Чем отличается конституционный контроль от конституционного надзора?

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

Ветка арбитражных судов

Арбитражные суды округов (кассационные) являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами. В Российской Федерации действуют10 арбитражных судов округов: Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа

Арбитражный суд округа действует в составе: президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику;

рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В Российской Федерации действуют 20 арбитражных аппеляционных судов (по два в каждом округе).

Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Арбитражный апелляционный суд:

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Основными судами данной ветки явл. Арбитражные суды субъектов РФ. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Состав: президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Полномочия Арбитражного суда субъектов РФ:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

(пп. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

2) исключен. — Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 N 4-ФКЗ;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

7) анализирует судебную статистику.

Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав. . Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает (независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане).

дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем)

дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

.Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

1) дела, рассмотренные им по первой инстанции;

2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

4. Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

5. Суд по интеллектуальным правам:

1) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

2) изучает и обобщает судебную практику;

3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

4) анализирует судебную статистику.

Конституционный надзор и конституционный контроль, понятия.

Конституционный контроль – особый вид деятельности государства, заключающийся в проверке законов и иных нормативных актов конституции страны на соответствие конституции. Акт, признанный несоответствующим, аннулируется или не применяется. При конституционном контроле при признании акта несоответствии объявляется недействительным.

Конституционный надзор – это мягкая форма охраны конституции, суть заключается также в проверке актов на соответствии. Однако в данном случае орган, осуществляющий надзор, лишь констатирует несоответствие, и напрямую не может отменить данный акт. Данный орган оповещает главу государства или парламент о несоответствии. Такая форма является не эффективной.

Объектами контроля надзора могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, некоторые международные договоры, нормативные акты исполнительной власти, оценивается конституционность деятельности политических партий. В федеративных государствах объектом проверки также являются акты субъектов федерации.

Различия контроля и надзора: Во-первых, они связаны, прежде всего, с теми мерами, которые могут применяться органами надзора и контроля в случае выявления нарушений. Так, надзорный орган не вправе отменить незаконный акт. В то же время контролирующий в большинстве случаев наделен эффективным средством воздействия — правом отмены незаконных актов.

Во-вторых, полномочиями по осуществлению конституционного надзора в отличие от конституционного контроля обладают в той или иной мере все государственные органы, общественные объединения.

В цивилизованных странах спустя некоторое время после принятия конституций было осознано, что необходимо создание институтов для обеспечения реализации конституционно-правовых норм, её высшей юридической силы.

В соответствии с концепцией конституционности все нормативные акты должна соответствовать ей, если акт противоречит, то он не имеет высшей юридической силы. На практике первый шаг по защите конституции стало дело 1803 Мэдисона против Мерберри. Было выяснено, что принятый закон о судопроизводстве противоречат конституции, эти положения были отменены, а суд взял на себя полномочия по конституционному контролю.

В современной литературе выделяют два сходных понятия: конституционный контроль и конституционный надзор.

Конституционный контроль – особый вид деятельности государства, заключающийся в проверке законов и иных нормативных актов конституции страны на соответствие конституции. Акт, признанный несоответствующим, аннулируется или не применяется. При конституционном контроле при признании акта несоответствии объявляется недействительным.

Конституционный надзор – это мягкая форма охраны конституции, суть заключается также в проверке актов на соответствии. Однако в данном случае орган, осуществляющий надзор, лишь констатирует несоответствие, и напрямую не может отменить данный акт. Данный орган оповещает главу государства или парламент о несоответствии. Такая форма является не эффективной.

Объектами контроля надзора могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, некоторые международные договоры, нормативные акты исполнительной власти, оценивается конституционность деятельности политических партий. В федеративных государствах объектом проверки также являются акты субъектов федерации.

Наиболее эффективным механизмом защиты конституции является конституционный контроль, который существует в двух формах:

1. Американская модель – функция по конституционному контролю принадлежит только конституционному суду. Рассмотрение акта на его не соответствие конституции вне конкретного дела нельзя;

2. Европейская (Австрийская) – в Европе функции по охране конституции отделено от судов общей юрисдикции и почти всегда создаются конституционные суды. При европейской модели решение о несоответствии конституции может выноситься отдельно от конкретного дела. Конституционные суды занимают независимое место в структуре судебных органов, как правило, состоят из одной инстанции. При европейской модели суды могут осуществлять абстрактный и предварительный контроль. Признанный закон прекращает свое действие и выводится из системы действующего законодательства. Система конституционных судов относится к европейской модели, так как впервые данная модель появилась в Австрии после краха Австро-Венгерской модели 1921 года, после чего начал процесс конституционализации.

Основные задачи конституционных судов: обеспечить верховенство и прямое действие конституции, устранить дефекты и пробелы в конституционном регулировании, предотвращать произвол власти и согласовывать деятельность между ветвями, защищать права и законные интересы граждан.

По содержанию контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил принятия законов), а также материальным (проверяется с точки зрения содержания). Конституционный контроль может быть абстрактным (осуществляется проверка на предмет конституционности акта по инициативе уполномоченного субъекта без конкретного дела) и конкретным (осуществляется в соответствии с определенным делом). По времени выделяется последующий (проверке подвергаются законы уже вступившие в силу) и предварительный (акты, не вступившие в силу) контроль.

Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акты полностью или частично. Редко бывает, когда закон признается полностью не соответствующим Конституции. Обычно это статья или часть статьи. Вынесенное решение конституционным судом является окончательным и не может быть пересмотрено другим органом, оно не требует одобрения, санкции главы государства.

Судьями конституционных судов являются граждане, обладающие политическими права, юридическим образованием, возраст, как правило, сорок лет, опыт работы – 15 лет и иметь безупречную репутацию.

Действует конституционно-правовая основа, регламентирующая деятельность и статус судов. Об этом сказано в европейских странах, в Японии, применяются отдельные акты о данных судах. Численность судей конституционных судов различна, от 12 до 18. Но, например, в Молдове – 6, в Германии – 16. Наряду с основным составом конституционного суда могут вводиться неординарные судьи для рассмотрения сложных дел. Существуют разнообразные модели формирования конституционных судов. Как правило, конституционные суды избираются или назначаются Парламентом, главой Государства. В России назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В Германии 8 судей избираются на нижней палате, 8 – на верхней (Бундесрат). Срок полномочий судей 9-12 лет. Обычно запрещается назначение судей на второй срок полномочий. Возрастной предел, как правило, 70 лет.

Во Франции конституционного суда нет, конституционный надзор осуществляется Конституционным Советом. Его особенность заключается в том, что в нем существует основная часть и неосновная часть (бывшие французские президенты). Совет Франции вправе рассматривать не только вопросы, касающиеся охраны конституции, но и некоторые вопросы легальности проведения выборов. Основная часть состоит из 9 членов, 3 из которых назначаются Президентом, по 3 члена – от верхней (Сенат) и нижней палаты (Общественная палата). Срок полномочий 9 лет без права повторного назначения, каждые три года обновляется 1/3 состава. Этот орган осуществляет предварительный конституционный надзор, сам не может аннулировать акты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Функционирование любого правого государства основано на принципах и нормах права, которые должны соответствовать друг другу, формируя слаженную правовую систему. В основе такой системы обычно лежат конституционные нормы, которые содержат в себе обозначение основных направлений развития государства.

В этом отношении нельзя переоценить значение конституционного надзора для государства. В данной статье мы рассмотрим особенности такого надзора в России.

Общие сведения

Действие Конституции России охватывает всю территорию государства. Кроме того, указанный документ обладает высшей юридической силой, что подразумевает необходимость разрабатывать все нормативные и другие акты строго в соответствии с Конституцией и изложенными в ней принципами.

Очевидна высокая важность Конституции для правовой жизни нашей страны, поэтому она нуждается в особой охране. Одним из средств такой охраны выступает конституционный контроль.

Понятие конституционного контроля

В целях обеспечения верховенства Конституции над всеми нормативными и правовыми актами уполномоченные на то органы выясняют соответствие таких актов основному закону страны и принимают меры по устранению установленных нарушений и несоответствий. Данная деятельность называется конституционным контролем.

Что касается понятия конституционного надзора, то здесь следует отметить следующее. Надзор предполагает деятельность по выявлению и устранению нарушений закона. В случае с конституционным надзором речь идет об обнаружении противоречий в актах поднадзорного учреждения конституционным нормам.

Другие же деятели науки о соотношении понятий конституционного контроля и надзора говорят в ином ключе. К важнейшим критериям разграничения этих понятий можно отнести тот факт, что контроль проводится в отношении подконтрольного органа, а надзорный же орган не имеет субординационной связи с поднадзорным. Кроме того, в рамках конституционного контроля несоответствующий Конституции правовой акт может быть лишен юридической силы, что невозможно при проведении надзора.

Важно отметить, что современное законодательство России не содержит указаний на различие терминов «конституционный надзор» и «конституционный контроль».

Виды конституционного контроля

Классификация конституционного контроля может быть проведена по различным критериям. Так, по времени реализации конституционный контроль правовых актов подразделяется на предварительный и последующий, то есть проводимый до и после вступления в силу акта.

По обязательности и необходимости проведения конституционный контроль бывает обязательный и факультативный (проводится при наличии соответствующей инициативы). По форме: абстрактный конституционный контроль или конкретный, т.е. в связи с рассмотрением какого-то конкретного дела.

Если исходить из того, что конституционный надзор представляет собой отличающийся от контроля вид деятельности, то можно рассматривать надзор как вид конституционного контроля.

Органы конституционного контроля

В России к органам конституционного контроля относится прежде всего Конституционный Суд РФ. Кроме указанного органа, реализуют конституционный контроль суды общей юрисдикции, Федеральное Собрание РФ, Правительство России, Президент, а также Уполномоченный по правам человека в России.

Существуют также органы, которые реализуют надзор за соблюдением свобод и прав человека, за исполнением законов и соответствие им издаваемых поднадзорными учреждениями актов. Речь идет об органах прокуратуры, которые в отличие от органов конституционного контроля не имеют полномочий отменять несоответствующие законам России акты, но могут их опротестовать в суде.

Конституционный суд России

Судебный конституционный контроль играет важную роль в обеспечении верховенства Конституции РФ. Этот вид контроля на основании закона о Конституционном Суде России реализуется указанным судом.

К его полномочиям относятся следующие:

  • Рассмотрение и разрешение дел о соответствии нормативных и других правовых актов основному закону государства.
  • Разрешение споров о компетенции и полномочиях между органами исполнительной власти и высшими государственными органами.
  • Толкование Конституции России.
  • Подготовка заключения о соблюдении порядка обвинения Президента России в тяжком преступлении или государственной измене.

Помимо названных выше полномочий, Конституционный Суд обладает законодательной инициативой в соответствующей ему сфере, а также реализует другие законодательно закрепленные полномочия.

Конституционное судопроизводство

Основной задачей конституционного контроля является осуществление правосудия, связанное с применением норм Конституции РФ, а также уставов и конституций субъектов России. Достигается данная задача посредством конституционного судопроизводства, которое представляет собой систему процессуальный действий суда и других участников производства с связи с рассмотрением какого-либо дела в рамках конституционного контроля.

В связи с тем, что именно конституционные суды обеспечивают единообразие понимания и применения права, а конституционное производство имеет выраженный публично-правовой характер, то можно говорить о конституционном судопроизводстве как о наивысшей форме судебной защиты.

Отметим, что данный вид производства регламентирован не кодексом, а федеральным конституционным законом, который был упомянут выше. В то же время Конституционный Суд России имеет право формировать недостающие процедурные элементы и уточнять правила самостоятельно.

Решение Конституционного Суда РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Фактически эти решения приравниваются к правовым источникам.

Проверка конституционности законов

В рамках конституционного надзора органами власти, судами и гражданами может быть подан запрос или жалоба в Конституционный Суд РФ об исследовании конституционности нормативных актов.

Проверка предполагает установление соответствия акта Конституции в части содержания норм, формы акта, порядка его подписания, принятия и вступления в силу. Кроме того, анализируется соблюдение принципа разграничения ветвей власти и компетенций и предметов ведения государственных органов.

Итогом проверки становится постановление Конституционного Суда России либо о признании положений проверяемого акта соответствующим Конституции, либо несоответствующим ей. Последний исход проверки предполагает отмену акта или его отдельных положений в установленном порядке. Кроме того, отметить необходимо и те правовые документы (или их части), которые были приняты в соответствии с таким актом или его положениями.

Итак, мы рассмотрели понятие и виды конституционного контроля и надзора. В российской правовой науке сейчас ведутся дискуссии о соотношении указанных терминов.

Как было отмечено, среди ученых и юристов отсутствует единство мнений по поводу понятий конституционного надзора и контроля. С одной стороны, их можно рассматривать как синонимы, с другой же стороны, можно выделить и некоторые отличия.

Так, М.А. Нудель характеризует его как проверку законов с точки зрения их соответствия конституции Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах. М., 1968. С. 7..

Д.Л. Златопольский определяет конституционный контроль как проверку соблюдения конституции и конституционных законов, а также проверку соответствия всех других актов высших органов государства конституции Вреводин Л. Д., Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1984. С.68..

В.С. Нерсесянц под конституционным контролем понимает обеспечение конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят антиконституционный, антиправовой характер.

Немецкий ученый А. Бланкенагель характеризует конституционный контроль как деятельность, заключающуюся в ограничении власти и разрешении конфликтов Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ. Сов. государство и право. 1989. № 1. С. 102..

Интересные определения дают польские авторы. 3. Чешейко-Сахацки под контролем конституционности понимает правовой институт, целью которого является согласование системы права с источниками права и установленной иерархией норм, а также устранение несоответствий актов конституции.

М. Домагала трактует контроль соответствия права конституции как деятельность компетентных государственных органов, удостоверяющих и устраняющих несоответствие конституции законов, а также иных нормативных актов.

Данные определения не раскрывают в полной мере все основные стадии конституционного контроля. Это проверка, выявление, констатация, устранение несоответствий актов конституции. Кроме того, они, как правило, не показывают специфику конституционного контроля по сравнению с иными формами правовой защиты основного закона. Учитывая все это, Ю. Л. Шульженко дает следующее определение конституционного контроля: это деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которой данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 9..

Конституционный надзор можно определить как деятельность по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий конституции всех иных правовых актов. В ряде стран, в том числе и в России, органы конституционного надзора наделены и иными полномочиями. Это относится к проверке соответствия законам различного рода правовых актов более низкого уровня.

К таким задачам относятся проверка, выявление, констатация, устранение несоответствий различных актов конституции, законам; участие в разрешении спорных вопросов, имеющих конституционное значение; участие в развитии и совершенствовании законодательства; в федеративном государстве — обеспечение соответствия правовых систем субъектов федерации федерации общефедеративной правовой системе; выполнение роли сдерживания и противовеса властей, и прежде всего законодельной и исполнительной, обеспечение их сбалансированности; обеспечение верховенства, господства права.

Наряду с этим имеются и существенные различия между конституционным надзором и конституционным контролем.

Во-первых, они связаны, прежде всего, с теми мерами, которые могут применяться органами надзора и контроля в случае выявления нарушений. Так, надзорный орган не вправе отменить незаконный акт. В то же время контролирующий в большинстве случаев наделен эффективным средством воздействия — правом отмены незаконных актов.

Во-вторых, полномочиями по осуществлению конституционного надзора в отличие от конституционного контроля обладают в той или иной мере все государственные органы, общественные объединения.

Таким образом, конституционный контроль относится к самостоятельному виду государственной власти — контрольной. В то же время это и ее особый вид, высшая форма контрольной власти. Отнесение конституционного контроля к самостоятельной государственной власти и выделение его в ее особый вид имеет важное значение. Это в еще большей степени подчеркивает независимость конституционного контроля, которая необходима ему для эффективного, четкого выполнении основной задачи в системе разделения властей — их сдерживания, противовеса, сбалансированности.

Главная же задача конституционного надзора является обеспечение соответствия правовых актов Конституции, законам РФ и конституциям (уставам), законам субъектов РФ.

Для обоснования конституционного контроля использовались три основные теории.

1. Органическая теория исходила из того, что поскольку конституция – акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должен противоречить акту учредительной власти.

2. Институциональная теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение сфер компетенции центра и субъектов федерации.

3. Естественно-правовая теория или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

Все эти теории верны и дополняют друг друга. Конечно же, необходимость конституционного контроля обусловлена прежде всего иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом есть следствие иерархичности в системе органов власти, управомоченных на правотворчество. К тому же число правовых норм в ХХ веке, можно сказать, обвально возросло, и риск их противоречивости и неконституционности многократно увеличился.

Естественно, что конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.

Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских странах (в частности в Иране) заключается в том, что законы и иные акты проверяются на соответствие не только конституции, но и Корану.

Добавить комментарий