Декларация об образовании

К концу Гражданской войны победившие большевики все еще точно не знали, как называется государство, которым они руководят. Результаты революции еще не отлились в четкие государственно-политические формы, новая легитимность еще не возникла.

Необходимо было создать единую систему государственной власти на месте разнородных республик, образовавшихся в ходе революции и затем перешедших под контроль коммунистов. Формально, для привлечения на сторону большевиков широких масс, приверженных идеям национальной самостоятельности — существовали «независимые» от России республики (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Бухара, Хорезм, Дальний восток). Однако «игра в независимость» все больше мешала экономическим отношениям. Регулирование хозяйства осуществлялось центральными органами РСФСР. Но местные наркоматы принимали свои решения и часто блокировали выполнение указаний центральных органов, ссылаясь на независимость. Отсутствие четкого разделения компетенции вызывало многочисленные и дорогостоящие сбои.

С одной стороны, новая политическая система была централизованной и управлялась ЦК РКП(б) из Кремля. С другой стороны, формально существовало множество советских республик, которые были независимы, хотя в каждой и правил филиал РКП(б). Это противоречие стало формировать два подхода к форме советской государственности. На Х съезде партии нарком по делам национальностей И. Сталин говорил: «Федерация советских республик является той искомой формой государственного союза, живым воплощением которой является РСФСР». Поэтому и национальный вопрос может быть разрешен «в рамках РСФСР», касается ли это собственно русских областей или национальных окраин.

Один из лидеров коммунистической партии Украины В. Затонский на том же съезде не соглашался с этим, апеллируя к задачам расширения коммунистической системы за пределы бывшей Российской империи. Необходимо учитывать национальные чувства нерусских народов (тем более, что и народы бывшей Российской империи вкусили «запретного плода» независимости). Затонский настаивал: «Нам необходимо вытравить из голов товарищей представление о советской федерации, как федерации именно «российской», потому что дело не в том, что она российская, а в том, что она советская». Неясность соотношения российской федерации (то ли как целого, куда входят другие республики, то ли как равноправного партнера других республик) создает сильную путаницу в отношениях. Затонский предлагает объединить все советские республики просто в Советскую федерацию без указания на ее российский характер.

По мере налаживания отношений с внешним миром неясность статуса новых советских республик также становилась проблемой. Россию пригласили на экономическую конференцию в Генуе. И встал вопрос — может ли Российская делегация представлять другие советские республики, которые никто приглашать не стал, в силу их очевидного для мира марионеточного характера. В январе 1922 г. Нарком иностранных дел Г. Чичерин запросил ЦК о том, каким образом он может представлять интересы стран, формально не входивших в РСФСР. Тем более, что Украина настаивала на том, что её представитель должен участвовать в конференции. И. Сталин, недавно назначенный Генеральным секретарем ЦК, но сохранивший и пост наркома по делам национальностей, полагал, что на конференцию в Геную советская делегация может ехать, получив формальные решения республиканских наркоматов иностранных дел о том, что Россия может представлять интересы всех республик (при этом представители отдельных республик могут войти в делегацию).

Но эта ситуация актуализировала проблему создания единого федеративного государства. По мнению Сталина нужно со временем включить все советские республики в РСФСР на правах автономий («автономизация»), обеспечив им самостоятельность в вопросах культуры и языка и ликвидировав «игру в независимость», к которой руководители национальных республик (как их называли «националы») стали относиться слишком серьезно. Эти игры не должны были препятствовать организации всего советского хозяйства как единой централизованной машины. В то же время стирание национально-государственных образований вызвало бы недовольство населения окраин, так как свежи были воспоминания о национальном угнетении в Российской империи.

В августе Сталин составил проект решений по взаимоотношениям России и других советских республик, который предусматривал «формальное вступление независимых советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении в состав РСФСР» (вопрос о Средней Азии и Дальнем востоке на время был оставлен в стороне из-за дипломатических сложностей). На вступающие республики распространялась компетенция высших органов власти РСФСР и наиболее важных российских наркоматов. Это позволяло при некоторой автономии республик обеспечить главное для Сталина: «организацию на деле единого хозяйственного организма на объединенной территории Советских республик с руководящим центром в Москве».

Точка зрения Сталина была компромиссом между полным централизмом, созданием единого унитарного государства, и конфедерализмом, поборником которого выступала часть украинского руководства. Сталин любил выглядеть творцом компромиссов. Но на этот раз выступить в такой роли ему не дал Ленин. В конце сентября он подверг критике сталинский проект.

Ленин считал, что «Сталин немного имеет устремление торопиться». Направление проекта Сталина с точки зрения Ленина было правильным, но Генсек не учитывал в достаточной степени национальных предрассудков. И главное — игнорируются перспективы мировой революции. Если советской станет Германия (а на это большевики всерьез рассчитывали до конца 1923 г.), то она не сможет войти в состав России. Германия — не Россия. Очень рассчитывал Ленин на подъем революционного движения в странах Азии. Угнетенным народам нужно показать, что советская власть несовместима с национальным угнетением, что новые советские страны не будут захвачены Россией, а войдут в добровольный союз. Ленин учитывал и недовольство сталинским проектом на Украине и в Грузии.

В письме к Ленину Сталин возмущался «социал-независимцами», которые рассматривают вмешательство центра «как обман и лицемерие со стороны Москвы». Генсек рисует картину неразберихи, которую вызывает нынешнее положение и ставит альтернативу: «Одно из двух: либо действительная независимость и тогда — невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причем вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР не обязательны для независимых республик; либо действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик, т.е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внудел, земледелия и прочее». Понятно, что первое было для Ленина также неприемлемо, и Сталин использовал последовательную перспективу сохранения формальной независимости (ставшую актуальной только во время Перестройки) лишь как ораторский прием, демонстрирующий невозможность сохранения существующего положения. При этом Сталин выступил как прагматик, стремящийся наполнить новым содержанием уже имеющиеся органы РСФСР и предотвратить экономическое отпадение окраин от центра, так как «независимцы» уже начали устанавливать сепаратные внешнеэкономические связи.

Ленин, исходя из внешнеполитических задач и необходимости умиротворения «независимцев», предложил не уничтожать формальной независимости, а создать новый «этаж» — федерацию равноправных республик. Переговорив по этому поводу, Ленин и Сталин быстро нашли решение, и формула Сталина была изменена: «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». После этого Сталин об «автономизации» не упоминал. Казалось, вопрос был исчерпан. Но у Ленина к Сталину были и другие претензии. Вопрос о форме будущей федерации стал использоваться Лениным и Сталиным в борьбе за влияние в партии.

Сталин предпочел уступить Ленину, в вопросе о форме федерации. Главное, что партийная структура РКП(б) оставалась централизованной. После образования союза республик РКП(б) была в 1925 г. переименована во Всесоюзную — ВКП(б), а отдельную партию для России создавать не стали. Так что национальные партии остались автономными образованиями в составе ВКП(б). На деле власть была построена в соответствии с идеей «автономизации», но формально — полностью в соответствии с предложениями Ленина. Сталин и возглавляемая им комиссия ЦК переработали резолюцию в соответствии с ленинскими предложениями, и она была принята на пленуме ЦК 6 октября. Однако на пленуме произошли бурные споры — делегаты обвиняли друг друга в национализме. Особенно сильной атаке подверглись лидеры Коммунистической партии (большевиков) Грузии (КП(б)Г) во главе с Буду Мдивани.

Дело в том, что Грузия наряду с Азербайджаном и Арменией была включена в Федеративный союз (с декабря он стал называться Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР)). Это объединение в Грузии вызвало недовольство — ЗСФСР называли лишней надстройкой, в которой не учитываются национальные особенности народов Кавказа. ЦК КП(б)Г выступал за независимость от ЗСФСР. Дело было и в том, что КП(б)Г оказалась под управлением Закавказского бюро ЦК РКП (б), во главе которого стоял Серго Орджоникидзе — человек вспыльчивый и грубоватый, но пользовавшийся поддержкой своего друга Сталина. Отношения между Серго и его соотечественниками — старыми большевиками, становились невыносимыми. Грузины выступили за включение Грузии в Союз напрямую, безо всякой ЗСФСР и без руководства Орджоникидзе. 19 октября, когда Орджоникидзе докладывал итоги пленума на бюро Тифлисского горкома партии, разразился скандал. Члены ЦК КП(б)Г вступили в спор с Орджоникидзе, он начал с ними ругаться, а на следующий день стал снимать строптивых лидеров с постов. Дошло до рукоприкладства со стороны Орджоникидзе. «Самодурству Орджоникидзе нет никакого предела… Стало уже невмоготу жить и работать при его держимордовском режиме», — жаловались члены ЦК КП(б)Г в Москву. 22 октября большинство членов ЦК КП(б)Г подало в отставку в знак протеста. Скандал пришлось разбирать ЦК. Члены группы Мдивани утверждали, что если не отнестись к национальным чувствам грузин с должным вниманием, то может произойти восстание — население и так было недовольно преобразованиям по российским образцам. «Не беспокойся, никакого восстания не будет…» — успокаивал Орджоникидзе Ленина. Самонадеянность Закавказского лидера оказалась неоправданной: в августе 1924 г. в Грузии действительно разразилось восстание. Ленин, который в октябре 1922 г. был болен, пока не вмешивался в конфликт, а Сталин назначил в Грузию комиссию во главе с Дзержинским, который поддержал старого друга Орджоникидзе.

Казалось, все конфликты улажены, и Сталин был триумфатором. При больном Ленине именно Сталин стал архитектором нового Союза. Его комиссия готовила основные документы Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Сталин выступал на I съезде советов СССР 30 декабря 1922 г., представляя Декларацию об образовании Союза и Договор между республиками. В речи Сталина Россия была поставлена на особое, почетное место: «Сегодняшний день является днем торжества новой России…, превратившей красный стяг из знамени партийного в знамя государственное и собравшей вокруг этого знамени народы советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики». Таким образом СССР оказывался промежуточным звеном между Советской Россией и Мировой федерацией.

Декларация, принятая съездом, была идеологическим документом, в который Сталин включил уже апробированные в его предыдущих речах и статьях идеи о неспособности капиталистического мира решить национальный вопрос, который успешно решается при социализме.

В Декларацию Сталин записал мотивы, которыми он руководствовался в споре с Лениным: «Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик». Образование Союза вызвано также интернационалистической сущностью Советской власти и угрозой нового империалистического нападения. Объединение провозглашалось результатом волеизъявления самих республик (высказанное их полномочными органами). В качестве уступки «независимцам» за республиками сохранялось право выхода из СССР (но не было права «распустить Союз», как это было сделано в 1991 г.). В то же время авторы Декларации надеялись, что Союз будет расти и со временем превратится в мировую социалистическую советскую республику.

Договор об образовании СССР был надстройкой над уже имеющимися советскими конституциями и регулировал отношения между субъектами федерации. Он стал основой первой Конституции СССР 1924 г. и был поглощен Конституцией 1936 г., которая уже определяла устройство всего государства, включая внутреннее устройство республик.

Договор предусматривал концентрацию широких полномочий в руках союзного центра, но сам этот центр формировался максимально демократично из представителей союзных республик. Учитывались и права республик в составе ЗСФСР — языками союза объявлялись также грузинский, армянский и тюркский (то есть азербайджанский, но близкий к языкам тюркских народов РСФСР).

Договор был подписан РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. В состав РСФСР и ЗСФСР вошло несколько автономных республик, некоторые из которых потом были преобразованы в союзные республики.

Казалось, государственная форма была наконец определена. Но противоборство по этому вопросу не завершилось.

В день, когда Сталин закладывал основы СССР и наслаждался триумфом, тяжело больной Ленин начал диктовать статью «К вопросу о национальностях или об «автономизации»». Эта статья стала частью так называемого «Завещания» Ленина. К этому времени Ленин видел в Сталине главного противника, представителя бюрократического аппарата, перехватившего власть у старых большевистских вождей.

Как опытный политик, Ленин решил нанести удар по Сталину в самом уязвимом месте — в национальном вопросе, который считался вотчиной Сталина. В день образования СССР, когда «автономизация» уже была отвергнута даже Сталиным, Ленин так характеризует процесс объединения советских республик: «пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». «Всю эту затею» Ленин считает «в корне неверной и несвоевременной». Ленин, которого в последующем было принято считать создателем Советского Союза, не исключает, что придется сделать шаг назад к конфедерации, оставив в ведении СССР только внешнюю политику и оборону. И все из-за Сталина, на которого (вместе с Дзержинским) Ленин возложил политическую ответственность за «грузинский инцидент». В своей статье Ленин подверг Сталина, Дзержинского и Орджоникидзе резкой критике за великорусский шовинизм, а последнего предлагает на время исключить из партии за рукоприкладство в Грузии. А ведь еще 21 октября Ленин «решительно осуждал» брань грузинских лидеров против Орджоникидзе. Теперь же Ленин считает Сталина организатором расправы над грузинами и проводником «нашествия того… великоросса-шовиниста, в сущности подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ». Великодержавный «перегиб» Сталина наносит ущерб мировой революции, потому что может разочаровать в советском опыте сотни «миллионов народов Азии, которой предстоит выступить на исторической авансцене в ближайшем будущем, вслед за нами». Революционная стратегия Ленина вступила в противоречие со стратегией Сталина, со стремлением укрепить советскую централизованную государственность.

Но Ленин после 5 марта 1923 г. не мог из-за болезни участвовать в политической жизни.

Статью «К вопросу о национальностях…» зачитали на XII съезде РКП(б), но не на пленарном заседании съезда, а по делегациям. Грузинские «национал-уклонисты» пытались ссылаться на него, доказывая свою правоту, но ведущий заседание Каменев прервал Мдивани на том основании, что съезд решил не публиковать статью. На съезде Мдивани и Раковский требовали подвести под национальное развитие самостоятельную экономическую базу, значительно сократив полномочия союзных наркоматов в пользу республиканских. Эти предложения были раскритикованы Сталиным при поддержке президиума съезда и отклонены. Отставных членов ЦК КП(б)Г разослали на дипломатическую и другую работу вне Грузии. Модель Союза, принятая 30 декабря 1922 г., утвердилась.

Последний всплеск политической активности Ленина и его конфликт с будущим преемником Сталиным наложил свой отпечаток и на формирование государственного устройства Страны Советов. В итоге возобладал сталинский державный прагматизм и ленинская интернационалистичная форма. Этот синтез определил многое в советской культуре, которая приобрела определенную самостоятельность от национально-этнической формы, и в характере режима, который должен был искать равновесие между своей идеологической и многонациональной составляющими.

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР – исторический документ, вместе с Договором об образовании СССР (см.) оформивший образование Союза Советских Социалистических Республик (см.).

Декларация об образовании СССР возвестила о событии всемирно исторического значения. Она провозгласила добровольное объединение в одно союзное государство различных народов для совместной защиты добытой в боях свободы и национальной независимости и строительства общими усилиями светлого здания бесклассового коммунистического общества.

Провозглашённое в Декларации создание СССР явилось торжеством ленинско-сталинской национальной политики, одним из величайших завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, которая разорвала цепи национально-колониального гнёта и создала условия для взаимного доверия и братского сотрудничества народов.

Декларация была составлена И. В. Сталиным и принята 29 декабря 1922 г. конференцией уполномоченных представителей РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. 30 декабря 1922 г. по докладу И. В. Сталина Декларация вместе с Договором об образовании СССР была в основном утверждена I съездом Советов СССР. Ввиду чрезвычайной важности Декларации и Договора об образовании СССР и желательности выслушать окончательные мнения о тексте этих документов всех входящих в Союз республик I съезд Советов СССР передал Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Съезд поручил ЦИК Союза ССР на ближайшей очередной сессии рассмотреть полученные отзывы, утвердить текст Декларации и Союзного договора, немедленно ввести его в действие, подготовить окончательный текст Декларации и Союзного договора и представить его на утверждение II съезда Советов Союза ССР.

Декларация констатировала, что со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря – лагерь капитализма и лагерь социализма, что в лагере капитализма – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство, национальное угнетение и войны, а в лагере социализма – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов. В Декларации указывались обстоятельства, требовавшие объединения советских республик в одно союзное государство: невозможность восстановления разрушенного войной народного хозяйства при раздельном существовании республик; неизбежность создания единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения; наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, обусловившее вступление трудящихся масс советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Результатом объединения советских республик явилось союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов.

Декларация провозглашала, что Союз Советских Социалистических Республик является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой i республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и тем, которые возникнут в будущем. В Декларации торжественно подтверждалась незыблемость основ Советской власти, закреплённых конституциями союзных республик.

Декларация об образовании СССР показала громадные преимущества советского строя перед буржуазным строем, являющимся источником национальной вражды и опустошительных войн.

«Десятки лет капиталистическая демократия старается разрешить национальные противоречия в порядке совмещения интересов свободного развития национальностей с системой эксплуатации. Но это не удавалось до сих пор и не удастся. Наоборот, клубок национальных противоречий всё более запутывается, угрожая смертью капитализму. Только здесь, в мире Советов, в лагере социализма, удалось с корнем вырвать национальный гнёт и наладить взаимное доверие и братское сотрудничество народов. И только после того, как это удалось Советам, мы получили возможность построить нашу федерацию и отстоять её от нападения врагов как внутренних, так и внешних» (Сталин И. В., Соч., т. 5, стр. 154–155).

Декларация об образовании СССР вошла в виде первого раздела в Конституцию СССР, утверждённую II съездом Советов Союза ССР 31 января 1924 г. (см. Советская Конституция).

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.

К 1922 году на территории бывшей Российской империи сложилось шесть республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. В марте 1922 года возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан. Их взаимодействие друг с другом определялось специальными договорами, предусматривавшими совместные меры по созданию единых вооруженных сил, денежной системы, внешней и внутренней политики, включая образование, делопроизводство, суд.

Реклама

«Декларация прав народов России», принятая в 1917 году, гарантировала «равенство и суверенность народов», их право на «свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Тогда, в условиях распада Российской империи и стремления наций к самоопределению, большевики не рискнули реализовать план «единой интернациональной республики».

«Для нас важно не то, где проходит государственная граница, — говорил Ленин, — а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций».

Предпосылками создания единого государства послужило нахождение у власти большевиков и схожесть государственного устройства, а также общие экономические связи и перспективы появления единой системы внешней безопасности.

В августе 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для рассмотрения вопроса о взаимодействиях РСФСР и других советских республик. Решающую роль в ней играл Сталин, который был тогда наркомом по делам национальностей, а с апреля 1922 года — генсеком ЦК РКП(б). Он разработал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», первым пунктом которого значилось: «Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее».

В партийных кругах проект Сталина был воспринят неоднозначно.

Осенью 1922 года с ним ознакомился Ленин и предложил взамен другую форму государственного объединения — образование нового союзного государства как федерации равноправных республик.

В соответствии с его указаниями пленум ЦК в октябре 1922 года постановил: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза». Высшим органом нового Союза было предложено считать союзный ВЦИК, а исполнительным — союзный Совнарком.

29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырех республик, РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, был подписан договор об образовании СССР.

30 декабря 1922 года состоялся I Всесоюзный съезд Советов, где договор был утвержден.

«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма, — говорилось в Декларации об образовании СССР. — Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов».

Согласно декларации, «в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов», «отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних» и «успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству».

В качестве причин, по которым было необходимо образовать единое государство, указывались неустойчивость международного положения, опасность новых нападений и «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе».

Также делегаты выразили надежду на то, что новое союзное государство «послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Сам договор включал 26 пунктов, которые определяли структуру высших органов власти, регулировали судебную деятельность и вопросы бюджетов республик, устанавливали единое гражданство, символику и столицу СССР. Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР.

В 1924 году с небольшими изменениями договор вошел в первую, а затем и в последующие редакции Конституции СССР.

В 1924 году в СССР вошла Туркменская ССР, в 1925 Узбекская ССР, в 1929 Таджикская ССР. В 1936 году вошла Казахская и Киргизская ССР. В 1940 году к СССР были присоединены Молдавская, Латвийская, Литовская и Эстонская ССР. 31 марта 1940 года была образована Карело-Финская ССР, которая просуществовала до 1956 года, после чего была преобразована в Карельскую АССР.

СССР просуществовал до 26 декабря 1991 года, когда Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

Договор об образовании СССР

Декларация об образовании СССР
Тип договора Союзный договор
Подписан
— место
29 декабря 1922 года
Москва, РСФСР
Вступил в силу
— условия
30 декабря 1922 года
делегирование сторонами части суверенных властных полномочий центру;

право свободного выхода из союза

Стороны РСФСР
Украинская ССР
Белорусская ССР
ЗСФСР

Догово́р об образова́нии СССР — договор об объединении в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик, заключённый в 1922 году Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой, Украинской Социалистической Советской Республикой, Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой.

  • 1 Заключение договора
  • 2 Структура
  • 3 Договор в составе Конституции СССР
  • 4 Изменения договора
  • 5 Расторжение договора
  • 6 Реакция на расторжение договора
    • 6.1 Позиция Госдумы России
  • 7 В названиях
  • 8 См. также
  • 9 Примечания

Заключение договора

Договор был подписан 29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырёх республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Утверждён 30 декабря 1922 года на Первом съезде советов Союза Советских Социалистических Республик. Последняя дата считается датой образования СССР. Утверждение договора юридически оформило создание нового государства в составе четырёх союзных советских республик.

Структура

Договор состоял из преамбулы и 26 пунктов.

Преамбула договора фиксировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик — управляемое в соответствии с положениями договора.

Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую помимо всего прочего входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и прием новых республик в состав СССР, война и мир, заключение займов и ратификация международных договоров, а также отмена антиконституционных (по отношению к Договору) актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

Пункты 2-10 определяли структуру высших органов власти СССР. «Верховной властью» Договор провозглашал Съезд Советов СССР, делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избирающий из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИКом СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР.

Пункты 13-17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР)

Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

Пункт 19 определял основы деятельности Высшего совета народного хозяйства, наркоматов по продовольствию, финансам, труду, а также Рабоче-крестьянской инспекции.

Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

Пункты 21-23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Последней был объявлен город Москва

Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР.

Договор в составе Конституции СССР

Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР. Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав.

Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов ССCР.

Глава II (пункты 3—7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 — право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

Глава III (пункты 8—12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

Глава IV (пункты 13—28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

Глава V (пункты 29—36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

Глава VI (пункты 37—42) устаналивала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

Глава VII (пункты 43—48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

Глава VIII (пункты 49—60) устаналивала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

Глава IX (пункты 61—63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

Глава X (пункты 64—69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

Глава XI (пункты 70—72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции, в которой о нём не упоминалось.

Изменения договора

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый изменениям Договора в 1920-1930-х годах.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Расторжение договора

Верховный Совет Республики Беларусь под председательством С. С. Шушкевича постановил 10 декабря 1991 года денонсировать Договор 1922 года об образовании СССР и считать его недействующим по отношению к Республике Беларусь.

Также договор был денонсирован постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2015-1 «О денонсации договора об образовании СССР» в соответствии с пунктом 15 статьи 109 Конституции РСФСР.

Реакция на расторжение договора

Позиция Госдумы России

15 марта 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, опираясь «на волю большинства населения страны, выраженную на референдуме СССР 17 марта 1991 года», признала утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР» в своём постановлении «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР»».

В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»» от 10 апреля, депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как «Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР «денонсировал» 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошел в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года» .

В названиях

  • Рижское производственное объединение «Альфа» имени 60-летия СССР.

См. также

  • История СССР
  • Присоединение Прибалтики к СССР
  • Территориально-политическая экспансия России
  • Распад СССР
  • Беловежское соглашение
  • Союз Суверенных Государств
  • Содружество независимых государств

Примечания

  1. Договор об образовании СССР.
  2. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, во исполнение постановления 1 съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, а также на основании Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принятого на 1 съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик в городе Москве 30 декабря 1922 года, и, принимая во внимание поправки и изменения, предложенные центральными исполнительными комитетами союзных республик, постановляет: Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик.

    — Конституция СССР 1924 г.

  3. Конституция СССР 1924 г. Первоначальная редакция
  4. Постановление ВС РБ от 10 декабря 1991 года № 1297-ХП «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1992. — № 1.
  5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 51. — ст. 1799.
  6. Постановление ГД ФС РФ от 15 марта 1996 года № 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР»» // Российская газета. — № 54. — 21 марта 1996 года.
  7. 1 2 Постановление ГД ФС РФ от 10 апреля 1996 года № 225-II ГД «Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 16. — ст. 1800. — 15 апреля 1996 года.

Ссылки

  • Договор об образовании СССР — статья из Большой советской энциклопедии
  • Скан подлинника

В Викитеке есть полный текст Договора об образовании СССРВ Викитеке есть полный текст Декларации об обраовании СССР В Викитеке есть полный текст Постановления о денонсации Договора об образовании СССР

  • Владимир БУТКЕВИЧ. Была ли УКРАИНА действительно связана СОЮЗНЫМ ДОГОВОРОМ 1922 года?
  • Е. А. Лукьянова РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ /1917-1993/

Добавить комментарий