Бюджетный процесс

Лекция 5. Бюджетный процесс в РФ

1. Понятие бюджетного процесса и его принципы.

2. Составление проекта бюджета.

3. Рассмотрение и утверждение бюджета.

4. Исполнение бюджета.

5. Отчет об исполнении бюджета

Бюджетный процесс– это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, а также составле­нию и утверждению отчета о его исполнении.

Деятельность государства от начала составления государст­венного бюджета до утверждения отчета о его исполнении и называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делит­ся на стадии бюджетного процесса – это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюд­жета и стадия составления и утверждения отчета об исполне­нии бюджета, которые последовательно сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного финансового (бюджет­ного) года — с 1 января по 31 декабря.

В основе бюджетного процесс а лежат определенные принци­пы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время БК РФ предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом:

§ единство бюджетной системы РФ;ФР

§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ;

§ самостоятельность бюджетов;

§ полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов;

§ сбалансированность бюджетов;

§ эффективность и экономность использования бюджетных средств;

§ общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; .

§ гласность;

§ достоверность бюджета;

§ адресность и целевой характер бюджетных средств.

Кроме того, бюджетному процессу присущи специальные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную дея­тельность органов исполнительной и представительной влас­ти, где проект бюджета обязательно составляют, закон или ре­шение о бюджете исполняют органы исполнительной власти, рассматривают и утверждают бюджет (и это касается бюдже­тов всех уровней) органы представительной власти.

Одним из специальных является также принцип ежегодности бюджета, который вклю­чает такое важное основополагающее правило, как обязатель­ное принятие бюджета до начала планируемого года. Выпол­нение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств.

Особого внимания в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые предполагают, что про­ект бюджета до его принятия широко обсуждается как пред­ставительными органами, так и общественностью; принятый бюджет обязательно публикуется в печати.

Важным для бюджетного процесса остается принцип специ­ализации бюджетных показателей, который состоит в ТОМ, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджет­ная классификация, которая предполагает группировку дохо­дов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению по направлениям деятель­ности, направлениям расходов.

26 августа 1 января 31 декабря

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

2. Составление проекта бюджета.

Эта стадия начинается с Послания Президента РФ Федераль­ному Собранию, которое в соответствии с нормами БК РФ дол­жно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов — исключительная преро­гатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администра­ций муниципальных образований. Непосредственное состав­ление проектов бюджетов осуществляют Министерство финан­сов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном посла­нии Президента РФ, прогнозе социально-экономического раз­вития соответствующей территории на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой полити­ки на очередной финансовый год, прогнозе сводного финан­сового баланса по соответствующей территории, плане разви­тия государственного или муниципального сектора экономи­ки соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172 БК РФ). Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над докумен­тами и материалами, обязательными для представления одно­временно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (п. 1 ст. 184 БК РФ).

Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до пред­ставительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ, других субъектов Федерации инструктивного пись­ма об особенностях составления расчетов к проектам бюдже­тов на следующий финансовый год, в том числе о централизо­ванно установленных социальных и финансовых нормах и нор­мативах и их изменениях.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подле­жат рассмотрению межведомственной правительственной ко­миссией, которую возглавляет министр финансов.

Выработка и согласование федерального бюджета на очеред­ной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

Правительство РФ,органы власти субъектов РФи органы местного самоуправления (муниципальных образований) выно­сят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответству­ющий представительный орган. Повсем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представитель­ной власти разных уровней образуют специальные. комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе РФсоздан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финан­сам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Правительство РФпредставляет Государственной Думе про­ект Федерального закона «О федеральном бюджете». К проек­ту закона прилагается ряд документов и материалов.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

Бюджетный процесс (ст. 6 БК РФ) – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ.

Задачами бюджетного процесса являются:

 выявление материальных и финансовых резервов государства;

 максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

 обеспечение сбалансированности бюджетов;

 согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

 осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т. д.

Этапы бюджетного процесса

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

§ Президент РФ;

§ Государственная дума Федерального собрания РФ;

§ Совет Федерации Федерального собрания РФ;

§ Правительство РФ;

§ Министерство финансов;

§ Министерство по налогам и сборам;

§ Центральный банк;

§ Счетная палата;

§ Государственные внебюджетные фонды;

§ Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

§ составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;

§ принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;

§ составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

§ разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

§ разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;

§ осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

§ проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

§ ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

§ осуществляет управление государственным долгом РФ;

§ составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

§ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадия бюджетного процесса

Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные срокисоставляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году,Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия бюджетного процесса

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третья стадия бюджетного процесса

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертая стадия бюджетного процесса

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Рис. 34. Распределение расходов госбюджета

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Ж—1

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Бюджетное право и процесс

Ольга Викторовна БОЛТИНОВА,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), почетный работник высшего профессионального образования РФ o.boltinova@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия и видов принципов бюджетного процесса. Автор приходит к выводу о необходимости закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации специальных принципов бюджетного процесса как основополагающих начал, которые будут способствовать стабильности и устойчивости бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Ключевые слова: принципы, бюджетный процесс, бюджетное право, финансовое право, бюджетное законодательство.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.36.8.042-048

Традиционно основанием классификации принципов является их деление в соответствии с отраслевым дроблением права. В соответствии с ним принципы делятся: а) на общеправовые; б) межотраслевые; в) отраслевые; г) принципы правовых институтов1. Другие ученые выделяют межинститутские

и подотраслевые принципы2. Однако на современном этапе развития финансового права как отрасли права пока нет единого понимания основополагающих общеотраслевых принципов финансового права3. Н. И. Химичева справедливо отмечала, что при всей активности научной общественности по разработке в последние годы финансово-правовой тематики еще не все проблемы в юридической науке достаточно полно разрешены, особенно применительно к новым условиям. Среди этих проблем следует выделить выявление и обоснование принципов финансового права4.

Н. И. Химичева выделяла следующие общеотраслевые принципы финансового права:

— приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений при сочетании с реализацией частных интересов граждан;

— единство финансовой политики и денежной системы;

— социальная направленность финансово-правового регулирования;

— федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;

— самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов в предусмотренных законодательством рамках;

— распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной ветвей власти;

— гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

— плановость и законность финансовой деятельности;

— экономическое стимулирование деятельности в финансовой сфере;

— участие граждан РФ, общественных организаций в контроле финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, организаций и учреждений5.

И с данной позицией автора необходимо согласиться. Названные принципы Б

служат базой для развития основных направлений финансовой деятельности Щ

государства и муниципальных образований. рр

П

Курс лекций по теории государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Са-

ратов, 1995. С. 67. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Химичева Н. И. Вопросы развития современного российского финансового законодательства в аспектах е временности. С. 177.

Ш □

тельства в аспектах его содержания и форм // Очерки финансово-правовой науки со-

ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

В этой связи хотелось обратить внимание на правовое закрепление принципов бюджетного процесса как института бюджетного права Российской Федерации6.

Принципы правовой государственности как общесоциальные приоритеты, провозглашаемые в качестве таковых в конкретно-определенный исторический момент времени, выступают в качестве общеправовых принципов, то есть их следует признавать и принципами права, и принципами юридического процесса. Они не могут быть качественно иными, ибо процесс должен быть адекватен материальной норме. Именно совпадение принципов права и процесса обеспечивает единство содержания и того и другого7.

Принцип для процесса то же, что принцип для права:

— фактор, определяющий вид и содержание процесса;

— фактор, позволяющий с необходимостью признать единство процесса;

— фактор, степень реализации которого является показателем правового состояния.

Видовые принципы процесса:

1. Принципы юрисдикционного процесса (юрисдикционных производств):

— принцип осуществления правосудия только судом;

— юридическая сила решения в юрисдикционном процессе;

— непрерывность;

— доступность;

— состязательность;

— объективная истина как цель юрисдикционного процесса;

— относимость и допустимость используемых доказательств;

— реальная исполнимость юрисдикционных актов и т.д.

2. Принципы неюрисдикционного процесса (неюрисдикционных производств):

— формальное равенство субъектов перед государственными органами в неюрисдикционных процедурах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— преобладание принципа письменности;

— единство процессуальных гарантий во всех неюрисдикционных процессах;

— наличие юридической ответственности за нарушение морально-этических норм в процессе и др.

Установлено, что видовые принципы юридического процесса распространяют свое действие на все входящие в вид подвиды процесса. В правотворческом процессе это правотворчество в процессе принятия Конституции; правотворчество при принятии федеральных конституционных законов, правотворчество при принятии федеральных законов, правотворчество при принятии конституций (уставов) субъектов федерации и т.д. В юрисдикционном правоприменительном процессе это уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс, административный процесс, конституционный процесс. В неюрисдикционном

6 Актуальные проблемы финансового права : монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Норма: Инфра-М, 2016. С. 30—43.

7 Баландин В. Н, Павлушина А. А. Принципы юридического процесса. Тольятти, 2001. С. 28—29.

правоприменительном процессе это лицензионная, регистрационная, контрольная, надзорная, нотариальная деятельность и т.д.

Однако перейдем непосредственно к принципам бюджетного процесса. Первоначально принципы были закреплены в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»8. Его статья 3 определяла следующие принципы бюджетного устройства РФ: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации. Безусловно, закрепление принципов бюджетного устройства имело большое значение на пути становления бюджетного законодательства новой демократической России, хотя следует отметить, что не нашли отражения в бюджетном устройстве РФ конкретные принципы бюджетного федерализма, которые следовало бы воплотить в бюджетном устройстве страны.

На современном этапе БК РФ в ст. 28 закрепил перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации. По сравнению с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» БК РФ законодательно расширил перечень принципов бюджетной системы не только по количественному составу (их закреплено 13), но и по качественному содержанию. По нашему мнению, перечисленные выше принципы бюджетной системы Российской Федерации лежат и в основе бюджетного процесса Российской Федерации.

Кроме принципов бюджетной системы Российской Федерации9, можно выделить специальные принципы, характеризующие бюджетный процесс в Российской Федерации, которые пока не нашли законодательного закрепления, как принципы бюджетного процесса.

На наш взгляд, можно выделить и закрепить в БК РФ следующие принципы бюджетного процесса:

— принцип законности;

— принцип облечения бюджета в форму нормативного правового акта;

— принцип разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе;

— принцип специализации бюджетных показателей; б

— принцип непрерывности (цикличности) бюджетного процесса; И

— принцип прозрачности (открытости); гп

— принцип плановости бюджетного процесса; О

— принцип организации финансового контроля на всех стадиях бюджетного про- Л цесса. Ж Данные принципы отражают сущность реализации процессуальных норм бюд- т

жетного права. Законодательное закрепление правил бюджетного процесса, пи- И

сал М. И. Пискотин, создает наиболее прочную основу взаимоотношений между п

государственными органами, органами местного самоуправления, способствует И

укреплению законности10. А

П □

8 ВС РФ. 1991. № 46. Ст. 1543.

9 Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации / отв. ред. □

Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. М. : Инфра-М, 2017. С. 38—44. о

10 ПискотинМ. И. Советское бюджетное право. М. : Юрид. лит., 1971. С. 211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н □

ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Законодательное регулирование правоотношений11 представляет собой наиболее стабильные, а также взвешенные решения органов государственной власти, поскольку они являются коллегиальным решением органа государственной власти, избранного народом. Еще Ж.-Ж. Руссо говорил, что законодательная власть — сердце государства. Законодательство, регулирующее бюджетный процесс, должно обеспечивать эффективную реализацию бюджетного процесса. Конечный результат бюджетного процесса, а именно исполненный бюджет, зависит от системы организации бюджетного процесса, закрепленной в законодательстве. Законность проявляется в становлении и развитии бюджетного законодательства12.

Ряд авторов выделяют и другие специальные принципы бюджетного процесса, такие как принцип универсальности системы осуществления бюджетного процесса и учета интересов разных уровней бюджетной системы; принцип взаимосвязи материальных и процессуальных норм бюджетного права; принцип рациональности и простоты организации бюджетного процесса; принцип подконтрольности прохождения стадий бюджетного процесса13.

Ю. А. Крохина считает, что к принципам бюджетного процесса следует отнести следующие: последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти; казначейское исполнение бюджетов; ежегодность бюджетов; публичность и гласность; единство кассы; формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на основе единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ; иммунитет бюджетов14.

Некоторые авторы выделяют отдельно основные принципы, на которых строится система исполнения бюджетов в Российской Федерации, а именно: принцип исполнения бюджета через органы Федерального казначейства; принцип единого счета казначейства; принцип единства кассы; принцип обеспечения бюджетных расходов и платежей только в случае фактического наличия средств на бюджетном счете; принцип исполнения бюджета на основе бюджетной росписи; принцип исполнения бюджета по доходам; принцип санкционирования расходов бюджета; принцип бюджетного учета исполнения бюджета; принцип предоставления обязательной отчетности об исполнении бюджета; принцип «иммунитета бюджетов»15.

В проекте новой редакции БК РФ законодатель включил принципы в главу 1 «Бюджетное законодательство» простым их перечислением: принцип единства

12 Фадеев Д. Е. Принципы функционирования российского бюджетного федерализма: теоретические аспекты и проблемы совершенствования // Юридический мир. 2002. № 3.

13 Шемякина О. Б. Указ. соч. С. 28—30.

14 Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм. М. : Норма, 2001. С. 38—39.

15 Голубцов В. Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9.

регулирования бюджетных правоотношений; принцип самостоятельности бюджетов; принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; принцип сбалансированности и устойчивости бюджета; принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетов; принцип единства кассы; принцип подотчетности и прозрачности (открытости); принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; принцип эффективности использования бюджетных средств; принцип адресности и целевого характера расходов бюджета и принцип подведомственности исполнения бюджета по расходам.

Следует отметить, что принципы бюджетной системы претерпели изменения и стали более приближены к современным реалиям развития бюджетного законодательства, однако при этом не акцентируется внимание на них как принципах бюджетной системы либо принципах бюджетного процесса.

На наш взгляд, необходимо непосредственно закрепить в БК РФ специальные принципы бюджетного процесса как основополагающие начала, которые будут способствовать стабильности и устойчивости бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Актуальные проблемы финансового права : монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : Норма: Инфра-М, 2016.

2. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. — М., 1972.

3. Баландин В. Н., Павлушина А. А. Принципы юридического процесса. — Тольятти, 2001.

4. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М. : Инфра-М, 2017.

5. Голубцов В. Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. — 2006. — № 9. □

6. Гражданский процесс / под ред. К. С. Юдельсона. — М., 1984.

7. Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм. — М., Норма, ГП 2001. □

8. Курс лекций по теории государства и права / под ред. Н. И. Матузова, □ А. В. Малько. — Саратов, 1995. Ж

9. Пискотин М. И. Советское бюджетное право. — М. : Юрид. лит., 1971. 1

10. Фадеев Д. Е. Принципы функционирования российского бюджетного феде- Я рализма: теоретические аспекты и проблемы совершенствования // Юриди- д ческий мир. — 2002. — № 3. 1

11. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.— I 2-е изд. — М., 2007. П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Финансовое право : учебник / под ред. проф. С. В. Запольского. — М., 2006. ш

13. Химичева Н. И. Вопросы развития современного российского финансового законодательства в аспектах его содержания и форм // Очерки финансово-

н

ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

правовой науки современности / под ред. Л. К. Вороновой и Н. И. Химиче-вой. — Москва —Харьков : Право, 2011.

15. Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. — М., 1978.

Бюджетный процесс – это регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также утверждению отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс – это единый цикл в рамках бюджетного года, состоящий из взаимосвязанных этапов: бюджетное планирование, исполнение, учет и отчетность, контроль и аудит. В России, как и во многих странах континентальной Европы, бюджетный год длится с 1 января по 31 декабря, но в других странах существуют иные рамки: в США – с 1 октября по 30 сентября, в Канаде и Великобритании – с 1 апреля по 31 марта, в Австралии и Новой Зеландии – с 1 июля по 30 июня.

Задачами бюджетного процесса являются:

  • • определение доходов бюджета, в том числе по отдельным видам в соответствии с прогнозами и Концепциями социально- экономического развития;
  • • установление расходов бюджета, в том числе по целевому назначению для бесперебойного финансирования общегосударственного нужд;
  • • согласование бюджета с общей программой выхода из кризиса и финансовой стабилизации;
  • • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения доходов между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • • повышение роли перспективного бюджетного планирования в целях обеспечения пропорциональности и сбалансированности крупномасштабных социально-экономических программ;
  • • максимальное выявление финансовых резервов.

Организация бюджетного процесса базируется на определенных принципах. Ведущий из них – принцип единства. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы. Принцип единства заключается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий.

Следующий принцип – самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной власти. Он обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Важен также принцип установления правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Наконец, финансовую устойчивость обеспечивает следование принципу соответствия расходов бюджета его доходам, создания финансовых резервов.

В бюджетном процессе участвует несколько групп субъектов (рис. 4.12).

Рис. 4.12. Субъекты бюджетного процесса

Хронологически бюджетный процесс включает следующие стадии.

  • 1. Составление проекта бюджета Министерством финансов, таможенными органами.
  • 2. Рассмотрение и утверждение бюджета в органах законодательной власти.
  • 3. Исполнение бюджетов.
  • 4. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.

Схематично первые две стадии представлены на рис. 4.13.

Рис. 4.13. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета

В процессе составления бюджета используется колоссальный объем информации, сведенной в ряд документов. Политической основой является бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию. В нем определены приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики страны на предстоящий период. В частности, в Послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2014–2016 годах» в качестве приоритетов актуализируются государственные программы и их ресурсное обеспечение, повышение качества государственных и муниципальных услуг для населения, сбалансированность пенсионной системы и другие задачи.

Министерство финансов в тесном взаимодействии с Министерством экономического развития, Центральным банком, министерствами использует при подготовке основных параметров бюджета бюджетную стратегию до 2023 г., материалы среднесрочного макроэкономического прогноза, Концепции долгосрочного развития РФ, сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года, среднесрочные финансовые планы, сводный финансовый баланс (баланс финансовых ресурсов), основные направления налоговой политики, основные направления денежно-кредитной политики, федеральные, отраслевые программы, инвестиционные программы естественных монополий, планы развития территорий и прочие материалы.

До 2007 г. проекты бюджета составлялись на один финансовый год. Сейчас проекты составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период – два года. В настоящее время обсуждается вопрос расширения горизонтов долгосрочного бюджетного планирования и составления федерального бюджета и бюджетов регионов до 12 лет. Бюджетные стратегии муниципалитетов ограничиваются сроком 6 лет.

Правительство РФ вносит подготовленный законопроект на рассмотрение Государственной Думы РФ, которая принимает законопроект после обсуждения в трех чтениях. В первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета, во втором – приложения и текстовые статьи, в третьем – ведомственная структура расходов и бюджет в целом.

Совет Федерации РФ рассматривает законопроект и одобряет в целом. Президент РФ подписывает Федеральный закон о бюджете, и он обнародуется в печати. Законом также предусмотрено преодоление разногласий между сторонами бюджетного процесса, внесение бюджета на повторное утверждение.

  • Самостоятельный институт бюджетных посланий, существующий с 1995 г., ликвидируется. Предполагается сделать бюджетное послание составной частью президентского послания к Федеральному Собранию.

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по:

  • составлению и рассмотрению проектов бюджетов;
  • утверждению и исполнению бюджетов;
  • контролю за их исполнением;
  • осуществлению бюджетного учета;
  • составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент РФ;
  • высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Банк России;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • главные администраторы доходов бюджета;
  • главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

В БК РФ представлено системное описание общих (единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ) бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.

Стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

  • составление проекта бюджета;
  • рассмотрение проекта бюджет;
  • утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

1. Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются:

  • прогноз социально-экономического развития,
  • сводный баланс финансовых ресурсов,
  • основные направления бюджетной политики РФ,
  • контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы.

Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета. Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению федерального бюджета организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях.

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов федерации — в Правительство РФ)

  • необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов,
  • данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

2. Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

3. Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на соответствующий год» в соответствии со статьями 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

В случае непринятия проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете на конкретный год» до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года до принятия Федерального закона «О Федеральном бюджете на предстоящий год».

Государственная Дума также может принять Федеральный закон «О финансировании расходов из Федерального бюджета в первом квартале конкретного года». В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным Федеральным законом. Подобная практика уже известна российской действительности. В настоящее время бюджет РФ составляется на три года.

4. Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т.д.). Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

  • доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Страница была полезной?

Еще найдено про бюджетный процесс

  1. С чего начать организацию финансового управления в компании Благодаря немногочисленности подразделений и ограниченному кругу сотрудников вовлеченных в бюджетный процесс он не будет слишком громоздким и трудоемким для его участников Шаг 4. Оформить
  2. Региональные финансы: управленческий мониторинг РФ к внедрению новых технологий в процесс управления финансами стимулирует к обмену опытом друг с другом по поиску оптимальных методов и решений в бюджетном процессе Конечно индикаторы отражающие точность прогнозирования доходов субъекта РФ уровень долговой нагрузки приемлемость уровня
  3. Проблемы функционирования системы бюджетирования Это основа бюджетного процесса здесь происходит формирование целевых показателей и распределение ресурсов по структурным подразделениям формируется нормативная
  4. Антикризисное управление финансово-экономическом устойчивостью промышленного предприятия Интеграция системы бюджетирования и системы менеджмента качества осуществляется путем внедрения в процесс бюджетного управления инструментов системы менеджмента качества расширение управления по центрам ответственности управления процессами системы
  5. Местный бюджет Исполнение бюджета — это важнейшая стадия бюджетного процесса в ходе которой происходит перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета а
  6. Межбюджетные отношения Горизонтальное выравнивание процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня по горизонтали вызванного объективными причинами
  7. Финансовая структура в 3D-фopматe Аналогично планово-экономический отдел в рассматриваемой компании является лишь менеджером процесса бюджетного управления поэтому не несет ответственность за финансовый результат Отдел маркетинга является ЦЗ Он
  8. Федеральное казначейство Федерации производят отчисление от поступлений по налогам и доходам в местные бюджеты осуществляют по представлению налоговых инспекций возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей контролируют полноту и своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и целевых бюджетных фондов и их целевое направление и использование взаимодействуют с другими органами исполнительными банковскими налоговыми … Федерации производят отчисление от поступлений по налогам и доходам в местные бюджеты осуществляют по представлению налоговых инспекций возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей контролируют полноту и своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и целевых бюджетных фондов и их целевое направление и использование взаимодействуют с другими органами исполнительными банковскими налоговыми участвующими в процессе исполнения бюджета и контролирующими его выполнение Кроме того территориальные органы федерального казначейства проводят проверки
  9. Как повысить эффективность управления финансовыми потоками Но хотелось бы отметить что основные изменения в работе связаны не столько с введением нового регламента проведения платежей и регламента договорной работы сколько с концептуальным изменением отношения руководителей к бюджетному процессу и пониманием работы организации как системы достигающей установленных стратегических целей
  10. Внутрихозяйственный контроль доходов и расходов от обычных видов деятельности в торговле Ю А Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе Ю А Данилевский Л Н Овсянников Финансы 2006. № 5. С 69-73. 10.
  11. Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии Согласно первому все подконтрольные организации осуществляют свою деятельность на основе единого консолидированного бюджета утверждаемого основным обществом финансирование дочернего общества осуществляется на основе базовых нормативов Бюджетный процесс при подобном варианте финансового механизма в холдинге основан на периодическом обсуждении финансовых заявок
  12. Возможности снижения налоговой нагрузки для промышленных предприятий Предложенная дорожная карта позволяет что называется в ручном режиме внедрить гибкую налоговую схему в бюджетный процесс между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации без изменения Налогового кодекса РФ Литература
  13. Бюджетная дисциплина Далее финансовая дисциплина бюджетный процесс кассовая дисциплина платежная дисциплина расчетная дисциплина Страница была полезной
  14. Списание задолженности: безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов
  15. Диагностика финансовой структуры предприятия в целях бюджетирования ЦФУ Между данными группами существуют различия по технологии и организации бюджетного процесса ввиду того что как правило выделение ЦФО характерно для компаний с дивизионной структурой … Обычно такие структурные подразделения реализуют основные цели и задачи самого предприятия а также формируют экономические процессы имеющие большое значение для всей организации в целом Их руководители обладают большей самостоятельностью чем
  16. Исполнение бюджета Исполнение бюджета — это завершающая стадия бюджетного процесса на которой формируют и используют бюджетный фонд Задачи исполнения бюджета полное и своевременное
  17. Детализация учета доходов и расходов от обычных видов деятельности на основе структурированных рабочих планов счетов С Н Инфраструктура бюджетного процесса на предприятиях швейной промышленности Научный результат Сер Экономические исследования 2014. Т 1. №
  18. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления Данный вид децентрализованных финансовых ресурсов участвует в обеспечении развития экономических процессов денежными средствами которые формируются у населения в результате первичного распределения национального дохода плата работников производственной сферы доходы от предпринимательской деятельности или в результате перераспределительных процессов в обществе например пособия заработная плата работников бюджетной сферы Методологические аспекты оценки финансового потенциала
  19. Негосударственные источники финансирования расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе Однако как показывает практика подобная система не только не ведет к росту эффективности инвестиций а напротив — тормозит данный процесс создает благоприятную почву для коррупции и нецелевого использования бюджетных средств Представляется целесообразным полностью устранить
  20. Финансовое регулирование Формы регулирования обозначают процессы протекающие в перечисленных видах как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории так и общие … Формы регулирования обозначают процессы протекающие в перечисленных видах как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории так и общие для всех в бюджетном виде формы — финансирование субвенции субсидии трансферты в налоговом прямое и косвенное налогообложение в

Добавить комментарий