Демократический режим и его признаки

В зависимости от того, кто и как непосредственно осуществляет властные функции, как народ участвует в управлении, демократию принято делить на прямую, плебисцитарную и представительную.

«При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например в общинах или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов». Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. — М.: Промитей, 2003. — с. 47 Например, в Древних Афинах (первая демократия в мире) осуществлялась прямая демократия с помощью собраний, в которых участвовало по 5-6 тысяч человек. Также к данной форме демократии относится политический режим в Древнем Новгороде.

При плебисцитарной демократии «гражданам посредством голосования представляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовиться президентом, партией или инициативной группой. Возможность участия основной массы населения в подобных проектах очень невелика». Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. — М.: Промитей, 2003. — с. 48

Следует выделить следующие различия между прямой и плебисцитарной демократиями, которые состоят в том, прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования, а при плебисцитарной демократии возможность политического влияния граждан ограничены.

Третей формой политического участия является представительная демократия. Ее суть состоит в следующем: граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедура выборов здесь могут быть весьма разнообразными, но итог всегда одинаков — выборные лица занимают свои посты от имени народа и подчинены народу во всех своих действиях.

Либерально-демократические режимы — это режимы, суть которых заключается в личность, ее права и свободы, при этом роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан. Его основоположниками принято считать Дж. Локка, его преемника Ш.Л. Монтескье, а также отцов-основателей США Т. Джефферсона и Д. Медисона. Либерально -демократический режим находиться в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведет к нестабильной исполнительной власти и частым парламентским выборам. В качестве примера данного вида демократии можно взять Италию, в которой в 1993 году был пересмотрен избирательный закон, т.е. произошел переход от пропорциональной избирательной системы к манифестарной.

Консервативные демократические режимы — это режимы, опорой которых является не столько конституция, сколько политические традиции, которые являются ядром этих режимов. «Консервативные демократические режимы являются наиболее стабильными режимами. Хотя в их основе лежит забота о личности, ее правах и свободах, защите прав собственности и свобод граждан государством, но эта свобода основывается на постоянных и неизменных правовых нормах, базирующихся на прецедентном праве и неизменных демократических традициях. Консервативно — демократическим режимам также присуще стабильное функционирование властных структур, которое достигается как неизменными демократическими традициями, так и наличием мажоритарной избирательной системы. которая дает стабильное большинство для правящей партии и, таким образом, гарантирует стабильное правительство». Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. — М.: Промитей, 2003. — с. 54 В качестве примера данного вида демократии можно взять политический режим Великобритании, где все вышеназванные критерии имеются в наличии.

Охлократические демократические режимы — это режимы, опорой которых является власть толпы, власть непосредственной митинговой демократии, где важнейшие властные решения принимаются толпой на митингах. Исходя из практики, данные политические режимы являются крайне недолговечными и не стабильными. В качестве примера данного вида демократии можно взять политический режим Веймарской республики в Германии, где нестабильность экономики и политики привела к власти А. Гитлера, установившего национально — социалистическую диктатуру.

Известный французский политолог Р. Арон в своем труде «Демократия и тоталитаризм» отмечал, что «Конституционно-плюралистические режимы несовершенны по причине избытка либо олигархии, либо демагогии — и почти всегда отличаются ограниченной эффективностью.

Избыток олигархии — когда за действиями партий скрывается всемогущество некоего меньшинства. Избыток демагогии — когда группы в условиях партийной борьбы забывают о нуждах всего социума и о смысле общего блага. Ограничения же эффективности обусловлены тем, что режим, где у каждой группы есть право защищать свои интересы, часто не в состоянии принимать радикальные меры». Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Перевод с французского Семенова Г.И . — М. 1993. — с.139-140

Одним из значительных достижений современных демократических государств считается признание и защита ими естественных прав человека, свободы мысли, слова, вероисповедания, труда, выбора места жительства, а также ряда других свобод, принадлежащих человеку от рождения. Принято считать, что демократический политический режим обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, что при демократическом строе интересы личности выше интересов государства.

Первый негативный аспект современной демократии, выделенный Д.М. Азми, которая делает следующий вывод: «Современная демократия не достигла своей главной цели — сохранения и развития каждым человеком своего собственного «Я», на осознании которого должна базироваться уверенность подлинно свободного человека. Демократия при всех ее достижениях более способствует подавлению, нежели развитию человеческой личности». Азми Д.М Э. Фромм о позитивных и негативных аспектах современной демократии. — Государство и право, 2002, № 5. — с.104

Второй вывод: «Одним из главных пороков современной демократии является неэффективность избирательного процесса. Проблема демократии нашего времени заключается не в ограничении прав граждан на участие в выборах, а в том, как это право реализуется». Азми Д.М Э. Фромм о позитивных и негативных аспектах современной демократии. — Государство и право, 2002, № 5. — с.108

Не смотря на, перечисление негативных аспектов современной демократии, Эрих Фромм все же и позитивных ее достижений. Он утверждает, что реализация позитивной свободы и индивидуализма станет реальной при осуществления определенных экономических, политических и социальных реформ, а также, что реализация человеческой свободы в рамках демократического политического режима являются вполне возможными.

Для существования современного демократического политического режима необходимы следующие условия, которые выделяет Р. Даль: 1) выборность власти; 2) свободные и справедливые выборы; 3) включающие избирательное право; 4) право претендовать на избрание; 5) свобода выражения своего мнения; 6) альтернативная информация; 7) организация самодеятельности. Политическую демократию, отвечающую этим условиям он назвал полиархией.

Не существует и не может существовать совершенной демократии, при этом не смотря на все ее недостатки — она является самой лучшей и самой гуманной формой правления известной к настоящему времени человечеству. Оно и не придумало до сих пор более эффективную и при этом более соответствующую воле большинства членов общества и свободе личности форму правления. У. Черчиль справедливо говорил, что «демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных».

«Демократия представляет собой в известном смысле истинную форму государства или государство а подлинном смысле. Все иные государственные формы являются в той или иной мере извращением государства, его производности от народного суверенитета, ибо всякий недемократический политический режим представляет вредную для общества абсолютизацию или злоупотребление властным регулированием общественных отношений». Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. — М.: Институт государства и права РАН, 1993. — с. 78

Также совершенно справедливо следует отметить, что «Демократия развивается сегодня в различных географических, экономических и социально — политических условиях. Сегодня она — достижение уже не только Запада, но и многих народов Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Ясно видно, что культурно — исторические и географические различия не являются препятствием для утверждения демократии». Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. — М.: Промитей, 2003. — с. 48-49

Демократический государственно-правовой режим – (от народовластие) предполагает такие способы, приемы и методы осуществления государственной власти, на основе которых народ имеет реальную возможность участвовать в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через выборные представительные органы власти. Признак демократического режима – реальное участие народа в управлении делами государства.

При демократическом режиме власть осуществляется в интересах большинства членов общества, но при этом обязательно должны признаваться, защищаться интересы меньшинства.

Личность при демократическом режиме обладает максимально широким объемом прав и свобод, во всех сферах жизни общества, причем эти права и свободы должны быть не просто декларированы, и не просто прописаны в нормативно правовых акта, они должны быть реально гарантированны.

Для демократического режима характерен политический и идеологический плюрализм. Политический плюрализм полагает многопартийность и как следствие существование в обществе реальной конструктивной оппозиции государственной власти. Идеологический плюрализм предполагает многообразие идеологии. (Ст. 13 К. РФ подразумевает идеологическое многообразие, но политика вне идеологии существовать не может, для эффективного функционирования государства нужна общегосударственная идея для сплочения общества. В России пока нет идеи. В Америке автономная личность).

Для демократического государства характерна многоукладность экономики, и как правило экономика должна носить обменный характер.

Можно выделить две формы существования демократии:

1. Прямая демократия.

2. Демократия представительная.

Прямая демократия (непосредственная демократия) – непосредственное осуществление власти самим народом. Между народом и властью нет посредников. Воля, выраженная народом напрямую становиться властной волей государства. Высшими формами прямой демократии является свободные выборы и референдум, но только ими прямая демократия не исчерпывается (собрания, митинги и т.д.).

Представительная демократия – это осуществление власти народов через выборные представительные органы, т.е. народ избирает своих представителей в органы государственной власти и там уже эти представители осуществляют власть от имени народа и в интересах народа.

Эти две формы между собой тесно взаимосвязаны они взаимообусловливают и дополняют друг друга и друг без друга существовать не могут. На фоне этого каждая из этих форм имеет и положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы и сочетание необходимо для того, чтобы плюсы одной формы перекрывали минусы другой.


Прямая демократия: имеет «+», что воля народа не искажается, но прямая демократия предполагает высочайшую степень политической активности, в противном случае волей народа можно будет манипулировать. При помощи прямой демократии можно решать далеко не все вопросы, можно решать те вопросы на который можно дать прямой ответ – либо «да» либо «нет». Если вопрос развернутый, то прямая демократия не эффективна. Осуществление прямой демократии требует больших временных затрат (пока вопрос будет разрабатываться и пройдет голосование пройдет много времени). Ещё это требует больших материальных затрат.

Представительная демократия:»+» – экономичность принятия решения, оперативность принятия решения, Профессионализм принятия решения. Решить можно любой вопрос. «-» – искажение воли народов, сужается социальная база. Избиратели будут выражать не волю народа, а свое представление об этой воле. Искажение будет тем большим, чем больше будет существовать промежуточных звеньев между народом и властью (испорченный телефон).

П а р ф ё н о в:

Демократический режим – одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Демократическое государство не ограничивается формальным равенством возможностей, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания являются политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, рекомендаций. Участие народа в управлении делами общества становится массовым и идет по двум направлениям: выборы управленцев и прямое участие в решении общественных дел, а также контроль за исполнительной властью.


Управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом: экология, предотвращение конфликтов и др. Остальные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В идеале в демократическом государстве снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия воле большинства.

Недостатки демократии:

1. Чрезмерное социальное расслоение общества, своеобразная диктатура демократии, в некоторых случаях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка.

2. Демократический режим появляется в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита вынуждена идти на уступку народу, другим социальным силам.

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Характерные черты:

? избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;

? наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

? разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

? многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почвесуществующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

? принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

? отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима:

? наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

? отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;

? наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

? наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

? гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

Под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы политический режим, построены ни принципах народовластия, свободы и равенства. Формирование демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества.

В реальной политической борьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических нрав и свобод. Развитие представительной демократии ионию

по двум направлениям:

1) расширение избирательных прав от сословных до всеобщего права и увеличение числа представительных органов;

2) создание системы гарантий демократии процесс формирования гражданского общества и правового государства.

Важнейшей составной частью развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют и современную демократию: избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав; всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решением большинства; непрерывный общественный контроль и др.

Демократия – это не просто многообразие взглядов и мнений, это – система правления. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты нрав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии. Следует раскрыть такие важнейшие принципы демократии, как парламентаризм; выборность, сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом; власть закона, равенство всех перед законом; разделение властей; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии; политический плюрализм и др.

Демократический режим-политический режим, обеспечивающий участие народа в делах государства и основанный на признании принципа равенства и свободы всех граждан.

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

!!!Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.

Либерали́зм (фр. libéralisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

равноправия и равенства перед законом;

рыночной экономики;

ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их

интересов;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство.– Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.

+ дополнительная информация по теме :

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 1312 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Демократия — высокий уровень вовлеченности населения в вопросы управления государством.

Демократия — политический режим при котором единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воли или в интересах народа.

Один из принципов: разрешено все кроме того что запрещено законом.

Признаки демократического режима

  • · единственным источником власти признается народ
  • · власть осуществляется по воли или в интересах народа
  • · наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
  • · политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии;
  • · многопартийность, свобода мнений, убеждений;
  • · принцип: разрешено все, что не запрещено законом
  • · высокая степень самоуправляемость общества на местах
  • · учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;
  • · осуществление государственной власти на основе принципа разделения власти.

Выделяют следующие типы демократии:

  • 1 прямая демократия — где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. Непосредственное участие народа в управлении, минуя представительства.
  • 2 представительная демократия граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия

Либеральная демократия (либерти — свобода) — минимизировано вмешательства государства. (государство — ночной сторож). экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

Развивающаяся демократия — появляются демократические институты.

2 Антидемократический режим (недемократический режим) характеризуется по мнению Абдуллаева, устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей. От уровня этого контроля и от степени вовлеченности граждан в вопросы управления и зависят недемократические режимы.

Признаки:

  • — отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;
  • — отсутствие влияния большинства населения на публичную власть
  • — усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения власти;
  • — отсутствие реального политического плюрализма;
  • — существование единой государственной идеологии;

Добавить комментарий