

Понятие бюджетного финансирования

Для выполнения государственных заказов, программ, содержания учреждений и организаций всегда выделяется денежное обеспечение. Его предоставление называется бюджетным финансированием.

Государственные ассигнования могут полностью покрывать расходы получателя средств. Это может касаться отдельных учреждений (дома культуры, общеобразовательные школы), структур (армия, полиция), органов управления (государственный аппарат).

Некоторые предприятия, отрасли и даже люди получают ассигнования из системы бюджетного финансирования частично. Эти средства идут только на отдельные программы. Тратить такие деньги не по назначению запрещается.

Принципы

В основе бюджетного финансирования лежат четыре константы, определяющие правила выделения средств:

  1. Безвозвратность. Получатели государственных ассигнований не должны отдавать назад то, что потратят, или платить проценты за пользование деньгами. Средства выделяются абсолютно даром. Исключение составляет возвратное финансирование, которое осуществляется в рамках некоторых государственных инвестиций.
  2. Целевое использование. Все финансы даются получателям под конкретные заранее обусловленные расходы (например, на зарплату, стипендии, питание, покупку оборудования, ремонт). Если деньги потрачены на другие цели, не те, что запланированы, то виновные обязательно наказываются.
  3. Существование лимита. Средства финансируются только в пределах существующих бюджетных обязательств. Они рассчитываются на основании ассигнований, выделяемых ранее, либо соответствуют количественным и качественным плановым показателям. Бюджетное финансирование сверх установленного лимита запрещается законом.
  4. Эффективность. Все бюджетные ассигнования должны тратиться так, чтобы их использование было максимально обоснованным, полезным и экономным. В случае обнаружения проверяющими органами заведомо завышенных показателей финансирования виновные лица наказываются, а средства возвращаются в бюджет.

Принципы бюджетного финансирования обязательны для выполнения всеми получателями ассигнований. Их соблюдение строго контролируется, что закреплено на законодательном уровне.

Источники

Происхождение средств, идущих на финансирование, может быть различным. Выделяемые деньги могут до этого аккумулироваться на различных счетах:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных.

Источники бюджетного финансирования утверждаются на определенный период. Федеральное наполнение может черпаться из внешних источников и внутренних. К первым относятся:

  • государственные займы;
  • кредиты международных финансовых структур, организаций, правительств других стран.

Источники регионального и местного уровней могут быть только внутренними. Это – внутригосударственные займы, ссуды, кредиты, поступления средств от продажи имущества, корректировка остатков на счетах.

При возникновении бюджетного дефицита источником финансирования становится Центральный банк. Иногда покрытие недостатка ассигнований происходит путем осуществления денежной эмиссии, однако такой вариант не слишком эффективен, так как вызывает инфляцию.

Способы и формы

За счет бюджетного финансирования может осуществляться различная степень покрытия расходов. Возможно полное их возмещение и частичное:

  • Система «брутто-бюджет» применяется для получателей, которые целиком находятся на содержании государства. В этом случае за счет бюджетного финансирования происходит полное покрытие текущих и капитальных затрат, а также всех расходов, возникающих в процессе деятельности.
  • Способ финансирования «нетто-бюджет» предусматривает выделение средств лишь на какую-то заранее утвержденную цель.

Существуют различные формы бюджетного финансирования:

  • средства для работы учреждений, организаций;
  • ассигнования для оплаты государственных и муниципальных контрактов, заключенных с юридическими и физическими лицами;
  • трансферты населению (пособия, пенсии, компенсации, стипендии);
  • дополнительные средства, необходимые для покрытия расходов, возникших из-за решений государственных органов;
  • ссуды, субсидии, дотации, субвенции;
  • деньги, идущие на погашение различных внутренних и внешних долгов;
  • кредиты.

Главное назначение любой формы бюджетного финансирования – покрытие расходов в пределах утвержденных показателей. Выделение ассигнований свыше лимитированных цифр строго запрещено.

Сметное финансирование

Каждое бюджетное учреждение и организация имеет главный финансовый документ. Он называется сметой. В этом документе расписаны и утверждены все планируемые расходы предприятия в денежном эквиваленте.

Все цифры, записанные в смете, должны быть обоснованными. Они рассчитываются по существующим отраслевым нормативам и группируются по кодам бюджетной классификации. Сумма поступлений от государства должна покрывать запланированные расходы.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в строгом соответствии с утвержденными показателями сметы. Плановые цифры могут изменяться. В этом случае в смету вносятся корректировки, и распределение ассигнований осуществляется с учетом новых данных.

Субвенция и дотация

Государственное бюджетное финансирование дается не только учреждениям, но и органам власти. Оно может быть в форме дотации и субвенции. В обоих случаях средства выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему, однако имеются и существенные различия:

  • Дотация – не подразумевает целевого ограничения направляемых средств. Деньги выделяются общей сумой в случае недостаточного наполнения минимального уровня бюджета нижестоящего уровня. По кодам расходов ассигнования распределяются уже самим получателем.
  • Субвенция – бюджетное финансирование, дающееся с конкретной целью. Ассигнования должны быть освоены в определенный срок, который устанавливается в решении о выделении средств. В случае нецелевого или несвоевременного использования субвенция в отличие от дотации подлежит возврату.

Государственное финансирование инвестиций

В любой стране существуют объекты, имеющие большое значение для экономики. Инвестиционное финансирование бюджетных средств осуществляется в стратегических целях. Оно решает общегосударственную задачу по экономической поддержке различных отраслей хозяйства.

Инвестиции могут быть безвозмездными и возвратными. Однако даже при необходимости отдачи средств получение такого бюджетного финансирования считается очень выгодным. Ведь процентная ставка, определяемая государством, гораздо ниже того вознаграждения, которое требует банк при выделении кредита.

Субсидия

Бюджетное финансирование может предоставляться юридическим и физическим лицам в качестве безвозмездной поддержки. Такая помощь именуется субсидией. Она может выдаваться не только деньгами, но и другими материальными благами (продуктами, оборудованием).

Субсидия предоставляется:

  • безвозвратно;
  • только для целевого использования;
  • по принципу софинансирования.

Деньги могут выделяться на научные исследования, для переоборудования производственных помещений, с целью повышения квалификации кадров. Бюджетное финансирование используется для возмещения льготных кредитов, осуществления страхования вкладчиков, налоговых возвратов.

Субсидии часто выделяются малообеспеченным людям и молодым семьям. Они включают предоставление жилья, помощь в оплате коммунальных услуг.

Контроль над бюджетным финансированием

Правильность и обоснованность выделения всех ассигнований обязательно проверяется. Надзор за бюджетным финансированием осуществляется инспектирующими органами, которые верифицируют соблюдение законодательства не только распорядителями средств, но и их получателями.

Контроль над финансированием из бюджета осуществляется путем:

  • проведения проверок обоснованности запрашиваемого финансирования;
  • выявления нецелевого использования средств;
  • предупреждения нарушений.

Полномочия осуществления подобных мероприятий имеет Министерство финансов, налоговая служба, органы казначейства, страховой и финансово-бюджетный надзор. При обнаружении нарушений могут применяться различные принудительные меры:

  • списание сумм в пользу бюджета;
  • взыскание процентов, пени, штрафов.

Кроме того, за нарушение бюджетного законодательства существует уголовная ответственность.

Добавить комментарий