Что понимается под формой?

Понятие формы государства

Такие термины как «территория», «население», «власть» являются содержательными характеристиками государства, отражающими то общее, что свойственно для всех стран. Но государства значительно различаются между собой, если рассматривать их внутреннюю организацию, выражающуюся в «форме государства».

Определение 1

Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.

Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.

Форма государства во многом влияет на политическую жизнь общества, стабильность государственных институтов.

Определение 2

Под формой государства понимается его строение, которое зависит от социально-экономических факторов, а также природных и климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурного уровня развития общества и др.

В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма гос. устройства, политический/государственный режим.

Формы правления

Определение 3

Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.

В зависимости от формы правления государства бывают:

  1. монархии;
  2. республики.

В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они приобретаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.

Монархии бывают:

  1. неограниченные;
  2. ограниченные.

В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных же монархиях совместно с монархом носители суверенности страны – это также и иные высшие гос. органы, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в эпоху феодализма. Сегодня таковыми конституционными монархиями выступает Англия, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Определение 4

Республика представляет собой такую форму правления, при которой глава страны – это избранный на установленный период времени единоличный либо коллективный орган.

Замечание 1

Глава государства в республике становится ответственным перед избравшим его органом либо населением.

По своему типу республики могут быть:

  1. парламентскими;
  2. президентскими.

Однако эти названия условные. На самом деле в первой и во второй форме существует как парламент, так и президент. Но реальные функции в данных формах неодинаковые. В парламентских республиках (к примеру, в Германии, Италии и пр.) президент, как правило, исполняет символические функции. В парламентских республиках исполнительную власть выполняет не президент, а правительство во главе с премьер-министром (канцлер, председатель совета министров и т.д.). Состав правительства формируется на основании парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, ответственным перед парламентом. Парламент, в свою очередь, вправе принять вотум недоверия правительству (это означает, что оно уходит в отставку). При данной форме правления функция президента во многом схожа с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).

Замечание 2

Другое дело президентская республика, при которой, наоборот, президент выступает одновременно главой государства и правительства (Соединенные Штаты Америки).

Различают также промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республиками (так называемая полупрезидентская республика), к примеру, во Франции. Совместно с правительством, который возглавляет премьер и отвечает перед парламентом, во Франции существует также президент с некоторыми прерогативами, которые отличают его от президента в обыкновенной парламентской республике.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Формы государственного устройства

Определение 5

Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.

По форме гос. устройства государства бывают:

  1. унитарными;
  2. федеративными;
  3. конфедеративными.

Определение 6

Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.

Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.

Определение 7

Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.

В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Пример 1

Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.

Определение 8

Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.

Определение 9

Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.

Государственно-правовой режим

Определение 10

Под государственно-правовым режимом подразумевается совокупность средств и способов реализации политической власти, через которые выражается ее содержание и характер.

Примерами государственно-правовых режимов является деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно правовые режимы в той или иной вариации распадается на 2 крупные группы: демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим выступает важнейшим элементом формы государства. Любые изменения, которые происходят в сущности страны данного типа, в первую очередь, отражаются на его режиме, а он оказывает влияние на формы правления и гос. устройства.

Определение 11

Под демократическим государственно-правовым режимом подразумевается гос. власть, базирующаяся на принципе подчинения меньшинства большинству, при которой решения принимает большинство с одновременным уважением прав меньшинства.

Определение 12

Под авторитарным государственно-правовым режимом подразумевается осуществление гос. власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, осуществление правителем власти по собственному произволу, при этом мнение большинства не учитывается.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Под формой государственного устройства понимают админи­стративно-территориальную организацию государственной влас­ти, характер взаимоотношений между государством и составля­ющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государст­венного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства — терри­ториальной организацией населения. При всей кажущейся аб­страктности форма государственного устройства самым непосред­ственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устрой­ства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения собственного устройства государства можно подразделить на унитарные (еди­ные государственные образования); федерации (союзы относитель­но самостоятельных в правовом отношении государственных об­разований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарное (единое, от лат. «unus» — «один») государство от­личается полным политическим единством, оно неделимо. Отдель­ные административно-территориальные единицы или области, от­личающиеся известным своеобразием, не имеют своего собствен­ного законодательства, своего особого судоустройства. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми пра­вами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Федерация — соединенное, союзное (от лат. «foedus» — «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств — членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федера­ции высшие органы власти и органы управления, причем сохра­няются высшие органы власти и управления у каждого из госу­дарств — членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Не­мало стран являются федерациями, сложившимися в силу различ­ных исторических условий и социально-политических причин.

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, союзы (от лат. «confoederatio» — «сообщество») суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные госу­дарства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами меж­дународно-правового общения, имеющими собственное граждан­ство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осу­ществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, тре­буют своего одобрения высшими органами государственной влас­ти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состо­ит из воинских контингентов государств — членов конфедера­ции, направляемых по их решению в распоряжение общего ко­мандования. История знает самые замысловатые формы государ­ственного устройства, самый широкий диапазон принципов меж­государственного единения и союзов публичного права (личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношения доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.). Особый случай представляют собой федерации, de facto остающиеся унитарными государства­ми. Нечто подобное можно было видеть на примере бывшего СССР, de jure федерации, но с большой долей унитаризма. В со­ответствии с принципом национальной государственности отдель­ные этносы рассматривались как «нации» и имели статус союзной (автономной) республики. «Национальностям», «народностям» и «этническим группам» соответствовали автономные области, на­циональные округа и районы. Обладание формальными (и в пос­леднее время расширившимися) правами не меняло того обсто­ятельства, что реальная политика продолжала осуществляться из центра. Подобная картина, далекая от классически ясных форм государственного устройства, остается актуальной и для Российской Федерации. Избрание руководства исполнительной власти в республиках сочетается с назначением глав админист­рации Президентом России. Порядок формирования, полномо­чия, процедуры деятельности государственных органов на местах определяются не самими субъектами Федерации, а актами Рос­сийской Федерации. Назначение высших должностных лиц на места и определение их полномочий из столицы скорее есть приз­нак унитарного, нежели федеративного, государства. Известная «многоэтажность» и неравноправие субъектов Федерации позволяют до известной степени говорить о фактическом унитаризме или в лучшем случае об «асимметричной» федерации с сильным креном в сторону национальных, этнических, культурных и дру­гих особенностей.

Один из важнейших вопросов при любой форме государствен­ного устройства — это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих ми­нимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые сти­мулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего. Какие из рассмотренных выше форм государственного устройства могут оказаться оптимальными? Казалось бы, унитар­ное, единое, централизованное государство наилучшим образом противостоит сепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в Ольстере (Великобритания), с басками (Испания), с тамилами (Цейлон) и др. дают примеры совсем нередких исклю­чений из правила.

Высказываются мнения в пользу демократического, т.е. «смягченного», унитарного государственного устройства, где власть сосредоточена в основном в руках центрального правитель­ства, а регионам предоставлена некоторая автономия, пределы которой определяются договором между регионами и центром. Решение экономических проблем, которые вызывают недоволь­ство на местах и усиливают сепаратизм, требует скоординиро­ванных правительством централизованных усилий. Считается, что федеративное устройство с самыми широкими политически­ми, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду государства.

Сложность экономической ситуации усиливает хрупкость го­сударства, но великая депрессия 20-30-х гг., поразившая множе­ство федераций, не привела к утрате их целостности. С другой стороны, экономическое процветание также не может ослабить требования независимости и суверенитета (канадский Квебек), более того, очевидные экономические выгоды от пребывания в со­ставе единого государства совсем не гарантируют прочность госу­дарственных уз (страны Балтии). Экономика определяет государ­ственные формы лишь в самом конечном счете. Споры и конку­ренции между регионами и центральным правительством — по­всеместная вещь. На местах хотят обладать неограниченным кон­тролем в пределах собственной территории. Центральные прави­тельства всегда стремятся к увеличению своих полномочий, а ре­гиональные власти сопротивляются, одновременно добиваясь всеми способами преимуществ над другими регионами, что харак­терно и для США, и для Швейцарии, и для России.

Известными ресурсами эффективного управления и внутрен­ней стабильности располагает и демократическое федеративное го­сударственное устройство. Федерализм ведь нельзя сводить к про­стому географическому делению страны (особенно многонацио­нальной) на территориальные единицы с вертикальной подчинен­ностью и полной зависимостью от политики центра. Не все подда­ется централизации и нуждается в ней, да и государственная муд­рость и административный гений целой страны совсем не ограни­чены политической элитой, обосновавшейся в столице.

Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование круп­ного государства как целостной организации политической влас­ти, допускает существование и развитие в его пределах струк­турных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и развиваются феде­ративные государства, хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.

В одном случае модель будет достаточно простой, если цент­ральное правительство выступает арбитром, координирующим ре­гиональные правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что лучше поддается централизации (напри­мер, внешнюю безопасность, эмиссию денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными энергетическими програм­мами и т.п.). Иная конструкция складывается в государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или нацио­нальной автономии, следует усилить собственную власть, учиты­вая национальные и этнические особенности, требуется контро­лировать последствия возможных конфликтов.

Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федератив­ное государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава име­ют различные взаимоотношения с центральным правительством. В такого рода «асимметричных» федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уни­кальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целост­ности федеративного государства.

Более того, «асимметрия» в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться «асимметрией» прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой контроль существует. Указанная борьба, вызванная объективными обстоя­тельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизиру­ющими последствиями, особенно при такой форме государствен­ного устройства, которая рассматривает центр в качестве единст­венного источника реформирования. Центральное правительство оказывается втянутым в распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут способы воздействия и контроля над центральным правительством.

В федеративном государстве локальные конфликты, возник­шие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального пра­вительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становиться объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи при­влекать к решению вопроса федеральное правительство.

Чрезмерно централизованное государство обрекает себя на не­эффективность, несоразмерно децентрализованное устройство, как указывал еще Макиавелли, чревато распадом государства.

В проблеме формы государственного устройства отчетливо про­ступает сторона конституционная, структурная, идет ли речь об унитарном или федеративном государстве. Однако есть и сторона также конституционная, но «неформальная» (политические пар­тии, общественные движения), функциональная, связанная с по­литическим режимом.

Тест по теме «Государство» 9 класс. 1 вариант.

1.Что является признаком любого государства?

1) верховенство права

2) выборность высших органов власти

3) суверенитет

4) многопартийность

2.Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

3. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

4. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

1) Правительство

2) Совет безопасности

3) Федеральное Собрание

4) Общественная палата

5. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

6. Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1) подданство

2) повиновение

3) натурализация

4) гражданство

7. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) парламентской республики

2) абсолютной монархии

3) ограниченной монархии

4) президентской республики

8.Отличительным признаком правового государства является

1) республиканская форма правления

2) наличие конституции

3) развитая система социального обеспечения

4) принцип разделения властей

9. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется

1) государственным суверенитетом

2) политическим режимом

3) разделением властей

4) функцией государства

10.К органам законодательной власти РФ относится

1) Правительство РФ

2) Верховный суд РФ

3) Федеральное Собрание

4) Президент РФ

11.Для монархии как формы правления характерна(-ен)

1) передача верховной власти по наследству

2) коллективный принцип принятия решений

3) регулярная сменяемость органов государственной власти

4) выборность высших органов власти

12 В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) монарх передает свою власть по наследству;

2) монарх вынужден считаться с мнением парламента;

3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха;

4) является формой правления в государстве.

Черты сходства

Черты различия

13 На уроке ученик получил задание сравнить два вида республик: парламентскую и президентскую. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) Глава правительства — лидер партии, победившей на выборах.

2) Президент является главой государства.

3) Парламент обладает законодательной властью.

4) Президент избирается всенародным голосованием.

Черты сходства

Черты отличия

14.Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д) многопартийная система

1) демократический

2) тоталитарный

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б

В

Г

Д

1

Тест по теме «Государство» 9 класс. 2 вариант.

1. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

4) многопартийность

2. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

1) либеральным

2) демократическим

3) революционным

4) авторитарным

3.Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом

2) многопартийностью

3) федерацией

4) правовым государством

4.В нашей стране подписывает и обнародует закон

1) глава Правительства

2) Президент

3) Председатель Совета Федерации

4) Генеральный прокурор

5.Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного управления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

6.Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

7.Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления

2) государственное устройство

3) политическая система

4) политический режим

8.В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

9.Представителем какой ветви государственной власти является председатель правительства?

1) законодательной

2) исполнительной

3) судебной

4) муниципальной

10. Совокупность способов осуществления государственной власти – это форма

1) правления

2) политического режима

3) государственного устройства

4) суверенитета

11.К органам исполнительной власти РФ относится

1) Правительство РФ

2) Верховный суд РФ

3) Федеральное Собрание

4) Государственная Дума РФ

12.Только для правового государства характерна(-но)

1) система законодательства

2) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3) многообразие средств массовой информации

4) деятельность главы государства в строгом соответствии с законом

13.В приведенном списке указаны черты сходства понятий «государство» и «правовое государство» и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) верховенство закона;

2) наличие органов и структуры правления;

3) государственный суверенитет;

4) система разделения властей.

Черты сходства

Черты различия

14.В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) пресечение нарушений общественного порядка;

2) наличие органов исполнительной власти;

3) свободные выборы на альтернативной основе;

4) вынесение приговоров внесудебными органами.

Черты сходства

Черты различия

14. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

А) обеспечение правопорядка

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

1) внешние

2) внутренние

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Добавить комментарий