Депутатская неприкосновенность

Заблуждение

Депутатская неприкосновенность является главной гарантией статуса данного должностного лица.

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

Кроме того, депутатская неприкосновенность напрямую зависит от деятельности народного избранника. Например, если срок его полномочий закончился, то и данного статуса последнего не будет.

Необходимо также указать на то, что правоохранительные органы не смогут передать дело на рассмотрение в судебную инстанцию, пока депутат не лишится своей неприкосновенности. Если этого не произойдет, то дело будет прекращено. Возобновить его можно только если откроются новые обстоятельства.

Итог

Итак, депутаты ГД и члены СФ обладают депутатской неприкосновенностью. Соответственно, последних нельзя задерживать и арестовывать. Обыскать депутата можно только в том случае, если он был застигнут правоохранителями на месте осуществления преступного деяния.

Тем не менее, проблема неприкосновенности народных избранников становится все более актуальной, потому что данные должностные лица представляют интересы простых людей. По этой причине депутаты должны быть защищены законом от неоправданного преследования, так как они обязаны выражать свою позицию, мнение по решающимся вопросам.

Тем не менее, многие из народных избранников пользуются своим особым статусом. Большинство депутатов предполагает, что они будут неприкосновенны даже после того, как срок их полномочий закончится. А это не так. Ведь неприкосновенность должна рассматриваться только как особая гарантия статуса депутата. Лишить ее может только ГД или Совет Федерации. Но для этого необходимо представление Генпрокурора. Вопрос о лишении народного избранника неприкосновенности решается в трехдневный срок. О принятом решении необходимо сообщить в Генпрокуратуру.

А в чем заключается неприкосновенность депутатская? Их совсем трогать нельзя?

Василий Захаров 170 2 года назад Студент юридического факультета НИУ ВШЭ

Неприкосновенность — это особый правовой статус, предоставляющий лицу дополнительные гарантии при привлечении к публично-правовой ответственности (уголовной или административной; впрочем, в других странах, кроме России и бывшего СССР, эти два вида ответственности, как правило, не так строго разделяются).

Лучше запомнить и понять, в чем выражается неприкосновенность, можно с помощью простой формулы: «Неприкосновенность не равно безнаказанность». Лицо несет ответственность по тем же основаниям и за то же деяние, что и любое другое (причина этому — в равенстве всех перед законом и судом); меняется (усложняется) лишь процедура.

Причина существования неприкосновенности — в необходимости обеспечить лиц, осуществляющих публично значимые задачи, дополнительным инструментом, позволяющим обеспечить более эффективное выполнение ими этих функций. Осуществляющие публичное преследование органы могут быть недовольны решением, которое принял депутат, его публичным выступлением, в общем, его депутатской позицией; или судебным решением, которое вынес судья. В таких случаях органы соответствующей власти (к примеру, в случае с депутатом Госдумы сама Госдума, в случае с судьей — квалификационная коллегия судей) проверяют, обусловлено ли обвинение в адрес этого лица реальными данными о том, что этим лицом могло быть совершено преступление/правонарушение; предоставляют ему возможность высказаться, почему в отношении него (нее) осуществляется преследование, если он(а) полагает, что это связано как раз с осуществлением ей публичных функций.

Неприкосновенность судей, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации установлена Конституцией и является примером самой высокой дополнительной гарантии при осуществлении преследования; законом могут быть установлены и меньшие гарантии для отдельных категорий лиц. К примеру, в отношении следователей, прокуроров и адвокатов уголовное дело может быть возбуждено только руководителем следственного органа Следственного комитета по соответствующему субъекту РФ.

А вообще существование институтов дополнительных гарантий при привлечении к ответственности вообще и неприкосновенности в частности свидетельствует о несовершенстве процедуры привлечения к ответственности. В идеале и обычные процедуры преследования должны давать лицу полноценную возможность защититься от несправедливых обвинений. Наличие в законе и Конституции указаний на неприкосновенность отдельных категорий лиц красноречиво показывает, что в России на данном этапе развития правоохранительной и судебной систем это невозможно. В Соединенных Штатах, к примеру, никакой неприкосновенности ни у судей, ни у членов Конгресса нет (у последних есть только право выступать в Конгрессе и голосовать, даже если они находятся под стражей).

Депутатская неприкосновенность

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Д.н. — это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Депутат ГД не может быть привлечен к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебной порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу, без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей.

По ФЗ РФ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Однако КС в постановлении от 20 февраля 1996 г. записал, что следует считать не соответствующими Конституции РФ положения Закона о Д.н. в отношении поступков, не связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Авакьян С.А.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>В чем заключается депутатская неприкосновенность

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность (парламентский иммунитет) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (статья 98), а также неприкосновенность Президента Российской Федерации (статья 91) и судей (статья 122). Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Постановление Конституционного Суда РФ породило волну прокурорских протестов в отношении аналогичных актов, принятых законодательными органами субъектов РФ. По протесту прокурора Архангельской области судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 апреля 1996 года признала соответствующие статьи областного закона о статусе депутата областного Собрания недействительными.

Добавить комментарий