Частное и публичное право

Гражданское право –это отрасль частного права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

ЧАСТНОЕ ПРАВО — отрасли права, регулирующие отношения, связанные с защитой частного интереса индивидуальных собственников и объединений. Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признания защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом. Вмешательство государства в этих случаях минимально и вызывается главным образом интересами участников этих отношений. Принципиальное отличие частного от публичного права заключено в характере юридической защиты частных и публичных интересов.

К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.

Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием. Соответственно в сфере действия публичного права господствует разрешительный тип правового регулирования, в то время как отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования. Отсюда, если источником публичного права главным образом является нормативно-правовой акт (статутное право), то в отраслях частного права значительный удельный вес занимает договорное право. Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

К отраслям публичного права относятся: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право.

Понятия публичных и частных финансов исключают друг друга, но при этом имеют подчинение общему для них родовому понятию финансов. Следовательно, они находятся в отношении соподчинения. Иное есть ошибочно или противоречит законам логики.

Для подтверждения сформулированного тезиса прежде всего необходимо определить понятия публичных и частных финансов.

В доктрине финансового права финансы не отождествляются с финансовыми ресурсами, денежными средствами; они воплощают в себе отношения по поводу аккумулирования, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Подобное понимание предопределено тем, что право как регулятор общественных отношений не может непосредственно воздействовать на деньги как объект гражданских прав, однако может регулировать общественные отношения, возникающие по поводу вовлечения денежной массы в гражданском обороте.

Финансы (по крайней мере, в рамках экономической системы отдельно взятого государства) распадаются на публичные (в РФ: государственные и муниципальные) и частные, между которыми «существует фундаментальное различие, разводящее их по разные стороны правовой системы».

Каковы данные различия?

Во-первых, публичные финансы регулируются нормами отраслей публичного права, частные финансы регулируются правом частным.

Во-вторых, состояние частных финансов зависит от сложившейся ситуации на рынке, подчинено его законам, в то время как состояние публичных финансов главным образом зависит от результативности действий органов публичной власти в этом направлении, оставаясь связанным с рыночными детерминантами.

В-третьих, публичные финансы аккумулируются посредством государственного принуждения. Частные финансы мобилизуются иными инструментами, отличными от принуждения, а потому риск дефолта обязательств физических и юридических лиц, как правило, выше аналогичного риска публично-правовых образований.

В-четвертых, частные финансы ориентированы преимущественно на получение прибыли. Получение прибыли не является целью публичных финансов, выступающих «средства осуществления так называемого общего интереса». Если в результате использования публичных финансов образуется профицит, то он не может выступать показателем эффективности использования публичных финансовых ресурсов. Денежный излишек должен быть использован для удовлетворения социально-полезных потребностей населения путем увеличения государственных расходов или уменьшения доходов, например, посредством уменьшения налогового бремени. Дефицит денежных средств, напротив, характерен в большей степени для публичных финансов, поскольку государство способно найти источники его покрытия. Гражданин или организация не могут осуществлять свою хозяйственную деятельность на основе хронического займа.

В-пятых, планирование частных финансов опосредовано доходом от использования денежных ресурсов. Планирование публичных финансов опосредствуется расходами: сперва составляется круг статей расходов для удовлетворения наиболее важных или иных потребностей населения, затем анализируются существующие источники доходов, их адаптация, при их нехватке государство рассматривает источники финансирования дефицита бюджета.

Несмотря на наличие существенных различий, будучи объединенными одним родовым понятием, частные и публичные финансы не лишены общих черт. Так, финансы в материальном аспекте имеют преимущественно денежную форму. В обеих сферах возникают схожие проблемы: ограниченность расходов, организация контроля.

Кроме того, при принятии решений в сфере публичных финансов нельзя не учитывать как частные, так и публичные интересы, поскольку частный капитал оказывает влияние на государственную финансовую политику. Так, замирание деловой активности влечет сокращение налоговой базы, что, в свою очередь, уменьшает публичные доходы. В связи с этим грамотная финансовая политика должна учитывать интересы государства и частного предпринимательства.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод, что понятия публичных и частных финансов находятся в отношении соподчинения. Взаимоисключаемость понятий предопределена фундаментальными различиями: целеполаганием, регулируемостью различными отраслями права, степенью корреляции между состоянием финансов и ситуацией на рынке, возможностью использования принуждения при аккумулировании финансовых ресурсов.

Разделение права на публичное (Jus publicum) и частное (jus privatum) известен еще со времен Древнего Рима. Его сущность обосновал Ульпиан, который считал, что публичное право есть то, что касается пользы Римского государства, а частное право — пользы отдельных лиц. Если в континентальной Европе идея разделения права на публичное и частное получила теоретического и законодательного признания, то в странах англосаксонской правовой семьи она не имела такого влияния.

Существуют несколько теорий обоснование критериев деления права на публичное и частное: материальные (на основе интересов), формальные (по юридическим критериям) и смешанные (объединяют материальные и формальные критерии). Такое деление не возражает традиционного отраслевого разделения системы права, однако существенно дополняет представление о ее структуре.

Публичное право — это подсистема права, которая состоит из норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением функций публичной власти в сфере реализации интересов государства и местного самоуправления с помощью императивного метода правового регулирования.

Предметом публичного права являются отношения, связанные с реализацией публичных интересов. Эти отношения обычно возникают между субъектами властных полномочий, а также между субъектами властных полномочий и другими субъектами права.

Метод регулирования публичного права составляет совокупность приемов, характеризующих использование в публично-правовой сфере того или иного комплекса юридических средств. Он императивным, обеспечивает построение публичных правоотношений по субординационные схеме «власть — подчинение», предусматривает наделение одного из субъектов правоотношений властными полномочиями и компетенцией.

К состава публичного права входят: материальные публично-правовые отрасли (конституционное, административное, уголовное, финансовое право и др.) И процессуальные публично-правовые отрасли (уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, административное процессуальное право и т.д.).

Публичное право характеризуется определенным понятийным аппаратом : «публичный интерес», «субъект публичного права», «объект публичного права» и др.

Публичный интерес — общий интерес общества, признан государством, которое опирается на ее поддержку и правовую защиту.

Субъект публичного права — лицо, созданное или признана в порядке, установленном нормами публичного права, которая имеет полномочия на участие в публично-правовых отношениях с целью обеспечения и защиты публичных интересов. Им может быть государство, орган государственной власти или орган местного самоуправления и их должностные лица.

Объект публичного права — объект, в отношении которого возникают общественные отношения в связи с реализацией публичного интереса. Такими объектами являются безопасность, информация, социальные или административные услуги и тому подобное.

Частное право — это подсистема права, которая состоит из норм, регулирующих отношения, не связанные с осуществлением функций публичной власти в сфере реализации частных интересов, с помощью диспозитивного метода.

Предметом частного права являются отношения, связанные с реализацией частных интересов. Эти отношения обычно возникают между физическими и / или юридическими лицами.

Метод в частном праве характеризуется: а) диспозитивность (субъектам предоставлена свобода выбора варианта поведения: они могут использовать установленные законодательством модели поведения или создавать собственные правила) б) признание автономии воли и правовой инициативы субъектов (в частности, при совершении сделок, определении их правового содержания, защите субъективного права); в) юридическим равенством субъектов частного права.

К составу частного права входят области гражданского, семейного права и отдельные институты трудового, жилищного, земельного права и др.

Частное право также имеет собственный понятийный аппарат: «частный интерес», «субъект частного права», «объект частного права» и др.

Частный интерес — это интерес отдельной личности, который признается и защищается государством. К частным надеж интересы в сфере личной жизни (духовной жизни, сферы межличностного общения, имущественной сферы и др.).

Субъект частного права — физическое или юридическое лицо, созданное или признана в установленном нормами частного права порядке, способна участвовать в частноправовых отношениях с целью обеспечения и защиты собственных интересов. В то же время в соответствии с нормами публичного права он может быть субъектом публично-правовых отношений (например, в случае подачи искового заявления в суд физическое лицо вступает в публично-правовые процессуальные отношения). Так же субъект публичного права (например, местный совет) может стать субъектом частноправовых отношений, совершая гражданский сделку.

Отличие между частным и публичным правом , учитывающей их главные признаки и критерии разделения, отражена в таблице:

критерии разделения

публичное право

Частное право

предмет

Сфера публичных отношений (властные, вертикальные)

Сфера частных отношений (уровни, горизонтальные)

Основной метод регулирования

Императивный (метод субординации)

Диспозитивный (метод координации)

интерес

Личная (государства, общества, общины)

Частный (отдельных лиц)

субъекты

Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица

Физические и юридические лица

Характер отношений между субъектами

Неравенство (юридическое подчиненность)

Равенство (юридическое равнозначность)

Вид правового регулирования

централизованное

децентрализованное

Вид норм права

императивные

диспозитивные

Тип правового регулирования

специально-

разрешенном

Загальнодозволенний

Частное и публичное право

Всеобщее право имеет подразделение на частное и публичное право, поскольку прослеживается разделение норм права на обеспечивающие и общезначимые, то есть, нормы в защиту интересов гражданина – это право на предпринимательскую деятельность, право на семью, право на гражданские отношения, право на труд, к государственным относятся: конституционное, административное, финансовое, налоговое, уголовное права.

Публичная отрасль права направлена на публичность властных отношений, где государство играет главенствующую роль. Частное право направлено на исполнение интересов лиц, которые не обладают властными полномочиями, то есть это частные лица, которые выступают в роли равноправных собственников. Иными словами, публичное право регулирует область государственных дел, частное право регулирует личные дела.

Частное право изначально связано с институтом частной собственности и правоотношениями, возникающими на его основании. Гражданское общество признает частную собственность, предпринимательство, правовую защищенность системы рынка, равноправие, свободу экономики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Публичные и частные отрасли права 480 руб.
  • Реферат Публичные и частные отрасли права 240 руб.
  • Контрольная работа Публичные и частные отрасли права 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Частное право представляет собой правовые нормы, которые охраняют и регулируют взаимоотношения личностных собственников в производстве или обмене, их заинтересованность в свободе рыночных отношений.

Публичным правом являются нормы, которые закрепляют и регулируют последовательность работы органов государственной власти и управления, развитие парламентских направлений и всех учреждений, которые имеют отношение к правительству или правосудию, здесь прослеживается борьба за имеющийся строй.

Разграничение частного и публичного права

Частное право не имеет возможности существовать без существования публичное права, ведь одно призвано оберегать другое.

Замечание 1

Изучая общую правовую систему можно сделать заключение, что разграничение частного права и публичного права условно, поскольку они неразрывно связаны друг с другом.

Частное право закреплено в ГК РФ законодательно, без него не возможно:

  • развитие стабильности рыночных отношений;
  • функционирование института собственности;
  • реализация гражданских прав и свобод.

Все правовые нормы, которые действуют в правовом государстве, подразделяются на частное права и публичное право. Деление права является соответствием деления отношений на личные и публичные (государственные).

Различия между частным и публичным правом обусловлены:

  • различиями интересов субъектов правоотношений;
  • характером регулируемых отношений;
  • различием в методах правового регулирования.

Императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений характерен для публичного права. Диспозитивный (автономный) метод характерен для регулирования правовых отношений частного права, где стороны имеют равное положение в правовых отношениях и свободу поведения.

Деление на частное и публичное право было осуществлено римскими юристами, основным отличием прав они считали различие интересов, которые находятся под защитой государственной власти.

Именно к частному праву относятся правовые нормы и отношения, регулирующие правоотношения между лицами в сфере семейных, авторских, имущественных прав, отношения между различными объединениями, например, кооперативными или общественными, в которых присутствует частный интерес. В частное право государство не вмешивается, отношения частные подразумевают договорные отношения. Здесь участникам можно самостоятельно определять свои интересы, создавать обязанности и определять права.

Частноправовые отношения можно охарактеризовать правовым равенством сторон, присутствием относительной свободы и независимостью, взаимными правами и обязанностями. Кроме того, в этих отношениях есть свобода выбора в поведении субъектов, который обуславливается присутствием индивидуального интереса, который в свою очередь может быть совмещен и с коллективным или всеобщим интересом, защита которого по соглашению может быть передана по общей договоренности государству, первоначальной будет судебные органы, исполняющие свои обязанности согласно законодательству и справедливости.

Замечание 2

В частноправовых отношениях все субъекты равноправны перед законом и судом, кроме того, друг перед другом не имеют никаких преимуществ. В частном праве действует принцип: «Не запрещенное законом — дозволено». В исключительных случаях принципы частного права затрагивают принципы публичного права.

Сферой действия частного права является область использования личностью своих индивидуальных способностей, проявление творческой инициативы и удовлетворение потребностей.

Поскольку в обществе публичная власть является одним из институтов частного права, то сфера деятельности публичного права не может быть доминирующей по отношению к частному праву. Государство – это институт политической власти, который охраняет и удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности гражданина.

Областью публичного права принято считать отношения между гражданами и государственными организациями, между государственными организациями, осуществление деятельности государства и государственных организаций.

Публичное право – это нормы права, которые непосредственно связаны с государственной деятельность, но в нем должны присутствовать права и свободы личности, а также принципы, защищающие гражданина от произвола властей. В публичном праве действует принцип: «Разрешено то, что дозволено правом».

Формирование публичного и частного права начинается с развития общественных отношений, без которых не представляется возможным удовлетворение личных, общезначимых и публичных интересов общества. Условием реализации частного права служит устойчивость общества, его нормальная жизнедеятельность, работа институтов экономической, политической и социальной сферы.

Добавить комментарий