Частичная отмена предварительной цензуры

Дата утверждения Цензурного устава 21 июля 1804 года далеко не открывает историю отечественной цензуры. Рассматривать зарождение цензуры в российском государстве следует с появлением рукописных, а далее и печатных книг. Издательское дело теснейшим образом было связано с деятельностью церкви, поскольку ею же контролировалось. Печатные издания допетровской эпохи носили в основном религиозный характер, количество их было мало, что значительно упрощало контроль над типографиями. Вся продукция печаталась с личного разрешения Патриарха.

Одним из первых тотальное влияние церковной цензуры ограничил Петр I, чем вводилось понятие светской цензуры. Указ 1720 года запрещал выпуск любых книг, в том числе и церковных, без одобрения специальной Духовной коллегии. В последующие годы идет дальнейший процесс разделения цензуры на светскую и духовную. Согласно указу Елизаветы, разрешение на печать церковных книг выдавал Синод, а светских – Сенат.
В целом, в ХVIIIв. цензура еще не была достаточно развита и организована, а в роли цензоров выступали президент Академии наук, её члены и канцелярия. Но уже к концу ХVIIIв. объем книгоиздательства значительно вырос, и власть впервые осознала необходимость признать официальный статус цензуры. Вследствие этого, Екатерина II вводит должность государственного цензора, организовывает цензурный аппарат, который вырабатывает общие правила.
Алекса́ндр Семёнович Шишко́в (9(20) марта 1754, Москва — 9(21) апреля 1841, Санкт-Петербург) — русский писатель, военный и государственный деятель. Государственный секретарь и министр народного просвещения. Один из ведущих российских идеологов времён Отечественной войны 1812 года, известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года. Президент Российской академии, филолог и литературовед. Адмирал.
Однако к первой половине XIX в. и этих мер было недостаточно, и 9 июня 1804г. Александр I утверждает первый цензурный устав. Он предписывал всем изданиям, рассчитанным на освещение в обществе, иметь подтверждение о проверке. Главной же целью самой цензуры провозглашалась защита общества от книг и сочинений, не имеющих образовательных функций. В связи с этим вводился запрет на создание, продажу либо покупку произведений искусства без рассмотрения цензорами. Одним из последствий принятия устава было развитие политического вида цензуры. Надзор за соблюдением документа перешел к полицейскому ведомству, а создание Министерства духовных дел и народного просвещения привело к усилению контроля над университетами и журналистикой. Кроме осуществления разумного контроля за отечественным печатным словом, Устав давал разрешение на ввоз иностранной литературы и свободную деятельность типографий, что являлось ярким показателем существования подлинной христианской демократии в русском обществе в период монархии.
Цензурная реформа 1826 г. еще более укрепила государственный контроль над сферой коммуникаций своего времени.
Согласно обновленному уставу, учреждался Верховный цензурный комитет, в функции которого входил контроль за наукой, общественным мнением и воспитанием молодежи. При этом штат цензоров, равно как и их полномочия, был существенно увеличен. По статистике, одна треть сочинений того времени не проходила одобрения цензоров и, следовательно, не была отдана в печать. При Николае I решение по основным цензурным вопросам часто принималось непосредственно Императором.

Но в то же время объем печатной продукции неизменно увеличивался, что делало контроль над прессой все более труднодоступным. К тому же к концу XIXв. резко возросла активность террористического революционного движения. Террористы-революционеры всё больше использовали в своей деятельности периодические издания и газеты, что со своей стороны повлекло применение нового метода борьбы с антигосударственными элементами со стороны государства – экономического. Одними из таких методов был запрет розничной продажи и запрет на рекламу.
Но, как показали драматические события 1905 года, все эти меры были недостаточны. Ведь процессы капитализации затронули и журналистику, что послужило либерализации тогдашних СМИ. Цензурное ведомство просто не успевало за созданием всё большего количества оппозиционных рабочих партий, а следовательно, и их печатных изданий. К тому же в обществе с лёгкой руки капиталистов и террористов левого толка всё чаще велись разговоры о свободе слова и запрете цензуры. Журналистику теперь контролировал не только цензурный аппарат государства, но и владельцы издательств. Люди, вложившие деньги, использовали прессу как для рекламы, так и для борьбы за власть либо рынок ресурсов. Вследствие этого, цензурный режим стал формироваться не только государством, но и отдельными личностями, заинтересованными осуществлении той или иной информационной линии. Перевороты 1917 года оборвали этот естественный процесс развития информационного пространства, создав новую литературу, искусство, журналистику, которые тут же подверглись тотальному контролю, но уже со стороны совершенно новых политических сил и государственных органов. А созданный новой советской системой цензурный аппарат был, пожалуй, самым мощным во всей мировой истории, а это предмет уже для совсем другого разговора.
Подготовлено по материалам:

История цензуры ХIX века

«Цензура- родовое понятие. Оно охватывает различные виды и формы контроля официальных властей за содержанием выпускаемой в свет и распространяемой массовой информации с целью недопущения или ограничения распространения идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными». Цензура – явление древнейшее, что зафиксировано в сотнях ученых трактатов, энциклопедиях и словарях. В основном это явление считается уродливым, мешающим творческому процессу, вызванное только страхом за собственную власть деспотом Правителем. Но так ли это в действительности? Именно с ХIХ века цензура в России приняла особый статус государственной службы, возглавляемой образованными, умными и любящими свое отечество людьми.

В XIX в. книжная индустрия охватила весь мир. Печатный листок стал доступен всем слоям общества. Детонатор, готовый взорвать государство изнутри. В его то охране и заключалась работа цензурного аппарата. Но подлый миф о губительной природе цензуры для свободного, демократического общества, живет до сих пор по вине широко открытой пасти злобствующих предателей, некоторых либералов и отдельных «интеллигентствующих» представителей общества.

Известный миф в мировой истории. Перед судом строгой инквизиции с идеей, что земля круглая и вращается вокруг солнца, предстал Джордано Бруно. Поклонник просвещения, честный ученый, философ предпочел жуткую смерть на костре отречению от своего научного мировоззрения, навсегда покорив сердца будущего поколения ученых своим мужественным поступком. Мало кто знает, что подобные знания не были секретом для просвещенных людей того времени. За что тогда грозная «цензура» ХVI века отправила бедолагу на костер. Сведения об этом судебном процессе сохранились до наших дней. Некоторые выдержки из обвинения:

Я, Жуан Мосениго, сын высокочтимого сэра Марк Антонио по велению моей совести и по приказанию моего духовника обличаю перед вами, высокочтимые отцы, Джордано Бруно в том, что во время бесед со мною в моем доме он несколько раз говорил, что католичество кощунствует…», «Что Христос был негодяй, и если он занимался нехорошими делами, совращал народ, то можно было предвидеть, что его посадят на кол.» » Что Христос совершал деяния, кажущиеся чудесами, и что он был маг, какими были и апостолы и что он(Бруно) собирается делать то же самое, что делали они и даже больше.» » Он проявил признаки желания стать основателем новой секты под названием » Новая философия». » Он говорит, что займется искусством прорицания и тогда весь мир побежит за ним.»

Объявляя себя новым Миссией, обманывая надежды доверившихся, надо представлять последствия. Распространяется новое агрессивное учение, растет число последователей с мечтой о благе. Борьба религиозных учений приведет к расколу в стране. Как следствие Духовное разочарование, переоценка нравственных законов, обесценивание человеческой жизни — отсюда жестокость. Гражданская война. Смута, разрушения, смерть. В самой, как считается «демократической» стране США только за попытку публичного сожжения национального флага сегодня можно угодить за решетку.

Александр I, воспитанный на либеральных идеях, «оранжерейный цветок «, критически относился к тому порядку в России, который царил в конце XVIII в. Уже 31 марта 1801 г. Новый император подписывает указ:

«Простирая попечения Наши в пользу верноподданных Наших и желая доставить Им все возможные способы к распространению полезных наук и художеств, Повелеваем учиненные указом 18 апреля 1800 г запрещения на выпуск всякого рода Книг и музыки отменить, равномерно запечатанные по повелению июня 5-го дня1800 г последовавшему частные типографии распечатать, дозволяя как провоз иностранных книг, журналов и прочих сочинений, так и печатание оных внутри государства по точным правилам, в указе от16-го сентября 1796 года.

На следующий год 9 февраля был обнародован новый указ императора, еще более либеральный. По нему «наука и художества» ставятся вне зависимости от полиции. Деятельность цензоров в городах и портах была прекращена, предварительная цензура отменена. Снова было разрешено создавать «вольные типографии»: «…дозволяется каждому по воле заводить оные во всех городах Российской Империи, давая только знать о таком заведении Управе Благочиния того города, где кто типографию иметь хочет».

О НЕТРЕБОВАНИИ РИЖСКОЙ ТАМОЖНЕ РЕЕСТРОВ ПОДПИСОК ИНОСТРАННЫМ КНИГАМ, ПРИВОЗИМЫМ С РИЖСКИМ КНИГОПРОДАВЦЕМ

№ 20537. – 2 декабря 1802 г. Именной, данный Министру Коммерции Граф Николай Петрович! Указом Нашим, Правительствующему Сенату в 9 день Февраля 1802 года данным, повелели Мы пропуск иностранных книг производить, как было до 1796 года. Из просьбы Рижских книгопродавцев Миллера и Гартмана открылось, что на привозимые к ним книги требуются с них, по распоряжению Коммерц-Коллегии, утвержденному Сенатом, от Таможни подписки и реестры, несмотря на то, что в Риге существовавшая до 1796 года цензура ныне восстановлена. Вследствие чего, в избежание двукратного свидетельства книг, к Рижскому порту привозимых, повелеваем требование тамошнею Таможнею подписок и реестров отменить; а по надлежащем их досмотре в Таможне, поступить с книгами по точной силе указа Нашего от 9 февраля 1802 года.

Что именно теперь везли в Россию подобные «Миллера и Гартманы» вместе с модными фривольными романами и литературой лубочного характера в своих чемоданах и саквояжах можно было только догадываться. Правительственные, учебные, ученные и другие учреждения стали осуществлять цензуру продукции своих типографий самостоятельно. Напоминает положение дел, сложившихся в России начале девяностых годов ХХ века. Но тогда в стране царил грандиозный «бардак» – именуемый новой властью «демократическими реформами». Тогда голодную и разоренную страну, дабы покалечить окончательно, наполнили вреднойобразовательной и информационной продукцией, отравляющей молодые души ядом ложных истин, а значить постепенно разрушающей государство, «ибо из подростков созидаются поколения». На рынках в свободной продаже появились опасные книги, которые должны быть недоступны для психически нездоровых людей и не уравновешенных подростков. Книги подробно рассказывали, как собрать в домашних условиях бомбу и где ее правильно заложить в зависимости от цели или, например, как наводить «порчу» — советы от «потомственных колдунов и ясновидящих». Никем несдерживаемые грязные реки телевизионной и печатной клеветы потекли мутным потоком на нашу историю, пачкая все, чем может гордиться наш народ. В общественных заведениях, государственных учреждениях и даже школах, а иногда при помощи самих преподавателей распространялась гнуснейшая, пропагандирующая безнравственность и ненависть к своей семье и родине сектантская и «психологическая» литература. Сочинялись учебники «полового воспитания», задачники с примерами, «отвечающими новым реалиям» — например, из жизни московских проституток.

В правление Александра I очень либеральная цензура обещала обществу процветания науки и литературы, но не отвечала реалиям. 8 сентября 1802 г. был обнародован манифест об учреждении министерств, видное место среди которых отводилось Министерству народного просвещения. Первым его министром стал граф П.В.Завадовский. » Широта, с которой был очерчен круг вопросов ведомства народного просвещения, возвышенный взгляд на литературу, как на один из проводников народного просвещения, — замечает официальный историк С. В. Рождественский, — побудили возложить на это министерство обязанности цензурного ведомства». В каждом университете создается цензурный комитет, состоящий из деканов. Обязанность цензоров выполняли профессора, адъюнкты, магистры. Совет университета выступал в качестве арбитра при цензурных конфликтах. Решение университетской цензуры можно было подать на обжалование в Главное правление училищ, созданное в ходе реформы системы народного просвещения в 1802 г. и ставшей высшей инстанцией по делам цензуры. Однако уставы университетов естественно не содержали подробной регламентации цензурного порядка. Цензурные комитеты по уставу должны были » отвратить издания сочинений, коих содержание противно закону, правительству, благопристойности, добрым нравам и личной чести какого-либо человека». Многим современным сочинителям (писателям, журналистам, сценаристам и т.д. и т.п.) надо полагать такие понятия будут просто незнакомы. Как и честный труд, ответственность, а главное понимание того, что их часто аморальные и пошлые произведения, рожденные бездарной завистливой душой в союзе с бестолковой головой, становятся некой категорией духовных ценностей, неокрепших умом молодого поколения. Джонатан Свифт дал интересное определение, что » человек — это живое существо восприимчивое к разуму». Перемена нравственных ценностей может произойти в одно поколение. Общество, которое забывает свою историю, свои традиции и думает только о хлебе насущном перестает существовать как единая нация. Но эта «творческая элита» лишь стая безвольных бандерлогов, вычесывающая друг у друга блох. Настоящую опасность для государства несут представители новой профессии, появившейся в XIX веке – революционеры.

Ф.М. Достоевский в своем романе «Бесы» неповторимо описал работу профессиональных поджигателей революций. Почти все они начали свою деятельность за границей, что не является случайностью. Денег на свои мероприятия (устройство типографий, фальшивые документы, организации съездов, проживание, питание и прочие) у них хватало в достатке, не имея при этом собственного постоянного дохода. Мнение по переустройству мира у них расходилось, но шли они одним путем — всеобщего разрушения, соревнуясь, кто первым пожнет, уже посеянную смертоносную бурю. Вотслова одного из «бесов» романа Достоевского: «Мы уморим желания: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве». — Нет, не обойтись им одними тайными собраниями, публичными выступлениями, громкими и позорными скандалами, мелким коварным пачкунством, разлагающими нравственные устои общества. Народные газеты, брошюры, лаконичные листовки, тайные прокламации будут выпускаться для народа попроще, а вот специальная литература, хитро построенная на теории «научных» доказательств, а по сути псевдонаучная трескотня по экономике, философии, политике станут дурить головы образованной части населения России.

Добавить комментарий