Декларация прав человека и гражданина 1793 г

Оказалось, что количество представителей третьего сословия равнялось представителям дворянства и духовенства вместе взятым. Буржуазия нашла поддержку среди других депутатов и вскоре представители третьего сословия объявили себя «Национальным собранием». Их позиции укрепило восстание парижан 14 июля, а собрание стало именоваться Учредительным. Власть фактически оказалась в руках крупной буржуазии. 26 августа 1789 года Национальное учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, в основу которой легли идеи естественного права. Все были равны и свободны от рождения, имели право на свободу личности, слова, свободу убеждений и право на сопротивление угнетению. Декларация до сих пор лежит в основе французского конституционного права.

Содержание

Декларация прав человека и гражданина

Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра ТИГП

Реферат

по курсу «История государства и права зарубежных стран»

Тема: «Декларация прав человека и гражданина 1789 г. «

Выполнил: студент гр. ЗЮп — 113

Гаврилова И.В.

Проверил: д. ю. н., доцент каф. ТИГП

Третьякова О.Д.

Владимир 2014

Введение

Принцип законности сегодня — один из основополагающих принципов судопроизводства Франции, Российской Федерации и многих других государств.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: — рассмотреть причины, обусловившие принятие декларации; — раскрыть основные положения декларации; — изучить правовые последствия и значение принятия декларации.

декларация французская революция право

Необходимость принятия Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Основные положения Декларации

В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст.1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

Наконец, декларация требует раскладки налогов соответственно состоянию каждого при участии всех граждан лично или через своих представителей в решении вопроса о государственном обложении.

Список литературы

1. Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. // Текст публикуется по изданию: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М., 1989. — С.26-29.

3. Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран // Е. М Ковешников. — М.: Инфра, 2008

4. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / А.И. Косарев. — М.: Норма, 2008

6. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран // Е.В. Милехина. — М.: Эксмо, 2007

Размещено на Allbest.ru

Новая Конституция была принята Конвентом 24 июня 1793 г. По установившейся традиции она состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Демократические по своему содержанию, они должны были дать народу политическую платформу для его сплочения. В них нашли законодательное закрепление государственно-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения. Руководителей якобинцев Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и многих других особенно привлекало учение Руссо о демократической республике, его эгалитаристские идеи. Эгалитаризм в понимании лидеров якобинцев предполагал не только политическое равенство, но и преодоление чрезмерного имущественного неравенства при сохранении частной собственности. В своей работе «Об общественном договоре…» Руссо достаточно четко проводил различие между юридическим и фактическим равенством, подчеркивая возможность сведения свободы к «химере» при чрезмерном имущественном неравенстве.

Декларация прав человека и гражданина 1793 г

Новая Декларация воспроизводила основные положения Декларации 1789 г., но отличалась от нее большим демократизмом и революционностью, более радикальным подходом к проблеме политических свобод и прав.

Декларация начинается с заявления о том, что целью общества является «общее счастье». Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены равенство, свобода, безопасность и собственность. В таком качестве права на равенство не было в Декларации 1789 г., и это не случайно. Подобно Руссо, якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме (отвергалось деление граждан на активных и пассивных). Но имущественное равенство объявлялось Робеспьером «химерой», а частная собственность — «естественным и неотъемлемым правом каждого». Вместе с тем якобинцы высказывались против чрезмерной концентрации богатства в руках немногих. «Я вовсе не отнимаю у богатых людей честной прибыли или законной собственности, — говорил Робеспьер, — я только лишаю их права наносить вред собственности других… Я уничтожаю не торговлю, а разбой монополистов; я осуждаю их лишь за то, что они не дают возможности жить своим ближним». Утопичность такой политики стала очевидна несколько позже, но она не могла не привлечь симпатий простых людей.

Так же, как и в первой Декларации, закон определялся как выражение общей воли, «он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывает покровительство, так и в том случае, когда карает». Но в его определение вносится важное уточнение: «…Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу… Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих».

Верховенство закона, рассматриваемого как «выражение общей воли», неразрывно связывается с понятием суверенитета народа. «Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем».

Вместо понятий «нация» и «суверенитет нации» вводятся понятия «народ» и «суверенитет народа». Это была не простая смена терминов. Выше говорилось, что нация, трактуемая в духе творцов первой Конституции, рассматривалась как нечто целое — совокупность граждан, от каждого из них в отдельности не зависящая; ее воля не сводится к простой сумме воль отдельных граждан, и поэтому она может по своему усмотрению установить порядок избрания определенного круга лиц, которым доверяются формирование этой национальной воли, осуществление национального суверенитета. Отсюда следовали возможность деления граждан на активных и пассивных, отстранение неимущих от участия в управлении делами государства. В противоположность этому народ рассматривался якобинцами вслед за Руссо как сообщество граждан, которому в целом принадлежит суверенитет «единый, неделимый, неотчуждаемый». Народный суверенитет не может быть передан одному лицу или группе лиц.

В этом видели теоретическое обоснование демократической республики, непосредственного участия народа в законотворчестве и государственном управлении, недопустимости имущественных цензов. «Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу….Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образовании закона и в назначении своих представителей». «Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли». Причем под общей волей понимается воля большинства. Руссо пояснял, что общая воля не требует согласия всех. Оставшиеся в меньшинстве в равной мере с другими участвовали в формировании общей воли, но просто «не угадали ее».

Названные принципы должны были стать основой государства, которому предстояло быть гарантом провозглашенных прав и свобод.

Среди провозглашенных прав особое место отводилось свободе. Она определялась как «присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого, обеспечение свободы есть закон» (ст. 6) — формула, традиционная для идей Просвещения. Авторы Декларации конкретизировали ее понятие применительно к государственно-правовым, гражданско-правовым и уголовно-правовым отношениям. Это:

  • а) свобода печати, слова, собраний (ст. 7), право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32), свобода совести (ст. 7);
  • б) свобода заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей (ст. 17). Запрещались рабство и все виды феодальной зависимости: «Каждый может доставлять по договору свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным, его личность не есть отчуждаемая собственность. Закон никоим образом не допускает существование дворни: возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимся и нанимателем» (ст. 18). В развитие этого принципа последующее законодательство установило срочность любого договора личного найма.

Право на безопасность рассматривалось как право на защиту государством личности каждого члена общества, его прав и его собственности (ст. 8). «Никто не должен быть обвинен, задержан или подвергнут заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в порядке, предписанном им же» (ст. 10).

В Декларации последовательно проводился принцип законности: «Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом или когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвольный и тиранический; лицо, против которого такой акт пожелали бы осуществить насильственным образом, имеет право оказать сопротивление силой» (ст. 11). Развитием провозглашенного принципа явились презумпция невиновности (ст. 13 и 14) и принцип соразмерности налагаемого судом наказания тяжести совершенного преступления (ст. 15).

Исключительное внимание уделялось праву собственности: никто не может быть лишен ни малейшей части собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость и лишь при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 19). Так же, как и в 1789 г., не проводились различия между отдельными видами собственности, что создавало видимость равной имущественной защиты всех.

Согласно Декларации 1793 г. «общественная гарантия состоит в содействии всему, направленному на то, чтобы обеспечить каждому пользование его правами и охрану этих прав; эта гарантия зиждется на народном суверенитете» (ст. 23). Отсюда был сделан принципиально новый для французского конституционного права вывод: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложнейшая обязанность» (ст. 35).

26 августа 1789 года в Париже Национальным учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина (Déclaration des Droits de l’Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека.

К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, оберегающая многочисленные привилегии дворянства и духовенства, стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма.

Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля весной 1789 года созвать Генеральные штаты, которые не собирались 175 лет. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием».

Последовавшее за этим восстание в Париже 14 июля 1789 года, стало началом революции. Оно укрепило позиции Национального собрания, которое стало называть себя Учредительным и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые пропагандировались философами-просветителями и стали идеологической основой для борьбы со Старым порядком. В этом документе сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

В основу идей Декларации положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 г. А 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.

Также в этот день:

1346 год — битва при Креси (Столетняя война)

1382 год — хан Тохтамыш сжег Москву

Декларация прав человека и гражданина 1789 года, 26 августа

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — программный документ французской буржуазной революции конца 18 века, провозглашавший ее основные принципы: «народный суверенитет» и «естественные неотъемлемые права человека». Была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 года. 1-я ст. декларации гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе». «Целью всякого политического союза, — говорилось во 2-й ст., — является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». 3-я ст. провозглашала: «источник всей верховной власти всегда находится в нации»; 6-я ст. заявляла, что «закон есть выражение общей воли», что «все граждане имеют право лично или через представителей участвовать в издании закона», все граждане равны перед законом и поэтому «должны одинаково допускаться ко всем занятиям, местам и общественным должностям, по своим способностям и без иных различий, кроме различий в добродетелях и талантах». Статьи 7, 9, 10 и 11-я утверждали свободу личности, свободу совести, слова и печати (но свобода собраний и свобода союзов не предусматривались). 13 и 14-я ст. устанавливали равномерное распределение налогов между всеми гражданами на основе свободного соглашения, порядок их взимания и контроль за их использованием. 15-я ст. провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица. Последняя, 17-я ст., объявляла, что «собственность есть ненарушимое и священное право». Эта статья подчеркивала классово-буржуазную сущность декларации.

Декларация прав человека и гражданина имела большое прогрессивное и революционизирующее значение. Она стала знаменем борьбы против феодально-абсолютистских порядков не только для Франции, но и для антифеодальных выступлений в других странах.

Однако крупная буржуазия вкладывала в демократические лозунги декларации свое, классово-ограниченное понимание. Это отразилось и в цензовой избирательной системе, предусмотренной в конституции 1791 года, и в сохранении рабства во французских колониях, и в подавлении крестьянских выступлений, и в расстреле республиканской демонстрации 17 июля 1791 года, и в некоторых других антидемократических действиях Учредительного (9 июля 1789 года — 30 сентября 1791 года), а затем Законодательного (1 октября 1791 года — 19 сентября 1792 года) собраний. Демократические принципы декларации были частично осуществлены лишь после свержения монархии (10 августа 1792 года), созыва Национального конвента (на основании всеобщего избирательного права для мужчин) и провозглашения (22 сентября 1792 года) республики, а затем, в еще большей степени, во время якобинской диктатуры (2 июня 1793 — 27 июля 1794 года). Но даже в этот период наивысшего подъема революции конца 18 века, когда во Франции были полностью ликвидированы феодальные порядки, сохранялось социальное бесправие рабочих и батраков на основе принятого 14 июня 1791 года закона Ле Шапелье о запрещении рабочих союзов и стачек, проводились репрессии против левых группировок (эбертистов и шометтистов), против движения «бешеных», выражавшего интересы бедноты, предпролетариата. Более демократической по духу была Декларация прав человека и гражданина 1793 года, принятая Национальным конвентом вместе с новой конституцией. К перечню свобод, провозглашенных в декларации 1789 года, были добавлены право петиций, собраний и право на восстание против пр-ва, нарушающего права народа, свобода религиозных культов, обязанность общества приискивать работу для неимущих, обеспечивать средства существования для нетрудоспособных, заботиться о просвещении всех граждан и некоторые другие пункты.

А. И. Молок. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Добавить комментарий