Чичерин либерал

УДК 1:316.2:32 (092)

КОНСЕРВАТИВНЫЙ («ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ») ЛИБЕРАЛИЗМ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

О.Л. Гнатюк

В статье рассмотрена целостная концепция консервативного («охранительного») либерализма Б.Н. Чичерина, разработанная в 1860-е гг. на основании его концепции русской истории. Сущность консервативного либерализма — это примирение двух противоположных начал общества: свободы (либерального) и порядка («охранительного»); его принципы: мера свободы, закона и власти, свободы и порядка, «либеральные меры и сильная власть». Раскрыты «охранительные начала» в обществе, охарактеризована чичеринская типология русского либерализма, а также необходимая для России логика и диалектика сменяемости консервативной и либеральной партий.

Ключевые слова: консервативный («охранительный») либерализм, «уличный» либерализм, «оппозиционный» либерализм, свобода личности («внутренняя» и «внешняя»), порядок, власть, сильное государство, правовое государство, роль государства в истории России, «охранительные начала» в развитии общества, «уличный» либерализм, «оппозиционный» либерализм, «диалектика чередования либеральных и охранительных партий.

После целого ряда неудачных радикально-монетаристских либеральных реформ 1990-х гг., осуществленных в России, само понятие «либерализм» утратило свой позитивный смысл для миллионов россиян. Среди научной общественности, в отечественных СМИ продолжаются дискуссии о моделях российской цивилизации и ее идентичности в условиях либеральных трансформаций. Это связано с поисками ответа на вопросы о приемлемости и/или бесперспективности либерализма в России, о содержании либерализма (и консерватизма), о кризисе «либерализма по-российски», о перспективах в России гражданского общества, о соотношении национального и государственного интересов, о выборе национальной идеологии.

В этой связи весьма актуальным остается теоретическое наследие крупнейшего философа права, социолога, политолога Б.Н. Чичерина (1828-1904), который был свидетелем реформ Александра II, Александра III, Николая II, идеологом партии «кадетов».

Впервые в русской политико-философской и социологической мысли Б.Н. Чичерин не только использовал термин, но и разработал концептуальные основы «охранительного», или консервативного либерализма, рассмотрел «охранительные начала» в обществе, обосновал социологию партий в рамках консервативно-либеральной парадигмы.

Исходным в концепции «охранительного» либерализма Чичерина является его размышления о соотношении категорий свободы личности, власти, закона и порядка, его идеи о «гармоническом соглашении духовных основ общества» и «общественных взаимодействий» основных союзов человеческого общежития -семьи, гражданского общества, государства и церкви. По его мнению, главная проблема общественной жизни состоит в соглашении двух противоположных элементов: личности и общества; при этом духовная природа личности состоит

в свободе, а общественное начало выражается в законе, ограничивающем свободу. Человеческая личность есть определяющее начало общественных отношений. «Личность есть постоянно пребывающая сущность,.. сущность единичная и духовная, т.е. озаренная разумом и волею». Сущность человека — это его свобода, двумя сторонами которой являются нравственность («внутренняя» свобода — совесть как самое «свободное, что существует в мире») и право — «внешняя» свобода). Задачей философии права является разъяснение способов сочетания противоположности закона и свободы: «где нет свободы, там нет субъективного права, где нет закона, там нет объективного права». Власть призвана «охранять закон и сдерживать свободу». Власть должна быть арбитром, мерой, охраняющей закон и сдерживающей свободу, и сама она должна быть ограничена законом. Право — «внешняя свобода» — есть «свобода, определенная общим законом» .

Триединство основных начал общежития — свободы, власти и закона — предполагает общественное единство, особо необходимое в недемократических государствах: «общественный закон политического устройства… состоит в том, что чем меньше единство в обществе, тем сосредоточеннее должна быть власть». Наилучшей формой общественного единства является такая «смешанная» форма правления, как конституционная монархия, которая была политическим идеалом Чичерина. Предпочтение ей он отдавал потому, что: 1) монарх — начало единства власти, представитель интересов целого (общества) — стоит выше «горизонтальных» (сословных) и «вертикальных» (партийных) разделений. Он примиряет противоположные элементы — народ и дворянство. Монарх представляет начало власти, аристократическое собрание — начала закона и порядка («чувства права, свободы и человеческого достоинства»), а представители народа — начало свободы; 2) монархическая власть играла огромную роль в истории России, и «еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем для народа». Для России конституционная (правовая) монархия есть наилучшая из форм правления, ибо «цель государства осуществляется сообразно с местными и временными условиями и степенью развития народа». Появление демократии на политическом поприще искажает конституционный порядок: какова бы ни была борьба партий, опора государства (войско и бюрократия) должны оставаться в стороне от нее, тем более — в России, где нет традиций умеренной демократии, общегражданского начала. Иначе в России появятся якобинские начала .

«Самодержавие везде играет роль воспитателя юных народов, и не соответствует уже эпохе их зрелости… Для России идеалом представительного устройства может быть только конституционная монархия… Эпохи глубоких гражданских преобразований менее всего благоприятны водворению политической свободы, которая требует… установившихся понятий… Предназначение демократии зависит от воспитания под влиянием свободы, а ее первоначальное развитие всегда происходит… в среде высших классов. Равенство без свободы не возвышает, а уничтожает людей… Равенство бесправия — худший из возможных общественных порядков… Русскому обществу полезно пройти через школу приобщения

выборных от губернских земских собраний к государственному совету и публичность заседаний последних» .

Социальными субъектами осуществления своего политического идеала Чичерин считал «первенствующее сословие в государстве» — дворянство — и «среднее сословие» — понятие и количественное, занимающее среднее положение между высшими и низшими сословиями, и качественное, включающее профессии, требующие единства богатства и образованности. «Наиболее охранительным духом… отличается крупная собственность… Средние состояния образуют связующее звено между высшими слоями и низшими, через них совершается свободное движение по общественной лестнице, поэтому они являются носителями либеральных начал… Если на средних ступенях движимой собственности развивается наклонность к либерализму, то низшие слои… представляют… почву для радикализма» .

Б.Н. Чичерин предложил первую в истории отечественной социологии типологию русского либерализма. Он обозначил три «главные его направления» и дал им политико-социологическую характеристику, весьма актуальную и сегодня для осмысления смысла деятельности митинговой оппозиции в России: 1) «уличный» — либерализм толпы, склонной к политическим скандалам, нетерпимой к чужому мнению; такой либерализм есть «извращение свободы»; 2) «оппозиционный» либерализм, систематически обличающий власть в ошибках, критикующий ради критики. «Отменить, уничтожить — вся его система»; это «свобода с чисто отрицательной стороны»; 3) «охранительный» либерализм, сущность которого «состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры, сильная власть, — либеральные меры,.. обеспечивающие права и личность граждан,.. сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона,.. разумная сила, которая сумеет отстоять общественные интересы против напора анархических стихий и… воплей реакционных партий» .

С позиции «высшей» ступени либерализма — «охранительного» — всякий гражданин во имя собственной свободы обязан уважать власть. В отличие от классического европейского либерализма, отстаивающего приоритет личной свободы и рассматривающего государство преимущественно как «ночного сторожа», сводящего к минимуму пределы его вмешательства в жизнь гражданского общества, а власть — к функциональному содержанию, консервативный либерализм Чичерина одинаково ценным считал синтез свободы «охранительных начал». Его «умеренный либерализм» ограничивал пределы власти, порядка и свободы мерой — законом или обычаем. В статье «Меры и границы» он перечислил следующие «охранительные начала»: это «бессознательный инстинкт народных масс, их непосредственные чувства и привычки»; это наличие «охранительной» партии и бюрократии, которую в России надобно сдерживать в пределах законности, гласности и ограничить местным самоуправлением; это сильная власть как основное «историческое начало». «Охранительные начала» раскрывают содержание традиции и преемственности, «состыковывая» две тенденции в развитии общества: сохранения и преобразования (реформирования), являясь мерой обеих и снимая противо-

речия прогресса, борьбы старого с новым. Это выражается в принципе: «максимум пользы из старого во имя нового». Чичерин обосновывает «временные характеристики» и диалектику двух основных направлений общественного развития: охранительного и либерального. Если характер охранительного направления остается один и тот же — т. е. привязанность к основным началам гражданского устройства в противоположность элементам движения, то содержание его изменяется с изменением самой жизни народа. Либеральное направление связано с прогрессом, с началом свободы. В традиции русского консерватизма Чичерин подчеркивал, что «и корень зла, и средства врачевания России лежат не в учреждениях, ни во внешних условиях, а в нас самих… Задача состоит… не в перемене людей и учреждений, а в работе над собою» .

Под влиянием гегелевской философии, привлекавшей Чичерина глобальностью системы, а также государственной (юридической) школы в русской историографии в 1850-е гг. у него формируется концепция русской истории (работа «Опыты по истории русского права», 1858). По его мнению, по сравнению с Европой, в России многое учреждалось государственными мерами: от оседлости народонаселения и придания общинам некоторой юридической определенности — до устройства русского государства «сверху». В истории существуют «двоякого рода духовные сущности: частная и всеобщая, народность и человечество». В этом смысле история русского народа есть проявление всеобщих исторических законов. «Гражданское общество составляет вторую ступень в историческом развитии нашего отечества… Государство есть… высшее проявление народности в общественной сфере. В нем… народность, которая выражается преимущественно в единстве языка,.. получает единое отечество, становится народом. В нем верховная власть служит представительницею высшей воли общественной, каков бы… ни был образ правления». Основная политико-философская и социологическая идея Чичерина -главенствующая роль государства в истории России. Даже «установление крепостного права было делом государственной необходимости: нужно было скрепить общественные элементы, чтобы организовать сильное государство. Крепостное право сослужило свою историческую пользу и было отменено, когда оно перестало быть нужным» . В отличие от западной, чертами русской исторической жизни были слабость представительного начала, крепостное состояние всех сословий, отсутствие политических свобод, что являлось результатом подчинения личностного начала государству.

Именно под влиянием концепции русской истории в конце 1850-х — начале 1860-х гг. Чичерин впервые в истории отечественной мысли разработал целостную концепцию «охранительного», или консервативного либерализма, его политико-философские и политико-социологические основания. Это была его попытка синтезировать «охранительные начала» с принципами классического либерализма, сближения европейского либерализма к патриархальным особенностям российской истории. Он понимал, что в чистом виде принципы экономического и политического либерализма не «впишутся» в ткань нелиберального российского общества. Разработанный в 1860-е гг. при осмыслении «Великих реформ» Александра II, «охранительный» либерализм Чичерина (с его принципом: «сохранить, улучшая») мог бы стать социальным проектом модернизации России.

По мнению Чичерина, это могло быть осуществлено при условиях развития местного самоуправления (земств), личной инициативы, свободы и собственности, сильной власти, ограниченной правом (конституционной монархии), наличии либеральных и охранительных партий.

Законодательство в своей философии права Чичерин также трактует в традиции консервативного либерализма. Два начала составляют существенные элементы всякого законодательства: предание и прогресс; из первого рождается законодательство историческое, из второго — рациональное. Впервые в русской социологии при анализе проблем политики управления он отмечает, что «социальная политика, как отрасль политики, направлена к улучшению благосостояния низших слоев населения». Однако важнее всего прочность собственности: она есть «первое явление свободы в окружающем мире». Смысл «союза государства с церковью заключается в том, что внешняя сила нуждается в духовной опоре» .

В традиции консервативного либерализма в конце Х1Х в. Чичерин разработал основы социологии партий. Наличие партий в обществе является признанием того, что оно «вышло из младенчества». «Идеальная цель общежития состоит в том, чтобы сохранять улучшая», для чего имеется: 1) «охранительная партия, стоящая на страже его основ — власти, закона, религии, семейства, собственности», играющая «роль задерживающего и направляющего элемента, дающего правильность и устойчивость ходу»; 2) «прогрессивная, или либеральная партия, которая дорожит более свободою, нежели преданиями и порядком». Он обосновал своеобразную диалектику чередования либеральных (прогрессивных) и охранительных (конституционных) партий, особо подчеркивая в их противостоянии роль «средних», т.е. либерально-консервативных партий, стабилизирующих достигнутые прогрессивные преобразования. Еще когда в России не было партий, он предостерегал, что опасностью для либеральной партии (по-преимуществу — оппозиционной) является обращение «начала свободы в орудие притеснения»: либералы становятся бюрократами. Либеральная партия особо «нуждается в долговременном опыте власти для приобретения недостающего ей сознания государственных потребностей». Ее прогрессивная роль наиболее ощутима, когда существующий порядок устарел, но она теряет ее, когда реформаторская программа уже использована. Когда же необходимо «отвердить» новый порядок, то наступает очередь охранительного направления, и «прежние либералы могут делаться консерваторами». Только «легкомысленный либерализм» требует все новых перемен, не понимая необходимости остановок. Этим он подает руку примыкающей к либерализму крайней партии — радикальной — и вызывает господство другой крайней партии — реакционной, которая составляет «крайность консерватизма». Радикальная партия является «крайностью либерализма», естественно принимая революционный характер. «Общественный закон состоит в том, что при нормальном течении жизни господствуют средние партии, а в борьбе выступают крайние». Условием стабильности общества являются средние (центристские) партии, предполагающие наличие своей социальной базы — средние слои .

Чичерин определяет государство как «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага», как «организованное отечество». Его целями являются: установление безопасности; определение и сохранение свободы и прав лица. Государство должно осуществлять как материальные интересы, так и нравственные требования, что в совокупности и составляет «общественное благо». «Государство есть организм народной жизни, личность народа, как единого, постоянного целого, а потому все интересы народа суть собственные интересы государства». Цель государства состоит в сочетании противоположных элементов, входящих в его состав: личного (свободы) и общественного (порядка), в нахождении гармонического сочетания этих двух противоположных элементов (порядка и свободы). Здесь кроется фундаментальная идея консервативного либерализма: синтеза охранительного начала (порядка) и либерального начала (свободы), обоснованная Чичериным при анализе «существа и целей» государства. «Высшая цель государства состоит в сочетании порядка со свободою», что и обеспечивает общественное благо. Общее правило «здравой политики состоит в том, что требуется сила в чрезвычайных обстоятельствах и умеренность в обыкновенном течении жизни» .

Чичерин дает философское и политико-социологическое обоснование консервативного либерализма: «Задача состоит в гармоническом соглашении двух противоположных элементов, из которых слагается общежитие: личности и общества. Это та идея, которая составляет конечную цель общественного развития… Не может быть идеалом ни чистый индивидуализм, отрицающий… власть,.. ни социализм,… поглощающий лицо в обществе… Духовная природа личности… состоит в свободе; общественное начало… выражается в законе… основной вопрос заключается в отношении закона к свободе» . Исходя из понимания высшей цели государства как сочетания порядка со свободой, в поисках примирения двух противоположных начал (личного и общественного, которым соответствует свобода, закон и власть), он понимает сущность «охранительного» либерализма как примирение начала свободы с началом власти. В «правильном» (правовом) государстве власть должен олицетворять закон. «Только энергия разумного либерального консерватизма может спасти русское общество от бесконечного шатания,… от переломов,.. совершаемых либо деспотизмом, либо революцией, — иначе — деспотизма сверху или деспотизма снизу» .

По Чичерину, в каждом из четырех союзов человеческого общежития — семействе, гражданском обществе, церкви и государстве — необходимо заключаются четыре юридических элемента: власть, закон, свобода и общая цель. Их комбинация, иерархия и субординация в этих союзах различна. Например, в государстве преобладает власть. Гражданское общество есть «совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом», а государство воздвигается над ним как «высший союз» . И если Гегель видел в государстве осуществление нравственной идеи, то неогегельянец Чичерин считал его «союзом людей, образующих единое целое, управляемое верховной властью».

О своей либеральной программе середины 1850-х гг. Чичерин отмечал: «вполне понимая невозможность перемены образа правления в настоящем,

я признавал его целью в будущем». Критикуя реакционный консерватизм М.Н. Каткова, в конце 1880-х гг. он подтверждает свои либерально-консервативные взгляды как «зарю нового порядка вещей, основанного на законе и свободе и видящем возрождение старого» .

В книге «Россия накануне двадцатого столетия» (1900), изданной за границей под псевдонимом «Русский патриот», подытоживая результаты исторического развития России, Чичерин намечает задачи ее «либерально-консервативного» реформирования. По его мнению, «сила власти не исчерпывается материальными средствами; надобен также духовный элемент — тот нравственный авторитет, доверие и уважение народа к правительству. В русском обществе не было недостатка в здоровых силах, но они были затеряны среди крайних направлений… Ему нужно государство, основанное на … началах свободы и права» .

Таким образом, Б.Н. Чичерин на основании своей концепции русской истории, под влиянием гегелевской метафизики права и отечественной государственной (юридической) школы историографии, исходя из анализа свободы, власти, «охранительных начал» и целей государства, обосновал:

— сущность «охранительного» либерализма — примирение двух противоположных начал общества: свободы (либерального) и порядка (охранительного);

— его принципы: мера свободы, закона и власти, свободы и порядка, «сохранять, улучшая»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— его политико-социологические принципы и условия: «либеральные меры и сильная власть», наличие в обществе средних элементов и «охранительной» партии;

— необходимость существования в обществе как «охранительной» (консервативной), так и «прогрессивной» (либеральной) партий;

— предпринял первую типологию русского либерализма, актуальную и сегодня.

Тем самым, Чичерин «задал» концептуальную парадигму консервативного

Заданная Б.Н.Чичериным полтора столетия назад консервативно-либеральная парадигма содержала понимание «догоняющего» типа модернизации и предвосхитила смысл содержания современного дискурса о будущем либерализма в российском обществе. Хочется верить, что в 2000-е гг. Россия окажется готовой к реализации именно умеренных, «охранительных» консервативно-либеральных проектов и реформ, синтезирующих идеи классического либерализма с вековыми устоями и традициями национальной государственности и духовной культуры.

Литература

1. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М.: Изд-во К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1858.

2. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М.: Тип. В. Грачева, 1862.

3. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. Общее государственное право. М., 1894.

4. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. II. Социология. М., 1896.

5. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. III. Политика. М., 1898.

6. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

7. Чичерин Б.Н. Вопросы философии. М.: Тип. И.И. Кушнерева, 1904.

8. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. Рукопись 1878 г. СПб., 1906.

9. Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия // Новое время. 1990. 19 января. № 4.

10. Русское общество 40-50-х годов XIX в. Ч. II. Воспоминания Б.Н.Чичерина. М.: Изд-во МГУ, 1991.

11. Гнатюк О. Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.

Gnatyuk O.L. Conservative Liberalism of Boris Chicherin.

УДК 1(470) (091)

Б.Н. ЧИЧЕРИН О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Н.В. Медведев

В статье рассматриваются взгляды Б.Н. Чичерина на проблему человеческого достоинства. Автор доказывает, что философская концепция Чичерина о достоинстве личности в значительной мере опирается на теоретические представления немецких философов Канта и Гегеля, занимавшихся разработкой идеи свободы. Устойчивый интерес Чичерина к теме человеческого достоинства объясняется стремлением примирить разнородные требования граждан российского общества, установив таким образом «всеобщее единение». Необходимыми предпосылками для осуществления данного исторического проекта должны стать, по мнению Чичерина, рациональная политическая реформа в России и принятие соответствующих государственных законов.

Утверждение, что человек обладает неотъемлемой ценностью, внутренним достоинством, характеризующим его как личность, является очень древним. Появление этой идеи, согласно библейскому Откровению, относится к моменту

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм — кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

  1. Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

  2. Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

  3. Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

  4. Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

К основным идеям относятся:

  • права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

  • разделение властей;

  • гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

  • саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

  • равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Первым принципы и основы теории сформулировал английский педагог и философ Джон Локк в своём труде «Два трактата о правлении». Он считал, что любому свободному человеку необходимо владеть собственностью — как материальной, так и интеллектуальной.

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

  • классический либерализм;

  • неолиберализм;

  • социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

  • либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

  • недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

  • защита прав и свобод граждан;

  • поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

  1. Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

  2. Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

  3. Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 14

Чичерин Борис Николаевич(1828-1904 гг.) родился в Тамбовской губернии, в дворянской семье, был крупный помещик. С 1845 по 1849 г. учился на юридическом факультете Московского университета. В 1856 г. получил степень магистра, уехал в научную командировку за границу. По возвращении с 1861 г. по 1868 г. — профессор кафедры государственного права в Московском университете Одновременно с 1863 г. по 1865 г. преподавал государственное право наследнику престола Николаю Александровичу. В 1866 г. Чичерин защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве». В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушений властями университетского устава. Занимался наукой и написал ряд работ, имевших важное значение для развития русского либерализма. В 1882-1883 гг. — московский городской голова. После отставки жил в своем родовом имении, участвовал в работе тамбовского земства, занимался математикой, философией, естественными науками (был избран почетным членом Русского физико-химического общества).

Основные произведения: «Курс государственной науки», «История политических учений», «Философия права», «Собственность и государство» и др.

Либерализм. Б. Н. Чичерин пытался сформулировать целостную либеральную программу применительно к условиям России. Он полагал, что «самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения». Важную роль он отводил образованному дворянству, которое должно быть е только опорой престола, но и «защитником свободы».

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный:

· уличный либерализм (низшая ступень либерализма) подвержен своеволию, он больше всего любит шум, само слово закон ему ненавистно, его отличительная черта – «он всех своих противников считает подлецами»;

· оппозиционный либерализм, в нем нет требований позитивных действий, а только «наслаждение своим блеском оппозиционного положения». Поэтому, по мнению Чичерина, предводители оппозиции часто не способны к правлению, когда предоставляется такая возможность;

· охранительный либерализм — его сущность состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. Будучи сторонником охранительного либерализма, Чичерин основной принцип его сформулировал так: «либеральные меры и сильная власть».

Date: 2015-09-19; view: 364; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творчество Б.Н. Чичерина (1828—1904) в последнее время все чаще привлекает внимание историков, философов, юристов — всех ученых, изучающих истоки русского культурного ренессанса конца XIX — начала XX в. Он был не только талантливым теоретиком и историком права, оригинальным представителем неогегельянства в русской философии, но и основателем государственной школы в отечественной историографии, специалистом в области естествознания (за заслуги в развитии теоретической химии ученого по предложению Д.И. Менделеева избрали почетным членом Русского физико-химического общества).

Обширное творческое наследие Б.Н. Чичерина представляет, несомненно, интерес и для сегодняшней науки, в том числе для правоведения. Настоящая статья является попыткой осветить некоторые аспекты его политико-правового учения.

Мировоззрение Чичерина нередко характеризуется как однозначно либеральное. Мы не можем согласиться с таким утверждением. Представляется, что его основу составляет консерватизм (наиболее ярко проявившийся в политико-правовых построениях), соединенный с идеями, которые легко принять за ортодоксально либеральные (например, в концепции гражданского общества).

Основным постулатом либерализма является свобода личности. При соблюдении этого условия и реализуется общий интерес, достигается эффективное решение проблем общества. Но введение свободы в смысловое поле понятия «либерализм» само по себе еще не выявляет его видовых признаков. У либерализма пет монополии на принцип свободы. Как отмечается в отечественной литературе, либерализм исторически выделен и теоретически определен не «духом свободы», а представлением о ее основных условиях и месте в иерархии других ценностей. И здесь главное то, что «свобода в либерализме безусловна и самодостаточна: она не путь к счастью и совершенству, но ценность сама по себе». Именно поэтому отличительной чертой либерализма, по признанию его теоретиков, является отрицание, в частности, религии как предрассудка и опора на философию естественного права и общественного договора, в соответствии с которой свободным человеком признается лишь тот, кто живет согласно требованиям единственно своего разума.

Как заметил Н.А. Бердяев, либерализм ничего не говорит о содержании жизни, он хотел бы гарантировать жизни любое содержание. А это возможно потому, что философия либерализма покоится на гносеологическом и аксиологическом скептицизме, на онтологии номинализма. Но в этом же заключаются предпосылки к его формализации и вырождению. Литературный образ либерала как беспринципного и самовлюбленного скептика не так уж далек от истины. Действительно, взятый в своей формальной отвлеченности либерализм представляет собой теоретическое оправдание борьбы за свои эгоистические интересы (хотя бы и в правовых рамках) самодовлеющих человеческих индивидуумов. Но именно поэтому он и не самодостаточен, а нуждается в духовном осмыслении и обосновании.

Онтологическая глубина заключается в консерватизме, который следует отличать от коллективизма и тоталитаризма. В них, как и в консерватизме, присутствует стремление к целостности жизни, но гипертрофия отдельных сфер человеческой деятельности и потеря духовного центра приводят к тому, что на целостность начинает претендовать частичное, отдельное (экономика, политика, идеология, нация, раса). С точки зрения консерватизма именно позитивистский либерализм, формальная демократия и социализм, поскольку они лишены внутренней духовной связности, неизбежно порождают необходимость внешнего и принудительного объединения. Отсюда берет свои истоки тоталитаризм, пытающийся преодолеть хаос с помощью насилия. Такой исход неизбежен для формальной демократии, поскольку категории «численность», «количество» в ней доминируют над «качеством», «единством» и «целостностью».

Консерватизм противоположен и реакции. Реакционеры стремятся вернуться к давно отжившему и неорганичному, консерваторы защищают онтологически необходимое и духовно оправданное.

Для идеологии русского консерватизма, а на наш взгляд, и для русского мировоззрения вообще характерно представление (философское или религиозное) о сущем как об иерархии ценностей, при которой относительное подчиняется абсолютному, а общее имеет приоритет перед частным, индивидуальным. Да и сам мир, в отличие от взглядов либерала, понимается как существующий «осмысленно», т. е. на основе познаваемых органически-телеологических закономерностей. Отсюда вытекает идея соподчинения индивида государству как иерархически более высокой общности, как форме политического и духовного бытия народа, что находит свое выражение в идеях отечества и общего блага.

Консерватизм, в отличие от тоталитаризма, вовсе не требует государственного вмешательства в экономику. Наоборот, современный консерватизм выступает за свободу рыночных отношений, нисколько не расходясь в этом с либерализмом. Но представители консерватизма категорически не приемлют перенесения рыночных отношений в политику, они против того, чтобы «глубинный смысл и конечные цели общественного развития объяснялись в категориях индивидуализма, свободы личности, демократии и т. д.».

В политической плоскости отличие консерватизма от либерализма определяется характером взаимоотношений авторитета и пласт, с одной стороны, свободы и прав личности — с другой. В либерализме права человека довлеют над обществом, публичная власть носит конвенциональный характер, а государство рассматривается как корпорация, своего рода товарищество с ограниченной ответственностью, главная задача которого — удовлетворение частных потребностей его членов. В теории консерватизма власти придается сакральное (иррациональное или сверхрациональное) значение, постулируется ее онтологическая связь с Абсолютом (Сверхценностью, Богом). Последнее обстоятельство определяет цель жизни как индивидуальной личности, так и личности коллективной (сообщества, государства). Сама идея государства приобретает имманентно теократический характер. Человек в такой системе рассматривается не как своевольный хозяин своей жизни, а как свободный исполнитель высших велений, которые в то же время есть и вечные условия его жизни. Среди человеческих добродетелей в качестве одной из важнейших рассматривается потребность социального служения, т. е. исполнения долга, нравственной обязанности. Права человека отодвигаются на второй план и в моральном аспекте подчиняются обязанностям.

Обозначенные основные черты консервативного мировоззрения нашли свое яркое воплощение в политико-правовом учении Б.Н. Чичерина. Вкратце их можно свести к следующим положениям: личность, общество и государство получают метафизическое обоснование и рассматриваются в их иерархическом соподчинении. Это соподчинение имеет организационно-вспомогательный, а не ценностный смысл (в отличие, например, от системы Л.П. Карсавина). Свобода, а следовательно, и право оправдываются принадлежностью к высшему разумному началу, личность — служением общему благу, выразителем которого является государство. Последнее предстает как верховный союз на земле, как духовный организм, которому подчиняется гражданское общество и к которому граждане относятся как части к целому.

Права человека обосновываются через его собственную духовно-разумную природу, но определяются государством. Естественные неотчуждаемые права отрицаются. Экономическая сфера не контролируется государством настолько, насколько это возможно, а социально-политическое неравенство рассматривается как органический элемент любого политического общества. Важнейшей тактической целью государства провозглашается укрепление начал власти и закона, стратегической — гармонизация отношений между личностью и обществом. Тотальной критике подвергается «отрицательный» либерализм (исходящий из самодостаточной ценности свободы), социализм, коммунизм и крайняя демократия.

Рассмотрим, как эти идеи воплотились в политико-правовой теории Б.Н. Чичерина. Правовые взгляды ученого, как уже было отмечено, покоились на метафизических основаниях. Под метафизикой он понимал рациональные начала познания в духе гегелевского панлогизма, в котором видел «последнее слово идеалистической философии». В отличие от представителей позитивизма, находивших в самом положительном праве критерии для определения прав и обязанностей подчиняющихся законодателю лиц, Чичерин полагал, что для этого нужны высшие руководящие начала, а их может дать только философия.

Исходным моментом, с которого Чичерин начинает свою политико-правовую теорию, является понятие человеческой личности. «Лицо составляет краеугольный камень всего общественного здания», — подчеркивал мыслитель. Анализируя доводы современной ему эмпирической психологии, которая в духе позитивизма отрицала само понятие личности, сводя его лишь к ряду психических состояний, связанных законом последовательности, Чичерин пришел к выводу, что позитивизм, как и материализм, ведет к разрушению самой идеи права, ибо для него не существует субъекта — носителя безусловной ценности. Признавать за человеческой личностью безусловное достоинство — значит предполагать, что она есть нечто постоянное, нечто такое, что пребывает в потоке явлений. «Если бы личность была только временным,, преходящим проявлением общей мировой сущности, — комментировал идеи Чичерина другой выдающийся юрист и философ, кн. Е.Н. Трубецкой, — ей могла бы принадлежать только временная, относительная ценность орудия: она была бы не: целью, а только средством, а значит — бесправна… Стать на материалистическую точку зрения — значит, признать, что в человеке нет ничего постоянного, пребывающего. С этой точки зрения «человек есть то, что он ест», т. е. агрегат беспрерывно разлагающегося вещества. Единственно последовательный вывод отсюда — тот, что в человеке нет ничего заслуживающего уважения. Когда материалисты говорят о человеческом достоинстве или о «правах человека», то это в их устах — не более как благородная непоследовательность. Только признание в человеке духовного начала может положить твердую, незыблемую границу между лицами и вещами».

Таким образом, сама идея человеческой свободы оправдывается безусловным достоинством человеческой личности и теряет характер самодовлеющей ценности, какой она имеет в либерализме. Свобода становится орудием безусловного, воплощающегося в человеке. Пока человек стоит на животной ступени развития, он может делать зло, не раздумывая, руководствуясь своими естественными влечениями. Но как только он осознает себя свободным отрешиться от чувственных влечений и определяться изнутри себя, на основании присущей ему идеи Абсолютного, так действие, противное этому внутреннему самоопределению, представляется ему нравственным злом. Поэтому хотя склонность ко злу и является прирожденным свойством человека, но все же он, по признанию Чичерина, может и должен свои поступки подчинять разумному закону, что и ведет к торжеству разума во внешнем мире.

Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. В этом же заключается, по мнению Чичерина, и источник права. Сама идея права рождается не из идеи свободы как таковой, а из признания того, что человек, являясь носителем сознания Абсолютного, обладает достоинством и свободой, а потому может требовать их признания от всех других лиц, поскольку и они являются носителями аналогичных ценностей. Важно отметить, что это моральное право является в то же время и моральной обязанностью.

Поскольку каждая личность обладает свободой и стремится расширить ее границы, то необходимо, чтобы свобода одного не мешала свободе остальных, чтобы сильнейший не превратил других в орудия для осуществления враждебных им целей, чтобы каждая личность могла свободно развиваться и были установлены твердые правила для разрешения неизбежных при совместном существовании споров. Именно поэтому, подчеркивал Чичерин, право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.

Изложенные идеи, казалось бы, весьма близки взглядам на право И. Канта. И тем не менее Чичерин никогда не примыкал к кантианству, видя в нем тот же отвлеченный схематизм, что и в ортодоксальном либерализме в целом. Поэтому, с его точки зрения, это учение неприложимо к политическому союзу (государству), где личное право подчиняется общественному началу и ограничивается требованиями, последнего. Вслед за Гегелем Чичерин отвергает понятие естественного права как реального права, существующего вне и помимо государства. Право для него по своей сути позитивно. Это классическое консервативное правопонимание можно проиллюстрировать на примере чичеринской диалектики объективного и субъективного права.

Последнее он определял как «законную свободу что-либо делать или требовать». Объективное же право есть сам закон, определяющий эту свободу. Задача права заключается в том, чтобы разграничить области внешней свободы, предоставленной каждому. И субъективное, и объективное право у Чичерина неразрывно связано, ибо свобода только тогда становится правом, когда она освящена позитивным законом; закон же признает и определяет свободу. Указывая на важную роль субъективного права (так как источник права заключен не в законе, а в метафизической свободе), Чичерин в то же время подчеркивал, что право есть начало формальное и принудительное, чем оно и отличается от нравственности. Юридический закон поддерживается принудительной властью — нравственный закон обращается только к совести. Именно этим двояким отношением, по мысли Чичерина, ограждается человеческая свобода в обоих ее видах, так как если бы юридический закон не был принудительным, то внешняя свобода человека оказалась бы лишенной всякой защиты.

Таким образом, Чичерин понимал под правом определенное самостоятельное начало, не сводимое к нравственности. И с этим трудно не согласиться. В то же время мыслителя неоднократно и справедливо упрекали за его склонность противопоставлять понятия права и нравственности. Особенно остро это проявилось в ходе полемики с В. С. Соловьевым. И здесь Чичерин не нашел общего языка не только с Соловьевым, но и со всеми представителями течения «возрожденного естественного права», столь авторитетного в России в конце XIX — начале XX в.

Но если Чичерин понимал под правом только позитивное право, то не является ли это основанием для того, чтобы определить его правовое учение как позитивистское? Рассмотренные основания правовой теории Чичерина, конечно же, не позволяют сделать такой вывод. Правоведение, утверждал он, есть наука, которая не только развивает в подробностях юридические постановления в приложении к жизненным, отношениям, но и сводит эти постановления к общим началам. Таким образом, осознаются требования права, вытекающие, по выражению римских юристов, из «естественного разума». Они-то и представляют собой естественное право в противоположность праву позитивному. Это не действующий и, следовательно, принудительный закон, а теоретические нормы, которые служат руководством для законодателя.

Вот почему понимание Чичериным права как позитивного вообще, с одной стороны, и как внешней свободы—с другой, и даже различение им права и закона еще же дает оснований для трактовки его теории ни как позитивистской, ни как либеральной. У Чичерина право вне государства, вне позитивного закона — лишь разумная и потому руководящая идея, не имеющая собственно правового значения без соединения с источником права. Свобода же, как выражение философской идеи права не автономна, а подчинена разумному началу, нормирующему ее через позитивный закон.

Разграничение области свободы на сферы должного и не должного поведения при помощи общего разумного начала составляет понятие правды, или справедливости. Справедливость и свобода составляют у Чичерина двуединую идею права. В понятии справедливости ученый вслед, за Платоном и Аристотелем выделял два вида: «правду уравнивающую» и «правду распределяющую».

Традиционно понятие справедливости связывалось с понятием равенства, которое, однако, понималось неоднозначно. Во-первых, справедливым считалось то, что одинаково приложимо ко всем. Это начало, по мысли Чичерина, вытекает из самой природы человеческой личности: все люди есть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и как таковые равны между собой. Признание этого коренного равенства составляет высшее требование правды, которая с этой точки зрения носит название «правды уравнивающей». Чичерин относил это равенство к сущности человека. Люди равны в свободе — отсюда вытекает требование равенства всех перед законом. К этому формальному требованию и сводится у Чичерина понятие «правды уравнивающей». Там же, где приходится делить общее достояние или общие тяготы, выступает новое определение правды — «правда распределяющая». «Правда уравнивающая» руководствуется началом равенства арифметического, а «правда распределяющая» — началом равенства пропорционального.

Последняя, по разъяснению Чичерина, применяется, например, в частных товариществах, в которые люди вступают добровольно, но с неравными силами и средствами. Кто больше вложит капитала в общее предприятие, тот получит и большую часть дохода, соразмерно с вкладом. На этом же принципе основано распределение государственных налогов в соответствии с доходами плательщиков, а также распределение прав, почестей и обязанностей сообразно со способностями, заслугами и назначением лиц в государстве.

Два принципа справедливости относятся по преимуществу к двум разным областям государственной жизни — гражданской и политической. В первой должно господствовать равенство арифметическое, во второй — равенство пропорциональное. Этим обусловливалось и конкретное неравенство прав и обязанностей в публично-правовой сфере, где господствуют отношения власти-подчинения, определяющие отношения не между равными и независимыми субъектами, а между общественным целым и его структурными элементами. Невозможность остановиться на формальном определении справедливости понимал и И. Кант. Он, в частности, писал: «Полное равенство между людьми в государстве как подданными очень хорошо уживается с величайшим неравенством в количестве и размерах их обладания — физическим или духовным превосходством над другими или внешним богатством и правами вообще (а их может быть очень много) по отношению к другим…». В этом заключается правовое обоснование естественного неравенства, естественного аристократизма любого общества — одной из важнейших установок консервативного мировоззрения, выражаемой в формуле «каждому свое».

Примечательной чертой консерватизма Чичерина является его либеральный характер. Подлинный консерватизм органично связан с началом свободы. И этим политико-правовое учение Чичерина коренным образом отличается от взглядов «отрицательного» либерализма, видевшего в свободе раз и навсегда данный неизменный масштаб, применимый к любым обстоятельствам. Но либерализм Чичерина носит и персоналистический характер, что, по мнению многих исследователей, выгодно отличает его и от философии права Гегеля, в системе которого была заметна тенденция к поглощению личности государством. Чичерин же всячески старается поднять роль и значение личности в обществе. Поэтому и основные определения права, формулируемые им, касаются в первую очередь личных (или частных) отношений. Общественные союзы, по замыслу Чичерина, должны воздвигаться над ними как высший порядок, который не уничтожает, а только восполняет частные отношения, зиждущиеся на свободе. «Таков непоколебимый к неизменный идеал, вытекающий из ясных требований разума и из глубочайших основ духовной природы человека».

Начало равенства всех перед законом являлось, по Чичерину, лишь формальным условием гражданской свободы. Содержанием же ее были те различные права, которые вытекали из нее как необходимые следствия. К ним, например, относились: право располагать своими действиями по своему усмотрению, не нарушая чужого права; право перемещаться куда угодно и селиться где угодно; право заниматься любой деятельностью: право «обязываться своими действиями в отношении к другому»; наконец, право собственности, которая есть «первое явление свободы в окружающем мире».

Однако, выступая последовательным защитником свободы, Чичерин резко полемизировал с теми либеральными теоретиками, которые трактовали права человека как его прирожденное и неотъемлемое достояние, неприкосновенное для самого закона, призванного якобы только ограждать их от нарушений. Для него была неприемлема концепция, согласно которой единственной границей свободы является свобода других. С этой индивидуалистической точки зрения закон может запрещать только то, что вредит другим. Но такой порядок, справедливо отмечал Чичерин, не только не оправдывается ни историей, ни умозрением, но попросту немыслим в реальной жизни. То, что человек имеет права, являлось для Чичерина аксиомой, так как по природе своей он — существо свободное. Но определение этих прав и установление их границ не может зависеть от личного усмотрения каждого, как не может зависеть и от «неизменных» указаний естественного закона, а единственно только — от публичной власти, которая одна может предписывать правила, обязательные для всех.

Власть должна руководствоваться при этом не только взаимный отношением свободы отдельных лиц, но и требованиями общественной пользы, которым всегда и везде подчиняется личная свобода. Поэтому границы прав никогда не составляют непреложного кодекса. Они по существу своему изменчивы и подвижны — в зависимости от состояния общества и требований государственного порядка. Даже на знаменитую «Декларацию прав человека и гражданина», по мнению Чичерина, нельзя смотреть как на святыню человеческой свободы. В действительности нет права, которое бы не подлежало значительным ограничениям и даже прекращению по требованиям общественной пользы.

«Если самая жизнь граждан может быть отнята за преступление или подвержена неминуемой опасности на войне, предпринятой иногда для весьма незначительных государственных интересов; если человек может быть лишен свободы за проступок, или даже по простому подозрению, или в видах общественной безопасности; если» собственность подвергается налогам по усмотрению власти и принудительному отчуждению во имя общественной пользы, — то еще скорее могут быть ограничены такие права, как свобода печати» или свобода собраний, когда того требует сохранение порядка или образ правления, установленный законом и полезный для народа… Большая или меньшая мера свободы зависит единственно от усмотрения власти, стоящей во главе союза и располагающей силами отдельных лиц для блага целого, какова бы ни была эта власть, республиканская или монархическая». Столь, длинная цитата из труда Чичерина с демократическим названием «О народном представительстве» показывает специфику трактовки свободы в системе политического.

Пожалуй, наиболее ярко либеральное начало проявилось в сфере экономических воззрений Чичерина. Здесь он выступает ярым манчестерцем, убежденным противником социализма и марксизма. Ученый полагал, что марксистский социализм никогда не сможет осуществиться в обществе и навсегда останется мечтой утопистов. Главная ошибка марксизма — в отрицании индивидуального начала, что приводит социалистов к таким, по мнению Чичерина, нелепым требованиям, как передача всего производства и распределения в руки государства, т. е. «самого плохого хозяина, какого только можно придумать», и является посягательством на право собственности, вытекающее из человеческой свободы. Свобода, в глазах Чичерина, является единственным экономическим средством, способным разрешить так называемый рабочий вопрос, так как только через экономическую свободу лежит путь к богатству народа.

Реализация свободы, как личной, так и политической, возможна лишь в государстве. Государство у Чичерина воздвигается над общественными союзами и гражданами как высший порядок, который не уничтожает, а только восполняет частные отношения, зиждущиеся на свободе. Как и у Гегеля, государство в концепции Чичерина является носителем верховных начал и представляет собой «объективный организм» — воплощение развивающихся в истории человечества мировых идей. В этом аспекте учение Чичерина также отличалось от либеральных теорий, сводивших задачи государства исключительно к роли «ночного сторожа», занятого лишь охраной прав своих граждан. Для Чичерина же государство является «организацией народной жизни». В нем народ становится исторической личностью и исполняет свое историческое предназначение. Поэтому, утверждает ученый, в государстве выражаются физиологические и духовные свойства народа. Каждый народ имеет свои особенности, данные природой и выработанные историей. Для отдельного человека эта общая, охватывающая его среда, в которой он рождается, живет и умирает, к которой он принадлежит как часть к целому, называется отечеством. Идея отечества, когда она получает общую организацию, устраиваясь как одно целое, имеющее одну волю, становится государством. Таким образом, государство, по Чичерину, есть организованное отечество.

Идеальной формой государства, призванной наиболее полно осуществить его цели и задачи, выступает у Чичерина конституционная монархия. Монарх является -как бы посредником между двумя «противоположными элементами» — народом и аристократией. Монарх воплощает начало власти, аристократия — начало закона и демократия — начало свободы. Развитие этих начал, по мысли Чичерина, должно *вести к гармоничному сочетанию всех элементов человеческого общества и гарантировать свободу. Но демократическое начало в конституционной монархии вовсе не означает полновластия народа. Во-первых, для участия в делах государства необходимы соответствующие способности. Поэтому ученый выступает против всеобщего права голоса и обосновывает систему цензов. Во-вторых, основным принципом государственного устройства, по Чичерину, является разделение властей при единстве управления, что исключает полновластие какого-либо одного элемента общества. При этом разделение властей трактуется как коренное свойство смешанного образа правления, суть которого — в стремлении сочетать порядок и свободу. Система разделения властей должна функционировать на основе сдержек и противовесов, во многом воспроизводя известную схему Монтескье, но со своими характерными особенностями, призванными не допустить перехода к парламентаризму, пагубному для неподготовленной к нему страны.

Вследствие этого в системе Чичерина особый характер получает монархическая власть. Участвуя в законодательстве утверждением законов, в правительственной власти — назначением министерств и «верховными решениями», в судебной — назначением судей и правом помилования, она становится выше всех прочих властей. Это четвертая власть, власть умеряющая, которая при разделении властей гарантирует государственное единство, воздерживает партии, успокаивает страсти, охраняет права и интересы меньшинства, имея всегда в виду высшее благо целого, а не какой-либо части. Политическое кредо такой формы правления выражается в следующей формуле: «Либеральные меры и сильная власть—либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, охраняющие свободу мысли и совести, дающие возможность высказываться всем законным желаниям — сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверенность, что во главе государства есть твердая рука, на которую можно надеяться, и разумная сила, которая сумеет отстоят, общественные интересы против напора анархистских стихий и против воплей реакционных партий».

Если сравнить изложенные идеи политико-правовой концепции Б.Н. Чичерина с его характеристикой как виднейшего представителя русского либерализма, т. е. «учения о безусловной и абсолютной ценности жизни, свободы и независимости человека в его связи с государством и обществом и вытекающих из этих взаимоотношений неотъемлемых и гарантированных прав», то легко убедиться в обратном. Свобода человека, по учению Чичерина, вовсе не безусловна и не абсолютна, а сама подчинена Безусловному и Абсолютному; никакой независимости человека в его связи с государством нет, тем более нет в системе Чичерина никаких неотъемлемых и гарантированных прав. Но тем и интересен для нас опыт политических построений этого ученого, что в истории русской политико-правовой мысли им была сделана одна из первых трезвых и глубоко продуманных попыток проложить теоретический курс для корабля государства между Сциллой анархии и Харибдой деспотизма, разрешить дилемму свободы и равенства.

Именно Чичерин убедительно показал, что малейший политический крен в сторону идеала фактического равенства (любые коммунистические иллюзии) неминуемо ведет к деспотизму государства. Но к деспотизму «наоборот», к деспотизму толпы ведет и крен в сторону прав и свобод в неподготовленном к ним обществе. И здесь опасность заключается не только в мещанской уверенности «человека из подполья» Достоевского, что его права *— это то, что перетянет на любых весах («Свету ли провалиться, иль мне чаю не пить. Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить»). Опасность — в самой возможности агрессивно притязать на одностороннее использование того, что по своей природе, прежде всего социально обязывает, а затем уже предоставляется в качестве субъективного права. Вот почему Чичерин видел свою задачу в том, чтобы объединить всех сторонников реформ на основе либерально-консервативного мировоззрения. «Только энергия разумного и либерального консерватизма может спасти русское общество от бесконечного шатания. Если эта энергия появится не только в правительстве, но и в самом народе, Россия может без опасения глядеть на свое будущее», — писал мыслитель еще в 60-е годы прошлого века.

чичерин консерватизм либерализм

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий