Частное и материальное право

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10

Публичное право — это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно:

— императивный метод правового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения;

-разрешительный тип правового регулирования: запрещено все, что не разрешено.

К публичному праву относятся конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права.

Частное право- совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц.

Использует преимущественно:

— диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права

— общедозволительный тип правового регулирования;

— правового регулирования: разрешено все, что не запрещено.

К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое, торговое право.

Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь.

По содержанию все отрасли права делятся на материальные и процессуальные.

Материальное право- это совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения. К нему относятся конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, земельное, семейное право.

Процессуальное право- это совокупность правовых норм, которые обеспечивают действие материального права, регулируя общественные отношения, возникающие при реализации и защите норм материального права. К процессуальному праву относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-правовое право. Процессуальное право гарантирует реализацию норм материального права.

Таким образом, в системе права можно выделить структурно-функциональные системы

публичного и частного, материального и процессуального права.

32. Предмет иметод правового регулирования как основания деления на отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права

Предмет и метод правового регулирования являются критериями, в соответствии с которыми в системе права выделяются отрасли права.

Предмет правового регулирования — это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Такие отношение должны быть:

— типичными — постоянно воспроизводиться, повторяться (отношения купли-продажи);

— в них должны пересекаться интересы субъектов права (продавца и покупателя);

— поддаваться контролю со стороны государственных органов.

Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Выделяют два основных метода правового регулирования:

— императивный: предполагает отношения власти-подчинения (отношения вертикального типа), в которых одна сторона обладает полнотой власти, а другая должна ей обязательно подчиниться; предполагает определенный вариант правомерного поведения (как правило, один);

— диспозитивный. предполагает отношения равноправных сторон, которые могут свободно выбрать тот вариант праве мерногоповедения, который их устраивает.

В чистом виде методы не применяются, можно говорить только о преимущественном методе правового регулирования в той или иной отрасли права. Общая характер дстика отраслей российского права:

1. Конституционно право: устанавливает основы конституционного строя, правой статус личности, форму государства и систему высших государственных органов, метод-императивный.

2. Гражданское право: диспозитивным методом регулирует имущественные и тесно связанные с ними неимущественные общественные отношения.

3. Уголовное праве: охраняет общественные отношения от преступных посягательств, устанавливает перечень преступлений исанкции за их совершение; метод — императивный.

4. Административное право: регулирует общественные отношения в сфере исполнительно- распорядительной деятельности государства императивным методом.

5. Трудовое право: регулирует отношения между наемным работником и работодателем, а также отношения, производные от трудовых (по поиску работы, трудовым спорам, охране труда); сочетается императивный я диспозитивный методы.

6. Уголовно-процессуальное право: регулирует отношения по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление и деятельность органов дознания, следствия и суда императивным методом.

7. Гражданско-процессуальное право: регулирует отношения по рассмотрению гражданско- правовых, трудовых, жилищных, семейных споров императивным методом.

Классификация отраслей российского права:

1. По месту в системеправового регулирования:

— отрасли материального права, непосредственно регулирующие общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское, трудовое право);

— отрасли процессуального права обеспечивают действие норм материального права (уголовно-процессуальное гражданско-процессуальное право)

2. По функциям права:

— регулятивные отрасли, которые устанавливают права и обязанности субъектов права (гражданское, конституционное, трудовое право);

— охранительные отрасли устанавливают запреты и санкции за их нарушение (уголовное, административное право).

3. По значению в системе правового регулирования:

— профилирующие отрасли, которые появились исторически раньше других, сохранили чистый метод правового регулирования (конституционное, гражданское, уголовное, административное право);

— специальные отрасли, выделившиеся из профилирующих отраслей (трудовое, земельное, семейное, финансовое, уголовно-исполнительное и т.п.)

4. По выражению интересов:

— отрасли публичного права выражают интересы государства и общества (конституционное, уголовное, административное право);

— отрасли частного права выражают интересы индивида (гражданское, семейное право). Таким образом, отрасли права выделяются по предмету и методу правового регулирования и

имеют сложную классификацию.

33. Понятие и виды систематизации законодательства

Систематизация законодательства- это деятельность, направленная не его упорядочение. Виды систематизации:

/. Кодификация — это существенная внутренняя переработка нормативного материала, его согласование, устранение устаревших и противоречивых норм, устранение пробелов путем формулирования новых норм, врезультате чего создается принципиально новый нормативно-правовой акт (создание кодексов, уставов, положений, регламентов).

2. Консолидация — объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один новый укрупненный акт.

Кодификацию и консолидацию вправе осуществлять только субъекты правотворчества.

3. Инкорпорация — внешняя обработка нормативных актов без изменения их содержания, объединение их вразличные сборники или собрания по тематическому или хронологическому принципу (создание основ законодательства, сборников нормативно-правовых актов, собрания законодательства). На инкорпорированные сборники нельзя ссылаться, ссылка возможна только на те нормативно-правовые акты, которые вошли в сборник.

Возможно издание инкорпорированных сборников в учебных целях (хрестоматия по конституционному законодательству), для профессионального пользования (сборник действующих законов в сфере жилищного права) и даже в коммерческих целях (юридическая литература -доходный продукт издательского бизнеса).

4. Учет — сбор необходимых для деятельности нормативно-правовых актов

заинтересованными лицами и поддержание их в контрольном состоянии (отслеживание изменений взаконодательстве).

Существующие электронные правовые системы «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант» созданы на основе инкорпорации и учета комплекса нормативно-правовых актов Российской Федерации и систематизированы по различным критериям: дате принятия, названию, виду правового акта, тематике и т.п.

Систематизация законодательства необходима для определения времени действия нормативно-правового акта и его связи с другими актами.

34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация

Правоотношение— это возникающее на основе норм права и юридического факта волевое общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Предпосылки возникновенияправоотношения:

1. Юридические предпосылки:

— наличие нормы права;

— наличие юридического факта — конкретного жизненного обстоятельства, на основе которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение;

правосубъектность лиц, вступающих в правоотношение (их правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).

2. Социальные предпосылки: фактические отношения, возникающие в обществе и требующие юридического закрепления

Классификация правовых отношений:

1. по функциям права: регулятивные (возникают на основе регулятивных норм) и охранительные (возникают на основе охранительных норм).

2. По отраслям права: конституционно-правовые, гражданско-правовые, и т.п.

3. По количеству сторон: двусторонние (продавец — покупатель) и многосторонние (федеральный центр и десятки субъектов федерации).

4. По способу индивидуализации субъектов: относительные (те, в которых поименно определены все участнику правоотношения — отношения в договоре купли-продажи) и абсолютные (те, в которых поименно определена только одна сторона — носитель субъективного пава, а все иные лица являются обязанными — отношения собственности).

5. По распределению субъективных прав и юридических обязанностей: простые (одна сторона имеет только субъективные права, а другая только юридические обязанности) и сложные (обе стороны имеют и субъективные права, и юридические обязанности).

Таким образом, правовые отношения возникают на основе правовых и социальных предпосылок и имеют слоящую классификацию

Рекомендуемые страницы:

Главная | О нас | Обратная связь

Система права характеризуется разделением на отрасли материального и процессуального права.

Отрасли материального права регулируют предметные отношения, т.е. базовые, составляющие основу системы права. Процессуальное право характеризуется тем, что регулирует процесс реализации, воплощения в жизнь норм материального права.

К отраслям материального права относятся — гражданское право, уголовное, административное, семейное и др. К отраслям процессуального права относятся — конституционно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное, административно-процессуальное и др.

Процессуальное право регламентирует юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права и направлено на достижение конкретного юридического результата.

Материальное право, выступая регулятором общественных отношений, облекает их в правовые нормы, которые в итоге становятся основой позитивного права. Однако нельзя преуменьшать регулятивную роль норм процессуального права, поскольку посредством таких норм обеспечивается соблюдение принципов права и порядок осуществления, реализации норм материального права.

Билет № 6

1. Формы государственного правления: типичные и новые.

2. Понятие, виды и функции юридических фактов. Фактический состав.

1. Формы государственного правления: типичные и новые.

Форма правления — это форма государства, определяющая систему организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и сроки их деятельности, а также их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят ϲʙᴏе выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, кᴏᴛᴏᴩые сложились в результате историческо-, го развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В ϶ᴛᴏй связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе кᴏᴛᴏᴩой менее развитые и экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности. Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия – ϶ᴛᴏ форма правления, при кᴏᴛᴏᴩой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), кᴏᴛᴏᴩый реализует функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и гуще.ствляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство – ϶ᴛᴏ я»); за результаты ϲʙᴏей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки будут типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны к, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и гиды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика – форма правления, при кᴏᴛᴏᴩой:

государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), кᴏᴛᴏᴩый реализует ϲʙᴏе функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты ϲʙᴏей деятельности.

Признаки республики:

· выборность и сменяемость представительной власти;

· коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них ϲʙᴏи специализированные задачи;

· законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты ϲʙᴏей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, кᴏᴛᴏᴩые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при кᴏᴛᴏᴩой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат.

Особо следует сказать и об империях, кᴏᴛᴏᴩые явились такой сложной формой государственного устройства, кᴏᴛᴏᴩая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.

Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика У–П вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V–IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), кᴏᴛᴏᴩые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

При феодализме также существовали монархические и республиканские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-нредставительная монархия и абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. В результате разрушительных войн, при опоре на народное ополчение, сердцевину кᴏᴛᴏᴩого составляла господствующая этническая Группа (монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими и иными связями между завоеванными регионами.

Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс феодализации земель и населения. В данных условиях некᴏᴛᴏᴩые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. По϶ᴛᴏму монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизо-ипнной сословно-представительной монархии, в кᴏᴛᴏᴩой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции).

Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии, основным признаком кᴏᴛᴏᴩой являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

Республики при феодализме носили городской характер. Стоит заметить, что они создавались по мере роста могущества и независимости некᴏᴛᴏᴩых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некᴏᴛᴏᴩыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).

Развитие буржуазной государственности шло на базе провозглашения демократических прав и ϲʙᴏбод, разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), при кᴏᴛᴏᴩом законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парламентом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Монархия как форма буржуазного государства стала в значительной степени исключительно отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом и парламентом. Стоит заметить, что он царствует, но не правит.

Республика стала наиболее распространенной формой государственности.

Стоит заметить, что она представлена двумя ее основными разновидностями – парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров).

В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.).

Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но будет исключительно номинальным главой государства.

В классической президентской республике президент одновременно будет и главой государства, и главой исполнительной власти. По϶ᴛᴏму он ϲʙᴏбоден в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). При всем этом он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве).

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.

Для устранения данных и некᴏᴛᴏᴩых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Это выражается в том, что на базе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в неко-юрых современных республиках при тоталитарных режимах пробудет монархический признак – несменяемый глава государства.

Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда на базе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести: Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Стоит сказать — польшу, Францию.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

Социалистическая государственность по ϲʙᴏей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просуществовала всего 72 дня. При этом ϶ᴛᴏ не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели кᴏᴛᴏᴩых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались построить государство трудящихся.

Советская социалистическая республика как государственная фирма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. При этом тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и. политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма. I

Народно-демократическая республика как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х – начале 50-х годов (Венгрия, Стоит сказать — польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В данных странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливалось монопольное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую по содержанию политику марксистско-ленинского государственного строительства.

В системе права различают две группы правовых общностей– материальное и процессуальное право.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право – порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

Материальное право представлено большинством отраслей – гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей – например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое – в составе гражданского права, космическое и атомное право – в составе международного права.

Как уже указывалось, выделяют среди отраслей материального права первичные и вторичные (производные) отраслевые образования.

Некоторые ученые признают существование комплексных отраслей права. Однако, по мнению проф. С.В. Полениной, комплексными могут быть только акты законодательства, поскольку в них объединяется материал с различным предметом и различными методами регулирования, а в отраслях права должен быть только один предмет и один метод регулирования.

Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него.

Главные отличия состоят в следующем. Процессуальное право:

1. представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности;

2. придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным;

3. направлено на достижение конкретного юридического результата – защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т. д.;

Регулирует общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права.

Связь материальных и процессуальных отраслей является взаимной и двусторонней. Материальные отрасли определяют правовойстатус субъектов процессуальных отношений, а также устанавливаютусловия и основания возникновения процессуальных отношений.

В свою очередь, процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

В форме уголовного процесса применяются нормы уголовного права. Гражданский процесс тесно связан с другими материальными отраслями. В системе права Российской Федерации специализация материальных и процессуальных отраслей приобрела всеобщий характер. Конституционное право, которое долгое время оставалось автономным, содержало и материальные, и процессуальные нормы, в настоящее время не может обходиться без сотрудничества с гражданским процессуальным законодательством. Так, решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном гражданским процессуальным правом.

Конкретные связи между гражданским процессуальным правом и отдельными материальными отраслями весьма различны в зависимости от того, какая часть их норм может применяться в форме гражданского процесса. В гражданском, трудовом, семейном и некоторых других отраслях гражданский процесс, безусловно, доминирует над иными формами разрешения конфликтов, возникающих в конкретных отношениях.

Конституционное, административное, финансовое право, наоборот, допускает использование гражданского процесса в достаточно ограниченных пределах. Однако по мере становления и упрочения правового государства судебный контроль за законностью решений государственных органов власти и управления приобретает тенденцию к расширению. Соответственно будет усиливаться и значимость гражданско-процессуального права в реализации норм публичного права.

Связь уголовного права и иных отраслей правапроявляется в сфере действия охранительных норм, устанавливающих запреты, основания применения, виды и объем правовых санкций. Каждая отрасль права устанавливает санкции за совершение административных, гражданско-правовых и иных проступков. Однако совокупность норм, запрещающих деяния, которые представляют повышенную общественную опасность и признаются преступлениями, составляет самостоятельную отрасль — уголовное право.

Уголовное право запрещает преступные посягательства на основы государственного и общественного строя, урегулированные государственным правом (особо опасные государственные преступления), государственную и личную собственность, честь и достоинство граждан и иные отношения, урегулированные гражданским правом (статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за кражу, грабеж, мошенничество, клевету и оскорбление личности).

Общественно опасные посягательства на порядок, закрепленный нормами административного права, в УК образуют составы преступлений против порядка управления и общественной безопасности.

Таким образом, уголовное право представляет собой как бы вынесенную за скобки совокупность норм, запрещающих особо опасные деяния, совершаемых в сфере государственного, гражданского, административного и иных отраслей права. И с этих позиций каждая отрасль права связана с уголовным правом как особым компонентом системы права, которая охраняет конкретные отрасли и систему права в целом от наиболее грубых общественно опасных посягательств.

Добавить комментарий