Что понимается под дефицитом бюджета?

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление — профицит бюджета- означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита.

Профицит сокращаетсяв следующей последовательности;

1) уменьшить доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

2) направить средства на дополнительное погашение долговых обязательств;

3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;

Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления в бюджет.

4)т.е. снижение налогового бремени на экономику, что способствует повышению экономической активности.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования — это различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому существуют жесткие ограничения на его использование. т.е. денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

Долговое финансированиедефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Но перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредитыи ссуды.

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом. В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:

o кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

o гос. займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

o бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

2) внешние источники:

o гос. займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

o кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций (МВФ, МБРР и др).

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ МОЖЕТ ФИНАНСИРОВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ДОЛГОВОЙ ОСНОВЕ. КРЕДИТЫ ЦБ, А ТАКЖЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ИХ ПЕРВИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета, при этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета — не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над доходами. Размер дефицита федерального бюджета ут­верждается законом о федеральном бюджете, а бюджета субъек­тов РФ и местных бюджетов — соответственно законом о бюд­жете субъекта РФ и нормативным актом представительного ор­гана местного самоуправления о бюджете на соответствующий год.

Все федеральные бюджеты РФ в 90-х гг. принимались с бюд­жетным дефицитом, что свидетельствовало о кризисном состоя­нии экономики и финансов в государстве, и только федеральный бюджет на 2001 г. был принят без бюджетного дефицита. Бюд­жетный дефицит связан с одним из принципов действия бюджет­ной системы РФ — принципом сбалансированности бюджетов. Являясь основным финансовым планом по формированию и пере­распределению централизованного фонда денежных средств рос­сийского государства, федеральный бюджет утверждается как закон, однако при этом не перестает быть финансовым планом- доходы и расходы должны быть сбалансированы, как того требу­ет финансовое планирование, т.е. доходы должны равняться рас­ходам. Такие бюджеты называются бездефицитными бюджетами. Бюджеты, у которых доходы больше, чем расходы, называются профицитными бюджетами; профицит — это часть денежных средств, составляющая превышение доходов над расходами. Бюджеты, у которых расходная часть превышает доходы, называются дефицитными бюджетами.

БК РФ впервые в российской истории бюджетно-правового регулирования четко установил пределы дефицитов бюджетов различных уровней бюджетной системы и источники финансирования дефицитов.

Согласно ст. 92 БК РФ размер дефицита федерального бюдже­та в соответствующем законе о федеральном бюджете не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Дефицит федерального бюджета может финансироваться за счет внутренних и внешних источников (ст. 94 БК РФ), Внутрен­ними источниками финансирования бюджетного дефицита явля­ются:

— кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в рос­сийской валюте;

—государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в госу­дарственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государст­венным запасам и резервам;

— изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефици­та относятся:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представлен­ные в иностранной валюте, привлеченные Россией.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный зако­ном этого субъекта о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Однако, если в за-коне предусмотрены размеры поступлений от продажи имущества, то предельный размер дефицита субъекта РФ может превы­сить ограничения (15%), но не более чем на величину поступле­ний от продажи имущества. В ст. 95 БК РФ установлены только внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъ­екта РФ в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска Ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества, находящегося в госу­дарственной собственности субъекта РФ;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюд­жета субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный норматив­ным актом (решением) представительного органа местного само­управления о бюджете на соответствующий год, не может превы­шать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансо­вой помощи из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. В случае утверждения нормативным актом о бюджете на соответ­ствующий год размера поступлений от продажи имущества, пре­дельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение (10%), но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются внутренние источники в следующих формах:

— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образо­вания;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в му­ниципальной собственности;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств

местного бюджета.

В ст. 93 БК РФ содержится общий запрет на финансирование дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ за счет кредитов Банка России, а также приобретенных Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных обра­зований при их первичном размещении.

1. Дефицит бюджета и его регулирование, источники финансирования дефицита бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами образуют отрицательное сально и как следствие дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

кризисные явления в экономике;

* неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

* чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

* милитаризация экономики в мирное время;

* осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

* чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

* бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

* для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;


* дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства, Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции (неоклассического направления), высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

* хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

* для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

1.Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительныхденег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

2.Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

3.Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

· средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

· бюджетные кредиты;

· кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

· иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

· поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· курсовая разница по средствам бюджета;

· прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

· средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

· кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

· прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

30. Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.

Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой — явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, то есть финансовых ресурсов стран мира с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всех фирм легального бизнеса и всего населения Земли/

Мировые финансы образуют следующую структуру:

1) финансовая помощь (межгосударственные кредиты и гаранты; кредиты и гаранты международных организаций);

2) мировой финансовый рынок (валютный спот-рынок; рынок деривативов; рынок долговых и долевых ценных бумаг; кредитный рынок, рынок банковских кредитов; рынок страховых услуг);

3) золотовалютные резервы (частные золотовалютные резервы; официальные золотовалютные резервы).

В составе международных финансов можно выделить:

1) публичные финансы. Субъектами являются: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования; вольные города.

2) частные финансы. Субъектами являются: национальные и иностранные физические и юридические лица государства; созданные физическими и юридическими лицами государства.

По срокам обращения финансовых активов выделяются следующие сегменты мирового финансового рынка: валютный (краткосрочный) рынок; рынок капитала (долгосрочный)

Возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов с одного сегмента на другой, так как границы между различными сегментами мирового финансового рынка размыты.

Роль финансов в развитии международных экономических отношений проявляется в следующем:

— поиск источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества;

— регулирование международных интеграционных процессов;

— стимулирование развития всех видов международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики.

31 Сущность, цели, задачи, содержание и элементы метода бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации. Информация, представляемая собственным пользователям, должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений по эффективному управлению предприятием, анализу его деятельности, для целей планирования, контроля, при принятии решений в нестандартных ситуациях и при выборе политики организации, при принятии инвестиционных решений и др.

К основным задачам, решаемым в процессе бухгалтерского учета, относятся следующие:

· формирования полной и достоверной информациио деятельности организации и ее имущественном положении;

· обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Содержание бухгалтерского учета сводится к некоторым важным пунктам.

Прежде всего, бухгалтерский учет содержит информацию о финансовой стороне деятельности предприятия. Любое изменение, касающееся финансовой стороны в деятельности компании, должно отражаться в документах бухгалтерской отчётности. Результаты деятельности компании с финансовой точки зрения (доходы, расходы, поступления от спонсоров, от сотрудничающих организаций) также находят здесь отражение. Все эти данные заносятся в бухгалтерские отчёты для того, чтобы удовлетворить общие потребности в информации клиентов компании, спонсоров и т.п. Бухгалтер должен иметь полное представление о финансовом положении предприятия, т.е. о ресурсах, источников материалов и доходов.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

· документация;

· инвентаризация;

· оценка

· калькуляция;

· счета

· двойная запись;

· баланс

· отчетность.

Документирование используется для организации сплошного и непрерывного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности

Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Такая оценка осуществляется в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители

Двойная запись(диграфическая запись) — способ ведения бухгалтерского учёта, согласно которому каждое изменение наличия и состояния средств предприятия влияет на итоги по крайней мере двух счетов.

Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия за некоторый период. Он позволяет определять:

· состав и структуру имущества предприятия;

· мобильность и оборачиваемость оборотных средств;

· состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности;

· конечный финансовый результат (прибыль или убыток).

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Она предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности

Добавить комментарий