Действие уголовно процессуального закона

Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УПК Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации не установлено иное (ч.1 ст.2 УПК РФ).

Нормы УПК Российской Федерации применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 УПК РФ).

СЛАЙД 13. Пределы действия УПЗ в пространстве

Определяющим в регламентации действия уголовно-процессуального закона в пространстве является принцип государственного суверенитета, исключающий на территории независимого и суверенного государства деятельность (в том числе уголовно-процессуальную) представителей власти другого государства и применение законодательства другого государства.

Вместе с тем ч. 1 комментируемой статьи допускает возможность установления иных правил действия уголовно-процессуального закона в пространстве, если это предусматривается международным договором Российской Федерации.

В соответствии с УПК РФ должны осуществляться также отдельные следственные и судебные действия, выполнение которых вытекает из международных договоров Российской Федерации и принятых в их развитие поручений компетентных правоприменительных органов других стран.

СЛАЙД 14. Пределы действия УПЗ во времени

Статья 4 УПК указывает на действие уголовно-процессуального закона во времени. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено действующим УПК РФ.

Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени определяются моментом проведения соответствующего следственного, судебного, иного процессуального действия или принятия процессуального решения; они не зависят ни от момента совершения преступления, ни от момента возбуждения уголовного дела.

Согласно Федеральному закону от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 23 апреля 1999 г. (22 октября 1999 г.) № 185-ФЗ) законы, в том числе и уголовно-процессуальные, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным является первое опубликование полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. №43. Ст. 5124).

Действие закона прекращается в связи с его отменой, утратой силы вследствие истечения установленного в нем срока действия или исчезновения условий, при которых допускается его применение, а также в результате признания закона по решению Конституционного Суда РФ не соответствующим Конституции.

По общему правилу, уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы. Однако это не относится к тем нормам, которые определяют процессуальный механизм реализации уголовно-правовых институтов, устанавливающих ответственность за преступления и освобождение от ответственности и наказания, и которые являются производными от соответствующих уголовно-правовых институтов. На них в силу ст. 54 Конституции распространяются правила об обратной силе закона, устраняющего или смягчающего ответственность, и о недопущении применения закона, устанавливающего или усиливающего ответственность.

Положениями ст. 54 Конституции, а не ст. 4 УПК определяется и порядок применения уголовно-процессуальных норм, устанавливающих или усиливающих ответственность за процессуальные нарушения.

В случае, если вновь принятый закон вносит изменения в уже возникшие процессуальные правоотношения и при этом ограничивает права его участников, должен применяться не новый, а прежний закон, на основе которого и возникли эти правоотношения.

Как гласит статья 3 УПК РФ производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами, предусмотренными в УПК РФ.

Процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

СЛАЙД 15. Действие УПЗ по кругу лиц

Правила, установленные УПК РФ, распространяются в равной мере как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в случаях, если преступление совершено ими на территории Российской Федерации или если преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, направлено против интересов Российской Федерации, либо в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

В отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, независимо от того, в каком процессуальном качестве они выступают, процессуальные действия могут совершаться лишь по их просьбе или с их согласия.

Следует, однако, иметь в виду, что дипломатический иммунитет является не только правом отдельных категорий дипломатических и консульских служащих, но и определенной гарантией интересов государства. Поэтому некоторые действия (задержание, осуждение и т. п.) не могут производиться, даже если сами эти служащие против них не возражают. Связано это, в частности, с тем, что согласно п. 1 ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях и ст. 45 Венской конвенции о консульских сношениях отказ от привилегий и иммунитетов является прерогативой того государства, которое соответствующий служащий представляет.

Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие УПК РФ, а также иных процессуальных норм, содержащихся в других источниках уголовно-процессуального права, ограничено во времени, в пространстве и в отношении отдельных (категорий) лиц.

3.1. Действие закона во времени. Применению в уголовном судопроизводстве подлежит только действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения уголовно-процессуальный или иной федеральный закон (ст. 4 УПК), то есть тот, который вступил в законную силу и не отменен в установленном законом порядке.

Как известно, существует следующий порядок вступления нормативных актов в силу (введения в действие):

1) момент введения закона в действие указывается в сопутствующем акту документе: законе, постановлении о введении нормативного акта в действие, а иногда и в самом нормативном акте. Делается это, как правило, так:

а) в постановлении называется дата введения нормативного акта в действие (например: действующий УПК РФ, за исключением отдельных норм, был введен в действие с 01.07.2002 г.);

б) нормативный акт постановлением вводится в действие с момента его опубликования (подобным образом, например, была введена в действие Конституция РФ (за исключением отдельных ее статей);

в) нормативный акт названным постановлением вводится в действие поэтапно (когда весь акт вступает в силу в общем порядке, а отдельные нормы с определенного числа). Так, например, в силу положений ст. 7 – 12 Федерального закона № 177 – ФЗ от 18 декабря 2001 г., вступают в действие отдельные нормы нового УПК РФ;

2) если в нормативном акте (или сопутствующем ему постановлении) срок вступления в силу не указан, то действует порядок, установленный Федеральным законом РФ от 14.07.1994 г., когда предоставляется: 7 суток на опубликование закона в официальном издании РФ и плюс еще 10 суток (после опубликования) на вступление акта в законную силу.

С момента вступления в силу нового закона ранее действующий закон перестает действовать и судопроизводство по всем делам, находящимся в производстве органов предварительного расследования, прокуратуры или суда, осуществляется по новому (вновь принятому) закону, хотя преступление могло быть совершено в период действия прежнего уголовно-процессуального закона. Следует также иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет, то есть все следственные и процессуальные действия, проведенные в точном соответствии с ранее действовавшим процессуальным законом, сохраняют законную силу и доказательственное значение, несмотря на то, что, например, новым законом процессуальный порядок их производства может быть существенно изменен.

Уголовно-процессуальный закон (отдельные его нормы) утрачивает силу только с принятием нового процессуального закона или в связи с частичным или полным изменением тех или иных его норм в установленном законом порядке.

Действие закона в пространстве. В отличие от уголовного закона, который, как известно, применяется по месту совершения преступления, УПЗ применяется: а) по месту расследования преступления или б) рассмотрения дела судом (ч. 3 ст. 1 УПК), если международным договором РФ не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК).

Чаще всего судопроизводство ведется по месту совершения преступления по нормам действующего УПК РФ. Если же преступление совершено на территории одного государства, а судопроизводство осуществляется в другом, то применяется УПК последнего, если, конечно, международным договором (или соглашением) не оговорено иное.

Таким образом, пределы действия уголовно-процессуального ограничены территорией конкретного государства. Понятие территории РФ раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 67 Конституции РФ:

1) Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2) Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Таким образом, если преступление совершено в пределах территории РФ и по нему начато расследование должны действовать нормы уголовно-процессуального законодательства РФ. При этом если, например, преступление совершено на борту иностранного торгового судна, находящегося в порту РФ или в ее территориальных водах, то и здесь в случае расследования должны применяться нормы уголовно-процессуального права РФ (названное правило – не распространяется на военные суда и гражданские суда под дипломатическим флагом, находящиеся в наших территориальных водах или в порту РФ).

Вместе с тем, международным договором (или соглашением) РФ могут быть предусмотрены отдельные изъятия из этого порядка территориальной юрисдикции по уголовным делам. Например, ч. 2 и 3 ст. 16 Договора о торговом судоходстве между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 27.04.1972 г. прямо указывают на то, что уголовная юрисдикция на борту судна, находящегося «не в своем порту” осуществляется лишь по просьбе или с согласия консульского должностного лица того из договорившихся государств, которому принадлежит торговое судно и что из этого общего правила возможны исключения, в частности, для случаев совершения тяжких преступлений.

Действует уголовно-процессуальный закон РФ и в том случае, когда преступление совершено на борту судна, принадлежащего РФ и находящегося на момент преступления в нейтральных водах. В этой ситуации производство предварительного расследования (до прибытия судна в порт РФ) возьмет на себя капитан данного судна, как начальник органа дознания (п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК).

В отношении военнослужащих РФ, несущих службу на территории других государств (Республика Таджикистан, Республика Армения и т. п.), в случае совершения ими преступлений, не связанных непосредственно с несением службы, уголовно-процессуальное законодательство РФ действует только в том случае, если это прямо предусмотрено соглашением (договором) между РФ и тем или иным договаривающимся государством.

Действие закона в отношении отдельных (категорий) лиц. Уголовно-процессуальное законодательство РФ распространяется на производство по уголовным делам о преступлениях совершенных: а) гражданами РФ; б) лицами без гражданства; в) лицами с двойным гражданством; г) иностранными гражданами, не пользующимися дипломатической неприкосновенностью (ст. 3 УПК).

В отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, уголовно-процессуальные действия, предусмотренные законами РФ, производятся лишь по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через МИД РФ (ч. 2 ст. 3 УПК). При совершении отдельных следственных действий в отношении названных лиц закон в качестве дополнительной гарантии прямо предусматривает обязательное присутствие прокурора и представителя МИД.

Говоря о пределах действия уголовно-процессуального законодательства, следует также иметь в виду, что в отношении ряда лиц в уголовном процессе (Президент РФ, кандидаты в Президенты РФ, депутаты и кандидаты в депутаты Государственной Думы, члены Центризбиркома, судьи всех судов РФ, адвокаты и т. п.; ст. 447 УПК) действуют личные привилегии или иммунитеты существенно ограничивающие по отношению к ним применение тех или иных уголовно-процессуальных норм. Подробнее они будут рассмотрены при изучении соответствующих тем и разделов курса, где и будет раскрыто их содержание и пределы действия в общей системе уголовно-процессуальных отношений и норм (гл. 52 УПК).

Аналогия в уголовном судопроизводстве.В уголовном праве аналогия запрещена. В уголовно-процессуальном же праве она допустима, когда возникает ситуация, не регулируемая уголовно-процессуальным законом. В этом случае допустимо применить ту норму, которая разрешает наиболее сходный случай. Тем самым устраняется пробел в законодательстве.

Например, ч.2 ст.189 УПК РФ запрещает следователю задавать наводящие вопросы допрашиваемому, но для суда этого запрета нет. Однако это не означает, что суд может задавать такого рода вопросы. Конечно, нет. Здесь нужно действовать по аналогии.

Применение уголовно-процессуального закона по аналогии допустимо при соблюдении следующих условий:

1)предусмотренный законом случай схож с тем, к которому закон применяется по аналогии.

2)это не влечёт ограничения прав участников процесса или возложения на них обязанностей, не предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

3)недопустимо совершение действий вообще не предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

В уголовном праве существует понятие обратная сила уголовного закона. Оно означает, что принятие закона, предусматривающего смягчение наказания по определённой статье уголовного права, его полной отмене или изменении условий осуждения, распространяется не только на граждан, совершивших преступление после его принятия, но и на тех, в отношении которых ещё ведутся следственные действия или вынесен приговор, связанный с лишением свободы.

Норма является прямым следствием осуществления гуманизма в уголовных делах. Возникает коллизия законов, действия обвиняемого квалифицируются различно при совершении деяния и вынесении приговора. Применению подлежит норма права, санкции по аналогичным статьям которой лучше для положения обвиняемого, без учёта того, какая норма по времени действовала тогда и сейчас. Принятый правовой акт приводит к отмене уголовного преследования за указанное деяние, если оно перестало носить преступный характер.

Когда имеет

Согласна нормам ст. 45 ч.1 Конституции РФ равны права как лиц, находящихся под следствием, так и имеющих вынесенный обвинительный приговор.

Законодательством РФ предусмотрены случаи, в которых применяется обратная сила закона в уголовном праве.

К ним относятся:

  1. Принятие нового закона, устраняющего преступление по своей сути, то есть декриминализирующий его.
  2. Принятие нового закона, смягчающего наказание.
  3. Принятие нового закона, который улучшает положение уже осуждённых граждан.

В Уголовной практике РФ большое количество преступлений декриминализировано после принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 году. Около 70 преступлений по кодексу РСФСР были отменены. Например, полностью исключено наказание за недонесение, нарушение государственной дисциплины цен, занятие запрещёнными видами индивидуальной деятельности и др.

В результате принятия нового нормативно-правового акта (НПА) деяние из преступного станет именоваться административным с применением санкций КоАП РФ, для несовершеннолетних изменится возраст уголовного преследования по конкретной статье, даётся корректива состава преступления.

По ряду статей предусмотренное наказание может быть смягчено. Новый закон снижает границы срока, предусмотренного к отбыванию наказания, смягчает его, отменяет дополнительные санкции. К примеру, в ст. 206 УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за порчу имущества в общественном транспорте. Аналогом стала ст. 214 УК РФ — вандализм. Мера наказания ранее была жёстче и все приговоры подлежали смягчению с уменьшением верхней границы наказания.

Деяния могут исключаться из Особой части УК Российской Федерации и вноситься в Общую. Иногда происходит и обра́тный процесс. Если при переквалификации статьи наказание по ней предусмотрено в меньшем объёме, чем в ранее действующей редакции, речь идёт о частичной декриминализации.

Часто речь идёт и об уменьшении ответственности, что произошло с возможностью подвергнуть аресту несовершеннолетнего. Уменьшение числа лиц, которые не могут быть подвергнуты пожизненному заключению, становится основанием для смягчения приговора. Вновь принятые НПА часто устанавливают более мягкий режим содержания преступников в колониях.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу уголовный закон, необходимо изучить его новые редакции и действующие во время совершённого деяния. При выявлении факта изменения НПА, речь идёт о применении более мягкой статьи.

В силу статьи 10 Уголовного кодекса РФ данная сила уголовного закона распространяет своё действие на две категории граждан, имеющие общее качества:

  • лица, которые совершили преступление, но на момент вынесения вердикта изменилась норма права по инкриминируемой статье (простая обратная сила);
  • осуждённые, отбывающие наказание, чей приговор официально вступил в силу. В этом случае обратную силу закона можно назвать ревизионной.

В отношении каждой группы обратная сила закона действует со своими процессуальными особенностями.

Если ведётся процесс или следствие, инкриминируемая статья по которому после возбуждения уголовного дела декриминализирована, то оно закрывается на любой стадии, так как подобное деяние стало отсутствовать в перечне преступных. Осуждённые подлежат освобождению. Различия есть при частичном изменением нормы права. В первом случае судья, выносящий приговор, в процессе судопроизводства переквалифицирует статью.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу каждый принятый уголовный закон, надо обратиться к истории его изменений. Изменившийся НПА предполагающий более серьёзную меру ответственности, не применяется к более ранним случаям.

Расследование преступления связано с уголовно-процессуальным законом. Статья 4 УПК РФ оговаривает, что дело подлежит рассмотрению по нормам, действующим в момент рассмотрения дела в суде. Однако многочисленные Определения Конституционного суда указывают, что все коллизии права должны решаться в пользу обвиняемого. На вопрос имеет ли уголовно-процессуальный закон в стране обратную силу в Определении от 10.07.2013 №270-О даётся разъяснение, что УК и УПК РФ взаимно связаны. Поэтому не исключается возможность придать обратную силу всем актам, улучшающим положение осуждённого. Полную версию определения Верховного суда можно просмотреть с использованием правовой системы Консультант.

Какой уголовный закон имеет данную силу

Во второй части статьи 10 УК РФ прямо указывается на сокращения наказания, уже вынесенного судом, при изменении закона.

Сомнения появляются, если новый закон содержит как меры, смягчающие приговор, так и ужесточающие дополнительные санкции. Тогда говорят о частичной обратной силе закона.

В общих чертах это выглядит так: А. Обвиняется в преступлении, за которое на момент деяния ему могли дать от 4 до 6 лет ограничения свободы. В процессе следственных мероприятий по вновь принятой редакции закона, ему возможно дать наказание от 2,5 до 9 лет. Суд, вынося решение, может снизить нижнюю планку до 2,5 лет, но верхний предел останется на уровне 6 лет.

Многочисленность жалоб осуждённых на неверное использование нормы права при пересмотре их дел, привело к вынесению Постановления Конституционного суда от 20 апреля 2006 № 4-П. Целью стала проверка соответствия Конституции РФ ч. 2 ст. 10 УК РФ. Учитывает часто встречающиеся, распространённые проблемы, общий вопрос которых связан с применением ч.1 ст. 10 УК РФ, даётся пояснение по её правоприменительной практике.

Какие уголовные законы страны имеют обратную силу для осуждённых граждан понять просто. Все приговоры подлежат пересмотру, если применённый в них статьи изменены в сторону улучшения положения осуждённого, уменьшения срока.

Заявитель обращается в суд общей юрисдикции. Суть обращение — приведение вынесенного приговора в соответствии с редакцией Уголовного закона, действующей в момент подачи обращения, а не в момент его вынесения. Однако вынося вердикт по делу, суд учитывает две стороны процесса. Ограничение свободы является мерой наказания, необходимой для восстановления справедливости и искупления вины. Наказание не может быть снижено настолько, что потеряет свой смысл.

Пересмотр дела в кассационном или апелляционном порядке приводит к обязательному исследованию судом вопроса принятия новой редакции статьи закона.

Она может проявляться в разных аспектах:

  • освобождать от наказания, так как преступление перестало быть уголовным. Происходит по определению суда. Подсудность определяется местом фактического пребывания лица. Инициатором выступают как сам осуждённый, так и прокурор, наблюдательная комиссия администрации исправительного учреждения;
  • освобождать от наказания по той причине, что отбытый срок лишения свободы выше, чем максимально возможный по указанной статье в новой редакции закона;
  • замена условий отбывания наказания на более щадящие, например, при введении понятия отсрочки в связи с наличием малолетнего ребёнка;
  • появление оснований для изменения меры ответственности с реального лишения свободы на иные;
  • расширение условий условно-досрочного освобождения;
  • сокращение срока судимости.

На практике решения суда оказываются сложными и непредсказуемыми. Наиболее остро вопрос возникает, если новая статья содержит как посыл к смягчению наказания, так и к его увеличению.

Пример из практики

Судебная практика РФ обладает обширной коллекцией примеров вынесенных приговоров, апелляционных определения судов, использовавших ст. 10 УК РФ для смягчения приговора для обвиняемого.

Согласно приговору Центрального районного суда г. Сочи от 30.10.2017 Гавинчук Э.А. Совершила разбой по предварительному сговору с покушением на жизнь и здоровье человека, с целью хищения чужого имущества в крупном размере. Сумма ущерба составила 317694 рубля. На следствии преступлению дана квалификация по ч.3 ст. 162 УК РФ (в редакции ФЗ № 162-ФЗ от 08.12.2003). Деяние было совершено 03.02.2003. Согласно его нормам крупный размер хищения наблюдается при превышении в 500 раз стоимости МРОТ, на тот момент – это 390 тысяч. Суд в момент вынесения приговора переквалифицировал преступление на ст. 162 К РФ учитывая ст. 10 УК РФ.

Следуя нормам международного права, в Российской Федерации Уголовный кодекс предусматривает возможность использования более мягкой статьи закона в интересах обвиняемого или уже осуждённого лица. Применение может не только полностью освободить от ответственности, но и сделать условия пребывания в колонии более простыми, сократить срок пребывания в колонии.

По времени

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

1. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Действующим является закон, который вступил в силу и не утратил ее к моменту выполнения определенного процессуального действия. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулируется общим нормативным актом — Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовно-процессуальному закону свойственно только немедленное действие во времени, хотя в теории уголовного процесса иногда пытаются обосновать необходимость придания уголовно- процессуальным нормам обратной силы. Принцип немедленного действия означает, что вступивший в силу закон действует только «вперед» и распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу. Это правило — необходимый фактор стабильности, поскольку не позволяет бесконечно пересматривать и переоценивать уже принятые в рамках действующего закона процессуальные решения. Важно отметить, что сам закон никаких исключений, связанных с действием его положений во времени, так и не установил. Это означает, что уголовно- процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст. 10 УК РФ), отсутствует.

Уголовно-процессуальный Закон утрачивает свою силу с момента принятия нового Закона или с даты, указанной в новом Законе. Особую роль в утрате уголовно-процессуальным законом юридической силы играют постановления Конституционного Суда РФ, признающие те или иные нормы закона не соответствующими Конституции РФ. Определенную специфику имеет действие уголовно-процессуального закона в ночное время, под которым понимается промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени. В ночное время, в частности, запрещается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а присяжные заседатели с наступлением ночного времени вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ).

По месту

Статья 2 УПК РФ

1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

Территория России зафиксирована ее Конституцией в соответствии с нормами международного права и включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Пространственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанавливающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России.

Иммунитет распространяется на территории посольств и дипломатических представительств, а также — на основании международных договоров — на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.

По кругу лиц

Статья 3 УПК РФ

1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, от- носятся главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным до- говорам РФ.

Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с предоставленными им законом правомочиями и отведенными им функциями, в обеспечении соблюдения и реализации прав лиц, привлеченных к участию в процессе, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.

В процессе применения уголовно-процессуального закона происходит взаимное «приспособление» норм права и общественных отношений, возникающих в ходе организации борьбы с преступностью. Применение права вызывает взаимодействие субъективного и объективного. Так, принятие отдельного процессуального решения, например вынесение приговора, следует рассматривать не как автоматическое, непосредственное выражение общих правил, закрепленных в материальном и процессуальном праве, а как особый акт, являющийся результатом сложного взаимодействия юридического, выраженного в этих правилах, и фактического, выраженного в деятельности (поведении) участников процесса.

Применение нормы права в уголовном судопроизводстве не сводится лишь к волевому акту. Ему, как правило, предшествует известная подготовительная, аналитическая, организационная работа правоприменителей, направленная на создание необходимых условий для реализации содержащихся в правовой норме предписаний. Отсюда особое значение приобретает надлежащая организация правоприменительной деятельности, оптимальное использование заложенных в правовых нормах возможностей.

Опыт показывает, что не всегда применение норм уголовно-процессуального права достаточно эффективно.

Ошибки в судебном правоприменении и до настоящего времени остаются одним из видов нарушения законности в уголовном судопроизводстве1.

Определенный интерес представляет выявленное некоторыми социально-правовыми исследованиями мнение отдельных групп правоприменителей о распространенности и начимости причин ошибок в правоприменении2. В частности, одно из первых мест здесь отводится загруженности судей. При изучении сотрудниками Института государства и права АН СССР и ВНИИСЗ причин нарушения законодательства, допускаемых народными судьями, установлено, что количество этих нарушений прямо связано с объемом служебной нагрузки судей. В группе судей, рассматривавших 7—10 дел в месяц, на одного судью приходилось в среднем 1,04 отмененных и 1,74 измененных приговоров в год, а при нагрузке в 20 и более дел эти цифры возрастали соответственно до 2,31 и 12,963. В шкале факторов, существенно влияющих, по мнению части судей, на уровень совершения правоприменительных ошибок, фигурируют такие обстоятельства, как отсутствие стабильной судебной практики по некоторым вопросам, неясность и возможность неоднозначного понимания отдельных норм законодательства, объективные трудности при исполнении в полном объеме процессуальных требований, предъявляемых к совершению отдельных следственных и судебных действий. С указанными трудностями правоприменения нельзя не считаться.

Устойчивость судебной практики в значительной мере зависит от последовательности позиции вышестоящих судов в реализации требований единства в понимании и применении судами правовых норм. Для этого вышестоящие суды используют все доступные им средства процессуального руководства и надзора за судебной деятельностью: конкретные правоприменительные акты, акты надзора и контроля, заслушивание сообщений председателей нижестоящих судов о судебной практике по применению законодательства, направление судам обзоров практики рассмотрения и разрешения дел отдельных категорий. Повышение уровня судебной деятельности предполагает необходимость постоянной оптимизации механизма правоприменения судами, устранения помех, препятствующих полному исполнению предписаний правовых норм, улучшения взаимосвязей между отдельными звеньями судебной системы в организации судопроизводства и исполнения судебных решений. Организация максимально эффективного применения правовых норм судами становится одной из главных задач укрепления законности в правосудии. В связи с изложенным объективно возрастает значение деятельности Верховных, областных и равных им судов по руководству правоприменением, в обеспечении формирования судебной практики, направленной на обеспечение охраны прав и свобод граждан.

Недостаточная эффективность процессуального правоприменения объясняется также неисполнением или неправильным исполнением должностными лицами государственных органов возложенных на них обязанностей и неполным использованием прав, предоставленных субъектам уголовного судопроизводства. Существенный вред социалистической законности причиняют необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел или необоснованное прекращение последних, нераскрытие преступлений to неустановление виновных и т. п.

Затягивание сроков судебного рассмотрения дел, неполное исследование доказательств нередко вызваны недостатками организационной работы в стадии предания суду. При разрешении вопроса о предании суду судья или суд в распорядительном заседании обязаны рассмотреть имеющиеся ходатайства; при этом они вправе вызвать для дачи объяснений лицо или представителя организации, заявивших ходатайство (ст. 223 УПК). Между тем рассмотрение таких ходатайств во многих случаях необоснованно переносится в стадию судебного разбирательства, в результате чего дело нередко направляется на дополнительное расследование или откладывается слушанием.

Ведущей тенденцией в правоприменении является максимальное использование возможностей, заложенных в процессуальных нормах. Вместе с тем интересы неуклонного повышения действенности процессуальных средств защиты прав граждан в уголовном судопроизводстве требуют, на наш взгляд, дальнейшего совершенствования норм процессуального права.

Так, заслуживают внимания предложения о более полном обеспечении права обвиняемого (подсудимого) на защиту на ранних этапах проведения предварительного следствия и в судебных стадиях. Здесь возможно дальнейшее расширение перечня оснований вступления защитника в процесс и создания более благоприятных организационных условий осуществления им своих функций; конкретизация критериев и оснований для обязательного решения прокурором вопроса о допуске защитника к участию в деле с момента предъявления обвинения; определение условий, при наличии которых суду надзорной инстанции необходимо пригласить защитника участвовать в его заседании для дачи объяснений и т. д. Вызывает сомнения правильность безусловного запрета на кассационное обжалование ряда определений суда и постановлений судьи (ст. 331 УПК). Предоставление подсудимому права в известных случаях обжаловать определение о предании суду, о направлении дела на дополнительное расследование, частное определение, определение, выносимое в стадии исполнения приговора, на наш взгляд, обогатило бы процессуальное содержание права на защиту, позволило бы избежать некоторых судебных ошибок. Свобода обжалования решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям должна быть гарантирована лицу, совершившему, по мнению государственного органа, деяние, содержащее признаки преступления, запретом поворота к худшему (если, разумеется, речь идет об одном и том же деянии).

Ныне действующее гражданское процессуальное законодательство в основном обеспечивает надлежащую защиту прав и законных интересов граждан. Внесенные в него за последнее время изменения свидетельствуют о дальнейшем расширении демократических основ правосудия по гражданским делам, расширении сферы судебной деятельности применительно ко всем видам гражданского производства, установлении дополнительных гарантий, обеспечивающих реальное исполнение судебных постановлений.

Добавить комментарий