Дело о нарушении антимонопольного законодательства

Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регулируется гл. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

1. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

2. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является: 1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее — материалы); 2) заявление юридического или физического лица (далее — заявление); 3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; 4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. 3. Дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. 4. Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган устанавливаются федеральным антимонопольным органом. 5. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

1. Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также — комиссия). Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом. 2. Комиссия состоит из работников антимонопольного органа. Председателем комиссии может быть руководитель антимонопольного органа или его заместитель. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека. Замена члена комиссии осуществляется на основании мотивированного решения антимонопольного органа. 3. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг в состав комиссии на постоянной основе включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии. 4. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства финансовыми организациями (за исключением кредитных организаций), имеющими лицензии, выданные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в состав комиссии включаются представители указанного федерального органа исполнительной власти, которые составляют половину членов комиссии. 5. Количество членов (включая председателя) комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, должно быть четным. 6. Комиссия правомочна рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов комиссии, но не менее чем три члена комиссии. 7. Вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией, решаются членами комиссии большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Председатель комиссии голосует последним. Статья 41. Акты, принимаемые комиссией 1. Комиссия принимает определения, решения, предписания. 2. По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, обязан подписать принимаемый комиссией акт и изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела.

3. В решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся:

1) выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения

дела;

2) выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства

в действиях (бездействии) ответчика по делу;

3) выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень

действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;

4) выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным

органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения

антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для

обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для

направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций

об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции).

4. На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в

виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные

решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем

комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.

5. В случаях, указанных в настоящей главе, председатель комиссии или комиссия

выносит определение. Определение оформляется в виде отдельного документа,

подписывается председателем комиссии и членами комиссии и направляется лицам,

участвующим в деле, а также иным лицам в случаях, указанных в настоящей главе.

6. Формы принимаемых комиссией актов утверждаются федеральным

антимонопольным органом.

Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного

законодательства

1. Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства,

являются:

1) заявитель — лицо, подавшее заявление, государственный орган, орган местного

самоуправления, направившие материалы;

2) ответчик по делу — лицо, в отношении которого подано заявление, направлены

материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены

признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица признаются

ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства с момента

возбуждения дела;

3) заинтересованные лица — лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в

связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

2. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лица,

участвующие в деле, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или

через представителя.

С момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица,

участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них,

представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим

лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной

форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела

вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против

ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении

антимонопольного законодательства

1. Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или

отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии

или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства,

антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить

срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении

срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в

письменной форме заявителя.

Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства

1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в

срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к

рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом

дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный

срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О

продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого

определения лицам, участвующим в деле.

2. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства

осуществляется на заседании комиссии. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о

времени и месте его рассмотрения. В случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих

в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия

вправе рассмотреть дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела ведется протокол,

который подписывается председателем комиссии.

самоуправления.

2. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.

Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства

1. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного

законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по

делу.

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства

изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется

или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного

законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в

федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической

деятельности или недобросовестной конкуренции

1. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит

исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за

исполнением выданных предписаний.

2. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного

законодательства влечет за собой административную ответственность.

3. Лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом

порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и

являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по

предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход,

полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания

доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции,

подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.

4. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного

законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим

предписанием срок или уклонение от его исполнения.

Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение

трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в

суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа

приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Антимонопольная служба имеет отдельные полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства и по возбуждению дел об административном правонарушении. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, то он возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП.

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства является формой государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Порядок вынесения решений о нарушении антимонопольного законодательства определен антимонопольным законодательством. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Исполнение указанной государственной функции регламентируется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.02.2012 № 339 (далее – Административный регламент № 339).

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

  • 1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее – материалы);
  • 2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – заявление);
  • 3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • 4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • 5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.

Место рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства определяется по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральная антимонопольная служба вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.

Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган в силу ст. 40 Закона о защите конкуренции создает комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также – Комиссия), состоящую из не менее трех членов (работников антимонопольного органа) под председательством руководителя антимонопольного органа, его заместителя или руководителя структурного подразделения ФАС России. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями, организациями – операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе, а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку РФ, в состав комиссии включаются представители Центрального банка РФ, которые составляют половину членов комиссии.

Комиссия правомочна рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа членов комиссии, но не менее чем три члена комиссии.

Пунктом 2 ст. 11 ГК и гл. 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

К актам, принимаемым комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, относятся предупреждения, решения, предписания, определения (ст. 41 Закона о защите конкуренции).

Предупреждение выдается в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в письменной форме и содержит требования о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции: навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми или судебными актами.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по указанным признакам нарушения антимонопольного законодательства без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается, что следует из п. 1.5

«Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» (утв. приказом ФАС РФ от 14.12.2011 № 874), определившем внутриведомственные процедуры подготовки и направления антимонопольным органом предупреждения.

Такая избирательная узость в выборе последствий антимонопольных нарушений объясняется необходимостью оперативного воздействия на нарушителя и относительной формализованностью в квалификации такого рода нарушений. Полагаем, что в дальнейшем законодатель может расширить перечень антимонопольных нарушений, влекущих направление предупреждения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, а лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Решение принимается комиссией на своем заседании по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в частности, содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу, оснований для выдачи предписания (с перечнем включаемых в него действий), оснований для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции.

Предписание выдается комиссией на основании решения и оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.

Определения выносятся в предусмотренных гл. 9 Закона о защите конкуренции процессуальных случаях председателем комиссии или самой комиссией: при прекращении участия ответчика в рассмотрении дела в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) иного лица, привлечении к рассмотрению дела экспертов, переводчиков, назначении дела к рассмотрению, продлении срока рассмотрения дела, отложении, приостановлении, возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, и др.

Во исполнение ч. 6 ст. 41 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 22.12.2006 № 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» утверждены формы актов, принимаемых комиссией. Неисполнение содержащихся в указанном приказе требований влечет негативные процессуальные последствия для антимонопольного органа.

Так, решение, не содержащее ссылок на нормативные правовые акты в подтверждение выводов о необоснованности формирования и повышения оптовых отпускных цен на спорную хлебобулочную продукцию, что является необходимым в соответствии с приложением № 6 к указанному приказу, было признано недействительным в том числе и по этому основанию. Не содержащее необходимых сведений решение антимонопольного органа влечет нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства, и свидетельствует, что антимонопольный орган, императивно наделенный полномочиями по проведению антимонопольного разбирательства (в установленных законом случаях), не исполнил их в объеме, требуемом для разрешения вопроса по существу.

Следует обратить внимание, что не все документы, принимаемые антимонопольным органом в рамках производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, являются актами государственного органа, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном п. 2 ч. 1 ст. 29 и гл. 24 АПК, на что особо обращает внимание ВАС РФ. При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела, о чем издается приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению этого дела, председатель которой выносит определение о назначении дела к рассмотрению. С момента возбуждения дела лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, приобретают права, установленные ст. 43 Закона о защите конкуренции. На этой стадии производства не устанавливаются факт нарушения антимонопольного законодательства и конкретный нарушитель, не выносится обязательное для исполнения предписание.

Вывод о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства делается при рассмотрении дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение, а при установлении нарушения выносится предписание, которые в соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы. Посредством возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган осуществляет государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства.

В связи с этим, действия антимонопольного органа, выразившиеся в возбуждении дела и обязании представить письменные пояснения, сами по себе не нарушают охраняемые законом права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они не подлежат обжалованию в судебном порядке самостоятельно, отдельно от акта, которым завершается рассмотрение по существу дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст. 41.1 Закона о защите конкуренции устанавливаются сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства должно быть осуществлено в течение одного месяца со дня их представления (регистрации) в антимонопольный орган, по результатам чего антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

  • 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, после чего издается приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии, копия которого в течение трех дней со дня его издания направляется заявителю и ответчику по делу. Председатель комиссии в срок, не превышающий 15 дней со дня издания указанного приказа, выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле;
  • 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения. Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю с указанием мотивов принятия такого решения.

Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 42 Закона о защите конкуренции), являются:

  • 1) заявитель – юридическое или физическое лицо, подавшее заявление либо государственный орган, орган местного самоуправления, направившие материалы;
  • 2) ответчик по делу – лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица признаются ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела;
  • 3) заинтересованные лица –лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Эти лица вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя, а с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле, фиксировать ход рассмотрения дела (в письменной форме и с помощью средств аудиозаписи). Фотосъемка, видеозапись рассмотрения дела, трансляция по радио и телевидению рассмотрения дела допускаются с разрешения председателя комиссии (ст. 43 Закона о защите конкуренции).

Комиссия при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства вправе привлекать экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 45 Закона о защите конкуренции) осуществляется комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. Этот срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев в указанных в законе случаях, например, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации.

Резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства согласно ст. 50 Закона о защите конкуренции выдается комиссией ответчику на основании решения, вынесенного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме. При нарушении антимонопольного законодательства одним из членов группы лиц предписание может быть дано и иным членам группы в случае, если они способны обеспечить устранение нарушения (п. 14 постановления ВАС РФ № 30).

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением и оформляется в виде отдельного документа для каждого ответчика. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

В предписании указываются: описание действий, определенных решением, которые ответчик должен осуществить; срок исполнения предписания; срок представления доказательств исполнения предписания.

Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения, приведен в п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции и включает в себя следующие предписания:

  • а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
  • б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
  • в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
  • г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
  • д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
  • е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
  • ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
  • з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
  • и) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
  • к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
  • л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
  • м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
  • н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством РФ.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.

Неисполнение в срок предписания антимонопольного органа является нарушением антимонопольного законодательства и влечет за собой возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного соответствующей частью ст. 19.5 КоАП.

Предусмотренное подп. «и» п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о понуждении к исполнению своих решений и предписаний с учетом положений АПК не может рассматриваться как предоставляющее указанному органу возможность заявлять требования о подтверждении законности своего решения и (или) о выдаче исполнительного листа (п. 23 постановления ВАС РФ № 30). Это право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания помимо привлечения данного лица к административной ответственности право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции. Так, могут быть заявлены требования о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора, об изменении или расторжении договора, о признании торгов недействительными и др.

Лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.

Выявляя конституционно-правовой смысл положений ст. 51 Закона о защите конкуренции, Конституционный Суд РФ отметил, что антимонопольное законодательство возлагает на антимонопольный орган полномочие выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. Неисполнение такого предписания в установленный срок может повлечь понуждение хозяйствующего субъекта к его исполнению в судебном порядке (подп. «е» п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

Данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Компенсаторный характер данной меры обусловливает возможность ее применения за совершение деяний, связанных с монополистической деятельностью и нарушением требований добросовестной конкуренции, параллельно с мерами ответственности, носящими штрафной характер, что само по себе не затрагивает сферу действия общеправового принципа недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние (non bis in idem).

Как указал Конституционный Суд РФ, при выборе средств и способов правового воздействия федеральный законодатель не может игнорировать сложившуюся в Российской Федерации как правовом государстве отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права – публичного или частного. Федеральный законодатель, учитывая социальные, экономические и иные факторы, а также исходя из неоднородного характера соответствующих правоотношений, вправе прибегать к их регулированию с использованием правовых средств не только в рамках одной отраслевой модели. Однако такое правовое регулирование во всяком случае не может не учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования.

Правовой механизм взыскания с хозяйствующего субъекта в федеральный бюджет дохода, полученного в связи с нарушением антимонопольного законодательства, также должен основываться на названных конституционных принципах – вне зависимости от того, каким образом принадлежность этого механизма к конкретным отраслевым институтам может быть определена de lege lata и (или) de lege ferenda, т.е. в действующем или в будущем регулировании.

Нормы Закона о защите конкуренции не предполагают выдачу предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующим субъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства, без установления его вины и без указания суммы, которую обязан перечислить в бюджет каждый из хозяйствующих субъектов, участвовавших в таком правонарушении в составе группы лиц.

При этом как привлечение нарушителя к административной ответственности, так и взыскание с него в федеральный бюджет полученного дохода не лишают потерпевших от нарушения антимонопольного законодательства права на обращение с требованием о возмещении убытков, понесенных вследствие такого нарушения.

Срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика, ответчиков в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

Определение о продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении подписывается председателем и членами комиссии и в течение 10 рабочих дней с момента получения ходатайства направляется ответчику, ответчикам по делу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их представителям под расписку.

В случае привлечения ответчика, ответчиков по делу к административной ответственности за невыполнение в срок предписания комиссия в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления о назначении административного наказания выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания. Такое определение подписывается председателем и членами комиссии и направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку ответчику, ответчикам или их представителям.

Решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией в порядке, предусмотренном ст. 51.2 Закона о защите конкуренции.

Статья 52 Закона о защите конкуренции определяет, что решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. При этом названный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом, если он пропущен по уважительной причине (п. 27 постановления ВАС РФ № 30).

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

  • См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2009 по делу № А05–4969/2009.
  • См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2009 по делу № А56–1563/2009.
  • См. определение ВАС РФ от 12.12.2008 № 14338/08 по делу № А65– 3732/08-СА1–7.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции” в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть” и ОАО «Нижнекамскнефтехим”».

Содержание

Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИКАЗ
от 15 сентября 2000 года N 707

Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства и иных нормативных
правовых актов о защите конкуренции
на рынке финансовых услуг

____________________________________________________________________
Не применяется с 11 февраля 2007 года на основании
приказа ФАС России от 22 декабря 2006 года N 337
____________________________________________________________________

1. Утвердить Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
И.А.Южанов

СОГЛАСОВАНО
Председатель Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг
И.В.Костиков
11 октября 2000 года
Первый заместитель министра
труда и социального развития РФ
Ю.З.Люблин
13 октября 2000 года
Первый заместитель
министра финансов РФ
С.Д.Шаталов
17 ноября 2000 года
Заместитель председателя
Банка России
В.Н.Горюнов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 января 2001 года,
регистрационный N 2550

Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3174).

I. Общие положения

1.1. Правила устанавливают организационные и правовые основы рассмотрения дел федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее — антимонопольное законодательство).

1.2. Настоящие Правила не определяют порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг.

II. Подведомственность дел

2.1. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются территориальным органом, на подведомственной территории которого было совершено правонарушение, в пределах его компетенции.

2.2. В случае, если нарушение антимонопольного законодательства допущено на территориях, подведомственных двум и более территориальным органам, то дело передается на рассмотрение в федеральный антимонопольный орган.

2.3. Федеральный антимонопольный орган вправе рассмотреть любые заявления о нарушениях антимонопольного законодательства или передать их на рассмотрение территориальному органу путем направления письменного распоряжения.

III. Рассмотрение заявлений и возбуждение дела

3.1. Основанием для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства являются заявления финансовых организаций, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей, а также представления прокурора.

3.2. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) по собственной инициативе, в том числе на основании актов проверок.

3.3. Заявления, указанные в пункте 3.1 настоящих Правил, подаются в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) с соблюдением требований настоящего пункта в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях), свидетельствующих о нарушениях антимонопольного законодательства. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык.
В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения, существо требований, с которыми обращается заявитель.
Документы и заявления, содержащие государственную, коммерческую и служебную тайну, разглашению не подлежат.

3.4. Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) рассматривает заявление и проводит предварительное изучение материалов в течение месяца со дня его поступления.
Специалисты федерального антимонопольного органа (территориального органа) при предварительном изучении заявления и других материалов:
определяют, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело;
устанавливают наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
определяют норму антимонопольного законодательства, которая нарушена;
определяют последствия нарушения;
определяют круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле;
решают вопрос о возможности рассмотрения дела в порядке особого производства;
решают иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

3.5. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления до трех месяцев со дня его поступления. О продлении срока федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) обязан в письменной форме уведомить заявителя.

3.6. В ходе подготовки рассмотрения дела федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления, получать объяснения от сторон по делу и по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), кроме сведений, составляющих банковскую тайну.

3.7. В случае, если при предварительном рассмотрении заявления федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) придет к выводу об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, заявителю об этом направляется уведомление в письменной форме в сроки, установленные настоящими Правилами.

3.8. Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) может до возбуждения дела направить финансовым организациям (их руководителям), федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, рекомендации по устранению нарушений антимонопольного законодательства.

3.9. Решение о возбуждении дела принимается при наличии достаточной информации, указывающей на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства руководитель федерального антимонопольного органа (руководитель территориального органа) подписывает приказ о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) и назначении ее председателя.

3.10. Комиссия и председатель Комиссии при рассмотрении дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принятии по нему решений выступают от имени федерального антимонопольного органа (территориального органа).

3.11. Председатель Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня подписания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (приложение 1).
При подготовке дела к рассмотрению председатель Комиссии производит следующие действия:
определяет состав Комиссии. Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек. До начала рассмотрения дела по существу председатель Комиссии может вносить изменения в состав Комиссии, о чем выносится соответствующее определение;
извещает стороны по делу и иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела. Стороны извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения их доверенным представителям под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие об извещении сторон, приобщаются к материалам дела;
принимает другие меры в пределах своей компетенции, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

IV. Общие положения рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства

4.1. В деле принимают участие стороны (заявители и лица, совершившие правонарушение), заинтересованные лица, свидетели, специалисты, эксперты, переводчики и представители сторон.

4.2. Стороны и заинтересованные лица могут осуществлять свои права и обязанности через представителей.

4.3. Стороны и заинтересованные лица вправе:
знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную, банковскую, коммерческую тайну) после его возбуждения и во время его рассмотрения, делать выписки из них;
давать объяснения;
представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
заявлять ходатайства;
делать заявления;
возражать против заявлений и доводов других лиц;
обжаловать решение и предписание;
пользоваться другими правами, предусмотренными настоящими Правилами.

4.4. От имени федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, граждан, индивидуальных предпринимателей в рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства вправе участвовать руководители указанных органов и иные должностные лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом и иными правовыми актами или учредительными документами, а также договорами, и их представители. Руководители организаций и другие должностные лица в соответствии с учредительными документами подтверждают свои полномочия документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия других представителей должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

5.1. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок со дня вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев с момента истечения установленного срока.

5.2. Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется председателем Комиссии и фиксируется в протоколе, который ведется одним из членов Комиссии и подписывается председателем Комиссии. Стороны и их представители имеют право знакомиться с протоколом.
Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного разрешения.

5.3. В назначенное время председатель Комиссии открывает заседание Комиссии и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председатель Комиссии удостоверяется в явке сторон и проверяет полномочия их представителей. В случае неявки кого-либо из участников заседания или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председатель Комиссии ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Комиссия признает невозможным рассмотреть дело в данном заседании, оно откладывается, о чем выносится соответствующее определение.

5.4. В отсутствие сторон по делу (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанные в нем обстоятельства не были признаны Комиссией уважительными.

5.5. Исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения одного из членов Комиссии об обстоятельствах дела и содержании имеющихся материалов.

5.6. Производство по делу ведется на русском языке. Стороны, их представители и заинтересованные лица, не владеющие русским языком, вправе делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательством.

5.7. По результатам рассмотрения дела Комиссия принимает решение (приложение 5), в котором излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, и выводы, к которым пришла Комиссия в результате рассмотрения дела.

Решение принимается Комиссией простым большинством голосов открытым голосованием в отсутствие лиц, участвующих в деле. Председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. При голосовании председатель Комиссии голосует последним.
При равенстве количества голосов, отданных «за» и «против» решения, голос председателя Комиссии является определяющим.
Принятое решение объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом на заседании может быть оглашена только его резолютивная часть.
Решение подписывается председателем и членами Комиссии. Если член Комиссии не согласен с решением, он подписывает его, изложив письменно особое мнение. Особое мнение приобщается к делу.

5.8. Мотивированное решение Комиссии направляется или вручается под расписку сторонам по делу в пятидневный срок со дня его вынесения (не считая выходных и праздничных дней).

5.9. В решении должны быть указаны:
1) состав Комиссии, вынесшей решение;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
4) указание нарушенных правонарушителем требований конкретных нормативных правовых актов;
5) сведения о нарушении антимонопольного законодательства;
6) мотивированное решение по делу;
7) круг лиц, в отношении которых выносится предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства;
8) другие меры по устранению нарушения, в том числе обращение в суд с иском о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, передача материалов в правоохранительные органы и другое.

5.10. Если на основании решения Комиссии выносится предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (приложение 7), то оно в установленном порядке направляется или вручается лицу, совершившему нарушение. Предписание, в котором должны содержаться разумные сроки и конкретные действия по прекращению нарушений и(или) последствий нарушения антимонопольного законодательства, подписывается председателем и членами Комиссии.

5.11. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (их должностные лица), организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений и предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа).

VI. Особое производство по делам о нарушениях антимонопольного законодательства

6.1. Данный раздел определяет порядок особого производства по делам о нарушениях антимонопольного законодательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) при предварительном рассмотрении заявления о нарушении антимонопольного законодательства либо при непосредственном обнаружении нарушения, установив достаточность материалов, подтверждающих нарушение антимонопольного законодательства, и в случае необходимости оперативного реагирования на нарушение вправе принять решение о рассмотрении дела в порядке особого производства.

6.2. Решение о рассмотрении дела в порядке особого производства принимается руководителем федерального антимонопольного органа (руководителем территориального органа) и оформляется приказом.

6.3. В десятидневный срок со дня принятия решения руководитель федерального антимонопольного органа (руководитель территориального органа) рассматривает материалы дела и направляет предписание лицам, обязанным обеспечить устранение нарушений антимонопольного законодательства.

6.4. Порядок направления предписания лицам, обязанным устранить нарушения антимонопольного законодательства, контроль исполнения предписания, принятие мер в случае неисполнения предписания, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

VII. Отложение, приостановление, прекращение дела. Соединение и выделение дел

7.1. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока):
в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства;
в иных случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании.
Отложение дела оформляется определением (приложение 2).
При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.

7.2. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:
нахождения на рассмотрении в федеральном антимонопольном органе (территориальном органе), суде (арбитражном суде), правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения.
Приостановление производства оформляется определением (приложение 3).
Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление. С приостановлением производства по делу течение всех не истекших процессуальных сроков, установленных настоящими Правилами, приостанавливается. Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.
Возобновление дела оформляется определением (приложение 4).

7.3. Производство по делу может быть прекращено до вынесения решения по существу в случаях:
добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, его совершившим;
неподтверждения Комиссией наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства;
ликвидации лица, являвшегося стороной по делу, и которое совершило действие, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, если спорное правоотношение не допускает правопреемства.
Прекращение производства по делу оформляется определением (приложение 6).

7.4. В одном производстве могут быть соединены лишь дела о нарушениях антимонопольного законодательства, в которых участвуют одни и те же лица.
Соединение дел в одном производстве оформляется определением (приложение 8).

7.5. Выделение дела о нарушении антимонопольного законодательства допускается только в случаях, вызванных необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.

Выделение дела в отдельное производство оформляется определением (приложение 9).

7.6. Определение об отложении, приостановлении, прекращении, выделении дела (соединении дел) подписывается председателем и членами Комиссии и направляется сторонам по делу и иным заинтересованным лицам, участвующим в деле, в течение трех дней.

VIII. Исполнение решения и предписания

8.1. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок. При исполнении предписания (устранении правонарушения) дело считается законченным.

8.2. Неисполнение в срок предписания (уклонение от исполнения предписания, частичное исполнение предписания) влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8.3. Контроль исполнения предписания возлагается председателем Комиссии на одного из членов Комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания Комиссии.

8.4. По мотивированному ходатайству лица, получившего предписание и направившего такое ходатайство в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) не позднее десяти дней до истечения срока исполнения предписания, и Комиссия признает указанные в ходатайстве обстоятельства уважительными, Комиссией может быть принято решение о продлении этого срока. По заявлению лица, участвующего в деле, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган), признав причины пропуска срока на подачу ходатайства уважительными, восстанавливает пропущенный срок.

8.5. Федеральный антимонопольный орган контролирует исполнение своих предписаний на местах через свои территориальные органы.

8.6. В случае неисполнения финансовыми организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, предписания после взыскания штрафа Комиссия на основании принятого решения по делу выносит повторное предписание с указанием новых сроков его исполнения.

Приложение 1. Определение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства

На бланке

Приложение 1

К Правилам рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о
защите конкуренции на рынке
финансовых услуг,
утвержденным приказом МАП
России от 15.09.2000 N 707

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«__» ________ 200__ года

(место рассмотрения)

Председатель Комиссии федерального антимонопольного органа (наименование территориального органа) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев представленные материалы, признал их достаточными для возбуждения дела.
На основании пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и в соответствии с пунктом 3.11 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства определил:
1. Возбудить дело по признакам нарушения ст.____ Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в отношении

(наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой возбуждено дело, адрес)

2. Утвердить Комиссию по рассмотрению дела в составе:

(персональный состав Комиссии с указанием должностей)

3. Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица

(наименование — для юридических лиц; фамилия, имя, отчество — для физических лиц)

4. Назначить дело к рассмотрению на

(дата, время, адрес)

Явка лица, в отношении которого возбуждено дело, или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна

(наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес)

(наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), в отношении которого возбуждено дело)

представить в срок до ___________следующие документы и материалы:

(перечень документов и материалов)

Председатель Комиссии

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 2. Определение об отложении рассмотрения дела

Приложение 3. Определение о приостановлении рассмотрения дела

Приложение 4. Определение о возобновлении дела

Приложение 5. Решение

На бланке

Приложение 5

К Правилам рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о
защите конкуренции на рынке
финансовых услуг,
утвержденным приказом МАП
России от 15.09.2000 N 707

РЕШЕНИЕ

«__» ________ 200 __ года

(место рассмотрения)

Комиссия

(МАП России, наименование территориального управления)

по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

,

рассмотрев дело N ____________ о нарушении

(наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес)

статьи _________ Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых

услуг», установила:

(излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, доказательства, на которых основаны выводы Комиссии об этих обстоятельствах, доводы, по которым Комиссия отклоняет те или иные доказательства)

Руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и п.п.5.7 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:

(указывается: выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, прекратить дело по основаниям, указанным в п.п.7.3 Правил)

2. Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о:

Председатель Комиссии

(подпись)

(расшифровка подписи)

Члены Комиссии

(подписи)

(расшифровка подписей)

Примечание. Пункт 2 Решения заполняется при необходимости.

Приложение 6. Определение о прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства

На бланке

Приложение 6

К Правилам рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о
защите конкуренции на рынке
финансовых услуг,
утвержденным приказом МАП
России от 15.09.2000 N 707

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«__» ________ 200 __ года

(место рассмотрения)

Комиссия

(МАП России, наименование территориального управления)

по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

,

рассмотрев дело N ____________ по признакам нарушения

(наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес)

статьи _________ Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых

услуг», установила:

(излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, доказательства, на которых основаны выводы Комиссии об этих обстоятельствах)

Руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и п.п.7.3 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Комиссия определила:

Дело N __________ о нарушении ст. ______ Федерального закона «О защите конкуренции

на рынке финансовых услуг»

(в отношении кого)

производством прекратить.

Председатель Комиссии

(подпись)

(расшифровка подписи)

Члены Комиссии

(подписи)

(расшифровка подписей)

Приложение 7. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

На бланке

Приложение 7

К Правилам рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о
защите конкуренции на рынке
финансовых услуг,
утвержденным приказом МАП
России от 15.09.2000 N 707

ПРЕДПИСАНИЕ N ______
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«__» ________ 200 __ года

(место вынесения)

Комиссия

(МАП России, наименование территориального управления)

по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

на основании своего решения от «__» ________ 200_ года по делу N _____ о нарушении

(наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес)

статьи _______ Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых

услуг» предписывает:

(наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя))

в срок до ________ 200__ года прекратить нарушение статьи ________ Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

(указать, в чем конкретно выражено нарушение, содержание конкретных действий, которые должно совершить лицо, нарушившее законодательство)

О выполнении настоящего Предписания сообщить до ________ 200__ года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии

(подпись)

(расшифровка подписи)

Члены Комиссии

(подписи)

(расшифровка подписей)

Приложение 8. Определение о соединении дел в одном производстве

Приложение 9. Определение о выделении дела в отдельное производство

На бланке

Приложение 9

К Правилам рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства и иных
нормативных правовых актов о
защите конкуренции на рынке
финансовых услуг,
утвержденным приказом МАП
России от 15.09.2000 N 707

Текст документа сверен по:
«Бюллетень нормативных
актов федеральных органов
исполнительной власти»,
N 6, 05.02.2001

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства

1. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

2. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее — материалы);

2) заявление юридического или физического лица (далее — заявление);

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

3. Дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.

4. Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

5. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также — комиссия). Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

1. Комиссия принимает определения, решения, предписания.

2. По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, обязан подписать принимаемый комиссией акт и изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела.

1. Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются:

1) заявитель — лицо, подавшее заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившие материалы;

2) ответчик по делу — лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица признаются ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела;

3) заинтересованные лица — лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

С момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

1. Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

3. По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.

1. Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства:

1) по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;

2) в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;

3) для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо;

4) если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело;

5) в иных предусмотренных настоящей главой случаях.

2. При отложении дела о нарушении антимонопольного законодательства течение срока его рассмотрения не прерывается. Рассмотрение дела на новом заседании комиссии возобновляется с того момента, с которого оно было отложено.

3. Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок:

1) рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) проведения экспертизы.

Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

1. Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица — единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица — единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

2. Решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона.

Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства

1. Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

1) оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;

2) оценивает заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;

3) определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

4) устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

5) разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

2. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.

Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства

1. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции

1. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

2. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

3. Лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.

4. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.

Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1933 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий