Чем отличается право от законодательства?

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 25

  1. A7 Рациональное познание, в отличие от чувственного,
  2. C. 4.35. 13). — Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  3. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  4. I Понятие, виды, отличия и структура рекламы
  5. I. Введение. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
  6. I. Общее понятие религии
  7. I. Понятие города и его категории
  8. I. ПОНЯТИЕ МАТРИЦЫ.
  9. I. Природа стихотворной речи и ее отличие от прозы
  10. I. Экономический рост: понятие, измерение, типы и факторы.

«Под системой, — отмечает С. А. Комаров, — понимается сложно организованное целое, включающее элементы, объединен­ные разнообразными связями и взаимоотношениями».

Вопрос о системе права — это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система», они не тождественны. В первом случае речь идет о внут­реннем строении права, а во втором — о правовой организации все­го общества, совокупности всех юридических институтов и средств, существующих и функционирующих в государстве. Таким образом, «правовая система» — более объемная по содержанию категория. Система права выступает лишь составной частью, одним из слагае­мых правовой системы.

Система права — внутреннее строение, деление на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Признаки системы права:

-складывается в соответствии с потребностями общества

-состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей

-характеризуется наличием прямых и обратных связей

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных согласованных и взаимодействующих прав.средств ,регулир-х общ.отнош-я, а также элементов, характер-х уровень прав.развития той или иной страны.

ОТЛИЧИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА ОТ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

О правовой системе в юридической литературе до конца 70-х гг.XX в. говорили, в основном подразумевая систему права, как бы отождествляя эти две разные правовые категории. С появлением в начале 80-х гг. статей С.С.Алексеева,В.Н.Кудрявцева,Н.И.Матузова,В.С.Нерсеянца,Ю.А.Тихомиро-ва и др. было подвергнуто сомнению вышеизложенное понимание и обсуждены постановочные вопросы этой проблемы в связи с осознание значимости и самостоятельности данного направления исследований.

Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Правовая система охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все право­вые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элемента­ми: правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосозна­нием, системой законодательства и др.

Будучи стороной правовой жизни, правовая система предстаёт как внутренне организованная, динамическая целостность, состоящая из процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию правовых явлений и взаимосвязей между ними.

Правовая система имеет многоуровневый характер. Первичным её уровнем является связь субъектов права, которая не всегда носит характер прямой однозначной линейной зависимости, что может создавать впечатление об отсутствии в правовой деятельности системы. Но такое заключение отвергается дальнейшим её анализом. Структурированность правовой действительности обнаруживается уже на уровне правовых отношений, в которых субъекты есть выразители частного интереса, и область публичного права, становится мотивом формирования общей воли, находит отражение в системе юридических норм.

Итак, Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные особенности. Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли. Правовая система включает: систему юридических норм, систему правоотношений, правосознание, систему субъектов права.

Необходимо подчеркнуть, что правовая система объединяет в себе не все аспекты правовой действительности, а лишь те из них, которые предполагают соответствие нормативным предписаниям. Сама же правовая действительность связана не только с правомерными, но и с противоправными элементами общественной жизни, т. е включает в себя любое правовое (юридически значимое) поведение.

Система права

Система законодательства

Характеризует внутреннее строение права

Характеризует форму внешнего выражения права

Имеет объективный характер, так как обусловлена объективно существующими общественными отношениями

Имеет во многом субъективный характер, так как она определяется волей субъекта правотворчества

Выступает в качестве содержания

Выступает в качестве формы

Первичным элементом является норма права

Первичным элементом является нормативный правовой акт

Состоит из отраслей права, институтов права

Состоит из отраслей законодательства (отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права)

Имеет только горизонтальное строение (отрасли права)

Имеет как горизонтальное (отрасли законодательства), так и вертикальное строение:

а) федеративное (федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации);

б) иерархическое (законы и подзаконные нормативные правовые акты)

Виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы одной отрасли права (например, уголовное законодательство состоит из Уголовного Кодекса РФ, содержащего нормы уголовного права).

2. Внутриотраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих часть норм определенной отрасли права (например, законодательство об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях, кодексов субъектов РФ об административных правонарушениях, содержащих часть норм отрасли административного права).

3. Межотраслевое (комплексное) законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права (например, законодательство о государственной службе состоит их нормативных правовых актов, содержащих нормы административного, трудового и иных отраслей права).

Правоотношения, реализация и толкование норм права

1. Правоотношение: понятие, признаки, предпосылки возникновения, состав

2. Реализация права: понятие, формы

3. Толкование норма права: понятие, способы, виды, акты

1. ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ,

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СОСТАВ

Правоотношение – это возникающее на основе норм права или из фактических правомерных действий общественное отношение, участники которого связаны субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспеченными государством.

Признаки правоотношения:

1) Правоотношение – это общественное отношение, т.е. отношение между людьми и их объединениями.

2) Правоотношение возникает на основе норм права или из фактических правомерных действий. Публично-правовое отношение возникает только на основе норм права. Частноправовое отношение возникает как на основе норм права, так и из фактических правомерных действий, не урегулированных нормами права, но и не противоречащих действующим нормам права.

3) Правоотношение – это волевое отношение, так как для его возникновения необходима воля сторон (или хотя бы одной из сторон).

4) Правоотношение – это юридическая связь между субъектами, которая выражается в наличии субъективных прав и юридических обязанностей.

5) Правоотношение обеспечено государством, т.е. возможностью применения государственного принуждения к той стороне правоотношения, которая нарушает права другой стороны, не выполняет свои обязанности по отношению к другой стороне.

Юридические предпосылки возникновения правоотношения:

1) наличие, как правило, нормы права, на основе которой возникает правоотношение;

2) правосубъектность будущих участников правоотношения, т.е. их правоспособность и дееспособность;

3) наличие юридического факта.

Виды правоотношений:

1. По отраслевой принадлежности:

– конституционно-правовые (например, избирательное правоотношение);

– гражданско-правовые (правоотношения собственности, купли-продажи);

– уголовно-правовые и т.д.

2. По правовой природе:

– частноправовые (возникают в частноправовой сфере на основе норм частного права, например, правоотношение займа);

– публично-правовые (возникают в публично-правовой сфере на основе норм публичного права, например, налоговое правоотношение).

3. По характеру:

– материальные (возникают на основе материальных норм права, например трудовое правоотношение);

– процессуальные (возникают на основе процессуальных норм права, например, уголовно-процессуальное правоотношение).

4. По функциям права:

– регулятивные (связаны с положительным поведением субъектов и возникают на основе регулятивных норм права, например, правоотношение найма жилого помещения);

– охранительные (связаны с отрицательным, неправомерным поведением субъектов и возникают на основе охранительных норм права, например, уголовное правоотношение).

5. По составу участников:

– простые (возникают между двумя сторонами, например, правоотношение займа);

– сложные (возникают между тремя и более сторонами, например, семейное правоотношение).

6. По продолжительности существования:

– кратковременные (купля-продажа);

– долговременные / длящиеся (трудовое правоотношение).

7. По степени определенности участников правоотношения:

– относительные (в них точно определены все стороны правоотношения: и лица управомоченные, и лица обязанные, например, правоотношение дарения);

– абсолютные (в них точно определена только одна сторона – управомоченное лицо, все остальные лица в данном правоотношении являются обязанными лицами (они обязаны не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его субъективного права, например, правоотношение собственности).

Состав правоотношения представляет собой юридическую конструкцию, состоящую из нескольких элементов.

Элементы состава правоотношения:

1) субъект правоотношения;

2) субъективное право;

3) юридическая обязанность;

4) объект правоотношения.

Субъект правоотношения – это участник правоотношения, имеющий субъективные права и (или) юридические обязанности. Понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не тождественны. Субъект права – это лицо, способное быть участником правоотношения. Субъект правоотношения – конкретный участник правоотношения.

Виды субъектов права:

1) индивидуальные субъекты (индивиды):

– граждане;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства (апатриды);

2) коллективные субъекты:

– государство, государственные образования, муниципальные образования;

– организации;

– общности и группы людей.

Субъект права, для того чтобы стать субъектом правоотношения, должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности образуют правосубъектность.

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность физического лица возникает с рождения и прекращается со смертью.

Виды правоспособности физических лиц:

1) общая – способность лица иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством;

2) отраслевая – способность лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормами конкретной отрасли права;

3) специальная – способность лица иметь права и обязанности, связанные с занятием определенным видом деятельности или замещением определенной должности.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность и дееспособность физического лица не всегда совпадают: все люди правоспособны, но не все обладают дееспособностью в полном объеме.

Содержание и объем дееспособности физического лица зависят от двух обязательных условий: 1) достижение установленного законом возраста; 2) психическое состояние здоровья.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно при его создании со дня государственной регистрации и прекращаются также одновременно при его ликвидации со дня исключения из государственного реестра.

Система права — это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Элементами системы права являются:

— норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве — авторское право, жилищное; в земельном — горное, водное)

-институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

-субинститут,более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

Система законодательства — это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты.

Структура системы законодательства:

-нормативный акт (закон, указ, постановление)

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и

Различие системы права и системы законодательства:

1. система права складывается исторически, по мере развития законодательства. СП результат действия значительного числа факторов, из которых решающим является экономический, ее нельзя понимать как рациональное образование. СЗ результат рациональной деятельности осуществляемой по плану.

2. первичным элементом СП является правовая норма, а в СЗ первичный элемент -нормативно-правовой акт.

3. встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право). Также встречаются отрасли законодательства без отрасли права (таможенное законодательство во главе с таможенным кодексом.)

4. Система Права первична по отношению к Системе Законодательства, является основой для построения последней.

5. СЗ по объему шире СП, так как включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения.

6. поскольку в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, то нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства могут регулировать и достаточно разнородные отношения (хозяйственное законодательство)

7. СП имеет горизонтальное (отраслевое) строение она в стране одна, СЗ имеет вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, т.е. каждый субъект федерации может иметь свое законодательство, не противоречащее общефедеральному.

Система объективного (позитивного) права — это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Система права состоит из норм права, а система законодательства включает нормативно-правовые акты. Некоторые учёные считают, что законодательство должно включать в себя не любые нормативно-правовые акты (широкое понимание законодательства), а только законы (узкое понимание законодательства). Система права складывается исторически; её деление на отрасли и институты объективно обусловлено распределением норм права по предмету и методу правового регулирования. Напротив, выделение тех или иных отраслей в системе законодательства обусловлено волей законодателя. Поэтому если внутреннее подразделение системы права на отрасли устойчиво, то внутреннее подразделение системы законодательства весьма подвижно.

В процессе систематизации, формирования, модернизации нормативно-правовых актов законодатель должен учитывать строение системы права. Практика свидетельствует о высокой эффективности отраслевых нормативных актов (например, кодексов). Таким образом, система права служит основой для построения системы законодательства. Однако система законодательства может оказывать обратное воздействие на систему права. Например, устранение несогласованностей между правовыми актами повышает системность права. Аналогичные последствия имеет и восполнение пробелов в законодательстве.

Множество учёных задавались вопросом: «Можно ли построить систему права?». Но, 1) системность права складывается объективно; 2) в обычных условиях задача построения системы права не возникает, так как она уже существует. Таким образом, формирование отраслей права, системы права в целом происходит независимо от чьих-либо намерений. Не система права строится на основе систематизации нормативно-правовых актов, а, наоборот, систематизация проводится с учётом правовой системы, закономерностей её строения и функционирования.

Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие — система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.

Система права и система законодательства хотя и тесно связаны между собой, но все-таки это две разные системы. Как указывалось выше, система права характеризует внутреннее строение права, его структуру и элементы, система законодательства – виды и строение носителей правовой информации, внешние формы выражения права.

Система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности законодателя, формирования им всего массива нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, на ее формирование значительное влияние оказывают потребности юридической практики, динамика развития общественной жизни и т.п.

Элементами системы права являются правовые нормы, правовые институты и отрасли права, элементами системы законодательства – нормативно-правовые и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи и т.д.), а также отрасли законодательства.

Система права служит объективной основой для системы законодательства, имеет первичный, исходный характер.

Исторически сложилось так, что некоторые отрасли права полностью совпадают с отраслями законодательства. Например, уголовное законодательство представляет собой единственную форму выражения и существования уголовного права.

Однако существуют отрасли права, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли для своего воплощения и выражения. Примером такой отрасли может служить аграрное право, нормы которого размещаются и в конституции, и в актах, регламентирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), типовых договорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и т.д.

Существуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют комплексный характер. Например, чрезвычайное законодательство сочетает в себе как конституционно-правовые, так и уголовно-правовые и административно-правовые нормы.

Систему законодательства можно делить на отдельные части по разным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративно-территориальную системы законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования. В ней имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право — конституционное законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение, образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права (например, муниципальное право).

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы и подзаконные нормативные акты.

В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих звеньев: Конституция; законы о поправках к Конституции; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов РФ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты государственных органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Наконец, федеративно-территориальная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:

1) федеральное законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти;

2) законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты;

3) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и т.д.;

Систематизация права (законодательства) – это деятельность по обеспечению системности права путем приведения действующих нормативных правовых актов в единую, согласованную, целостную систему.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства (совершенствования его). Во-вторых, как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующих правовых норм. В-третьих, она обеспечивает возможность более простого ориентирования в законодательстве, возможность оперативно находить все необходимые правовые акты.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

1) Учет нормативных правовых актов (сбор государственными органами, специализированными фирмами действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе; в том числе ведение реестров нормативных правовых актов);

2) Инкорпорация законодательства (подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов, т.е. систематизация законодательства, не связанная с изменением содержания нормативных актов);

3) Консолидация законодательства (подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу, предмету);

4) Кодификация законодательства (подготовка и принятие новых актов, в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания).

Добавить комментарий